Научная статья на тему 'Метод проектов как педагогическое условие развития креативных способностей школьников'

Метод проектов как педагогическое условие развития креативных способностей школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская А.В.

В статье рассматривается метод проектов как педагогическое условие развития креативных способностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как педагогическое условие развития креативных способностей школьников»

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

© Самарская А.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Лермонтов

В статье рассматривается метод проектов как педагогическое условие развития креативных способностей школьников.

Ключевые слова: креативные способности, творчество, метод проектов.

Начиная с 60-х годов, отечественная педагогика обогатилась идеями сотрудничества, совместного действия, диалога, понимания чужой точки зрения, уважения прав ребенка. В этой связи стало очевидно, что классическая модель обучения в неполной мере отвечает требованиям развития творческих качеств личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на данный момент нет единой трактовки понятия «креативность», нет единого взгляда на проблему формирования и развития креативных способностей.

Мы придерживаемся мнения отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев [1], Н.М. Гнатко [4], В.Н. Дружинин [5], В.Д. Шадриков [9]), которые представляют структуру креативности в виде двух уровней: потенциального и актуального.

Развитие структур первого уровня по преимуществу определяется наследственностью, структуры второго уровня образуются на основе структур первого уровня под влиянием активного вхождения субъекта во взаимодействие с социальной и природной средой и, в первую очередь - «третьим миром» - миром человеческой культуры [5, с. 329].

В психологии развития рассматриваются взаимодополняющие друг друга три подхода к формированию креативных способностей: 1) генетический, отводящий основную роль в детерминации креативных свойств наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития креативных способностей внешние условия, и 3) подход генотип - средового взаимодействия [5, с. 279].

Хотелось бы более подробно остановиться на средовом подходе к условиям формированию креативных способностей, то есть определить педагогические условия развития креативных способностей учащихся.

Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30 % из них достигают в жизни вершин. Чем ответственнее учи-

* Учитель.

тель отнесется к проблеме интеллектуальной одаренности учащихся, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, могущих реализовать свой творческий потенциал.

Яковлева Е.Л. и другие исследователи выделяют четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на передний план - среда, творческий продукт, творческий процесс, творческая личность [10, с. 9].

Среда, в которой осуществляется творчество, по мнению Л.С. Выготского, является основанием для возникновения такового. «Существо, которое является вполне приспособленным к окружающем миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить, поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания» [3, с. 23].

Русский ученый Н.А. Бердяев идет еще дальше, говоря об условиях возникновения творчества, и устанавливает следующее положение: творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него [2].

Рассмотрим творчество с точки зрения его развития в образовании. И, если положение Н.А. Бердяева о возможности творчества только при максимальной степени свободы верно, то, для обеспечения развития креативных способностей учащихся в обучении, требуется специальная система мер и условий, позволяющая сделать образовательный процесс максимально инновационным.

Действительно, крупнейшие дидакты И.Я. Лернер [7] и М.Н. Скаткин [8] обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только обучение, направленное на развитие творческих способностей, даст возможность обеспечить высокий уровень развития природных задатков учащихся.

К этому же выводу приходит и исследователь В.Н. Дружинин [5, с. 288], который считает, что креативность является свойством, актуализируемым лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. По его мнению, для развития креативных способностей необходимы следующие условия:

- отсутствие образца регламентированного поведения;

- наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);

- создание условий для подражания творческому поведению;

- социальное подкрепление творческого поведения.

Автор методики развития креативности, педагог О.Ю. Захарова [6] расширяет этот список, выделяя следующие условия:

- высокая степень неопределенности и потенциальная многовариа-тивность среды;

- низкая степень регламентации поведения;

- минимальная представленность поведенческих стереотипов в окружающей среде;

- демократический стиль отношений;

- предметная, информационная обогащенность;

- представленность образцов креативного поведения и его результатов;

- эмоциональная поддержка творческой личности и социальное подкрепление творческого поведения;

- достаточный уровень социализированности личности.

Мы согласны с условиями развития креативных способностей учащихся, предложенными О.Ю. Захаровой, но чаще всего на уроке ученик является пассивным получателем знаний, а не активным участником учебного процесса, творчески вовлеченным в процесс обучения.

Говоря о развитии креативных способностей учащихся в процессе обучения, нельзя не сказать и о содержании учебного материала. При этом важно отметить, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Для развития креативных способностей важна многовариантность решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения.

Это еще раз говорит о пути не прямого управления творчеством, а о возможности косвенного пути, суть которого сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий весьма многообразен. Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т.п.

Главной задачей учителя является - не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех

желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.

Таким образом для развития креативных способностей учащихся необходимы педагогические условия, дающие возможность организации различных видов сотрудничества, предполагающие общую деятельность, взаимоуважение и взаимную поддержку учащихся и учителей.

Одним из методов, обеспечивающих максимальный образовательный и развивающий эффект, является метод проектов.

Работа над проектом - творческий процесс. Учащийся вместе с учителем занимается сначала поиском разрешения личностно-значимой для него проблемы. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Таким образом, у учащихся развиваются креативные способности.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения предмета (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения.

Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем на уроке, тем более развивается воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Всё это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию обучения. Правильная постановка задачи учителем, подбор источников может благотворно развивать ценностные ориентации ученика, повышать его кругозор, формировать его мировоззрение.

К сожалению, до сих пор в традиционной школе сохраняется представление об идеальном учителе - как о человеке, который очень много знает. В основе методики обучения заложен так называемый «принцип подражания», который заключается в том, что дети учатся по заранее подготовленным алгоритмам, учитель выступает как человек, который все знает и должен всему этому научить ученика. Ребенку нужно быть очень послушным и аккуратным исполнителем - и в этом залог его успеха.

Мир стремительно изменяется. Учитель оказался в довольно сложной ситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняются со стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать эти перемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайший уровень развития науки вызывает необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс добывания информации, то есть на развитие мышления и творческих способностей.

Таким образом, работа на уроках должна стимулировать учащихся к генерированию задач, требующие их творческого решения.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М., 1989. - 218 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей педагогики / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.

4. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнат-ко. - М.: ИП РАН, 1994.

5. Дружинин В.Н. Психология способностей. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - 539 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 78 с.

8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. - 208 с.

9. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991.

10. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М., 1997. - 158 с.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Харченко Г.П.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей начальных классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится о необходимых условиях обучения ребенка в начальной школе, о важности роли первого учителя и родителей в обучении и развитии ребенка.

Ключевые слова успешность, мотивация, физическое развитие, речь, память, внимание.

* Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.