Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36)
УДК 82-31 ББК Ш 4/6
Юлия Динаровна Багаув,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: juliabagauv86@mail.ru
Неоготические сюжеты в современной художественной культуре
Статья посвящена описанию неоготического сюжета в современной художественной литературе. За основу берётся сюжет готического романа, который впоследствии становится базой и для произведений в неоготическом жанре. В современной художественной неоготической литературе под влиянием культурных практик философии постмодернизма: гибридизации, монтажности, интертекстуальности, аллюзии и многих других - в сюжете происходит ряд изменений. Сюжетная линия подобных произведений включает в себя как традиционные элементы, используемые в классическом готическом романе, так и элементы нового времени, которые формируют новое неоготическое пространство. Подобная трансформация художественного произведения предполагает интерпретацию сюжетной линии.
Каждый автор, добавляя новые компоненты в сюжет произведения, тем самым выстраивает новую схему свершения романных событий, что делает художественные произведения неоготического жанра непохожими на другие.
Ключевые слова: сюжет, готический роман, современная художественная литература, неоготика, постмодернизм, интертекстуальность.
Yuliya Dinarovna Bagauv
Postgraduate Student, Transbaical State University (Chita, Russia), e-mail: juliabagauv86@mail.ru
Neogothic Plots in Modern Culture
The article describes the Gothic plot in modern literature. The basis is the story of the Gothic novel, which later becomes the basis for works in neogothic genre. In modern neogothic literature under the influence of cultural practices the philosophy of postmodernism: hybridization, montage, intertextuality, allusion, the plot has changes. The plot of such works in literature includes both traditional elements used in the classical gothic novel and the elements of the new works in literature which formed a new neogothic space. This transformation of a literature work involves interpretation of the storyline. Every author adds new components in the plot and builds a new novel shame of events that makes gothic genre is different from other.
Keywords: gothic novel, modern fiction, neogothic, postmodernism, intertextuality.
Современная эпоха характеризуется стремительным развитием разнообразных культурных стилей. Художники, писатели, кинематографисты и другие деятели культуры и искусства часто обращают своё внимание на вновь появившиеся стили и жанры. Одним из таких обращений стал неоготический стиль, который в последнее десятилетие прочно обосновался в современной западной и российской культуре, его проявления можно увидеть в различных сферах современного искусства: литературе, кинематографе, музыке, компьютерных играх, моде, дизайне. Обращаясь к генезису неоготического жанра в культуре и искусстве, необходимо уточнить понятие «готика», так как исследователи приходят к выводу, что это понятие многозначно. Обуславливается это тем, что в различные временные отрезки этот термин нёс в
себе присущие только определённой эпохе компоненты и характеристики. Так, в эпоху Средневековья появилась готика, которая была отражена в архитектуре, затем уже новые (нео) готические проявления мы находим в литературе романтизма, в ХХ-ХХ1 вв. через призму концепций постмодернизма неого-тические черты мы можем наблюдать в разнообразных областях, начиная с литературы и кинематографа и заканчивая модой и компьютерными играми [7, с. 42].
Первым в этом жанре стал Хорас Уолпол (1717-1797), написавший в 1764 году роман «Замок Отранто», который стал первым готическим романом и заложил фундамент для образования ряда других готических произведении [1, с. 15]. Сюжетная линия романа включает в себя измену, предательское убийство, проклятие, возмездие. Главные действующие персо-
30
© Ю. Д. Багаув, 2013
нажи - беззащитная девушка, злодей, герой. Тайна является следующим немаловажным сюжетообразующим элементом, без которого невозможно дальнейшее развитие действия. С помощью неё выстраиваются разнообразные линии отношений между героями, мотивируется их поведение. Не менее значимым выступает и место действия героев (топос).
Готический топос определяет правила игры в литературном произведении. Здесь осуществляется принцип, который исследователи обозначают как шахматный: существует традиционное поле деятельности героев, задающее их роли и их особенности, характер поступков, реакции. Значимость этого понятия становится ясной, если принять во внимание традиционное аллегорическое сопоставление шахматной игры с ситуацией борьбы добра и зла, где человек выступает как поле этой битвы, а также с ситуацией власти сверхъестественных сил над человеком, ограничивающей свободу человека рамками фатальных правил игры [2].
Готический тип сюжетного развёртывания организует художественный мир готического романа, определяется спецификой основных разрабатываемых в этом жанре аспектов человеческого бытия (а именно - ограничение свободы человека рамками фатума, физического заключения), столкновение с иррациональным, с преследованием. Наиболее значимыми аспектами являются заключение и преследование, а их сюжетная разработка невозможна без пространственной опоры. Сюжетное развёртывание пространства освобождает его скрытые возможности: будучи выведенным из привычного бытового ряда человеческого жилья, оно играет сюжетообразующую роль. Нужно заметить, что по такой же схеме - или в иной последовательности сюжетных элементов - строится большинство готических произведений. Все эти события непосредственно происходят в замке или на его фоне, и он является неотъемлемой частью картины мира, в которой живут и действуют герои [6, с. 23].
Таким образом, закрепляется новая территория свершения романных событий -замок. Впервые это встречается у Хораса Уолпола непосредственно в «Замке Отранто», а затем и других авторов, пишущих в данном жанре. Замок насыщен временем и пространством, он является местом жизни феодалов, исторических фигур прошлого, в нём отложились в различных формах отражения минувших веков - в обстановке, в портретной галерее, в архивах, в династических отношениях.
Также легенды и предания играют большую роль в создании особой атмосферы замка. Это создаёт особенную сюжетность замка, развёрнутую в готических романах, что позволяет с этой точки зрения выделить одну из главных черт, использующихся в рамках романов данного жанра, в начале его появления и в современной их трактовке.
Через сюжетное развёртывание пространства в готическом романе автор своеобразно реализует идею, одну из основных для жанра романа в целом, отчуждение человека от мира. Своеобразие здесь заключается именно в том, что через архитектурное пространство замка автор разрабатывает такой философский мотив жанра, как отсутствие у героя возможностей противостоять метафизической тюрьме, отделяющей его от остальных.
Развитие сюжета происходит согласно продвижению героев или героя в сложно организованную систему готического строения. На его территории существует принцип борьбы добра и зла, задаётся характер поступков и реакций героев, вовлечённых в пространство готического топоса, физическое ограничение свободы диктует свои правила поведения. Таким образом, можно отметить, что подобная структура позволяет развивать внутри закрытого пространства политические, социальные, религиозные, нравственные модели мира, посредством которых осмысливается окружающая жизнь.
Большое влияние на дальнейшее формирование готической литературы оказало философское течение постмодернизма. Философские концепты постмодернизма также не чужды создателям неоготического сюжета произведений, где они уживаются и с уже ставшими в некотором роде классическими элементами неоготики. Здесь можно упомянуть образ замка, злодея, жертвы, спасителя. Множество реальностей, уже когда-то обыгранных или описанных, соединяются в другую реальность, которая впоследствии может образовать ещё несколько [4, с. 34].
В литературе ХХ века жанр неоготиче-ского романа приобретает новые черты, что соответственно вносит изменение и в сюжетное построение литературного произведения. В связи с этим утверждением хотелось бы остановиться на творчестве американского писателя и журналиста Филлипса Говарда Лавкрафта, чей вклад в развитие литературной неоготики можно назвать одним из важных и помогающим лучше постичь всю многоплановость и разнообразие этого жанра.
В творчестве Ф. Г. Лавкрафта хорошо видны элементы постмодернистской культуры, упомянутые нами ранее. Это и эклектика, и огромное влияние научно-технической революции на мировоззрение человека, применение в создании произведения принципа потока сознания, запечатление галлюцинаций, твёрдая уверенность в них, мифологизация действительности. Сами названия его произведений и циклов говорят за себя «Мифы Ктулху», «Дагон», «Цвет из иных миров», «Сны в ведьмином доме» и многие другие.
Анализ творчества позволяет нам отнести его повести и рассказы к неоготической литературе по ряду соблюдённых канонов данного жанра (топос - герои - оппозиция), но в то же время отражение современной ему картины мира снова добавляет несколько новых пунктов в интерпретацию неоготики в литературе. К этому, прежде всего, можно отнести определённую научность (или её попытку) в его произведениях, а также его огромное внимание к сновидениям и изменённому сознанию человека.
Творчество Г. Ф. Лавкрафта оказало
огромное влияние на современных авторов, среди которых был Стивен Кинг. В своих романах он так же использовал множество легенд и мифов («Кладбище домашних животных», 1983), не обошёл стороной тему вампиров и оборотней («Жребий», 1975; «Цикл оборотня», 1983). Большая часть его творчества посвящена исследованию психологии человека в различных обстоятельствах, чаще всего
--------- Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36)
он оказывается заключён в физическую или метафизическую тюрьму, где, пытаясь найти выход, борется сам с собой. Примерами могут послужить такие романы, как «Мизери», 1987; «Игра Джеральда»,1998; «Девочка, которая любила Тома Гордона», 1999, и другие.
Интерпретацию неоготических сюжетов можно проследить в инверсии теологического начала на примерах романа писательницы Энн Райс «Интервью с вампиром» (1976), где мир вампиров существует наряду с миром людей. В 2005 г. появляется роман С. Майер «Сумерки», положивший начало целому циклу, и серия романов о приключениях Гарри Поттера Дж. Роулинг. В этих произведениях сюжет становится разнообразнее, помимо уже ранее заложенной схемы появляются и новые элементы.
При более детальном изучении современной мировой литературы мы находим множество авторов неоготического жанра, взявших за основу традиционный сюжет готического романа. Следует отметить, что не-оготический роман в художественной литературе не исчез бесследно с течением времени, а продолжает развиваться. В современном неоготическом романе изменению подверглась сцена действия, где разворачиваются события: из средневековых замков и городов герои переносятся в крупные мегаполисы, за основу берётся новое понимание фундаментальных законов бытия, соответственно происходит и их новая трактовка авторами.
Список литературы
1. Алексеев М. П. Английская литература: очерки и исследования. Л.: Наука, 1991. 112 с.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. М.: Худ. литература, 1986. 198 с.
3. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 200 с.
5. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. 240 с.
6. Ладыгин М. Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М.: Худ. литература, 1986. 243 с.
7. Миронов В. В. Философия и метаморфозы культуры. М.: Современные тетради, 2005.
8. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. 1965. 270 с.
References
1. Alekseev M. P Anglijskaja literatura: ocherki i issledovanija. L.: Nauka, 1991. 112 s.
2. Bahtin M. M. Formy vremeni i hronotopa v romane: ocherki po istoricheskoj pojetike. M.: Hud. literatura, 1986. 198 s.
3. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Pojetika. M.: Progress, 1989. 616 s.
4. Bodrijjar Zh. Simvolicheskij obmen i smert'. M.: Dobrosvet, 2000. 200 s.
5. Dianova V. M. Postmodernistskaja filosofija iskusstva: istoki i sovremennost'. SPb.: Petropolis, 1999. 240 s.
6. Ladygin M. B. Anglijskij goticheskij roman i problemy predromantizma. M.: Hud. literatura, 1986. 243 s.
7. Mironov V. V. Filosofija i metamorfozy kul'tury. M.: Sovremennye tetradi, 2005.
8. Pospelov G. N. Jesteticheskoe i hudozhestvennoe. 1965. 270 s.
Статья поступила в редакцию 19 сентября 2013 г.