Научная статья на тему 'Модель «Экономического человека» в системе экономических знаний'

Модель «Экономического человека» в системе экономических знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8175
800
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель «Экономического человека» в системе экономических знаний»

Литература

1. Существует ли естественный отбор? (Ма-

териалы круглого стола) // Высшее образование в России. - 2006. - № 7.

2. Существует ли естественный отбор?

Н. РОДИОНОВА, профессор Владимирский государственный университет

В последние 200 лет в мире преобладают ценностные ориентации потребительского общества, устремленного к богатству, власти и славе. Утрачивается глубинный, Божественный смысл человеческой жизни, обесцениваются этические идеалы, повреждается нравственность. Цивилизованное сообщество подошло к осознанию опасности предпочитаемых «выгодофильных» стратегий социально-экономического развития. В последнее время корень зла все чаще усматривается в несовершенстве модели «экономического человека », которая служит методологической основой современной системы рыночных отношений. Предпринимаются попытки ее модификации, активно развиваются новые направления экономики: метаэкономика, этическая экономия, предпринимательская этика, этика бизнеса. В российской науке современные проблемы модели «экономического человека» впервые наиболее глубоко исследовали В.С. Автономов [1] и Б.М. Генкин [2]. Определены сущность, структура, динамика развития модели, обоснованы ее недостатки. Предложена структура комплексной модели человека, позволяющая их преодолевать.

Однако в системе экономических знаний, сформированной ГОС ВПО РФ, доминирует традиционный методологический подход, и новые веяния пока не находят отражения в дидактических единицах. По-

(Материалы круглого стола) // Высшее образование в России. - 2006. - № 8.

3. Макбурни Г. Глобализация как политическая парадигма высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2001.

- № 1.

нятно, почему в системе ценностных ориентаций специалистов, образованных и воспитанных в духе «экономического человека », преобладают меркантильные материальные устремления. Постепенно в России формируется негуманное общество, состоящее из инфантильных эгоистов-потреби-телей, разделенных на временно процветающих удачников и обреченных жертв неудач.

Горько сознавать, что двигателями и исполнителями этого явления были специалисты по экономике. Причем наиболее умные и талантливые из них. Но более всего тревожит этическое восприятие молодыми людьми, будущими специалистами по экономике, процесса поляризации доходов. Я преподаю дисциплины «Экономика и социология труда» и «Политика доходов и заработной платы». При обсуждении проблемы справедливости дифференциации доходов студенты высказывают равнодушие к проблемам бедности, бомжей, беспризорности. Большинство склонны думать, что бедность - наказание за лень, нерадивость, скудные природные дарования. Свое жестокое отношение к социально незащищенным слоям населения молодые люди выдают за справедливость, забывая, что «в основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям... живая совесть и живая любовь к человеку» [3, с. 23].

Модель «экономического человека» в системе экономических знаний

Таким образом, модель «экономического человека » через систему экономических знаний формирует у молодых специалистов искаженные ценностные ориентации, которые, однако, гармонично согласуются с системами ценностей корпоративных культур, служащих максимизации индивидуальных выгод и не учитывающих этичность предпринимаемых средств их достижения.

Экономика России нуждается не только в умных, но и в честных специалистах. Поэтому система экономических знаний, преподаваемых в высшей школе, требует обновления,преподнесения их в социальном контексте с этической доминантой. «В жизни важнее всего живое сердце, искренне желающее творческой справедливости; и еще - всеобщая уверенность, что люди ... честно ищут ее » [3, с. 26].

О модели «экономического человека»

Модель «экономического человека» является методологической основой рыночных отношений, на которой базируется система современных экономических знаний. Создание этой модели обусловлено необходимостью обоснования экономического выбора и мотивации делового поведения. В последнее время она стала применяться не только как исследовательский инструмент, но и как фундаментальная основа формирования системы хозяйственного управления, поскольку за двухвековой период существования она так повлияла на мировоззрение людей, что их поведение теперь во многом стало идентичным поведению абстрагированного от реальности «экономического человека ». Считается, что данная модель позволяет увидеть, понять, объяснить, предвидеть экономическое поведение людей, оценить результаты их деятельности.

Дадим общую характеристику модели «экономического человека». Во-первых, она абстрактная: ориентирована на получение точных и однозначных экономических оценок в строго определенных услови-

ях. Во-вторых, - универсальная: это типичный рационально действующий субъект системы рыночных отношений, коим может выступать предприниматель, собственник капитала, наемный работник, потребитель продукции, предприятие, регион, страна. Он имеет неограниченные индивидуальные потребности и стремится к их максимальному удовлетворению за счет выгодного вложения собственного капитала (инвестиционного, материально-вещественного, финансового, информационного, правового, интеллектуального, человеческого). В-третьих, - примитивная: исчерпывающими качествами «экономического человека» являются эгоизм, желание потреблять, свобода выбора, расчетливость, наличие собственного капитала, заинтересованность в его выгодном вложении и приумножении, а также обладание конкурентными преимуществами на рынке (рис. 1).

Имея неограниченные потребности и свободу выбора, рациональные экономические субъекты, тем не менее, скованны в поведении, поскольку: 1) ограниченны запасы благ и ресурсов, 2) взаимодействие в системе рыночных отношений происходит не своевольно, а с учетом установленных правовых требований, которые якобы в равной степени ограничивают экономическую свободу каждого субъекта. С помощью этих требований реализуются, с одной стороны, равенство возможностей эффективного хозяйствования (выгоды) для каждого субъекта рынка, а с другой - гарантии общества получения от этого пользы (социальной эффективности).

Таков общий теоретический замысел модели «экономического человека». Однако на практике он реализуется не идеально. Часто система рыночных отношений не только не учитывает интересы общества, но даже в чем-то наносит ему непоправимый вред, перевешивающий общую пользу. Об этом свидетельствует существенное возрастание отрицательных внешних эффектов хозяйствования: рост преступности, истощение запасов невозобновляющихся ресур-

экономического человека»

Рис. 1. Структура модели

сов, резкое социальное расслоение общества, экологические проблемы [4, с. 67-68].

Опыт функционирования системы рынка в разных странах мира в последние тридцать лет особенно ярко высвечивает усиление несправедливости экономических отношений. Достигнуть равенства возможностей все чаще не удается из-за воцарившейся на рынках недобросовестной конкуренции. Модель «экономического человека» превратилась в «золотую рыбку на посылках» богатых и преуспевающих в бизнесе людей. В результате ее функционирования к середине ХХ в. сформировалось общество рациональных потребителей, контрастно разделенное на стремительно богатеющих богатых и катастрофически беднеющих бедных. И те и другие попирают нравственные идеалы и духовные ценности, расточают природные ресурсы, игнорируют проблемы экологии. Большинство людей заняты извлечением средств для удовлетворения собственных материальных потребностей, не задумываясь о последствиях своего эгоизма для будущих поколений: «после нас хоть потоп».

Таким образом, наблюдаемые негативные последствия функционирования модели современного «экономического человека» доказывают ее несовершенство и как

исследовательского инструмента, и как основы формирования системы хозяйственного управления. Чтобы разобраться в причинах сбоя в ее работе, прежде всего следует обратиться к истокам ее формирования.

Концепция «экономического человека» Адама Смита и ее этическое оправдание

Адам Смит впервые предпринял попытку формирования фундаментальной основы экономической теории на представлениях о «человеческой природе». Свою концепцию экономической модели отдельно от этики он представил в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов и наций» в конце XVIII в., а чуть ранее написал книгу «Теория нравственных чувств», в которой рассматривал положения этической теории без экономики. Тем самым было положено начало размежеванию ранее тесно взаимосвязанных этики и экономики. За двухвековой период водораздел между ними стал пропастью, мост сообщения над которой пока так и не выстроен.

Концептуально разработанная Смитом модель «экономического человека» опирается на либеральную идею о воздействии «невидимой руки», или сил рынка, на

субъекта, эгоистично устремленного к собственной выгоде и хозяйствующего в условиях минимального вмешательства государства в рыночную среду.

Суть концепции «экономического человека» заключалась в признании эффективной формы хозяйствования, при которой «каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». В степень добродетели Смит возвел такие далекие от евангельских заповедей качества «экономического человека», как эгоизм, своекорыстный интерес, постоянное стремление улучшить личное положение, склонность к обману. Казалось бы, вектор предложенной концепции явно отклонился от направления, задаваемого религиозными и нравственными ценностями. Однако Смит не оставил поведение «экономического человека» без этического оправдания. Предприниматель «не имеет в виду содействовать общественной пользе. Он преследует лишь собственную выгоду. и невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это ». То есть этическим оправданием служит действие «невидимой руки», олицетворяющей рынок с совершенной конкуренцией. Она как бы объединяет разрозненных эгоистов под флагом общественной пользы.

Во времена А. Смита это утверждение воспринималось как истина, поскольку субъекты рынка действовали в условиях, близких к совершенной конкуренции, при которой никто не может намеренно влиять на рыночные цены. Совершенная конкуренция отождествлялась с честностью соблюдения правил поведения на рынке. Следовательно, мистическая «невидимая рука» принадлежит «нравственному человеку» -обществу с его этическими ценностями. В

такомобществе на поведение «экономического человека» влияет его чувство «симпатии», благодаря которому он способен ставить себя на место других и иметь представление об интересах окружающих. Это качество делает его чувствительным к общественной пользе. Отсюда следует, что модель «экономического человека» Смита представляется не самодостаточным регулятором общественных отношений, как воспринимается теперь, а лишь одним из механизмов целостной системы жизнеобеспечения людей. Действие этого механизма не распространяется на отношения, не согласующиеся с общечеловеческими этическими ценностями. «Экономический человек» «живет» в обществе, где в почете честность, справедливость, порядочность, трудолюбие, ответственность, умеренность в потреблении благ. Причастность его к нравственному обществу, несмотря на эгоизм, служит моральной основой и этическим оправданием экономической модели Смита. Добродетельные характеристики были присущи предпринимателям, бизнесменам, работникам и потребителям тех времен, или «экономическому человеку» -выходцу из эпохи Просвещения. Через них нравственные ценности, служившие основой протестантской и православной этики, оказывали непосредственное влияние на экономические отношения и проявляли свое действие в качестве производимой продукции, экономном ее потреблении, зако-нопослушании, этичности конкурентного поведения.

Итак, главная идея А. Смита о поведении «экономического человека» заключается в том, что именно своекорыстное устремление честных предпринимателей к выгоде наиболее эффективно ведет к возрастанию богатства нации. Однако эта идея указывает пути повышения благосостояния всех членов отнюдь не любого, а только нравственного общества. Потому что в таком социуме «экономический человек» изначально порядочен, ибо в своем поведении он ориентирован на общечеловеческие

этические ценности; добродетелен, так как честно и производительно трудится, создавая полезные обществу блага и экономно расходуя необходимые для этого ресурсы; справедлив, потому что способен примирить свои корыстные интересы с интересами других людей; честен, ибо при распределении дохода претендует лишь на заработанную им долю вознаграждения, эквивалентную собственному вкладу.

Но одновременно с этим такой человек честолюбив, расчетлив, меркантилен и материален. Практика показывает, что эти качества «экономического человека» представляют опасность для общества с истощенным духовно-нравственным потенциалом, коим является современный мир.

Современная модель «экономического человека»

Для экономики XVШ-XIX вв. модель А. Смита была эффективной. Она способствовала не только возрастанию капитала, но и приумножению общественной пользы, служила развитию общества, ориентированного на духовные ценности. Однако за более чем двухвековой период изменились и общество, и условия хозяйствования. Модель «экономического человека» А. Смита как один из механизмов регулирования жизнедеятельности общества постепенно модифицировалась в самодостаточную социально-экономическую модель, регулирующую все стороны общественной жизни. «Смитова апология содействия общественной пользе постепенно утратилась, а эгоистический интерес предпринимателя стал играть всеобъемлющую роль» [5, с. 42-43]. Это нашло отражение в «упрощении, формализации и депсихологизации» [1, с. 204] структуры модели. Ее функционирование способствовало обезличиванию экономических отношений, разобщению частных интересов, усилению их зависимости от конъюнктуры рынка и в конечном счете к искажению образа реального человека. Качества его личности отдалились от этических ценностей, приблизились и адап-

тировались к однобокой реальности жизни, воплощенной в системе рыночных отношений.

В господствующем основном течении экономики объект исследования сузился до рассмотрения исключительно рациональных качеств человеческой личности [1, с. 204]. Предпосылка собственного интереса уступила место предпосылке экономической рациональности. Существующая модель «максимизирующего человека» характеризуется определяющей ролью собственного интереса экономического субъекта в мотивации его поведения, его информированностью о конъюнктуре бизнеса и конкретностью анализа [1, с. 38]. Она не может более служить основой системы управления по следующим причинам.

1. В модели не принимаются в расчет внешние эффекты, обусловливающие трансакционные издержки, которые, по оценкам Д. Норта и Дж. Уоллиса, за последние сто лет удвоились. Поэтому в экономических показателях все более утрачивается взаимосвязь учитываемых эффектов и затрат.

2. Модель ориентирована на совершенный конкурентный порядок, на систему рыночных отношений с ограниченным вмешательством государства. Отвергается важность институционального устройства общества.

3. Исследуемые явления воспринимаются упрощенно - как чисто экономические. Не учитывается влияние неэкономических факторов. А ведь рынок подразумевает не только экономическую свободу, но и соблюдение социальных, экологических, правовых, этических и иных требований к поведению субъектов. Эти требования не могут вырабатываться в рамках экономики, основанной на рассматриваемой модели. А значит, она не решает вопросов гармонизации сталкивающихся интересов людей, дифференциации их доходов, положения наименее обеспеченных, экологии территорий вблизи предприятий и т.п. Регулируя

отношения по поводу удовлетворения материальных потребностей человека, модель нечувствительна к другим сторонам каче-стваего жизни.

4. Сфера жизнедеятельности человека в ракурсе экономического исследования сужена до процесса получения средств, необходимых для удовлетворения его потребностей. Между тем во всех областях экономических отношений возрастает значение личности. Человек обрел широкие информационные и энергетические возможности влияния на хозяйственную деятельность и другие стороны общественной жизни. Решение экономических проблем сегодня требует обращения к сферам этики, политики, права, религии, экологии и т.д. Это означает, что человека в экономике следует рассматривать со всех сторон его жизнедеятельности.

5. Модель имеет гедонистический характер, обусловленный ориентацией на максимизацию удовлетворения потребностей индивидов и игнорированием ценностных и смысловых аспектов их жизни.

6. Цели субъектов хозяйственной деятельности воспринимаются как заданные. Модель не учитывает, что человек свободен в выборе своих предпочтений и что именно через их выбор ценности общества сказываются на целях хозяйственной деятельности.

7. Модель является обезличенной и универсальной, поскольку оперирует общепризнанными ценностями и потребностями, одинаковыми для всех индивидов. В ее структуре не предусмотрен механизм, выявляющий особенности индивидуальных предпочтений и отражающих их в целевой функции полезности. «Если психология людей и ресурсы всех индивидов были бы одинаковы, тогда и потребление различных индивидов было бы одинаковым, а общество в целом уподобилось бы одному условному индивиду, индекс предпочтения которого можно максимизировать » [6, с. 33].

8. Не учитывается зависимость личного

интереса человека от поведения других людей. Это приводит к тому, что «в реализации эгоистического выбора внутри сообщества людей, имеющих разные цели, цели каждого могут быть достигнуты в меньшей степени, чем если бы они руководствовались другим правилом поведения» [5, с.114-116].

9. В решении проблемы благополучия рационального индивида не принимается во внимание такой важный регулятор его поведения, как совесть. Этот недостаток модели отрезал все пути к решению проблемы нравственности в экономике.

Из сказанного следует, что экономике необходима комплексная модель человека, удовлетворяющая требованию универсальности и гармонично сочетающая методологические подходы различных отраслей общественных наук. Она может опираться лишь на согласие, возникшее вследствие частичного совпадения интересов и достигнутое в процессе сотрудничества всех заинтересованных сторон. Человек в такой модели, как и «экономический », рационален в своих намерениях. Отличие между ними состоит в том, что последний руководствуется чисто эгоистическими интересами максимизации собственной полезности, а первый, обладая такими интересами, анализирует возможность ихреализации с точки зрения их этической дозволенности или последствий для других людей и общества в целом. Следовательно, к свойству рациональности добавляются «метафизические » качества, ограничивающие своекорыстные устремления субъекта.

Напрашивается вопрос: пользе какого общества служит современная модель «экономического человека»? Безнравственного, поклоняющегося «золотому тельцу». Модель способствует развитию общества нравственно неполноценных людей. Она служит злу.

Почему же современный рынок стал нечувствительным к восприятию этических ценностей? На наш взгляд, можно выделить следующие основные причины.

1. Утрата образом «экономического человека» духовности. У Смита производитель благ - это физическое лицо, обладающее не только естественной свободой выбора, но и совестью, призывающей его к строгому соблюдению этических и правовых норм. К физическому лицу нетрудно предъявлять этические требования, особенно в эпоху раннего капитализма. Тогда в обществе было сильным влияние религии. В современном же представлении понятие «экономический человек» обрело более широкий смысл, распространившийся также и на предприятие, регион, страну, т.е. на юридическое лицо, которое не может выступать субъектом морали и потому не обладает совестью. Вот почему значение нравственности в экономике постепенно утратилось, а вместе с тем ослабла взаимосвязь экономической концепции с этическими ценностями.

Как известно, совесть выступает барометром достижения компромисса между собственными и чужими интересами. «Бессовестный» современный «экономический человек» нечувствителен к интересам других людей, деловых партнеров и общества. Образ его вступил в противоречие с заповедью Евангелия «не навреди»: «Каждый из вас должен думать не только о своих интересах, но также и об интересах других». Нарушение принципа равновыгодно-сти экономического сотрудничества составляет основной признак неэтичности современного бизнеса.

2. Ориентация «экономического человека» исключительно на материальные потребности. В экономике развитых стран проблема согласованности интересов не так остра, как в России. На первый взгляд кажется, что эгоизм предпринимателей в устремлении к личной выгоде действительно служит пользе всех. Так, для предприятия польза от его деятельности выражается в повышении его эффективности и развитии, для потребителей продукции - в удовлетворении соответствующей потребности, для наемных работников - в обеспечении

их работой и совершенствовании профессионального мастерства, для общества (за счет налоговых отчислений) - в улучшении благосостояния всех его членов. Но все эти виды пользы материальны. На нее-то и ориентирована модель «экономического человека». Действительно, в концепции А. Смита под пользой понимается богатство нации, которое представляется как совокупность продуктов лишь материального производства. Современные же теории потребностей, наряду с материальными, как равноценные рассматривают социальные, эстетические, интеллектуальные и духовные потребности [8, с. 61-65]. Недооценка нематериальных потребностей в экономике породила проблему экстерналий, отрицательных внешних эффектов хозяйствования, имеющих неэкономическую природу в привычном понимании.

3. Нецелостность образа «экономического человека». Как отмечалось выше, модель современного «экономического человека» абстрактна. Она не взаимосвязана с моделями человека, предлагаемыми другими научными направлениями,условно именуемыми моделями «психологического», «социологического», «политического», «антропологического»,«духовного»,«социального» человека. Данные конкурирующие модели предлагают разные факторы, объясняющие поведение человека. В этом конфликте сформировался упрощенный образ «экономического человека», лишенный духовных, психологических, социальных и физиологических характеристик.

4. Признание неопределенности как неустранимой. «Экономический человек» имеет четкие представления о собственных потребностях, которые неизменны, и стремление к удовлетворению которых характеризуется индивидуальной функцией максимизации полезности. На его решения не оказывают влияния интересы других субъектов. В его собственных представлениях отсутствуют взаимосвязи между целью и средствами ее достижения. Они заранее запрограммированы кем-

то без учета мнения субъекта. При этом не допускается возможность, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством, и наоборот.

5. Дифференциация и конкретизация системы этических ценностей. Это явление характерно для текущей эпохи постмодерна. Восприятие истины как абсолютной уступило место идее о ее относительности. Современные люди свободны в вы-

человека» продиктована необходимостью адаптации ее к политической системе общественного устройства. Как известно, в разных странах взаимоотношения государства и бизнеса неодинаковы. Соответственно процесс модификации ортодоксальной модели «экономического человека» был ориентирован на принципы справедливости, которые различались степенью вмешательства государства в систему рыночных отношений (табл. 1).

Таблица 1

Основные типы модифицированных моделей «экономического человека»

Тип модели Характеристика взаимоотношений государства и бизнеса

Либерторианская Рыночные отношения полностью свободны от государственного вмешательства

Либеральная Ограниченное вмешательство государства в систему рынка. Проведение политики государственного протекционизма, направленной на защиту интересов бизнеса от иностранной конкуренции путем введения квот, импортных пошлин и т.п.

Неолиберальная Закрепление за государством определенных функций по управлению бизнесом, которые ориентированы на защиту общих интересов граждан

Коммунитарная Государство и бизнес взаимовыгодно сотрудничают в рамках экономических сообществ и партнерств

У тилитаристская Усиленная роль государства в управлении теми отраслями, которые определяют социальное развитие общества, где конкуренция неэффективна, либо велика доля массового производства, или координирование деятельности неизбежно

Консервативная Государство защищает интересы бизнеса в ущерб общественным интересам

Социалистическая Полный контроль сфер производства, обмена и распределения со стороны государства на основе общественной собственности на средства производства и централизованного планирования. Общественная собственность на средства производства сочетается с частной собственностью на предметы личного потребления

боре целей и ценностей. Заданная и обязательная для всех единая система этических ценностей уступила место системе, выстраиваемой теми, кто разделяет составляющие ее ценности. В современном обществе одновременно могут действовать разные системы этических ценностей. Однако научные способы этического оправдания выбора ценностей пока не предложены.

6. Политизированность «экономического человека». Потребность в модификации смитовской модели «экономического

По указанным причинам взаимосвязь индивидуальной выгоды и общественной пользы все более ослабевает, что ведет к утрате единственного этического оправдания эгоистического поведения «экономического человека». Отсюда следует, что с помощью современной версии модели «экономического человека», опирающейся на концепцию А. Смита, невозможно определить этический статус экономической системы.

Безразличие модели к нравственным

регуляторам поведения «экономического человека» не позволяет даже ставить проблемы роли нравственного фактора в экономике и деформаций рынка, усиливающихся по причине неэтичного поведения рационально устремленных субъектов. Возникает необходимость совершенствования модели «экономического человека» в направлении придания ему чувствительности к этическим ценностям.

В экономике назрела потребность в модели, в которой человек обладает совестью, способен к формированию собственных предпочтений, а на его поведение оказывают влияние не только экономические, но и социальные, политические, психологические, религиозные, правовые, этические, экологические и иные факторы. То есть речь идет о возрождении целостного взгляда на экономические явления и процессы, присущего науке античного и средневекового периодов.

Структура модели этичного «экономического человека»

На наш взгляд, главное направление совершенствования структуры модели «экономического человека» состоит в восстановлении утраченной взаимосвязи индивидуальной выгоды и общественной пользы. По форме общественная польза многообразна и разнопланова. Это удовлетворение потребностей в выпускаемой продукции и оказываемых услугах, уплата налогов и обязательных платежей, создание рабочих мест, улучшение условий труда, повышение его оплаты, решение социально-бытовых проблем работников, их профессиональное обучение, участие в социальных программах региона и страны, благотворительность, улучшение или хотя бы компенсация вреда экологии. При усилении акцентов хозяйственной деятельности на общественной пользе каждое предприятие будет вынуждено постоянно решать этическую задачу в комплексе с экономической (максимизацией индивидуальной выгоды). Это потребует формирования методологи-

ческих основ теории согласования конкурирующих интересов разных социальных групп предприятия. Сложности этой проблемы заключаются в неопределенности исходной информационной базы и создании технологий получения уникальных решений, реализация которых будет достигаться путем сложного маневрирования. Разработка данной технологии ведется в направлениях:

• совершенствования системы менеджмента путем включения в ее структуру элементов экономического и социального партнерства;

• развития форм институционального регулирования экономики;

• поиска взаимосвязи экономических и социальных показателей хозяйствования с тем, чтобы на ее основе построить комплексную модель «экономического человека».

Все направления исследований объединяет такая идея. Чтобы деятельность экономического субъекта приносила не только выгоду, но и общественную пользу, недостаточно воспринимать ее только как принудительно направляемый собственниками процесс принятия и реализации волевых управленческих решений в системе сложившихся экономических отношений, что чаще всего и происходит. Одновременно хозяйствование следует рассматривать и как взаимовыгодное сотрудничество всех заинтересованных лиц, т.е. как добровольный общественно-полезный процесс в подвижных рамках этико-правового пространства, образованных по согласованию сотрудничающих сторон. В первом случае деятельность описывается с помощью традиционной модели «экономического человека», а во втором - предлагается выстраивать взаимосвязанные с нею модели балансирования интересов хозяйствующих субъектов и общества [8]. Потребность в таких моделях подсказана практикой. Без них усиливается дисбаланс интересов, что ведет к обострению социальной напряженности, нарушению устойчивости и разру-

шению социально-экономической системы. Это произошло со многими российскими предприятиями в период становления рыночных отношений. Баланс интересов поддерживается в том случае, если все стороны сотрудничества получают выгоду от деятельности либо не подвергаются опасностям ее вреда.

Специальное научное исследование было посвящено поиску путей совершенствования структуры модели «экономического человека». При ее построении использованы некоторые конструкционные элементы, применяемые в моделях «психологического», «социального»и «социологического человека», которые были дополнены или изменены (рис. 2) [9]. Собирательный подход к построению структуры модели преследовал цель устранить или смягчить влияние отмеченных выше недостатков модели «экономического человека».

В предлагаемой модели человек является многогранной и уникальной личностью; функционирует одновременно во внутреннем и внешнем мирах; устремлен к духовности и наделен совестью; занят обоснованием собственных предпочтений и уточнением потребностей; действует в многомерном пространстве, которое можно регулировать с помощью этико-правовых ограничений; заботится о возрастании собственного потенциала, открывающего путь к удовлетворению потребностей. Данные свойства личности человека существенно отличаются от тех, которые присущи «экономическому человеку».

В отличие от традиционной модели в модели этичного «экономического человека» критерий максимизации полезности ограничен требованием улучшения качества жизни всех людей, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются хозяйственной деятельностью; потребности каждого индивида изменчивы и имеют сложный состав; учитываются такие его качества, как духовность и совесть, нравственные идеалы и ценности. Данная модель содержит три взаимосвязанных механизма, ответствен-

ных за формирование предпочтений, мотивацию поведения и удовлетворение потребностей людей. Благодаря разграничению этих функций обеспечиваются гибкость и мобильность модели. Основные характеристики функционирования модели этичного «экономического человека» представлены в табл. 2.

Для практической реализации модели «экономического человека» в современной интерпретации используется структура задачи оптимизации управленческого решения: либо с целевой функцией максимизации индивидуальной полезности при заданном объеме располагаемых ресурсов, либо минимизации затрат при заданном уровне достижения целей.

Предлагаемая модель предназначена не только для формирования методологических основ теории согласования конкурирующих интересов, но также и для практического применения в структурах систем менеджмента и макроэкономического регулирования социально-экономическими процессами. С введением модели этичного «экономического человека» в структуры управленческих систем предприятий и макроэкономических образований последние обретут статус институтов этико-правового сотрудничества всех лиц, заинтересованных в хозяйственной деятельности. Основным отличием системы управления с учетом этических требований от традиционной является перемещение направления вектора развития предприятия с максимизации прибыли на соизмерение возможности ее роста с этико-правовой допустимостью.

Предприятия, действующие с учетом этико-правовых требований, могут получать законную прибыль лишь при условии согласования интересов собственников и предпринимателей с интересами других социальных групп предприятия, а не только с интересами потребителей, готовых покупать производимую продукцию, как принято считать. Поэтому наряду с экономической целью предприятие должно выполнять социальную миссию.

Рис. 2. Структура модели этичного «экономического человека»

Таблица 2

Основные характеристики модели этичного «экономического человека»

Главные задачи Объекты управления Основные свойства Важнейшие функции Формализованная структура

1.Повышение эффективности хозяйствования Потребности, в том числе духовные. Ресурсы Чувствительность к изменению индивидуальных предпочтений Обеспечение равенства возможности эффективного хозяйствования каждому участнику рынка Целевая функция максимизации индивидуальной полезности либо минимизации затрат. Система традиционных ограничений, дополненная этикоправовыми ограничениями. В целевую функцию и ограничения включены показатели справедливости, формализующие этические требования, согласованные с теми, чьи интересы затрагивает деятельность

2.Устойчивое развитие социально-экономической системы Цели и ценности, включая этические Объективность и полнота отражения реальности Разумное удовлетворение потребностей представителей всех социальных слоев общества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З.Увеличение общественной пользы Мотивы деятельно- сти Сбалансированность интересов всех субъектов деятельности Обеспечение взаимосвязи экономических и социальных показателей

4. Адаптирование к условиям этикоправового пространства Согласо- ванные этические требования Восприимчивость этических требований Создание благотворной атмосферы взаимовыгодного сотрудничества в системе рыночных отношений всех ее участников

Литература

1. Автономов В.С. Модель человека в эконо-

мической науке. - СПб., 1998.

2. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и

основания экономических наук. - М., 2002.

3. Ильин И.А. О справедливости // Поющее

сердце. Книга тихих созерцаний. - М.,

2005.

4. Родионова Н. Модель этичного «экономи-

ческого человека» // Человек и труд. -

2006. - № 1.

5. Сен А. Об этике и экономике: Пер. с англ.

- М., 1996.

6. Алле М. Условия эффективности в эконо-

мике: Пер. с франц. - М., 1998.

7. Генкин Б.М. Экономика и социология тру-

да: Учеб. для вузов. - М., 2002.

8. Сутор Б., Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Поли-

тическая и экономическая этика: Пер. с нем. - М., 2001; Родионова Н.В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями. - СПб., 2004.

9. Подробнее см.: Родионова Н.В. Человек -

это звучит ново. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. -2004. - № 3, 4; Родионова Н.В. Комплексная модель человека в социально-экономических системах управления // Экономика и управление. - 2004. - № 2; Родионова Н.В. Инновация в экономике - комплексная модель человека // Инновации.

- 2004. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.