Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ»

- совершенствование инфраструктуры системы образования [4]. Формирование кадрового резерва в системе образования - насущная необходимость. Продуманная и организованная кадровая политика учреждений системы образования будет способствовать повышению экономической эффективности как отдельно взятого учреждения, так и отрасли в целом.

Использованные источники:

1. Еремкин, А. И. Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала: учебное пособие / А. И. Еремкин, С. Д. Резник, О. А. Сазыкина. - Пенза: ПГУАС, 2006. - 208 с.

2. Костылева С.Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2011. -№ 5. -С. 52-60.

3. Костылева С.Ю. Институциональная теория анализа трансформации экономических отношений в высшей школе России // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. -2013. -№ 3. -С. 85-95.

4. Костылева С.Ю. Совершенствование региональной инфраструктуры системы высшего образования в России: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.

5. Костылева С.Ю., Гаврилова Е.А. Управление развитием персонала в контексте совершенствования социально-трудовых отношений // Экономические науки. -2008. -№ 41. -С. 108-111.

6. Макаров И.Н., Костылева С.Ю. Где выращивают бизнес? Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. -2009. -№ 5. -С. 13-21.

7. Резник С.Д., Фомин Г.Б. Формирование резерва управленческих кадров высших учебных заведений // Вестник КемГУ. -2012. -№1. -С. 319-324.

Кулабухова М.А. Козел И.В., к.э. н.

доцент

Ставропольский государственный аграрный университет Россия, г. Ставрополь НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ Прежде чем начать производство продукции фирме необходимо определить, какой доход и какую прибыль она может получить. Прибыль фирмы зависит от спроса и затрат на производимую продукцию. Издержки возникающие в процессе производства могут выступать ограничителем прибыли и фактором, оказывающим влияние на объем выпускаемой продукции. Поэтому руководителям фирмы необходимо проводить анализ

уже имеющихся затрат, а таюке производить расчет их величины на перспективу. Издержки производства в общем виде представляют собой стоимостное выражение затрат всех производственных факторов, необходимых фирме для осуществления своей деятельности. Именно поэтому тема, касающаяся планирования издержек, является наиболее актуальной в настоящее время.

Фирма затрачивает различные ресурсы в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности. В планировании все затраты разделяют на единовременные и текущие.

Единовременные затраты - это затраты, которые связаны с расширением материально-технической базы. Наиболее часто они представлены в виде инвестиций, под которыми понимают ресурсы, вложенные в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли от социального эффекта.

Текущие затраты - это ресурсы организации, направленные на обеспечение её текущей деятельности. Этот вид затрат имеет наибольший удельный вес во всех затратах организации. Он включает в себя затраты по использованию в производственном процессе сырья, материалов, основных производственных фондов, топлива и энергии, комплектующих изделий. Текущие затраты возвращаются предприятию в составе выручки от реализации продукции по завершению цикла производства и реализации продукции [2, с. 114].

Частью издержек фирмы выступает себестоимость продукции. С экономической точки зрения издержки и себестоимость однородны, с точки зрения количества - разнородны:

- себестоимость компенсируется через цену продукции, а у издержек источником компенсации выступают цена и прибыль;

- издержки всегда количественно больше себестоимости;

- издержки есть функция времени, чем больше времени, тем больше издержки [2,с. 121].

Целью планирования издержек является оптимизация текущих затрат фирмы, направленная на обеспечение необходимого роста рентабельности и прибыли на основе целесообразного использования ресурсов всех видов.

При планировании издержек следует обратить внимание на выявление резервов снижения себестоимости, а также размеров и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией процесса производства: потерь от простоев машин и оборудования, сверхнормативных расходов ресурсов, изменение объема работ по подготовке производства, внедрению новых технологий.

План по издержкам фирмы включает в себя такие разделы, как:

- расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

- калькулирование себестоимости видов продукции;

- смета производственных затрат.

Планирование себестоимости осуществляется с использованием следующих методов:

1) Пофакторный. Показывает степень влияния технико-экономических факторов на издержки в отчетном году по сравнению с базисным.

2) Сметный. Заключается в обосновании каждой статьи себестоимости с помощью сметы затрат.

3) Метод калькуляций. С помощью применения данного метода обосновывается величина издержек на производство единицы продукции, работ, услуг или их элементов.

4) Нормативный. Уровень издержек на производство и реализацию продукции рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов.

Расчет плановых калькуляций производится по всем видам продукции, предусмотренным в плане. Если номенклатура выпускаемых изделий велика, то плановую калькуляцию рассчитывают по группам однородных изделий. Себестоимость впервые производимых изделий определяется на основе сметных калькуляций, разработанных в соответствии с проектными расчетами.

Плановая смета затрат составляется для определения общей суммы всех плановых затрат. Помимо определения общей суммы расходов плановая смета затрат преследует следующие цели:

- расчет себестоимости, валовой, товарной и реализованной продукции;

- расчет нормативов оборотных средств и других экономических показателей работы;

- определение структуры затрат на производство и их анализ;

- проверка согласованности частей плана по издержкам.

Методы составления сметы затрат на производство зависят от конкретных задач планирования, и поэтому могут различаться. Одним из таких методов является сметный, заключающийся в том, что смета затрат рассчитывается в целом по предприятию, а издержки по отдельным экономическим элементам берут из разделов тактического плана. Другой метод составления сметы затрат - калькуляция себестоимости, основанный на калькуляции себестоимости товарной продукции [1,с.524].

В России на предприятиях из перечисленных методов планирования издержек наиболее часто применяют нормативный, например в ОАО «Газпром», где нормативный метод используется при составлении калькуляции затрат на изготовление продукции. Расчет осуществляется на основе действующих норм и нормативов. При этом используют не только общие нормативы, но и нормативы на содержание и ремонт оборудования, управленческие и другие виды косвенных расходов. После расчета калькуляции по каждому виду выпускаемой продукции составляется общий план себестоимости выпускаемой продукции. Нормативная калькуляция на

каждый вид продукции позволяет оценить размер не только себестоимости, но и незавершенного производства. Действенность нормативного метода основана на том, что он предполагает своевременное вмешательство в формирование производственных затрат, является средством ресурсосбережения и дает возможность выявить резервы снижения затрат, снижает себестоимость продукции и повышает рентабельность производства.

Таким образом, фактор издержек является определяющим в стратегии фирмы, её гибкости в рыночных условиях, так как непосредственно оказывает влияние на величину прибыли, поэтому любой фирме, действующей на рынке, необходимо проводить анализ имеющихся издержек, а также проводить расчет их величины в перспективе.

Использованные источники:

1. Воробьева Н.В., Козел И.В. Развитие кластерных формирований, как значимая тенденция мировой экономики // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития агробизнеса в условиях модернизации экономики». - 2012. - С. 58-60.

2. Воробьева Н.В., Козел И.В., Игнатенко В.В. Особенности развития внешнеэкономического комплекса регионов России / В сборнике: Актуальные проблемы развития предпринимательства. 2013. С. 34-38.

3. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия/В. Я. Горфинкель. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2013. - 670С.

4. Ильин А.И. Экономика предприятия/ А.И. Ильин. - Минск: «Новое знание», 2009. - 236с.

5. Козел И.В. Особенности сегментирования на страховом рынке / Страховой бизнес. 2012. № 4. С. 27-33.

6. Козел И.В. Проблемы координации различных систем потребительской кооперации в АПК России / Kant. 2012. - № 3. - С. 93-94.

7. Козел И.В., Масленникова Н.В. Практика использования опросных методов определения базовой цены на продукцию / European Social Science Journal. 2013. № 5 (33). С. 409-415.

8. Русецкая Э.А., Козел И.В., Русецкий М.Г. Кастомизация услуг страхования как направление формирования партнерских отношений с потребителями / Страховое дело. 2013. № 10 (247). С. 56-62.

9. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия/ Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2011. - 348 с.

10. https://ru.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.