Научная статья на тему '2011. 02. 014. Головков Г. З. Женское лицо русской революции, 1861-1917. - М. : Флинта, 2010. - 517 с'

2011. 02. 014. Головков Г. З. Женское лицо русской революции, 1861-1917. - М. : Флинта, 2010. - 517 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
654
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / РЕВОЛЮЦИЯ 1905 Г. / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. / ЖЕНЩИНЫ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ / ТЕРРОРИЗМ / БИОГРАФИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 014. Головков Г. З. Женское лицо русской революции, 1861-1917. - М. : Флинта, 2010. - 517 с»

2011.02.014. ГОЛОВКОВ Г.З. ЖЕНСКОЕ ЛИЦО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, 1861-1917. - М.: Флинта, 2010. - 517 с.

Ключевые слова: история России, революция 1905 г., революция 1917 г., женщины в революционном движении, терроризм, биографии.

Г.З. Головков исследует участие женщин в русском революционном движении во второй половине XIX - начале XX в. Книга состоит из введения, десяти глав, краткого заключения. Автор широко использовал источники, часть из которых является библиографической редкостью. В работе приводятся многочисленные биографические сведения, в том числе и о малоизвестных революционерках.

Автор рисует масштабную картину интеллектуальных, идеологических и социально-политических взглядов революционно настроенных слоев общества. Его также интересуют внутренние, скрытые психологические особенности женщин, избравших путь революции и террора. Поэтому, по мере возможности, он уделяет внимание частной, семейной, интимной жизни как фактору, зачастую определявшему судьбу революционерок.

По мнению Г. З. Головкова, в революционное движение женщины пришли через личную эмансипацию, «включавшую в себя стремление к материальной и моральной независимости, а также через борьбу за равные права с мужчинами при получении образования» (с. 7). Подчеркивается, что эмансипация охватила почти все слои общества, за исключением беднейшего крестьянства: дворянство, чиновников, военных, купцов, духовенство. Женщины активно участвовали во всех формах революционного движения, от трудовой деятельности «в народе» до хранения и распространения нелегальной литературы, от пропаганды до террористических актов.

Об участии женщин в тайной организации «Земля и воля» (60-е годы XIX в.), созданной по инициативе А.И. Герцена и Н. П. Огарева, осталось мало сведений. Как указывает автор, прямо или косвенно с ней было связано 18 женщин, в том числе: А.Н. Энгельгардт, М.А. Челищева, О.С. Чернышевская.

Активным участником «Земли и воли» была дворянка, дочь штабс-капитана Антонида (Антонина) Петровна Блюммер (18361915). Впервые она была арестована в 1862 г. за распространение

прокламаций и революционную пропаганду в воскресной школе. Отбыв заключение, она уехала в Воронеж, но после дела Д. Каракозова последовал новый кратковременный арест. Освободившись, А. Блюммер организовала в Воронеже потребительское общество, пропагандирующее коммуны и артели, открыла школу и народную библиотеку.

Среди женщин - членов «Земли и воли» выделяется фигура Н.П. Сусловой, сестра которой, Аполлинария Суслова, по словам автора, «прошла уничтожающим смерчем» по жизни двух великих людей - Ф.М. Достоевского и В.В. Розанова. Н.П. Суслова обучалась в Санкт-Петербургском и Цюрихском университетах и в Медико-хирургической академии. Она стала первой в России женщиной-врачом, доктором медицины, защитившей диссертацию за рубежом. Вместе с мужем, швейцарским подданным Ф.Ф. Эрисма-ном, Надежда Суслова являлась членом Первого Интернационала. Хотя супруги числились политически неблагонадежными, они много сделали для российской медицины. Ф.Ф. Эрисман был основоположником организации гигиены и санитарии в России, по его инициативе проводилось знаменитое санитарное обследование фабрик и заводов Московской области, Надежда Прокофьевна имела обширную врачебную практику.

В 1864-1868 гг. в России наблюдалось некоторое революционное затишье. Молодежь, в том числе женщины, стремясь получить образование, уезжала из страны, обычно в Швейцарию. По свидетельству писателя и журналиста князя В. Мещерского, «иные [девушки и женщины] по два, по три раза в год ездят из Цюриха в Россию и обратно, перевозят письма, поручения, прокламации и принимают живое участие в преступной пропаганде. Другие увлекаются коммунистическими теориями свободной любви и, под покровом фиктивного брака, доводят забвение основных начал нравственности женского целомудрия до крайних пределов» (цит. по с. 29-30).

Среди сторонников П.Н. Ткачева и С.Г. Нечаева также было немало женщин. Александра Дмитриевна Дементьева (1850-1922) -незаконнорожденная дочь мещанки и штабс-капитана, получив небольшой капитал в наследство, открыла типографию, где напечатала прокламацию своего любовника П. Ткачева «К обществу». А. Дементьева и П. Ткачев были осуждены по так называемому

«первому делу нечаевцев». В ссылке А. Дементьева занималась революционной пропагандой, организовывала чтения и обсуждения социалистической литературы. В 1874 г. они оформили официальный брак и уехали в эмиграцию. Но семейная жизнь не сложилась - Ткачев сильно пил и избивал жену. Вернувшись в 1903 г. после развода в Россию, А. Дементьева работала врачом. Во время русско-японской войны попала в плен к японцам. После возвращения из плена в 1905 г., уже в России, ее арестовали за антиправительственную пропаганду среди военнопленных. После ареста и до конца своих дней она занималась врачебной практикой, «умерла в одиночестве, забытая всеми» (с. 35).

Первый женский политический кружок был организован в 1870 г., соединившись затем с мужским, он получил название «чайковцы». Первоначально в его состав входили: С. Перовская, сестры Вера, Надежда, Любовь Корниловы, А. Корба, М. Лешерн, Е. Мейнгардт и др. Чайковцы ставили перед собой мирные цели: заниматься просветительством, распространять нелегальную литературу, пропагандировать среди рабочих, «ходить в народ». Но вскоре последовали аресты. По знаменитому «Процессу 50-ти» (1871), первому гласному политическому процессу в России, были осуждены 16 женщин (С. Бардина, Л. Фигнер, В. Александрова и др.). Основными приговорами были тюремное заключение, хотя и его выдерживали не все (например, одна из заключенных, Н. Г. Георгиевская, пыталась покончить с собой в тюремной камере), или ссылка. «Ни одна из женщин, представших на этом процессе, не была отправлена на каторгу» (с. 49).

В 1877-1878 гг. прошел «Процесс 193-х». Автор приводит данные, согласно которым из 38 женщин 24 были оправданы, девятерым зачтено предварительное заключение, а пятеро отправлены в ссылку: Е. И. Аверкиева (Крушакевич или Прушакевич), Е. Брешко-Брешковская, С.А. Иванова, С.А. Лешерн, Е.В. Сукинская.

Г.З. Головков подчеркивает стойкость этих женщин, их верность революционным идеалам. Многие из нечаевок и чайковок, пройдя через тюрьмы, ссылки, эмиграцию и изгнание, «останутся в революции, они будут жить в борьбе и опасностях, а некоторые доживут до победы революции в 1917 г. и даже будут жить при новом строе, при социализме, при строе, за приход которого они боролись, сидели в тюрьмах и мучились на каторге» (с. 84).

К 70-м годам XIX в. в стране, по словам автора, наступил период жесточайшего разочарования революционной молодежи, прекратилось хождение в народ, народнические кружки были разгромлены, часть революционеров была в ссылке или на каторге, другие эмигрировали. Именно в эти «разгромленные годы» возникла необходимость собрать остатки народнического движения в организацию или партию. Так была образована новая «Земля и воля», ключевой фигурой в которой, по мнению автора, была Ольга Александровна Шлейснер (1850-1881), по мужу Натансон. С 1871 г. она состояла в кружке чайковцев, а с 1876 г. в «Земле и воле» была членом «Большого совета». После ареста мужа в 1877 г. одна руководила организацией в течение года. О. Натансон была арестована в 1878 г. и приговорена к шести годам каторги. Во время заключения в Петропавловской крепости у нее обострился туберкулез, она написала покаянное письмо правительству, в котором отказалась от своих убеждений. Вскоре после освобождения О. Натансон умерла.

«Земля и воля» была политически неоднородной организацией, внутри ее сформировалась группа террористов «Свобода или смерть», в которую входили как мужчины (С. Степняк-Кравчин-ский, Л. Тихомиров, В. Осинский), так и женщины (Е.Д. Сергеева, А.В. Якимова, С.А. Иванова). Среди них выделяется Мария Игнатьевна Кутитонская (1856-1887). Впервые она была осуждена по «Процессу 28-ми» за знакомство с террористом Чубаровым. М. Кутитонская отбывала наказание на Карийской каторге, после ее отправили на поселение в д. Акша, в южном Забайкалье. Там она и совершила террористический акт, жертвой которого стал военный губернатор Забайкалья генерал-майор Л.И. Ильяшевич, ужесточивший тюремный режим после попытки побега нескольких заключенных. М. Кутитонскую вначале приговорили к смертной казни, которую потом заменили вечной каторгой. В это время она была беременна и сознательно скрывала свое состояние от тюремного начальства и судей, чтобы ей не смягчили наказание. Автор приводит мнение американского журналиста Д. Кеннана, что Кути-тонская сделала это намеренно, полагая, что когда после казни обнаружится беременность, это придаст событиям еще большую огласку и вызовет еще большую ненависть к правительству. Г.З. Го-ловков подчеркивает и определенный психологический аспект этого решения, «Кутитонская думала и о том, что ее смерть повле-

чет за собой смерть нерожденного еще ребенка, но ненависть к существующему режиму перевесила чашу весов, и она готова была обречь на смерть дитя» (с. 98).

Отдельная глава посвящена судьбе Веры Засулич (18491919). Автор детально описывает обстоятельства покушения на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, ход судебного процесса над революционеркой, ее жизнь в эмиграции. Дело В.И. Засулич вызвало резонанс во всем мире, на него отреагировали даже, как казалось, далекие от российской действительности представители европейской культуры. Так, О. Уайльд написал драму «Вера или нигилисты», французский драматург В. Сарду - драму «Федора», на ее основе итальянский композитор У. Джордано создал оперу «Федора», где партию народовольца пел знаменитый Э. Карузо. В заключение главы автор подчеркивает изменение политических взглядов В.И. Засулич, «через некоторое время после своего покушения она резко осудила террор» (с. 125).

В 1880-х годах в революционной среде начался раскол, вызванный организационными и идеологическими разногласиями. Часть революционеров объединились в автономные кружки, не имевшие централизованного руководства и получившие общее название «Черный передел». Идеологически «Черный передел» был наследником «Земли и воли». Костяк его составляли Г. В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, из женщин - В. Засулич, Е.Я. Козлова, Е.Н. Ковальская, Е.П. Дурново, Р. Боград.

Среди женщин «Черного передела» выделяется фигура Елизаветы Николаевны Ковальской (1851-1943), с которой связано «Карийское дело» 1880-х годов. Автор подробно излагает события бурной революционной жизни Е. Ковальской и описывает условия содержания на каторге. Он приводит свидетельства каторжан: «Никаких надзирателей нет. <...> На работу ходим каждый день часов на пять. И это скорее прогулка, чем каторжная работа, час поработал, да два под кустом с книжкой. <...> В Новый год и Рождество водки выпили ведро с четвертью» (с. 138, 140). В то же время на Каре ссыльные женщины бунтовали и объявляли голодовки, протестуя против политики тюремной администрации, наказаний розгами, унизительных обысков, проводимых мужчинами-полицейскими. Одним из положительных последствий «Карийского бунта» стал запрет на применение телесных наказаний для женщин.

О деятельности народовольцев рассказывается в главе «Поединок темных сил». «Народная воля» была хорошо организованной, четко структурированной организацией, насчитывающей немногим более 500 человек. В разные годы женщины входили во все структуры организации - они состояли в неподотчетном партии и стоявшем выше ее Исполнительном комитете (С.А. Иванова, О.С. Любатович, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер), и были простыми агентами (Г.М. Гельфман, сестры Е.Н. и Н.Н. Оловенниковы). Особое внимание Г.З. Головков уделил отношениям С.Л. Перовской и А.И. Желябова, подчеркнув не только верность революционным идеалам (после ареста А. Желябова именно С. Перовская руководила подготовкой к покушению на царя), но и силу их любви: она требовала разработать план освобождения А. Желябова из тюрьмы. «Фактически для возвращения утраченной любви Перовская готова была подставить под удар полиции всю "Народную волю"» (с. 196).

Глава «На пути разрушения» посвящена террористической деятельности эсеров. На разных этапах в состав Боевой организации входили такие женщины, как Д.В. Бриллиант, П.С. Ивановская, Т.А. Леонтьева, М.М. Школьник и др. Так, эсерка Л.П. Езер-ская, жена члена Могилевской городской управы, сама стреляла в упор в могилевского губернатора Н.М. Клингенберга. Во время следствия она подтвердила свою принадлежность к революционной партии.

А. А. Биценко, учительница по образованию, в 1905 г. в доме саратовского губернатора П.А. Столыпина убила генерала В.В. Сахарова «за то, что тот слишком жестоко, по ее мнению, усмирял крестьянские погромы в Саратовской и Пензенской губерниях» (с. 303). Хотя к тому времени ЦК партии запретил теракты, это убийство было встречено «всеобщим ликованием» (там же).

Большое внимание автор уделяет судьбе известной революционерки, террористки М.А. Спиридоновой (1884-1942), убившей в 1906 г. советника тамбовского губернского правления Г.Н. Луже-новского. Молодая женщина, ей был тогда 21 год, хладнокровно выпустила в человека пять пуль, отравленных синеродистым калием. Г.З. Головков опровергает мнение, высказанное некоторыми авторами (А. Солженицын, Ю. Фельштинский, Е. Брейтбарт), что

М. Спиридонова была любовницей Луженовского и убила его из ревности.

Во второй половине XIX в. в России начинается формирование анархистского движения. Среди теоретиков анархизма была и женщина - М.И. Гольдсмит, соратница и переводчица П.А. Кропоткина. Она участвовала в организации Первой объединительной конференции русских анархистов-коммунистов. Среди женщин-анархисток были и участницы террористических актов, например Б.Л. Шерешевская-Вейсбром и Э.Г.Э. Таратута. В 1905 г. они бросили шесть динамитных бомб в одну из одесских кофеен. Здание было сильно разрушено, пострадали несколько ни в чем не повинных людей. Б.Л. Шерешевская-Вейсбром была казнена, а Э.Г.Э. Таратута приговорена к 17 годам каторги. Ей удалось бежать из тюрьмы. Власти большевиков Э. Таратута не приняла и примкнула к движению Н. Махно. При новой власти ее несколько раз арестовывали, а в 1938 г. расстреляли за контрреволюционную деятельность.

Следующая глава посвящена женщинам - членам РСДРП. Среди них - такие известные и хрестоматийные личности, как Н.К. Крупская, И.Ф. Арманд, сестры М.И. и А. И. Ульяновы, А.М. Коллонтай, Е.Ф. Розмирович, а также рядовые деятельницы: П. О. Гордон, близкая подруга и соратник Ю.О. Мартова, руководившая рабочим кружком Бунда; сестры Софья, Августа и Зинаида (впоследствии жена Г.М. Кржижановского) Невзоровы. С. и А. Невзоровы занимались пропагандистской деятельностью, а Зинаида, близкая и многолетняя подруга Н.К. Крупской, была членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

После революции 1905 г. социал-демократы стали создавать боевые группы, в них также были женщины. Первая Боевая техническая организация была создана в январе 1905 г., сразу после «кровавого воскресенья». В ее состав входили: Ф.И. Драбкина, С.М. Познер, М.И. Эссен, Л.Х. Гоби, М.Л. Сулимова и др. Женщины перевозили, иногда спрятав на теле или среди одежды, револьверы, взрывчатую смесь, запалы к бомбам, динамит.

Некоторые из русских социал-демократок участвовали в международном социалистическом движении: Е.Г. Бартенева, А.И. Балабанова.

В книге затронута малоизученная тема о женщинах - сотрудницах ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД, принимавших непосредственное участие в массовых казнях, пытках и убийствах. Так, в Петроградской ЧК в 1918 г. выделялись Е.Д. Стасова и В.Н. Яковлева. По словам писателя А.В. Амфитеатрова, они «залили Питер кровью, свирепствовали гораздо хуже их предшественника Урицкого. Две морфиноманки, кровожадные развратные садистки...» (цит. по: с. 453).

В главе «Закоулки революции» идет речь о женщинах, бывших одновременно членами революционных партий и полицейскими осведомителями (З. Жученко, Е. Шорникова и др.), а также о революционерках-самозванках (А. Монакова).

Подводя итоги, автор приходит к следующему выводу: во многих женщинах-революционерках героизм сочетался с элементами авантюризма, а сентиментальность и романтизм - с фанатизмом, упорством в достижении цели и беспощадной жестокостью; у некоторых участие в революции сопровождалось банальным распутством. В неравной борьбе с правительством активность и энергия женщин значительно превышали подобные качества у революционеров-мужчин (с. 516).

Ю.В. Дунаева

2011.02.015. ИВАНОВ А.Е. МИР РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА. - М.: Новый хронограф, 2010. - 360 с.

Ключевые слова: Россия, конец XIX - начало XX в., российское студенчество.

Этой монографией д.и.н. А.Е. Иванова завершается его четырехтомное историко-культуроведческое исследование российского дореволюционного студенчества. В работе представлен интеллектуальный и культурный облик этого молодежного отряда российской интеллигенции, имевшего свою субкультуру «умственного труда, эстетических представлений, духовности, стилистики межличностных отношений» (с. 6).

Источниковая база исследования - студенческие «самопереписи», мемуаристика, эпистолярия, художественная литература. Источником служит и иллюстративный материал. Книга состоит из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.