Научная статья на тему 'Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе трансакционного подхода'

Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе трансакционного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / РИСКИ / INTELLECTUAL CAPITAL / TRANSACTIONAL COSTS / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крамин Тимур Владимирович, Кочеткова Наталья Владимировна

В статье рассмотрена иерархическая структура интеллектуального капитала, выделены основные виды трансакционных издержек, свойственных интеллектуальному капиталу негосударственных вузов, приведена модель управления интеллектуальным капиталом на основе снижения трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT AT UNIVERSITIES BASED ON TRANSACTIONAL APPROACH

The article views the hierarchical structure of intellectual capital, defines the main types of transactional costs inherent to intellectual capital of non-state universities, and presents a model of intellectual capital management based on transactional costs reduction.

Текст научной работы на тему «Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе трансакционного подхода»

УДК 338.24:330.1

Т.В. КРАМИН, доктор экономических наук, профессор,

Н.В. КОЧЕТКОВА,

старший преподаватель

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСАКЦИОННОГО ПОДХОДА1

В статье рассмотрена иерархическая структура интеллектуального капитала, выделены основные виды трансак-ционных издержек, свойственных интеллектуальному капиталу негосударственных вузов, приведена модель управления интеллектуальным капиталом на основе снижения трансакционных издержек.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал; трансакционные издержки; риски.

В условиях современного постиндустриального общества в центре внимания государственных организаций и ученых страны становится проблема развития национальной инновационной системы.

Высокий уровень рентабельности интеллектуального капитала по сравнению с капиталом физическим в условиях становления постиндустриальной экономики и развития рыночных отношений существенно преобразовали условия функционирования системы высшего образования [1].

Сфера образовательных услуг уникальна, так как основной деятельностью образовательных учреждений является передача знаний, позволяющих увеличить стоимость интеллектуального капитала не только предприятий других отраслей, но и страны в целом. При этом основным «инструментом» деятельности организаций, работающих в сфере образовательных услуг, является интеллектуальный капитал. В связи с отсутствием единого мнения о содержании и структуре интеллектуального капитала образовательных учреждений, необходимо сформировать структуру, которая позволит связать между собой процессы управления развитием интеллектуального капитала и организовать внутреннюю структуру таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать процессы самоорганизации учреждений сферы образования.

Анализ научных трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных управлению интеллектуальным капиталом, позволяет сделать заключение о том, что в экономической литературе до сих пор не выработан единый теоретический подход к данному понятию.

В работе интеллектуальный капитал определен как нефинансовый ресурс, дающий конкурентные преимущества и обладающий способностью добавлять ценность организации.

В результате проведения сравнительного анализа характеристик интеллектуального капитала в существующих подходах, а также на основе проведенных исследований цепочки создания стоимости выявлены три последовательных взаимосвязанных крупных элемента, которые определяют иерархическую структуру создания стоимости, позволяющие выявить возможные пути оптимизации сквозных бизнес-процессов (рис. 1).

Активы I уровня включают в себя человеческий капитал. Начало работы любой организации начинается с формирования именно этого актива. Говоря о сфере образовательных услуг, к активам I уровня отнесем: руководство, или административно-управленческий аппарат, профессорско-преподавательский состав (ППС), учебно-вспомогательный персонал и других сотрудников, в той или иной мере обеспечивающих учебно-воспитательный процесс и научно-исследовательскую деятельность.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 11-02-00427а.

Активы II уровня - это то, что остается у компании, когда люди покидают рабочие места. Формирование этого актива начинается с создания оригинального имени и логотипа компании, которые являются инструментом для защиты активов компании. После изучения рынка, на который планирует свой выход компания, происходит формирование, генерация идей, разработка научно-технических изобретений, в результате чего начинает строиться корпоративная культура, управленческие процессы, информационные технологии, технологии производства, компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия. С точки зрения основной деятельности вуза и классической теории маркетинга, продуктом является образовательная программа. Следующей составляющей активов второго уровня является организационно-управленческая структура вуза, которая влияет на такие составляющие, как бренд, репутация, имидж, а они, в свою очередь, увеличивают стоимость интеллектуального капитала.

Активы III уровня включают клиентский капитал, технологии по привлечению, удержанию и расширению клиентской сети. На данном уровне происходит трансформация активов первого и второго уровня в финансовые активы. Так как основной доход учреждений сферы образовательных услуг формируется из поступлений от платы за обучение, то к активам данного уровня относятся потребители образовательных услуг: студенты; предприятия и организации, нанимающие выпускников; другие образовательные учреждения как потребители учебников, учебных пособий и программ повышения квалификации своих сотрудников; персонал учебного заведения и работники разных отраслей; родители и учащиеся, выбирающие учебное заведение в зависимости от целого ряда условий и параметров; компания, посылающая своих работников на

переподготовку; правительство, заказывающее определенную программу подготовки руководителей-менеджеров; иные контактные аудитории, прямо или косвенно заинтересованные в деятельности вуза.

Специфичность активов учреждений сферы образовательных услуг высока, следовательно, согласно теории Уильямсона, высоки транс-акционные издержки по управлению данными активами.

К трансакционным издержкам учреждений сферы образовательных услуг относятся:

1) издержки, связанные с неопределенностью квалификации рабочей силы. По современным методикам стоимость компании оценивается с учетом уровня подготовленности и потенциала персонала, поэтому объемные показатели уровня образования напрямую влияют на оценку стоимости компании;

2) издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическое поведение может проявляться как со стороны сотрудников, образовательного учреждения, так и со стороны обучающихся;

3) издержки измерения. Издержки измерения связаны с информационной асимметрией, которую устранить полностью невозможно. Например, невозможно измерить качество принимаемого сотрудника, единственное подтверждение его квалификации это - диплом и характеристики с предыдущих мест работы; для оценки качества преподаваемой дисциплины можно судить либо по успеваемости студентов (их ставит сам преподаватель), либо по оценке коллег (что также является субъективной оценкой);

4) издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. В условиях растущей скорости изменения демографической, политической, экономической и другой информации принципиально меняется содержание образования, его объем, направление и цели, что требует постоянного, систематического анализа информации не только о потребностях рынка труда, но и направлении развития государственного регулирования в целом. Например, на количество студентов помимо демографической ситуации влияет уровень подготовки абитуриентов, а сле-

довательно, вузам необходимо ориентироваться и на уровень полученного ими образования. Принятие в вуз абитуриентов с низким уровнем подготовки негативно скажется на дальнейшем процессе обучения.

К факторам, влияющим на количество студентов негосударственных вузов, можно отнести уровень жизни населения, от которого зависит, какую цену люди готовы платить за оказание образовательных услуг;

5) издержки выхода с рынка. К данному виду издержек отнесем затраты которые несут предприятия и организации для того, чтобы укрепить свое положение на рынке. При выходе на рынок образовательных услуг вузам недостаточно иметь только качественно проработанные образовательные программы, так как помимо предоставления образовательных услуг, они предоставляют и другие виды товаров и услуг, выполняющие вспомогательные функции: услуги гостеприимства и туризма (например, услуги по предоставлению общежитий); услуги конференц-туризма (например, услуги, предоставляемые при проведении конференций и других мероприятий); товары, сопровождающие и обеспечивающие процесс обучения (например, учебники и учебные пособия, подготовленные преподавателями вуза; монографии, сборники статей; журналы и другие периодические издания);

6) издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты;

7) издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Данный вид издержек складывается из-за неудачно заключенной или плохо оформленной сделки. Основным инструментом экономии этих затрат представляются типовые договоры. Для составления грамотных договоров необходимо ориентироваться в действующем законодательстве. Предоставление платных образовательных услуг является типичным источником внебюджетных доходов, в связи с чем они занимают значимое место в системе, приносящей доход от деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг.

К издержкам ведения переговоров и заключения контрактов так же можно отнести затраты,

связанные с заключением договоров с потенциальными работодателями.

Конкурентоспособность организаций, работающих в сфере образовательных услуг, зависит от эффективного управления главной составляющей всего капитала такого рода организаций - интеллектуальным капиталом. В настоящее время большинство работ посвящено оценке интеллектуального капитала промышленных предприятий. Данные методики оценки недостаточно отражают особенности функционирования организаций сферы образовательных услуг. Так как на стоимость интеллектуального капитала образовательных учреждений влияют трансакционные издержки, актуальной можно считать проблему увеличения стоимости интеллектуального капитала отрасли образования за счет сокращения трансакционных издержек, поэтому целесообразна модель управления интеллектуальным капиталом вуза на основе снижения трансакционных издержек (рис. 1).

Для эффективного управления интеллектуальным капиталом вуза необходимо определить цели развития организации, к которым можно отнести: улучшение качества образовательного процесса; увеличение целевой аудитории; укрупнение кон -курентных позиций на рынке труда; увеличение источников дохода и т.д. Для достижения поставленных целей необходимо определить, какой вид актива в структуре интеллектуального капитала в наибольшей степени влияет на решение поставленной цели и какие трансакционные издержки характерны для данного вида активов. Необходимо провести анализ выявленных издержек, а также разработать мероприятия по их снижению. После оценки предложенных мероприятий в случае положительного решения возможна корректировка мероприятий при реализации намеченных действий.

Одной из целей образовательных учреждений в условиях перехода к рынку является увеличение доходов. Так как финансирование вузов происходит за счет поступлений от физических и юридических лиц за образовательные услуги, а также от иной деятельности, то основная доля поступлений приходится на платную образовательную деятельность. В качестве примера в работе рассмотрено мероприятие (введение института кураторства) по снижению трансакционных издержек активов третьего уровня.

Г

Управление интеллектуальным капиталом вуза на основе снижения трансакционных издержек

Л

Рис. 2. Модель управления интеллектуальным капиталом на основе снижения

трансакционных издержек

Для оценки эффективности мероприятий, направленных на увеличение интеллектуального капитала, использован метод дисконтированных денежных потоков, который позволяет рассчитать стоимость объекта на основе ожидаемой прибыли от инвестиций в будущем. Так как в работе рассматривается деятельность вуза, срок обучения в котором составляет в среднем 5 лет, то после окончания института инвестиционные мероприятия можно считать завершенными. Прием студентов на первый курс будем считать новым инвестиционным мероприятием, в котором могут измениться срок обучения, количество учащихся, а следовательно, количество кураторов. Поэтому при оценке интеллектуального капитала вуза прогнозный период примем равным 5 годам.

Для определения денежного потока рассчи-таем2:

1) потери вуза, связанные с отчислением студентов очного и заочного обучения (табл. 1): - до проведения мероприятий:

р 0=^ • а • г,

где Р0 - сумма, недополученная вузом в результате отчисления студентов соответствующего курса до проведения мероприятий; 5 - средняя стоимость обучения в институте за год; а^ - количество отчисленных студентов соответствующего курса;

2 Используемые в расчетах данные соответствуют документам внутренней отчетности.

t - количество лет, недоученных студентами в результате отчисления;

- после проведения мероприятий:

Р, = Р0 • 0,89,

А i 0 '

так как институт кураторства позволяет снизить потери в среднем на 11%, где Рг1 - сумма, недополученная вузом в результате отчисления студентов соответствующего курса после проведения мероприятий.

Таблица 1 Расчет суммы, недополученной вузом в результате отчисления студентов до и после проведения мероприятий

2) расходы (инвестиции), связанные с деятельностью института кураторства (табл. 2). Так как при создании института кураторства основные расходы связаны с выплатой заработной платы, то инвестиции могут быть рассчитаны по формуле:

I = Z • Т • К ,

г г г

где ^ - инвестиции за соответствующий год;

X - средняя стоимость нормо-часа ППС; Тг -количество часов отведенных на кураторскую деятельность на соответствующем курсе; Кг -количество кураторов на соответствующем курсе.

Денежный поток будет исчисляться как разница между суммами потерь, связанных с отчислением студентов до и после проведения мероприятий с учетом инвестиций (табл. 3). Например, за 2010/11 денежный поток будет равен: 773 - 688 - 30 = 55 тыс. руб.

Таблица 3

Влияние инвестиций на потери, связанные с отчислением неуспевающих студентов (тыс. руб.)

Учебный год Годы

2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15

Потери из-за отчисления студентов до проведения мероприятий 773 510 450 443 68

Потери из-за отчисления студентов после проведения мероприятий 688 454 401 394 61

Инвестиции 30 24 18 12 5

Денежный поток 55 32 32 37 3

Использование метода дисконтированных денежных потоков позволило вычислить, что введение института кураторства позволит вузу уменьшить число отчисленных студентов, следовательно, поступления от платы за обучение возрастут.

Сами мероприятия по снижению трансакцион-ных издержек связаны с определенными рисками.

Под риском будем понимать возможность получения незапланированного результата под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Существуют различные методы идентификации рисков, например, статистические, аналитические, экспертные. Наиболее подходящим методом в рассматриваемой области являются экспертные методы, так как отсутствие необходимой накопленной информационной базы не позволяет использовать другие методы.

Для выявления и оценки факторов риска была сформирована экспертная группа из пяти человек, напрямую связанных с организацией учебной и внеучебной деятельности и осуществляющих непосредственный прием абитуриентов и слушателей курсов, и сотрудник бухгалтерской службы института (декан факультета, заместитель декана по воспитательной работе, заместитель декана по научной работе, менеджер приемной комиссии, заместитель главного бухгалтера).

Для учета риска, связанного с введением института кураторства, отразим его уровень в ставке дисконтирования. Наиболее подходящим для этих целей является кумулятивный метод расчета, позволяющий выявить различные факторы риска экспертным путем.

Потери за каждый год обучения до проведения мероприятий (тыс. руб.)

2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15

773 510 450 443 68

Потери за каждый год обучения после проведения мероприятий (тыс. руб.)

2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15

688 454 401 394 61

Таблица 2

Расчет инвестиций

Инвестиции за каждый год обучения (тыс. руб.)

2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15

30 24 18 12 4,5

В результате получена общая ставка дисконтирования составила 10,17%.

Расчет показателя эффективности мероприятия по введению кураторства проводится по

4

формуле: ЫРУ = ШР0 РУк (табл. 4).

к=1

Таблица 4 Расчет приведенного денежного потока (тыс. руб.)

Период проекта Годы

2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015

Денежный поток нулевого периода 55

Приведенная стоимость денежного потока (РУ) 29 26 27 2

Накопленный приведенный денежный поток 55 84 110 137 139

В рассмотренном примере значение приведенного денежного потока положительно (139 тыс. руб.), следовательно, денежные потоки проекта за рассматриваемый срок при установленной ставке дисконтирования покрывают своими поступлениями инвестиции и текущие затраты.

Следовательно, институт кураторства является инструментом снижения трансакционных издержек активов третьего уровня.

Список литературы

1. Кочеткова Н.В. Особенности предприятий, работающих в сфере образовательных услуг // Проблемы и перспективы развития торговли индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в России и за рубежом: материалы докладов Международной науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011.

2. Крамин Т.В., Кочеткова Н.В. Интеллектуальный капитал в сфере образовательных услуг // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 1. - С. 71-80.

3. Крамин Т.В. Роль и значение трансакционных издержек и агентских отношений в процессе функционирования системы управления стоимостью компании // Экономические науки. - 2007. - № 30. - С. 100-104.

4. Крамин Т.В. Управление трансакционными издержками в системе управления стоимостью компании // Экономические науки. - 2007. - № 31. - С. 140-146.

5. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. - 2010. - № 1. - С. 123-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Скоблева Э.И. Высшее профессиональное образование как институциональная система // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. - 2010. - № 2. - С. 28-35.

В редакцию материал поступил 01.10.12

Информация об авторах

Крамин Тимур Владимирович, доктор экономических наук, профессор, директор НИИ, заведующий кафедрой финансового менеджмента, Институт экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел. (843) 231-92-90 E-mail: kramint@mail.ru

Кочеткова Наталья Владимировна, аспирант, старший преподаватель кафедры высшей математики, Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел. (843) 231-92-90 E-mail: kramint@mail.ru

T.V. KRAMIN,

Doctor of Economics, Professor, N.V. KOCHETKOVA, Senior Lecturer Institute of Economics, Management and Law (Kazan) MODEL OF INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT AT UNIVERSITIES BASED

ON TRANSACTIONAL APPROACH3

The article views the hierarchical structure of intellectual capital, defines the main types of transactional costs inherent to intellectual capital of non-state universities, and presents a model of intellectual capital management based on transactional costs reduction.

Key words: intellectual capital; transactional costs; risks.

References

1. Kochetkova N.V. Osobennosti predpriyatii, rabotayushchikh v sfere obrazovatel'nykh uslug (Features of enterprises working in the sphere of educational services), Problemy i perspektivy razvitiya torgovli industrii gostepriimstva, servisa i uslug v Rossii i za rubezhom. Kazan: Izd-vo "Poznanie" Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2011.

2. Kramin T.V., Kochetkova N.V. Intellektual'nyi kapital v sfere obrazovatel'nykh uslug (Intellectual capital in the sphere of educational services), Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava, 2011, No. 1, pp. 71-80.

3. Kramin T.V. Rol' i znachenie transaktsionnykh izderzhek i agentskikh otnoshenii v protsesse funktsionirovaniya sistemy upravleniya stoimost'yu kompanii (Role and significance of transactional costs and agencies in functioning of the system of the company cost management), Ekonomicheskie nauki, 2007, No. 30, pp. 100-104.

4. Kramin T.V. Upravlenie transaktsionnymi izderzhkami v sisteme upravleniya stoimost'yu kompanii (Transactional costs management in the system of company cost management), Ekonomicheskie nauki, 2007, No. 31, pp. 140-146.

5. Akmaeva R.I., Zhukov V.M. Vozmozhnosti i problemy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v vysshem professional'nom obrazovanii (Possibilities and problems of realization of competence approach in higher professional education), Vestnik Astra-khanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, No.1, pp. 123-130.

6. Skobleva E.I. Vysshee professional'noe obrazovanie kak institutsional'naya sistema (Higher professional education as institutional system), Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, No. 2, pp. 28-35.

Information about the authors

Kramin Timur Vladimirovich, Doctor of Economics, Professor, Director of Scientific-Research Institute, Head of Financial Management Chair, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90

E-mail: kramint@mail.ru

Kochetkova Natalya Vladimirovna, post-graduate student, Senior Lecturer of Higher Mathematics Chair, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90

E-mail: kramint@mail.ru

3 The article is prepared with the support of RSSF, project # 11-02-00427а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.