Научная статья на тему 'Комплексная модель человека в системе управления персоналом'

Комплексная модель человека в системе управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родионова Н.В.

Сегодня широко известны модели «психологического», «духовного», «социального», «социологического», «антропологического», «политологического человека», многообразие которых объясняется обособленным развитием отдельных научных направлений, для каждого из которых характерно свое представление о человеке, его первостепенном благе и логике поведения. Общими недостатками этих моделей являются узкая специализация, противоречивость и описательный характер, что делает невозможным их применение для системного представления экономических процессов. Необходимо сформировать новую универсальную теоретическую базу, которая позволит объединить отдельные модели в единый гармоничный ансамбль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная модель человека в системе управления персоналом»

человек - это звучит ново

комплексная модель человека в системе

управления персоналом

Сегодня широко известны модели «психологического»,«духовного», «социального»,«социологического»,«антропологического», «политологического человека», многообразие которых объясняется обособленным развитием отдельных научных направлений, для каждого из которых характерно свое представление о человеке, его первостепенном благе и логике поведения. Общими недостатками этих моделей являются узкая специализация, противоречивость и описательный характер, что делает невозможным их применение для системного представления экономических процессов. Необходимо сформировать новую универсальную теоретическую базу, которая позволит объединить отдельные модели в единый гармоничный ансамбль.

Структура комплексной модели человека. В Окончание_

комплексной модели человек (так же, как и _Начало в № 3/2004

«экономический»), рационален в своих намерениях. Но, руководствуясь эгоистическими интересами максимизации собственной полезности, он анализирует возможность их реализации с точки зрения этической дозволенности и последствий для других людей. К свойству рациональности добавляются иррациональные качества, ограничивающие своекорыстные устремления субъекта. Исходными конструкционными элементами, которые предлагается использовать при построении структуры комплексной модели, послужили следующие механизмы известных моделей человека:

1. В модели «экономического человека» заимствован критерий максимизации индивидуальной полезности, ограниченный требованиями общественной пользы, которую рекомендуется измерять качеством жизни.

2. В модели «социологического человека» ис-

Родионова Н.В.

канд. экон. наук,

доцент кафедры

"Управление

трудовыми

и социальными

процессами",

докторант

С.-Петербургского

государственного

инженерно-

экономического

университета

управление пе\

в модели

«экономического _человека»

_заимствован

_критерий

_максимизации

_индивидуальной

_полезности

пользованы утверждения о том, что по своей природе индивид вечно недоволен достигнутым положением и всегда стремится его улучшить. Состав его потребностей изменчив и уникален. Наряду с материальными он включает социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные потребности [1, с.61-65]. 3. Модель «психологического человека» помогла образовать ядро комплексной модели, структурообразующими элементами которой явились три ипостаси души человека: его разум, чувства и воля [3, с.12]. Они непосредственно участвуют в формировании его потребностей и способны к возобновлению и обогащению под влиянием внешних обстоятельств [6, с.183]. Интересы к тем или иным потребностям возбуждают чувства. Их влияние на разум частично подавляется волей человека. Соотношение сил влияния чувств, воли и разума выражает меру господства человека над самим собой. Благодаря взаимосвязи элементов между собой и с внешней средой, душа человека обретает определенное качество, которое обусловливает уникальный состав его потребностей. Центральное место в структуре модели отводится духовности и совести. Если первая заключает в себе «обращенность человека к идеалу и сознательное стремление... приблизить [к нему] свою жизнь» [3, с.382], то вторая проверяет, насколько это приближение выполняется, фиксируя «степень несовершенства индивида, его несоответствие. идеальному образу» [7, с. 110]. Оба качества действуют только тогда, когда человеку известны нравственные нормы, через которые обеспечиваются взаимосвязи духовности, совести и разума [4, с.263-267]. Разум, наделенный способностями и знаниями, выполняет целеполагающую, оценивающую и средствообразующую функции при формировании и реализации потребностей. Еще до совершения действий индивид заранее предвидит их результаты и последствия. Оценивая их полезность, он вырабатывает идеальные цели, которые соотносит с возможностями и выгодностью воплощения. В результате таких аналитических процедур идеальные цели преобразу-

ются в осмысленные, которые активизируют представления человека о его наиболее значимых потребностях.

Конкретные знания об их составе позволяют индивиду планировать последовательность, сроки и способы удовлетворения потребностей, выделять из них приоритетные и мобили-зовывать необходимые ресурсы. В этом процессе совесть человека служит регулятором чувства меры, а духовность призывает его к ответственности за предпринимаемые решения и действия. С их помощью «хочу» и «могу» индивида соотносятся с «морально допустимо», и человек обретает нравственно мотивированную готовность к действию [3, с.13-14]. Однако «разум недостаточно приспособлен для того, чтобы уверенно вести волю в отношении ее предметов и удовлетворения наших потребностей» [5, т.4, с.231], и «одной совести недостаточно для нравственной гарантии поведения» [3, с.111]. Поэтому при построении структуры комплексной модели учтены возможности модели «социального человека».

4. Предлагается встроить в структуру комплексной модели этические регуляторы, составляющие идеалы и ценности общества, которые могли бы извне оказывать влияние на качественное состояние души человека. Обращаясь к его внутреннему «Я», они будут:

а) влиять на формирование его личностных идеалов, нравственных ценностей, целей, предпочтений и потребностей;

б) устанавливать меру удовлетворения последних;

в) контролировать выбор ресурсов и этичность способов достижения личных целей;

г) учитываться при разработке принципов справедливости и при оценке полезности действий.

5. В качестве смыслообразующей конструкции предлагается использовать структуру комплексной модели человека, предложенную профессором Б.М. Генкиным [2, с.31-33]. Она содержит такие блоки, как: цели и ценности человека, его потребности и потенциал, ответственные за внутреннюю мотивацию деятельности. Таким образом, предпринята попытка объеди-

совесть человека служит регулятором чувства меры, а духовность призывает его к ответственности за предпринимаемые решения и действия

_Литература

1. Генкин БМ. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций. - М: Норма-ИНФРА-М, 2002.

2. Генкин БМ. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Нор-ма-ИНФРА-М, 2002.

3. Гусейнов АА., Апресян РГ. Этика: Учеб. - М.: Гардарики, 2000.

4. Золотухина-Аболина ЕВ. Современная этика: истоки и проблемы: Учеб. для вузов. - Ростов н/Д, 2000.

5. Кант. И. Соч. в 6 т.: Пер_ с нем. - М: Мысль, 1965.

6. Психоанализ и науки о человеке / Сост. Е.В. Филиппова, М. Шуаре. / Под ред. Н.С. Автономовой,

B.С. Степина. - М.: Прогресс-Культура, 19957. Гусейнов АА. О совести // Человек, 1995. № 4. -

C.108-111.

управление персоналом

Rodionova N.V._

The candidate of economic science The senior lecturer Faculty of Management of labour and social processes, Person working for doctor's degree The St.-Petersburg state engineering and economic university

_"Man"...It sounds new

_Complex model of the man in a

_staff control system

The end. The beginning is in № 3/2004.

Nowadays the are following models of a person: «psychological», «spiritual», «social», «sociological», «anthropological», «political ». Such a variety of models is due to the detached development of separate scientific branches, and each of branches has its own image of a person, main demands and logic of behaviour. Common faults of these models are narrow specialization, contradiction and descriptive character that make impossible their application for system concept of economic processes. It is necessary to create new universal theoretical base that will allow combining separate models in one perfect system. This article is about the insolvency of "economical human" traditional model. There is an alternative method: it is suggested to implement a complex human model. This human must be conscientious, spiritual, and able to form and correct his preferences. This model is recommended for implementation in firm managerial system structures, thanks to which increasing efficiency goal will find an ethic context.

нить в единый, гармоничный ансамбль разные по природе внутренние и внешние регуляторы поведения человека, дабы получить модель, в наибольшей мере соответствующую его реальному образу. Детально структуру предлагаемой комплексной модели можно представить в виде трех взаимосвязанных механизмов: Первый механизм - ответственен за состояние внутреннего «Я», обусловленного формированием его личностных целей, ценностей, обязательств и предпочтений. Действие данного механизма проявляется в идентификации потребностей индивида и оценке его способностей их удовлетворить;

Второй механизм - контролирует состояние внешнего «Я» путем формирования мотивов деятельности человека. Данный механизм предназначен для оценки эффективности, справедливости и полезности действий человека; Третий механизм - определяет поведение человека во внешней среде с помощью этических идеалов и ценностей общества, которые учитываются при выработке этико-правовых требований и показателей качества жизни. Резюме. В качестве альтернативы традиционной модели «экономического человека» предложена комплексная модель человека, в которой его отличительными особенностями являются:

1) способность ограничивать собственные своекорыстные устремления;

2) многогранность и уникальность личности;

3) одухотворенность и совестливость;

4) рассудительность в выборе предпочтений и потребностей.

При ее построении использованы конструкционные элементы известных науке моделей человека, с помощью которых удалось сконструировать структуру из трех взаимосвязанных механизмов, ответственных за формирование предпочтений, мотивацию поведения и удовлетворение потребностей индивида. Благодаря разграничению этих функций обеспечивается гибкость и мобильность комплексной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.