УДК 303.01:330.117
ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Юлия Владимировна Бельская
Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и массовых коммуникаций, тел. (383)346-07-573, e-mail: [email protected]
В статье представлены аргументы, связанные с ограничениями использования модели экономического человека сложившейся в рамках неоклассической исследовательской программы. Выделены проблемы моделирования поведения человека в теории и практике экономики. Раскрыты основные тенденции современного общества, определяющие перспективы расширения модели экономического человека.
Ключевые слова: экономическое поведение, экономический человек, потребности, креативное общество.
TRANSFORMATION OF THE MODEL OF THE ECONOMIC PERSON IN THE MODERN ECONOMIC THEORY AND PRACTICE
Yulia V. Belskaya
Novosibirsk State Technical University, 630073, Russia, Novosibirsk, Russia, 20 K. Marx Prospect, Ph. D., Associate Professor of sociology and mass communications, tel. (383)346-07-573, e-mail: [email protected]
The article presents arguments related to the limitations of the use of the economic model developed within the framework of the neoclassical research program. The problems of modeling human behavior in the theory and practice of the economy are singled out. The main trends of modern society that determine the prospects for expanding the model of an economic man are revealed.
Key words: economic behavior, economic man, needs, creative society.
Экономическая деятельность по производству материальных благ является основной сферой и детерминирующим фактором человеческого бытия в целом. Носителем этой деятельности является «экономический человек», который выступает субъектом экономической деятельности и основой экономических отношений.
К. Поланьи предлагает выделять два варианта понимания термина «экономический»: формальный и субстанциональный. Формальное понимание термина связано с акцентированием внимания на эффективности, на отношении между средствами и целями их достижения. Субстанциональное понимание утверждает наличие «экономической субстанции», физической среды, которая дает средства к существованию [1, с. 500]. Русский язык позволяют отчасти обойти данную терминологическую трудность, используя два разных термина - «экономический» (более узкий, формальный) и «хозяйственный» (более широкий, субстантивный).
При формальном подходе человек выступает агентом экономической жизни общества в условиях рыночного хозяйства. Экономический человек - это абстрактное понятие, выражающее сущностные черты субъекта экономической жизни общества. Он характеризуется способностью к направленной целесообразной деятельности по преобразованию экономического бытия в соответствии со своими интересами и потребностями.
В конкретных науках «экономический человек» выступает в роли эпистемологической модели, являющейся аналитическим инструментом при обосновании логики социальных коммуникаций [2]. Согласно этому представлению модель человека в экономической теории - это некий набор предпосылок, предположений в отношении поведения субъекта в сфере экономических отношений. Как отмечает В. С. Автономов речь здесь идет «не столько о человеческом поведении как предмете изучения, сколько об априорной модели, гипотезе человеческого поведения как инструменте исследования, элементе метода экономической науки» [3, с.3].
Неоклассическая исследовательская программа в экономической теории, определяет следующие существенные основания поведения экономического человека: устойчивость предпочтений, рациональный выбор и равновесные состояния [4. с. 19]. Принцип методологического индивидуализма вместе с гипотезой рациональности и гипотезой максимизации полезности составляют жесткое ядро научно-исследовательской программы неоклассики и задают такое понимание экономического поведения человека. В целом ограниченность такого понимания очевидна.
Как указывает один из авторов: «Общественное сознание и экономическая теория на первый план выдвигают вещное богатство (товары) и услуги, их производство и увеличения. Определяющим мотивационных фактором действий человека признаны экономическая выгода, деньги, капитал. Вся жизнь, включая духовную, охвачена коммерциализацией. Экономика, доминирующая во всей жизни, является как бы самоцелью» [5, с.279].
Действительно, «экономический человек» предстает как субъект, бессознательно действующий против других, против человечества, против окружающей среды и в конце концов против себя самого, своего будущего. Переоценка ценностей и смена приоритетов материальных ценностей над духовными приводит к тяжелым последствиям для «экономического человека» разрушая его духовное начало. Происходит полная или частичная утрата таких человеческих качеств, как бескорыстие, доброта, человеколюбие, самопожертвование, справедливость, мораль и др. «Экономический человек» в постиндустриальном обществе выступает доминирующим типом личности, приобретая глобальный масштаб, преодолевая политические границы государств, с помощью финансовых и информационных потоков вторгаясь в локальные хозяйственные миры, преобразуя их в своих интересах. Такая ситуация привела к тяжелым последствиям, которые наблюдались на протяжении всего XX века.
Однако, в настоящий период можно наблюдать как заканчивается эра доминирования экономизма, при котором важно только то, что имеет экономиче-
скую ценность. Сегодня мир находится на перепутье. Недавние принципы, сформулированные как «что хорошо для бизнеса, то хорошо для общества» становятся не продуктивными. Новая идеология основывается на противоположном подходе: «для бизнеса хорошо то, что хорошо для общества». В развитии и успешной деятельности предприятий должны быть заинтересованы не только его сотрудники и акционеры, но и общество в целом. Необходима переориентация предпринимательства от групповых экономических целей к общечеловеческим. Сейчас становится очевидным, что предприниматели не должны руководствоваться только решением задач неограниченного экономического роста, но ориентироваться на другие цели, основанные на сочетании экономических, этических и духовных ценностей. Анализ предпринимательской активности за длительный период показывает, что более жизнеспособными становятся компании, для которых прибыль не является основной целью. И если раньше подобная миссия была лишь желательной, то сейчас она становится обязательным условием существования в будущем.
Важнейшей особенностью современного мира стала и то, что существенно изменились условия коммуникации. Прежде всего, это произошло благодаря приходу в нашу жизнь новых информационных технологий. Интернет позволяет потребителям быстро доносить любые сведения друг до друга в течение нескольких секунд и делиться своей позицией по отношению к самым разнообразным событиям. Покупатели стали доверять друг другу больше, чем информации полученной непосредственно от компаний. Сегодня доверие концентрируется в горизонтальных отношениях больше, чем в вертикальных. Потребители лучше настроены по отношению друг другу, чем к компаниям. Развитие социальных медиа является просто отражением смещения доверия потребителей от компаний к другим потребителям. Коллективная сила потребителей стала намного больше в результате такого группового взаимодействия. Принятие решений экономическим человеком осуществляется уже не только на основании собственного анализа возможных альтернатив и выбора оптимального варианта, но с ориентацией на групповое мнение сообществ потребителей.
Еще одной важной тенденцией трансформации модели экономического субъекта является понимание и принятие человека в его человеческих качествах, неотделимых от его природы. По определению С. Кови, такой человек имеет четыре отличительных особенности: физическое тело, разум, способный на независимое суждение и анализ, сердце, которое испытывает эмоции, и дух -душу или философский центр [6]. Чтобы воздействовать на разум, сердца и души потребителей, компании должны распознать их тревоги и желания. С точки зрения современных проблем общественного развития общие тревога и желание потребителей - это сделать свое общество (и мир в целом) лучшим, возможно, даже идеальным местом для жизни. Следовательно, компания, намеревающаяся стать привлекательной для своих потребителей, должна разделять их мечту и стараться изменить их жизнь к лучшему.
По мере того, как общество становится все более информированным, образованным и развитым, потребители стремятся удовлетворять все более высокие
человеческие потребности, связанные с саморазвитием, самореализацией, творчеством. При этом базовые потребности могут даже уходить на второй план. Творческие люди обычно являются новаторами, создающими и использующими новые технологии и идеи. В мире сотрудничества, подверженном влиянию новых технологий, эти люди служат центрами, узлами, связывающими потребителей между собой. А еще они потребители, наиболее склонные к сотрудничеству и выражению своих мыслей, использующие весь потенциал социальных средств общения. Их стиль жизни и убеждения влияют на все общество. Их мнения о социальных проблемах общества формируют мнения других людей. Именно способность творить отличает человека от других живых существ на земле. Люди, наделенные творческой жилкой, формируют свой мир. Они постоянно стремятся усовершенствовать себя и свое окружение. Творчество выражается в человечности, морали и духовности. Одна из ключевых особенностей развитого и креативного общества состоит в том, что люди, не ограничиваясь только удовлетворением первобытных потребностей в выживании, стремятся к самореализации. Они эмоциональны и открыты для сотрудничества. Как личности со сложной душевной организацией они верят в человеческий дух и прислушиваются к собственным глубинным желаниям.
В заключение следует отметить, что модель «экономического человека», как исследовательский инструмент экономической теории и практики качественно изменилась, реагируя на масштабные изменения социальной жизни общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Поланьи К. Два значения термина «экономический». О вере в экономический детерминизм / Неформальная экономика: Россия и мир. Под ред. Т. Шанина. - М.: Логос, 1999. -С. 505-513
2. Бельская Ю.В. Экономический человек А. Смита: интеграция номотетического и идиографического подходов // Вестник Челябинского государственного университета. -2014. - №25 (354). - С. 39-44
3. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. - М.: Наука, 1993. - 176 с.
4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты/ Пер. с анг. - М.: Дело, 2001. -
408 с.
5. Бертенев С.А. История экономических учений. - М.: Магистр, 2011. - 480 с.
6. Кови С. Восьмой навык: Руководство пользователя / Стивен Кови; Пер. с англ. -3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 232 с.
© Ю. В. Бельская, 2017