Научная статья на тему 'Защита российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции'

Защита российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕХАНИЗМ КОНКУРЕНЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITION / MECHANISM OF COMPETITION / ENSURING EFFICIENCY / FOOD SECURITY / REGIONAL FOOD MARKET / AGRICULTURAL PRODUCTION / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей. Решение вопроса зависит не только от производственных возможностей и биоклиматических условий функционирования агропромышленного комплекса, но также и от состояния продовольственного рынка. В статье автором подробно рассмотрена конкуренция и как элемент рынка, при помощи которого уравновешивается спрос и предложение, и как тип отраслевого рынка, где рассматривается степень зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of Russian domestic market of agriculture from foreign competition

The current state of the agro-food sector shows that every year the problem of food supply of the population with food becomes an important task. The solution depends not only on the production capacity and bioclimatic conditions of the agro-industrial complex, but also on the state of the food market. In the article the author considers in detail the competition both as an element of the market by means of which demand and supply are balanced, and as a type of the branch market where the degree of dependence of market conditions on behavior of separate participants is considered.

Текст научной работы на тему «Защита российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

>

Креативная экономика

издательство

Защита российского внутреннего рынка

Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей. Решение вопроса зависит не только от производственных возможностей и биоклиматических условий функционирования агропромышленного комплекса, но также и от состояния продовольственного рынка. В статье автором подробно рассмотрена конкуренция и как элемент рынка, при помощи которого уравновешивается спрос и предложение, и как тип отраслевого рынка, где рассматривается степень зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентоспособность, конкурентная среда, конкуренция, механизм конкуренции, обеспечение эффективности, продовольственная безопасность, региональный продовольственный рынок, сельскохозяйственное производство, экономический механизм

Protection of Russian domestic market of agriculture from foreign competition

Vartanova M.L. 12

1 The Institute of Socio-Political Research under the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS), Russia

2 Center of the Study of Eurasian integration processes, Russia

Конкуренция является многосложной структурой. В экономической литературе выделяют различные виды конкуренции. Совершенная конкуренция - это такой вид конкуренции, которая «формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономической системы. Этот вид конкуренции имеет лишь теоретическое значение, хотя является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. В этом и есть ее ценность» [10, 13] (Perova, Bryazgina, Zhurba, 2016; Semenov et al., 2007). При таком типе конкуренции, когда на рынке присутствует множество продавцов и покупателей однородного продукта, где нет доминирования одного или нескольких производителей данной продукции, имеет место равнодоступность

информации, отсутствуют дискриминация и неценовая конкуренция. На таком рынке ни один из участников не может оказать «решающего влияния» [5] (Vartanova, 2016b) на ценообразование и рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода, а в частности, монополистическая конкуренция и олигополия.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест, концерн и т.д. [9] (Ostritsova, Kosnikov, 2016). На таком рынке присутствует ценовая конкуренция и рыночная власть, существуют барьеры для входа на рынок, которые, правда, вполне преодолимы.

Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат. Олигополия характеризуется тем, что на рынке присутствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Участники рынка могут реализовывать однородную или дифференцированную продукцию. Вход в подобный рынок, как правило, затруднен, «барьеры труднопреодолимы, субъекты рынка (продавцы) имеют значительную рыночную власть, конкуренция имеет место, но слабая» [5] (Vartanova, 2016b).

Возникновение монополистических тенденций на таком рынке вполне реально. Дело в том, что участники или игроки олигополистического рынка могут сговориться и проводить согласованную и выгодную им экономическую политику на рынке. Монополия, как правило, возникает, когда «на рынке присутствует единственный продавец, который имеет полную рыночную власть. Барьеры для входа в рынок непреодолимы, конкуренция полностью отсутствует» [5] (Vartanova, 2016b).

Современные особенности функционирования различных типов рынков показывают, что каждый из них характеризуется наличием особого статуса, который обеспечивает деятельность участников рынка и их эффективное взаимодействие.

Однако, несмотря на существование различных видов рынков, между ними суще-

ABSTRACT:_

The current state of the agro-food sector shows that every year the problem of food supply of the population with food becomes an important task. The solution depends not only on the production capacity and bioclimatic conditions of the agro-industrial complex, but also on the state of the food market. In the article the author considers in detail the competition both as an element of the market by means of which demand and supply are balanced, and as a type of the branch market where the degree of dependence of market conditions on behavior of separate participants is considered.

KEYWORDS: competitiveness, competitive environment, competition, mechanism of competition, ensuring efficiency food security regional food market, agricultural production, economic mechanism

JEL Classification: Received: 30.10.2017 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mail.ru)

CITATION:_

Vartanova M.L. (2018) Zaschita rossiyskogo vnutrennego rynka selskogo khozyaystva ot inostrannoy konkurentsii [Protection of Russian domestic market of agriculture from foreign competition]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 5. (1). - 9-16. doi: 10.18334/ppib.5.1.40104

ствует определенное сходство, связанное с механизмом, который обеспечивает их функционирование. В состав этого механизма входят спрос, предложение, цена и конкуренция со всеми сопутствующими им элементами.

В настоящее время основным средством защиты российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции являются защитные меры, применяемые в форме повышенных таможенных пошлин [7] (БтоЬо^ 2017). В то же время в российской торговой практике еще ни разу не были использованы такие способы борьбы с недобросовестной импортной конкуренцией, как антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Важно, чтобы в этой ситуации антимонопольные органы не позволяли инструментам торговой политики превращаться в средства необоснованного протекционизма. Что касается проведения внешнеторговой политики со странами СНГ, то весьма важным представляется формирование в перспективе общего аграрного рынка стран СНГ. Это обусловлено дифференциацией природно-климатических условий, сложившейся специализацией сельскохозяйственного производства.

Необходимо подчеркнуть, что механизм обеспечения продовольственной безопасности включает «систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания» [2] (УаНапоуа, 2014а). Система предусматривает «постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности» [2] (УаНапоуа, 2014а).

Одновременно вырабатываются предельно допустимые значения потребления продуктов питания на душу населения, снижение которых может привести к дестабилизации общества. В этих условиях повышается значение тех мер по обеспечению устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности сельского хозяйства, которые могут быть предложены экономистами-аграрниками [8] (Zaytsev, 2017).

Следует отметить, что под устойчивым ростом, а точнее сказать, устойчивым развитием сельского хозяйства понимается многоцелевая (многоаспектная) категория, включающая как минимум пять составляющих, а именно:

1) экономическая устойчивость и обеспеченность финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства;

ОБ АВТОРЕ:_

Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник [11marina110mai1.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вартанова М.Л. Защита российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 9-16. Сог 10.18334/ рр^.5.1.40104

2) расширенное воспроизводство всех ресурсов;

3) развитие производства на основе инноваций;

4) улучшение экологии;

5) устойчивое социальное развитие сельских территорий.

Лишь реализация всех перечисленных составляющих экономического развития может обеспечить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства на внутреннем и внешнем рынках [5] (УаНапвуа, 2016Ь).

Причем в обобщенном виде конкурентоспособность компании определяется совокупностью факторов: атрибуты качества продукции и эффективность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности.

Следует отметить, что конкурентоспособность продукции определяется также совокупностью факторов, характеризующих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.

Другим подходом конкурентоспособности продукции, хорошо себя зарекомендовавшим на практике при проведении оценок качества сравниваемых вариантов продукции, является подход, основанный на использовании двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления.

Полезный эффект продукции характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкурентную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели.

Итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю потребительского рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели. Также, если говорить о конкурентоспособности с позиции хозяйствующих субъектов сельского хозяйства, она может быть определена как способность с прибылью реализовать произведенный ими продукт. Так или иначе, для этого должны быть созданы все необходимые условия, которые формируются аграрной политикой государства. В целом конкурентоспособность потребительского рынка - это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая его способность производить продукцию, соответствующую по качеству требованиям потребителей, пользующуюся устойчивым спросом и обеспечивающую выгоду производителю при ее реализации.

Таким образом, риск и конкуренция как экономические категории связаны и оказывают друг на друга заметное влияние. Предпринимательский риск объединяет субъекты хозяйственной деятельности в систему экономических отношений естественного отбора через конкуренцию.

Усиление конкурентной борьбы заставляет потребительский рынок искать инновационные виды предпринимательской деятельности, выходить на новые рынки сбыта, что сказывается на повышении уровня риска.

Следует отметить, что экономическая устойчивость потребительского рынка

предполагает его стабильное финансовое положение, коммерческий успех, наличие квалифицированных кадров, юридических норм производства и такую организацию производственных отношений, при которых обеспечивается стабильность функционирования потребительского рынка, прогрессивность научно-технического и социального развития. Главным элементом экономической устойчивости потребительского рынка является прибыльность его функционирования.

Важно отметить, что экономическая устойчивость и конкурентоспособность, являясь характеристиками сельского хозяйства в целом и его составных частей, находятся в постоянном взаимодействии. Однако если его конкурентоспособность - это цель и индикатор развития сельского хозяйства, то экономическая устойчивость представляет собой условие его существования и развития.

Необходимо подчеркнуть, что оптимальный уровень конкурентоспособности сельского хозяйства может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических (административных) методов - путем прямого регулирования государства.

Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и макроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической устойчивости и его составных элементов, формируют достаточный уровень экономической устойчивости. Можно отметить, что стратегическим началом конкурентоспособности и устойчивого развития сельских регионов Российской Федерации является органическое сочетание экономической, социальной, экологической среды и целенаправленной самоорганизации общества.

Методологическая практическая реализация подобного развития аграрной сферы России в целом возможна только при устойчивом и гармоничном развитии всех ее сельских территорий и сбалансированности межрегиональных социально-эколого-экономических отношений [6] (Dontsova, Zasko, 2017).

Однако инструментарий достижений целей устойчивого развития в каждом регионе (особенно сельском) должен иметь «существенные отличия, учитывающие специфику региона и решаемых в нем проблем на основе конкретных стратегий устойчивого сельского регионального развития» [9] (Ostritsova, Kosnikov, 2016).

Следовательно, для достижения высокой конкурентоспособности продукции сельского хозяйства РФ необходимо придерживаться следующих основных принципов управления:

1) сочетание перспективного, текущего и оперативного управления на основе стратегического анализа тенденций, факторов и перспектив развития внешней и внутренней среды организации; разработки прогнозов, концепций, стратегий, программ и планов деятельности организации и повышения конкурентоспособности ее продукции, работ и услуг;

2) повышение качества продукции и сокращение расходов на основе использова-

ния передовой техники и технологий, кадрового менеджмента, эффективной системы мотивации и стимулирования труда;

3) ведение эффективной ценовой и неценовой борьбы на рынке на основе высокопрофессионального маркетинга и менеджмента, автоматизации системы управления и владения достоверной оперативной информацией;

4) отработка системы долго-, средне- и краткосрочных связей на рынке сырья, материалов, техники, труда, энергоресурсов, капитала, реализации продукции, работ и услуг;

5) эффективное использование государственного ресурса - прямой и косвенной государственной поддержки, информации от госструктур (законодательной, нормативной, инструктивной, методической и т.д.) и др.

В современных условиях, находясь в состоянии незащищенности в продовольственной сфере, общество не сможет полноценно развиваться, двигаясь к постиндустриальной ступени своего развития. Именно качество жизни характеризует развитие государства и народа.

В свете этого обеспечение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства должно рассматриваться как одно из основных направлений обеспечения устойчивого развития и эффективности функционирования потребительского рынка региона, а также повышения уровня и качества жизни населения любого государства, в том числе и Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 391 с.

2. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения

продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12(50). - с. 4-9.

3. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из миро-

вого продовольственного кризиса: монография. - М.: Библио-Глобус, 2016. - 220 с.

4. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения

продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12(50). - с. 4-9.

5. Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольствен-

ного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. - 2016. - № 17. - с. 2153-2178. - аок 10.18334/гр.17.17.36538 .

6. Донцова О.И., Засько В.Н. Влияние тенденций развития экономики на промышлен-

ные кластеры // Российское предпринимательство. - 2017. - № 6. - с. 887-893. - ао1: 10.18334/гр.18.6.37718.

7. Дробот Е.В. Теоретические аспекты определения пределов и критериев вмешатель-

ства государства в экономику // Теневая экономика. - 2017. - № 3. - с. 115-126. -аок 10.18334Лек.1.3.37634.

8. Зайцев Ю.К. Влияние практик социальной ответственности международного биз-

неса на экономическое развитие беднейших стран: постановка исследовательского вопроса // Экономика, предпринимательство и право. - 2017. - № 2. - с. 115-123.

- doi: 10.18334/epp.7.2.38045.

9. Острицова В.А., Косников С.Н. Поиск оптимальной стратегии и оценка опасности

картельных сговоров в системе электронных торгов // Государственно-частное партнерство. - 2016. - № 4. - с. 303-314. - doi: 10.18334/ppp.3.4.37173.

10. Перова М.М., Брязгина Е.О., Журба В.В. Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации как ключевой аспект социально-экономического развития территории // Экономика, предпринимательство и право. - 2016.

- № 1. - с. 9-24. - doi: 10.18334/epp.6.1.35181.

11. Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа. - 2016. - С. 15-19.

12. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. -Ульяновск, 2000. - 255 с.

13. Семенов С.Н., Ляпин А.В., Кошкин Н.М., Семенов К.М. Методические основы повышения эффективности управления конкурентоспособностью и устойчивым развитием сельских территорий на инновационно-инвестиционных принципах // Никоновские чтения. - 2007. - № 12. - с. 366.

REFERENCES:

Borisov E.F. (2007). Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory] M.: Vysshee obrazovanie. (in Russian).

Dontsova O.I., Zasko V.N. (2017). Vliyanie tendentsiy razvitiya ekonomiki na promyshlennye klastery [Impact of economic development trends on industrial clusters]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (6). 887-893. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.6.37718.

Drobot E.V. (2017). Teoreticheskie aspekty opredeleniya predelov i kriteriev vmeshatelstva gosudarstva v ekonomiku [Theoretical aspects of determination of limits and criteria of state intervention in the economy]. Shadow Economy. 1 (3). 115-126. (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.3.37634.

Ostritsova V.A., Kosnikov S.N. (2016). Poisk optimalnoy strategii i otsenka opasnosti kartelnyh sgovorov v sisteme elektronnyh torgov [Optimal strategy search and the risk assessment of cartels in the electronic trading system]. Journal of Public-Private Partnership. 3 (4). 303-314. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.3.4.37173.

Perova M.M., Bryazgina E.O., Zhurba V.V. (2016). Vnedrenie Standarta razvitiya konkurentsii v subektakh Rossiyskoy Federatsii kak klyuchevoy aspekt sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii [Introduction of the Competition Development Standard in federal subjects of the Russian Federation as the Key Aspect of Social and Economic Development of Territories]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 6 (1). 9-24. (in Russian). doi: 10.18334/epp.6.1.35181.

Semenov S.N., Lyapin A.V., Koshkin N.M., Semenov K.M. (2007). Metodicheskie osnovy povysheniya effektivnosti upravleniya konkurentosposobnostyu i ustoychivym razvitiem selskikh territoriy na innovatsionno-investitsionnyh printsipakh [Methodical bases of increase of management efficiency by competitiveness and sustainable development of rural areas in innovative investment principles]. Nikon readings. (12). 366-38. (in Russian).

Svetunkov S.G., Litvinov A.A. (2000). Konkurentsiya i predprinimatelskie resheniya [Competition and business decisions] Ulyanovsk. (in Russian).

Vartanova M.L. (2014). Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v kontekste obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [Development of the agro-industrial complex in the context of providing food security of the russian federation]. Regional problems of transforming the economy. (12(50)). 4-9. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016b). Obespechenie effektivnosti funktsionirovaniya prodovolstvennogo rynka regiona v usloviyakh konkurentnoy sredy [Ensuring of an efficient functioning of the food market in the conditions of a competitive environment]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (17). 2153-2178. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36538 .

Vartanova M.L. (2016a). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [The country's food security and ways out of the global food crisis] M.: Biblio-Globus. (in Russian).

Zaytsev Yu.K. (2017). Vliyanie praktik sotsialnoy otvetstvennosti mezhdunarodnogo biznesa na ekonomicheskoe razvitie bedneyshikh stran: postanovka issledovatelskogo voprosa [Impact of social responsibility practices of international business on the economic development of the poorest countries: formulation of a research question]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 7 (2). 115-123. (in Russian). doi: 10.18334/epp.7.2.38045.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.