Научная статья на тему 'ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / ЗЕЛЕНЫЙ СТАНДАРТ / НАСЕЛЕНИЕ / ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ / СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ / СТАНДАРТЫ / ЭКОПРОДУКЦИЯ / GOST / LEGISLATIVE NORMS / GREEN STANDARD / POPULATION / ORGANIC FOOD / FOOD SECURITY / FOOD / PRODUCT CERTIFICATION / AGRICULTURAL PRODUCTS / STANDARDS / ECO-PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

Одной из проблем рынка органического продовольствия до недавнего времени было отсутствие законодательных норм производства. Без них говорить о рынке как таковом было затруднительно, так как зачастую позиционирующаяся как «био» продукция такой не являлась. В стремлении заработать больше и, как правило, organic-товары могут стоить в 1,5-2 раза дороже, и некоторые производители обманывали потребителя, дискредитируя продукцию и добросовестные экохозяйства. В начале августа 2019 года президент В. Путин подписал Указ о принятии Закона «Об органической продукции», который вступит в силу с 1 января 2020 года. Автор статьи подчеркивает, что проблематика национальной продовольственной безопасности сегодня не только не теряет свою актуальность, но приобретает еще большую злободневность, особенно в свете политики обеспечения устойчивого демографического развития российского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food safety of public health: legislative regulations of organic production

One of the problems of the organic food market until recently was the lack of legislative norms of production. Without them, it was difficult to talk about the real market, because quite often the production positioned as "bioproducts" had not been the one indeed. In an effort to earn more, some manufacturers set prices for organic products 1.5-2 times more expensive than for conventional products and deceived the consumer, discrediting the products and bona fide eco-management. In early August 2019, President Vladimir Putin signed a Decree on the adoption of the law "On organic products", which have come into force on January 1, 2020. The author of the article emphasizes that the problem of national food security today not only does not lose its relevance, but becomes even more topical, especially in the light of the policy of ensuring sustainable demographic development of the Russian population.

Текст научной работы на тему «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

издательство

Креативная экономика

Продовольственная безопасность здоровья населения: законодательные нормы регулирования производства органической продукции

Вартанова М.Л. 1

1 Институт социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН ФНИСЦ), Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Одной из проблем рынка органического продовольствия до недавнего времени было отсутствие законодательных норм производства. Без них говорить о рынке как таковом было затруднительно, так как зачастую позиционирующаяся как «био» продукция такой не являлась. В стремлении заработать больше и, как правило, огдатс-товары могут стоить в 1,5-2 раза дороже, и некоторые производители обманывали потребителя, дискредитируя продукцию и добросовестные экохозяйства. В начале августа 2019 года президент В. Путин подписал Указ о принятии Закона «Об органической продукции», который вступит в силу с 1 января 2020 года. Автор статьи подчеркивает, что проблематика национальной продовольственной безопасности сегодня не только не теряет свою актуальность, но приобретает еще большую злободневность, особенно в свете политики обеспечения устойчивого демографического развития российского населения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСТ, законодательные нормы, зеленый стандарт, население, органическое продовольствие, продовольственная безопасность, продукты питания, сертификация продукции, сельхозпродукция, стандарты, экопродукция

Food safety of public health: legislative regulations of organic production

Vartanova M.L. 1

1 The Institution of Russian Academy of Sciences the Institute of Socio-Political Research RAS, Russia

В настоящее время продовольственная безопасность России определяется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется доступность населения к пищевым продуктам и качественной питьевой воде в соответствии с физиологическими нормами питания [11] ^атоуетоу, Vаrtаnovа, 2019).

В настоящее время Росстандарт утвердил первые шесть ГОСТов для продукции так называемого зеленого стандарта с улучшенными экологическими характеристиками. Новые стандарты описывают общие требования к таким продуктам, оценку их соответствия, особенности производства, транспортировки и хранения. Также два стандарта относятся к минеральным удобрениям, которые можно использовать при производстве «зеленой» продукции, в частности, один из ГОСТов описывает методы определения в удобрениях содержания свинца, кадмия, мышьяка, никеля, ртути, хрома (VI), меди, цинка и биурета. Их суть сводится к установлению эталонных норм чистоты минеральных удобрений, которые позволят российским аграриям обеспечить Россию и мир доступной и экологичной сельхозпродукцией. Эти нормы в несколько раз строже недавно принятых европейских стандартов по содержанию тяжелых металлов и токсичных веществ: втрое по кадмию и вдвое по мышьяку. И в России они начнут выполняться гораздо раньше, чем в Европе.

Проблема использования генномодифицированных организмов в питании является актуальной, так как среди научного сообщества нет однозначных ответов на вопросы, связанные с безопасностью их для человека и окружающей среды [2, 7, 9, 15] (Afanaseva, 2018; Kryukova, Goryachun, 2018; Savoyskaya, 2018; Khrapov, 2017).

Почти все сельхозпредприятия страны применяют удобрения российского производства и могут использовать их доказанную экологическую чистоту как конку-

ABSTRACT:_

One of the problems of the organic food market until recently was the lack of legislative norms of production. Without them, it was difficult to talk about the real market, because quite often the production positioned as «bioproducts» had not been the one indeed. In an effort to earn more, some manufacturers set prices for organic products 1.5-2 times more expensive than for conventional products and deceived the consumer, discrediting the products and bona fide eco-management. In early August 2019, President Vladimir Putin signed a Decree on the adoption of the law «On organic products», which have come into force on January 1, 2020. The author of the article emphasizes that the problem of national food security today not only does not lose its relevance, but becomes even more topical, especially in the light of the policy of ensuring sustainable demographic development of the Russian population.

KEYWORDS: GOST, legislative norms, green standard, population, organic food, food security, food, product certification, agricultural products, standards, eco-products

JEL Classification: Received: 17.11.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mail.ru)

CITATION:_

Vartanova M.L. (2019) Prodovolstvennaya bezopasnost zdorovya naseleniya: zakonodatelnye normy regulirovaniya proizvodstva organicheskoy produktsii [Food safety of public health: legislative regulations of organic production]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 6. (4). - 195-202. doi: 10.18334/ ppib.6.4.41501

рентное преимущество при экспорте сельхозпродукции [14] (Tulupov, 2018). При этом важно понимать, что новые стандарты не ограничивают объемы применения минеральных удобрений и не сдерживают интенсификацию сельского хозяйства: разумное, профессиональное использование удобрений не приводит к загрязнению или деградации почв.

Интенсивное сельское хозяйство на основе экологичных минеральных удобрений позволит удовлетворять растущий потребительский спрос на «зеленые» продукты питания, обеспечивая высокую доступность продуктовой корзины в России.

По оценке экспертов, почти все российские производители удобрений уже готовы к сертификации по новым нормам без дополнительных затрат и увеличения стоимости для потребителей [8] (Kryukova, Goryachun, 2018). Российские аграрии по-прежнему будут иметь возможность закупать удобрения по цене ниже, чем их зарубежные коллеги.

В свою очередь, некоторые иностранные производители удобрений, не обладающие эталонной сырьевой базой, будут вынуждены проводить дополнительную очистку сырья или удобрений от нормируемых примесей, что неминуемо скажется на себестоимости зарубежной сельхозпродукции. Таким образом, российские экспортеры получают и дополнительное ценовое преимущество [2, 6] (Afanaseva, 2018; Gorbunova, Shcheglov, 2018).

Стандарты разработаны рабочей группой, сформированной из экспертов Роскачества при участии Союза органического земледелия, Стандартинформ, Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», НИИ «Атмосфера», компании «Фосагро», Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам им. Я.В. Самойлова, и вводятся в действие со 2 марта 2020 года, говорится в сообщении Росстандарта. Ведомство считает, что внедрение стандартов будет способствовать повышению качества и эффективности использования сельхозпродукции с улучшенными экологическими характеристиками и созданию российских защищенных брендов экологически чистой продукции. Нормы по другим веществам - пестицидам, ароматизаторам, пищевым добавкам и др. - будут утверждены позже.

В феврале 2019 года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил правительству создать защищенный бренд отечественной чистой

ОБ АВТОРАХ:_

Вартанова Марина Львовна, руководитель отдела докторантуры и аспирантуры ИСПИ ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции ИСПИ ФНИСЦ РАН (11marina110mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность здоровья населения: законодательные нормы регулирования производства органической продукции // Продовольственная политика и безопасность. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 195-202. Сог 10.18334/рр^.6.4.41501

«зеленой» продукции. Такой бренд должен подтверждать, что в производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии, а также заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынках.

В отличие от органической, при производстве продукции с улучшенными экологическими характеристиками разрешено использовать некоторые удобрения, агрохи-микаты и стимуляторы роста. Рынок органики в мире, по разным оценкам, составляет до 100 млрд евро. В пятилетней перспективе рынок органики может составить порядка 300 млрд евро. Но «зеленый» бренд - это совершенно другой подход. Органическая продукция более эксклюзивная, для состоятельного населения, а «зеленый» бренд будет доступен практически повсеместно.

К 2023 году агрохолдинг «Эко-культура» планирует расширить площади своих тепличных комплексов до 663 га, вложив примерно 115 млрд руб. Кроме России, проекты также будут реализованы в Казахстане и Узбекистане, сейчас идет подготовка к началу строительства.

По словам топ-менеджера, в Узбекистане хороший инвестиционный климат, кроме того, страна расположена на одной географической широте с турецкой Анталией, и там благоприятные климатические условия. Компания уже подписала контракты с ведущими торговыми сетями Узбекистана («Монеткой» и «Копейкой») и будет поставлять туда свою продукцию. Если холдинг получит финансирование, то реализует в стране тепличный проект, чтобы стать более интересным потребителям как местный производитель.

Так, в Казахстане строительство тепличного комплекса уже идет. Хотя власти поддерживают проект, есть сложности с подведением газа, электричества и воды, однако государство готово участвовать в создании инфраструктуры только для первой очереди. Меморандум о создании в Казахстане комплекса площадью 500 га был подписан в мае этого года. Объем инвестиций в проект тогда озвучивался на уровне 1,1 млрд долларов.

Также агрохолдинг продолжает реализацию проектов в России, в этом году в них было вложено более 20 млрд руб. Так, компания запустила вторую очередь тепличного комплекса «Овощи Черноземья» в Липецкой области площадью 30,17 га и стоимостью 7,88 млрд руб. Он будет производить около 19 тыс. т томатов в год. Также начала работу вторая очередь теплиц «Солнечный дар» в Ставропольском крае площадью 32 га за более чем 8 млрд руб. Сейчас там возводится третья очередь, которая займет свыше 26 га. На январь 2020 года намечен ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса в Тульской области. Всего до 2021-го запланировано создание в регионе трех очередей общей площадью 77,8 га, объем производства составит 62,5 тыс. т огурцов, томатов и салата в год. Также в этом году «Эко-культура» начала строительство комплексов почти на 53,6 га в Воронежской области и на 61,2 га - в Подмосковье.

Кроме того, агрохолдинг планирует построить тепличный комплекс «Кавказ», ориентированный на экспорт. Теплицы весенне-осеннего цикла площадью 83,23 га

будут возведены в Ставропольском крае. Томаты, выращенные на Ставрополье, «Эко-культура» хочет поставлять в страны Персидского залива, в частности, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. Перспективнее всего рынок овощей в ОАЭ летом: из-за высокой температуры и жары там нет собственного производства, а вся продукция импортная. Правда, в стране сложная политическая конъюнктура, так что есть определенные риски на этом уровне.

Сейчас у «Эко-культуры» шесть действующих тепличных комплексов в Ставропольском крае, Ленинградской и Липецкой областях площадью свыше 207 га. Инвестиции в их строительство составили более 50 млрд руб. В этом году валовой сбор овощей закрытого грунта в компании достигнет 140 тыс. т. В следующем году площади теплиц планируется увеличить до 340 га.

По прогнозу Минсельхоза, урожай овощей закрытого грунта в этом году составит 1,15 млн т против 1 млн т в 2018-м. Плодоовощной союз оценивает валовой сбор на уровне 1,2 млн т. В этом году площадь теплиц в России увеличится на 260 га, в 2018-м она составляла около 2,4 тыс. га.

Минсельхоз РФ рассчитывает, что к 2024 году 10-15 % российской продукции АПК будет идти на экспорт именно под «зеленым» брендом. Главное, быстро утвердить все нормативно-правовые акты для начала маркировки такой продукции, а также «грамотно сработать с западными партнерами», которые «готовы с удовольствием покупать» российские «зеленые» продукты, ранее говорил глава агроведомства. Однако участники рынка органической продукции не раз высказывали опасения, что параллельное развитие «органики» и «зеленой» продукции может запутать потребителей и привести к падению спроса на эти товары.

Национальный органический союз предлагает полностью разграничить эти понятия. Закон об органической продукции начнет действовать с нового 2020 года, а закон о продукции с улучшенными экологическими характеристиками еще не принят, его проект предполагает вступление в силу с 1 января 2021 года.

Между тем производители минеральных удобрений, представители АПК и ритейла решили создать независимую ассоциацию производителей и поставщиков продукции с улучшенными экологическими характеристиками «Зеленый клуб». Так, «Зеленый клуб» станет первой в мире организацией, в которую войдут представители всех звеньев сельскохозяйственной цепочки производства продуктов питания «от руды до еды».

Принятие нового закона позволит производителям маркировать экологически чистые продукты питания, а потребителям - делать обоснованный выбор в пользу здоровой и полезной продукции.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аганбегян А.Г., Порфирьев Б.Н. Замещение импорта продовольствия и развитие

«зеленой» агроэкономики как стратегические ответы на антироссийские секторальные санкции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 2. - С. 16-27.

2. Афанасьева Д.А. Основные детерминанты, обусловливающие политический риск

в аграрном комплексе // Экономическая безопасность. - 2018. - Том 1. - № 2. -С. 167-171. - ао1: 10.18334/ес8ес.1.2.100504.

3. Вартанова М.Л. Генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры

(ГМО) как угроза для здоровья населения // В сборнике: Окружающая среда и здоровье. Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 13-16.

4. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Регулирование цифровых финансовых активов и при-

менение блокчейн-технологий в сельском хозяйстве // Креативная экономика. -2019. - Том 13. - № 1. - С. 37-48.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Влияние непростых противоречивых процессов на рост

отечественного сельского хозяйства // Российское предпринимательство. - 2018. -Т. 19. - № 1. - С. 13-36.

6. Горбунова А.О., Щеглов В.Ю. Влияние санкций на продовольственную безопас-

ность России // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. - № 3. - С. 381-388. -аок 10.18334/ео.8.3.39248.

7. Крюкова О.Н., Горячун К.В. Развитие агропродовольственного рынка в условиях

обеспечения продовольственной безопасности // Теневая экономика. - 2018. -Том 2. - № 2. - С. 55-60. - аок 10.18334Лек.2.2.40569.

8. Пигас П.И., Агамагомедова С.А. Анализ актуальных проблем и рисков обеспече-

ния продовольственной безопасности в условиях санкций в современной России // Продовольственная политика и безопасность. - 2017. - Том 4. - № 1. - С. 49-60. -аок 10.18334/рр1Ь.4.1.38287.

9. Савойская Е.В. Индикаторы экономической безопасности на мезоуровне // Экономическая безопасность. - 2018. - Том 1. - № 3. - С. 199-206. - аок 10.18334/ есзес.1.3.100518.

10. Саменбетова Д.С., Патласов О.Ю. Органическое сельское хозяйство в условиях участия России в ВТО: анализ, проблемы и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 2 (36). - С. 212-222.

11. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность России - важнейшая составляющая демографической политики страны // Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 4.

12. Староверова И.В., Вартанова М.Л. Почему аграрному производству РФ недоступны плоды научно-технического интеллекта? // Теневая экономика. - 2018. - Т. 2. -№ 3. - С. 115-124.

13. Толеубаева Д.С., Патласов О.Ю. Государственное регулирование рынка органической продукции в России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2018. - № 1 (31). - С. 182-191.

14. Тулупов А.С. Особенности оценки эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов в АПК // Экономика и социум: современные модели развития. - 2018. - Том 8. - № 4. - С. 31-40.

15. Храпов А.В. Экономическая безопасность продовольственного обеспечения государственных нужд: актуальные направления и формы // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - Том 7. - № 4. - С. 84-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.