Научная статья на тему 'Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе'

Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЬ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Г.П.

Статья предназначена для работы учителей начальных классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится о необходимых условиях обучения ребенка в начальной школе, о важности роли первого учителя и родителей в обучении и развитии ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе»

Таким образом, работа на уроках должна стимулировать учащихся к генерированию задач, требующие их творческого решения.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М., 1989. - 218 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей педагогики / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.

4. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнат-ко. - М.: ИП РАН, 1994.

5. Дружинин В.Н. Психология способностей. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - 539 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 78 с.

8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. - 208 с.

9. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991.

10. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М., 1997. - 158 с.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Харченко Г.П.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей начальных классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится о необходимых условиях обучения ребенка в начальной школе, о важности роли первого учителя и родителей в обучении и развитии ребенка.

Ключевые слова успешность, мотивация, физическое развитие, речь, память, внимание.

* Учитель начальных классов.

Развитие научно-технического прогресса, постоянно меняющийся мир и вызовы времени предъявляют высокие требования к современной молодежи. Высокий уровень образованности и умение решать нестандартные задачи - насущная необходимость сегодняшнего дня. Отдавая ребенка в школу, родители ждут, что он будет хорошо учиться, так как понимают, успешность обучения напрямую связана с будущим. Начальная школа - это тот фундамент, который позволяет приобрести самые важные навыки: способность приобретать и усваивать знания и уметь их использовать, а также развивает способность мыслить, настойчивость, прививает социальные навыки. В дальнейшем желание учиться зависит от того, насколько ребенок был успешен в начальной школе, так как неудачи, плохие отметки, насмешки товарищей могут отбить всякое желание. Если человеку три раза сказать, что он, «дурак», он поверит, если у человека что-то не получается, вряд ли он будет это делать с удовольствием. Так и с ребенком, двойки, упреки учителей, родителей могут полностью разрушить мотивацию учиться и направить интересы ребенка в другую, далекую от учебы сторону, обрекая его на аутсайдерство. А настоящее время требует от человека много знаний, умений, навыков. Век высоких технологий беспощаден к недоучкам. Будьте терпимы к своим детям, не спешите навешивать на них ярлыки неудачников. Учите их с самого нежного возраста любознательности, самоуважению, лидерским качествам. Каждый ребенок жаждет, чтобы им гордились, любили. А еще очень важно, чтобы дети доверяли вам. Будьте с ними на равных и они найдут в вас старшего друга и мудрого советчика. Итак, мы хотим, чтобы наши дети были успешны. Что же делать?

Многолетние наблюдения за учащимися вывели некоторую закономерность. Дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, заряженность на успех, у которых есть потребность в познании нового, которые без труда запоминают новую информацию, у которых нет трудностей в письме, достаточно высокий уровень работоспособности, способность к самостоятельному принятию решений и интерес в получении этой новой информации, как правило, с удовольствием идут в школу, с легкостью учатся, не доставляя хлопот учителям и родителям.

Безусловно, многое зависит от учителя. Обучение в начальной школе должно быть ярким и интересным. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его уважают, что он независимо ни от чего - самодостаточная ценность. Поэтому необходимо серьезно подойти к выбору учебного заведения и первого учителя. Поскольку первый опыт школьной жизни окажется весьма значимым для вашего ребенка. И если он был удачным, ребенок полюбил первую учительницу, она для него станет авторитетом, он и дальше пойдет с удовольствием в школу, и, естественно такой ребенок будет более успешным, чем тот, кому не повезло с первым учителем. Это может и не зависеть от личности учителя, просто учитель оказался с сильным психоти-

пом, а ребенок со слабым, или в классе дети подобрались с холерическим темпераментом, а ваш ребенок сангвиник, со слабым психотипом.

Учитель обязан учитывать индивидуальные особенности своих учеников и соответственно дифференцированно распределять учебную нагрузку и задания. Так как у каждого своя скорость мышления, способность к запоминанию, объем восприятия, но ... родители должны понимать, что ребенок не только уникален, но и индивидуален, у него свои особенности и склонности. И это необходимо учитывать во время подбора образовательной программы.

Итак, роль родителей, безусловно, гораздо важнее, так как подготовка к школе начинается задолго до школы. Можно сказать с самого рождения. Ведь будет ребенок хорошо учиться или нет, зависит от многих факторов. От рождения до семи лет идет самое интенсивное развитие. Ребенок как губка, впитывает все новое, и чем больше ему дать в этот период, тем больше он впитает в себя. Успешность ребенка это:

Мотивация: Ребенок должен понимать для чего он должен учиться, зачем ему необходимы те или иные знания. Например: знания английского языка, бесполезно ребенку твердить, что это необходимо ему в будущем, покажите, как он может использовать их сейчас. Пройдите по улицам, почитайте вывески, возьмите любую инструкцию. И будет понятно, что знания языка нужны сегодня и сейчас. А если еще и организовать группу детей, подключить соревновательный момент и проводить вечера на английском языке, все это убедит вашего ребенка, что данные знания нужны ему сейчас. Здесь же можно отметить и позитивное отношение к школе, сформированную позицию школьника, желание добиться успеха, потребность в самоутверждении и лидерстве.

Физическое развитие: Существует такое понятие, как физическая готовность к школе. Прежде всего, это мышечная масса, костная система, зрение, слух, соматическое здоровье, двигательная активность, развитие вестибулярного аппарата, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Физическое здоровье ребенка закладывается до рождения и в процессе дальнейшего развития. Здоровый режим, питание, занятия спортом, закаливание. Ребенок к семи годам должен уметь прыгать в длину на метр, в высоту - до 50 см. Он ловко бегает, может пробежать без остановки до 60 метров и способен заниматься физическими упражнениями без отдыха до 30 минут.

Речь: Культура речи. Умение логично излагать свои мысли, настроение, желания. Ребенок должен в своей речи использовать все части речи, правильно их согласовывать, употреблять синонимы, уметь пересказать прочитанное, активный словарь ребенка должен включать в себя не менее четы-рех-пяти тысяч слов. Понимание пословиц, поговорок, умение разгадывать загадки. Здесь же можно сказать об уровне осведомленности: умения назвать свой адрес, знание цветов, дней недели, месяцев.

Память: Способность сохранять и воспроизводить информацию. Память - это сложный психический процесс. Существуют временные рамки памяти, т.е. два вида памяти. Кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в нашем сознании. Эта память связана со сложными мыслительными процессами. И информация способна сохраняться всю сознательную жизнь. Помимо временных рамок памяти, существует и память, завязанная на способ восприятия. Зрительная, вербальная, тактильная, мышечная, обонятельная. О памяти можно сказать следующее, если ею пользуемся, тренируем, то она как мышца будет активна и сильна. Многие родители жалуются, что у ребенка плохая память, но вместо сетований необходимо понять причину. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает поесть, так как без этого не прожить, вознаграждение в данном случае очевидно. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить.

Таким образом, можно предположить, что пытаясь заинтересовать ребенка в игровой форме к запоминанию той или иной информации, поощряя его при этом, мы сможем улучшить его память. Существуют мнемотехники, их достаточно много. Логические закономерности, последовательные ассоциации, фонетические ассоциации. И, самое древнее и надежное средство -учите стихи, это улучшит память, словарный запас...

Можно предложить игры с игрушками, убирая или переставляя, ребенка просим восстановить, как было, работа с картинками, ребенок внимательно смотрит, а затем отвечает на вопросы, С цветными карточками, показываем семь цветных карточек, а потом одну убираем.

Внимание - это центральное звено в цепи обучения и необходимая предпосылка для запоминания. Невозможно хорошо учиться, если внимание неустойчивое и спонтанное. Мысли перебегают с одного предмета на другой. Можно вспомнить детский рассказ «Федина задача». Но если внимание устойчивое и контролируемое, это еще один фактор успешности обучения нашего ребенка. Ребенок неусидчив, невнимателен, не может усидеть на одном месте, не способен дослушать до конца книжку. Что делать? Прежде всего, тренировать волевую сферу. Приучать к деятельности, которая требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости. Это пазлы, мозаики, разрезные картинки, кубики, различные поделки. Займитесь вместе с ребенком, устройте соревнование, похвалите его. Учите наблюдательности, сравнивайте, анализируйте. Посмотрели детский фильм, попытайтесь вспомнить, во что были одеты герои, их имена. Поиграйте с ребенком в крестики-нулики, в морской бой, эрудит... Все это позволит улучшить внимание. А еще придумайте своему ребенку ежедневное задание, которое он будет обя-

зан выполнять ежедневно, независимо ни от чего. И поощряйте его за успешное выполнение. Если ваш ребенок обучен ухаживать за собой, мыслить, гордиться своими успехами, у него есть желание узнавать новое, ему нравится быть лучшим, у него сформировано устойчивое внимание, память, а главное, что вы его по-настоящему любите и гордитесь. Он обязательно будет успешен.

Стоит заметить еще одну важную особенность, связанную с настоящим временем, наш век - информационный. Поток информации захлестывает нас - это и телевидение, и интернет.

Дети с раннего возраста просматривают различные передачи по ТВ, пользуются услугами интернета. Как к этому отнестись? Запретить или позволить? Если позволить, то есть вероятность, что поток информации захлестнет еще не вполне зрелую личность, ребенок не способен критически оценивать что хорошо, а что плохо, а если запретить, то вспомним народную мудрость: « Запретный плод сладок». Как быть? Существуют великолепные развивающие программы как по ТВ, так и компьютерные развивающие игры. И если серьезно подойти к этой проблеме, то не лишая ребенка возможности пользоваться этими источниками, можно достичь желаемых результатов. Подобрать интересные игры, фильмы и вместе посмотреть, обсудить.

Необходимо развивать у ребенка критичность к данному фактору. Да, мы действительно живем уже в другом обществе, обществе потребления, где многие ценности претерпели значительные изменения, но, тем не менее, общечеловеческие ценности: любовь, дружба, умение мыслить, желание созидать - остались, они не подвержены коррозии. И ребенок должен понимать, что только умение трудиться, самостоятельно мыслить, умение анализировать любые жизненные ситуации и достигать поставленных целей приведет его к успеху.

Таким образом, в ребенке необходимо развивать умение анализировать, а не принимать все на веру. Пусть малыш спорит, отстаивает свое мнение. Учится принимать самостоятельные решения. Пусть придет к нам и попросит помощи, если в чем-то сомневается. А мы не отмахнемся, а поможем разобраться и деликатно подтолкнем к правильному решению. Очень печальная действительность нашего времени: дети перестали играть в коллективные игры, а они очень важны в формировании личности, так - как во время игры дети примеряют на себя социальные роли, учатся решать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию, учатся лидерским установкам. Очень хотелось бы, чтобы телевизор, компьютер не подменяли собой все, о чем было сказано, а дополняли наше с вами стремление создать благоприятные условия для развития ребенка, который стремится к знаниям, умеет их использовать. Если человек стремится к знаниям, к прекрасному -у него есть цель, он не отступает перед трудностями, значит, мы с вами дос-

тигли самого важного, сумели посадить дерево познания, построить дом и вырастить ребенка, который смог стать успешным и которым мы можем гордиться.

Список литературы:

1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. - Ярославль. «Академия развития», 2000.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: «Аст-Пресс», 2000.

3. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. -Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. - М.: «Первое сентября», 2008.

СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЁННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Швера Л.Д.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Ключевые слова: одаренность, способности, специальные способности, проективная работа с одаренными, категории одаренности, самоценность личности.

Одаренные дети - какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Впрочем, это справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

* Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.