Научная статья на тему 'Необходимость многофакторного взаимодействия институтов воспитания в предупреждении детской безнадзорности'

Необходимость многофакторного взаимодействия институтов воспитания в предупреждении детской безнадзорности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ / ОРГАНИЗОВАННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР / ПРИНЦИПЫ ПАРТНЕРСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ / УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСТВА / ОТКРЫТОСТЬ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ / PROBLEM OF NEGLECT AND HOMELESSNESS / ORGANIZED EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM OF PROFILACTIC MEASURES / PRINCIPLES OF PARTNERSHIP INTERACTION / FUNCTIONAL LEVELS OF AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / MULTY-FUNCTIONAL SOCIOEDUCATIONAL PARTNERSHIP / PARTNERSHIP MODEL / OPENNESS OF ALL SYSTEM COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороковая Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются причины возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на современном этапе. Особое внимание уделяется ведущему месту школы в процессе ликвидации данной проблемы при организации целостного воспитательного процесса. Предлагается система практической реализации идеи социально-педагогического партнерства в процессе предупреждения детской безнадзорности путем многофакторного взаимодействия на подрастающую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сороковая Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of multy-factor interaction of educational establishments in order to prevent the children neglect

The reasons and origin of neglect among teenagers nowadays are being examined in the article. School is viewed as the decisive factor in the whole educational process of settling this problem. The system of practical realization of the idea of socio-pedagogical partnership within the process of prevention of the children neglect by the multy-factor interaction upon the rising personality is proposed.

Текст научной работы на тему «Необходимость многофакторного взаимодействия институтов воспитания в предупреждении детской безнадзорности»

УДК 371

НЕОБХОДИМОСТЬ МНОГОФАКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

© Е.В. Сороковая

В статье рассматриваются причины возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на современном этапе. Особое внимание уделяется ведущему месту школы в процессе ликвидации данной проблемы при организации целостного воспитательного процесса. Предлагается система практической реализации идеи социально-педагогического партнерства в процессе предупреждения детской безнадзорности путем многофакторного взаимодействия на подрастающую личность.

Ключевые слова: проблема безнадзорности и беспризорности; организованный воспитательный процесс; система профилактических мер; принципы партнерской взаимосвязи; уровни деятельности образовательного учреждения; многофункциональное социально-педагогическое партнерство; модель партнерства; открытость компонентов системы.

Процесс становления новой российской государственности сопровождается многомерной социальной трансформацией, затрагивающей все слои и группы общества, в т. ч. и подрастающее поколение, с его неустояв-шимся мировоззрением и подвижной системой ценностей.

За последние годы в Российской Федерации наряду с подростковой преступностью, проституцией, наркоманией и алкоголизацией детей наиболее остро встала проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Сложившаяся ситуация требует от государства принятия соответствующих мер по предупреждению детской безнадзорности.

Вместе с тем, социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития [1].

В создавшихся условиях особое значение приобретает деятельность учреждений и организаций, занимающихся вопросами нравственного, умственного и физического формирования подрастающего поколения, защитой прав и интересов детей, их воспитания и социальной адаптации в обществе.

Основное место в решении этой задачи отводится современной школе, которой необходимо устранить возникший вакуум между целями образования в России и целями, определяемыми социальной политикой трансформируемого российского общества, сформировавшегося в результате рассогласования темпов социокультурных и социально-

экономических реформ общества и модернизации российского образования.

Школа - один из ведущих институтов воспитания. Она должна обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. В настоящее время у педагогических коллективов школ еще немало трудностей, проблем, нерешенных вопросов в организации свободного времени, общения по месту жительства, внешкольного воспитания учащихся, и поэтому современная школа не может работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с другими государственными и общественными институтами. Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. Внешкольная среда более противоречива и специфична, в определенной мере - стихийна. Воспитательная среда, в которой дети приобретают социальный опыт, оказывает существенное влияние на поведение личности. Так как именно в ней школьник сверяет получаемые знания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой жизненный опыт, учится быть самостоятельным, учится строить взаимоотношения с окружающими его людьми. Поэтому связь школы и внешкольных учреждений при работе с подрастающим поколением так очевидно необходима.

Образование - не замкнутая система, а неотъемлемая часть общественной структуры, включающая самые активные слои населения. Отношения внутри образовательных учреждений, а также отношения с институтами социума, регулируются определенными правовыми нормами, создающими правовое

пространство их жизнедеятельности. Закон РФ «Об образовании» (от 13 января 1996 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 гг. имеют исключительно важное значение для развития социально-педагогического партнерства образовательных учреждений и институтов социума в области обеспечения эффективности, доступности, качества образования [2].

Одним из механизмов реализации целей создания духовно и физически здорового стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и полноценному воспроизводству, является система профилактических мер по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, которая должна быть создана и развита путем разнообразного и многофункционального социально-педагогического партнерства в процессе управления образовательным учреждением. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества. Партнерство - совместная работа общества, направленная на развитие каждой подрастающей личности, каждой развивающейся индивидуальности.

В этой связи можно выделить четыре взаимосвязанных принципа, на которых строится методология связи школы с социальными организациями:

- адаптируемость к развитию общества в целом;

- обоюдная ответственность за общее дело, понимание своих обязательств в соответствии с достигнутыми договоренностями;

- равноправие участников при выборе средств для достижения общей цели;

- установление коммуникаций между школой и референтными социальными группами.

Такое сотрудничество позволяет целостно осознать современную ситуацию в образовании, вскрыть резервы развития школы, определить стратегические ориентиры и приоритеты, осуществить сопровождение реализуемых идей и проектов [3].

Основой действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности является ре-

альное право ребенка на достойную форму существования в здоровой социальной среде, защита его прав и интересов, незамедлительное оказание необходимой социальной помощи при возникающих тяжелых жизненных ситуациях.

Что касается деятельности образовательного учреждения по предупреждению детской безнадзорности, то она предполагает обязательное социально-педагогическое

партнерство, осуществляемое на 3-х уровнях:

1. Решение социально-экономических, культурных и других задач по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей детей разных возрастов.

2. Комплекс мер по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность ребенка.

3. Индивидуальная воспитательно-про -филактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных детей.

Для того чтобы достигнуть желаемого результата и положительной тенденции в работе по обеспечению профилактики правонарушений среди учащихся, необходимо создание и внедрение модели социальнопедагогического партнерства, которая может быть представлена в табл. 1.

Следует отметить и то, что в образовательном учреждении необходимо наличие адаптивной педагогической системы, которая требует активизации управления, что позволит:

- быстро и гибко реагировать на меняющуюся социально-педагогическую ситуацию;

- «достраивать недостающие звенья» учебно-воспитательного процесса;

- выбирать те управленческо-дидактические модели, которые будут давать реальный позитивный результат в реализации участниками педагогического процесса всех своих «само» - от самосознания до самореализации;

- организовать педагогический процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку, избежать неврозов. Обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую, психологическую и психотерапевтическую помощь участникам педагогического процесса;

Таблица 1

Организация Направление и содержание выполняемой работы Лица, выполняющие работу

Центр воспитательной работы Педагогическое руководство воспитательной деятельностью всех входящих в Центр воспитательной работы учреждений Педагогический коллектив под руководством директора, организатора

Школа Организация внеурочной деятельности школьников в микрорайоне Классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, ученические общественные организации

Учреждения культуры и спорта Целенаправленная культурно-просветительная, спортивно-оздоровительная и другая работа с детским и взрослым населением Коллективы учреждений

Органы милиции Организация и проведение работы с неблагополучным контингентом жителей (охрана общественного порядка и профилактика правонарушений) Участковые уполномоченные, инспекция по делам несовершеннолетних

Жилищнокоммунальные учреждения 1. Создание материально-финансовой базы для воспитательной работы с населением 2. Благоустройство микрорайона Начальник

Центры социальной помощи 1. Оказание различных форм помощи населению 2. Создание условий для реабилитации детей и подростков 3. Диагностика Педагоги-психологи, социальные педагоги

- преодолеть барьер между академическим, книжным, вербальным знаниями и чувственно-предметным освоением мира;

- адаптироваться к индивидуальным особенностям человека с опорой на механизм его саморегуляции;

- будучи принципиально открытой, наращивать запас готовности к изменениям, поэтапно овладевая все новыми степенями свободы в решении вопросов, связанных с развитием человека;

- по мере решения этих задач переходить к следующим, т. е. находиться в постоянном развитии и совершенствовании, в зависимости от стремительно меняющихся требований окружающей действительности.

Активизация управления - это в сущности осуществление оперативного управления в помощью всех видов ресурсов.

Таким образом, в реализации личностноориентированного подхода к проблеме развития социально-педагогического партнерства в предупреждении детской безнадзорности посредством взаимодействия социальнопедагогических служб образовательного учреждения социальная позиция самого ребенка чрезвычайно важна, поскольку именно на основе социальной позиции решаются педагогически значимые задачи, обусловливающие разностороннее развитие самой личности ребенка.

Исходя из сказанного, становится очевидным, что современной школе необходимо устранить существующий ныне вакуум между традиционными целями, направленными на образование и воспитание формирующейся личности и целями, определяемыми социальной политикой трансформируемого российского общества, сформировавшегося в результате рассогласования темпов социокультурной и социально-экономических реформ общества и модернизации российского образования.

Одним из механизмов реализации целей создания духовного и физически здорового стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и полноценному воспроизводству, является система профилактических мер по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, которая должна быть создана и развита путем разнообразного и многофункционального социально-педагогического партнерства в процессе управления образовательным учреждением.

Следует отметить, что важной предпосылкой развития социально-педагогического партнерства в современной образовательной ситуации в сфере предупреждения детской безнадзорности является открытость всех его компонентов. Если образовательное учреждение представляет собой закрытую образовательную систему, решая проблемы воспи-

тания и обучения только исходя из своих собственных ресурсов (программ, проектов, материально-технического и кадрового обеспечения), то не представляется возможным говорить о целостном образовательном пространстве. В этих условиях открытый социум является «ничейной» зоной, действует стихийно, процесс социального воспитания становится педагогически неуправляемым и, в этом случае, нередко проявляется его негативное влияние на формирующуюся личность. Только в условиях многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи социального становления личности. Проектирование такого многофакторного взаимодействия и представляет собой конструирование педагогически целесообразного образовательного пространства, обеспечивающего успешное развитие социальнопедагогического партнерства в современной образовательной ситуации в сфере предупреждения детской безнадзорности при наличии в педагогическом коллективе комплексного планирования единой педагогической концепции, подкрепленной практикой воспитательной работы.

1. Данилина В.М. Сущность и содержание региональной социальной политики. М., 1993.

2. Погребняк Л.П. Нормативно-правовая база образовательных учреждений как условие обеспечения эффективности, доступности, качества образования // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона. Белгород, 2006.

3. Бозина Н.А., Лобанова В.В. Социальные партнеры школы: пути к сотрудничеству // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона. Белгород, 2006.

Поступила в редакцию 26.03.2009 г.

Sorokovaya E.V. The necessity of multy-factor interaction of educational establishments in order to prevent the children neglect. The reasons and origin of neglect among teenagers nowadays are being examined in the article. School is viewed as the decisive factor in the whole educational process of settling this problem. The system of practical realization of the idea of socio-pedagogical partnership within the process of prevention of the children neglect by the multy-factor interaction upon the rising personality is proposed.

Key words: problem of neglect and homelessness; organized educational process; system of profilactic measures; principles of partnership interaction; functional levels of an educational establishment; multy-functional socio-educational partnership; partnership model; openness of all system components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.