НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
ЕВ. Сороковая
Процесс становления новой российской государственности, сопровождающийся кризисом политической и экономической систем, пересмотр законодательного устройства, полная реорганизация государственного управления, многомерная социальная трансформация, затрагивающая все слои и группы общества, отразились как на материально-финансовом благополучии населения, так и на физическом и психическом состоянии, являясь, прежде всего, большим испытанием для подрастающего поколения с неустоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей, являясь для него подчас суровым испытанием на жизнестойкость. Сложная социально-экономическая и морально-психологическая ситуация в стране характеризуется прежде всего ростом безнадзорности, беспризорностью и ростом антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.
Наибольшую распространенность детская безнадзорность приобрела на фоне целого ряда факторов:
• отказа от всеобуча и как следствие — отсутствия государственной системы контроля за необуча-ющимися детьми и подростками;
• появления новых проблем, связанных с ростом алкоголизации, наркомании и ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних;
• негативного влияния на детей и
подростков средств массовой информации;
• относительно медленного формирования новых защитных методов в социальной, нравственно-духовной сферах, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям;
• перераспределения функций и ответственности за осуществление государственной политики в отношении детей между органами власти разных уровней, повышения роли органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этом процессе. Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.
Несомненным, на наш взгляд, является то, что управленческие структуры, усиливая профилактическую работу с безнадзорными детьми из семей «группы риска», могут достигнуть значительных результатов по сокращению и ликвидации этого явления. Для эффективной организации этого процесса необходима полная, достоверная и объективная информация по указан-
43
2 / 2008
Преподаватель.!!
ЕК
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
ной проблеме. Однако на сегодняшний день даже не на всех муниципальных уровнях могут предоставить данные по количеству детей, не посещающих школу, ссылаясь на то, что нет такой системы, которая позволила бы четко знать и учитывать каждого ребенка. Последний разовый обсчет детей от 7 до 15 лет был проведен в нашей стране только в 2006 году. По данным Минобразования России, на указанный период времени свыше 68 тысяч детей нигде не обучались, из них 2,5 тысячи не имели даже начального образования, а более 3 тысяч детей никогда не ходили в школу. Отсюда напрашивается вывод, что в решении проблем детства, в ликвидации таких социальных явлений как детская безнадзорность и беспризорность, наркомания и преступность необходимы усилия всех ветвей власти и всех социально-педагогических организаций путем установления тесных партнерских отношений.
В создавшихся условиях особое значение приобретает деятельность учреждений и организаций, занимающихся вопросами нравственного, 44 умственного и физического формирования подрастающего поколения, защитой прав и интересов детей, их воспитания и социальной адаптации в обществе.
Основное место в решении этой задачи отводится современной школе, которой необходимо устранить возникший вакуум между целями образования в новой России и целями, определяемыми социальной политикой трансформируемого российского общества, сформировавшегося в результате рассогласования темпов социокультурной и социально-экономических реформ общества и модернизации российского образования.
Одним из механизмов реализации целей создания духовно и физически здорового стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и полноценному воспроизводству, является система профилактических мер по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, которая должна быть создана и развита путем разнообразного и многофункционального социально-педагогического партнерства в процессе управления образовательным учреждением. Эффективность деятельности учебного заведения по указанной проблеме определяется степенью его активности как социально-воспитательного института окружающего социума. Таким образом, непосредственную работу по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности следует рассматривать как подсистему образовательной деятельности школы, призванную обеспечить восстановление личности и социального статуса подростков, склонных к противоправному поведению, создание условий для ознакомления несовершеннолетних с возможностями окружающего социума. На наш взгляд, оптимальным педагогическим условием эффективного использования работы школы по профилактике беспризорности и безнадзорности учащихся является обеспечение целостного влияния на формирование социальной позиции подростка средствами социально-педагогических служб всего учебно-воспитательного образования.
Для того чтобы достигнуть желаемого уровня при достижении положительного результата в работе по обеспечению профилактики правонарушений среди учащихся, необходимо создание в
ПреподавательШ_
ВЕК
2 / 2008
педагогическом коллективе комплексного планирования единой педагогической концепции, подкрепленной практикой воспитательной работы, чтобы обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс.
В настоящее время у педагогических коллективов школ еще немало трудностей, проблем, нерешенных вопросов в организации свободного времени, общения по месту жительства, внешкольного воспитания учащихся, и поэтому современная школа не может работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с другими государственными и общественными институтами. Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной, а внешкольная среда более противоречива и специфична, в определенной мере стихийна. Но чаще всего та воспитательная среда, в которой дети приобретают социальный опыт, и оказывает существенное влияние на поведение личности, так как именно в ней школьник сверяет получаемые знания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой жизненный опыт, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, учится проявлять заботу о младших, строить взаимоотношения с товарищами и сверстниками. Поэтому взаимосвязь школы и внешкольных учреждений при работе с подрастающим поколением так очевидно необходима.
В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских учреждений, опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным концентрировать материальные средства, кадровый потен-
2 / 2008
циал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества непосредственно в учебных заведениях. В результате чего все без исключения дети будут вовлечены в процесс направленной культурно-досуговой деятельности.
Вместе с тем параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга — общая и специальная, каждая со своим наполнением. Заметим, что общая модель специализации должна осуществляться в рамках школьных досуговых программ за счет государства и за счет самоорганизаций семейного досуга, что позволит ей быть доступной всем детям, а это существенно отразится на социальном здоровье нации, так как общая модель специализации вберет в себя необходимый минимум социальных знаний, умений и навыков для детей, подростков и юношества. При такой организации педагогической и воспитательной работы будет достигнуто органическое единство учебной и внеучебной работы посредством пре- 45 доставления каждому учащемуся возможности непосредственно в стенах учебного заведения заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей, превратив учебное заведение в центр культур-но-досуговой деятельности семьи и детства. Данная образовательно-воспитательная модель будет являться мощным фактором развития системы профилактических мер по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, которая возможна при условии широкого применения социально-педагогического партнерства внутри каждого учебного заведения. ■
Преподаватель^
ЕК