Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагог/ школа/ музыка/ музыкальная представления/ теория музыки/ пения/ школьный возраст. / teacher / school / music / musical performance / music theory / singing / school age.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Статья посвящена проблеме поиска и выбора путей развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в школе. Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по музыки, тех, кто стремится понять природу педагогического мастерство аппарата и повысить свой педагогический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по педагогическому искусству и возможностях повышения уровня педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FEATURES OF THE FORMATION OF MUSICAL PERFORMANCE IN CHILDREN SCHOOL AGE

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, music teachers, those who seek to understand the nature of the pedagogical skill of the apparatus and improve their pedagogical level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and methods in pedagogical art and the possibilities of increasing the level of pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме поиска и выбора путей развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в школе. Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по музыки, тех, кто стремится понять природу педагогического мастерство аппарата и повысить свой педагогический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по педагогическому искусству и возможностях повышения уровня педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагог/ школа/ музыка/ музыкальная представления/ теория музыки/ пения/ школьный возраст.

THEORETICAL FEATURES OF THE FORMATION OF MUSICAL PERFORMANCE IN CHILDREN SCHOOL AGE

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, music teachers, those who seek to understand the nature of the pedagogical skill of the apparatus and improve their pedagogical level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern courses and methods in pedagogical art and the possibilities of increasing the level of pedagogical skills.

Keywords: teacher / school / music / musical performance / music theory / singing / school age.

Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению подрастающего поколения. Содержание и задачи музыкального образования в общеобразовательной школе определяются общими целями всестороннего развития личности. К ним относятся:

1) приобщение детей к деятельности в области искусства;

2) воспитание любви и интереса к музыке;

3) формирование музыкального вкуса;

4) развитие восприятия музыки;

5) развитие музыкальных способностей;

6) развитие художественно-творческих способностей учащихся.

Для того, чтобы осуществить выше поставленные задачи, необходимо научить учащихся не только исполнять музыку, но и слушать, то есть эмоционально и осознанно воспринимать ее.

при организации учебного процесса на уроках слушания музыки недостаточно внимания уделяется развитию музыкального восприятия учащихся. К типичным недостаткам можно отнести чрезмерное применение объяснительно -иллюстративных методов на уроках, однообразие форм и видов деятельности. Способы развития активного и осознанного музыкального восприятия учащихся чаще всего остаются вне поля зрения преподавателя. Анализ актуальности позволил нам сформулировать тему методической работы: «Развитие музыкального восприятия на уроках слушания музыки в школе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) осуществить теоретический анализ научной литературы по данной теме для выявления сущности понятий «восприятие», «эстетическое восприятие», «восприятие музыки», «музыкальное восприятие»;

2) определить особенности восприятия музыки учащимися младшего школьного возраста;

3) рассмотреть и выявить эффективные методы музыкального образования и воспитания, способствующие активному развитию музыкального восприятия учащихся;

4) определить критерии и показатели развития музыкального восприятия у младших школьников;

5) разработать комплекс музыкальных заданий для определения уровня развития музыкального восприятия учащихся на уроках слушания музыки в общеобразовательной школе.

Эффективные методы музыкального образования, способствующие развитию музыкального восприятия, и разработанный комплекс заданий могут быть использованы в практике преподавания предмета «Слушание музыки» в общеобразовательной школе.

Восприятие имеет огромное значение в жизни человека - это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком. Термин «восприятие» имеет различную трактовку в философии и психолого-педагогических науках. Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими

процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно- эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем). Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную деятельность мозга, направленную на синтез целостного образа. Из всех видов восприятия в русле данной методической работы более подробно рассмотрим такие виды восприятия как: эстетическое восприятие и связанное с ним музыкальное восприятие. Музыкальное восприятие (восприятие музыки) - есть частный вид восприятия эстетического. Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных в музыкальной педагогике из-за субъективности этого процесса и, несмотря на массу исследований в данной области, во многом еще не решена. В научных источниках понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» часто отожествляются. Полноценное музыкальное восприятие связано с эмоциональной отзывчивостью на музыку и одновременной способностью суждения о ней. В качестве важнейшего компонента музыкального восприятия выделяет оценку: «Понимать... музыку - значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме». Сущность восприятия нового музыкального произведения заключается в стремлении слушателя почувствовать и понять позицию композитора, раскрыть идею произведения, дать социальную и художественную оценку данному сочинению в контексте современного развития музыкальной культуры. Музыкальное восприятие - это процесс, направленный на осмысление музыки как эстетического художественного феномена. Оно не ограничивается чувством. Показательным для характеристики музыкального восприятия является его иерархичность: последовательность движения восприятия от отдельных элементов музыкальной речи, восприятия ладово-окрашенной мелодии, гармонии, метроритмической организации к синтетическому восприятию различных компонентов музыкальной ткани. Таким образом, восприятие музыки - есть этап в формировании целостного результата музыкального восприятия. Таким образом, процесс восприятия музыки можно назвать сотворчеством слушателя и композитора; сопровождение и внутреннее воссоздание слушателем содержания произведения; сопереживание, обогащенное собственным жизненным опытом и чувствами. В основе музыкального восприятия лежит единство эмоционального и рационального. Вопросы развития восприятия детьми искусства прослеживаются в работах многих отечественных и зарубежных педагогов, психологов, эстетиков. Исследователи процесса восприятия выделяют несколько типов восприятия искусства и музыки, в том числе, где каждый тип восприятия соответствует

определенному возрастному периоду. Наивно-реалистическое восприятие является начальной или первой ступенью к восприятию эстетическому. Оно свойственно детям дошкольного возраста и некоторым младшим школьникам. В настоящее время эстетическое восприятие трактуется как «очеловеченное» восприятие искусства и является предметом рассмотрения ученых в области художественного образования детей. «Музыкальные звуки - это, прежде всего, тоны человеческого голоса, несущие напряжение некоторой эмоциональной выразительности, а также другие тоны, на которые сознание проецирует свойство звуков голоса. Основным материалом музыки являются, таким образом, интонации, в состав которых входят тоны ладовой системы как «очеловеченные» звуки...».

Музыка является искусством, которое неотделимо от чувственных способностей человека, благодаря которым через комплекс эмоционально-смысловых интонаций слушатель может воссоздать и образ определенного человека, и комплекс его чувств и переживаний. Однако без педагогической помощи взрослого, в силу возрастных особенностей детей, неразвитости их музыкального и художественного восприятия возникновение такого диалога почти невозможно. Поэтому в практике художественного и, особенно, музыкального воспитания такие диалоговые пары включают еще одного субъекта - взрослого (учителя). Он помогает ребенку выявить того или иного субъекта художественного общения, организует диалог, поддерживает его, раскрывает непонятные для ребенка проблемы, ориентирует его на выделение предполагаемых намерений автора или героя. Формирование осознанного музыкального восприятия у младших школьников - сложный, неравномерно протекающий процесс, зависящий от возрастных особенностей. Для детей семи лет характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных. У них преобладают зрительно-событийные впечатления над слуховыми. Эти учащиеся активно передают характер музыки в движениях, рисуют музыкальные образы. Дети восьми-девяти лет способны к более дифференцированному слуховому восприятию музыки. При целенаправленной работе им доступно осознание выразительной роли звуко-высотной линии мелодии, ритма, метра, лада и т.д. К девятилетнему возрасту дети приобретают опыт устных высказываний о музыке, но наблюдается недостаточно сформированный запас слов. Отсюда необходима целенаправленная работа по расширению словарного запаса учащихся.

„Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания

невозможно полноценное умственное развитие."

Василий Александрович Сухомлинский

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.