По первой части статьи 273 преступление совершалось только студентами, по части 2 фигурируют в материалах дела 2 студента. Это говорит о том, что необходимо популяризировать в студенческой среде информацию об опасности совершения, на первый взгляд, столь безобидных деяний, основанных на жажде легкого заработка, и заканчивающихся столь плачевно [2; 3].
Важно понимать, что есть преступления, так называемые «сателлиты» или спутники преступлений в сфере компьютерной информации. Например, когда такое преступление становится средством мошеннических посягательств. Типичными сателлитами являются два вида преступлений: во-первых, посягательства, которые связаны с нарушением авторских и смежных прав, - 146 статья УК РФ об исключительных правах. Здесь фигурирует все, что охраняется лицензиями. Сроки варьируются от 6 месяцев до 6 лет в прямой зависимости от тяжести совершенного деяния. Речь идет о том, что в качестве объекта преступления может выступать дорогостоящее программное обеспечение, например, 3D-моделирование, очевидно, что за посягательства на столь дорогой софт, сроки лишения свободы будут жесткими и продолжительными, а наказание суровым.
И в 2011 году появился особый вид мошенничества в сфере компьютерной информации: когда хищения совершаются путем блокирования, удаления, модификации компьютерной информации - статья 159.6 УК РФ (лишение свободы от 4 месяцев до 10 лет).
Выводы. В педагогической практике преподавания дисциплин по информационной безопасности и защите информации основной упор должен быть сделан на интерактивные формы работы. В качестве таких форм мы предлагаем использовать ситуационные задачи, кейсы, проведение научно-исследовательских работ, итоговые практические занятия можно провести в формах деловых игр или научно-практических конференций. Необходимо, чтобы обучающиеся могли расшифровывать, анализировать, сопоставлять, обобщать взаимодополняющую информацию на занятиях, только в этом случае можно говорить о высоких шансах формирования не только личностных, универсальных, но и профессиональных аналитических компетенций.
Литература:
1. http://www.cdep.ru/ Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации
2. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Кашин О.В. О необходимости подготовки на базе вузов МВД и силовых ведомств РФ специалистов в области информационной безопасности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 27-31.
3. Братусин А.Р. Проблема кибертерроризма как многоаспектный феномен технологических и политических реалий современного мира // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 65-67.
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры огневой подготовки Куршев Альберт Хасанович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);
преподаватель кафедры огневой подготовки Гедгафов Мурат Мухамедович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы когнитивной безопасности и цифровой этики в сфере образования. Сделан вывод о том, что когнитивная безопасность - защищенность когнитивных ресурсов социума, формирующая социальный механизм контроля над хранением и использованием интеллектуального достояния общества, а также остальных нематериальных ценностей. Когнитивная безопасность связана с такими правами человека, как право на свободный доступ к информации и свобода слова. Выявлены правила информационной безопасности и цифровой этики, адекватное обучение которым является важной составляющей информационной культуры.
Ключевые слова: когнитивная безопасность, цифровая этика, цифровое общество, образовательное пространство.
Annotation. The article deals with the problems of cognitive security and digital ethics in the field of education. It is concluded that cognitive security is the security of the cognitive resources of society, which forms a social mechanism of control over the storage and use of the intellectual property of society, as well as other intangible values. Cognitive safety is linked to human rights such as the right to free access to information and freedom of speech. The rules of information security and digital ethics are identified, adequate training in which is an important component of information culture.
Keywords: cognitive safety, digital ethics, digital society, educational space.
Введение. Доминантой образовательного пространства является знание, которое находится в единстве с другой идеальной конструкцией под названием «информация». Это единая и целостная конструкция, которую иногда называют информационно-когнитивный продуктом или формой, используемой в образовании. Формирующееся цифровое общество характеризуется особым положением знаний, превращением их в важнейший стратегический ресурс и глобальную культурную ценность человечества.
Изложение основного материала статьи. Образовательное пространство в современном понимании представляет собой сферу когнитивного взаимодействия субъектов. Это сфера интеллектуальной деятельности субъектов: производства (познания), поиска, получения, передачи, распространения, хранения и уничтожения знания. Субъектов образовательного пространства сегодня интересует информация, которая с помощью цифры может быть выбрана и переработана в знание, а последнее способно удовлетворять когнитивные потребности. Знания проходят определенный цикл трансформации: включаясь в социальные
коммуникации, они становятся информацией, а эта информация, достигая своих получателей, преобразуется в личностное знание.
Общество во все времена каждый раз по-новому формировало механизм сохранений знания в зависимости от этапа своего развития. Новый виток разработки экспертных систем для извлечения, передачи и использования информации связан с появлением информационных технологий. Уже в 80-е годы появляется значительное число исследований, связанных с применением указанный технологий, в том числе, технологий искусственного интеллекта.
Однако наряду с научным дискурсом существует и нарратив, и культурная ценность обоих видов знания велика. Как полагает Ж.-Ф. Лиотар, «знание может... становиться операциональным только при условии его перевода в некие количества информации ... мы можем предвидеть, что все непереводимое в установленном знании будет отброшено» [3]. Очевидно, что велика опасность утраты ненаучных разновидностей знания, которые с трудом поддаются рационализации.
На сегодняшний момент современные исследователи дают различные оценки эффективности использования информационных технологий (в том числе, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта) для выявления и передачи неявного знания. В одной из уже ставших классической работ о проблемах управления знаниями в организациях авторы выступают против резкого разграничения неявного и явного знания и предлагают модель «спирали знаний», в которой происходит цикличная трансформация неявного знания в явное и наоборот. Противопоставляя явное знание неявному, исследователи обычно указывают на то, что явное знание, в отличие от неявного, может быть формализовано. Возражая на это, автор одного из исследований отмечает, что человеческая неспособность формализовать неявное знание не означает, что это не смогут сделать компьютерные системы [7]. Эти идеи перекликаются с утверждениями о том, что исследования в области неявного знания помогут усовершенствовать модель человеческого поведения и тем самым способствовать дальнейшему развитию технологий искусственного интеллекта.
В связи со всеми отмеченными выше проблемами представляется необходимым оперировать более широким понятием — понятием «когнитивная безопасность». Когнитивная безопасность (в философском смысле) - защищенность когнитивных ресурсов социума, формирующая социальный механизм контроля над хранением и использованием интеллектуального достояния общества, а также остальных нематериальных ценностей. Когнитивная безопасность связана с такими правами человека, как право на свободный доступ к информации и свобода слова. Обеспечивая условия для свободного движения знаний, данный вид информационной безопасности защищает общество от попыток нарушить его информационные границы посредством психологической суггестии, религиозной или идеологической манипуляции. Важными задачами когнитивной безопасности являются следующие: предотвращение когнитивного обеднения общества и борьба с меркантилизацией знания, отбор в массиве информации знания, подлежащего трансляции будущим поколениям, определение культурной ценности знания, цифровизация неявного знания и проч. В рамках когнитивной безопасности может быть решен вопрос о защищенности интеллектуального достояния социума, достижений мировой науки и культуры, а также духовных ценностей в целом [2].
Доклады The Horizon Project за 2017-2019 годы свидетельствуют о том, что образование становится высокотехнологичным, открытым и непрерывным. Информатизация образовательного процесса, применение технологий сбора и обработки «больших данных», алгоритмов искусственного интеллекта сопряжено с целым рядом этических трудностей, связанных с приватностью и одновременно прозрачностью данных, правом на сохранение в тайне личной информации и асимметричным распределением информации между различными агентами. Данные вопросы подробно рассматриваются одним из видов прикладной этики -информационной (цифровой) этикой. Эта отрасль этического знания занимается изучением этических проблем, касающихся производства, сбора, использования и распространения данных и относящихся к этой области технологий и алгоритмов (включая искусственный интеллект, машинное обучение и роботизацию) в целях выработки этически оправданных решений.
«Большие данные» и их значение конструируются социально и находятся под влиянием развивающихся социальных, политических и технологических сил. Как отмечается в современных исследованиях, в настоящее время этот термин приобрел новое значение и уже не определяется только через объемы информации или ее цифровую природу. Современные «большие данные» охватывают любую структурированную и неструктурированную информацию, которая собирается, хранится и анализируется как в режиме онлайн, так и в автономном режиме [6].
Одна из главных тем обсуждения в русле информационной этики - это приватность, право на сохранение в тайне личной информации. В одном из исследований участники, рассказывая о своем отношении к подобному сбору информации, выражали опасения относительно так называемого «вторичного» использования данных. Во-первых, они подчеркивали, что существует риск доступа к приватной информации посторонних - будь то государственные органы, хакеры, неавторизованный персонала образовательного учреждения или сами учащиеся (использующие данные против своих соучеников). Во-вторых, ряд участников исследования указывал на возможность использования собранной информации коммерческими организациями в целях получения выгоды. Ситуация становится еще сложнее, если мы говорим не только о некоммерческих организациях, но, например, рассматриваем вопрос использования собранных данных в рамках работы коммерческих обучающих систем, потому что использование собранных данных может быть способом оплаты за дальнейшее развитие обучающей системы, которое позволит распространять ее свободно и бесплатно для участников образовательного процесса.
Перечисляется шесть основных опасений, связанных со сбором и использованием «больших данных» [8]:
1. Осведомленность. Человеку должно быть известно, что о нем собираются определенные данные, а само количество обрабатываемой информации должно быть сведено к минимуму — обеспечивать достижение только той цели, ради которой осуществлялся сбор данных.
2. Право на анонимность. Люди должны иметь возможность не раскрывать свою личность и сохранять анонимность по своему выбору.
3. Конфиденциальность данных. Сбор все большего и большего количества данных для анализа, который одновременно является следствием и сам порождает постоянное наблюдение за людьми и отслеживание их поведения.
4. Автономия личности. Гегель писал, что «...свобода состоит именно в том, чтобы в своем другом все же быть у самого себя, быть в зависимости только от самого себя, определять самого себя» [1]. Однако как можно «быть у самого себя», постоянно подвергаясь внешнему наблюдению, будь то наблюдение со стороны государства или корпораций? Таким образом, автор приходит к выводу, что сперва необходимо решить, является ли сбор данных в целом этически оправданным.
5. Риск дискриминации. Прогностический анализ, основанный на собранных данных, может привести к закреплению сложившихся в обществе предрассудков и стереотипов и усилению социальной стратификации.
6. Владение данными. Кому принадлежат собранные о человеке данные — ему самому или третьей стороне, хранящей эту информацию в своей базе данных?
Следующая группа вопросов связана с процессом виртуализации, роботизации и автоматизации образовательного пространства. Традиционные опасения в области развития виртуального менторства связаны с тем, что виртуальные наставники вытеснят реальных педагогов, не являя собой полноценную замену. Использование роботов в качестве преподавателей ставит нас перед целым комплексом этических вопросов, начиная с того, не имеет ли взаимодействие учеников (особенно младшего возраста) с роботами негативного эффекта на их эмоциональное развитие и заканчивая тем, кто несет ответственность за принятые роботом решения.
Необходимо, конечно, признать, что для России вопрос о роботах в аудиториях, как и ряд других схожих вопросов, упомянутых выше, является не самым актуальным, однако осмысление опыта зарубежных коллег представляет собой не только научный интерес, но и имеет прикладной характер, так как позволяет подготовиться к грядущим вызовам.
Одной из основных целей направления, касающегося кадров и образования, программы «Цифровая экономика РФ» является совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. К сожалению, отмечается низкая степень цифровизации современного образовательного процесса, в том числе недостаточное применение цифровых инструментов учебной деятельности в процедурах итоговой аттестации, процесс которой не включен целостно в цифровую информационную среду. Во многих случаях введенная электронная система в образовательной среде является лишь электронной копией существующих результатов.
В электронных системах образовательных организаций также обычно хранится не только информация пользователей, которая касается их деятельности, но и различные личные данные (полные имена и адреса обучающихся, данные удостоверяющих личность документов, биометрические данные, специфические данные для вузов, показывающие семейное положение, состояние здоровья и т.д.). Взлом такой системы чреват утечкой этих данных. В прошлом уже происходили массовые утечки персональных данных пользователей больших электронных сетей.
Другая потенциальная проблема - проникновение студентов в преподавательскую часть системы и влияние на учебный процесс. Примеры подобных ситуаций уже известны. В 2012 году один из студентов университета в штате Небраска взломал базу данных учебного заведения, которая содержала личную информацию около 650 тыс. учащихся, их родителей, а также работников университета. В 2016 году неизвестный, назвавшийся отчисленным студентом, взломал сайт Гринвичского университета и получил доступ к архиву с базами данных, в которых находились личные данные более 21 тысячи студентов и сотрудников университета. В 2018 году двое студентов Политехнического университета Валенсии взломали компьютерную систему вуза, чтобы изменить выставленные им оценки за успеваемость.
Подделка или смена оценок, перемещение занятий или утечка учебных и проверочных материалов -только небольшая часть возможных последствий. Еще одна потенциальная проблема — вход в систему одним студентом под видом другого студента для возможных злоумышленных манипуляций (например прохождение теста с расчетом его не сдать или отправление преподавателю неправильной работы).
Не менее важной проблемой, чем проблема сохранности данных, является потенциальная возможность дискриминации участников образовательного процесса. В одном из упомянутых выше исследований риск дискриминации назван одной из шести основных тем для обсуждения в русле цифровой этики наряду с информационной безопасностью, анонимностью данных и пользователей, определением права на владение информацией, наблюдением за пользователями и проблемой автономии личности.
Один из важных вопросов информационной этики связан с тем, как цифровые данные влияют на воспроизводство существующего социального неравенства, а также способно ли их использование привести к появление новых форм неравенства. Кто владеет информацией, тот владеет миром: сбор, анализ и использование «больших данных» могут привести к усилению социальной власти и контроля со стороны тех, в чьих руках находятся нужные алгоритмы.
Исследователи отмечают, что мы уже сейчас должны признать, что отдельные лица и социальные группы находятся в далеко не равных условиях при взаимодействии с цифровыми данными.
Хорошим примером являются различные системы социального рейтинга, самая известная из которых — китайская Система Социального Кредита (ССК). В Китайской Народной Республике (КНР) в последние годы с большой скоростью вводятся технологии «больших данных» для использования их в государственном процессе. В 2014 году был выпущен документ, где описывались планы по созданию Системы Социального Кредита (ССК) к 2020 году. Это система, которая должна улучшить морально-нравственный климат общества, а также являться инструментом экономических отношений в стране. В этой системе, согласно замыслу, у каждого гражданина будет иметься некоторое количество баллов — количественное отражение его законопослушности, благонадежности и финансовой стабильности, которое будет использоваться различными органами и организациями в самых разных целях: при приеме на работу, при расчете процента по ипотеке или стоимости медицинской страховки.
В современном китайском обществе очень ценится получение образование, и один из рычагов давления системы социального кредита связан именно с этим. В зависимости от уровня «непослушания» граждан, которые имеют социальный кредит ниже среднего, может ждать до сотни различных наказаний. Одним из них является запрет на обучение детей в элитных частных школах, если их родители имеют в системе низкий
рейтинг. Таким образом, проблемы родителей начинают напрямую влиять на возможности их детей, а прозрачность и легкость отслеживания социальных связей приводят к тому, что каждый человек одновременно оказывает влияние и сам зависит от своего ближайшего окружения.
Что касается российского общества, то начальник департамента информационных технологий Пенсионного фонда России (ПФР) Дмитрий Кузнецов в сентябре 2018 года рассказал о планах правительства по созданию так называемого «персонального плана развития», своеобразного цифрового портрета гражданина, который должен прийти на замену трудовой книжки, у 80% населения страны к 2025 году: «По ходу всей жизни там будут фиксироваться все достижения, ... , промахи, ошибки, большие проекты, которые он совершал. Фактически это тот цифровой портрет каждого гражданина, который будет формироваться с его рождения» [4].
Согласно дорожной карте в распоряжении правительства РФ по программе «Цифровая экономика РФ», персональная траектория развития входит в раздел «Образование» и призвана заменить вузовские дипломы и трудовые книжки [5]. На основании анализа этой траектории будут выявлять и развивать таланты.
Выводы. У описанных выше проблем c безопасностью данных и сохранностью персональной информации есть две стороны — техническая сторона и влияние человеческого фактора.
Техническая сторона заключается в необходимости обеспечить системную сохранность учетной записи от потенциальных взломщиков. Стандартные методы включают в себя:
• двухфакторную аутентификацию (например, после ввода пароля и логина система отправляет смс с кодом, который тоже надо ввести, на телефон пользователя);
• возможность входа в учетную запись с определенного IP или MAC адреса, что позволяет лишь владельцу компьютера заходить в свою учетную запись;
• вход в систему из определенной локальной сети (например, собственной сети ВУЗа или отдельной сети преподавателей).
Кроме того, исследователи в области электронного образования предлагают ряд решений для обеспечения конфиденциальности данных, например, введение никнеймов для участников, чтобы сделать процесс анонимным, обмен информацией только между доверенными пользователями, предупреждение пользователей, если они делятся слишком большим количеством личной информации Последнее предполагает предварительное обучение пользователей основам конфиденциального поведения и санкции за нарушение правил. Надо отметить, что целью последней меры является скорее воздействие непосредственно на человеческий фактор.
Человеческий фактор - это отношение людей к вопросам конфиденциальности и безопасности данных, их восприятие информационных угроз и готовность следовать обязательным правилам обеспечения информационной безопасности. Стандартные процессы: не оставлять свои данные доступа на видном месте, блокировать компьютеры с доступом к важной информации, когда ими никто не пользуется, не переходить по сомнительным ссылкам и не запускать незнакомые файлы. При определении данных правил одной из самых главных задач является определение уровня информационной безопасности, ведь при слишком жестких рамках, многие пользователи, наоборот, предпочтут обойти систему. Адекватное обучение правилам информационной безопасности является важной составляющей информационной культуры.
Литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика: Собрание сочинений в 14 томах. — М.: Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз), 1929-1959. — С. 56.
2. Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Когнитивная безопасность в цифровую эпоху: виды, уровни, функции // Тезисы международной научно-практической конференции «Smart Nations: глобальные тенденции цифровой экономики». — М., ГУУ, 2020. С. 21-27
3. Лиотар Ж.-Ф. Знание в постиндустриальном обществе // Вестник высшей школы. — 2008. — № 4. — С. 54-56
4. ПФР: «Цифровой портрет будет у 80% населения к 2025 году // ТАСС. - 2018. - 27 сентября, URL: https://tass.ru/ekonomika/5611642?utm_source=twitter.com&utm_medium=social&utm_campaign=smm_social_sh are&utm_content=23075811 (дата обращения: 05.07.2020)
5. Цифровая экономика Российской Федерации. Программа Правительства Российской федерации. — М., 2017, URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 10.03.2020)
6. Chen W., Quan-Haase A. Big Data Ethics and Politics. Toward New Understandings // Social Science Computer Review XX (X). — 2018. — P. 1-7.
7. Fenstermacher K.D. The tyranny of tacit knowledge: What artificial intelligence tells us about knowledge representation // Proceedings of the Annual Hawaii International Conference on System Sciences. — 2005. — Vol. 8 — P. 243.
8. Regan P.M., Jesse J. Ethical challenges of edtech, big data and personalized learning. Twenty-first century student sorting and tracking // Ethics and Information Technology. — 2018. — № 15 (2). — P. 1-13.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Дементьева Анастасия Ильинична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ «ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Аннотация. В статье представлен анализ на необходимость введения раздела «Финансовая грамотность» в школьную образовательную программу. В январе-феврале 2020 года авторами было проведено анкетирование «Обучение финансовой грамотности». В ходе анкетирования было выделено четыре блоков вопросов: личностная финансовая грамотность, планирование личного бюджета, повышение финансовой грамотности, введение раздела «финансовая грамотность» в образовательную систему. Проведенное авторами исследование позволило определить значимость введения раздела или дисциплины «Финансовая грамотность» в школьную общеобразовательную систему. В качестве рекомендаций предлагается примерный тематический план данной дисциплины.
Ключевые слова: финансовая грамотность, доход, расход, планирование, деньги, школа, личный бюджет.
Annotation. The article presents an analysis of the need to introduce the section "Financial literacy" in the school curriculum. In January-February 2020, the authors conducted a survey "Teaching Financial Literacy". During the survey, four blocks of questions were identified: personal financial literacy, personal budget planning, improving financial literacy, and introducing the "financial literacy" section into the educational system. The research conducted by the authors made it possible to determine the importance of introducing a section or discipline "Financial literacy" into the school general education system. An approximate thematic plan of this discipline is proposed as recommendations.
Keywords: financial literacy, income, expense, planning, money, school, personal budget.
Введение. Школьное образование включает в себя обширный перечень изучаемых предметов, при этом некоторые из них навряд ли пригодятся потом во взрослой жизни. Конечно, если данная наука не будет являться основной профессией.
Так, например, если вы не выберете профессию учителя математики, то навряд ли после окончания образовательных учреждений вспомните про дифференциалы и логарифмы. А вот все, что связано с финансами - вы вспоминаете и даже иногда изучаете каждый день. Ведь ежедневно люди посещают магазины, выбирают альтернативные варианты товаров, планируют свои доходы и расходы - проявляют свою финансовую грамотность [81.
Изложение основного материала статьи. Исследователи [1, 2, 3, 5] рассматривают финансовую грамотность как систему знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик.
Акклиматизация школьника к сфере финансовой грамотности является важнейшей задачей образования и мощным толчком к развитию государства. Ведь она подразумевает под собой умение выявлять альтернативные варианты, планировать свои доходы и расходы, обеспечивать собственное благосостояние и экономики страны в целом.
Уже во многих странах осуществляется введение программ по улучшению финансовой грамотности населения. Ранее запущенные проекты Минфина и Всемирного банка по усилению уровня финансовой грамотности общества доказали свою состоятельность. Одной из составляющей выше упомянутой стратегии является изменения, нововведения в образовательной школьной программе [8, 10].
Но, тем не менее, по мнению директора Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрея Бокарева, существуют проблемы с финансовой грамотностью. Ситуация сейчас скорее ухудшилась: по последним данным, около 60% населения не владеют информацией о программах государственного софинансирования пенсионных накоплений и т.д. Но готово ли само общество к таким нововведениям?
Для получения необходимой информации на поставленный вопрос, была создана анкета «Обучение финансовой грамотности» и представлена в Google-форме. Опросный лист состоял из 26 обязательных для ответа вопросов и 1 дополнительного. Всего в опросе участвовало 40 респондентов.
Данное мероприятие позволило получить информацию по следующим блокам вопросов:
- личностная финансовая грамотность,
- планирование личного бюджета,
- повышение финансовой грамотности,
- введение раздела «финансовая грамотность» в образовательную систему [71.
Но, для исследования уровня финансовой грамотности населения надо четко определять образ финансово грамотного человека, который отражен в таблице 1.
Таблица 1
Составляющие образа финансово грамотного человека
№ п/п Составляющие образа финансово грамотного человека
1. Ведет учет собственных доходов и расходов
2 Тратит меньше, чем зарабатывает
3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти и как использовать нужную информацию
4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг
5. Имеет подушку безопасности (на случай непредвиденных обстоятельств/накопления на пенсию)
6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг (куда обратиться)
Социологическое исследование позволило получить результаты по представленным выше блокам.
1. Личностная финансовая грамотность.
Респонденты ответили следующим образом:
- 12,5% считают себя таковыми,
- 55% скорее считают себя таковыми,
- 27,5% скорее не считают себя таковыми,
- 5% затрудняются отнести себя к таковым.
Мнения на определение понятия «Финансовая грамотность» разделились. 55% опрошенных считают, что это умение грамотно вести учет своих доходов и расходов, и только 45% ответили правильно полно на этот вопрос, сказав, что это способность разрабатывать и принимать управленческие решения в области финансовых продуктов и услуг и отвечать за их последствия.
Таким образом, анализируя личностную финансовую грамотность можно отметить что у большинства финансово грамотного населения существует незавершенный образ представления сферы знаний в финансовой области.
2. Планирование личного бюджета.
Ответы опрошенных о необходимости планирования личного бюджета распределились таким образом (по частоте выбора, в % от общего числа респондентов):
- 72,5% считают, что это крайне важно и необходимо;
- 25% не уверены в своем ответе, но больше склоняются к необходимости планирования;
- 2,5% затрудняются ответить на данный вопрос.
Таким образом, современное общество считает, что планирование личного бюджета является неотъемлемой частью организации дня.
Большинство опрошенных ведут учет своих расходов, а также копят денежные средства, но только половина опрошенных доверяют хранение материальных ценностей банкам, оставшиеся же копят деньги дома или вообще предпочитают сразу же приобретать вещи, ценности, имущество.
При возникновении ситуации отсутствия дальнейших заработков возможность прожить на имеющиеся средства сводится к 3 месяцам. Но как таковой, финансовый кризис бывает не часто и не долго, а ощущается только перед зарплатой в форме психологического дискомфорта и необходимости экономить.
Подведя итог по данному блоку, можно отметить, что респонденты умеют планировать свои расходы, но не способны правильно реализовать свои доходы, в следствии чего, при возникновении ситуации отсутствия поступления денег смогут потреблять не растраченные средства в течении короткого времени.
3. Повышение финансовой грамотности.
Результативность ответов на вопрос о финансовой грамотности показал безусловную заинтересованность в повышении уровня в данной области. Мнения на вопрос о достатке финансовых знаний разделились:
- 37,5% считают, что им хватает знаний,
- 35% утверждают, что не хватает,
- 20% затрудняются ответить на поставленный вопрос.
Интересуемыми темами в являлись:
- Планирование личного бюджета - 55%;
- Фондовые рынки - 40%;
- Банковские услуги - 32,5%;
- Функционирование пенсионной системы - 25%.