Научная статья на тему 'Необходимость разработки национальных стандартов по аккредитации медицинского образования'

Необходимость разработки национальных стандартов по аккредитации медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева

It was described in the article the basic direction of World Federation of Medical Education. The authors made the conclusion, that the creation of reliable system of medical education accreditation in the Republic of Kazakhstan on the base of international recommendations at the consultative support of World Federation of Medical Education and experts of World Health Organization will create the stable foundation for ensuring the medical education quality, the improvement of health protection of the Republic of Kazakhstan citizens and will promote the achievement of the purpose on ascertainment of the high quality standards of medical educational organizations activity for the increasing of competition ability of the national system of medical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF ELABORATION OF NATIONAL STANDARDS ON MEDICAL EDUCATION ACCREDITATION

Мақалада Бүкіләлемдік медициналық білім беру федерациясы қызметінің басты бағыттары қарастырылды. Авторлар Қазақстан Республикасында халықаралық нұсқаулықтар негізінде Бүкіләлемдік медициналық білім беру федерациясының және Бүкіләлемдік денсаулық сақтау ұйымы сарапшыларының консультативтік қолдауы арқылы медициналық білім беруді аккредитациялаудың сенімді жүйесін құру Қазақстан Республикасында медициналық білім берудің сапасын жақсартуды және азаматтардың денсаулығын қорғауды жақсартуды қамтамасыз етуге берік негіз болады деген қорытындыға келген. Бұл отандық медициналық білім беру жүйесінің бәсекеге қабілеттілігін арттыру үшін медициналық білім беру ұйымдарының қызметінің сапасына жоғары стандарттар белгілеу мақсатына жетуге ықпал етеді

Текст научной работы на тему «Необходимость разработки национальных стандартов по аккредитации медицинского образования»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Карагандинская государственная медицинская академия

Реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан предполагает создание системы обеспечения качества медицинского образования и разработки национальных стандартов по аккредитации базового медицинского образования в Республике Казахстан на основе Международных стандартов Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) по улучшению качества медицинского образования.

Миссия ВФМО заключается в стремлении к улучшению оказания медицинской помощи населению во всем мире через внедрение высоких научных и этических стандартов в медицинское образование.

Деятельность ВФМО охватывает все этапы медицинского образования: базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование, подготовку специалистов и непрерывное профессиональное образование/непрерывное профессиональное развитие.

ВФМО - зонтичная организация, имеющая в своем составе шесть региональных ассоциаций по медицинскому образованию. ВФМО имеет тесные взаимоотношения со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Региональными Бюро ВОЗ, а также ЮНЕСКО и другими агентствами ООН. ВФМО тесно сотрудничает с Всемирной медицинской ассоциацией (World Medical Association - WMA), Международной федерацией ассоциации студентов-медиков (International Federation of Medical Students Associations - IFMSA) и другими международными организациями, ответственными за улучшение качества медицинского образования в странах Европы, США и Великобритании. Центральный офис ВФМО находится в Дании в Копенгагенском университете с 1996 г., осуществляя сотрудничество с Лундским университетом Швеции. По инициативе двух педагогических коллективов и ВФМО учрежден Копенга-генско-Лундский университетский центр по международному медицинскому образованию (Copenhagen-Lund University Centre for International Medical Education- CLUCIME).

Международная деятельность ВФМО по улучшению качества медицинского образования началась в 1984 г. с проведения Международной программы сотрудничества по переориентации медицинского образования. Важнейшими этапами этого процесса стали Эдинбургская декларация (1988 г.), принятая Всемирной ассамблеей

здравоохранения (World Health Assembly - WHA), Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 42.38 (1989 г.) и Рекомендации Всемирного саммита по медицинскому образованию (1993 г.), нашедшие отражение в Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения 48.8, Переориентация медицинского образования и медицинской практики во имя здоровья каждого (1995 г.). В 2004 г. ВОЗ и ВФМО создали международную рабочую группу по аккредитации в медицинском образовании. В октябре 2004 г. в Копенгагене 26 членов рабочей группы из 23 стран, представляющих 6 региональных офисов ВОЗ/ВФМО, обсудили, каким образом можно внести вклад в создание системы аккредитации с целью обеспечения высокого качества медицинского образования. Эта встреча явилась началом деятельности стратегического партнерства этих международных организаций. Стратегическое партнерство ВОЗ и ВФМО основано на взаимном сотрудничестве в качестве партнеров, объединенных общими ценностями и стандартами, такими как взаимосвязь между профессиональным медицинским образованием и потребностями общества в охране здоровья.

Существующие проблемы в медицинском образовании и их взаимосвязь с системой здравоохранения обусловливают потребность в аккредитации или эквивалентной системе обеспечения качества базового медицинского образования.

Основные этапы инициативы ВФМО:

■ Осуществление Программы по Международным стандартам по улучшению качества медицинского образования в 1997 г.;

■ Определение Международных стандартов ВФМО в базовом медицинском образовании как часть трилогии Международных стандартов по улучшению качества медицинского образования, разработанных тремя международными рабочими группами, опубликованной ВФМО в 2003 г.;

■ Широкое международное одобрение Программы по Международным стандартам на Всемирной конференции медицинского образования «Международные стандарты для медицинского образования - для улучшения оказания медицинской помощи» в марте 2003 г. в Копенгагене, Дания;

■ Валидация стандартов в пилотных изучениях в 2002 - 2005 гг.;

■ Внедрение Программы по Международным стандартам ВФМО: распространение информации, перевод и широкое использование Международных стандартов образовательными институтами и органами по аккредитации;

■ Разработка руководства для советников ВФМО в 2004 - 2005 гг.;

■ Определение Руководящих принципов ВОЗ/ВФМО по аккредитации базового ме-

Медицина и экология, 2007, 3

дицинского образования, разработанное

международной рабочей группой в 2004 г.

и опубликованное ВОЗ/ВФМО в 2005 г.

ВОЗ/ЕвроБюро и ВФМО в рамках стратегического партнерства оказывают поддержку странам СНГ по улучшению качества медицинского образования через создание системы аккредитации базового медицинского образования. Инициативы ВОЗ и ВФМО в рамках стратегического партнерства включают в себя проведение международных совещаний (г. Санкт-Петербург, Россия, 2005 г.; г. Киев, Украина, 2005 г.; г. Астана, Республика Казахстан, 2005 г.; г. Бишкек, Кыргызстан, 2005 г.; г. Кишинев, Молдова, 2006 г.; г. Москва, Россия, 2007 г.) по созданию и внедрению системы аккредитации и обеспечения качества медицинского образования в странах СНГ.

Международный опыт и рекомендации ВОЗ/ВФМО подтверждают необходимость создания системы аккредитации специально для медицинского образования, разработки национальных стандартов по аккредитации и нормативного обеспечения процедуры аккредитации на основе Руководящих принципов ВОЗ/ВФМО по аккредитации базового медицинского образования. В настоящее время принята Европейская спецификация к Международным стандартам ВФМО по улучшению качества медицинского образования, которая одобрена ВОЗ и Комиссией Европейского союза и рекомендована к использованию национальными органами в области аккредитации медицинского образования для создания системы обеспечения качества в медицинском образовании.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан считает целесообразным разработку отдельных национальных стандартов по аккредитации медицинского образования для проведения институциональной аккредитации медицинских вузов и их образовательных программ. Принимая во внимание специфику медицинского образования, которая обусловлена тесной взаимосвязью с системой здравоохранения, требованием к клиническому обучению на додипломном

уровне и клинической подготовке на последипломном уровне, к клиническим базам, образовательным ресурсам, к оценке клинической компетентности, к компетентности преподавателей медицинского вуза, к системе управления медицинского вуза, создание самостоятельной системы обеспечения качества медицинского образования на основе международных требований становиться необходимым.

Создание надежной системы аккредитации медицинского образования в Республике Казахстан на основе международных рекомендаций при консультативной поддержке ВФМО и привлечении экспертов ВОЗ/ВФМО создаст прочную основу для обеспечения качества медицинского образования, улучшения охраны здоровья граждан Республики Казахстан и будет способствовать достижению целей по установлению высоких стандартов качества деятельности медицинских организаций образования Республики Казахстан для повышения конкурентоспособности национальной системы медицинского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. - Copenhagen, 2003. - 34 р.

2. World Federation for Medical Education. Postgraduate Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. - Copenhagen, 2003. - 30 р.

3. World Federation for Medical Education. Continuing Professional Development (CPD) of Medical Doctors WFME Global Standards for Quality Improvement. - Copenhagen, 2003. - 30 р.

4. WHO/WFME Guidelines for Accreditation for Basic Medical Education. - Geneva/Copenhagen, 2005. - 14 р.

5. Promotion of Accreditation of Basic Medical Education. A programme within the Framework of the WHO/WFME Strategic Partnership to Improve Medical Education. WFME Office, the Panum Institute, Faculty of Health Sciences, University of Copenhagen, 2003. - 6 р.

I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbetova, Sh. S. Kaliyeva

NECESSITY OF ELABORATION OF NATIONAL STANDARDS ON MEDICAL EDUCATION ACCREDITATION

It was described in the article the basic direction of World Federation of Medical Education. The authors made the conclusion, that the creation of reliable system of medical education accreditation in the Republic of Kazakhstan on the base of international recommendations at the consultative support of World Federation of Medical Education and experts of World Health Organization will create the stable foundation for ensuring the medical education quality, the improvement of health protection of the Republic of Kazakhstan citizens and will promote the achievement of the purpose on ascertainment of the high quality standards of medical educational organizations activity for the increasing of competition ability of the national system of medical education.

I. Р. КYлмаFамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева

МЕДИЦИНАЛЫК Б1Л1М БЕРУД1 АККРЕДИТАЦИЯЛАУ БОЙЫНША ¥ЛТТЫК СТАНДАРТТАРДЫ ДАЙЫНДАУДЬЩ КАЖЕТТ1Л1Г1

Макалада БYкiлэлемдiк медициналык б^м беру федерациясы кызметшщ басты барыттары карасты-рылды. Авторлар Казакстан Республикасында халыкаралык нускаулыктар негiзiнде БYкiлэлемдiк медициналык б^м беру федерациясыныч жэне БYкiлэлемдiк денсаулык сактау уйымы сарапшыларыныч кон-сультативтiк колдауы аркылы медициналык б^м берудi аккредитациялаудыч сенiмдi жYЙесiн куру Казакстан Республикасында медициналык б^м берудщ сапасын жаксартуды жэне азаматтардыч денсау-лырын коррауды жаксартуды камтамасыз етуге берiк негiз болады деген корытындыра келген. Бул отан-дык медициналык бiлiм беру жуйесшщ бэсекеге кабшетплНн арттыру Yшiн медициналык б^м беру уйым-дарыныч кызме™щ сапасына жорары стандарттар белгiлеу максатына жетуге ыкпал етедi.

К. Б. Жактаева

КЛИНИЧЕСКАЯ ИГРА - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВРАЧА

Кафедра педиатрии ФПО и НПУ Карагандинской государственной медицинской академии

В педагогической практике разных вузов нашей страны и особенно в ближнем и дальнем зарубежье широкое распространение получили методы активного обучения, получившие название игровых занятий или деловых игр. Под игрой понимаются описание моделей конкретной профессиональной деятельности, модели принятия решения в условиях, которые в достаточной мере не известны или с которыми играющий встречается впервые [3].

Известно, что освоение игровых методов обучения является для преподавателей сложным и трудоемким процессом, требующим большой подготовительной методической работы.

По определению Л. Б. Наумова, деловая игра - это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвлением, динамическим развитием решаемой ситуации или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах [2].

В настоящее время убедительно доказано влияние игрового обучения на эффективность профессионального становления будущего специалиста. Ролевая игра отличается от традиционных методов обучения тем, что максимально приближает студента к реальной врачебной практике, создавая определенный эмоциональный настрой, и усиливает интерес к будущей профессии. Широкое использование ролевых игр позволяет уменьшить время, отводимое на изучение конкретной темы, повышая показатель усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим и увлекательным. Активность студентов в ролевых играх проявляется ярко, носит продолжительный характер и сама обстановка деловой игры не оставляет участников пассивными [1].

Цели деловых клинических игр значительно шире, чем цели традиционного практического занятия на клинической кафедре. Они рассчитаны на формирование умений четко ориентироваться в моделируемой клинической ситуации, принимать грамотные решения и добиваться их реализации. Кроме того, игра содействует совершенствованию способностей самовыражения, пониманию студентами самих себя и позиции других, снятию эмоционального напряжения, развитию чувства ответственности за свои решения, приобретению умения действовать слаженно в профессиональном коллективе. В игре студенты могут сколько угодно обучаться методом проб и ошибок, и, что особенно важно, это помогает предотвратить профессиональные ошибки, которые могут возникнуть у неопытных специалистов при переходе к самостоятельной работе. Более того, если студент будет квалифицированно действовать в игре, есть все основания полагать, что он будет действовать так же грамотно и в своей работе.

Деловая клиническая игра отличается тем, что студенты - участники игры не могут достичь своих целей, действуя по одиночке. В ее ходе они принимают на себя роли, соответствующие реальной практике в имитируемой ситуации (врач приемного покоя, дежурный врач, хирург, анестезиолог, медсестра, нефролог, инфекционист и др.). Центральным звеном в подготовке клинической игры является разработка ее сценарного плана, основа которого берется из реальной действительности.

Клинические игры включают в себя несколько методических аспектов:

Определение целей игры.

Выбор сферы профессиональной деятельности (ситуации). При этом ситуации должны быть реальными, актуальными и нетипичными. Маловажную роль студенты будут рассматривать без интереса, полагая, что это не принесет им практической пользы. Ситуация с явно надуманными, неестественными условиями не сможет заинтересовать будущих врачей.

Определение основных участков -набор ролей, необходимых для развития избранной ситуации.

Определение целей каждого участника, исходя из содержания роли (чего должен

Медицина и экология, 2007, 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.