Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Дементьева Анастасия Ильинична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ «ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Аннотация. В статье представлен анализ на необходимость введения раздела «Финансовая грамотность» в школьную образовательную программу. В январе-феврале 2020 года авторами было проведено анкетирование «Обучение финансовой грамотности». В ходе анкетирования было выделено четыре блоков вопросов: личностная финансовая грамотность, планирование личного бюджета, повышение финансовой грамотности, введение раздела «финансовая грамотность» в образовательную систему. Проведенное авторами исследование позволило определить значимость введения раздела или дисциплины «Финансовая грамотность» в школьную общеобразовательную систему. В качестве рекомендаций предлагается примерный тематический план данной дисциплины.
Ключевые слова: финансовая грамотность, доход, расход, планирование, деньги, школа, личный бюджет.
Annotation. The article presents an analysis of the need to introduce the section "Financial literacy" in the school curriculum. In January-February 2020, the authors conducted a survey "Teaching Financial Literacy". During the survey, four blocks of questions were identified: personal financial literacy, personal budget planning, improving financial literacy, and introducing the "financial literacy" section into the educational system. The research conducted by the authors made it possible to determine the importance of introducing a section or discipline "Financial literacy" into the school general education system. An approximate thematic plan of this discipline is proposed as recommendations.
Keywords: financial literacy, income, expense, planning, money, school, personal budget.
Введение. Школьное образование включает в себя обширный перечень изучаемых предметов, при этом некоторые из них навряд ли пригодятся потом во взрослой жизни. Конечно, если данная наука не будет являться основной профессией.
Так, например, если вы не выберете профессию учителя математики, то навряд ли после окончания образовательных учреждений вспомните про дифференциалы и логарифмы. А вот все, что связано с финансами - вы вспоминаете и даже иногда изучаете каждый день. Ведь ежедневно люди посещают магазины, выбирают альтернативные варианты товаров, планируют свои доходы и расходы - проявляют свою финансовую грамотность [81.
Изложение основного материала статьи. Исследователи [1, 2, 3, 5] рассматривают финансовую грамотность как систему знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик.
Акклиматизация школьника к сфере финансовой грамотности является важнейшей задачей образования и мощным толчком к развитию государства. Ведь она подразумевает под собой умение выявлять альтернативные варианты, планировать свои доходы и расходы, обеспечивать собственное благосостояние и экономики страны в целом.
Уже во многих странах осуществляется введение программ по улучшению финансовой грамотности населения. Ранее запущенные проекты Минфина и Всемирного банка по усилению уровня финансовой грамотности общества доказали свою состоятельность. Одной из составляющей выше упомянутой стратегии является изменения, нововведения в образовательной школьной программе [8, 10].
Но, тем не менее, по мнению директора Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрея Бокарева, существуют проблемы с финансовой грамотностью. Ситуация сейчас скорее ухудшилась: по последним данным, около 60% населения не владеют информацией о программах государственного софинансирования пенсионных накоплений и т.д. Но готово ли само общество к таким нововведениям?
Для получения необходимой информации на поставленный вопрос, была создана анкета «Обучение финансовой грамотности» и представлена в Google-форме. Опросный лист состоял из 26 обязательных для ответа вопросов и 1 дополнительного. Всего в опросе участвовало 40 респондентов.
Данное мероприятие позволило получить информацию по следующим блокам вопросов:
- личностная финансовая грамотность,
- планирование личного бюджета,
- повышение финансовой грамотности,
- введение раздела «финансовая грамотность» в образовательную систему [71.
Но, для исследования уровня финансовой грамотности населения надо четко определять образ финансово грамотного человека, который отражен в таблице 1.
Таблица 1
Составляющие образа финансово грамотного человека
№ п/п Составляющие образа финансово грамотного человека
1. Ведет учет собственных доходов и расходов
2 Тратит меньше, чем зарабатывает
3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти и как использовать нужную информацию
4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг
5. Имеет подушку безопасности (на случай непредвиденных обстоятельств/накопления на пенсию)
6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг (куда обратиться)
Социологическое исследование позволило получить результаты по представленным выше блокам.
1. Личностная финансовая грамотность.
Респонденты ответили следующим образом:
- 12,5% считают себя таковыми,
- 55% скорее считают себя таковыми,
- 27,5% скорее не считают себя таковыми,
- 5% затрудняются отнести себя к таковым.
Мнения на определение понятия «Финансовая грамотность» разделились. 55% опрошенных считают, что это умение грамотно вести учет своих доходов и расходов, и только 45% ответили правильно полно на этот вопрос, сказав, что это способность разрабатывать и принимать управленческие решения в области финансовых продуктов и услуг и отвечать за их последствия.
Таким образом, анализируя личностную финансовую грамотность можно отметить что у большинства финансово грамотного населения существует незавершенный образ представления сферы знаний в финансовой области.
2. Планирование личного бюджета.
Ответы опрошенных о необходимости планирования личного бюджета распределились таким образом (по частоте выбора, в % от общего числа респондентов):
- 72,5% считают, что это крайне важно и необходимо;
- 25% не уверены в своем ответе, но больше склоняются к необходимости планирования;
- 2,5% затрудняются ответить на данный вопрос.
Таким образом, современное общество считает, что планирование личного бюджета является неотъемлемой частью организации дня.
Большинство опрошенных ведут учет своих расходов, а также копят денежные средства, но только половина опрошенных доверяют хранение материальных ценностей банкам, оставшиеся же копят деньги дома или вообще предпочитают сразу же приобретать вещи, ценности, имущество.
При возникновении ситуации отсутствия дальнейших заработков возможность прожить на имеющиеся средства сводится к 3 месяцам. Но как таковой, финансовый кризис бывает не часто и не долго, а ощущается только перед зарплатой в форме психологического дискомфорта и необходимости экономить.
Подведя итог по данному блоку, можно отметить, что респонденты умеют планировать свои расходы, но не способны правильно реализовать свои доходы, в следствии чего, при возникновении ситуации отсутствия поступления денег смогут потреблять не растраченные средства в течении короткого времени.
3. Повышение финансовой грамотности.
Результативность ответов на вопрос о финансовой грамотности показал безусловную заинтересованность в повышении уровня в данной области. Мнения на вопрос о достатке финансовых знаний разделились:
- 37,5% считают, что им хватает знаний,
- 35% утверждают, что не хватает,
- 20% затрудняются ответить на поставленный вопрос.
Интересуемыми темами в являлись:
- Планирование личного бюджета - 55%;
- Фондовые рынки - 40%;
- Банковские услуги - 32,5%;
- Функционирование пенсионной системы - 25%.
Мнение опрашиваемых позволяют сделать вывод, что современное общество является финансово грамотным, однако ощущается нехватка глубоких знаний по вопросам планирования личного бюджета, реализации фондовых рынков, оказания банковских услуг, функционирования пенсионной системы.
4. Введение раздела «Финансовая грамотность» в образовательную систему.
Анализ мнений посетителей в вопросе необходимости введения раздела «Финансовая грамотность» в образовательную систему продемонстрировал, что многие респонденты считают, что:
- данный курс необходим - 57,5%,
- склоняются к положительному ответу - 30%,
- не видят в этом необходимости - 10%,
- затрудняется ответить - 2,5%.
Выявляя и анализируя ответы по данной теме, можем сказать, что необходимость обучения финансовой грамотности в учебном заведении в рамках определенного предмета является одним из ведущих мнений -35%. При этом предпочтение выпало на введение данного курса в предмет «Экономика» (62,5%) с 9 классов (40%).
Но еще лучшим решением респонденты считают введение в школе предмета «Финансовая грамотность» - 92,5%. Он должен нести в себе ответы на наиболее значимые вопросы как лично каждого человека, так и социума в целом. Проведенный опрос позволил определить следующие варианты ответов:
- «Экономия бюджета»,
- «Налоги и инвестиции»,
- «Оказание банковских услуг»,
- «Функционирование пенсионной системы».
По мнению авторов, тематика курса может выглядеть следующим образом (таблица 2).
Таблица 2
Тематический план курса «Финансовая грамотность»*
№ п/п Название раздела Всего часов Теория Практика
1 2 3 4 5
Раздел I. Познавая мир финансов
1. Введение в финансы 2 1 1
2. История финансов 2 1 1
Современные финансы 2 1 1
Раздел II. Деньги и банки
4. Экономия бюджета 2 1 1
5. Банковские вложения с целью увеличения доходности 2 1 1
6. Планирование личных доходов и расходов 2 1 1
7. Кредитные операции 2 1 1
8. Расчетно-кассовые операции банков 2 1 1
Раздел III. Умные финансы
9 Думаем о будущем: обеспеченная старость 2 1 1
10 Налоги и инвестиции 2 1 1
11 Финансовые махинации 2 1 1
Раздел IV. Путь к финансовой свободе
12 Финансы и право 2 1 1
13 Бизнес и финансы 2 1 1
14 Современные финансы 2 1 1
15 Финансовый менеджмент: образование и карьера 2 1 1
Раздет V. Итоговые уроки по курсу «Финансовая грамотность»
16 Защита проекта 2 1 1
17 Зачет 2 1 1
Итого по курсу 34 17 17
* Составлено авторами на основе материалов [9]
Исследования по введению раздела, а в дальнейшем предмета «Финансовая грамотность» в школьную систему, начиная с 9 класса позволили сделать вывод о его необходимости, что наглядно демонстрирует общественное мнение Г41.
Выводы. Современное общество является финансово грамотным, респонденты умеют планировать свои расходы, но у большинства существует незавершенный образ представления сферы знаний в финансовой области, они не способны правильно реализовать свои доходы, в следствии чего, при возникновении ситуации отсутствия поступления денег смогут потреблять не растраченные средства в течении короткого времени.
Ощущение нехватки глубоких знаний сводится к вопросам планирования личного бюджета, реализации фондовых рынков, оказания банковских услуг, функционирования пенсионной системы [81.
Качественно заложенный базовый уровень финансовой грамотности в школьную программу поможет не только сформироваться собственным финансовым целям у обучающихся, даст возможность управлять финансами, но и в конечном итоге обеспечит стабильность мировой экономики в целом [6, 12].
Литература:
1. Айзман, Р.И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: учебное пособие для вузов / Р.И. Айзман, Н.О. Новикова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 214 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11943-5. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/457182 (дата обращения: 18.07.2020).
2. Горяев А.П., Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебник. Изд-во: Просвещение. -2020. - 106 с.
3. Компетенция XXI века: как сегодня население учат финансовой грамотности [Электронный ресурс] -URL: https://ria.ru/20200610/1572693108.html (дата обращения: 23.07.20).
4. Лаврентьева Л.В., Червова А.А. Профессионально-ориентированная методическая система обучения актуарной математике студентов экономических специальностей вуза // Федер. агентство по образованию, Волж. гос. инженер.-пед. акад., Н. Новгород, 2004.
5. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.
6. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры // Вестник Мининского университета. 2015. - №1 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/19/20 (дата обращения: 01.08.20).
7. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // «Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики» [Электронный ресурс]. -URL:https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения: 25.07.20).
8. Программа финансовой грамотности для детей и подростков реализуется в 10 регионах России [Электронный ресурс] - URL: http://bankir.ru/novosti/s/programmafinansovoi-gramotnosti-dlya-detei-i-podrostkov-realizuetsya-v-10-regionakh-rossii-10018016/ (дата обращения: 11.08.20).
9. Пути формирования финансовой грамотности школьников [Электронный ресурс] - URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/sv6TZCSqpEPb.pdf (дата обращения: 19.07.20).
10. Портал ВАШИФИНАНСЫ.РФ. Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи-2020 [Электронный ресурс] - URL: http://www.week.vashifinancy.ru/ (дата обращения: 17.07.20).
11. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.
Педагогика
УДК 371
преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Лапина Наталья Алексеевна
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Рязань)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация. Рассматривается вопрос педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП) в условиях инклюзии. Представлены результаты изучения зарубежного опыта начальных школ стран Соединенного Королевства. Описаны и проанализированы содержание, средства и методы, применяемые в педагогической работе с детьми с ООП в инклюзивных школах Великобритании, такие как: "Mindfulness" ("Упражнения на осознанность)", "Mind-up" ("Здоровый ум"), "Healthy Minds Programme" ("Уроки здоровья"), "Chunking" ("Сокращение"), "Comic Strip Conversations" ("Социальное общение в комиксах"), "Comic Social Stories" ("Социальные сюжеты"), "Музыкальные ритуалы" и др. - с целью выявления общего и особенного в практическом осуществлении педагогического сопровождения образования детей с ООП в начальной школе Великобритании.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогика, педагогическое сопровождение образования.
Annotation. It is considered the issue of pedagogical support for the education of children with special educational needs (SEN) in the context of inclusion. The author presents the results of studying the foreign experience of primary schools in the United Kingdom. The author describes and analyzes the content, means and methods used in pedagogical work with children with SEN in inclusive schools of the UK, such as: "Mindfulness", "Mind-up", "Healthy Minds Program", "Chunking", "Comic Strip Conversations", "Comic Social Stories", "Music Rituals" and etc. - in order to identify the general and specific features of the practical implementation of pedagogical support for the education of children with SEN in primary schools in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.