НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА
Комил Буронович Холиков
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются необходимые знание системы в области проектирование отношений музыкальной культуры и не линейная музыкальная модель процесса взаимодействия учителей музыки и студентов, порядка функционального взаимодействия музыкальной культуры. С учетом такой определенности создана математическая модель оценивания погрешностей прогнозирования музыкальной разработки на основе нечёткой адаптивной системы, основанной на массиве продукционных правил проектирования. Методология объединяет методы проектирования музыкального обучения и методы функционального взаимодействия вывода с применением методов на основе продукционных правил в образования.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ система музыкального образования / проект образования / взаимодействие функции образование/ теория.
KNOWLEDGE IN THE FIELD MUSICAL TRAINING DESIGN CULTURES
OF UZBEKISTAN
ABSTRACT
The article examines the necessary knowledge of the system in the field of designing relations of musical culture and a non-linear musical model of the process of interaction between music teachers and students, the order of functional interaction of musical culture. Taking into account this certainty, a mathematical model has been created for estimating the forecasting errors of musical development on the basis of a fuzzy adaptive system based on an array of production design rules. The methodology combines design methods of musical instruction and methods of functional inference interaction with the application of methods based on production rules in education.
Keywords: pedagogy / music / music education system / education project / interaction of education function / theory.
Проектирование в образовании, это организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной
практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека. Методологический анализ проблем проектирования в сфере образования выявляет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и научно-методический. Каждый из них является областью теоретической рефлексии в отношении адекватных методов, которые, будучи применены к изучению проблем социально-педагогического проектирования, дают новое для педагогики научное знание о нём.
Под педагогическим проектированием понимается деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы.
В условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в обществе проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании, создания условий и выявления внутренних механизмов его развития. Социально-педагогическое проектирование, это специально организованная разно-профессиональная деятельность по осуществлению поли-дисциплинарных исследований и комплексных разработок в области развития и саморазвития образования как формы общественной практики.
Все эти кардинальные изменения в образовании не могут произойти сами собой, эволюционно за счет частных модификаций. Шаг его развития должен быть специально построен, для чего требуется использование особых масштабных подходов к социальным преобразованиям. В таком качестве и рассматривается проектирование, с которым связывается выявление внутренних механизмов и условий развития некоторых систем.
Перечень методов педагогического проектирования по сфере музыки еще более разнообразен, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии выбора методов), но и от особенностей самих субъектов по музыки, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики по музыки (субъективные критерии). Вместе с тем можно выделить и инвариантные методы, которые обеспечивают специфику педагогического проектирования как процесса. К ним мы относим, прежде всего, эвристические методы решения изобретательских задач, методы квалиметрии, моделирование и педагогический эксперимент по сфере музыки. Проектирование можно рассматривать в качестве функции любого педагога по сфере музыки, для которого она является не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная. Педагогический проект, под которым мы понимаем инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование. Проект может быть представлен, например, в виде описания, таблицы, плана и др. Практически проект определяется его функционированием, строением и внешним видом. Выявление
функциональных особенностей созданного проекта сводится к определению среды, в которой проект может осуществляться, с указанием специальных механизмов для нейтрализации негативных ее проявлений, снижающих эффективность проекта (границы применимости проекта); особенностей субъектов, оперирующих в рамках данного проекта; функциональных связей между элементами проекта; условий для его эффективного использования; ожидаемых результатов действия проекта. Строение проекта представляется его структурными компонентами (создающимися вновь или заимствованными из существующей практики), соотношением между ними, последовательностью действий, содержанием компонентов. Вид проекта определяется нормативными положениями, документацией, вспомогательными наглядными материалами.
В музыке постоянно соприкасались индивидуальные и типовое, единичное и всеобщее, случайное и закономерное как взаимно обусловливающие феномены: неустойчивые периоды переоценки пройденного, переосмысления фундаментальных художественных принципов и экспериментальных поисков нового уступали место стабильным этапам «закрепления» найденных путей развития, практического применения обнаруженных средств и методов. При этом в те самые неустойчивые и неопределенные периоды рождалось новое, нередко возникавшее абсолютно случайно. В искусстве многих стран и эпох в той или иной мере проявлял себя феномен неполной или неточной нотации, и на протяжении нескольких столетий, а в некоторых национальных культурах и до сих пор, приблизительная запись остается естественной формой бытования музыки. Поэтому, педагогическое проектирование, это самостоятельный процесс, который не может и не должен смешиваться ни с какими другими. Поэтому достаточно распространенную в литературе подмену хорошо знакомого термина «разработка» новым словом «проектирование» мы считаем необоснованной.
Зачастую проектированием называют практически любые действия педагога по сколько-нибудь значительной модернизации педагогического процесса. Процессы разработки и проектирования имеют ряд существенных различий, что делает их независимыми и не допускает отождествления. Главные отличия проектирования и разработки мы видим в следующем: разработка, как правило, не базируется на какой-либо принципиально новой идее (разрабатывать можно известное, известным способом, чем собственно чаще всего и занимается педагог при подготовке учебных занятий, тем, методик и т.д.); разработка не всегда ориентирована на будущее, на возможности, перспективы и последствия (при разработке педагог оперирует реалиями настоящего дня и не всегда использует фантазию для предвидения результатов своего труда с учетом будущих потребностей, завтрашних ожиданий); разработка не предполагает подключения личностных ценностных ориентаций (ее качество зависит от того, насколько
полно педагог рассмотрел все аспекты разрабатываемого объекта, а хочется ему их рассматривать или нет - не имеет значения, в то время как при проектировании личные ценности педагога будут полностью определять создаваемый им проект); проектирование и разработка преследуют разные цели: цель проектирования -решить проблему, удовлетворить некоторую потребность, а разработки -всесторонне исследовать объект; результат проектирования, в отличие от разработки, всегда имеет перспективу массового использования.
Музыкальная культура представляет собой совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению и потреблению этих ценностей. Музыка в современном обществе является не просто развлечением, она также представляет из себя средство самовыражения. Художественная (музыкальная) культура личности представляет собой сложную систему приобщения к миру искусства. В каждой из этих ипостасей существует определенная степень соответствия между художественной культурой общества и личности, которая определяет характер и качественную «модальность». Если исходить из того, что культура, это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура, это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Народная музыкальная культура - эта та музыка, которую сочинил народ или исполняемая народом в нашем краю. Таких песен очень много. Духовная музыкальная культура, эта музыка, исполняемая в церквях. Композиторская музыкальная культура - эта музыка, сочиненная композиторами или исполняемая в нашем краю.
Музыка обостряет духовное состояние, раскрывая эмоции, чувства, переживания, настроения. Сила музыки в том, что она способна сделать человека счастливым. В ней можно найти опору, поддержку и вдохновение, через нее можно выразить себя и сказать людям о том, что тебя волнует, найти отклик в сердцах людей.
REFERENCES
1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
3.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
4.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.
5.КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)
6.КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)
7.КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)
8. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)
9. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки.
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705-709)
10.КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки.
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
11. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Область применения двойные фуги Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
12. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
13. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
14. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
15. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации.
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 375-379)
16. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
17. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
18. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)
19. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
20. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Содержание урока музыки в общеобразовательном школе.
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
21. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Структура физических упражнений на уроках музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
22. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)
23. КОМИЛ БУРОНОВИЧ ХОЛИКОВ Фактуры и музыкальной формы, приводящие к структурной, драматургической и семантической многовариантности произведения. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 955-960)
24. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)
25. Холиков К.Б. Теоретические особенности формирования музыкальних представлений у детей школьного возраста
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 96-101)
26.Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)
27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1025-1031)
28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)
29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)
30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом
Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)