Научная статья на тему 'Изучение курса по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» требование современности'

Изучение курса по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» требование современности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВИКТИМОЛОГИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PROFESSIONAL EDUCATION / BUSINESS ACTIVITY / SMALL BUSINESS / VICTIMOLOGY / VICTIMOLOGICAL PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милевич Альберт Станиславович

В статье рассматривается необходимость изучения проблем виктимологической профилактики в малом бизнесе при подготовке специалистов в системе среднего, высшего профессионального и дополнительного образования для повышения конкурентной способности молодых специалистов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Милевич Альберт Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning of Optional Course "Victimological Preventive Measures in Small Business" a Demand of Modernity

In the publication the author considers the necessity of introduction of an optional course "Victimological Preventive Measures in Small Business" in specialist training in the system of secondary, higher professional and extended education for the rise of young specialists' competitiveness on labour market.

Текст научной работы на тему «Изучение курса по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» требование современности»

Изучение курса по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» — требование современности

А. С. Милевич

(Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт)*

В статье рассматривается необходимость изучения проблем виктимологической профилактики в малом бизнесе при подготовке специалистов в системе среднего, высшего профессионального и дополнительного образования для повышения конкурентной способности молодых специалистов на рынке труда.

Ключевые слова: профессиональное образование, предпринимательство, малый бизнес, вик-тимология, виктимологическая профилактика.

Как показывают результаты авторского десятилетнего исследования по изучению факторов виктимизации предпринимателей малого бизнеса Сибирского федерального округа, необходимость обучения основам виктимологии и виктимологической профилактики студентов высшего и среднего профессионального образования очевидна и актуальна на современном этапе, потому что большая часть выпускников профессиональной школы не могут трудоустроиться по полученной специальности и предпринимают робкие попытки открыть свой бизнес. Помочь им в создании собственного дела смогут теоретические знания основ предпринимательства, а удержаться «на плаву» — знания виктимологических факторов и их виктимологической превенции и профилактики в малом бизнесе.

Хотя виктимологические идеи родились много веков назад, но науки виктимоло-гии долгое время не существовало. Факт возникновения виктимологии — явление далеко не случайное. Этому способствовали как объективные, так и субъективные условия: Вторая мировая война с ее жертвами, жестокостями и преступлениями; увеличение числа жертв дорожных происшествий с ростом интенсивности автомобильного движения; резкое возрастание подростко-

вой преступности и криминала в бизнесе; различные природные катаклизмы; участившиеся террористические акты и т. д. (Криминология, 1998; Курс советской..., 1985; Фокс, 1980).

Термин «виктимология» в современной теории и практике используется в широком и узком смысле. В широком смысле «виктимология» является производным от латинского victima и обозначает «учение о потерпевшем» (Курс советской., 1985: 204). В более узком смысле, по мнению Д. В. Ривмана, виктимология изучает морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений и отношения, связывающие преступника с потерпевшим (Ривман, Устинов, 2000: 376).

Более полный денотат дает Социологический энциклопедический словарь: «Виктимология (от лат. victim — «жертва» и logos — «понятие, учение») — учение о жертве, ее природе и роли в социальной и социально значимой ситуации» (Социологический энциклопедический., 1998: 19).

Виктимологические проблемы изучали ученые разных стран, где активно развивалась виктимология (Бельгия, Германия, Голландия, США, Франция, Финляндия, Швеция, Япония, а также Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Югославия). К нача-

* Милевич Альберт Станиславович — кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики предприятий Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, директор ООО «ПТК “Стальной канат”» (г. Кемерово). Тел.: +7 (3842) 57-11-22. Эл. адрес: milevichtp@mail.ru

лу 1950-х гг. были сформулированы отдельные теоретические положения и основной терминологический аппарат, что составило основу учения.

Но в отечественной науке первые публикации по виктимологии появились только в 1960-х гг., когда по результатам проведенных виктимологических исследований были сформулированы практические рекомендации, но жизнь их не востребовала. Отечественная виктимология приостановила свое развитие. Более чем три десятилетия спустя ученые вновь поставили на повестку дня вопрос о необходимости продолжения виктимологических исследований и разработки теоретических основ отечественной виктимологии. Термин «виктимология» вновь появляется в отечественной литературе на рубеже XX-XXI вв. Виктимология активно стала проникать в другие науки: демографию, медицину, экологию, политику, психологию, экономику и бизнес. Она стала изучать не только поведение преступника и жертвы, но и виктимогенные ситуации, в которых они оказались. Основная идея состоит в построении модели взаимодействия «негативное социальное явление — жертва», которая изучает и описывает пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека.

Последние исследования как за рубежом, так и в нашей стране подтвердили истину: преступления могло бы и не быть, а начавшееся — окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность. Не зря народная мудрость говорит: «Вооружен — значит предупрежден».

Этот вывод служит основанием для внедрения курса «Виктимологическая профилактика» в образовательный процесс при подготовке специалистов, которые, кроме конкретной квалификации, могли бы, в случае невостребованности рынком труда, открыть собственное дело.

В настоящее время рынок труда для выпускников вузов значительно расширился по

сравнению с последним десятилетием прошлого века, но это не означает, что все молодые специалисты трудоустроены по специальности, полученной в вузе. Востребованность специалистов в рыночной экономике зависит от многих факторов: уровня подготовки, наличия вакантных должностей, подготовки специалистов по заказам предприятий, общей культуры претендента на вакантную должность, имиджа специалиста, оценки успеваемости в приложении к диплому по специальным дисциплинам, размера заработной платы, обеспечения социальным пакетом, поведения на собеседовании, а главное — от наличия стажа работы, которого явно нет у выпускника образовательного учреждения, и т. д.

Следует отметить, что сфера малого бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России, но малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. Число малых предприятий РФ в 2005 г. было 979,3 тыс., в 2006 г. — 1032,8 тыс., в 2007 г. — 1137, 4 тыс. (Россия в цифрах, 2008: 181). Численность работающих на малых предприятиях в 2007 г. составила 9239,2 тыс. чел. без внешних совместителей, кроме того, 277,9 тыс. чел. работали по договорам гражданско-правового характера (средняя численность) и 640,4 тыс. трудились внешними совместителями (там же: 182). В Сибирском федеральном округе в 2005 г. было 103,9 тыс. малых предприятий, что составило 10,6 % всех малых предприятий страны (Российский статистический..., 2006: 348).

Авторское экспресс-исследование пяти лет выпуска (2003-2007 гг.) специалистов четырех технических вузов Сибирского федерального округа показало, что из 400 выпускников только 40, что составляет 10%, открыли собственный бизнес; трудоустроились на управленческую должность на предприятия малого и среднего бизнеса 75 выпускников (19%); на государственные предприятия пришли работать только 30 выпускников (7,5%); пришли в малый бизнес рабочими 63 инженера (16%), только девяти из них обе-

щан перевод на инженерную должность после работы в фирме от шести месяцев до года; нашли временную работу в торговле 78 выпускников (19,5 %); остальные 114 молодых специалистов (28,5 %) пополнили армию безработных или имеют эпизодические доходы.

Выпускники вузов, чтобы открыть собственное дело, вынуждены проходить подготовку в системе дополнительного образования. Но и эти краткосрочные курсы не дают им знаний аспектов виктимологии, связанных с их будущим бизнесом. Программа предусматривает изучение только основ предпринимательства.

Анализ программ (43 программы) ряда бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и учебных центров Сибирского федерального округа показал, что ставятся следующие задачи: дать первоначальные сведения об основах предпринимательства и налогообложения, познакомить с технологией оформления документов для открытия собственного дела, сформировать экономическую культуру поведения будущего специалиста.

Изучение основ предпринимательской деятельности дает необъективное представление о сущности частного бизнеса. У слушателей складывается впечатление, что самый легкий путь войти в рынок труда — это организовать собственное дело. Практика показывает, что в создании собственного бизнеса существует много барьеров. Следует отметить, что ни одна обучающая программа не рассматривает основных проблем в организации и функционировании предпринимательских структур, не знакомит с факторами виктимизации предпринимательства, хотя в настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность.

Необходимо подчеркнуть, что определенный опыт имеется в Украине, в Одесской национальной юридической академии, где разработан ряд спецкурсов: «Виктимология», «Виктимологическая профилактика преступлений», «Профилактика

насильственных преступлений» и др. (Туляков, 2000).

В условиях высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации как на дневном, так и на заочном отделениях необходимо разработать курс по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» или «Виктимизация предпринимательства» (условные названия), который бы соответствовал специфике будущей предпринимательской деятельности. Он может быть как в первом семестре (15 недель), так и во втором (20 недель). В программу курсов должны войти все формы обучения: лекции (30-40 часов), практические занятия (16-20 часов), семинары (6 часов), выполнение контрольных работ или написание рефератов и итоговый контроль в форме зачета по сертификационной методике.

В программу, по нашему мнению, должны быть включены проблемные и актуальные для практики темы (примерные формулировки): виктимология как наука, вик-тимность и акцентуация личности, профессиональная виктимность, виктимизация и преступность в бизнесе, виктимология предпринимательства, хозяйственно-правовая виктимология, виктимологические ситуации, предпринимательские риски, работа с представителями власти, защита коммерческой информации, бюрократия как фактор виктимизации, отечественный и зарубежный опыт виктимологической профилактики, превентивные меры и виктимологическая техника, основные виктимологические организации и учреждения в мире и стране, права жертв преступлений и т. д.

Следует отметить, что изучению викти-мологических проблем малого бизнеса в Сибирском федеральном округе автор статьи посвятил более 10 лет. Это было одной из основных задач второго этапа социологического исследования факторов виктимизации предпринимателей малого бизнеса. Являясь предпринимателем и доцентом кафедры экономической теории и экономики предприятий, автор изнутри исследует эти про-

блемы. Можно смело утверждать, что первичная социологическая информация объективна и репрезентативна, так как предприниматели, доверяя своему коллеге, давали объективные ответы на вопросы анкеты и описывали ситуации, в которых они незаконно проигрывали в судах, ускоряли решение проблемы за счет денежных или материальных средств.

В исследовании одним из главных методов был выбран метод опроса в его разновидностях: анкетирование (групповое, индивидуальное, почтовое) и интервьюирование (индивидуальное). Исследование проводилось в Сибирском федеральном округе, где методом случайных чисел из 12 административных единиц в базу исследования в качестве выборки вошли пять регионов: Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Новосибирская и Томская области. В исследуемых регионах количество малых предприятий от общего числа по округу (103,9 тыс.) на момент исследования составило 70,6 тыс., или 67,9% (Российский статистический. , 2006: 348).

Выборку внутри регионов составили областные (Кемерово, Новосибирск, Томск) и краевые (Красноярск и Барнаул) центры и по два города районного значения, всего 10 единиц. Процесс вероятностной (случайной) выборки был основан на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, а также на правомерности выводов о целом на основании изучения его частей при условии, что по своей структуре часть является микромоделью генеральной совокупности.

Элементами выборочной (обследуемой) совокупности, подлежащей изучению, стали 500 предпринимателей малого бизнеса (по сто из каждого региона, в том числе по 50 бизнесменов в столицах и по 25 коммерсантов в каждом из двух городов), что позволило изучить эту выборку как часть целого. По нашему мнению, эта «достаточность» предопределила уверенность в том, что полученные результаты будут репрезен-

тативны и их характеристики будут совпадать с «целым».

Было возвращено 455 анкет, что составляет 91% и подтверждает репрезентативность полученных результатов при достаточно большой выборке. Данное исследование предприняло попытку выявить факторы виктимизации предпринимателей малого бизнеса в учебных целях для разработки оптимальной программы спецкурса.

В настоящее время развитию малого бизнеса в Сибирском федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, нецеленаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Причин медленного развития малого бизнеса в округе, как и во всей стране, много. Этим можно объяснить небольшую численность владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе. В Сибирском федеральном округе в настоящее время работает 103,9 тыс. малых предприятий. По регионам статистика выглядит так: Алтайский край — 13,7; Красноярский край — 9,8; Кемеровская область — 13,9; Новосибирская область — 25,5; Томская область — 7,7 тыс. малых предприятий. Оборот этих предприятий составляет 775 428,8 тыс. руб., в том числе: Алтайский край — 85 571,0; Красноярский край — 89 384,5; Кемеровская область — 136 746,2; Новосибирская область — 163 288,7; Томская область — 56 449,5 тыс. руб. (Российский статистический., 2006: 349).

Анализ результатов анкетирования молодых бизнесменов, которые открыли собственное дело, показал, что основной проблемой в развитии их бизнеса является недостаток теоретических знаний по ведению бизнеса. Практически все учебные заведения высшего профессионального образования дают знания только по основам предпринимательства, что явно недостаточно и не соответствует требованиям времени.

В системе дополнительного образования курсы по основам предпринимательства ставят своей задачей только познакомить студентов с содержанием деятельности предприятий различных форм собственности,

с основами бизнес-планирования, менеджмента, налогообложения и маркетинга. Ни одна учебная дисциплина не предусматривает изучение факторов виктимологических аспектов предпринимательства, которые отрицательно влияют на результаты собственного бизнеса.

Анализ результатов анкетирования начинающих бизнесменов показал, что они в первый год на пути от бизнес-идеи до воплощения практически столкнулись со всеми факторами виктимизации. Среди них молодые предприниматели назвали следующие: административные барьеры (волокита и взяточничество чиновников), поборы милиции и других проверяющих инстанций, кабальные условия аренды даже муниципального имущества, недостаток финансовых средств на защиту информации или «крышу», неумение предвидеть предпринимательские риски и незнание, как предупредить их, неумение решать проблемы с налоговой инспекцией, необходимость «откатов», нечестность конкурентов, поставщиков и потребителей особенно в среднем бизнесе. Как предотвратить и противостоять этим негативным явлениям, может научить студентов в рамках учебного процесса курс по выбору или спецкурс «Виктимизация предпринимательства».

Профориентационные беседы с выпускниками средних профессиональных образовательных учреждений (96 чел.) для поступления в высшее учебное заведение позволили выявить следующие факты:

— не будут поступать в вуз, а будут трудоустраиваться только 30 чел., т. е. 31,25%;

— 33 чел. (34,3%) выразили желание не поступать в университет, а открыть небольшое собственное дело;

— изучать курс по выбору в вузе готовы все 100% будущих студентов, присутствовавших на беседе;

— сожалеют о том, что не изучали факторы виктимологической профилактики в колледже 62 чел. (64,6%);

— самостоятельно или в системе дополнительного образования изучать предложенный курс готовы 19 чел. (20%).

Создать благоприятные условия для реализации эффективной занятости молодежи в сфере труда, повысить ее конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, совершенствовать ее профессиональные компетенции, выработать у молодых специалистов твердые социально-нравственные ориентиры, дать начинающим предпринимателям объективную информацию о том, как предотвратить и противостоять виктимоло-гическим проблемам в бизнесе, как предотвратить высокий уровень риска, — это задачи предлагаемого курса по выбору.

Изучение курса по выбору «Виктимоло-гическая профилактика малого бизнеса» даст молодым специалистам уверенность, что на современном этапе развития экономики создать свой бизнес — значит реализовать себя. Выпускники не только приобретут теоретические знания, но и выработают умения ведения переговоров с административными органами, проверяющими организациями, своими поставщиками и потребителями, приобретут навыки расчетов основных типичных коммерческих рисков, характерных для малого бизнеса, но, главное, они смогут реализовать себя как личность в своем деле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Криминология (1998) : словарь-справочник : пер. с нем. М. : Норма.

Курс советской криминологии (1985) : в 2 т. М. : Юридическая литература. Т. 1.

Российский статистический ежегодник. 2006 (2006) : стат. сб. / Росстат. М.

Россия в цифрах. 2008 (2008) : краткий. стат. сб. / Росстат. М.

Ривман, Д. В., Устинов, В. С. (2000) Викти-мология. СПб. : Юридический центр Пресс.

Социологический энциклопедический словарь. (1998) М. : ИНФРА-М.

Туляков, В. А. (2000) Виктимология: социальные и криминологические проблемы. Одесса : Юрид. лит-ра.

Фокс, В. (1980) Введение в криминологию : пер. с нем. М. : Прогресс.

LEARNING OF OPTIONAL COURSE «VICTIMOLOGICAL PREVENTIVE MEASURES IN SMALL BUSINESS» —

A DEMAND OF MODERNITY A. S. Milevich (Kemerovo State Agricultural Institute)

In the publication the author considers the necessity of introduction of an optional course «Victimological Preventive Measures in Small Business» in specialist training in the system of secondary, higher professional and extended education for the rise of young specialists’ competitiveness on labour market.

Keywords: professional education, business activity, small business, victimology, victimologi-cal preventive measures.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Kriminologiia (1998) : slovar’-spravochnik : per. s nem. M. : Norma.

Kurs sovetskoi kriminologii (1985) : v 2 t. M. : Iuridicheskaia literatura. T. 1.

Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2006 (2006) : stat. sb. / Rosstat. M.

Rossiia v tsifrakh. 2008 (2008) : kratkii. stat. sb. / Rosstat. M.

Rivman, D. V., Ustinov, V. S. (2000) Viktimologiia. SPb. : Iuridicheskii tsentr Press.

Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar’. (1998) M. : INFRA-M.

Tuliakov, V. A. (2000) Viktimologiia: sot-sial’nye i kriminologicheskie problemy. Odessa : Iurid. lit-ra.

Foks, V. (1980) Vvedenie v kriminologiiu : per. s nem. M. : Progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.