Научная статья на тему 'Сущностная характеристика трансакционных издержек в сфере образования'

Сущностная характеристика трансакционных издержек в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / TRANSACTION EXPENSES / EDUCATIONAL SERVICES / CORPORATE MANAGEMENT / INSTITUTIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова Л. В., Крамин Т. В., Крамин М. В.

В настоящей работе представлены результаты анализа концептуальных основ возникновения трансакционных издержек. Дается несколько классификаций и типологий трансакционных издержек. Представлены особенности трансакционных издержек в образовательном учреждении. В работе используется институциональный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF TRANSACTION EXPENSES IN EDUCATION SPHERE

The article presents the results of study of conceptual framework of transaction expenses conception, gives some classifications and typology of transaction expenses and introduces some features of transaction expenses in the educational institution. The authors used the institutional approach in the work.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика трансакционных издержек в сфере образования»

УДК 338.46:37

Л.В. ВОРОНЦОВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Т.В. КРАМИН, доктор экономических наук, профессор,

М.В. КРАМИН,

кандидат физико-математических наук, магистр финансов, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ1

В настоящей работе представлены результаты анализа концептуальных основ возникновения трансакционных издержек. Дается несколько классификаций и типологий трансакционных издержек. Представлены особенности трансакционных издержек в образовательном учреждении. В работе используется институциональный подход.

Трансакционные издержки буквально пронизывают всю систему управления современной организацией. Управление трансакционными издержками содержит огромный потенциал повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса, в особенности в России. В настоящей работе представлены результаты анализа концептуальных основ возникновения трансакционных издержек в образовательном учреждении и их систематизации.

Постулаты неоклассики основаны на допущении отсутствия трансакционных издержек и наличии только производственных издержек в экономических процессах. Однако данное грубое ограничение снимается в неоинституционализме. Допущение ненулевых трансакционных издержек существенно уточняет подходы к оценке и управлению организацией, поскольку, как показывает практика, они могут быть достаточно высокими. Измерение и управление трансакционными издержками, как и производственными издержками, является мощным инструментом формирования корпоративной стратегии организации.

К. Менард дает свое определение трансакции, близкое к определению, данному О. Уильямсоном в 1985 г.: трансакция - это «любой трансферт прав пользования товарами и/или услугами между технологически разделяемыми единицами» [1, с. 118]. В книге A.A. Аузана дается следующее определение: «Трансакция - отчуждение и присвоение прав собственности и свободы» [2, с. 54].

Трансакция, таким образом, является действием, определенным взаимодействием индивидов. Д. Коммонс выделяет три аспекта трансакции -отношения конфликта, зависимости и порядка [3, р. 656].

Анализ альтернативных и взаимодополняющих экономических процессов требует рассмотрения классификации трансакций. Коммонс выделяет следующие виды трансакций [3, р. 652]:

1) торговые трансакции, совершаемые на рынке, например, рынке труда, денег, капитала;

2) трансакции управления, имеющие место во внутрииерархических отношениях, в отношениях управления и подчинения;

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательских проектов: 11-02-00427, 10-02-00079а.

Гипотетически, чем выше специфичность активов, тем выше трансакционные издержки, тем выгоднее реализовать трансакции с данными активами в рамках интегрированных структур, к которым относится вертикальная интеграция в реализации корпоративной стратегии.

Все вышесказанное свидетельствует о высоком уровне трансакционных издержек в образовательной среде: высока неопределенность внешней среды и степень специфичности используемых активов.

В рамках неоклассической экономической теории центром внимания экономистов являлся рынок и ценообразование как основной рыночный механизм. Фирма рассматривалась как неделимая единица, действующая на рынке строго по рыночным законам. Однако Р. Коуз в 1937 г. положил начало новому подходу, в основе которого лежит изучение соглашений, отличающихся от традиционных рыночных сделок.

В данной работе используется «структурный» подход О. Уильямсона [11, р. 378], согласно которому рыночная экономика состоит из разных «управленческих структур», «в которых целиком реализуется трансакция». Выделяется три типа соглашений: рынки, интегрированные организации (иерархии), гибридные соглашения.

Разработанные на текущий момент модели рынка имеют ряд существенных допущений и ограничений. С точки зрения теории соглашений, К. Менард [1, с. 198-199] дает следующее определение рынка: «рынок - это институциональное соглашение, включающее правила и концепции, обеспечивающие совершение на постоянной основе большого числа добровольных трансфертов прав пользования между независимыми агентами через непрерывную адаптацию цен, играющих роль сигналов и определяющих выбор».

В таких рамках некоторые трансакции невозможны, а некоторые нецелесообразны в силу высоких трансакционных издержек. В этих случаях используются другие, отличные от рынка, институциональные соглашения.

Интегрированные организации рассматриваются как управленческие структуры, предназначенные для мониторинга и администрирования сделок, которые невозможно или нецелесообразно реализовать на рынке [13]. К основным

характеристикам формально интегрированных организаций относятся: иерархичность, совместное целенаправленное принятие решений, необходимость координации и мотивации.

На практике все трансакции не могут быть реализованы в рамках рынка или иерархических структур. Существует множество альтернативных типов соглашений, которые в совокупности получили название гибридных соглашений. В данном названии подчеркивается их смешанная природа и «генетическая связь» с базовыми соглашениями (рынка и интегрированной организации). Примерами гибридных соглашений являются партнерства, альянсы, франчазинг, сети, долгосрочные контракты.

К. Менард [1, с. 202-206] дает комплексную характеристику гибридных соглашений, обязательными атрибутами которых являются: координация на основе «власти-как-убеждения», интенсивный обмен информацией, получение дополнительных доходов от кооперации и правила по их распределению между агентами. В целом, гибридное соглашение характеризуется долгосрочными контрактными отношениями, автономностью агентов, трансакционными мерами предосторожности, направленными против оппортунистического поведения агентов.

Выбор соглашения для реализации трансакции выполняется на основе ряда подходов:

- Технологический подход (интеграция имеет место в результате более эффективного использования технологии (Винер [14], Баумоль [15]). В данном случае речь идет в основном о горизонтальной интеграции.

- Информационный подход (основной стимул - снижение асимметричности информации). Здесь речь идет об отношениях, где решение одного агента зависит от решений, принятых другими агентами (вертикальная интеграция, например) [16].

- Подход на основе экстерналий (внешних эффектов), например, информационный обмен, эффект командной работы.

Современное образовательное учреждение должно использовать все указанные выше подходы для поддержания конкурентоспособности.

Кроме того, в управлении трансакционны-ми издержками образовательного учреждения необходимо учитывать стадии жизненного цикла

образовательной услуги и учреждения в целом. Следует учитывать тот факт, что в течение жизненного цикла образовательной услуги уровень трансакционных издержек снижается от предыдущей стадии к последующей. Обратная закономерность имеет место для жизненного цикла образовательного учреждения в целом.

Основным принципом организации трансакции является «принцип дискриминирующего связывания» О. Уильямсона [11, р. 378], согласно которому «для управления трансакциями выбирается управленческая структура, обеспечивающая наименьшие издержки». Таким образом, в конкурентной среде агенты путем выбора структуры минимизируют трансакционные издержки.

В заключение дискуссии о принципах минимизации трансакционных издержек необходимо отметить, что О. Уильямсоном предложена оптимизационная модель, учитывающая как трансакционные, так и производственные издержки [10; 11], а также модель выбора соглашения на основе уровня специфичности активов [10, р. 108], получившая в целом эмпирическое подтверждение.

В данной статье были рассмотрены фундаментальные аспекты управления трансакционными издержками и их специфика в образовательной сфере. Во-первых, рассмотрена природа возникновения и типология трансакционных издержек. Во-вторых, классифицированы факторы трансак-ционных издержек и характеристика их влияния. В-третьих, охарактеризованы основные подходы минимизации трансакционных издержек на основе выбора корпоративной стратегии.

Список литературы

1. Институциональная экономика / под общ. ред. АН. Олейника. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 704 с.

2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / под общ. ред. А.А. Ауза-на. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

3. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review. - 1931. - № 21. - P. 656.

4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контракция. - СПб.: Лениздат, 1996. - С. 97-101.

5. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 416 с.

6. Menard C. L'economie des organizations. - Paris: La Découverte, 1990.

7. Олейник А.Н. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 79-94.

8. Klein B., Grawford R.G., Alchian A.A. Vertical Integration, Appropriable Rents, and Competitive Contracting Process // Journal of Law and Economics. - 1978. - Р. 297-326.

9. Williamson O.E., Winter S. The Nature of the Firm. Origins, Evolution, and Development. - Oxford-New-York: Oxford University Press, 1991.

10. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism. - New York: Free Press, 1985.

11. Williamson O.E. The Mechanisms of Governance. - Oxford-New-York: Oxford University Press, 1996.

12. Masten S., Meehan J., Snyder E. The Costs of Organisation // Journal of Law, Economics, and Organisation. - 1991. -№ 7(1). - P. 1-25.

13. Coase R.H. 'The Nature of the Firm' // Economica. -1937. - 2(1). - P. 386-405.

14. Viner J. Cost Curves and Supply Curves. // Readings in Price Theory, American Economic Association. - Chicago: Irwin, 1931.

15. Baumol W.J., Willing R., Panzar J. Contestable Markets and The Theory of Industrial Structure. - Boston: Harcourt, Brace and Jovanovich, 1982.

16. Сафиуллин Л.Н., Улесов Д.В. Особенности информации как фактора производства // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 1. С. 33-37.

В редакцию материал поступил 11.07.11

Ключевые слова: трансакционные издержки, образовательные услуги, корпоративное управление, институциональная экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.