Научная статья на тему 'Школьные музеи и их роль в процессе воспитания. На примере деятельности музеев в Черлакском районе Омской области (1926 - 2016 гг.)'

Школьные музеи и их роль в процессе воспитания. На примере деятельности музеев в Черлакском районе Омской области (1926 - 2016 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / ЧЕРЛАКСКИЙ РАЙОН / А. И. КРЫЛОВ / В. Ф. КОПТЕВ / Б. И. МАСЛАЦОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / STUDY OF LOCAL LORE / MUSEOLOGY / CHERLAKSKIY DISTRICT / A. I. KRYLOV / V. F. KOPTEV / B. I. MASLAKOV / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков С.В., Рабочих Т.Б.

Переход школ на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и деятельность по возрождению патриотических традиций и развитию духовно-нравственных ценностей вызывают интерес к работе музеев. Целью статьи является обобщение опыта использования школьных музеев в процессе воспитания. Речь идет как о привлечении учащимися материалов экспозиций и хранилищ краеведческих и школьных музеев для подготовки к уроку, так и об использовании возможностей музейной работы в организации широкого спектра мероприятий, относимых к внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of school museums in process of education. On example of museums in Cherlakskiy District, Omsk region (1926 - 2016)

Moving schools on federal state educational standards of the second generation, efforts to revive the patriotic traditions, the development of spiritual and moral values has caused interest in the work of museums. The aim of the article is to summarize the experience in the use of school museums in the process of education. We are talking about students bringing materials exposures and storage of local history museums and school to prepare for the lesson, and the use of capacities of museum work in the organization of a wide range of activities attributable to extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Школьные музеи и их роль в процессе воспитания. На примере деятельности музеев в Черлакском районе Омской области (1926 - 2016 гг.)»

УДК 371/374+069 с. В. НОВИКОВ

Т. Б. РАБОЧИХ

Омский государственный педагогический университет

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ. НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В ЧЕРЛАКСКОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (1926-2016 ГГ.)

Переход школ на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и деятельность по возрождению патриотических традиций и развитию духовно-нравственных ценностей вызывают интерес к работе музеев. Целью статьи является обобщение опыта использования школьных музеев в процессе воспитания. Речь идет как о привлечении учащимися материалов экспозиций и хранилищ краеведческих и школьных музеев для подготовки к уроку, так и об использовании возможностей музейной работы в организации широкого спектра мероприятий, относимых к внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, краеведение, музейное дело, Черлакский район, А. И. Крылов, В. Ф. Коптев, Б. И. Маслацов, дополнительное образование.

Переход российских школ на федеральные го- ния к предметным результатам освоения базового

сударственные образовательные стандарты общего курса истории должны отражать: сформирован-

образования второго поколения обусловил необхо- ность представлений о современной исторической

димость достижения новых предметных результа- науке, её специфике, методах исторического позна-

тов изучения дисциплины «История» — «требова- ния, ... владение навыками проектной деятельности

и историческом реконструкции с привлечением различных источников; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике» [1, с. 9-10].

Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Особое внимание уделяется использованию исследовательских методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Для многих учителей исследовательская работа учащихся представляет собой явление совершенно новое. Возникают вопросы: что такое научное исследование? чем любая творческая работа отличается от научной? Поверхностное представление об исследовательском проекте приводит к тому, что некоторые работы учащихся, представленные как исследовательские, таковыми не являются. До сих пор в современной школе наблюдается противодействие традиционного и исследовательского обучения. Причем по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, которая направлена на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря такому обучению у школьника в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения — поисковая активность. Именно поэтому подготовка учащихся школы к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшей задачей образования и современного учителя.

К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать познавательный интерес учащихся к изучению исторических наук, относится исследовательская деятельность по истории родного края. В связи с этим в последнее время в педагогической науке и практике заметно возрос интерес к музею и его роли в образовательном процессе.

Определяя образовательную миссию музея XXI века, Л. М. Шляхтина и Е. Н. Мастеница подчеркивают, что музей — это исторически сложившийся институт, построенный на принципе диалога отрешенных от времени и пространства культур [2, с. 240]. Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся» [3]. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Качественный анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую.

Так, Н. В. Нагорский обосновывает принципы музейной педагогики в современных условиях. Говоря о «культуросозидающем потенциале музейной педагогики как средства интенсификации процесса вовлечения людей в мир историко-материальных и художественных ценностей, как механизма стиму-

лирования их социально-культурной активности», он рассматривает музей как открытую педагогическую систему [4].

Одним из наиболее действенных средств решения проблемы приобщения личности обучающегося к истории и культуре своего народа, своей Родины является, на наш взгляд, включение самого ребенка в процесс самостоятельного поисково-творческого их изучения, а эффективными формами такой деятельности мы бы назвали музейную работу с вовлечением в нее самих обучающихся.

В представленной статье приводится опыт создания и деятельности школьных музеев в Черлак-ском районе Омской области в 1926-2016 гг. Применительно к району интерес представляет опыт деятельности В. Ф. Коптева, сына народовольцев, работавшего учителем Солянской начальной школы Черлакского района Омской области Сибирского края РСФСР. В 1926 г. Василий Федотович в трех комнатах (залах) здании школы открыл музей. В залах музея стояли лавки и ученические столы. Все стены музея были заполнены экспонатами в рамках под стеклом: письма, рукописи, подлинники революционных изданий. Ниже шли остекленные витрины, где лежали подлинники, здесь же стояли бюсты деятелей революционного движения — подарки крупных художников. Всего около 10 тыс. экспонатов. Имел место зал для чтения с 1 тыс. экземпляров книг по истории революционного движения. Помощь в развитии музея и школы оказывала В. Фигнер. На средства, предоставленные ею, было построено новое здание школы и сверх областного штата содержались две ставки учителей. Помощь школе также оказывали: А. Корба, М. Горький, Гр. Петровский, Ел. Стасова и др. Одним из направлений работы музея стали экскурсионные поездки по стране: в 1926 в Омск, в 1928 г. в Москву, в 1930 г. в Ленинград. Во время экскурсий ребята были на приеме у Калинина в Кремле, встречались с революционерами А. Прибылевым и его женой А. Корба, В. Фигнер, президентом Академии наук

A. Карпинским, певцом Л. Собиновым и др. Помимо названных В. Ф. Коптев сумел организовать поездки на Кавказ и в Крым. Всего 5 поездок. По результатам поездок дети вели переписку, а музей пополнялся новыми экспонатами. На базе экспозиции велась работа с населением. В 1931 г.

B. Ф. Коптев уехал в Москву учиться. Судьба его во многом повторила зигзаги истории нашей страны. В 1937 г. он, будучи учителем Тей-ской школы в Красноярском крае, был арестован, а в 1939 г. приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ за проведение контрреволюционной агитации и амнистирован только в 1956 г. Первый музей, основой которого были народовольческие материалы, был разгромлен еще в 1932-1933 гг. Но в 1934 г. приехавший в Соляное В. Ф. Коптев насколько это было возможно восстановил его. В течение последующих лет музей несколько раз приходил в запустение. Но восстанавливался вновь учителями-новаторами. В. Ф. Коптев помогал музею. Несколько раз посещал район, оказывая Солянскому школьному музею финансовую помощь и предоставляя экспонаты для экспозиции. В последний раз В. Ф. Коптев посетил Соляное в 1967 г. [5, с. 52-54, 56].

Пример деятельности В. Ф. Коптева в течение пяти лет интересен как с точки зрения методики внеурочной работы, так и включением в эту работу широкого круга лиц и организаций, заинтересованных

в успешном проведении новой для того времени коммунистической идеологии. Следует обратить внимание и на то, что Соляное — казачья станица. Интересен и тот факт, что музей в д. Соляное сохранился по настоящее время. Первая публикация о деятельности музея появилась в 1934 г., а последняя — в 2013 г. Примечательно, что сам А. И. Коптев и его деятельность сегодня — часть истории Черлакского края.

Пропагандистом идеи создания краеведческого музея в Черлаке был Б. И. Маслацов, С 1930-х селькор и по 1980-е гг. автор статей в районной газете «Большевик»/«Коммунист», фронтовик, заведующий районным архивом и автор не опубликованной при жизни рукописи «Поселок на Иртыше (исторический очерк)». Борис Иванович с 1959 г. вплоть до работы в 1985—1986 гг. над его экспозицией ратовал за создание музея. Под влиянием его статей в школах района в 60 — 70-е годы появляются «Комнаты боевой славы», на базе которых ведется военно-патриотическая работа. В одной из своих многочисленных статей Б. И. Маслацов, привлекая данные статистики, доказывал, что там, где есть школьный музей, а в ходе урока привлекаются материалы истории края, успеваемость выше. Книга о Б. И. Маслацове, включающая его исторические очерки и газетные публикации, широко используется учителями в преподавательской деятельности [6, с. 7-8, 20, 23].

В 1960 г. на карте Омской области существовал Иртышский район. В районном центре, который 15 декабря 1960 г. был одним из первых в области (после музейной комнаты в ДК райцентра Больше-речье) музеем. Музей размещался в Доме Советов, что придавало ему статус районного. Создал и руководил музеем примерно до 1968 г. пенсионер (в 1960 г. ему было 72 г.), педагог А. И. Крылов. Организатор музея попытался увязать прошлое и настоящее края. Центральное место в музее занимал стенд, посвященный воспитаннице Иртышской школы Валентине Бархатовой — девушке-танкисту, погибшей при освобождении Крыма. Подборка материала рассказывала об основании в 1921 г. коммуны «Юный пахарь». Нашли в музее место и для материалов о полете в космос Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова. Уже в первый год работы музей посетило 5700 чел. — школьники, рабочие и служащие совхозов и предприятий района, колхозники. О музее и его руководителе писала «Учительская газета». Но с 1 февраля 1963 г. Иртышский район был расформирован, и музей был перемещен в школу — стал школьным. Изменение статуса музея не изменило отношение к деятельности А. И. Крылова. На базе музея занималось 60 учеников, дети выпускали газету «Юный краевед», завязали переписку с В. Ф. Коптевым. В музее появились новые стенды о С. Перовской, физиологе Павлове. Е. Стасова прислала в музей воспоминания о В. И. Ленине с дарственной надписью. Фонд музея к 1968 г. насчитывал 7000 единиц хранения [7]. Однако в 1968 г. Александр Иванович тяжело заболел и вынужден был переехать на жительство в г. Ка-лачинск, к сыну. Однако музей продолжал работу. На основе материалов, собранных учениками школы под руководством А. И. Крылова, а впоследствии учителя истории А. А Дивина, омским писателем А. Э. Лейфером в 1987 г. была издана книга «Буду всегда жива: Документальное повествование о Валентине Бархатовой и её друзьях», содержавшая её дневник и письма, воспоминания одноклассников

и земляков. В 2016 г. в свет вышло переработанное издание книги. После 1991 г. началось угасание музейной работы. Сегодня в школе с. Иртыш осталась только комната В. Бархатовой. Остатки фондов складированы в подсобке. Попытки восстановить биографию А. И. Крылова пока не увенчались успехом.

Опыт работы школьных музеев в Черлакском районе позволяет вычленить такие виды деятельности школьников, как:

— работа с интересными людьми (участниками исторических событий, героями войн, передовиками производства, учеными, писателями и др.), как непосредственно (встречи с целью проведения опроса или подготовка и проведение встречи с группой учащихся), так и по переписке (собирание материалов устной истории);

— участие в сборе документов, материалов и др. артефактов по истории родного края в ходе краеведческих походов и экспедиций;

— сбор артефактов, характеризующих переломные моменты истории государства, научные, промышленные и иные достижения, имеющие место как на государственном уровне, так и в родном для учеников крае;

— систематизация материалов «устной истории» и артефактов применительно к музейной экспозиции и экскурсиям, урочным занятиям;

— организация научно-исследовательских конкурсов, конференций/чтений с последующим оформлением альбомов, выпуском стенгазет, подготовкой публикаций в местные газеты;

— материалы школьных музеев служат базой для написания научных и художественных книг и статей.

Таким образом, школьный музей дает детям возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Знакомство с историческими фактами помогает обучающимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края.

Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь и к Отечеству и к малой родине.

Однако деятельность школьных музеев сталкивается с проблемами.

Необходимо обратить внимание на то, что даже применительно к одному из распространенных средств получения материалов, так называемой «устной истории» учащиеся, как, впрочем, и их руководители, не владеют должными методиками сбора и не всегда способны определить, что это такое. Если обратиться к вариантам объяснения термина «устная история», предложенным известным историком С. О. Шмидтом, то это:

— практика научно организованного сбора устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированная специалистами;

— записанные на магнитофонную плёнку воспоминания людей о своей жизни и событиях прошлого, свидетелями которых они были [8]. Исследователи «устной истории» указывают, что наиболее приемлемым и эффективным методом сбора исторической информации является опрос двух видов: анкетирование (письменная форма общения с респондентом) и интервьюирование (устная форма). Перед опросом необходимо подготовить вопросники, которые станут той конкретной программой, с которой будут обращаться к очевидцам и участникам исторических событий. Может ли в этом случае переписка учащихся со свидетелем исторических событий или известным человеком быть квалифицирована как материал «устной истории», остается вопросом.

Необходимо учитывать, что сбор сведений об интервьюируемом, составление «паспортички» на него является обязательным условием научной записи. Паспортичка содержит следующие разделы: Ф. И. О.; год рождения; место рождения; профессия; где и в каком качестве работал или работает (если на пенсии, то с какого времени); адрес.

При оформлении устного исторического источника исследователем необходимо выполнять следующие условия:

— в случае ручной записи интервью/воспоминание записывается непосредственно вслед за рассказом дословно, без пропуска отдельных слов и фраз, и излагается от первого, а не от третьего лица. Следует точно воспроизводить выражения опрашиваемого. Целесообразно использовать поля справа для своих заметок: «затрудняется с ответом», «нервничает» и т. д. Желательно записывать не только все ответы респондента, но вопросы и замечания интервьюера;

— запоминание и перенесение рассказа позже на бумагу категорически запрещается. Так как информация преломится через сознание интервьюера и будет искажена;

— недопустимо собственное редактирование текста, даже если речь кажется безграмотной. Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Значение непонятных слов выясняют в ходе беседы и фиксируют их объяснения в интерпретации рассказчика;

— черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляются поля. Обратная сторона поля используется для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний;

— чистовой вариант рассказа оформляется вручную или на компьютере, на развернутом листе бумаги с одной стороны с соблюдением полей 2,5-3 см слева для сшивания листов. Чтобы документ был хорошо читаем, необходимо записывать самостоятельные сюжеты с красной строки;

— правильно оформленный текст дается на прочтение интервьюированному.

После ознакомления с ним респондент, если не имеет больших замечаний и уточнений, ставит свою подпись, которая может быть заверена печатью государственного учреждения [9, с. 9- 13, 19-20].

Остается ответить на вопросы:

— может ли учащийся провести данную работу по сбору материалов «устной истории»?

— можно ли переписку считать материалами «устной истории»? Думается, что да. Но в первом случае при тщательной подготовке, во втором слу-

чае — при наличии составленной на участника переписки «паспортички».

Еще большие вопросы вызывает сбор материалов, документов и иных артефактов. Здесь учащиеся сталкиваются с необходимостью зафиксировать место, время, обстоятельства получения ими материальных предметов для будущей музейной/выставочной экспозиции. Немаловажным фактором становится личность человека, представившего материалы. Обязательным условием сбора материалов является оформление паспортички (основных сведений о дарителе и условиях дарения).

При этом следует учитывать, что если информант/даритель, даже если он являлся участником событий, то это совершенно не значит, что он способен дать характеристики событию и его участникам с точки зрения исторической реконструкции. При анализе материалов «устной истории» или полученных артефактов первое, на что надо обратить внимание, это на надежность информанта/дарителя, также необходимо учитывать его личную заинтересованность в интерпретации событий тем или иным образом. Достоверность материалов «устной истории» и артефактов должна подтверждаться путём сопоставлении с другими рассказами, а также документальными свидетельствами.

Именно исходя из вышесказанного, руководители школьных музеев, учителя, выполняющие данную роль на общественных или возмездных началах, обязаны проходить подготовку по программам «Краеведение и музейное дело в школе».

В свою очередь, следует отметить, что овладение основами музейного дела оказывает определенное влияние на профессиональную ориентацию обучающихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев отмечают высокий процент выбора обучающимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т. п.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования : приказ Мин-ва образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. — Режим доступа : https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 03.10.16).

2. Мастеница, Е. Н. Музейно-педагогическая мысль в России: исторические очерки / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница. — СПб. : СПбГУКИ, 2006. - 271 с.

3. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) : письмо Мин-ва образования от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16. - Режим доступа : http:// dogm.mos.ru/legislation/lawacts/880087/ (дата обращения: 03.10.2016).

4. Нагорский, Н. В. Музейная педагогика и музейно-педа-гогическое пространство / Н. В. Нагорский // Педагогика. — 2005. — № 5. — С. 3—12.

5. Новиков, М. О судьбе Василия Федотовича Коптева и истории появления книг из его библиотеки в музее села Соляное Черлакского района / М. Новиков, С. Новиков // EX LIBRIS : науч.-популяр. альм. о книгах и книжниках. — 2013. — № 1. — С. 52 — 57.

6. Борис Маслацов и его история станицы Черлаковская / Под общ. ред. С. В. Новикова ; сост. С. В. Новиков, М. С. Новиков. — Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е. А., 2013. — 104 с.

7. Новиков, С. В. К вопросу о судьбе музея им. В. Бар-хатовой в средней общеобразовательной школе с. Иртыш Черлакского района Омской области / С. В. Новиков // Тринадцатые Чередовские чтения : материалы Междунар. науч.-

практ. конф., посвящ. 35-летию факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 29 мая 2015 г. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2015. — С. 8-11.

8. Шмидт, С. О. Предпосылки «устной истории» в историографической культуре России / С. О. Шмидт // Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма : чтения, посвященные памяти А. Л. Станиславского : тез. докл. и сообщений, 27 января — 1 февраля 1991 г. — М., 1991. — С. 259 — 267.

9. Щеголова, Т. К. Методика сбора устных исторических источников : метод. пособие. — изд. 3-е, испр. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 2006. — Вып. 3. — 22 с.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой управления развитием образования. Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru РАБОЧИХ Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры управления развитием образования. Адрес для переписки: tatyanarabochikh@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2016 г. © С. В. Новиков, Т. Б. Рабочих

УДК 378.14

Н. Н. РЫБАКОВА

Омский государственный педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ_

На основании анализа научно-методической литературы в статье актуализирована проблема организации самостоятельной работы слушателей программ профессиональной переподготовки на современном этапе развития образования, рассмотрены новые функции и роли преподавателя высшей школы и предложены основные способы стимулирования и сопровождения самостоятельной работы слушателей в образовательном процессе.

Ключевые слова: самостоятельная работа, тьютерство, консультирование, модерирование, учебный контракт.

Переход к рынку, конкурентоспособность производства в рыночных условиях, перспективы роста числа безработных и новые требования к трудоустройству требуют от человека целенаправленных и энергичных усилий и способностей преодолевать сложившиеся стереотипы, подходы в повышении своей профессиональной компетентности, а также в отношении собственного интеллекта в творческой самостоятельности, своих профессиональных и личностных качеств.

Усиленное внимание к вопросам подготовки слушателей программ профессиональной переподготовки к самообразованию в настоящее время обусловлено необходимостью учета скорости, с которой сейчас происходит распространение информации о научно-технических достижениях, а также темпов их практического воплощения, непосредственно влияющего на повседневную жизнь, и рынок труда. Рассматривая вопросы самообразования и организации самостоятельной работы слушателей, следует отметить, что это комплекс непрерывных процессов обучения как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов, с помощью которых взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации [1].

Под профессиональным обучением подразумеваются любые систематические действия, которые

предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи [2].

Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека, в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.

Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы.

В ходе реализации программ профессиональной переподготовки задача преподавателя — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились соавторами процесса собственного обучения.

В чем же отличие образования взрослых по программам профессиональной переподготовки от традиционного академического обучения? Только ли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.