УДК 338.46:37
Л.В. ВОРОНЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Т.В. КРАМИН, доктор экономических наук, профессор,
М.В. КРАМИН,
кандидат физико-математических наук, магистр финансов, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ1
В настоящей работе представлены результаты анализа концептуальных основ возникновения трансакционных издержек. Дается несколько классификаций и типологий трансакционных издержек. Представлены особенности трансакционных издержек в образовательном учреждении. В работе используется институциональный подход.
Трансакционные издержки буквально пронизывают всю систему управления современной организацией. Управление трансакционными издержками содержит огромный потенциал повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса, в особенности в России. В настоящей работе представлены результаты анализа концептуальных основ возникновения трансакционных издержек в образовательном учреждении и их систематизации.
Постулаты неоклассики основаны на допущении отсутствия трансакционных издержек и наличии только производственных издержек в экономических процессах. Однако данное грубое ограничение снимается в неоинституционализме. Допущение ненулевых трансакционных издержек существенно уточняет подходы к оценке и управлению организацией, поскольку, как показывает практика, они могут быть достаточно высокими. Измерение и управление трансакционными издержками, как и производственными издержками, является мощным инструментом формирования корпоративной стратегии организации.
К. Менард дает свое определение трансакции, близкое к определению, данному О. Уильямсоном в 1985 г.: трансакция - это «любой трансферт прав пользования товарами и/или услугами между технологически разделяемыми единицами» [1, с. 118]. В книге A.A. Аузана дается следующее определение: «Трансакция - отчуждение и присвоение прав собственности и свободы» [2, с. 54].
Трансакция, таким образом, является действием, определенным взаимодействием индивидов. Д. Коммонс выделяет три аспекта трансакции -отношения конфликта, зависимости и порядка [3, р. 656].
Анализ альтернативных и взаимодополняющих экономических процессов требует рассмотрения классификации трансакций. Коммонс выделяет следующие виды трансакций [3, р. 652]:
1) торговые трансакции, совершаемые на рынке, например, рынке труда, денег, капитала;
2) трансакции управления, имеющие место во внутрииерархических отношениях, в отношениях управления и подчинения;
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательских проектов: 11-02-00427, 10-02-00079а.
Гипотетически, чем выше специфичность активов, тем выше трансакционные издержки, тем выгоднее реализовать трансакции с данными активами в рамках интегрированных структур, к которым относится вертикальная интеграция в реализации корпоративной стратегии.
Все вышесказанное свидетельствует о высоком уровне трансакционных издержек в образовательной среде: высока неопределенность внешней среды и степень специфичности используемых активов.
В рамках неоклассической экономической теории центром внимания экономистов являлся рынок и ценообразование как основной рыночный механизм. Фирма рассматривалась как неделимая единица, действующая на рынке строго по рыночным законам. Однако Р. Коуз в 1937 г. положил начало новому подходу, в основе которого лежит изучение соглашений, отличающихся от традиционных рыночных сделок.
В данной работе используется «структурный» подход О. Уильямсона [11, р. 378], согласно которому рыночная экономика состоит из разных «управленческих структур», «в которых целиком реализуется трансакция». Выделяется три типа соглашений: рынки, интегрированные организации (иерархии), гибридные соглашения.
Разработанные на текущий момент модели рынка имеют ряд существенных допущений и ограничений. С точки зрения теории соглашений, К. Менард [1, с. 198-199] дает следующее определение рынка: «рынок - это институциональное соглашение, включающее правила и концепции, обеспечивающие совершение на постоянной основе большого числа добровольных трансфертов прав пользования между независимыми агентами через непрерывную адаптацию цен, играющих роль сигналов и определяющих выбор».
В таких рамках некоторые трансакции невозможны, а некоторые нецелесообразны в силу высоких трансакционных издержек. В этих случаях используются другие, отличные от рынка, институциональные соглашения.
Интегрированные организации рассматриваются как управленческие структуры, предназначенные для мониторинга и администрирования сделок, которые невозможно или нецелесообразно реализовать на рынке [13]. К основным
характеристикам формально интегрированных организаций относятся: иерархичность, совместное целенаправленное принятие решений, необходимость координации и мотивации.
На практике все трансакции не могут быть реализованы в рамках рынка или иерархических структур. Существует множество альтернативных типов соглашений, которые в совокупности получили название гибридных соглашений. В данном названии подчеркивается их смешанная природа и «генетическая связь» с базовыми соглашениями (рынка и интегрированной организации). Примерами гибридных соглашений являются партнерства, альянсы, франчазинг, сети, долгосрочные контракты.
К. Менард [1, с. 202-206] дает комплексную характеристику гибридных соглашений, обязательными атрибутами которых являются: координация на основе «власти-как-убеждения», интенсивный обмен информацией, получение дополнительных доходов от кооперации и правила по их распределению между агентами. В целом, гибридное соглашение характеризуется долгосрочными контрактными отношениями, автономностью агентов, трансакционными мерами предосторожности, направленными против оппортунистического поведения агентов.
Выбор соглашения для реализации трансакции выполняется на основе ряда подходов:
- Технологический подход (интеграция имеет место в результате более эффективного использования технологии (Винер [14], Баумоль [15]). В данном случае речь идет в основном о горизонтальной интеграции.
- Информационный подход (основной стимул - снижение асимметричности информации). Здесь речь идет об отношениях, где решение одного агента зависит от решений, принятых другими агентами (вертикальная интеграция, например) [16].
- Подход на основе экстерналий (внешних эффектов), например, информационный обмен, эффект командной работы.
Современное образовательное учреждение должно использовать все указанные выше подходы для поддержания конкурентоспособности.
Кроме того, в управлении трансакционны-ми издержками образовательного учреждения необходимо учитывать стадии жизненного цикла
образовательной услуги и учреждения в целом. Следует учитывать тот факт, что в течение жизненного цикла образовательной услуги уровень трансакционных издержек снижается от предыдущей стадии к последующей. Обратная закономерность имеет место для жизненного цикла образовательного учреждения в целом.
Основным принципом организации трансакции является «принцип дискриминирующего связывания» О. Уильямсона [11, р. 378], согласно которому «для управления трансакциями выбирается управленческая структура, обеспечивающая наименьшие издержки». Таким образом, в конкурентной среде агенты путем выбора структуры минимизируют трансакционные издержки.
В заключение дискуссии о принципах минимизации трансакционных издержек необходимо отметить, что О. Уильямсоном предложена оптимизационная модель, учитывающая как трансакционные, так и производственные издержки [10; 11], а также модель выбора соглашения на основе уровня специфичности активов [10, р. 108], получившая в целом эмпирическое подтверждение.
В данной статье были рассмотрены фундаментальные аспекты управления трансакционными издержками и их специфика в образовательной сфере. Во-первых, рассмотрена природа возникновения и типология трансакционных издержек. Во-вторых, классифицированы факторы трансак-ционных издержек и характеристика их влияния. В-третьих, охарактеризованы основные подходы минимизации трансакционных издержек на основе выбора корпоративной стратегии.
Список литературы
1. Институциональная экономика / под общ. ред. АН. Олейника. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 704 с.
2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / под общ. ред. А.А. Ауза-на. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
3. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review. - 1931. - № 21. - P. 656.
4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контракция. - СПб.: Лениздат, 1996. - С. 97-101.
5. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 416 с.
6. Menard C. L'economie des organizations. - Paris: La Découverte, 1990.
7. Олейник А.Н. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 79-94.
8. Klein B., Grawford R.G., Alchian A.A. Vertical Integration, Appropriable Rents, and Competitive Contracting Process // Journal of Law and Economics. - 1978. - Р. 297-326.
9. Williamson O.E., Winter S. The Nature of the Firm. Origins, Evolution, and Development. - Oxford-New-York: Oxford University Press, 1991.
10. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism. - New York: Free Press, 1985.
11. Williamson O.E. The Mechanisms of Governance. - Oxford-New-York: Oxford University Press, 1996.
12. Masten S., Meehan J., Snyder E. The Costs of Organisation // Journal of Law, Economics, and Organisation. - 1991. -№ 7(1). - P. 1-25.
13. Coase R.H. 'The Nature of the Firm' // Economica. -1937. - 2(1). - P. 386-405.
14. Viner J. Cost Curves and Supply Curves. // Readings in Price Theory, American Economic Association. - Chicago: Irwin, 1931.
15. Baumol W.J., Willing R., Panzar J. Contestable Markets and The Theory of Industrial Structure. - Boston: Harcourt, Brace and Jovanovich, 1982.
16. Сафиуллин Л.Н., Улесов Д.В. Особенности информации как фактора производства // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 1. С. 33-37.
В редакцию материал поступил 11.07.11
Ключевые слова: трансакционные издержки, образовательные услуги, корпоративное управление, институциональная экономика.