МОДУЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ТЕОРИИ МУЗЫКИ
Комил Буронович Холиков
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, тех, кто стремится понять природу педагогическую технологию и повысить свой уровень музыкального образования. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по обучению искусству музыка и возможностях повышения уровня учебного процесса по музыке.
Ключевые слова: педагог/ педагогические технологии / музыкальное образование / музыка/ / голосовой аппарат/ инновационные процессы.
MODULAR MUSICAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS AN IMPORTANT FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL
PROCESS IN THE THEORY OF MUSIC
Komil Buronovich Kholikov
Lecturer, department of music education, faculty of art history, Bukhara state university
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: music teachers, those who seek to understand the nature of pedagogical technology and improve their level of musical education. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and methods for teaching the art of music and the possibilities of improving the level of the educational process in music.
Keywords: teacher / pedagogical technologies / music education / music / innovation processes.
В настоящее время перед системой музыкального образования стоит задача не только сохранения лучших традиций музыкальной педагогики, но и обобщения, внедрения в практику наиболее эффективных современных технологий. Под педагогической технологией понимает «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями». При этом цели должны быть конкретны и измеримы,
операции воспроизводимы, чтобы другие педагоги могли воспользоваться этими технологиями. Хотя творчество педагога приветствуется, субъективизм педагога должен быть сведен к минимуму. В новом и более широком смысле педагогическая технология рассматривается «как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования». Основные признаки педагогических технологий: концептуальность, системность, дидактическое -образование (дидактические процедуры, содержащие инструменты мониторинга эффективности учебного процесса), инновационность, оптимальность, воспроизводимость, управляемость, эффективность. В задачу педагога входит серьезная подготовительная работа, направленная на выявление целей и задач, принципов и методов обучения, содержания занятий, проектирование конкретных перспектив, выбор тематики проектов, расширяющих кругозор обучаемых, конструирование и структурирование конкретных операций на занятии. В этих условиях на первое место выходит сотрудничество педагога нового типа и ученика, своеобразный образовательный диалог участников педагогического взаимодействия, формирование единого эстетического пространства, образовательной социокультурной среды, координация аудиторной и внеаудиторной работы, учебной и внеучебной деятельности.
Особое значение в разработке педагогических технологий в системе музыкального образования приобретают аудио- и видео-учебные материалы, которые связаны с уровнем технической оснащенности учебного заведения, наличием не только магнитофона, видеомагнитофона, но и лазерных компакт-дисков, компьютерных обучающих программ, позволяющих осуществлять дифференцированный подход к каждому учащемуся, дать ему возможность самостоятельно совершенствоваться. Нет необходимости доказывать, насколько более эффективным становится процесс усвоения нового музыкального материала в сочетании с видеоинформацией, анимацией, насколько активизируется внимание учащихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала, повышается интерес к новым знаниям. Процесс обучения приобретает более эмоциональный характер, больше органов чувств принимают в нем участие, что повышает качество запоминания музыкального материала.
Сложность применения современных мультимедиа - технологий заключается в том, что далеко не каждый преподаватель владеет в достаточной степени компьютерными технологиями, программным обеспечением. Нужны специалисты в области музыкального образования, способные использовать такие технологии. Перспектива применения мультимедиатехнологий видится в
дальнейшем освоении следующих музыкальных компьютерных средств: музыкальных редакторов, энциклопедий, игровых программ, программ-тестов и викторин, комбинированных программ.
К современным технологиям, используемым в музыкальном образовании, можно отнести модульное обучение, его особенностью является систематизирование и структурирование учебного материала таким образом, чтобы он содержал относительно самостоятельную часть содержания учебной дисциплины. При наличии соответствующих методических пособий функции преподавателя становятся консультативно-контролирующими. Особое значение приобретают модульные программы разного уровня сложности, связанные с компьютеризацией музыкального образования. Здесь важно сочетание традиционных форм и методов обучения музыканта с новыми принципами компьютеризированного обучения.
Анализ современных технологий обучения в образовательном пространстве школа - училище - вуз позволил определить приоритетные направления в многоуровневой системе музыкального образования, ответить на вопросы, как наилучшим образом организовать учебную деятельность в сфере музыкального образования для достижения поставленных целей с учетом реальных потребностей конкретного региона. Вместе с тем, следует отметить, что настоящая статья не содержит исчерпывающей информации и лишь позволяет наметить основные тенденции современного музыкального образования: ценностно- ориентированный подход к получаемым знаниям в области музыкальной культуры; дифференциация и интеграция процесса образования и воспитания личности, творческий синтез образовательных проектов, вариативность образовательных программ и технологий обучения. Результаты обучения по модулю:
- владеть полной теоретической информацией, на основе которой будут развиваться теоретическое умения и навыки;
- уметь анализировать произведение, определять художественный замысел, находить формы и способы его выражения, интерпретировать;
- уметь оценивать своё знание, самостоятельно находить способы исправления неудавшихся моментов;
- владеть разными видами техники, различными градациями теории;
- понимать степень своей успешности в теоретической деятельности. Формирование модуля, это очень сложная методическая работа. В модуле
педагог определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации ученику.
REFERENCES
1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)
2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)
3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)
4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)
5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)
6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)
7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)
10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)
11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)
12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)
13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)
17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)
18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1074-1079)
19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)
23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10061012)
26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.