Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / ОРГАНИКА / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AGRIBUSINESS) / HEALTHY FOOD / POPULATION / ORGANIC PRODUCTS / ORGANIC FARMING / FOOD / FOOD SECURITY / DIGITALIZATION / ENVIRONMENTALLY FRIENDLY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна, Безвербный Вадим Александрович

В последние несколько лет осознанное потребление воспринимается людьми уже не как вопрос предпочтений или финансовых возможностей. Здоровое питание - это здоровая жизнь, а равно и здоровая нация. Однако вопрос качества питания и продовольствия остается открытым. За рубежом принимаются меры по популяризации здорового питания, создаются «отдельные полки» с натуральными продуктами. Как правило, такие решения приносят свои плоды - от качества питания зависит долголетие населения. Авторы статьи отмечают необходимость принятия мер по развитию органического сельского хозяйства в России, популяризации здорового питания, созданию «отдельных полок» с натуральными продуктами, снижению накруток на продукты, начиная от акцизов до логистических издержек. Вопросы производства экологически чистых продуктов выходят сегодня на первый план. В связи с этим сегодня очень востребованы современные технологии в сельском хозяйстве, позволяющие повысить чистоту продуктов. Так, с 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что означает новую страницу в истории отрасли. Органика станет легальной, нормативно защищенной, у нее появится свое лицо в виде единого государственного логотипа и единого государственного реестра производителей. Необходимо отталкиваться от региональных особенностей как в части уровня доходов населения и традиций питания, так и возрастного состава целевой аудитории, ибо от качества питания зависит поддержание здоровья нации, долголетие населения и генофонд будущего поколения. И это начало нового пути. Впереди много задач, которые предстоит решать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вартанова Марина Львовна, Безвербный Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity to develop organic agriculture in the Russian Federation

In the past few years, conscious consumption has been perceived by people as no longer a matter of preference or financial ability. A healthy diet is a healthy life, as well as a healthy nation. However, the question of the quality of food and nutrition remains open. Abroad, measures are being taken to promote healthy food, creating separate shelves with natural products. As a rule, such decisions bear fruit - the longevity of the population depends on the quality of food. The authors of the article note the need to take measures to develop organic agriculture in Russia, promote healthy food, create "separate shelves" with natural products, reduce the trade mark-ups on products, ranging from excise taxes to logistical costs. Issues of production of environmentally friendly products come to the fore today. In this regard, modern technologies in agriculture are very much in demand today, allowing increasing the purity of products. Thus, from January 1, 2020, Federal law No. 280-FZ "On organic products and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" comes into force, which means a new page in the history of the industry. Organics will become legal, legally protected; it will have its own face in the form of a single state logo and a single state register of producers. We must start from the regional characteristics both in terms of income levels and dietary habits, and age composition of the target audience, because of the quality of food depends on maintaining the health and longevity of the population and the gene pool of future generations. And this is the beginning of a new path. There are many challenges ahead to be solved.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019

ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

необходимость развития органического сельского хозяйства в российской Федерации

Вартанова М.Л.1, Безвербный В.А.1

1 Институт социально-политических исследований Федерального научного исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В последние несколько лет осознанное потребление воспринимается людьми уже не как вопрос предпочтений или финансовых возможностей. Здоровое питание - это здоровая жизнь, а равно и здоровая нация. Однако вопрос качества питания и продовольствия остается открытым. За рубежом принимаются меры по популяризации здорового питания, создаются «отдельные полки» с натуральными продуктами. Как правило, такие решения приносят свои плоды - от качества питания зависит долголетие населения. Авторы статьи отмечают необходимость принятия мер по развитию органического сельского хозяйства в России, популяризации здорового питания, созданию «отдельных полок» с натуральными продуктами, снижению накруток на продукты, начиная от акцизов до логистических издержек. Вопросы производства экологически чистых продуктов выходят сегодня на первый план. В связи с этим сегодня очень востребованы современные технологии в сельском хозяйстве, позволяющие повысить чистоту продуктов. Так, с 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что означает новую страницу в истории отрасли. Органика станет легальной, нормативно защищенной, у нее появится свое лицо в виде единого государственного логотипа и единого государственного реестра производителей. Необходимо отталкиваться от региональных особенностей как в части уровня доходов населения и традиций питания, так и возрастного состава целевой аудитории, ибо от качества питания зависит поддержание здоровья нации, долголетие населения и генофонд будущего поколения. И это начало нового пути. Впереди много задач, которые предстоит решать.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс (АПК), здоровое питание, население, органические продукты, органика, органическое сельское хозяйство, продовольствие, продовольственная безопасность, цифровизация, экологически чистая продукция

The necessity to develop organic agriculture in the Russian Federation

Vartanova M.L. 1, Bezverbnyy V.A. 1

1 Institute of Social and Political Studies of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences (ISPI FNISCI RAS), Russia

введение

В настоящее время Россия вступает в новый этап развития органического сельского хозяйства. Прилагается большое количество усилий для развития органического сельского хозяйства в России, чтобы сложности, которые сейчас существуют, были преодолены. Мы

хотим видеть Россию здоровой, с экологически безопасной средой, с десятками тысяч сертифицированных производителей органической продукции, чтобы как можно большее количество людей узнало о том, что такое органическое сельское хозяйство и сделало выбор в его пользу. Здоровье нации должно стать важной государственной программой.

Потребляемое продовольствие остается одним из основных источников строительного материала организма людей. Как известно, от качества строительного материала и зависит состояние организма, в том числе продолжительность жизни, но вопрос качества питания и продовольствия остается открытым. В этой связи предприятиям необходимо отталкиваться от региональных особенностей как в части уровня доходов населения и традиций питания, так и возрастного состава целевой аудитории, ибо от качества питания зависит поддержание здоровья нации, долголетие населения и генофонд будущего поколения.

ABSTRACT:_

In the past few years, conscious consumption has been perceived by people as no longer a matter of preference or financial ability. A healthy diet is a healthy life, as well as a healthy nation. However, the question of the quality of food and nutrition remains open. Abroad, measures are being taken to promote healthy food, creating separate shelves with natural products. As a rule, such decisions bear fruit - the longevity of the population depends on the quality of food. The authors of the article note the need to take measures to develop organic agriculture in Russia, promote healthy food, create "separate shelves" with natural products, reduce the trade mark-ups on products, ranging from excise taxes to logistical costs. Issues of production of environmentally friendly products come to the fore today. In this regard, modern technologies in agriculture are very much in demand today allowing increasing the purity of products. Thus, from January 1, 2020, Federal law No. 280-FZ "On organic products and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" comes into force, which means a new page in the history of the industry. Organics will become legal, legally protected; it will have its own face in the form of a single state logo and a single state register of producers. We must start from the regional characteristics both in terms of income levels and dietary habits, and age composition of the target audience, because of the quality of food depends on maintaining the health and longevity of the population and the gene pool of future generations. And this is the beginning of a new path. There are many challenges ahead to be solved.

KEYWORDS: agro-industrial complex (agribusiness), healthy food, population, organic products, organic farming, food, food security, digitalization, environmentally friendly products

JEL Classification: Q13, Q16, Q18 Received: 01.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mail.ru)

CITATION:_

Vartanova M.L., Bezverbnyy V.A. (2019) Neobkhodimost razvitiya organicheskogo selskogo khozyaystva v Rossiyskoy Federatsii [The necessity to develop organic agriculture in the Russian Federation]. Eko-nomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 31 1-322. doi: 10.18334/epp.9.4.41548

В настоящее время мы наблюдаем тренд на здоровый образ жизни, правильное питание и вообще на осознанное потребление и стараемся менять ассортимент продуктов. Людей, которые следят за своим питанием и качеством еды, становится все больше. Другой факт состоит в том, что на цены непрерывно давят снизу разнообразные факторы - от повышения НДС до роста цен на ГСМ и необходимости хоть иногда индексировать оплату труда, чтобы простимулировать показатель реальных располагаемых доходов [1] (Aganbegyan, 2017).

Самый мощный двигатель - спрос. Союз органического земледелия проанализировал запросы по теме органического сельского хозяйства в Яндекс-статистике. За период с декабря 2017 года по ноябрь 2019 года количество запросов по ключевым словам «органические продукты» выросло почти в три раза. Так, в декабре 2017 года количество запросов в месяц составляло 7 945, а в ноябре 2019 года оно составило уже 21 065.

Однако население обеднело, и это факт. И если на фоне непрерывного действия этих факторов происходит снижение цен на определенные виды продукции, это настораживает, ибо нередко это означает, что конкретные участники отрасли, обваливая цену в попытках любыми путями получить еще немного оборотных средств, чтобы продержаться лишние месяц или два и за это время успеть получить дополнительный кредит в банке, «увязают» в проекте еще на инвестиционной фазе. Такие ситуации бьют по всему рынку, лишая маржинальности даже сравнительно благополучных участников. То что потребление продуктов питания внутри страны не растет, может стать дополнительным стимулом для выхода компаний на экспортные рынки, хотя часть игроков предпочитает отвоевывать долю внутреннего рынка у конкурентов вместо того, чтобы прикладывать усилия для расширения поставок за рубеж. Возможность экспорта - это прекрасно, необходимость экспорта - это нежизнеспособно. Если предприятие не способно поддержать маржу на собственном рынке, на зарубежном - чуда тоже не случится. Те сектора российского АПК, для которых экспорт - не печальная необходимость, а прекрасная возможность, уже присутствовали

ОБ АВТОРАХ:_

Вартанова Марина Львовна, руководитель отдела аспирантуры докторантуры и аспирантуры, старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции ИСПИ ФНИСЦ РАН, кандидат экономических наук, доцент (11marina110mai1.ru)

Безвербный Вадим Александрович, заместитель директора Института социально-политических исследований Федерального научного исследовательского социологического центра Российской академии наук, руководитель Отдела геоурбанистики и пространственного развития ИСПИ ФНИСЦ РАН, доцент кафедры демографической и миграционной политики МГИМО МИД, кандидат экономических наук (vadim_ispr0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вартанова М.Л., Безвербный В.А. Необходимость развития органического сельского хозяйства в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 31 1-322. doi: 10.18334/ерр.9.4.41548

на внешних рынках до указа президента об увеличении поставок до 45 млрд долларов. Тем не менее, государство может консолидировать усилия отрасли по продвижению продукции на экспорт, чтобы отечественные продукты питания конкурировали с товарами других стран, а не российские поставщики между собой. Приоритетными территориями по сбыту фасованной продукции для России являются страны СНГ, так как только за прошедший год увеличились объемы поставок туда в два раза [7] (Vartanova, Gazimagomedova, 2018).

Резкий рост количества запросов приходится на период принятия закона в первом, втором и третьем чтении весной 2018 года. Прирост за несколько месяцев составил несколько тысяч ежемесячно. Очевидно, что потребители, узнав о новом законе, изучали вопрос. И к концу 2019 года сложилось большое ожидание потребителей, количество запросов возросло уже на десять тысяч ежемесячно и достигло рекордных значений.

По ключевым словам «органические продукты купить» количество запросов с декабря 2017 года в 173 возросло в 49 раз до 8643 в ноябре 2019 года. Прирост составил 4896%. Т.е. потребители не только интересуются темой органической продукции, но активно ищут такие товары, чтобы приобрести.

Интересно, что количество запросов по ключевым словам «фермерские продукты купить» тоже показывает рост, но не такой активный. Количество запросов в декабре 2017 года с 756 выросло в 3 раза до 2333 запросов ежемесячно. Прирост составил 208,5%. Союз органического земледелия неоднократно отмечал, что торговые сети используют тренд свежих, натуральных и фермерских продуктов и подменяют ими органические продукты, смешивают понятия. Несмотря на публичные заявления, специализированные полки органических продуктов пока так и не появились в федеральных торговых сетях. В Союзе органического земледелия считают, что есть позитивные предпосылки, чтобы ситуация постепенно менялась. Единый государственный логотип органической продукции поможет выделить органическую продукцию на полках, а единый государственный реестр позволит получать открытые сведения о производителях по номеру сертификата. Система становится прозрачной, что будет способствовать очищению полок от фальсификата.

Сложившийся отложенный спрос на органическую продукцию еще нужно отыграть производителям и оправдать ожидания потребителей. Спрос на именно органическую продукцию начинает оформляться как тренд. Проделана большая работа, чтобы появилось какое-то первоначальное понимание пользы и отличия такой продукции. Главное, чтобы органические продукты, маркированные новым знаком, были вкусные. Это одно из ключевых условий успеха для удержания и роста доли рынка.

Основным же фактором остается необходимость роста платежеспособности населения и масштабное информирование потребителей об органическом сельском хозяй-

Таблица 1

среднедушевое потребление продовольствия в россии, кг

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 норма минздрава

Хлебные продукты 119 118 118 118 117 117 118,3 96

(включая крупы)

Растительное масло 13,7 13,7 13,8 13,6 13,7 13,9 13,9 12

Сахар 40 40 40 39 39 39 39,4 24

Мясо и мясопродукты 74 75 74 73 74 75 75,1 73

Молоко и молочные 246 245 239 233 231 230 225,2 325

продукты

Яйца, штук 276 270 267 268 273 279 307 260

Картофель 97 94 93 91 90 90 91 90

Овощи 103 102 102 102 102 104 105,6 140

Фрукты и ягоды 60 63 63 60 60 59 62 100

Источник: составлено по данным открытых источников Росстата и Минсельхоза РФ [2 (Vartanova, 2019).

стве. Также уровень знаний нужно наращивать, причем масштабно. Потребительский спрос будет ключевым фактором перемен представленности органической продукции в торговых сетях. Если продавцы увидят, что люди ищут именно такую продукцию, то появятся и полки. Это должны быть не тысячи, а сотни тысяч запросов ежемесячно. А вот количество сертифицированных производителей органической продукции почти не растет, что отчасти объясняется становлением системы нормативно-правового регулирования.

По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения по итогам первых шести месяцев 2019 года снизились на 1,3% к аналогичному периоду 2018-го. Согласно расчетам Минэкономразвития РФ и Минфина РФ до конца 2019-го года динамика будет положительной, и реальные доходы прибавят 1%, но это даже не позволит полностью отыграть падение 2017 и 2018 годов (минус 1,2% по старой методике), не говоря уже о возвращении на докризисный уровень. Динамика потребления основных видов продуктов питания в России (табл. 1) с 2014 по 2018 год фактически не изменилась, и это стагнация.

Казалось бы, не так много - 1%, но в первом квартале реальные доходы населения снижались на 2,3%, поэтому достижение даже этого скромного показателя будет проблематично. При этом одним из драйверов экономики, в том числе и агросектора, Минэкономразвития РФ называет «восстановление потребительского спроса на фоне роста доходов» [2] (Vartanova, 2019), хотя официальная статистика не отражает падения потребления основных видов продовольствия, очевидно, что люди экономят на продуктах питания, тем более что в целом они не дешевеют, хотя Росстат и фиксирует лишь сезонные понижения цен на отдельные категории.

316 .ЮиМАЬ ОР EC0N0MiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с1оЬег-РесетЬег)

Зачем России нужно органическое сельское хозяйство?

Главная цель органического производства - здоровье почв, экосистем и людей. Считаем, что развитие органического сельского хозяйства в России - это правильный путь и важная государственная цель. Развивая органическое сельское хозяйство, Россия решает экологические, социальные и экономические задачи, выходит на новый, перспективный международный рынок, для себя мы сохраняем природные ресурсы и улучшаем здоровье нации.

Экологические задачи - в органическом производстве запрещено использование химических пестицидов. Происходит оздоровление экосистем, восстанавливается плодородие почв, увеличивается биоразнообразие, сохраняются пчелы. По данным комитета Госдумы по аграрным вопросам, каждый третий гектар сельхозугодий в России подвержен деградации. Баланс питательных веществ в сельхозугодиях России отрицательный - минус 5,2%. Количество пчел сократилось в три раза за последние 13 лет.

К социальным задачам относится, прежде всего, улучшение здоровья людей. В органическом сельском хозяйстве помимо пестицидов запрещено использование антибиотиков, ГМО, гормонов роста, химических пищевых добавок. В России наблюдается рост алиментарно-зависимых заболеваний. Это группа заболеваний, которые напрямую зависят от правильного и качественного питания. Так, за десять лет прирост заболеваний составил: ишемическая болезнь сердца 20%, онкология - 18%, сахарный диабет - 45%, ожирение - 30%, аллергии - 10%. И, самое страшное, что эти болезни молодеют. Кроме того, органическое сельское хозяйство помогает привлечь на село людей. Малые и средние хозяйства смогут выделить свою продукцию и получить надбавку по цене за статус «органик», создать безопасные для здоровья рабочие места. Это устойчивое развитие сельских территорий. По данным Росстата, в России за последние 10 лет исчезло 8,5 тысяч деревень.

Экономические задачи - мировой рынок органической продукции достиг 90 млрд евро и растет на 10-15% ежегодно. Сдерживающий фактор роста - нехватка сельхозугодий; и Россия, с ее природными ресурсами, может стать лидером. В России более 20 миллионов га давно не получали агрохимикаты, они могут быть введены в органическое сельхозпроизводство. Это современное, наукоемкое производство, которое дает возможность развития еще 8 отечественным обслуживающим отраслям - селекции, семеноводству, производству биопрепаратов, биоудобрений, средств точного земледелия, специальной сельхозтехники и др.

В последние два-три года вывоз продуктов питания почти не увеличивается. И это связано, на наш взгляд, как со сложностью ведения внешнеэкономической деятельности, так и с тем, что маржинальность экспортных продаж часто оказывается ниже внутрироссийских. Развиваться в России можно практически на любом рынке -в стране с населением около 145 млн человек найдется потребитель.

Государству лишь необходимо приложить усилия по решению задач, обеспечивающих динамику материальной базы и технологий сельского хозяйства, а также производственных отношений как системы организационных взаимосвязей его субъектов, обеспечивающие механизмы этой динамики. Скидки также могут оказаться более эффективным инструментом в краткосрочной перспективе, чем, например, вложения в рекламу, поскольку человек видит промотовар в точке продаж здесь и сейчас, в то время как реклама больше влияет на построение ценности бренда. Но, используя исключительно промо, можно выиграть в моменте и сильно проиграть в перспективе. Решение о том, продавать продукцию с помощью промоакции или нет, зависит непосредственно от вида товара. В том числе благодаря этому планируется увеличить среднюю продолжительность жизни в России до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030-му. Сейчас, по данным Росстата, она составляет 72,6 года. Качественное полноценное питание является важнейшей составляющей, влияющей на здоровье людей [2] (Vartanova, 2019).

нормативно-правовая база в сфере органического сельского хозяйства

Нормативно-правовая база в сфере органического сельского хозяйства формировалась в России более восемнадцати лет. За это время международный рынок органической продукции вырос с 25 млрд долларов США до 100 млрд долларов США, в четыре раза. К системе органического производства присоединилось за это время еще 70 стран.

На данный момент в России действуют межгосударственные стандарты ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства», ГОСТР 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения». Аккредитованы три органа по сертификации по ГОСТ 33980-2016 - филиал по Воронежской области ФГБУ «Россельхозцентр», АНО «Роскачество» и ООО «Органик эксперт». Утверждены приказы о едином графическом знаке и едином государственном реестре производителей органической продукции.

Единый российский знак органической продукции смогут наносить производители, сертифицированные по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016. Графическое изображение (знак) представляет собой белый лист на зеленом фоне с надписью ОРГАНИК (на русском языке) сверху листа и ORGANIC (с использованием букв латинского алфавита). Также на маркировке российской органической продукции будет наноситься штрих код. В единый государственный реестр будут внесены производители, сертифицированные по органическому стандарту ГОСТ 33980-2016. Реестр будет открытым и бесплатным как для производителей, так и для тех, кто получает из него данные.

Президент России Владимир Путин считает, что производство экологически

чистых продуктов питания может стать конкурентным преимуществом РФ на глобальных рынках. Об этом он заявил на заседании Госсовета. Производство и продвижение продуктов под российским «зеленым» брендом - это мировая тенденция и у нас есть абсолютно точно конкурентные преимущества. «Экологически чистое, качественное и безопасное продовольствие таким может быть на глобальных рынках для нас, и его безусловные конкурентные преимущества нужно усиливать», - сказал Путин. Также Президент подчеркнул, что «продовольственная безопасность страны должна быть гарантирована не только объемами производства, но и качеством продукции» [15]. По его мнению, «важное значение имеют перспективные исследования в области селекции и в растениеводстве, в животноводстве, в разработке новых кормов. Должны быть приняты исчерпывающие меры по обеспечению ветеринарной безопасности» [15].

Заключение

В современных реалиях выигрышной стратегией скорее будет повышение внутренней эффективности производства: работа над конверсией корма в животноводстве, над урожайностью, вкусом тепличных овощей и ягод, повышение продуктивности молочного скота и т.д., а также увеличение глубины переработки, выпуск продукции в удобном для покупателя формате (порционная упаковка, готовая к употреблению еда, экологичная упаковка). Маркетинговые стратегии сейчас, в принципе, как и всегда, должны учитывать среднесрочные и долгосрочные тенденции рынков [10] (Staroverov, Vartanova, 2019): здоровые, функциональные, диетические, комбинированные продукты, снеки. Кроме того, поскольку почти в каждом сегменте продовольственного рынка конкуренция выросла до очень высоких уровней, как никогда важной становится кадровая политика компаний.

Необходима командная и профессиональная работа всех подразделений, ошибки даже одного из них могут сразу стоить компании доли рынка: не поставка в федеральную сеть или устаревшее ассортиментное предложение может обернуться тем, что место займет конкурент. Неправильно выбранный формат продвижения продукции чреват полным непониманием со стороны целевого покупателя. Формирование позитивного образа продукта особенно важно в категориях, теряющих популярность из-за дороговизны и нестабильного качества, таких как рыбная и молочная продукция.

В целом, для того, чтобы побеждать в конкурентной борьбе, нужно знать своих клиентов и конечных покупателей и тех, кто выступает каналом распределения, например торговые сети или дистрибьюторские компании. В этой связи предприятиям необходимо отталкиваться от региональных особенностей как в части уровня доходов населения и традиций питания, так и возрастного состава целевой аудитории, ибо от качества питания зависит поддержание здоровья нации, долголетие населения и генофонд будущего поколения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аганбегян А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и по-

треблению в России // Эко. - 2017. - № 9(519). - с. 66-84.

2. Вартанова М.Л. Экономическая доступность и качество продуктов питания как

фактор устойчивого демографического развития // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. - с. 32-35.

3. Вартанова М.Л. Применение современных технологий в сельском хозяйстве как

средство увеличения производительности и минимизации потерь в условиях им-портозамещения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2018. - № 4. - с. 585-597. - аок 10.22363/2313-2329-2018-26-4-585-597 .

4. Вартанова М.Л. Развитие агробизнеса в России как условие комплексного улучше-

ния жизни на селе: планы и реальность // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии: Сборник научных статей по итогам работы пятого международного круглого стола. Москва, 2019. - с. 80-82.

5. Вартанова М.Л. Генетически модифицированные сельскохозяйственные культу-

ры (ГМО) как угроза для здоровья населения // Окружающая среда и здоровье: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019.

- с. 13-16.

6. Вартанова М.Л., Безвербный В.А. Повышение уровня и качества жизни населения

- главная задача устойчивого развития сельских территорий // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - с. 1925-1938. - аок 10.18334/ео.9.3.40930 .

7. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К. Пути достижения устойчивого развития сель-

ских территорий // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - № 3. -с. 125-132. - аок 10.18334/рр1Ь.5.3.40117 .

8. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Авангардные новации цифровой трансформации рос-

сийского сельского хозяйства // Продовольственная политика и безопасность. -

2018. - № 1. - с. 27-35. - аок 10.18334/рр1Ь.5.1.40107 .

9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году. / Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

2019. - 254 с.

10. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Аграрная политика России: социальная реальность. / В сборнике: Молодежь. Семья. Общество. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. - 125-130 с.

11. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Стимулирование отечественного производителя // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - № 2. - с. 91-97. - аок 10.18334/рр1Ь.5.2.40113 .

12. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность России - важнейшая составляющая демографической политики страны // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2851-2862. - doi: 10.18334/eo.9.4.41461.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Храмова М.Н., Рязанцев С.В. Возможности демографического роста в РФ в условиях регионального неравенства экономического развития. / в сборнике: национальные демографические приоритеты: новые подходы, тенденции. Серия «Демография. Социология. Экономика. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2019. - 530-535 с.

14. Krishtafovich V., Krishtafovich D., Djordjevic M., Futdinova D.S. Optimizing the formula of meat-containing half-finished products in dough // Journal of Hygienic Engineering and Design. - 2018. - p. 114-118.

15. Обзор СМИ. Россия и зарубежье. Федеральные округа РФ. Внешняя экономика, право.

REFERENCES:

O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Rossiyskoy Federatsii v 2018 godu [On the state sanitary and epidemiological wellbeing of the population in the Russian Federation in 2018] (2019). M.: Federalnaya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka. (in Russian). Aganbegyan A.G. (2017). Preodolenie bednosti i sokrashchenie neravenstva po dokhodam i potrebleniyu v Rossii [Overcoming Poverty and Reducing the Income and Consumption Inequalities in Russia]. Eco. (9(519)). 66-84. (in Russian). Khramova M.N., Ryazantsev S.V. (2019). Vozmozhnosti demograficheskogo rosta v RF v usloviyakh regionalnogo neravenstva ekonomicheskogo razvitiya [The possibility of population growth in Russia in terms of regional disparities of economic development] Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu "Izdatelstvo "Ekon-Inform". (in Russian). Krishtafovich V., Krishtafovich D., Djordjevic M., Futdinova D.S. (2018). Optimizing the formula of meat-containing half-finished products in dough Journal of Hygienic Engineering and Design. 23 114-118. Staroverov V.I., Vartanova M.L. (2018). Stimulirovanie otechestvennogo proizvoditelya [Stimulation of domestic producers]. Food policy and security. 5 (2). 91-97. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.5.2.40113 . Staroverov V.I., Vartanova M.L. (2019). Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii -vazhneyshaya sostavlyayushchaya demograficheskoy politiki strany [Russia's food security is an important component of the demographic policy of the country]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2851-2862. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41461.

Staroverov V.I., Vartanova M.L. (2019). Agrarnaya politika Rossii: sotsialnaya realnost [Agrarian policy of Russia: social reality] Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelsko-torgovyy Dom «PERSPEKTIVA». (in Russian).

Vartanova M.L. (2018). Primenenie sovremennyh tekhnologiy v selskom khozyaystve kak sredstvo uvelicheniya proizvoditelnosti i minimizatsii poter v usloviyakh importo-zameshcheniya [The use of modern technologies in agriculture as a means of increasing productivity and minimizing losses in terms of import substitution]. Bulletin of the Russian University of PeoplesV Friendship. series: economics. 26(4). 585-597. (in Russian). doi: 10.22363/2313-2329-2018-26-4-585-597 .

Vartanova M.L. (2019). Ekonomicheskaya dostupnost i kachestvo produktov pitaniya kak faktor ustoychivogo demograficheskogo razvitiya [Food quality as a factor of sustainable demographic development] Russia and the world community: problems of demography, ecology and public health. 32-35. (in Russian).

Vartanova M.L. (2019). Geneticheski modifitsirovannye selskokhozyaystvennye kultury (GMO) kak ugroza dlya zdorovya naseleniya [Genetically modified crops (gmos) as a threat to public health] Environment and health. 13-16. (in Russian).

Vartanova M.L. (2019). Razvitie agrobiznesa v Rossii kak uslovie kompleksnogo uluch-sheniya zhizni na sele: plany i realnost [The development of agribusiness in Russia as a condition of the comprehensive improvement of rural life: plans and reality] Modern world economy: problems and prospects in the era of digital technologies and biotechnology. 80-82. (in Russian).

Vartanova M.L., Bezverbnyy V.A. (2019). Povyshenie urovnya i kachestva zhizni naseleniya - glavnaya zadacha ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Improving the level and quality of life of the population as the main task of sustainable development of rural areas]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1925-1938. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40930 .

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2018). Avangardnye novatsii tsifrovoy transformatsii rossiyskogo selskogo khozyaystva [Forefront innovations of the digital transformation of Russian agriculture]. Food policy and security. 5 (1). 27-35. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.5.1.40107 .

Vartanova M.L., Gazimagomedova P.K. (2018). Puti dostizheniya ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Ways to achieve sustainable development of rural areas]. Food policy and security. 5 (3). 125-132. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.5.3.40117 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.