Научная статья на тему 'Неолитические скульптурные орнаментиры с Сахтышских стоянок'

Неолитические скульптурные орнаментиры с Сахтышских стоянок Текст научной статьи по специальности «История и археология»

48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛИТ / ПОСЕЛЕНИЯ САХТЫШ II И САХТЫШ IIA / КОСТЯНЫЕ ШТАМПЫ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ОРНАМЕНТА НА КЕРАМИКУ / КУЛЬТ ПТИЦЫ / NEOLITHIC / SETTLEMENTS SAHTYSH II AND SAHTYSH IIA / BONE DIES FOR DRAWING DECORATION ON POTTERY / BIRDS CULT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костылёва Елена Леонидовна, Уткин Александр Витальевич

На поселениях Сахтыш II и Сахтыш IIA (Ивановская область) были найдены два орудия для нанесения орнамента на керамическую посуду. Они выполнены из кости и похожи на стилизованные изображения птиц. Их можно связать с космогоническими представлениями древнего населения о роли птицы в сотворении мира и отнести к льяловской археологической культуре 4-го тысячелетия до н. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неолитические скульптурные орнаментиры с Сахтышских стоянок»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ББК 63.442.14(2)

Е. Л. Костылёва, А. В. Уткин

НЕОЛИТИЧЕСКИЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ ОРНАМЕНТИРЫ С САХТЫШСКИХ СТОЯНОК

На поселениях Сахтыш II и Сахтыш IIA (Ивановская область) были найдены два орудия для нанесения орнамента на керамическую посуду. Они выполнены из кости и похожи на стилизованные изображения птиц. Их можно связать с космогоническими представлениями древнего населения о роли птицы в сотворении мира и отнести к льяловской археологической культуре 4-го тысячелетия до н. э.

Ключевые слова: неолит, поселения Сахтыш II и Сахтыш IIA, костяные штампы для нанесения орнамента на керамику, культ птицы.

At settlements Sakhtysh-II and Sakhtysh-IIA (Ivanovo region) two instruments for applying decoration on potter were found y. They are made of bone and similar to the stylized images of birds. They can be connected with the ancient population’s cosmogonic ideas about the role of birds in world creation and relate to the Lyalovo archaeological culture of IV millennium BC.

Key words: Neolithic, settlements Sahtysh II and Sahtysh IIA, bone dies for drawing decoration on pottery, birds cult.

Примерно семь тысяч лет назад (возможно, даже чуть раньше — 7200 л. н.) на территории Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья в жизни первобытного общества произошла кардинальная смена эпох: среднекаменный век (мезолит) трансформировался в новокаменный (неолит). Главным материальным свидетельством этого глобального события стало повсеместное появление на древних поселениях керамической посуды, а временной рубеж надежно фиксируется массовыми сериями радиоуглеродных датировок, полученных по разнообразным органическим образцам из культурных слоев ряда опорных археологических памятников [1, 2, 4, 5].

В настоящей заметке мы сознательно не касаемся вопросов происхождения керамики как таковой, основных особенностей ее изготовления в разные эпохи, ее роли в организации питания человека и т. д. Отметим лишь два момента: 1) все глиняные емкости в регионе в неолите и энеолите, в бронзовом и раннежелезном веках лепились от руки; 2) внешние поверхности обязательно украшались штампованными узорами. Для нанесения последних в одних случаях специально подбирались орнаментиры естественного происхождения: ископаемые моллюски — белемниты и аммониты, кости мелких млекопитающих и трубчатые кости птиц. В других случаях изготовлялись искусственные штампы из плоских каменных галек и костей животных, позволявшие воспроизводить разнообразные зубчатые (гребенчатые) оттиски в составе орнаментальных композиций.

© Костылёва Е. Л., Уткин А. В., 2012

Такие «гребенчатые» орнаментиры эпизодически встречаются при раскопках многих поселенческих памятников. Их, как правило, находят по одному, максимум по три экземпляра. Исключение составляют культурные

отложения на четырех многослойных поселениях Сахтышского микрорегиона в Ивановской обл. (Сахтыш I, II, НА VIII). Здесь «рисующих» штампов в сумме собрано порядка двух десятков. И (что явилось полной неожиданностью) два орнаментира имеют скульптурное оформление.

Первый был найден при полевых исследованиях стоянки Сахтыш II в 1980 г. Заготовкой для него послужила фаланга северного оленя. У нее по краям диафиза прорезаны ритмичные углубления. И более никакой обработки. Но этого оказалось достаточно, чтобы в орнаментире, не напрягая особо фантазию, можно было разглядеть головку фантастического «петушка» с парным «гребешком», коротким клювом и большими глазами (и клюв, и глаза — естественная структура объема кости) (рис. 1) [3].

Второй штамп был случайно выброшен в отвал при раскопках стоянки Сахтыш НА в 2001 г. Для науки его спас М. В. Смирнов, главный редактор журнала «Наша родина — Иваново-Вознесенск», подобравший находку осенью

того же года в отвале раскопа, и любезно предложивший опубликовать ее.

Орнаментир изготовлен также из фаланги, но уже лося. Ее в древности предварительно раскололи пополам по вертикали. Затем по левому краю одной половинки под диафизом вырезали короткий крючковидный выступ. Он смотрится как клюв стервятника. Иллюзия усиливается, если выступ зрительно совместить в одно целое с дугой сустава и мышечным углублением под ней. Получается профильное изображение головы орла1. Более того, центральный пояс фаланги орнаментирован короткими поверхностными насечками, сгруппированными в «решетку». Их можно смело трактовать как стилизацию оперения гордой птицы (рис. 2).

1 Видовое определение фаланги и трактовку скульптурного изображения любезно преложил В. Н. Мельников, доцент кафедры биологии Ивановского государственного университета.

Рис. 2. Стоянка Сахтыш ІІА. Костяной орнаментир (рис. А. Цветкова)

Рис. 1. Стоянка Сахтыш II. Костяной орнаментир (рис. Е. Ерофеевой)

Экспериментальные оттиски обоих штампов на глине и пластилине показали, что ими на поверхности сосудов чеканились серповидные (лунарные) отпечатки. Первым — зубчатые, вторым — гладкие. Подобный элемент орнамента был широко распространен на посуде 4-го тысячелетия до н. э., относящейся к льяловской культуре. Из таких оттисков обычно составлялись одиночные пояса, разъединяющие обширные зоны ямочного узора. Разделительные строчки, как правило, наносились на стыки лент, из которых лепилась посуда, и, вероятно, имитировали стежки сшивания, а также служили для уплотнения стыка.

Использование «птичьих» штампов в орнаментации льяловских сосудов (имевших, заметим, полуяйцевидную форму) было, по-видимому, связано с широко распространенными в среде древних обитателей лесной зоны космогоническими представлениями о роли птицы в сотворении мира. Они нашли отражение в мифологии многих народов, населявших леса Евразии в более позднее время2.

Очевидно, аналогичный сакральный смысл имел и орнамен-тир в виде плоской скульптуры водоплавающей птицы (гуся?), изготовленный из сланцевой плитки.

Он был обнаружен на месте разрушенного культурного слоя стоянки Старая Тотьма (Вологодская обл.)

(рис. 3) [6, с. 212]. И это — увы — всего лишь только (!) третий орни-томорфный зубчатый штамп на громадной территории лесной зоны Восточной Европы, простирающейся от внутренних границ современных прибалтийских лимитрофов до западных склонов Урала. Возможно, что в будущем при широкомасштабных раскопках неолитических поселений отыщутся и другие подобные находки, связанные с культом птицы.

Библиографический список

1. Зарецкая Н. Е., Костылёва Е. Л. Радиоуглеродная хронология начального этапа верхневолжской ранненеолитической культуры : по материалам стоянки Сахтыш 2А // Рос. археология. 2008. № 1. С. 5—14 : ил.

2. Костылёва Е. Л., Зарецкая Н. Е. Новые данные по начальному этапу неолита Вол-го-Окского междуречья // Проблемы хронологии и этнокультурных взаимодействий в неолите Евразии : хронология неолита, особенности культур и неолитизация регионов, взаимодействие неолитических культур в Восточной и Средней Европе. СПб. : Наука, 2004. С. 52—55 : ил.

3. Костылёва Е. Л., Калинина И. В. Использование костей животных для орнаментации ямочно-гребенчатой керамики // Тверской археологический сборник. Тверь, 2002. Вып. 5. С. 248—256: ил.

2 Достаточно вспомнить известный карело-финский эпос «Калевала», согласно которому из яйца утки возникает мир: «из нижней части — земля, из верхней — небесный свод» (СПб., 1881. С. 5).

4. Лозовский В. М. Переход от лесного мезолита к лесному неолиту в Волго-Окском междуречье // Неолит — энеолит севера Восточной Европы. СПб. : Наука, 2003. С. 219—240.

5. Мезолитические и неолитические культуры Верхнего Поволжья : по материалам стоянки Ивановское VII / М. Г. Жилин, Е. Л. Костылёва, А. В. Уткин, А. В. Энго-ватова. М., 2002. 245 с. : ил.

6. Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья. М. : Наука, 1978. 232 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.