Научная статья на тему '«БОГОРОДИЦА С РЕВОЛЬВЕРОМ» И СВОЕЙ ВЕРОЙ (ЖИЗНЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ВЕРЫ ФИГНЕР)'

«БОГОРОДИЦА С РЕВОЛЬВЕРОМ» И СВОЕЙ ВЕРОЙ (ЖИЗНЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ВЕРЫ ФИГНЕР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» / «НАРОДНАЯ ВОЛЯ» / ПРОЦЕСС «14-ТИ» / ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ ТЮРЬМА / ПАРИЖСКИЙ КОМИТЕТ ПОМОЩИ ПОЛИТКАТОРЖАНАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронихин А.В.

Свои жизненные вершины Вера Фигнер брала одну за другой: первой ученицей окончила институт благородных девиц, в 18 лет вышла замуж по любви за перспективного потомственного дворянина, уехала с ним в Швейцарию, где оба поступили в Цюрихский университет. Резко поменяв жизненные приоритеты, стала профессиональным революционером и участвовала в «хождении в народ», в подготовках трех покушений на императора Александра II, отбыла 20-летнее одиночное заключение в Шлиссельбургской каторжной тюрьме, по выходе из которой организовала Парижский комитет помощи политзаключенным Российской империи, а затем отстаивала их права в Советской России и стала литературным хранителем памяти революционеров-народовольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE VIRGIN WITH A REVOLVER» AND HER FAITH (THE LIFE PEAKS OF VERA FIGNER)

Vera Figner took her life peaks one after another: she graduated from the Institute of noble maidens as the first student, at the age of 18 she married a promising hereditary nobleman for love, went with him to Switzerland, where both entered the University of Zurich. Having abruptly changed her life priorities, she became a professional revolutionary and participated in «going to the people», in the preparations for three attempts on Emperor Alexander II, served 20 years of solitary confinement in the Shlisselburg convict prison, upon leaving which she organized the Paris Committee for Assistance to Political Prisoners of the Russian Empire, and then defended their rights in Soviet Russia and became a literary guardian of the memory of the revolutionaries-narodovolts.

Текст научной работы на тему ««БОГОРОДИЦА С РЕВОЛЬВЕРОМ» И СВОЕЙ ВЕРОЙ (ЖИЗНЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ВЕРЫ ФИГНЕР)»

БИОГРАФИКА

УДК 94(47)+092

«БОГОРОДИЦА С РЕВОЛЬВЕРОМ» И СВОЕЙ ВЕРОЙ (ЖИЗНЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ВЕРЫ ФИГНЕР)

А.В. Воронихин1

Свободный исследователь e-mail: Voronikhin@mail.ru

Свои жизненные вершины Вера Фигнер брала одну за другой: первой ученицей окончила институт благородных девиц, в 18 лет вышла замуж по любви за перспективного потомственного дворянина, уехала с ним в Швейцарию, где оба поступили в Цюрихский университет. Резко поменяв жизненные приоритеты, стала профессиональным революционером и участвовала в «хождении в народ», в подготовках трех покушений на императора Александра II, отбыла 20-летнее одиночное заключение в Шлиссельбургской каторжной тюрьме, по выходе из которой организовала Парижский комитет помощи политзаключенным Российской империи, а затем отстаивала их права в Советской России и стала литературным хранителем памяти революционеров-народовольцев.

Ключевые слова: «Земля и воля», «Народная воля», процесс «14-ти», Шлиссельбургская тюрьма, Парижский Комитет помощи политкаторжанам.

«THE VIRGIN WITH A REVOLVER» AND HER FAITH (THE LIFE PEAKS OF VERA FIGNER)

A.V. Voronikhin

(Saratov, Russia)

e-mail: Voronikhin@mail.ru

Vera Figner took her life peaks one after another: she graduated from the Institute of noble maidens as the first student, at the age of 18 she married a promising hereditary nobleman for love, went with him to Switzerland, where both entered the University of Zurich. Having abruptly changed her life priorities, she became a professional revolutionary and participated in «going to the people», in the preparations for three attempts on Emperor Alexander II, served 20 years of solitary confinement in the Shlisselburg convict prison, upon leaving which she organized the Paris Committee for Assistance to Political Prisoners of the Russian Empire, and then defended their rights in Soviet Russia and became a literary guardian of the memory of the revolutionaries-narodovolts.

Keywords: «Earth and Will», «Narodnaya Volya», the process of «14», Shlis-selburg prison, Paris Committee for Assistance to Political Prisoners.

1 Воронихин Андрей Владимирович (Саратов) к.и.н., доцент, свободный исследователь.

В 2018 г. в серии «Старая школа» издательства «Common place» вышло переиздание монографии Николая Алексеевича Троицкого о Софье Перовской2. Я обратился в издательство с предложением рассмотреть рукопись книги о Вере Фигнер, которое было встречено благожелательно. Научная биография Веры Николаевны Фигнер вышла в 2020 году и была встречена научным сообществом позитивно3.

В частности, рецензент журнала «Историческая экспертиза» Александр Журавель отметил, что автор «в самом начале книги ясно показывает - кем и чем являются для него Н.А. Троицкий и В.Н. Фигнер, это для него сокровенное, так что не написать эту книгу он не мог. Моральный долг перед ушедшими, но дорогими для автора людьми заставил его вернуться к главной теме его жизни»4.

Основой рукописи стали материалы кандидатской диссертации, подготовленной под научным руководством профессора Н.А. Троицкого и защищенной, когда мне было 32 года. Текст диссертации завершался очерком об «исповедании своей революционной веры» на следствии и суде Верой Фигнер в 1884 г., когда ей было 32 года. Теперь же в свои 58 лет в книгу я дописал еще 58 лет жизни легендарной революционерки в послешлиссельбургский период. Такие цифровые сближения давали возможность осмыслить тему, используя свой исследовательский и жизненный опыт.

В период согласований и правки рукописи с редактором издательства «Common place», одним из рассматриваемых названий книги было заглавие этой статьи: «Богородица» с револьвером и своей верой». Подтолкнуло к такому оксюморону размышление Василия Васильевича Розанова.

«...Вера Фигнер была явно революционной "богородицей", как и Екатерина Брешковская или Софья Перовская <...> "Иоанниты",

2 Троицкий Н.А. Софья Львовна Перовская. Жизнь. Личность. Судьба. М.; Саратов, 2018.

3 Воронихин А.В. Вера Николаевна Фигнер. Взгляд на женщину русских революций из XXI века. М., 2020. Рец. см.: Кан Г. Вера Фигнер: известная и неизвестная // Российская история. 2021. № 2. С. 214-220.

4 Рец.: Журавель А.В. Вера Фигнер возвращается? // Историческая экспертиза. 2020. № 4. С. 325-326.

всё "иоанниты" около "батюшки Иоанна Кронштадтского", которым на этот раз был Желябов»5.

Эта парадоксальная фраза религиозного философа, на мой взгляд, нуждается в осмыслении, так как ни это провокационное название, ни мои размышления на тему «о святости и греховности» в нравственном облике революционерки в окончательную редакцию книги не вошли. Поэтому я суммировал свои наблюдения в этой работе.

Ее я предваряю двумя сценами из жизни Российской империи 1881 года.

8 или 9 марта состоялось такое объяснение: «Верочка, можно у тебя ночевать?», - спросила Перовская за день или два до ее ареста6. Вера Фигнер смотрела на нее с удивлением и упреком: «Как это ты спрашиваешь? Разве можно об этом спрашивать?!» - «Я спрашиваю, - сказала Перовская, - потому что, если в дом придут с обыском и найдут меня, тебя повесят». Обняв ее и указывая на револьвер, который лежал у изголовья постели, Вера Фигнер сказала: «С тобой или без тебя, если придут, я буду стрелять»7. Этот диалог происходил на конспиративной квартире в Санкт-Петербурге.

А в Гатчинском дворце Александр III в декабре этого трагического для Дома Романовых года, на Рождество Христово получил от своей супруги Марии Федоровны подарок - американский револьвер Smith & Wesson.38, который был куплен за 35 руб., к нему прилагались 100 патронов (7 руб. 50 коп.) и кобура (5 руб.)8.

Ни первому, ни второму обладателю личного оружия самому стрелять из него не пришлось. Их противостояние происходило на расстоянии и окончилось задержанием Веры Фигнер 10 февраля 1883 г. в Харькове. Оружия при ней не было, в портмоне - 85 коп. и «три иностранные мелкие монеты»9. Император Александр III отреагировал на известие об аресте революционерки фразой: «Слава Богу! Эта ужасная женщина арестована».

5 Розанов В. Между Азефом и «Вехами» // Вехи: pro et contra. Антология. СПб., 1998. С. 309.

6 С.Л. Перовская была арестована утром 10 марта 1881 г.

7 Фигнер В.Н. Запечатленный труд. Воспоминания. В 2-х т. Т. 1. М., 1964. С. 279.

8 Погодина И. Рождество в царской России. - URL: https://www.livemas-ter.ru/topic/2703227-rozhdestvo-v-tsarskoj-rossii. (Дата обращения: 21.10.2021).

9 РГВИА. Ф. 1351. Оп. 1. Д. 5574. Л. 3 об.

Здесь необходимо одно отступление...

По некоторым сведениям, в кабинете Александра II хранилось оружие, которое первый русский террорист-одиночка Д.В. Каракозов выбрал для покушения на императора - подержанный двуствольный капсюльный дульнозарядный пистолет типа «Хаудах»10. 4 (16) апреля 1866 г. Каракозов у решетки Летнего сада в Санкт-Петербурге успел выстрелить только из одного ствола мимо цели.

«Доселе русских государей ещё ни разу не убивали на площади, при всём честном народе. С ними управлялись келейно - душили шарфом в собственной спальне, пристукивали табакеркой, приканчивали в разгаре дружеского застолья. Каракозов нарушил традицию: он посягал явно. Он создавал прецедент. —считает доктор филологических наук И.Л. Волгин. - Отныне русская историческая власть лишалась ореола неприкосновенности. Отныне её нужно было охранять»11.

Через год другой поданный Российской империи поляк А.И. Березовский 23 мая (4 июня) 1867 г. в Париже при выстреле дуплетом в Александра II из аналогичного оружия сам получил ранение - от дефекта самодельной пули один из стволов взорвался в руке террориста. Другая пуля попала в голову лошади офицера свиты Наполеона III Фирмена Рембо.

5 февраля 1878 г. революционерка-народница В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова из английского револьвера «Бульдог» (Bulldog) - компактного оружия ближнего боя. Во время аудиенции она выстрелила в упор и тяжело, но не смертельно ранила генерал-адъютанта, который прожил с не извлеченной пулей до 1889 г.

Примечательно, что из такого же оружия в 1881 г. Ш. Гито смертельно ранил 20-го президента США Д.А. Гарфилда. Только американец приобрел револьвер с рукоятью из слоновой кости (а не с деревянной, как у Засулич), просчитав, что такое оружие будет лучше смотреться в музейном собрании.

В Светлый понедельник 2 (14) апреля 1879 г. революционер-землеволец А.К. Соловьев стрелял в Александра II из револьвера

10 См.: Пырин П.Г. Россия 60-80-е годы XIX века. Оружие террора. Часть I. [Электронный ресурс] // Покушения на Александра II: от револьвера до динамита. - URL: https: www.cibum.ru/book/show/86499075 (Дата обращения: 06.11.2021).

11 Волгин И.Л. Последний год Достоевского. М., 1991. С. 17.

,^еЫеу ШС № 1 с редким калибром 12,7 мм. Пять пуль, выпущенные террористом вреда императору не причинили. «На послезавтра (то есть 4 апреля) приходилась <.. .> тринадцатая годовщина каракозовского покушения»12.

После третьего неудачного покушения революционеров на Александра II огнестрельное оружие вытеснили самодельные взрывные устройства. В подготовке трех последующих попыток взорвать самодержца Всероссийского принимала участие дворянка Вера Фигнер.

В 1869 г. она окончила «с большим шифром» Казанский Роди-оновский институт благородных девиц. При выпуске ее курса «случайно присутствовал Его Императорское Высочество Принц Ольденбургский», который подарил Вере, «как первой воспитаннице свою фотографическую карточку»13. Событие? Знаменательное событие! Первая вершина в начале жизни была взята.

В своих воспоминаниях Вера Николаевна, не упомянув о встрече с представителем царствующего дома Романовых, записала: «Мой ум по выходе из института был совершенно свободен от каких бы то ни было общественных и политических идей. Он был девственной почвой, но такой, на которой могло возрасти уважение к науке, знанию и стремление к общественности и общественной деятельности»14.

Начальница Родионовского института Софья Ланская (а не Сусанна Александровна Мертваго, возглавлявшая институт в 18611881 гг., как ошибочно сообщил своим читателям Г.С. Кан15) дала характеристику первой ученицы 1869 г.: «.Она выделялась из всех своих совоспитанниц умом, сравнительным развитием, жаждою к учению, настойчивым и резким характером, но при этом отличалась замечательною добротой. По всему этому она пользовалась значительным влиянием на своих подруг и их большою любовью, особенно же пользовалась сильным влиянием на свою младшую сестру Лидию, не отличавшуюся вообще таким умом, характером и вообще способностями, как старшая сестра.»16.

Перед 17-летней девушкой, неудовлетворенной бесцельной деревенской жизнью, со всей остротой встал вопрос о выборе

12 Волгин И.Л. Указ. соч. С. 16.

13 РГВИА. Ф. 1351. Оп. 1. Д. 5547. Л. 94-95.

14 Фигнер В.Н. Запечатленный труд. Т. 1. С. 95, 96.

15 Кан Г.С. «Народная воля»: идеология и лидеры. М., 1996. С. 115-116.

16 РГВИА. Ф. 1351. Оп. 1. Д. 5547. Л. 94-95.

занятия17. Ответ на него она нашла в журнале «Дело», в одном из номеров которого сообщалось о присвоении Ученым советом Цюрихского университета в декабре 1867 г. степени доктора медицины, хирургии и акушерства русской женщине - Надежде Про-кофьевне Сусловой. Пример Сусловой окрылил Веру Фигнер18. Отныне все ее помыслы были направлены на реализацию возможности учиться в университете России или за границей. Даже бракосочетание с выпускником юридического факультета Казанского университета, кандидатом права Алексеем Филипповым не охладило этой страсти.

В «Запечатленном труде» В.Н. Фигнер так отметила время этого знаменательного события в жизни: «.. .мы встречались часто, разговаривали обо всем, и, к нашему удовольствию, всегда сходились во взглядах, вместе читали книги. Первый год нашего знакомства еще не кончился, когда 18 октября 1870 года мы обвенчались в сельской церкви села Никифорово»19.

А вот в метрической книге Казанско-Богородицкой церкви села Никифорово Тетюшского уезда Казанской епархии зафиксирована другая дата: «за тысяча восемь сот семидесятый год во 2-й части о бракосочетавшихся под № 12 написано; сентября шестнадцатого дня»20. Видимо, для Веры Фигнер, обладавшей замечательной памятью, день венчания не стал датой, заслуживающий запоминания на всю жизнь21. Для любой другой ее ровесницы удачный

17 По свидетельству С. Елпатьевского Вера «любила музыку и через год после окончания института, собиралась поступать в консерваторию». См.: Ел-патьевский С. Вера Николаевна Фигнер. (Попытка биографии) // Галерея шлиссельбургских узников. Ч. 1. СПб., 1907.

18 Пример Н.П. Сусловой увлек и будущих активных деятелей народничества сестер Субботиных. См.: Никитина Т.Е. Женщины в русском революционном движении 60-70-х гг. XIX в. // Дисс... канд. ист. наук. Ростов-н/Д, 1971. С. 267. Существенное влияние Н.П. Суслова оказала и на выдающегося ученого-математика С.В. Ковалевскую. См.: Тишкин Г.А. Женский вопрос в России 50-60-е годы XIX в. Л., 1984. С. 155.

19 Фигнер В.Н. Запечатленный труд. Т. 1. С. 10.

20 РГВИА. Ф. 1351. Оп. 1. Д. 5547. Л. 100.

21 Остановился я на этом сюжете для того, чтобы оспорить версию, попавшую на страницы справочника по персоналиям революционеров-народников: Вера Фигнер «в 1870 г. фиктивно вышла замуж за судебного следователя А.В. Филиппова.» (См.: Деятели революционного движения в России. Справочник и электронная база данных. Вторая половина 1850-х - 1890-е гг. Т. 2: 1870-е гг. / Ответ. сост. Л.М. Ляшенко. М., 2009. С. 581). Сама В.Н. Фигнер о своем браке, как о «фиктивном», никогда не писала. А Алексей Викторович

брак стал бы тоже достижением, но не для Веры.

В 1883 г. Алексей Филиппов такими словами обрисовал причину его расставания с первой женой: «после двух лет жизни с нею, жизни, которая показала мне, что эта женщина не может довольствоваться скромной ролью жены и хозяйки, - я согласился на ее непременное желание учиться медицине и, не будучи в силах оторваться от нее, я поехал с ней за границу в мае 1872 г. В Цюрихском университете она занималась добросовестно.». Но «я оказался для нее неподходящим человеком» и «выполнил желание Веры Николаевны забыть ее»22.

За год пребывания в Цюрихе в мыслях Веры Фигнер произошел такой же переворот, как и у большинства других русских студентов: «то, что было прежде целью, мало-помалу превратилось в средство; деятельность медика <...> как таковая потеряла смысл <...>; мы предполагали лечить симптомы болезни, а не устранять ее причины...»23, - такое прозрение отмечено в ее «Запечатленном труде».

Теоретические нравственные искания привели юную Веру Фигнер в народническое движение. По призыву арестованных товарищей в декабре 1875 г. Фигнер вернулась из Швейцарии в Россию, не завершив обучение в университете. Отныне свои жизненные вершины она будет отмечать не просто как женщина-дворянка, а как профессиональный революционер.

А дальше пунктиром приведу ряд свидетельств о «святости и греховности» революционерки-народницы в глазах современников, которые перекликаются с размышлением В.В. Розанова.

В новосаратовском поселении землевольцев-сепаратистов Вера Фигнер смогла устроиться на должность фельдшерицы и повивальной бабки с 1 июня 1878 г. на 2-м участке Петровского земства Саратовской губернии (в селе Вязьмино). Объем работы был колоссальный. В первый месяц она приняла 800 человек больных, а в течение 10 месяцев — 5 тысяч, «столько же, сколько земский врач в течение года в городе, при больнице, с помощью нескольких фель-дшеров...»24. «Не стесняемая надзором доктора, — вспоминала

Филиппов пронес дружеские чувства к своей первой супруге через всю жизнь.

22 РГВИА. Ф. 1351. Д. 5574. Лл. 87 об. - 88.

23 Фигнер В.Н. Запечатленный труд... Т. 1. С. 122.

24 У заведующего Петровской земской больницей В.А. Попова в штате было 2 фельдшера и одна акушерка. См: ГАСО. Ф. 79. Oп. 1. Д. 95. Л. 41.

В. Фигнер, — которого все время в моем участке не было, и получая непосредственно из управы от председателя столько медикаментов, сколько мне было надобно, я, быть может, помогала потому, что давала лекарства в надлежащем количестве...»25. Земские больницы и фельдшерские пункты отпускали лекарства бесплатно. И далее: «Этот громадный труд, конечно, был бы мне не по силам, если бы сестра Евгения не разделяла его со мной». Общий итог своей работы Вера Николаевна подводит не без удовлетворения и гордости: «Бедный народ стекался ко мне, как к чудотворной иконе, целыми десятками и сотнями; около фельдшерского домика стоял с утра до самого вечера целый обоз; скоро моя слава перешла за пределы трех волостей, которыми я заведовала, а потом и за пределы уезда...»26.

Откликнувшись на сетования крестьян, что в их волостях нет ни одной школы, сестры Фигнер занялись бесплатным обучением 25 детей. В этом деле главную роль играла Евгения Николаевна, получившая лестное прозвание у местных жителей: «наша золотая учительша»27.

Прокурор, ведший следствие среди крестьян в Вольском уезде Саратовской губернии, делился своими впечатлениями с Михаилом Родионовичем Поповым, не зная, что он сам из тех же нигилистов: «С кем из крестьян мне ни приходилось говорить и мужики, и бабы самого лучшего мнения о них. Особенно восторженные отзывы я слышал об одной фершалке, как они называют. Эта фер-шалка, по их словам, какая-то богородица. Уверяю вас, - говорил негодующе прокурор, - один из ямщиков так-таки и сказал мне: «Что уж и говорить, барин, - наша фершалка на редкость. Уж истинно кого господь захочет благословить на добрые дела. Придешь это к ней: ночь ли, дождь, и какая там ни будь погода - ни тебе слова! Села себе и поехала, а то и пеши пошла. Просто сказать вам, барин, истинно святая душа!» - «Да знаешь ли ты, - говорю я ему, - что это за люди? Ведь это враги царя, враги закона». А он себе, ровно это для него такие пустяки, о которых и говорить не стоит, отвечает: «Насчет этого ничего вам, барин, не могу сказать. А что она вот какой человек, как я вам докладывал, это истинно так, как перед Богом говорю»28.

25 Фигнер В.Н. Запечатленный труд... Т. 1. С. 162.

26 Там же.

27 Там же. С. 163.

28 Попов М.Р. Записки землевольца. М., 1933. С. 208-209.

Второй раз встречается слово «богородица» на этот раз в речи саратовского крестьянина. Ведь большое и полезное дело делали сестры Фигнер, но натолкнулись на активное противодействие местного предводителя дворянства, волостного писаря и полицейского исправника, который закрыл школу. И Вера Фигнер вынуждена была перейти на нелегальное положение, потому что «знала и не донесла» о замысле А.К. Соловьева на цареубийство.

Впоследствии В.Н. Фигнер кроме большой организаторской, пропагандистской работы в Исполкоме партии «Народная воля» будет активной участницей подготовительных работ в трех покушения на императора Александра II - в сентябре-декабре 1879 г. -в Одессе вместе с Н.И. Кибальчичем, М.Ф. Фроленко и Т.И. Лебедевой (не состоялось), в апреле 1880 г. в Одессе на Итальянской улице (покушение отменено ИК), в 1881 г. - в Петербурге, когда Александр II был смертельно ранен метательным снарядом народовольца И. Гриневицкого на набережной Екатерининского канала. На заседании ИК 3 марта 1881 г. В.Н. Фигнер единственная кто настаивал на сохранении подкопа на Малой Садовой улице с тем, чтобы взорвать карету нового царя Александра III. Именно Вера Фигнер руководила подготовкой покушения, в результате которого был убит 18 марта 1882 г. военный прокурор генерал-майор В.С. Стрельников в Одессе.

По совокупности совершенных преступлений Санкт-Петербургский военно-окружной суд 28 сентября 1884 г. вынес революционерке приговор: смертная казнь через повешенье. Для 27-летней Сони Перовской такой приговор по делу «первомартовцев», приведенный в исполнение 3 апреля 1881 г. на плацу гвардейского Семеновского полка Санкт-Петербурга стал дорогой в бессмертье. Эта вершина могла стать последней и на земном пути Веры Николаевны. Но Высочайшим повелением казнь была заменена на пожизненное заключение в государевой тюрьме Шлиссельбург, которую Александр III считал более суровым наказанием, чем смерть на эшафоте29.

В Шлиссельбурге Вера Фигнер не просто выживала, а стала нравственным камертоном для заключенных мужчин. Задание на период, «когда часы жизни остановились», Вера Николаевна выполнила. Вот выдержка из рапорта помощника начальника штаба

29 Заключение в Шлиссельбургской каторжной тюрьме Александр III считал «самым сильным и неприятным наказанием». См.: Колосов Е.Е. Государева тюрьма Шлиссельбург. М., 1930. С. 19.

Отдельного корпуса жандармов полковника Ф.Н. Каирова: «Арестантка № 11 составляет как бы культ для всей тюрьмы, арестанты относятся к ней с величайшим почтением и уважением, она, несомненно, руководит общественным мнением всей тюрьмы, и ее приказаниям все подчиняются почти беспрекословно; с большой уверенностью можно сказать, что проявляющиеся в тюрьме протесты арестантов в виде общих голодовок, отказывания от гуляний, работ и т.п. делаются по ее камертону»30.

Петербургский писатель Виктор Смирнов, нечаянно забытый в казематах Шлиссельбурга в октябре 1990 г., на себе испытал всего-то лишь трехчасовой ужас узника одиночной камеры. На вопрос: почему одни погибли, покончили собой, сошли с ума, а другие, не самые здоровые в физическом отношении, выжили, он предложил свое объяснение. «Нужен был гений Достоевского, его личный опыт заключенного, чтобы разрешить эту тайну, — написал наш современник. — Князь Мышкин в "Идиоте" вроде б невзначай оборонил в разговоре: "А я думаю, что и в тюрьме можно огромную жизнь найти". Это и есть ответ. Выжили те, кто научился жить в тюрьме, именно жить, а не пытаться выжить, те, кто в каменном мешке, среди голых стен, сумел создать для себя цели и интересы, кто трудился ежечасно, кто превратил свой мозг в лучшую научную лабораторию. »31

Когда в 1904 г. (29 сентября) Фигнер перевели из Шлиссельбурга в Петропавловскую крепость, то ей разрешили еще раз встретиться с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (А.В. Вадковским), который посещал шлиссельбуржцев в крепости-тюрьме. Незаурядная личность и непоколебимая вера революционерки в правильность избранного пути произвели сильное впечатление на одного из самых образованных иерархов Русской православной церкви. Вера Фигнер отказалась принять благословение от митрополита, который, однако, под впечатлением своеобразной исповеди неверующей узницы сказал: «Как знать! Быть может, те, кто верует, как вы, а не другие спасутся!»32.

Брат-монархист, не просто оперный певец, а - солист Его императорского Величества - Николай Фигнер 10 октября 1904 г. написал в письме жене Рене Радиной-Фигнер: «.я в час поехал с

30 Цит. по: Новорусский М. Записки шлиссельбуржца 1887-1905. 2-е изд. М., 1933. С. 407.

31 Смирнов В. Приключение в Шлиссельбурге // Нева. 1990. № 7. С. 197.

32 Фигнер В.Н. Запечатленный труд. Т. 2. С. 249.

братом и сестрами в Петропавловскую крепость. На квартире у смотрителя <...> я увидел впервые после 26 лет мою сестру! Не могу описать тебе того, что я перечувствовал. <.> Все время меня душили слезы <...> Свидание длилось три часа, и чем более я говорил с Верой, тем более она становилась предо мной под каким-то недосягаемым ореолом - чуть не святой женщиной! Сколько самой нежной ласки во взгляде и разговоре. Никакого озлобления. Свежий светлый ум и взгляд. <...> Одним словом я был прямо и очарован и поражен!»33

Другой брат Веры Николаевны, тоже верноподданный и благонадежный - Петр Фигнер - в 1905 г. опасался оставлять в имении сестру-революционерку одну. Ведь она отбыла наказание за покушения на жизнь царя-батюшки, помазанника Божия. В его представлении политическое прошлое сестры могло вызвать к ней враждебное отношение крестьян. Но Ольга Фигнер-Флоровская «сделала разведки» и успокоила домашних. Местная крестьянка доверительно поведала ей, что «у нас думают, что теперь она святая, и больше она этого делать не будет». «Так в этих словах характерно сочеталось и понятие о святости страдания, и понятие о грехе»34, - обобщила В.Н. Фигнер.

Но чтобы дальше со своей верой нести свой крест бывшей политкаторжанке нужно было найти свое место в России ХХ века.

Попытка заняться благотворительной деятельностью в родных местах Тетюшского уезда оставила незаживающую рану на сердце, о чем Фигнер поведала в очерке «С горстью золота среди нищих».

Не нашла применение своим силам Вера Николаевна и в партии социалистов-революционеров, в которую вступила, выехав в 1906 г. за границу. Она сообщила о своем выходе из партии Н.Д. Авксентьеву, который отреагировал такими словами: «Вы не должны примыкать ни к какой партии, потому что вы принадлежите всем»35.

31 декабря 1909 г. в канун нового года на собрании друзей из 7-8 человек В.Н. Фигнер выступила инициатором создания комитета помощи политкаторжанам, который впоследствии назовут

33 Фигнер Н.Н. Воспоминания. Письма. Материалы. Л., 1968. С. 142.

34 См.: Фигнер В.Н. После Шлиссельбурга // Полн. собр. соч. в 7 тт. Т. 3. М., 1932. С. 145.

35 Фигнер В.Н. После Шлиссельбурга. С. 309.

«Парижский», или им. В.Н. Фигнер. В первый вечер было собрано 300 франков. В организационное ядро Комитета вошли всего 5-ть человек: Давид Аитов - казначей, Вера Гоц, Мария Гольдсмит и Софья Шейнцис - «одна из самых энергичных деятельниц эмигрантской кассы в Париже». Вера Николаевна была избрана председателем. За три года (1910-1913 гг.) Комитет Веры Фигнер собрал 137 тыс. фр. за границей, и 10 185 руб. в России. Эти суммы позволили регулярно оказывать помощь 23 тюрьмам Российской империи36.

Накануне Первой мировой войны имя Веры Фигнер стало широко известно не только в России, но и в Европе. Она смогла организовать действенную международную помощь российским политзаключенным без различия их политических взглядов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После выхода биографии Веры Фигнер мне задали вопрос, на который, как оказалось, в книге ответа нет: почему из сотен борцов с самодержавием современники с особым почтением относились именно к Вере Фигнер? Только ли потому, что она достойно прожила 90 лет и оставила талантливо написанные мемуары?

Здесь видимо уместно применить понятия «масштаб личности», о котором Зигмунд Фрейд оставил крылатое выражение: «Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя». Дальше уже «каждый выбирает по себе // Женщину, религию, дорогу, // Дьяволу служить или пророку ...» (Юрий Левитанский).

Для корректного сравнения сошлюсь на биографию другого члена Исполкома «Народной воли» Анны Павловны Прибылевой-Корбы (урожденной Мейнгардт), которая тоже деятельно прожила 90 лет, обладала природной красотой и женским обаянием (ее полюбил "тихо, спокойно, но глубоко и навсегда" Александр Дмитриевич Михайлов). В жизни Анны Корбы была самоотверженная работа сестрой милосердия на театре русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Румынии; она была членом редакции газеты «Народная воля» и народовольческого военного центра, хозяйкой конспиративных квартир и народовольческой типографии, участницей покушений на Александра II и жандармского подполковника Г.П. Судейкина, процесса «17-ти» народовольцев; отбывала 20-летнюю Карийскую каторгу, сотрудничала с эсерами, была членом редакции журнала «Каторга и ссылка». Жизнеописание этой

36 Фигнер Вера Николаевна // Энциклопедический словарь русского био-библиографического института Гранат. В 58 т. М., 1910-1958. Т. 40. С. 476.

незаурядной личности еще ждет своего исследователя или исторического романиста масштаба Ю.В. Давыдова.

Но ни она, ни другие видные члены «Народной воли», дожившие до преклонного возраста уже в Советской России, не обрели такого широкого международного признания. (Я имею в виду Анну Васильевну Якимову-Диковскую - хозяйку динамитной мастерской - «Баску», прожившую в борьбе 85 лет и оставившую 37 мемуарных публикаций; Прасковью Семеновну Ивановскую, ушедшую из жизни в 1935 г. в возрасте 82 года, за плечами которой были и работа в типографиях «Народной воли», и побег с поселения, и работа в БО ПСР по подготовке убийства В.К. Плеве, и подробные воспоминания, и даже отказ от персональной пенсии СНК СССР в 1926 г.).

Жизненный подвиг Веры Фигнер не только, и не столько в революционном самопожертвовании (на это были способны сотни деятелей революционного движения), а в том, что она единственная женщина в дореволюционной России пережила 20-летнее одиночное заключение в государевой тюрьме Шлиссельбург, а выйдя на свободу в 52 года, спасла тысячи политзаключенных, оказывая им помощь через созданный ею международный комитет, в который входили всего-то 5 человек. Делала она это как внепартийная правозащитница, не с револьвером, а с верой в необходимость такой деятельности и осознанием того, что кроме нее это никто не сделает37. В советский период именно Вера Фигнер была верной и самой авторитетной хранительницей памяти о своих товарищах-народовольцах, и по мере возможности и сил выступала в защиту «политических» независимо от их партийной принадлежности, за что и получила пожизненное признание осужденных, но не сломленных.

Вера Николаевна Фигнер не раз «заглядывала смерти в глаза»: в 32 года, когда военно-кружным судом была приговорена к смертной казни через повешенье, в 50 лет, когда сорвала погоны со смотрителя Шлиссельбургской каторжной тюрьмы (за что полагался расстрел). А умерла легендарная революционерка на 90-м году от роду, в своей квартире в Москве, на Арбате, напротив театра Е.Б. Вахтангова. Случилось это в воскресенье 14 июня 1942 г. в 16 ч. 15 мин., а не 15 июня, как было принято считать ранее38. Незадолго

37 См. подробнее: Воронихин А.В. Вера Николаевна Фигнер. Гл. III.

38 В справочной литературе дается неверная дата смерти В.Н. Фигнер -15 июня 1942 г., взятая из официально некролога в газете «Правда» от 16 июня

до смерти на телефонное предложение заместителя председателя ГКО, наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова эвакуироваться из столицы В.Н. Фигнер спокойно ответила: «Пусть заботятся о живых»39.

Ее скромный надгробный памятник на Новодевичьем кладбище в виде вазы с фотопортретом 1883 г. содержит только годы жизни: «Вера Николаевна Фигнер. 1852-1942».

1942 г. Точное время и дату смерти Веры Николаевны занесла в свой дневник Н.П. Куприянова - двоюродная сестра и единственный свидетель кончины. См.: Жукова Е.Д. На полках старинного шкафа: Семейная хроника. М., 1990. С. 367.

39 См.: Фигнер В.Н. В борьбе. Л., 1980. С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.