УДК 330.1:378
Л.В. ВОРОНЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ
В статье доказывается необходимость управления трансакционными издержками образовательных учреждений, поскольку отсутствие рычагов управления и действенных механизмов снижения трансакционных издержек может привести к снижению эффективности и конкурентоспособности всех социально-экономических систем, в том числе - системы образования, в которой формируется интеллектуальный капитал всей экономики. Основными проблемами в изучаемой области являются: несогласованность внутренних информационных потоков образовательного учреждения с внешними; разнородность информационных потоков различных образовательных учреждений; отсутствие системного подхода в организации обратной связи между обучаемым, преподавателем и организатором учебного процесса.
В постиндустриальной экономике среди всех факторов экономического роста на передний план выступает инновационная составляющая, которая проецируется за счет имеющегося образовательного фактора. При рассмотрении последних научных разработок теорий экономического роста можно отметить, что все исследователи как основополагающий фактор роста выделяли образование. Образование в индустриально развитых странах оттеснило такие значимые переменные, как сбережения, инвестиции и рост населения.
Экономическая отдача образовательного ресурса велика, однако не следует полностью отказываться признавать общественный характер данного блага.
В настоящий момент российская образовательная система оказалась в устойчивой институциональной ловушке, вырваться из которой можно только коренным образом изменив принцип экономической подпитки воспроизводства общественного блага, коим образование все же является. Под институциональной ловушкой мы понимаем явление, характеризуемое устойчивым неравновесным состоянием, устойчивым неэффективным распределением ресур-
сов, на преодоление которого необходимо гораздо больше ресурсов, чем приобретается в результате «слома» данной ситуации.
Инновационная индустрия образования в отечественной экономике развивается недостаточно, поскольку превратилась в устойчивый неэффективный инструмент, так как затраты на «вход» в настоящий момент значительно превышают «выходной» эффект, потребителем которого в конечном счете является частный бизнес.
Необходимо признать, что субъекты образовательной отрасли являются равноправными экономическими агентами рыночных отношений. Высшие учебные заведения как экономические агенты соответственно несут такие же функции, как остальные участники рыночной экономической системы. Согласно неоинституциональному подходу, институты влияют на решения, принимаемые экономическими агентами, через ограничение набора доступных альтернатив, которые они выбирают исходя из своей целевой функции.
Опыт развития экономических систем как в России, так и за рубежом свидетельствует о значительном росте трансакционных издержек в структуре затрат по их функционированию.
В то же время, на настоящий момент представлено небольшое число работ, посвященных теории и практике управления трансакционны-ми издержками. Отсутствие рычагов управления и действенных механизмов снижения трансакционных издержек может привести, в конечном счете, к снижению эффективности и конкурентоспособности всех социально-экономических систем, в том числе - системы образования, в которой формируется интеллектуальный капитал всей экономики. Таким образом, создание механизма управления трансакцион-ными издержками образовательного учреждения с использованием инновационных подходов в настоящий момент крайне необходимо.
Основными проблемами в изучаемой области являются:
- несогласованность внутренних информационных потоков образовательного учреждения с внешними;
- разнородность информационных потоков различных образовательных учреждений (нет унифицированных методов управления образовательным учреждением);
- отсутствие детализированной информации в органах управления образования о структуре и содержании учебного процесса в образовательных учреждения (загруженность учащихся и педагогов, исполнение учебных планов, внеучебная работа, воспитательная работа и т.п.);
- отсутствие онлайн-сведений для анализа профессиональной направленности учащихся и мероприятий по ее осуществлению и корректировке;
- отсутствие системного подхода в организации обратной связи между обучаемым, преподавателем и организатором учебного процесса;
- высокий уровень трансакционных издержек в ходе информационного обслуживания учебного процесса.
Актуальность представленной темы также обусловлена большими скрытыми резервами роста эффективности образовательной системы на уровне отдельного индивида и возможностью достижения значительного синергетического эффекта от взаимодействия отдельных образова-
тельных учреждений, образовательных объединений, образовательной отрасли в целом.
Постулаты неоклассики основаны на допущении отсутствия трансакционных издержек и наличии только производственных издержек в экономических процессах. Однако данное грубое ограничение в неоинституционализме снимается. Допущение ненулевых трансакцион-ных издержек существенно уточняет подходы к оценке и управлению стоимостью бизнеса, так как, как показывает практика, они могут быть достаточно высокими. Измерение и управление трансакционными издержками, как и производственными издержками, является мощным инструментом формирования корпоративной стратегии в рамках системы управления стоимостью фирмы. Данное утверждение соответствует и природе образовательного учреждения, которое мы относим к экономическим агентам.
В институциональной экономике организация (в нашем случае - учреждение) не рассматривается как неделимый субъект рыночных отношений. Основным объектом исследования выступает индивид, поведение которого является базовым элементом управления. Очевидным следствием данного факта является то, что базовыми инструментами управления являются управленческие решения индивидов (участников образовательного процесса). Система управления трансакционными издержками образовательной системы, следовательно, базируется на совокупности различных инновационных управленческих решений на всех ее иерархических уровнях. Более того, управленческие решения следует рассматривать как сделки (трансакции).
Итак, основой инновационной модели управления образовательного учреждения должна стать система управленческих решений, позволяющая точно определить источник того или иного изменения, а также степень влияния каждого управленческого решения и его вклад в создание конечного продукта образовательной отрасли. Практика показывает, что оппортунистическое поведение участников образовательного процесса имеет высокий потенциал влия-
ния на качество, следовательно, на стоимость полученной образовательной услуги.
В институциональной экономике основным резервом роста является потенциал развития внешней и внутренней институциональной среды, определяющей траекторию развития данного сегмента. В эпоху экономики знаний стоимостной потенциал институциональных преобразований на микро- и макроэкономическом уровне чрезвычайно велик.
Сокращение трансакционных издержек в образовательной системе высшей школы может быть осуществлено за счет:
- выявления резервов роста эффективности управления образовательного учреждения, ускорения обмена информацией, повышения синергетического эффекта;
- создания методологической базы для интеграции образовательных учреждений и органов управления образования;
- создания методологических основ консолидации информационных потоков и кластерного взаимодействия между различными секторами региона (рынок труда, образование, бизнес, производство, наука);
- повышения эффективности информационного обмена результатами научных достижений и ускорение процессов научных исследований;
- формирования компетенций научно-педагогических кадров в сфере информационных технологий.
- интеграции учебно-методических систем и создание благоприятных условий для эффективной научно-педагогической деятельности;
- обеспечения достижения научных результатов мирового уровня, формирования эффективных и жизнеспособных научных коллективов.
Достижению этих целей может помочь комплексная инновационная политика образовательных учреждений по созданию единой информационно-образовательной среды, поскольку значительное количество трансакционных издержек возникает в результате сложности информационного обмена. Более того, когда уровень информационной неопределенности
становится слишком высок, экономические агенты предпочитают отказываться от активных действий вместо того, чтобы тратить имеющиеся ресурсы на получение информации.
До недавнего времени в отечественных исследованиях, в основном, уделялось внимание автоматизации управления лишь отдельных образовательных учреждений и формированию внешней отчетности для органов управления образования. В то же время в зарубежной теории и практике все больше отдается предпочтение комплексному анализу не только агрегированных показателей учебного процесса, но и первичных данных всей системы образования. Адаптировать эти разработки к реалиям российской системы образования не представляется возможным, поскольку уникальность отечественной образовательной системы обусловлена как неравномерным сочетанием фундаментальных научных основ в преподавании и обучением навыкам компетентностного характера, так и спецификой организационной структуры управления. Актуальными в настоящий момент являются научно-прикладные работы по модернизации системы управления образовательными учреждениями, интеграции их основных функций и средств.
Современные реалии ставят перед образовательными заведениями спектр задач, реализовать которые можно с помощью расширенных информационных систем управления. Необходимость внедрения ERP (Enterprise resource planning - планирование ресурсов предприятия) системы в практику управления крупным вузом в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Элементы автоматизированной информационной системы управления присутствуют практически в каждом учебном заведении, однако экономическая эффективность внедрения в большинстве случаев остается довольно сомнительной. Если раньше информационные системы в образовании достигали, как правило, локальных целей (отдельные обучающие программы по различным направлениям, бухгалтерский учет, бюджетирование, кадровый учет, электронный деканат и т.д.), то в настоящее время, учитывая динамизм социально-эко-
номического развития, перед учреждениями, несущими образовательную функцию, обозначены столь широкие цели, что позволить себе сосредоточить усилия отдельных рабочих групп по разным направлениям становится роскошью. Необходима консолидация усилий разных структурных подразделений образовательного учреждения, которая даст более высокий результат как со стороны эффективного использования экономических ресурсов, так и с позиции повышения качества управления образовательным процессом.
Создание информационной системы управления и методологической базы для интеграции образовательных учреждений между собой, с органами управления образования и различными секторами региона для повышения эффективности их функционирования на всех уровнях на основе компьютерного моделирования будет являться основным мероприятием по снижению трансакционных издержек образовательного процесса.
Для реализации поставленной цели необходимо применение математического и имитационного моделирования с использованием современных компьютерных технологий в целях формирования механизма системной взаимосвязи показателей (консолидированных и аккумулированных) организации управления учебным процессом. Также необходима разработка концептуально нового проекта взаимодействия субъектов образовательной деятельности, как в процессе учебы, так и в последующей деятельности (посредством электронной системы сетевого взаимодействия и непрерывного аккумулирования информации).
Для достижения поставленных целей следует поэтапно реализовать следующий комплекс задач:
- обеспечить доступ в органах управления образования к информации любой степени детализации (вплоть до первичных данных) об учебном процессе и его обеспечении;
- унифицировать в образовательных учреждениях общие для них процессы управления учебным процессом;
- обеспечить мониторинг органами управления образования региона потребности в кадрах на предприятиях различных отраслей;
- реализовать обмен и совместное использование образовательными учреждениями их материально-технической, информационной, методологической и интеллектуальной базы;
- осуществить непрерывное онлайн-взаи-модействие работодателей, заказчиков и иных заинтересованных в качестве образования лиц, с субъектами образовательной деятельности.
В условиях реализации поставленных целей и задач, потенциал минимизации трансак-ционных издержек образовательного учреждения становится более явным. Более того, появляется возможность подсчета некоторых из них, что конструктивным образом может предупредить торможение в социально-экономическом развитии российского общества.
Список литературы
1. Крамин Т.В. Система управления стоимостью компании в институциональной экономике. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 236 с.
2. Сафиуллин М.Р., Хайруллина А.Д. Исследование систем управления. - Казань: Изд-во Казан. фин.-экон. ин-та, 2001. - 71 с.
В редакцию материал поступил 09.08.10.
Ключевые слова: трансакционные издержки, управление, институциональная экономика, единая информационная образовательная среда, инновации.