Сотрудничество с Университетом Нью-Мексика, Школа медицины (США, 2007); Участие в мероприятиях в рамках стратегического партнерства ВОЗ/ВФМО по улучшению медицинского образования; Сотрудничество с Медицинской школой Университета Саутгемптон (Великобритания, 2007);
Проведение Научно-педагогического эксперимента (2002 г.);
Сертификация системы менеджмента качества КГМА (2005 г.); Создание на базе КГМА Республиканского центра медицинского образования (2007 г.);
- Участие в Программе МЗ РК «Научное сопровождение реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан» (2007 г.)
Таким образом, система аккредитации медицинского образования является основой для обеспечения и улучшения качества медицинского образования, эффективного использования экономических ресурсов, усиления рычагов проводимых реформ, повышения конкурентоспособности национальной системы медицинского образования, повышения качества подготовки медицинских кадров, улучшения охраны здоровья населения.
I. R. Kulmagambetov, F. M. Nurmanbetova, G. M. Muldayeva
ACCREDITATION OF MEDICAL HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS - THE BASE FOR INCREASING OF QUALITY OF TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL
Accreditation system of medical education is the basis for Quality Assurance and Quality Enhancement of medical education, for effective use of economical resources, reinforcement of the reform, promotion of the competitiveness of the national medical education system, quality improvement of the medical specialists, improvement of the health care system. There was considered the need in accreditation procedures as the tool for quality guarantee according to the International Standards.
И. З. K^MaFaM6eTOB, ф. н. Нурманбетова, Г. М. Мулдаева
МЕДИЦИНАЛЬЩ ЖОРАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫН АККРЕДИТАЦИЯЛАУ - МЕДИЦИНАЛЬЩ КАДРЛАРДЫ ДАЙЫНДАУДЬЩ САПАСЫН АРТТЫРУДЫЦ НЕГ1З1
Медициналык 6miM беру жYЙесiн аккредитациялау - медициналык 6miM берудi камтамасыз ету жэне сапасын жаксарту, экономикалык корды тиiмдi пайдалану, журпзшт жаткан реформалардыч туткасын кYшейту, медициналык 6miM беру улттык жуйеаыч бэсекелестiгiн жорарлату, медициналык кадрлар дайындау сапасын жорарлату, туррындардыч денсаулырын коррауды жаксарту Yшiн негiзi болып табылады. Халыкаралык стандарттар негiзiнде сапаныч кепiлдiк куралы ретшде аккредитация процедураларыныч кажеттiлiгi карастырылды.
И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Г. Ж. Абакасова
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В МЕДИЦИНЕ
Карагандинская государственная медицинская академия
В рамках реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования и обеспечения эффективного внедрения ГОСО-2007 необходимо изучить тенденции в планировании учебных программ, опыт международных вузов и центров по медицинскому образованию в области внедрения образовательных технологий и требования в оценке знаний и навыков, а также клинической компетентности.
На сегодняшний день эффективная реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования возможна при выработанной стратегии внедрения образова-
тельных технологий в соответствии с заложенными стратегиями в учебной программе. Разработка и планирование учебных программ в соответствии с международными стандартами может быть обеспечена при высоком уровне квалификации преподавателей, обладающих лидерскими качествами и способных управлять изменениями. Подготовка преподавателей, способных обеспечить образовательный процесс в соответствии с последними тенденциями, требует разработки специальной программы. Программа, разработанная в соответствии с международными требованиями к педагогической квалификации преподавателей медицинских вузов позволит обеспечить эффективную подготовку преподавателей по теоретическому и клиническому обучению, врачей практического здравоохранения, привлекаемых для клинического обучения в медицинских вузах, методистов медицинского вуза, преподавателей факультетов по педагогической квалификации медицинских вузов.
На основе изучения опыта центра по медицинскому образованию в международной практике прослеживается тенденция введения в учебные программы коммуникативных навыков,
вопросов этики и отношений врача и пациента, подготовки к дальнейшей практике, работы в команде и практики, поддерживающей непрерывное профессиональное совершенствование, доказательной медицины.
В Великобритании, Общий медицинский совет одним из требованиq поставил пожизненное профессиональное самонаправленное обучение [1].
Анализ деятельности центров по медицинскому образованию выявил следующие модели учебных программ.
Обучение, ориентированное на конечные результаты. Этот подход подчеркивает образовательные результаты, а не образовательный процесс, и сосредоточен на подготовке будущих врачей с определенными профессиональными знаниями, навыками, способностями, поведением и отношением. Конечные результаты обучения должны быть четко обозначены, поскольку они определяют содержание учебной программы, методы обучения, предлагаемые курсы, процесс оценки и образовательную среду.
Пример такой структуры - парадигма с 12 конечными результатами Университета Данди:
1. Клинические навыки
2. Практические процедуры
3. Осмотр пациента
4. Ведение пациента
5. Пропаганда здоровья и профилактика заболеваемости
6. Общение
7. Владение и поиск информации
8. Понимание базовых и клинических наук и лежащих в их основе принципов
9. Правильное отношение, этическая позиция и юридическая ответственность
10. Правильное принятие решения, клиническая обусловленность и справедливое решение
11. Понимание роли врача в системе здравоохранения
12. Способность к самостоятельному развитию
Спиральный учебный план. Это подход к планированию содержания учебной программы. В спиральном учебном плане темы рассматриваются на различных уровнях сложности, новые знания связываются с предыдущими , компетентность студента по темам растет с каждым повторением курса [1].
Стратегия самонаправленного обучения. Самонаправленное обучение - это процесс, в котором студенты берут на себя ответственность за собственное обучение, обучающиеся сами определяют и критически оценивают собственные пробелы в знаниях. Стратегия самонаправленного обучения это:
- стратегия обучения;
- предоставление обучающимся право выбора;
- ответственность обучающегося за свое обучение;
- инициатива, исходящая от самого обучающегося;
- мотивация к обучению [3] Университет Данди, Центр по медицинскому образованию (University of Dundee, Centre for Medical Education) предлагает модель учебной программы (SPICES, Харден, 1984), которая состоит из шести основных стратегий:
1. Обучение, ориентированное на студента. Впервые суть обучения состоит в том, чему студент научился. Обучение в данной стратегии сконцентрировано на студенте.
2. Проблемно-ориентированное обучение. Это обучение в малых группах, предполагается изучение клинического случая без предварительной подготовки студентов. Проблемно-ориентированное обучение предполагает развитие стратегии самонаправленного обучения, так как акцент ставиться на самостоятельное изучение и работу студента.
3. Интегрированное обучение. Обучение, построенное вокруг основных концепций, тем и проблем, предполагающее структурирование знаний из нескольких дисциплин.
4. Обучение, отвечающее потребностям общества.
5. Элективный подход к планированию учебной программы предполагает наличие элективных предметов, которые студент может выбрать для углубленного изучения или предмет, который он хотел бы изучить. Элективы могут отвечать потребностям студента.
6. Систематичный подход. Это подход, при котором преподавание и обучение, а также опыт, получаемый во время обучения, заранее запланированы [2].
Разработка и планирование учебной программы является ключевым фактором, влияющим на качество преподавания и обучения. Эффективное внедрение и фактическая реализация учебной программы построены на дальнейших методах реализации стратегии. Одним из таких методов реализации модели учебной программы (SPICES, Харден, 1984) является метод обучения в малых группах, который способствует взаимодействию студентов и делает возможным совместное обучение. Такое обучение позволяет учиться друг у друга. Обучение в малых группах также является неотъемлемой частью проблемно-ориентированного обучения.
В соответствии со стратегиями планирования ключевым компонентом реализации учебной программы является система оценок знаний, навыков и клинической компетентности. Система оценки должна соответствовать новым стратегиям учебной программы и ранжироваться на оценку фактических знании студента и клинических навыков:
Оценка фактических знаний: 1. Вопросы множественного выбора состоят из основы - клинического случая и основного вопроса с пятью вариантами ответов, обычно
Медицина и экология, 2007, 4
один из них является правильным, а остальные -вероятными вариантами ответов. Вопрос множественного выбора с одним правильным вариантом ответов имеет три основные части: основу -клинический случай, основной вопрос и варианты ответов.
Оценка клинических навыков:
1. Оценка 360 градусов. Этот метод используется для оценки межличностных и коммуникативных навыков, профессионального поведения и некоторых аспектов оказания медицинской помощи пациентам на практике. Обычно заполняется рейтинг-форма по методу оценки 360 градусов коллегами, субординаторами, пациентами, их семьями и родственниками. При оценке по методу 360 градусов используется анкетный опрос для сбора информации об индивидуальном выполнении некоторых заданий, таких как работа в команде, навыки общения, менеджмента и принятия решения. При оценке 360 градусов используют рейтинг-шкалу для оценки поведения. Рейтинг суммируется по каждому заданию и также предоставляется обратная связь. Результаты легче получать при работе нескольких экзаменаторов; большее количество преподавателей и пациентов необходимо для обеспечения большей степени надежности данного метода.
2. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ). оСКэ используется, чтобы оценить клиническую компетентность медицинских студентов. В ОСКЭ используются от 12 до 20 станций, при оценке привлекаются стандартизированные пациенты, на каждый случай отводиться 15-20 мин. Для ОСКЭ используются контрольные листы. ОСКЭ оценивает навыки фи-зикального осмотра и сбора анамнеза.
3. Мини-клинический экзамен (Mini-Clinical Examination). Мини-клинический экзамен предполагает оценку сбора анамнеза и физикальный осмотр пациента. Экзамен длиться около 20 мин при участии реального пациента [1].
Анализ деятельности центров по образовательным технологиям в медицинском образовании и изучение международного опыта по подготовке преподавателей медицинских вузов обосновал необходимость подготовки преподавателей в области новых образовательных технологий.
На этапе реформирования и становления медицинского образования в соответствии с международными тенденциями в медицинском образовании и увеличения требований к уровню пе-
дагогической компетентности преподавателей медицинских вузов необходимо внедрить программы по повышению квалификации преподавателей медицинских вузов.
Эффективность внедрения и достижение цели по реализации ГОСО-2007 в медицинских вузах Республики Казахстан могут быть обеспечены только при высоком уровне квалификации преподавателей в области инновационных образовательных технологий, обладающих лидерскими качествами и способных управлять процессом изменений в контексте медицинского образования. Подготовка преподавателей медицинских вузов требует разработки программы по обучению преподавателей новым образовательным технологиям в медицинском образовании для формирования и развития компетентности преподавателей медицинского вуза на основе приобретения навыков и способностей изучать и планировать свою деятельность, направленную на непрерывное обучение и индивидуальное профессиональное развитие. Программа, разработанная в соответствии с международными требованиями к педагогической квалификации преподавателей медицинских вузов, позволит обеспечить эффективную подготовку преподавателей по теоретическому и клиническому обучению, врачей практического здравоохранения, привлекаемых для клинического обучения, методистов и преподавателей факультетов по повышению педагогической квалификации. На сегодняшний день основным требованием к компетентности преподавателя медицинского вуза является приобретение навыков и способностей изучать и планировать свою деятельность, направленную на непрерывное обучение и индивидуальное профессиональное развитие, умение реагировать на изменяющиеся потребности общества и управлять изменениями в медицинском образовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. A Practical Guide for Medical Teachers /Ed. John A. Dent, Ronald M. Harden. - Edinburgh, 2005. - p. 420.
2. Ten Questions to ask when planning a Course or Curriculum //Medical Education. - 1986, V. 20. - P. 353 - 365.
3. The Self-Directed Learning Handbook. Challenging Adolescent Students to Excel /Ed. Maurice Gibbons. - San-Fracisco, 2002. - 183 p.
Поступила 21.12.07
I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbetova, G. Zh. Abakasova
STUDY OF INTERNATIONAL EXPERIENCES OF TRAINING OF TEACHERS OF MEDICAL HIGH INSTITUTIONS AND ACTIVITIES OF THE CENTERS ON EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MEDICINE
The authors of the article, have studied the international experiences of training of teachers of medical high institutions and activities of the centers on educational technologies in medicine, made a conclusion, that in present the basic requirement to the competence of the teacher of medical institution is the acquisition of the habits and abilities to learn and plan the activity, directed on the continuous training and individual [professional development, the ability to react on the changing social necessities and to control the changes in medical education.
I. Р. КYлмаFамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Г. Ж. Абацасова МЕДИЦИНАЛЫК ЖОРАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫ ОКЫТУШЫЛАРЫН ДАЙЫНДАУДЫЦ Ж6НЕ МЕДИЦИНАДАРЫ Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ Ж0Н1НДЕГ1 ОРТАЛЫКТАР КЫЗМЕТ1НЩ ХАЛЫКАРАЛЫК Т6Ж1РИБЕС1Н ЗЕРТТЕУ
Макала авторлары медициналык жорары оку орындары окытушыларын дайындаудыч жэне медицинадары 6miM беру технологиясы жвнiндегi орталыктар кызметшщ халыкаралык тэжiрибесiн зерттеп, казiргi кезечде кэсiби бiлiмiн вз бетiмен жет^ру, корамныч взгермелi сураныстарына yh кату жэне медициналык 6miM берудегi взгерiстердi баскару медициналык жорары оку орындары окытушылары бткттИыч басты талабы болып саналады деген корытындыра келген.
Медицина и экология, 2007, 4