Научная статья на тему 'Необходимость введения курса по выбору «Виктимизация предпринимательства» для студентов высшего профессионального образования'

Необходимость введения курса по выбору «Виктимизация предпринимательства» для студентов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милевич Альберт Станиславович

В статье рассматриваются необходимость введения нового курса по выбору «Виктимизация предпринимательства» для повышения конкурентной способности выпускников ВПО на рынке труда, а также основные проблемы этого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость введения курса по выбору «Виктимизация предпринимательства» для студентов высшего профессионального образования»

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, экзаменационная сессия может быть разыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия — за период от одного игрового занятия до одного дня.

В процессе игры осваиваются: приемы профессиональных действий; нормы социальных действий — т. е. отношений в коллективе производственников. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности позволило установить, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике. Обращение к этой проблеме обусловлено социально-экономическими преобразованиями в современном российском обществе. Исследование реального состояния разработанности проблемы показало, что ряд вопросов нуждается в более детальном освещении, необходим

поиск новых эффективных педагогических условий, методов, приемов, технологий.

Библиографический список

1. Ильяшев А.В. Менеджмент: Организация и технология.: Учебное пособие. — М.: Машиностроение, 2003. — 197 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. П. Н. Завлина. СПб.: Наука, 2003. — 120 с.

3. Круглова Н.Ю. Возможности и границы менеджмента. — М.: Ступень, 2003. — 296 с.

4. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже// Монография. — Челябинск: УрО РАО, 2003.- 316 с.

5. Судаков В.Н. Адаптация личности: философско-социологический анализ. - Свердловск: УрГПУ, 2001. - 183 с.

ФЕДОРОВА Елена Евгеньевна, соискатель кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета, заместитель директора филиала Челябинского государственного педагогического университета, г. Миасс.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.

© Федорова Е.Е.

УДК 378 1 А. С. МИЛЕВИЧ

Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Кемерово

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ВИКТИМИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются необходимость введения нового курса по выбору «Виктимизация предпринимательства» для повышения конкурентной способности выпускников ВПО на рынке труда, а также основные проблемы этого курса.

Виктимологические идеи родились тысячелетия назад. Самозащита потенциальной жертвы на заре человечества была основным способом воздействия на преступность. Позднее государство и общество, пытаясь защитить своего гражданина, стали разрабатывать определенные меры. Существовали викти-мологические идеи, но науки виктимологии не было. Термин «виктимология» заимствован из специального раздела криминологии, который включает юридическую виктимологию.

На формирование отдельных идей современной виктимологии огромное влияние оказала как зарубежная, так и отечественная художественная литература. Это отмечено многими учеными. В 1967 году

французский исследователь Фаттах, в 1970 году Аме-лунксен, в 1974 году отечественный ученый Л. Франк, в 1975 году немецкий криминалист Шнейдер обращались к этому вопросу в своих трудах.

Влияние на формирование различных концепций виктимологической теории имела и судебная практика, запечатленная на протяжении многих веков в хрониках, судебных отчетах, речах знаменитых судебных ораторов, мемуарах.

В современной специальной отечественной и зарубежной литературе существует множество дена-татов и определений термина «виктимология».

Существует широкое, общепринятое определение термина «виктимология». Оно является производным

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

от латинского "victima" и обозначает учение о потерпевшем (жертве). Понятие жертвы в целом охватывает: жертвы несчастных случаев, жертвы политической системы, жертвы насилия» (1, С.23). На практике оно очень близко к учению о причинах, например, преступности против бизнесменов. В одном случае он может быть реальной жертвой, в другом — спровоцировать преступление против своей личности или своего дела. Должно быть внешнее обстоятельство, толкающее, действующее. Это может быть подстрекательство со стороны его конкурентов или совладельцев бизнеса.

Социологический энциклопедический словарь дает более полное определение: "Виктимология (от лат victim — жертва и logos - понятие, учение) — учение о жертве, ее природе и роли в социальной и социально значимой ситуации. При этом ситуации могут быть самые различные: землетрясение, грозовой разряд, буря; отрицательные обстоятельства при массовых стечениях народа; ветхое состояние помещений, занимаемых людьми; криминальные ситуации с посягательством на личность, личное имущество и т. п.» (3, С.19).

Зарождение виктимологии в науке связано с именем немецкого ученого Ганса фон Хентига и его всемирно известным трудом «Преступник и его жертва».

К концу 40-х — началу 50-х годов ХХ века были сформулированы некоторые основные понятия, теоретические положения, термины, концепции учения о жертве, составляющие первоначальную основу учения, получившего общепризнанное наименование «виктимология». Факт возникновения виктимологии как научного направления - явление далеко не случайное. Этому способствовали как объективные, так и субъективные условия.

Виктимологические проблемы изучали немецкие ученые М.Вольфганг, Г.Элленбергер, Г.Шульц, Х.На-гель, Х.Кури, Г.Шнайдер и другие. Они большое внимание уделяли изучению виктимологических аспектов таких преступлений, как мошенничество, разбойные нападения, истязания, хулиганство, изнасилование. По их мнению, в преступлениях такого рода виктимологический анализ наиболее эффективен, так как в них преступник непосредственно контактирует с жертвой.

Значительный вклад в развитие виктимологии внесли также английские ученые М.Хау и П.Мейхью, японские ученые К.Миядзава и К.Уэд.

В настоящее время в науке не утихли споры о том, какой статус имеет виктимология: направление (течение) криминологии, прикладная (эмпирическая) дисциплина или самостоятельная наука и в какой мере. За самостоятельность виктимологии как науки выступил румынский исследователь Б.Мендельсон. В 1947 году он независимо от других изложил основополагающие тезисы научного направления и назвал его виктимологией. Его концепция была опубликована только в 1956 году в статье «Новая отрасль био-психосоциальной науки — виктимология». Впервые аргументированные соображения в пользу ее самостоятельности были высказаны в 1947 году на Конгрессе психиатров в Бухаресте. В 1970 году на Международном конгрессе по криминологии в Мадриде был представлен доклад венгерских криминологов о развитии виктимологии в социалистических странах. С 1973 года стали созываться международные симпозиумы по виктимологии.

Как самостоятельная наука виктимология имеет собственный объект изучения, категорийный аппарат, методы исследования, цели и задачи, отличные

от других наук, что дает право ей считаться особой самостоятельной дисциплиной.

В середине 60-х годов французский ученый А.Фат-тах поставил перед новой наукой вопрос: «Виктимология: что это такое и каково ее будущее?" Ответом на этот вопрос можно считать ряд виктимологичес-ких исследований в разных странах. В 1965 году комиссия по правовому надзору при президенте США за счет государства спонсировала первое крупное виктимологическое исследование.

В 1967 году проводится серьезное исследование во Франции. Аналогичное исследование проведено английскими учеными М.Хау и П.Мейхью по заказу британского правительства. Необходимо отметить, что виктимология активно развивалась в Бельгии, Германии, Голландии, США, Франции, Финляндии, Швеции, Японии, а также в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Югославии.

В нашей стране и некоторых странах бывшего социалистического лагеря первые публикации по вик-тимологии появились в начале 60-х годов. В середине 60-х годов в нашей стране были также проведены первые виктимологические исследования и сформулированы первые практические рекомендации, которые жизнь не востребовала. Отечественная виктимология приостановила на некоторое время свое развитие. Спустя более десятилетия ученые опять поставили на повестку дня вопрос о необходимости продолжения виктимологических исследований и разработки теоретических основ отечественной виктимологии. Вик-тимология вступила на новый виток своего развития. Термин «виктимология» вновь появляется в отечественной литературе как многоаспектное понятие на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Она активно стала проникать в демографию, медицину, экологию, социологию, юридическую психологию, социальную психологию, социальную педагогику, политику, бизнес, экономику. В настоящее время предметом виктимологического анализа стала и так называемая деперсонализированная жертва, т.е. большая группа людей, отдельные фирмы, предприятия, общество, экономика отрасли и даже целое государство. Последние исследования как за рубежом, так и в нашей стране подтвердили истину: преступления могло бы и не быть, а начавшееся окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику. Этот вывод служит основанием для внедрения науки викти-мологии в образовательный процесс при подготовке таких специалистов, как педагоги, психологи, социальные работники, юристы и так далее.

Виктимология изучает не только поведение преступника и жертвы, но и виктимогенные ситуации, в которых они оказались. К ним относятся те, которые складываются по воле потерпевшего или независимо от него. Виктимогенная ситуация как бы порождает жертву в любом человеке, который оказывается в подобной ситуации.

В специальной литературе выделяются несколько направлений виктимологии: неправовая (казусная), правовая (деликтная), криминальная виктимология, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная, социальная, педагогическая, психолого-педагогическая, психологическая и т.д.

В широком смысле виктимология изучает преступное поведение и само преступление с точки зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношения его с преступником до совершения и в момент совершения преступления.

В более узком, конкретном смысле, по мнению Д.В. Ривмана, виктимология изучает:

- морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений, чтобы понять, почему и в силу каких моральных, волевых или эмоциональных качеств, какой социальной направленности человек оказался потерпевшим от преступления;

- отношения, связывающие преступника с потерпевшим, с тем чтобы понять, в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок совершения преступления, как они мотивируют действия преступника;

- ситуации, которые предшествуют и сопровождают преступление, с тем чтобы понять, каковы мотивы виктимного поведения, насколько криминально значимо поведение жертвы в данной ситуации;

- разнообразные факторы, факты, обстоятельства, действия, ситуации, которые могут способствовать криминальной уязвимости отдельных лиц, что характеризует их виктимность. (4, С. 376)

Следует отметить широту интересов виктимоло-гии. Она изучает индивидуальную, групповую, видовую, массовую, корпоративную и компьютерную виктимность. Практика показывает, что вероятность стать жертвой зависит не только от определенных личностных качеств человека, но и от времени, места и положения, в которых он оказывается, от материальной обеспеченности и уровня защищенности, от степени конфликтности ситуации, от правового статуса должностного лица, от специфики его служебных функций, а также от ряда других условий.

Авторский анализ результатов проведенных исследований позволил выявить свойства, психологические качества личности и ситуации, которые могут человека обратить в жертву:

- жертва убийства характеризуется неосмотрительностью, чрезмерной рискованностью, конфликтностью, склонностью к агрессии, эгоцентризму, злоупотреблением спиртными напитками;

- жертва изнасилования часто неразборчива в знакомствах, эксцентрична или, наоборот, нерешительна, личностно незрела, не имеет опыта половых отношений, инфантильна;

- жертва истязаний, как правило, знакома с преступником, находится в зависимости от него, по характеру часто слабовольна, не имеет устойчивых жизненных позиций, сформированных интересов, порой ведет аморальный образ жизни, нередко ее социальный статус выше статуса истязателя;

- жертва мошенников чрезмерно доверчива, некомпетентна, легковерна, жадна или испытывает материальные трудности, нередко суеверна.

Виктимология сегодня — это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии, и мерах помощи таким жертвам. Основная идея теории виктимологии состоит в построении модели взаимодействия «негативное социальное явление — жертва». Общая теория изучает и описывает пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека. Знание теоретических основ, прикладного характера виктимологии, а главное — средств и методов ее профилактики позволит будущим выпускникам вузов не стать жертвой и вырабатывать позитивные варианты поведения в криминогенной ситуации. Не зря народная мудрость говорит: «Вооружен — значит предупрежден».

В настоящее время рынок труда для выпускников вузов значительно расширился по сравнению с последним десятилетием прошлого века, но это не озна-

чает, что все молодые специалисты трудоустроены по специальности, полученной в вузе. Востребованность специалистов в рыночной экономике зависит от многих факторов: уровень подготовки, наличие вакантных должностей, размер заработной платы, обеспечение социальным пакетом, подготовка специалистов по заказам предприятий, общая культура претендента на вакантную должность, имидж специалиста, поведение на собеседовании, оценки успеваемости в приложении к диплому по определенным дисциплинам и т.д.

Авторское экспресс-исследование одного года выпуска (2003/04 учебного года) специалистов трех технических вузов Сибирского федерального округа показало, что из 200 выпускников только 16, что составляет 8 %, открыли собственный бизнес. Трудоустроились на управленческую должность на предприятия малого и среднего бизнеса 35 выпускников (17,5 %). На государственные предприятия пришли работать только 15 выпускников, что составляет 7,5 %. Пришли в малый бизнес рабочими 32 инженера, или 16 %. Только трем из них обещан перевод на должность менеджера после работы в фирме от 6 месяцев до года. Нашли временную работу в торговле 38 выпускников (19%). Остальные пополнили армию безработных.

Практика показала, что работодатели подбирают себе специалистов, которые не менее чем на 85 -90 % способны выполнять функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. При деятельностном подходе работодатели оставляют на «доучивание» и адаптацию молодого специалиста с менее 10 % недополученной профессиональной компетенции. Сегодня бытует мнение среди работодателей, что вузы обучают, а в фирмах работают.

Выпускники вузов, чтобы открыть собственное дело, вынуждены проходить подготовку в системе дополнительного образования. Но и эти краткосрочные курсы не дают им аспектов виктимологии, связанных с их будущим предпринимательством. Программа предусматривает изучение только основ предпринимательства. Это позволяет сформировать у них представление о конституционных и правовых основах, об основах налогообложения коммерческой деятельности в современных условиях. Анализ программ ряда бизнес-инкубаторов и учебных центров показал, что ставятся следующие задачи:

■ дать первоначальные сведения об основах предпринимательства,

■ познакомить с организацией и функционированием предприятий различных форм собственности,

■ сформировать экономическую культуру поведения будущего специалиста.

Изучение основ предпринимательской деятельности дает необъективное представление о сущности частного бизнеса. У слушателей складывается впечатление, что самый верный путь войти в рынок труда

— это организовать собственное дело. Практика показывает, что созданию собственного бизнеса препятствует много барьеров. Следует отметить, что ни одна программа не рассматривает основных проблем в организации и функционировании предпринимательских структур, не знакомит с факторами виктимизации предпринимательства. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность. Необходимо в учебный процесс вузов ввести курс по выбору «Виктимизация в бизнесе» или «Виктимизация предпринимательства» (условные названия). В программу курсов должны войти все формы обучения:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

лекции, практические занятия, семинары, выполнение контрольных работ и рефератов и как форма контроля — зачет по сертификационной методике.

Следует отметить, что определенный опыт имеется в Украине, в Одесской национальной юридической академии. Кафедра криминологии и уголовноисполнительного права разработала для будущих юристов дневного обучения ряд спецкурсов: «Виктимология» (30 часов лекционных, 20 — практических, 10 — на самостоятельную работу, 4 часа консультаций), «Виктимологическая профилактика преступлений» (50 часов лекционных, 30 —

практических, 20 — самостоятельная работа, 6 часов консультаций), «Профилактика насильственных преступлений» (30 часов лекционных, 20 — практических, 10 — на самостоятельную работу, 4 часа консультаций). В условиях высшего профессионального образования как на дневном, так и на заочном отделениях необходимо разработать специальных курс, который бы соответствовал специфике будущей предпринимательской деятельности. Он может быть как в первом семестре (15 недель), так и во втором семестре (20 недель). Курс должен состоять из лекций (30-40 часов), практических занятий (16-20 часов), выполнения реферата и формы контроля — зачета. В программу, по мнению автора, должны быть включены проблемные и актуальные для практики темы (примерные формулировки): виктимология как наука, виктимность и акцентуация личности, профессиональная виктимность, виктимизация и преступность в бизнесе, виктимология предпринимательства, хозяйственно-правовая виктимология, виктимологи-ческие ситуации, предпринимательские риски, работа с представителями власти, защита коммерческой информации, бюрократия как фактор виктимизации, отечественный и зарубежный опыт виктимологичес-кой профилактики, превентивные меры и виктимологическая техника, основные виктимологические организации и учреждения в мире и стране, права жертв преступлений и права человека и т.д.

Среди основных факторов виктимизации предпринимателей следует отметить несовершенство законодательства и налоговой системы, взяточничество на всех уровнях и административно-бюрократические барьеры, предпринимательские риски, нечестную конкуренцию, «откаты» как способ выживания, необоснованные проверки контролирующих организаций, письма администрации о «добровольной благотворительности», тайна о платежеспособности потенциального потребителя, неспособность защитить коммерческую информацию и т.д. Как предотвратить и противостоять этим негативным явлениям, может познакомить студентов в рамках учебного процесса курс по выбору или спецкурс «Виктимизация предпринимательства».

Следует отметить, что сфера малого бизнеса пока не является определяющей на рынке труда России, но малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. Вклад малого предпринимательства оценивается в 10% ВВП, где полностью или частично занято около 30% населения. Примерно 45 млн человек получают доходы от деятельности в малом бизнесе. Около 60% всех занятых в сфере малого предпринимательства сосредоточено в производящей сфере. В торговле, общественном питании, бытовом обслуживании занято 23,5% от численности постоянно работающих в сфе-

ре малого бизнеса. Руководители частных предприятий - это люди самого активного возраста 18-30 лет для непроизводственной сферы и 30-51 год для производителей. Женщины в этих сферах составляют соответственно 3,6% и 4,8%.

В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса в Сибирском федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, не целенаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Этим можно объяснить небольшую численность владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе. В Сибирском федеральном округе в настоящее время работает 98,9 тысячи предприятий. По регионам статистика выглядит так: Алтайский край — 13.2, Красноярский край — 11.1, Кемеровская область - 13.5, Новосибирская область — 26.7, Томская область — 7.4 тыс. Эти предприятия реализуют продукции и услуг на общую сумму 175 685,2 млн рублей: Алтайский край — 19 006.6, Красноярский край — 19 340.1, Кемеровская область

— 26 239.9, Новосибирская область — 39 661.4, Томская область — 213 527 млн рублей [6, С.341].

Анализ результатов анкетирования респондентов, которые открыли собственное дело, показал, что основной проблемой в развитии их бизнеса является недостаток теоретических знаний и практического опыта по ведению бизнеса. Знаний, которые даются в вузе, явно недостаточно для эффективного ведения собственного дела. Практически все учебные заведения высшего профессионального образования дают знания только по основам предпринимательства, что явно не соответствует требованиям времени. Курсы по основам предпринимательства ставят своей задачей познакомить студентов с содержанием деятельности предприятий различных форм собственности, с основами бизнес-планирования, менеджмента, налогообложения и маркетинга. Ни одна учебная дисциплина не предусматривает изучение виктимологических аспектов предпринимательства, которые отрицательно влияют на результаты собственного бизнеса. Начинающие бизнесмены в первый год, от бизнес-идеи до воплощения, столкнулись практически со всеми факторами виктимизации. Среди них молодые предприниматели назвали административные барьеры (волокитство и взяточничество чиновников), поборы милиции, недостаток финансовых средств на защиту информации и «крышу», неумение предвидеть предпринимательские риски и незнание, как предупредить их, нечестность конкурентов, поставщиков и потребителей.

Библиографический список

1. Криминология: Словарь-справочник: Пер. с нем. — М.: Норма, 1998. — 400 с.

2. Социологический энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1998. - 488 с.

3. Курс советской криминологии: в 2-х т. Т.1. — М.: Юридическая литература, 1985. — 387 с.

МИЛЕВИЧ Альберт Станиславович, кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионально-педагогического образования.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.03.2007 г.

© Милевич А.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.