Научная статья на тему 'Необходимость спорта и физической культуры в образовании'

Необходимость спорта и физической культуры в образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
228
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЙ / КУЛЬТУРЫ / СПОРТ / ЦЕННОСТЬ / ГРАНИЦЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Турабоев Эркин Юсупович, Султонов Раббимкул Уралович

В данной статье речь идет о роли физической культуры в жизни человека и в образовании. Авторы привели яркие иллюстрации работ других авторов в этой области. По мнению авторов, необходимость физического воспитания может повысить эффективность внешней деятельности для организма человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость спорта и физической культуры в образовании»

НЕОБХОДИМОСТЬ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ОБРАЗОВАНИИ Турабоев Э.Ю.1, Султонов Р.У.2

1Турабоев Эркин Юсупович - старший преподаватель;

2Султонов Раббимкул Уралович - преподаватель, факультет физической культуры Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о роли физической культуры в жизни человека и в образовании. Авторы привели яркие иллюстрации работ других авторов в этой области. По мнению авторов, необходимость физического воспитания может повысить эффективность внешней деятельности для организма человека. Ключевые слова: физической, культуры, спорт, ценность, границы.

УДК 71

«Почему существуют физическая культура и спорт?». Данный вопрос подразумевает выявление функций физической культуры и спорта как составной части культуры в целом. Барабанова дает ответ на ранее поставленный вопрос «следует выяснить, какие стороны многообразных потребностей человека удовлетворяются в спорте» [1. С. 59]. Важно отметить, что потребности индивида, реализуемые посредством физической культуры и спорта, сложны и многообразны. Но все-таки мы придерживаемся точки зрения, что у этих потребностей можно выделить ключевую, позволяющую существовать физической культуре и спорту как самоценным явлениям. Если бы физическая культура и спорт не обладали такой само ценностью, то, вероятно, они бы не существовали в человеческой культуре в течение столь длительного промежутка времени. В соответствии с первой (традиционной, по определению Барабановой) точкой зрения древний человек вынужден был совершенствоваться физически, чтобы выжить.

Кроме этого, как утверждает Барабанова, «...появление практики использования соревновательно-игровой формы увеличивало эффективность физической подготовки и помогало определить степень физической и социальной зрелости индивида. Помимо этого, преподаванию уроков мужества, выдержки, настойчивости, находчивости и многих умений придавалась особая наглядность, облегчался процесс усвоения социальных ролей формирующейся личностью» [1. С. 60].

Вторая заметная В.Б. Барабановой точка зрения относительно возникновения спорта заключается в том, что спорт изначально зародился как средство мирного разрешения конфликтов. Причем, «физические упражнения и специальные тренировки возникли после появления мирных состязаний, а не до него» [1. С. 61].

В связи с этим, в данном случае на первый план выходит потребность человека разрешать возникающие конфликты с минимальными потерями. По мнению Барабановой, недостатком обеих указанных версий является то, что спорт не обладает самоценностью, т.е. понимается инструментально. Более того, в приведенных интерпретациях не рассматривается тот факт, что существовавшие изначально игровые соревнования значительно отличались от современных - преемственность древних состязаний и современного спортивного движения не столь однозначна [2].

В свою очередь, Барабанова, анализируя потребностно-мотивационный аспект проблемы существования спорта, приходит к следующему выводу: «Потребность выйти на границы возможностей, да и само движение к ним, являются моментами процесса человеко творчества. Таким образом, в спорте заложены возможности реализации человеко созидающей функции культуры» [1. С. 61].

Другими словами, физическая культура и спорт, выражают потребность человека в самосовершенствовании, самореализации. Итак, если рассматривать сферу физической культуры и спорта в контексте незавершенности человека, то в этом случае физическая культура и спорт становятся подлинно самоценными явлениями. Безусловно, путь самосозидания человека в спорте непрост и сопряжен с определенными опасностями. Однако сама возможность такого самосозидания позволяет относиться к физической культуре и спорту как явлениям культуры, несущим значительный гуманистический потенциал.

Список литературы

1. Барабанова В.Б. Человек в контексте современного спорта // Фундаментальные исследования, 2009. № 2. С. 59-62.

2. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос, 2006. № 3 (54). С. 41-62.

3. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 8-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.