Гудова И.В., Скрипченко Н.А. Необходимость развития технического образования в сельском хозяйстве Омской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/488-00233. - ISSN 2413-4066
УДК 377
Гудова Ирина Валерьевна
Преподаватель химии, высшей категории
БПОУ ОО «Омский колледж транспортного строительства»
Скрипченко Наталья Александровна
Преподаватель математики, первой категории
БПОУ ОО «Омский колледж транспортного строительства»
Необходимость развития технического образования в сельском хозяйстве Омской области
Аннотация: В настоящее время трактористов в сельском хозяйстве Омской области не хватает. Эта проблема возникает в связи с тем, что профессия сезонная. В данной статье предлагается интеграция двух профессий, чтобы решить эту проблему. Также рассмотрена проблема мотивации студентов технического профиля.
Ключевые слова: образование, тракторист, механик, инженер, сельское хозяйство
Многие профессии в нашей жизни между собой связаны и без них невозможно развитие сельского хозяйства.
Профессия тракторист в сельском хозяйстве возникла в Великобритании в середине XIX века, когда для облегчения тяжелого ручного труда крестьян был придуман и создан первый трактор, полезное сельскохозяйственное орудие труда. В прошлом столетии американские ученые усовершенствовали модель трактора, применив двигатель внутреннего сгорания, и использовали технику лишь в сельском хозяйстве.
В настоящее время профессия тракторист — достаточно востребованная в народном хозяйстве. Но она носит сезонный характер. Уровень зарплаты тракториста во многом зависит от сезона: больше всего машинист зарабатывает в посевной и уборочный периоды. Возникает вопрос, что делать и как жить в период, когда нет работы.
Не секрет, что молодые люди, вступающие на рынок труда после получения образования, ориентированы на поведение, базирующееся на потребительских запросах. Мотивационной доминантой в профессиональной деятельности остаётся материальная составляющая: высокая зарплата, дополнительные доходы, гарантия выгодного трудоустройства, что позволяет говорить о трансформации, о возникновении так называемого «мотивационного кризиса».
Так как любому механизму нужен своевременный уход и ремонт, всегда требуются специально обученные и хорошо разбирающиеся в конструкции техники люди. Это механики. Возможность совмещать две профессии тракториста и механика позволит быть востребованным специалистом круглый год.
Профессию 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)» можно получить в «Омском колледже транспортного строительства», где мы учимся.
Но даже после получения диплома не все студенты идут работать по специальности. Это тесно связано с мотивацией поступления.
А.Н. Печников и Г.А. Мухина[1]в качестве ведущих учебных мотивов у студентов выделяют «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и «прагматический». На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов.
У хорошо успевающих студентов «профессиональный», «познавательный» и «общесоциальный» мотивы были выражены больше, чем у среднеуспевающих, а «утилитарный» мотив у последних был выражен сильнее, чем у первых. Характерно и то, что у хорошо успевающих студентов «познавательный» мотив занимал второе место, а у студентов со средней успеваемостью — третье.
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А. А. Рейн) [2].
А. И. Гебос [3] выделил факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:
• осознание ближайших и конечных целей обучения;
• осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
• эмоциональная форма изложения учебного материала;
• показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
• профессиональная направленность учебной деятельности;
• выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
• наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается:
• важностью предмета для профессиональной подготовки;
• интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части;
• качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);
• мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;
• взаимоотношениями с преподавателем данного предмета.
Все эти мотиваторы могут находиться в различных отношениях друг с другом и иметь различное влияние на учебу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов
2
сложной мотивационной структуры. Это позволит установить и мотивационную напряженность у данного субъекта, т. е. сумму компонентов мотива учебной деятельности: чем больше компонентов обусловливает эту деятельность, тем больше у него мотивационное напряжение.
Важность знания структуры мотивации учебной деятельности особенно отчетливо проявляется при изучении эффективности профессионального обучения. В исследовании А. А. Реана [2] не было выявлено различий в отношении к выбранной профессии у хорошо и слабоуспевающих учащихся. Автор справедливо объясняет это тем, что общеобразовательные предметы учащимися не воспринимаются как профессионально значимые, поэтому и отношение к ним у тех и других одинаковое. Другие зависимости были получены в том случае, когда стали рассматриваться успеваемость по специальным предметам и результаты производственной практики. Здесь различия в отношении к профессии стали существенными — в пользу хорошо успевающих учащихся.
Значительная часть студентов убеждена, что общенаучные и общественно-образовательные дисциплины не приближают, а удаляют их от овладения профессионально важными знаниями и навыками. Неслучайно и наибольший отсев студентов происходит на первых курсах, при изучении этих дисциплин.
Характерно, что фактор мотивации для успешной учебы оказался сильнее, чем фактор интеллекта. Успехи в учебе не обнаружили тесной и достоверной связи с интеллектом студентов, в то время как по уровню мотивации учебной деятельности «сильные» и «слабые» студенты различались. Первые имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических навыков. Вторые же в структуре мотива имеют в основном внешние мотиваторы: избежать осуждения, наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. п.
Прохождение практики является неотъемлемой составной частью образовательного процесса. Вследствие того, что наличие профессионального навыка в настоящие дни является одним из самых ценных качеств у молодых специалистов, готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к трудовой деятельности формируется, в первую очередь, в процессе практического обучения.
Так же при прохождении практики у студента происходит момент закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений и опыта практической работы по изучаемой специальности.
Большое внимание в учебных программах уделяется практическим знаниям. Так как в ходе практических занятиях, а также при выходе на практику студент становится участником производительного процесса, где он в полной мере может показать полученные в колледже знания и умения. Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной, других областей жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и, соответственно, планировать и осознано осуществлять развитие своих способностей.
Обучение по специальности 23.02.04. «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)» тоже требует прохождения разного рода практик: от учебной на втором курсе до профессионально-производственной - на четвертом. Отделение «Инженерные сооружения и строительные машины» имеет долгосрочные договоры с крупными предприятиями для прохождения учебных, производственных и преддипломных практик с последующим трудоустройством: ОАО «Мостострой - 11» филиал «Мостоотряд - 29», ОАО «Мостострой - 11» филиал «Мостоотряд - 87», ООО «Стройсетвис», Региональная молодежная общественная организация «Омский областной студенческий отряд», Муниципальное бюджетное учреждение «Октябрьский дорожно-эксплуатацтонный участок» и другие предприятия. Многие ребята из моей группы живут в сельской местности, где профессия «Механик» и «Тракторист», которые так актуальны для наших регионов. Очень важно, чтобы студенты
имели возможность проходить практику в ремонтно-механических участках по месту своего проживания.
Организация учебной и производственной практики для студентов, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», имеет целью закрепление полученных в колледже теоретических знаний и приобретение производственного опыта по технологическим процессам технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Очень важно, чтобы студент подходил к прохождению практики ответственно и не думал, что она бессмысленна. Мотивация учебно-познавательной деятельности у студента должна сохраняться на протяжении всего обучения. Заинтересованность у студента, прежде всего, связана с поиском внутренних условий повышений эффективности учебной деятельности. Поэтому одним из ключевых средств развития мотивационной сферы личности является специально-организованная деятельность.
После окончания колледжа студенты могут работать в аграрной отрасли и продолжать свое образование. Известно, что для работы механиком высшего образования не требуется, но хотелось бы, чтобы наши выпускники стали инженерами в будущем.
Ссылки на источники:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин // СПб. : Питер, 2003.
2. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для психол. факультетов и психол. дисциплин гуманитарных факультетов вузов / А.А. Реан // СПб.: Питер, 1999.
3. Гебос, А.И.Психология познавательной активности учащихся (в обучении) / А.И. Гебос . - Кишинев : Штиинца, 1975 . - 104 с.
4. Ткаченко Н. С. Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе / Н. С. Ткаченко // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 382-384.
Irina Gudova
The highest category Chemistry teacher BPEI OR Omsk College of transport construction.
Natalia Scripchenko
The first category Mathematics teacher BPEI OR Omsk College of transport construction.
Necessity Of The Development Of Technical Education In Agriculture
Of Omsk Region
Abstract. Nowadays there is a lack of tractor drivers in agriculture of Omsk region. This problem is connected with seasonal work of tractor drivers. In this article authors suggest the integration of two professions in order to solve this problem. Also authors examine the problem of motivation of students of technical profile.
Keywords: education, tractor driver, mechanic, engineer, agriculture.