Научная статья на тему 'Способность и одарённость в младшем школьном возрасте'

Способность и одарённость в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОЕКТИВНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ / КАТЕГОРИИ ОДАРЕННОСТИ / САМОЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швера Л.Д.

Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швера Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способность и одарённость в младшем школьном возрасте»

тигли самого важного, сумели посадить дерево познания, построить дом и вырастить ребенка, который смог стать успешным и которым мы можем гордиться.

Список литературы:

1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. - Ярославль. «Академия развития», 2000.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: «Аст-Пресс», 2000.

3. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. -Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. - М.: «Первое сентября», 2008.

СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЁННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Швера Л.Д.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Ключевые слова: одаренность, способности, специальные способности, проективная работа с одаренными, категории одаренности, самоценность личности.

Одаренные дети - какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Впрочем, это справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

* Учитель начальных классов.

Проблема детской одаренности давно исследовалась в психологии, и относительно нее накоплен большой материал. Чтобы понять, как нужно проводить в школе работу с одаренными детьми, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научных позиций объясняется их развитие.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

Специальные способности - это способности к отдельным видам деятельности, например к тем или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д.

Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и быстроте продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей. Первая категория - это учащиеся с ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Третья категория - это дети с потенциальными признаками одаренности.

Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума бывают настолько удивительными, что не заметить их невозможно.

Как правило, такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знания и далеко продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим, но постоянным остается только неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.

Бывают и менее очевидные случаи детской одаренности. Нередко встречаются дети, обнаруживающие незаурядные способности в более старшем возрасте.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники.

Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные) или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Известно, например, что рано раскрываются музыкальные и художественные способности. Яркая одаренность Моцарта была очевидна уже в 3-4 года. Рано раскрылись выдающиеся музыкальные способности наших современников Вадима Репина и Жени Кисина. Репин И.Е. и Серов В.А. с 6 лет заявили о себе как о талантливых художниках, а Карл Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств.

Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, не их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. В чем заключается это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.

Как нужно относиться к фактам проявления одаренности у школьников? Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого - это еще не сформировавшийся человек, его будущее пока неопределенно, его способностям только еще предстоит раскрыться. Детские способности - явление специфическое.

Термин «одаренность» по отношению к детям нужно считать условным. Он служит для обозначения своеобразной психологической реальности. Зная особенности детской одаренности, школьный психолог может помочь учителю в организации процесса обучения способного ребенка.

Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Современная гуманистическая образовательная парадигма исходит из признания самоценности личности каждого ребенка, ее неповторимости и уникальности. Одаренные дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, гак как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению задач дивергентного тина. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Они отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью. Раскроем одну из форм работы с одаренными детьми младшего школьного возраста - проектирование.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную па приобретение учащимися но-

вых знаний на основе реальной жизненной практики, формированиие у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Этот метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.

Рассмотрим подробнее особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Суть данного подхода в том, что содержание обучения конструируется на основе системы обобщенных межпредметных понятий-категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение и многообразие.

Принципы отбора категорий заключаются в следующем:

1. Каждая категория - фундаментальное понятие, определяющее «язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным значением.

2. Категория может быть адаптирована к определенному этапу обучения.

3. Категории, составляющие основу содержания одной предметной области, могут быть интегрированы в любую другую.

Информационное пространство действия каждой категории складывается из понятий, свойств, операций и моделей.

Для младшего школьного возраста образовательными областями могут стать различные учебные предметы, существовавшие ранее: математика, естествознание и т.д., - и новые: начала экономики, информатика и т.д.

Образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией. В ходе решения учащимися учебной задачи происходит процесс осмысления категориального знания и формируются способы его освоения, важнейшими из которых мы считаем кодирование, алгоритмизацию и моделирование. Образовательный проект охватывает сразу несколько сфер знаний, поэтому выполняет функцию урока (уроков) межпредметного характе-

ра. Работа с образовательными проектами проводится в тот период, когда учащиеся уже прошли несколько тем по различным дисциплинам, и в этом случае может быть проведен комплексный обобщающий урок.

Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс.

Список литературы:

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. - М., 1999.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996.

3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1998.

4. Землянухова Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте. Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1996.

5. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1997.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1997.

7. Менчинская Н.Л. Вопросы умственного развития ребенка. - М., 2000.

8. Начальная школа. - 2001. - № 1; 2004. - № 4; № 6; 2007. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.