Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АДВОКАТОВ'

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АДВОКАТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гарантии независимости адвоката / профессиональные права / защита прав адвокатов / уполномоченный представитель. / guarantees of independence of a lawyer / professional rights / protection of the rights of lawyers / authorized representative.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мыльцын Дмитрий Андреевич

В статье рассматриваются деятельность Комиссии по защите прав адвокатов на федеральном уровне, а также деятельность Комиссий по защите прав адвокатов в субъектах РФ, проблемные аспекты работы указанного института, его взаимодействие с другими институтами, а также необходимость его реформирования и надлежащего законодательного закрепления. Автор анализирует законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, уголовно-процессуальное законодательство РФ, актуальную статистику работы указанного рабочего органа за 2020-2022 гг., а также официальные сайты Адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов. Автором подчеркивается, что отсутствует какая-либо надлежащая законодательная регламентация деятельности Комиссий по защите прав адвокатов, не закреплен ее состав и компетенция на законодательном уровне, объем полномочий таких комиссий слишком общий, функционал не конкретизирован. Также автором оценивается эффективность данного рабочего органа, аргументы сторонников и противников его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мыльцын Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO REFORM THE INSTITUTION OF THE COMMISSION FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF LAWYERS

The article discusses the activities of the Commission for the Protection of the Rights of Lawyers at the federal level, as well as the activities of the Commissions for the Protection of the Rights of Lawyers in the constituent entities of the Russian Federation, problematic aspects of the work of this institution, its interaction with other institutions, as well as the need for its reform and proper legislative codification. The author analyzes the legislation on advocacy and the legal profession in the Russian Federation, the criminal procedural legislation of the Russian Federation, current statistics on the work of this working body for 2020-2022, as well as the official websites of the Bar Chambers of the constituent entities of the Russian Federation and the Federal Chamber of Lawyers. The author emphasizes that there is no proper legislative regulation of the activities of the Commissions for the Protection of the Rights of Lawyers, its composition and competence are not fixed at the legislative level, the scope of powers of such commissions is too general, and the functionality is not specified. The author also evaluates the effectiveness of this working body, the arguments of supporters and opponents of its creation

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АДВОКАТОВ»

МЫЛЬЦЫН Дмитрий Андреевич,

аспирант кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат Коллегия адвокатов города Москвы «РиМ Дефенс (Защита)», е-mail: mail@law-books.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АДВОКАТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются деятельность Комиссии по защите прав адвокатов на федеральном уровне, а также деятельность Комиссий по защите прав адвокатов в субъектах РФ, проблемные аспекты работы указанного института, его взаимодействие с другими институтами, а также необходимость его реформирования и надлежащего законодательного закрепления. Автор анализирует законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, уголовно-процессуальное законодательство РФ, актуальную статистику работы указанного рабочего органа за 2020-2022 гг., а также официальные сайты Адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов. Автором подчеркивается, что отсутствует какая-либо надлежащая законодательная регламентация деятельности Комиссий по защите прав адвокатов, не закреплен ее состав и компетенция на законодательном уровне, объем полномочий таких комиссий слишком общий, функционал не конкретизирован. Также автором оценивается эффективность данного рабочего органа, аргументы сторонников и противников его создания.

Ключевые слова: гарантии независимости адвоката, профессиональные права, защита прав адвокатов, уполномоченный представитель.

MYLTSYN Dmitry Andreevich,

PhD student in the Department of Advocacy Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MGUA), Lawyer Bar Association of Moscow "RiM Defense (Defense)"

THE NEED TO REFORM THE INSTITUTION OF THE COMMISSION FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF LAWYERS

Annotation. The article discusses the activities of the Commission for the Protection of the Rights of Lawyers at the federal level, as well as the activities of the Commissions for the Protection of the Rights of Lawyers in the constituent entities of the Russian Federation, problematic aspects of the work of this institution, its interaction with other institutions, as well as the need for its reform and proper legislative codification. The author analyzes the legislation on advocacy and the legal profession in the Russian Federation, the criminal procedural legislation of the Russian Federation, current statistics on the work of this working body for 2020-2022, as well as the official websites of the Bar Chambers of the constituent entities of the Russian Federation and the Federal Chamber of Lawyers. The author emphasizes that there is no proper legislative regulation of the activities of the Commissions for the Protection of the Rights of Lawyers, its composition and competence are not fixed at the legislative level, the scope of powers of such commissions is too general, and the functionality is not specified. The author also evaluates the effectiveness of this working body, the arguments of supporters and opponents of its creation.

Key words: guarantees of independence of a lawyer, professional rights, protection of the rights of lawyers, authorized representative.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Комиссия Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по защите прав адвокатов (далее - Комиссия) представляет собой рабочий орган Совета, созданный в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 1 и ст. 32 Устава ФПА РФ с целью организации работы по защите наиболее значимых прав адвокатов, либо прав, которые затрагивают интересы многочисленной части адвокатов России2.

Согласно статистическим данным Института права и публичной политики 89 % адвокатов по уголовным делам сталкиваются с нарушениями (опрошено было 925 адвокатов из 70 российских регионов). Так 11% адвокатов только в 2021 году сталкивалось с физическим насилием со стороны сотрудников правоохранительных органов и только 1,6 % опрошенных получили положительную реакцию на поданные ими жалобы. 1,1 % столкнулись с попытками привлечь их к уголовной ответственности, у 1,3 % проходили обыски, 9,6 процентов вызывались на допросы в связи с их профессиональной деятельностью. Также были указаны следующие нарушения: отказ в предоставлении копий документов (43,8%), «двойная защита» — привлечение адвоката по назначению вместо защитника по соглашению (26,8%), ограничение срока ознакомления с материалами дела по надуманным основаниям (25,3%), проблемы с получением платы за работу в качестве защитника по назначению (38,1%)3.

В целом, по мнению экспертов Института права и публичной политики, эти данные весьма красноречиво говорят о неэффективности традиционных способов защиты прав адвокатов, а также о разочаровании представителей адвокатуры в них.

Нарушения прав адвокатов допускают:

- оперативно-розыскные и следственные органы, а также прокуратура (15%);

- сотрудники ФСИН (5,9%).

Персональный состав Комиссии, а также председатель и заместитель утверждаются Советом ФПА РФ (в настоящее время численность Комиссии — 11 адвокатов, в том числе Председатель Комиссии, организующий работу Комиссии4).

Полномочия Председателя Комиссии выражаются в следующем:

- руководство заседаниями Комиссии;

- поручение руководства заседаниями Комиссии одному из своих заместителей.

При принятии решений ни один из членов Комиссии не обладает каким-либо привилегиями или преимуществами перед другими членами Комиссии.

Деятельность Комиссии регулируется Положением о Комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по защите прав адвокатов от 26 июня 2017 г5.

В компетенцию Комиссии входят:

• Постоянный сбор и ежегодная аналитика информации по нарушениям прав адвокатов;

Так, например, в Отчете о деятельности Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов за 2022, подготовленным в 2023 году, была отражена вся деятельность Комиссии с указаниями на конкретные дела, участие в которых приняла Комиссия, а именно: «Дело Аэрофлота», Защита адвокатов в Санкт-Петербурге от судебного преследования в ситуации банкротства организации - доверителя, Дело Савельевой Дело Жилокова и Ципиновои, в августе 2021 г. ФПА обратилась к председателю Следственного комитета РФ Бастрыкину А.И. в связи с нападениями на адвокатов, Дело Лебедева, Дело Юрьева6.

• осуществление разработки проектов обращений от имени Совета ФПА РФ в правоохранительные органы о состоянии соблюдения прав адвокатов, пресечении нарушений и мерах по восстановлению нарушенных прав, в высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

1 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 10.11.2022) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // "Российская газета", № 100, 05.06.2002;

2 "Устав "Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" (утв. I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, протокол № 1) (ред. от 15.04.2021) // "Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", № 1, 2003;

3 Ш: https://academia.ilpp.ru/wp-content/ uploads/2021/06/полный-АНАЛИЗ-Результаты-опро-са-2021-Ап^^

4 иг1: https://fparf.ru/fpa-rf/rights-protection-commission/composition/;

5 Положением о Комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по защите прав адвокатов от 26 июня 2017 г. (Утверждено решением Совета ФПА РФ от 28.06.2017 (протокол № 4)) // Ш: https://fparf.ru/documents/fpa-rf/the-docuirients-of-the-councN/positюn-about-the-colTllTlissюn-of-the-councN-of-the-federal-chamber-of-lawyers-of-the-russian-federa/;

6 Отчет Совета Федеральной палаты адвокатов РФ за период с апреля 2021 г по апрель 2023 г. (Утвержден XI Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2023 г) // Ш: https://fparf.ru/upload/medialibrary/c1e/y1ap e23956d6gzqpc9uo1vpous0b1m7w/Otchet-Soveta-FPA_2023.pdfё;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Так, например, 17 октября 2023 г. Светлана Володина, президент ФПА РФ, и Генри Резник, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, направили обращение председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Ссылаясь на факты, в этом обращении они наглядно продемонстрировали очевидную тенденцию устойчивого роста количества преступных посягательств на адвокатов, связанных с осуществлением ими профессиональной деятельности.

При этом, в указанном письме внимание было акцентировано на том,что: «преступления в отношении адвокатов совершаются не только обычными гражданами, но и теми, кто в силу должности призван бороться с преступностью: следователями, полицейскими, сотрудниками конвойной службы» 1.

• Работа над перечнем рекомендаций по предупреждению нарушений прав адвокатов и противодействию таким нарушениям, а также восстановлению прав адвокатов;

Так, например, был разработан и принят Порядок осуществления защиты профессиональных прав адвокатов, определяющий порядок действий при нарушении профессиональных прав адвокатов: куда и как может обратиться адвокат, какие могут быть приняты решения, а также разделяющий компетенции Комиссии ФПА РФ и Комиссии Адвокатских палат субъектов РФ2.

Также были разработаны Методические рекомендации для представителя адвокатской палаты на случай производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. В рекомендации обозначен алгоритм действий адвокатов при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении них, приведены ссылки на соответствующие правовые позиции судов, а также варианты реагирования на разнообразные ситуации, которые могут возникнуть при производстве вышеуказанных

следственных действий3.

1 Обращении ФПА РФ в адрес Председателя СК РФ А.И. Бастрыкина от 17.10.2023 № 72-10/23-С // Ш: https://fparf.ru/upload/medialibrary/b22/wqoftdr9inulg7in8 mpqyglf4jqqh9df/Iskh-_-72_10_23_S-ot-17.10.2023.pdf;

2 Порядок осуществления защиты профессиональных прав адвокатов (Утвержден решением Совета ФПА РФ от 22 марта 2021 г. (протокол № 22)) // Ш: https://fparf.ru/documents/fpa-rf/dokuiTienty-koiTiissii-po-zppa/poryadok-osushchestvleniya-zashchity-professionalnykh-prav-advokatov/;

3 Методические рекомендации для представителя адвокатской палаты при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката (Утверждены

решением Совета ФПА РФ от 16 мая 2017 г (протокол № 2)) // Ш: https://fparf.ru/documents/fpa-rf/the-documents-of-the-council/guidelines-for-the-

• участие в процессе подготовки предложений по совершенствованию нормативных актов, связанных с вопросами соблюдения прав адвокатов, а также разработка и внесение предложений о принятии мер по повышению уровня их защиты.

Так, например, результатом решения Совета ФПА РФ стало создание рабочей группы, представляющей собой новый вариант законопроекта, направленного на защиту законной адвокатской деятельности от противоправного вмешательства, в частности, введение уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката путем включения в УК РФ ст. 294.1 «Воспрепятствование законной деятельности адвоката»4.

Кроме того, предусматривалось внесение изменений в ряд положений УПК РФ, касающихся прав подозреваемого и обвиняемого, а также полномочий защитника.

При этом, важно отметить, что в поле зрение Комиссии попадают не только материалы, связанные с нарушениями профессиональных прав адвокатов, но также и социальных прав адвокатов.

Комиссия принимает обращения в форме коллективных, либо личных заявлений адвокатов. Форма заявления предполагает содержание сведений о мерах по защите прав, которые были предприняты лично адвокатом и Комиссией по защите прав адвокатов адвокатской палаты субъекта РФ. К заявлению прилагаются ответы от органов, к которым обращался адвокат, либо решения соответствующих органов в связи с обращением этой Комиссии.

По мере необходимости (по мере поступления материалов и степени их важности) по указанию председателя собираются заседания Комиссии.

Для того, чтобы заседание Комиссии считалось правомочным, на нем должны присутствовать более половины ее членов. Дистанционное участие в заседаниях возможно как в очном, так и в дистанционном форматах.

Для принятия решения Комиссией требуются голоса большинства участников ее заседания, заочное голосование также считается допустимым.

representative-of-the-bar-association-during-the-search-inspection-and-seizure-in/;

4 В ФПА готовятся поправки об ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов // Ш: https://www.advgazeta.ru/novosti/v-fpa-gotovyatsya-popravki-ob-otvetstvennosti-za-vosprepyatstvovanie-deyatelnosti-advokatov/;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Для осуществления своих функций Комиссия:

• рассматривает обращение адвокатов(а) (при достаточности информации) о необходимости защиты их прав и дает заключение, которое затем может быть доведено до сведения президента ФПА РФ с тем, чтобы в дальнейшем вынести его на рассмотрение Совета ФПА РФ;

• готовит проекты обращений к руководителям соответствующих правоохранительных органов, подчиненными которых были допущены нарушения прав адвокатов;

• предлагает Совету или президенту ФПА РФ способы и формы защиты прав адвокатов или адвокатского сообщества;

• принимает меры по освещению вопросов защиты прав адвокатов в средствах массовой информации;

• информирует адвокатов(а) о результатах рассмотрения их заявлений, а также о принятых по ним мерах;

• по истечении календарного года и при поступлении статистических данных формирует отчет о проделанной работе и представляет его президенту ФПА РФ, далее доклад доводится до сведения Совета ФПА РФ. Эта информация может быть опубликован в средствах массовой информации по решению президента ФПА РФ.

Члены Комиссии вправе:

- запрашивать дополнительные материалы, подтверждающие факты нарушения прав адвокатов, у адвокатов, адвокатских образований или в адвокатских палатах;

- разрабатывать проекты заключений по поступившим материалам согласно поручению Совета, президента ФПА РФ или председателя Комиссии;

- готовить справки (докладные записки) о состоянии соблюдения прав адвокатов за определенный период времени.

Не прекращаются дискуссии и споры о необходимости подобных комиссий в адвокатском сообществе. Более того, на текущий момент таких комиссий в принципе не существует в некоторых региональных палатах, а даже там, где они есть, не все адвокаты осведомлены о том, что подобный орган ведет свою деятельность, не говоря об освещении результатов его работы.

Так, еще Председатель Комиссии, вице-президент ФПА РФ Генри Резник в своем выступлении в Санкт-Петербурге 23 октября 2017 года на расширенном заседании Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов высказал недовольство фактом того, что комиссии по защите прав адвокатов не образованы во всех региональных палатах. В некоторых небольших палатах, например, не видят необходимости в их создании. «Нам надо понять, что такие комиссии нужны во всех регионах. Даже в тех палатах, где тишь да гладь, надо быть готовыми к тому, что нарушения могут быть. И должны быть люди, которые будут в этом разбираться», - говорит вице-президент ФПА РФ. Он считает, что орган, ведущий практическую работу по защите прав конкретных адвокатов в регионе, обязательно должен быть в каждом субъекте РФ, даже если в его состав входит один адвокат1.

Ниже в таблице приводятся некоторые данные о функционировании Комиссий по защите прав адвокатов в отдельных субъектах РФ, собранные в результате анализа сайтов Адвокатских палат субъектов РФ (в подавляющем большинстве субъектов РФ такие Комиссии созданы, в отдельных регионах - их функции выполняют отдельные члены Совета Адвокатской палаты, но есть и такие Адвокатские палаты субъектов РФ, где таких Комиссий не существует вовсе).

1 Создать стройную систему защиты прав адвокатов // Адвокатская газета (Материал выпуска № 21 (254) 1-15 ноября 2017 года) // Ш: https://www.advgazeta. ru/novosti/sozdat-stroynuyu-sistemu-zashchity-prav-advokatov/;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Субъекты РФ, в которых сформированы и активно функционируют Комиссии по защите прав адвокатов Субъекты РФ, в которых Комиссии по защите прав адвокатов не сформированы Субъекты РФ, в которых Комиссии по защите прав адвокатов не сформированы, однако их функции выполняют отдельные члены Совета АП субъекта РФ

Например, Адвокатская палата Брянской области, Адвокатская палата г Москвы, Адвокатская палата Костромской области, Адвокатская палата Краснодарского края, Адвокатская палата Ленинградской области, Адвокатская палата Московской области, Адвокатская палата Республики Дагестан, Адвокатская палата Республики Северная Осетия -Алания, Адвокатская палата Республики Татарстан, Адвокатская палата Санкт-Петербурга, Адвокатская палата Ставропольского края, Адвокатская палата Чеченской Республики, Палата адвокатов Нижегородской области, Палата адвокатов Самарской области, Сахалинская адвокатская палата, Тульская областная палата адвокатов, Адвокатская палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Например, Адвокатская палата Архангельской области, Адвокатская палата Белгородской области, Адвокатская палата Владимирской области, Адвокатская палата Еврейской автономной области, Адвокатская палата Кабардино-Балкарской Республики, Адвокатская палата Калининградской области, Адвокатская палата Кемеровской области -Кузбасса, Адвокатская палата Кировской области, Адвокатская палата Мурманской области, Адвокатская палата Ненецкого автономного округа, Адвокатская палата Псковской области, Адвокатская палата Республики Адыгея, Адвокатская палата Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, Адвокатская палата Рязанской области, Адвокатская палата Саратовской области, Адвокатская палата Чукотского автономного округа, Адвокатская палата Ямало-Ненецкого автономного округа, Палата адвокатов Забайкальского края. Например, Адвокатская палата Волгоградской области, Адвокатская палата Вологодской области, Адвокатская палата Воронежской области, Адвокатская палата Калужской области, Адвокатская палата Карачаево-Черкесской Республики, Адвокатская палата Магаданской области, Адвокатская палата Омской области, Адвокатская палата Пензенской области, Адвокатская палата Республики Ингушетия, Адвокатская палата Республики Хакасия, Адвокатская палата Свердловской области, Адвокатская палата Смоленской области, Адвокатская палата Томской области, Адвокатская палата Тюменской области, Палата адвокатов Республики Алтай.

Уже достаточно давно назрела необходимость создания рабочего органа, задачами которого является защита как профессиональных и социальных прав конкретных адвокатов, так и адвокатского сообщества в целом. При работе адвокатов по уголовным делам потребность в данном институте ощущалась особенно остро.

Так, еще в апреле 2017 года законодателем были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в котором была введена статья 450.1 «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката», согласно которой обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката проводятся при обязательном участии (присутствии) обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну1:

1 Федеральный закон от 17.04.2017 « 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2017, № 17, ст. 2455// Ш: 1^:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=Ul46 4Q&base=LAW&n=215473&dst=100056&field=134#ymDX MrTskEyMWXoJ1;

- члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия;

- или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.

Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве впервые появился еще один субъект, который законом был определен для участия в ряде следственных действий, проводимых в отношении адвокатов: обыска, осмотра и выемки с целью обеспечения защиты их профессиональных прав.

Однако решение законодателем проблемы определения процессуального статуса указанных лиц исчерпывающим не было.

Так, например, до настоящего времени не упомянуты представители Адвокатской палаты субъекта РФ в главе 8 УПК РФ, содержащей сведения об иных участниках уголовного процесса, несмотря на упоминание такового в ст. 450.1 УПК РФ, что является весомым упущением. Ведь именно там должно было быть указано, кем является представитель адвокатской палаты, кто может быть таковым, каким документом подтвер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ждаются его полномочия, какими он наделен правами и обязанностями, а также регламентированы порядок его вызова для участия в следственных действиях и его ответственность.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатская палата создается, в том числе, в целях защиты интересов адвокатов.

Важно отметить, что члены совета адвокатской палаты или иные представители, уполномоченные президентом этой адвокатской палаты, присутствуют при производстве следственных действий на основании статьи 450.1 УПК РФ в публичных интересах, а именно в целях обеспечения неприкосновенности предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну. Действия таких лиц после исполнения профессиональных обязанностей в порядке статьи 450.1 УПК РФ не должны давать повод для подозрений в получении преимуществ или в использовании возможностей, возникающих в результате выполнения указанных обязанностей, в личных целях1.

Основные аргументы противников создания Комиссий по защите прав адвокатов в Адвокатских палатах субъектов РФ:

1) Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», УПК РФ прямо не предусматривает подобных рабочих органов:

- их правовой статус надлежащим образом не закреплен;

- детально не раскрываются их полномочия;

2) указанные рабочие органы, зачастую, не имеют в своем распоряжении действенных инструментов по пресечению нарушений профессиональных прав адвокатов;

Более того, согласно п. 3 Порядка осуществления защиты профессиональных прав адвокатов, утвержденного Советом ФПА РФ от 22 марта 2021 г. обращение о защите профессиональных прав адвоката направляется адвокатом или его представителем в Комиссию по защите прав адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, чьи профессиональные права и интересы нарушены.

Таким образом, до тех пор, пока не будет получено обращение адвоката, Комиссия не в праве принимать какие-либо действия, направленные на защиту его профессиональных прав.

1 "Разъяснению Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросам применения пункта 2 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката" (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 30.08.2023) // Ш: https://fparf.ru/documents/fpa-rf/ dokumenty-kes/razyasnenie-komissii-po-etike-i-standartam-30.08.23/;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

На этой почве возникают проблемы, так как, к сожалению, до сих пор некоторые адвокаты убеждены, что рассчитывать на реакцию адвокатской палаты субъекта они могут после, например, размещения информации о нарушении их профессионального права в социальных сетях, а отсутствие реагирования палаты они освещают в негативном ключе, таким образом, подрывая авторитет органов адвокатского самоуправления.

3) вопрос об освещении деятельности таких Комиссий на сайтах Адвокатских палат субъектов РФ не решен;

4) не публикуются заключения Комиссий по защите прав адвокатов по наиболее интересным и актуальным обращениям (например, видеозаписи с интервью и комментариями членов ее рабочего органа по актуальным вопросам деятельности адвокатского сообщества);

Соответственно, работа Комиссий не становится наглядной, у противников повсеместного создания подобных органов фактически нет возможности убедиться в действительной пользе их работы.

6) не все адвокатские палаты размещают отчеты о его деятельности комиссий за календарный год;

В качестве положительных примеров можно привести:

- отчет, опубликованный 09 апреля 2021 года Адвокатской палатой Ленинградской области -Отчет о деятельности Комиссии по защите прав адвокатов за 2018-2020 годы, содержащий конкретные примеры случаев, когда Комиссия принимала участие в разрешении ситуаций нарушения прав адвокатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отчет, опубликованный 07 апреля 2023 года Адвокатской палатой города Москвы - Отчет Комиссии Совета Адвокатской палаты города Москвы по защите прав адвокатов о работе за 2022 год, содержащий конкретные примеры случаев, когда Комиссия принимала участие в разрешении ситуаций нарушения прав адвокатов.

7) не создаются группы мониторинга нарушений прав адвокатов, включающих в себя как членов комиссии, возглавляющих отдельные направления ее работы, так и активных адвокатов.

Так, например, при Комиссии по зашите прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга по состоянию на 2019 год функционировала группа по мониторингу нарушений профессиональных прав адвокатов в составе 16 че6ловек, в их числе 4 члена Комиссии, в задачи которой входил мониторинг профессиональных прав адвокатов, в том числе анализ незаконного использования терминов, которые в соответствии с федеральным законодательством могут быть исполь-

зованы лишь адвокатами и адвокатскими образованиями1.

Основные аргументы сторонников создания Комиссий по защите прав адвокатов в Адвокатских палатах субъектов РФ:

1) стабильный рост числа подобных случаев:

- вызовов следователями и судьями адвокатов на допросы в рамках расследования и рассмотрения уголовных дел в отношении их доверителей;

- проведения обысков в жилых и служебных помещениях адвокатов;

- возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов;

- посягательств на жизнь и здоровье адвокатов со стороны третьих лиц.

2) неосведомленность адвокатов о том, куда можно обратиться, если происходит давление на них со стороны правоохранительных органов или третьих лиц, нарушение профессиональных прав адвокатов.

3) смешение профессиональных прав адвоката и процессуальных прав их доверителей, сложность в разграничении этих понятий.

Профессиональные права адвокатов — это правовые возможности, которыми наделен адвокат в каждой форме судопроизводства, включая уголовное, для оказания квалифицированной юридической помощи. Соответственно, категория «профессиональные права адвоката в уголовном судопроизводстве» совпадает, по сути, с категорией «уголовно-процессуальные полномочия адвоката»2.

На основании изложенного приходим к следующим завершающим выводам:

1 Отчет о работе Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга за 2018 год (Утверждено Отчетно-выборной конференцией адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга // Url: https://apspb.ru/4560310/R2018. pdf;

2 Хмыров РВ. Защита прав адвокатов в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2022. № 4. С. 28 - 31. // ("Российский следователь", 2022, № 4) // Url: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c&base=CJI&n=142493&cacheid=E1CD1845B122C0D8E 938E7D43046A980&mode=splus&rnd=yggUMrTUWueW QFs31#WhFrMrTIsOvm5ndF1;

1) появление в Уголовно-процессуальный кодекс РФ ст. 450.1 стало важной, но все еще недостаточной мерой для полноценной защиты профессиональных прав адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве с целью оказания квалифицированной юридической помощи;

2) практически полностью совпадают профессиональные права адвокатов в уголовном судопроизводстве и права уголовно-процессуальные, в связи с чем региональные адвокатские палаты, обладающие полномочиями по охране профессиональных прав адвокатов, должны иметь и процессуальные возможности вступать в уголовное судопроизводство, участвовать в производстве следственных и процессуальных действиях при определенных условиях и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, нарушающих или неправомерно ограничивающих профессиональные (уголовно-процессуальные) права адвокатов;

3) для того, чтобы эти выводы были реализованы, в уголовно-процессуальный закон необходимо внести следующие поправки:

- ст. 5 УПК РФ дополнить следующим:

А) п. 33.1 следующего содержания: «представитель адвокатской палаты — член совета адвокатской палаты или иное уполномоченное президентом адвокатской палаты лицо, участвующее в следственных действиях, проводимых в отношении адвоката, и судебных заседаниях в защиту профессиональных прав адвоката»;

- дополнить УПК РФ ст. 55.1:

А) ч. 1. Представителем адвокатской палаты может быть член совета адвокатской палаты или иное уполномоченное президентом адвокатской палаты лицо, наделенное статусом адвоката;

Б) ч. 2. Представитель адвокатской палаты с момента получения поручения президента адвокатской палаты или совета адвокатской палаты на защиту профессионального права адвоката имеет право запрашивать и получать от должностных лиц, уполномоченных расследовать уголовное дело, прокурора и (или) суда копии процессуальных документов или решений с целью их обжалования в порядке, предусмотренном статьями 124, 125 настоящего Кодекса»;

- дополнить ч. 2 ст. 125 УПК РФ указанием на представителя адвокатской палаты как лица, имеющего право подавать соответствующую жалобу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.