Научная статья на тему 'Неоэкономическая модель человека и личности в условиях становления новой экономики'

Неоэкономическая модель человека и личности в условиях становления новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕРЖАВНОСТЬ / NEW ECONOMY / MODEL OF ECONOMIC PERSON / POST-INDUSTRIAL SYSTEM / STATEHOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Николай Владимирович

В статье анализируются различные экономические модели человека. Выделяются их положительные и отрицательные моменты. Получен вывод, что в господствующем основном течении экономики объект исследования сузился до рассмотрения исключительно рациональных качеств человеческой личности. Предпосылка собственного интереса уступила место предпосылке экономической рациональности. Существующая модель «максимизирующего человека» характеризуется определяющей ролью собственного интереса экономического субъекта в мотивации его поведения, его информированностью о конъюнктуре бизнеса и конкретностью анализа. На этой основе разрабатывается неоэкономическая модель человека и личности в условиях становления новой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOECONOMIC MODEL OF THE PERSON AND THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF NEW ECONOMY

In article various economic models of the person are analyzed. Their positive and negative moments are allocated. The conclusion that in dominating main current of economy the object of research was narrowed before consideration of exclusively rational qualities of the human person is received. The precondition of own interest gave way to the precondition of economic rationality. The existing model of "the maximizing person" is characterized by defining role of own interest of the economic subject in motivation of his behaviour, his knowledge of an environment of business and concreteness of the analysis. On this basis the neoeconomic model of the person and the personality in the conditions of formation of new economy is developed.

Текст научной работы на тему «Неоэкономическая модель человека и личности в условиях становления новой экономики»

НЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ1

Н. В. ДЕНИСОВ

В статье анализируются различные экономические модели человека. Выделяются их положительные и отрицательные моменты. Получен вывод, что в господствующем основном течении экономики объект исследования сузился до рассмотрения исключительно рациональных качеств человеческой личности. Предпосылка собственного интереса уступила место предпосылке экономической рациональности. Существующая модель «максимизирующего человека» характеризуется определяющей ролью собственного интереса экономического субъекта в мотивации его поведения, его информированностью о конъюнктуре бизнеса и конкретностью анализа. На этой основе разрабатывается неоэкономическая модель человека и личности в условиях становления новой экономики.

Ключевые слова: новая экономика, модель экономического человека, постиндустриальная система, державность.

Для экономики ХУШ-Х1Х вв. модель экономического человека А. Смита была эффективной. Она способствовала не только возрастанию капитала, но и приумножению общественной пользы, служила развитию общества, ориентированного на духовные ценности. Однако за более чем двухвековой период изменились и общество, и условия хозяйствования. Модель «экономического человека» А. Смита как один из механизмов регулирования жизнедеятельности общества постепенно модифицировалась в самодостаточную социальноэкономическую модель, регулирующую все стороны общественной жизни. «Смитова апология содействия общественной пользе постепенно утратилась, а эгоистический интерес предпринимателя стал играть всеобъемлющую роль» [6]. Это нашло отражение в «упрощении, формализации и депсихологизации» [1] структуры модели. Ее функционирование способствовало обезличиванию экономических отношений, разобщению частных интересов, усилению их зависимости от конъюнктуры рынка и в конечном счете к искажению образа реального человека. Качества его личности отдалились от этических ценностей, приблизились и адаптировались к однобокой реальности жизни, воплощенной в системе рыночных отношений.

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 6.1376.2011 по теме «Теоретико-методическое развитие политико-хозяйственной концепции «Державность» как основа модернизации России».

В господствующем основном течении экономики объект исследования сузился до рассмотрения исключительно рациональных качеств человеческой личности [1]. Предпосылка собственного интереса уступила место предпосылке экономической рациональности. Существующая модель «максимизирующего человека» характеризуется определяющей ролью собственного интереса экономического субъекта в мотивации его поведения, его информированностью о конъюнктуре бизнеса и конкретностью анализа. Она не может более служить основой системы управления по следующим причинам.

1. В модели не принимаются в расчет внешние эффекты, обусловливающие трансакционные издержки, которые, по оценкам Д. Норта и Дж. Уоллиса, за последние сто лет удвоились. Поэтому в экономических показателях все более утрачивается взаимосвязь учитываемых эффектов и затрат.

2. Модель ориентирована на совершенный конкурентный порядок, на систему рыночных отношений с ограниченным вмешательством государства. Отвергается важность институционального устройства общества.

3. Исследуемые явления воспринимаются упрощенно - как чисто экономические. Не учитывается влияние неэкономических факторов. А ведь рынок подразумевает не только экономическую свободу, но и соблюдение социальных, экологических, правовых, этических и иных требований к поведению субъектов. Эти требования не могут вырабатываться в рамках экономики, основанной на рассмат-

риваемой модели. А значит, она не решает вопросов гармонизации сталкивающихся интересов людей, дифференциации их доходов, положения наименее обеспеченных, экологии территорий вблизи предприятий и т. п. Регулируя отношения по поводу удовлетворения материальных потребностей человека, модель нечувствительна к другим сторонам качества его жизни.

4. Сфера жизнедеятельности человека в ракурсе экономического исследования сужена до процесса получения средств, необходимых для удовлетворения его потребностей. Между тем, во всех областях экономических отношений возрастает значение личности. Человек обрел широкие информационные и энергетические возможности влияния на хозяйственную деятельность и другие стороны общественной жизни. Решение экономических проблем сегодня требует обращения к сферам этики, политики, права, религии, экологии и т. д. Это означает, что человека в экономике следует рассматривать со всех сторон его жизнедеятельности.

5. Модель имеет гедонистический характер, обусловленный ориентацией на максимизацию удовлетворения потребностей индивидов и игнорированием ценностных и смысловых аспектов их жизни.

6. Цели субъектов хозяйственной деятельности воспринимаются как заданные. Модель не учитывает, что человек свободен в выборе своих предпочтений и что именно через их выбор ценности общества сказываются на целях хозяйственной деятельности.

7. Модель является обезличенной и универсальной, поскольку оперирует общепризнанными ценностями и потребностями, одинаковыми для всех индивидов.

8. В ее структуре не предусмотрен механизм, выявляющий особенности индивидуальных предпочтений и отражающих их в целевой функции полезности. «Если психология людей и ресурсы всех индивидов были бы одинаковы, тогда и потребление различных индивидов было бы одинаковым, а общество в целом уподобилось бы одному условному индивиду, индекс предпочтения которого можно максимизировать» [2].

9. Не учитывается зависимость личного интереса человека от поведения других людей. Это приводит к тому, что «в реализации эгоистического выбора внутри сообщества людей, имеющих разные цели, цели каждого могут быть достигнуты в меньшей степени, чем если бы они руководствовались другим правилом поведения» [6].

10. В решении проблемы благополучия рационального индивида не принимается во внимание

такой важный регулятор его поведения, как совесть. Этот недостаток модели отрезал все пути к решению проблемы нравственности в экономике.

Из сказанного следует, что экономике необходима комплексная модель человека, удовлетворяющая требованию универсальности и гармонично сочетающая методологические подходы различных отраслей общественных наук. Она может опираться лишь на согласие, возникшее вследствие частичного совпадения интересов и достигнутое в процессе сотрудничества всех заинтересованных сторон. Человек в такой модели, как и «экономический», рационален в своих намерениях. Отличие между ними состоит в том, что последний руководствуется чисто эгоистическими интересами максимизации собственной полезности, а первый, обладая такими интересами, анализирует возможность их реализации с точки зрения их этической дозволенности или последствий для других людей и общества в целом. Следовательно, к свойству рациональности добавляются «метафизические» качества, ограничивающие своекорыстные устремления субъекта.

Напрашивается вопрос: пользе какого общества служит современная модель «экономического человека»? Модель способствует развитию общества нравственно неполноценных людей.

Почему же современный рынок стал нечувствительным к восприятию этических ценностей? На наш взгляд, можно выделить следующие основные причины.

1. Утрата образом «экономического человека» духовности. У Смита производитель благ - это физическое лицо, обладающее не только естественной свободой выбора, но и совестью, призывающей его к строгому соблюдению этических и правовых норм.

К физическому лицу нетрудно предъявлять этические требования, особенно в эпоху раннего капитализма. Тогда в обществе было сильным влияние религии. В современном же представлении понятие «экономический человек» обрело более широкий смысл, распространившийся также и на предприятие, регион, страну, т. е. на юридическое лицо, которое не может выступать субъектом морали и потому не обладает совестью. Вот почему значение нравственности в экономике постепенно утратилось, а вместе с тем ослабла взаимосвязь экономической концепции с этическими ценностями.

Как известно, совесть выступает барометром достижения компромисса между собственными и чужими интересами. «Бессовестный» современный «экономический человек» не чувствителен к

интересам других людей, деловых партнеров и общества. Образ его вступил в противоречие с заповедью Евангелия «не навреди»: «Каждый из вас должен думать не только о своих интересах, но также и об интересах других». Нарушение принципа равновыгодности экономического сотрудничества составляет основной признак не-этичности современного бизнеса.

2. Ориентация «экономического человека» исключительно на материальные потребности. В экономике развитых стран проблема согласованности интересов не так остра, как в России. На первый взгляд кажется, что эгоизм предпринимателей в устремлении к личной выгоде действительно служит пользе всех. Так, для предприятия польза от его деятельности выражается в повышении его эффективности и развитии, для потребителей продукции - в удовлетворении соответствующей потребности, для наемных работников - в обеспечении их работой и совершенствовании профессионального мастерства, для общества (за счет налоговых отчислений) - в улучшении благосостояния всех его членов. Но все эти виды пользы материальны. На нее-то и ориентирована модель «экономического человека». Действительно, в концепции А. Смита под пользой понимается богатство нации, которое представляется как совокупность продуктов лишь материального производства. Современные же теории потребностей, наряду с материальными, как равноценные рассматривают социальные, эстетические, интеллектуальные и духовные потребности [6]. Недооценка нематериальных потребностей в экономике породила проблему экстерналий, отрицательных внешних эффектов хозяйствования, имеющих неэкономическую природу в привычном понимании.

3. Нецелостность образа «экономического человека». Как отмечалось выше, модель современного «экономического человека» абстрактна. Она не взаимосвязана с моделями человека, предлагаемыми другими научными направлениями, условно именуемыми моделями «психологического», «социологического», «политического», «антропологического», «духовного», «социального» человека. Данные конкурирующие модели предлагают разные факторы, объясняющие поведение человека. В этом конфликте сформировался упрощенный образ «экономического человека», лишенный духовных, психологических, социальных и физиологических характеристик.

Признание неопределенности как неустранимой. «Экономический человек» имеет четкие представления о собственных потребностях, которые неизменны, и стремление к удовлетворению

которых характеризуется индивидуальной функцией максимизации полезности. На его решения не оказывают влияния интересы других субъектов. В его собственных представлениях отсутствуют взаимосвязи между целью и средствами ее достижения. Они заранее запрограммированы кем-то без учета мнения субъекта. При этом не допускается возможность, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством, и наоборот.

4. Дифференциация и конкретизация системы этических ценностей. Это явление характерно для текущей эпохи постмодерна. Восприятие истины как абсолютной уступило место идее о ее относительности. Современные люди свободны в выборе целей и ценностей. Заданная и обязательная для всех единая система этических ценностей уступила место системе, выстраиваемой теми, кто разделяет составляющие ее ценности. В современном обществе одновременно могут действовать разные системы этических ценностей. Однако научные способы этического оправдания выбора ценностей пока не предложены.

5. Политизированность «экономического человека». Потребность в модификации смитовской модели «экономического человека» продиктована необходимостью адаптации ее к политической системе общественного устройства. Как известно, в разных странах взаимоотношения государства и бизнеса неодинаковы. Соответственно процесс модификации ортодоксальной модели «экономического человека» был ориентирован на принципы справедливости, которые различались степенью вмешательства государства в систему рыночных отношений (табл. 1).

По указанным причинам взаимосвязь индивидуальной выгоды и общественной пользы все более ослабевает, что ведет к утрате единственного этического оправдания эгоистического поведения «экономического человека». Отсюда следует, что с помощью современной версии модели «экономического человека», опирающейся на концепцию А. Смита, невозможно определить этический статус экономической системы.

Безразличие модели к нравственным регуляторам поведения «экономического человека» не позволяет даже ставить проблемы роли нравственного фактора в экономике и деформаций рынка, усиливающихся по причине неэтичного поведения рационально устремленных субъектов. Возникает необходимость совершенствования модели «экономического человека» в направлении придания ему чувствительности к этическим ценностям.

Таблица 1

Основные типы модифицированных моделей «экономического человека»

Тип модели Характеристика взаимоотношений государства и бизнеса

Либерторианская Рыночные отношения полностью свободны от государственного вмешательства

Либеральная Ограниченное вмешательство государства в систему рынка. Проведение политики государственного протекционизма, направленной на защиту интересов бизнеса от иностранной конкуренции путем введения квот, импортных пошлин и т. п.

Неолиберальная Закрепление за государством определенных функций по управлению бизнесом, которые ориентированы на защиту общих интересов граждан

Коммунитарная Государство и бизнес взаимовыгодно сотрудничают в рамках экономических сообществ и партнерств

У тилитаристская Усиленная роль государства в управлении теми отраслями, которые определяют социальное развитие общества, где конкуренция неэффективна, либо велика доля массового производства, или координирование деятельности неизбежно

Консервативная Г осударство защищает интересы бизнеса в ущерб общественным интересам

С оциалистическая Полный контроль сфер производства, обмена и распределения со стороны государства на основе общественной собственности на средства производства и централизованного планирования. Общественная собственность на средства производства сочетается с частной собственностью на предметы личного потребления

В экономике назрела потребность в модели, в которой человек обладает совестью, способен к формированию собственных предпочтений, а на его поведение оказывают влияние не только экономические, но и социальные, политические, психологические, религиозные, правовые, этические, экологические и иные факторы. То есть речь идет о возрождении целостного взгляда на экономические явления и процессы, присущего науке античного и средневекового периодов.

На наш взгляд, главное направление совершенствования структуры модели «экономического человека» состоит в восстановлении утраченной взаимосвязи индивидуальной выгоды и общественной пользы. По форме общественная польза многообразна и разнопланова. Это удовлетворение потребностей в выпускаемой продукции и оказываемых услугах, уплата налогов и обязательных платежей, создание рабочих мест, улучшение условий труда, повышение его оплаты, решение социально-бытовых проблем работников, их профессиональное обучение, участие в социальных программах региона и страны, благотворительность, улучшение или хотя бы компенсация вреда экологии. При усилении акцентов хозяйственной деятельности на общественной пользе каждое предприятие будет вынуждено постоянно решать этическую задачу в комплексе с экономической (максимизацией индивидуальной выгоды). Это потребует формирования методологических основ теории согласования конкурирующих интересов разных социальных групп предприятия. Сложности этой проблемы заключаются в неопределенности исходной информационной базы и создании технологий получения

уникальных решений, реализация которых будет достигаться путем сложного маневрирования. Разработка данной технологии ведется в направлениях:

- совершенствования системы менеджмента путем включения в ее структуру элементов экономического и социального партнерства;

- развития форм институционального регулирования экономики;

- поиска взаимосвязи экономических и социальных показателей хозяйствования с тем, чтобы на ее основе построить комплексную модель «экономического человека».

Все направления исследований объединяет такая идея. Чтобы деятельность экономического субъекта приносила не только выгоду, но и общественную пользу, недостаточно воспринимать ее только как принудительно направляемый собственниками процесс принятия и реализации волевых управленческих решений в системе сложившихся экономических отношений, что чаще всего и происходит. Одновременно хозяйствование следует рассматривать и как взаимовыгодное сотрудничество всех заинтересованных лиц, т. е. как добровольный общественно-полезный процесс в подвижных рамках этико-правового пространства, образованных по согласованию сотрудничающих сторон. В первом случае деятельность описывается с помощью традиционной модели «экономического человека «, а во втором - предлагается выстраивать взаимосвязанные с нею модели балансирования интересов хозяйствующих субъектов и общества [5]. Потребность в таких моделях подсказана практикой. Без них усиливается дисбаланс интересов, что ведет к обострению со-

циальнои напряженности, нарушению устойчивости и разрушению социально-экономической системы. Это произошло со многими российскими предприятиями в период становления рыночных отношений. Баланс интересов поддерживается в том случае, если все стороны сотрудничества получают выгоду от деятельности либо не подвергаются опасностям ее вреда.

Специальное научное исследование было посвящено поиску путей совершенствования структуры модели «экономического человека». При ее построении использованы некоторые конструкционные элементы, применяемые в моделях «психологического», «социального» и «социологического человека», которые были дополнены или изменены [4]. Собирательный подход к построению структуры модели преследовал цель устранить или смягчить влияние отмеченных выше недостатков модели «экономического человека».

В предлагаемой модели человек является многогранной и уникальной личностью; функционирует одновременно во внутреннем и внешнем мирах; устремлен к духовности и наделен совестью; занят обоснованием собственных предпочтений и уточнением потребностей; действует в многомерном пространстве, которое можно регулировать с помощью этико-правовых ограничений; заботится о возрастании собственного потенциала, открывающего путь к удовлетворению

потребностей. Данные свойства личности человека существенно отличаются от тех, которые присущи «экономическому человеку».

В отличие от традиционной модели в модели этичного «экономического человека» критерий максимизации полезности ограничен требованием улучшения качества жизни всех людей, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются хозяйственной деятельностью; потребности каждого индивида изменчивы и имеют сложный состав; учитываются такие его качества, как духовность и совесть, нравственные идеалы и ценности. Данная модель содержит три взаимосвязанных механизма, ответственных за формирование предпочтений, мотивацию поведения и удовлетворение потребностей людей. Благодаря разграничению этих функций обеспечиваются гибкость и мобильность модели.

В итоге с позиций современной науки модель человека можно представить в следующем виде (рис. 1) [3].

В этой модели могут сочетаться как рационализм, так и альтруизм (бескорыстие), проявляющиеся не только в самой природе человека, но и определяющие необходимость сочетания принципов рыночной эффективности и социальной справедливости, которые лежат в основе сущности любой экономической системы, поскольку человек является ее ядром.

История

Рис. 1. Модель человека современного

Стремление к развитию самого себя как личности, выход индивидуальных потребностей за границы материального, появляются только в хозяйственной системе нового типа, причем главным результатом деятельности оказывается сам человек как носитель уникальных качеств и способностей. Труд, как осознанная деятельность, направленная на преобразование внешней природы ради достижения материального результата, в рассматриваемой концепции уступает место творчеству, направленному, прежде всего, на развитие личности самого человека. В отличие от труда, типичного для всей экономической эпохи, творчество выступает качественно отличным типом деятельности человека. В качестве необходимого условия становления общества нового типа необходимо рассматривать не материальный прогресс, а изменение его ценностных ориентаций в направлении совершенствования самого человека. Пытаясь преодолеть ограниченность

принципов экономической организации, новая доктрина в то же время сохраняет преемственность. Материальное производство и его основные отрасли не исчезают, сокращается лишь его доля и роль. Все более значительную роль играют наукоемкие, информационные отрасли производства, где возникают новые отношения, исповедуются новые ценности, рождаются новые противоречия - все это формирует облик постиндустриального общества. Таким образом, в понятии данного общества интегрируются все важнейшие элементы глубинных преобразований современной социально-экономической действительности.

Исходя из эволюции модели экономического человека, теоретико-методологического базиса формирования данной концепции, а также на основе специфики современного перехода к экономике знаний, на наш взгляд целесообразно предложить соответствующую модель неоэкономиче-ского человека (рис. 2).

Рис. 2. Неоэкономическая модель человека и личности в условиях становления «экономики будущего»

Литература

1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Алле М. Условия эффективности в экономике: пер. с фр. М., 1998.

3. Кузнецова Е. В. Направления развития человеческого потенциала в странах с различным уровнем экономического развития // Вопросы статистики. № 10. 2003. С. 18.

4. Родионова Н. В. Комплексная модель человека в социально-экономических системах управления // Экономика и управление. 2004. № 2.

5. Родионова Н. В. Человек - это звучит ново. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. 2004. № 3.

6. Сен А. Об этике и экономике: пер. с англ. М., 1996.

* * *

NEOECONOMIC MODEL OF THE PERSON AND THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF NEW ECONOMY

N. V. Denisov

In article various economic models of the person are analyzed. Their positive and negative moments are allocated. The conclusion that in dominating main current of economy the object of research was narrowed before consideration of exclusively rational qualities of the human person is received. The precondition of own interest gave way to the precondition of economic rationality. The existing model of "the maximizing person" is characterized by defining role of own interest of the economic subject in motivation of his behaviour, his knowledge of an environment of business and concreteness of the analysis. On this basis the neoeconomic model of the person and the personality in the conditions of formation of new economy is developed.

Key words: new economy, model of economic person, postindustrial system, statehood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.