УДК 338.46:37
Л.В. ВОРОНЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Т.В. КРАМИН, доктор экономических наук, профессор
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ ВНЕШНЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ1
В статье рассматриваются требования к современному образовательному процессу и его особенности. Предложен и обоснован дополнительный набор компетенций, необходимый студентам для обеспечения их конкурентоспособности на современном рынке труда. Построены контуры модели инновационного управления образовательным процессом, предназначенной для адаптации к изменениям внешней институциональной среды. Показана трансакционная природа затрат по внедрению предложенной модели, также дана группировка этих затрат.
Ключевые слова: модель инновационного управления; образовательный процесс; институциональная среда; транс-акционные издержки; стоимостной подход; институциональный подход.
Современный этап развития общества характеризуется формированием новой экономики -экономики, основанной на знаниях. Информация и знания становятся все более инвестиционно привлекательными активами, обеспечивающими конкурентные преимущества, и, следовательно, одними из главных источников благосостояния. В этих условиях роль системы образования, которая предназначена для создания, распространения и закрепления знаний, многократно возрастает. В то же время информационная революция требует ее кардинальных преобразований в целях адаптации к новым условиям, в том числе к современной институциональной среде. В настоящей работе обозначены контуры модели инновационного управления образовательным процессом, предназначенной для адаптации к изменениям внешней институциональной среды.
Указанная модель должна, прежде всего, учитывать современные реалии. В настоящее время становится очевидным, что традиционная передача информации от преподавателя студентам становится не просто неэффективной, но и во многом бесполезной. Принятый недавно в России федеральный государственный образовательный стан-
дарт открывает новое направление, основанное на компетентностном подходе. Развитие компетенций обучающихся - необходимое, но также недостаточное условие для превращения знаний в инновационные продукты, имеющие ценность. Необходимо создать условия, облегчающие и стимулирующие преобразование информации и знаний в инновационные интеллектуальные продукты. Таким образом, особое внимание следует уделить развитию институциональной среды образовательного процесса.
Г. Константинов и С. Филонович выделяют следующие новые тенденции развития информационного общества [1]:
1) парадокс информационной насыщенности, который ярко проявился в виде прокатившихся по западным университетам скандалов, связанных с «интернет-плагиатом»; суть явления состоит в том, что доступность информации в Интернете демотивирует обучающихся создавать новые знания. Более того, студенты пассивно принимают доступную информацию, принимая ранее созданные знания за свои, тогда как новые знания создаются на основе личной интерпретации информации, сопоставления ее с личным опытом и дальнейшего критического анализа;
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта: 11-02-00427а.
2) парадокс неопределенности, связанный с увеличением объема доступной информации, приводящий к увеличению числа альтернатив, и, следовательно, создающий предпосылки роста неопределенности при принятии решений. Поиск новой информации для снижения уровня неопределенности только увеличивает неопределенность.
3) парадокс образования, в соответствии с ко -торым ценность полученного знания (в обществе, основанном на знании) с течением времени снижается. Если период получения знания составляет 4-6 лет и приближается к периоду полураспада знания (промежуток времени, в течение которого 50% знаний устаревает; в сфере высоких технологий он составляет около двух лет, в других областях он больше, но редко превышает 7-8 лет), то простое транслирование информации теряет смысл и уже не является основной целью образования.
4) парадокс обучения. В традиционном образовании важнейшей компонентой было запоминание. Однако быстрое устаревания знаний требует развитие навыков своевременного стирания информации из памяти или «умения забывать». Этот факт отмечен также в работе П.М. Холана, Н. Филипса и Т. Лоуренса «Искусство корпоративной забывчивости» [2], посвященной исследованию так называемых «обучающихся организаций».
В период формирования экономики знаний знания становятся отдельным продуктом и формируют свой сектор экономики - сектор производства и совершенствования знаний. Современное образование должно учитывать данный факт. Выпускники образовательных учреждений должны не только уметь использовать приобретенные во время обучения знания. Для достижения конкурентоспособности они должны уметь самостоятельно формировать новые знания в соответствии с личными текущими потребностями и потребностями общества.
Указанные выше тенденции и реалии требуют развития ряда качественно новых компетенций обучающихся:
1) компетенций интеллектуального лидерства (лидерские навыки в интеллектуальной деятельности): выхода за рамки существующих представлений, целеустремленности, решительности, терпения, вдохновения, ответственности и пр.;
2) навыков обработки и анализа информации и моделирования, абстрактного и образного мышление;
3) навыков междисциплинарных исследований;
4) интуитивного мышления на основе навыков интерпретации знаний и опыта, полученных в прошлом;
5) интеллектуальной кооперации и обмена знаниями;
Для развития указанных компетенций необходимо формирование соответствующих новых институтов.
В целом конкурентоспособность экономической системы в эпоху экономики знаний зависит от степени эффективности создания и распределения знаний в ней. Чем выше рентабельность интеллектуального капитала (ИК), тем выше инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность экономической системы.
Особую роль в формировании рентабельности интеллектуального капитала играют трансакци-онные издержки, так как все они имеют информационную природу. Указанные выше преобразования значительно меняют информационную среду: информации становится больше, ускоряется устаревание информации и пр., следовательно, возрастают существующие и формируются новые трансакционные издержки. Игнорирование этой тенденции приводит к значительному росту транс-акционных издержек, снижению рентабельности интеллектуального капитала. Поэтому модель инновационного управления образовательным процессом должна иметь в основе управление транс-акционными издержками, которое, в свою очередь, должно быть основано на стоимостном подходе.
В целом управление трансакционными издержками возможно не только посредством управления отдельными видами трансакционных издержек. Существенное и комплексное влияние на их состав и структуру оказывает институциональная среда образовательного процесса. Ее развитие способно систематически снижать транс-акционные издержки. Таким образом, внедрение новых институтов образовательного процесса также способно повышать эффективность формирования и использования интеллектуального капитала. Следовательно, знание основ институциональной теории, умение использовать их на практике и создавать новые знания в этой сфере -ключевая характеристика (и компетенция) современного конкурентоспособного специалиста.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что в основе модели инновационного управления образовательным
процессом лежит цепочка создания ценности, мационные ресурсы и завершается созданием которая начинается с инвестирования в инфор- инновационных продуктов (см. рис).
Рис. Инновационная модель образовательного процесса в экономике, основанной на знаниях
Представленная на рисунке модель характеризует процесс преобразования инвестиций в инновационные продукты в самом общем смысле. В сфере образования следует выделить несколько групп объектов инвестирования: административно-управленческий персонал, профессорско-преподавательский состав, потребители образовательных услуг. Кроме непосредственного приобретения информационных ресурсов необходимо инвестировать значительные средства в развитие указанных на приведенном рисунке компетенций и навыков, необходимых для эффективного преобразования информации в инновационные продукты, имеющие ценность (включая стадию коммерциализации инноваций). Кроме того, необходимо обеспечить эффективное использование выделенных ресурсов. Административно-управленческий персонал должен быть заинтересован в усвоении стоимостного и институционального подходов. В коллективе образовательного учреждения должны распространяться навыки интеллектуального лидерства, интеллектуальной кооперации и обмена. Профессорско-преподавательский состав должен иметь стимулы не только для развития собственных навыков современной обработки информации
и абстрактного мышления, но и формирования этих качеств у учащихся. Преподаватели должны также быть заинтересованы в том, чтобы научить студентов интуитивному мышлению и умению использовать инструменты междисциплинарных исследований. Интуитивное мышление является также неотъемлемой характеристикой успешного руководителя, которое помогает ему своевременно принять верное стратегическое решение в условиях неопределенности и недостаточности информации. Реализацию современных научных исследований невозможно представить без использования междисциплинарного подхода. Множество открытий в последние годы сделано именно на стыке нескольких наук и отраслей знаний. Высокий потенциал междисциплинарных исследований в настоящее время по-прежнему не исчерпан.
Все вышеперечисленные навыки необходимо сформировать у обучающихся.
Серьезные проблемы при реализации представленной выше инновационной модели могут возникнуть в связи с низкой заинтересованностью учащихся в формировании этих компетенций. Развитие указанных навыков может также противоречить интересам сотрудников образователь-
ных учреждений. Наконец, оппортунистические проявления в среде профессорско-преподавательского состава могут затруднить процесс трансляции умений от преподавателей к студентам.
Наиболее общее решение указанной проблемы -формирование стимулирующей институциональной среды - системы внутриорганизационных и общественных институтов (правил), обеспечивающих необходимость освоения этих навыков. Затраты на создание вышеупомянутой системы следует отнести к первой группе трансакционных издержек.
В редакцию материал поступил 27.08.12
Информация об авторах
Воронцова Лилия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Адрес: 420111, г Казань, ул. Московская, 42, тел. (843) 231-92-90 Е-шаИ: [email protected]
Крамин Тимур Владимирович, доктор экономических наук, профессор, директор НИИ, заведующий кафедрой финансового менеджмента, Институт экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 420111, г Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 Е-шаП: [email protected]
L.V. VORONTSOVA,
PhD (Economics), Associate Professor, T.V. KRAMIN,
Doctor of Economics, Professor
Institute of Economics, Management and Law (Kazan) ELABORATION OF THE MODEL OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS INTENDED FOR ADAPTATION TO THE CHANGES IN THE EXTERNAL INSTITUTIONAL ENVIRONMENT
The work discusses the requirements to the modern educational process and its features. The authors propose and ground the additional set of competences necessary for the students to ensure their competitiveness in the modern labour market. The contours of the innovative educational management model are constructed, which are intended for adaptation to the changing institutional environment. The authors show the transactional essence of the expenditures of the model implementation, and present the grouping of these expenditures.
Key words: innovative management model; educational process; institutional environment; transactional expenditures; cost approach; institutional approach.
References
1. Konstantinov G. Intellektual'noe predprinimatel'stvo, ili printsipy obreteniya konkurentnogo preimushchestva v novoi ekonomike (Intellectual entrepreneurship, or principles of obtaining competitive advantage in the new economy), Harvard Business Review Rossiya, 2005, October, pp. 49-57.
2. Kholan P.M., Filips N., Lourens T. Iskusstvo korporativnoi zabyvchivosti (Art of corporate forgetfulness), Sekret firmy, 2004, No. 7.
Information about the authors Vorontsova Liliya Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the economic theory, Institute of economics, Management and Law (Kazan)
Address: 420111, Kazan, Moskovskaya St., 42, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Kramin Timur Vladimirovich, Doctor of Economics, Professor, Director of scientific research institute, Head of the department of financial management, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 420111, Kazan, Moskovskaya St., 42, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Второй путь решения поставленной задачи -работа в сфере агентских отношений. Трансак-ционными издержками в данном случае будут агентские затраты.
Список литературы
1. Константинов Г.,Филонович С. Интеллектуальное предпринимательство, или принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике // Harvard Business Review Россия. - 2005, октябрь. - С.49-57.
2. Холан П.М., Филипс Н., Лоуренс Т. Искусство корпоративной забывчивости // Секрет фирмы. - 2004. - № 7.