Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗАТРАТЫ / АНАЛИЗ ИЗДЕРЖКОЕМКОСТИ / АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / COST / COSTS / COST ANALYSIS / MATERIAL COST ANALYSIS / COST PLANNING / COST OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Ю.А.

Аннтоация: Данная статья посвящена вопросу планирования затрат на предприятии машиностроения. Рассматриваются авторские подходы к сущности и видовой характеристике затрат предприятия, дается сравнительная характеристика методик планирования затрат. Большое место в статье уделено анализу затрат на производство и реализацию продукции предприятия ООО «Механический завод». Подробно анализируется действующая система планирования затрат на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF COSTS AT THE ENTERPRISE OF MECHANICAL ENGINEERING

This article is devoted to the issue of cost planning in an engineering enterprise. The author's approaches to the essence and specific characteristics of the costs of the enterprise are considered, a comparative description of the methods of cost planning is given. A large place in the article is devoted to the analysis of the costs of production and sales of products of the enterprise “Mechanical Plant LLC”. The current system of cost planning in the enterprise is analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

управление: теория и практика, 2016. - № 1. - С. 17-23.

4 Ситуация с курением табака в Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Официальный сайт российского института стратегических исследований - Москва: 2018. - Режим доступа: https://riss.ru. - 30.10.2018.

5 Табачная отрасль [Электронный ресурс]. / Бритиш Американ Тобакко Россия - Москва: 2018. - Режим доступа: http://www.batrussia.ru. - 30.10.2018.

6 Финансово-экономические показатели Российской федерации: консолидированный бюджет и федеральный бюджет [Электронный ресурс]. / Официальный сайт Министерства финансов РФ - Москва: 2018. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru. - 30.10.2018.

УДК 338.242.2

Мешкова Ю.А. студент магистратуры 2 курс факультет «Финансово -экономический» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннтоация: Данная статья посвящена вопросу планирования затрат на предприятии машиностроения. Рассматриваются авторские подходы к сущности и видовой характеристике затрат предприятия, дается сравнительная характеристика методик планирования затрат. Большое место в статье уделено анализу затрат на производство и реализацию продукции предприятия ООО «Механический завод». Подробно анализируется действующая система планирования затрат на предприятии.

Ключевые слова: Себестоимость, затраты, анализ издержкоемкости, анализ материальных затрат, планирование затрат, оптимизация затрат.

Meshkova Y.A. graduate student 2 course faculty «Financial and Economic» Orenburg State University Russia, Orenburg

PLANNING OF COSTS AT THE ENTERPRISE OF MECHANICAL

ENGINEERING

Abstract: This article is devoted to the issue of cost planning in an engineering enterprise. The author's approaches to the essence and specific characteristics of the costs of the enterprise are considered, a comparative description of the methods of cost planning is given. A large place in the article is devoted to the analysis of the costs of production and sales of products of the enterprise "Mechanical Plant LLC". The current system of cost planning in the enterprise is analyzed in detail.

Keywords: Cost, costs, cost analysis, material cost analysis, cost planning, cost optimization.

Целью современных промышленных предприятий является обеспечение устойчивого развития и укрепление лидирующих позиций на рынке. Достижение поставленной цели возможно путем обеспечение требуемого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет повышения эффективности производственных процессов. Поэтому необходимо встроить процесс управления затратами в общую систему управления промышленным предприятием. Основными функциями системы управления затратами являются прогнозирование и планирование затрат, учет, анализ, контроль и принятие управленческих решений.

Расходы - это любые затраты при условии, что они производятся при осуществлении деятельности, которая направлена на получение дохода. Вместе с тем данная дефиниция, сформулированная в НК РФ, адаптирована для целей налогообложения и не в полной мере отражает всю сущность затрат на предприятии.

Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать . Есть группа расходов, которая не имеет соответствующих им затрат. Это так называемые прочие расходы. Если постараться охарактеризовать их обобщенно и просто, то это расходы, возникшие вследствие разных просчетов в деятельности компании:

1) недостачи;

2) порча и хищения при отсутствии виновных;

3) безнадежная дебиторская задолженность;

4) штрафы и неустойки за нарушение условий договоров и пр.;

5) разные обременения со стороны государства в идее содержания мобилизационных мощностей.

6) Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

7) в результате их осуществления получены доходы;

8) не будет доходов, как в отчетном периоде, так и в будущих периодах.

Термин «издержки», применяемый в экономической теории, означает суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций, включающих в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Издержки обращения по своему содержанию - текущие затраты, расходуемые каждый год полностью и требующие ежегодного авансирования. По своей экономической сути они отражают потребленную часть эксплуатируемых ресурсов (авансированной стоимости). Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Сущность себестоимости состоит в том, что она показывает выраженные в

денежной форме совокупные затраты конкретного предприятия на производство и реализацию продукции, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства. Отличие между себестоимостью и затратами - завершенность процессов производства и обращения.

В связи со значительным ростом затрат современных предприятий на такие виды деятельности, как маркетинг, обслуживание потребителей, разработка продукта, технологические исследования, появилась необходимость создания и внедрения иной технологии бюджетирования, в которой оценивается эффективность всех процессов предприятия. Новая технология планирования, контроля и сдерживания затрат получила название процессно-ориентированного бюджетирования, или Activity based budgeting (АВВ). ABB-бюджетирование основано на принципах учета затрат по видам деятельности.

В рамках системы ABB затраты потребляются функциями, а функции -продуктами. При использовании этого метода необходимо выделить основные функции, определить для каждой из них измерители деловой активности (носители затрат), рассчитать стоимость единицы каждого носителя затрат [10, с. 15].

Стоимость носителя затрат может выступать расчетной ставкой списания накладных расходов на себестоимость. Составление бюджета на основе метода ABB представляет собой процесс планирования и контроля над действиями и бизнес - процессами, взаимосвязанными со стратегическими целями предприятия и их прогнозируемой рабочей нагрузкой.

Это значит, что метод ABB позволяет осуществить стоимостное выражение ожидаемых действий и бизнес-процессов, отражающее прогноз их рабочей нагрузки Одно из наиболее значимых преимуществ методики АВВ в том, что она позволяет спланировать и обосновать бюджеты подразделений, работа которых напрямую не связана с запланированным вы- пуском готовой продукции. Это бюджетирование дает также возможность определить эффективность использования сотрудниками компании рабочего времени (уровень загрузки), оборудования и т.д.

Основной недостаток метода в его сложности и большой трудоемкости. В большинстве случаев бюджетирование, основанное на действиях, как и традиционное бюджетирование, начинается с составления бюджета продаж и формирования бюджетной программы. Можно выделить шесть этапов этого процесса:

1) Определение количества выпускаемой продукции и ее номенклатуры.

2) Определение действий, выполняемых для создания того или иного объекта затрат.

3) Расчет продолжительности (количества) действий.

4) Расчет потребности в ресурсах, используемых для выполнения запланированных действий.

5) Расчет затрат, необходимых для обеспечения работы нужного количества ресурсов.

6) Группировка статей затрат по центрам финансовой ответственности (ЦФО) или по бизнес- процессам. АВВ целесообразно рассматривать как следующий шаг после внедрения методики Activity based costing (АВС). То есть создавать на предприятии основанную на действиях систему бюджетирования рационально после внедрения АВС, в котором составлены и отлажены модели бизнес-процессов, а также определены параметры распределения стоимости ресурсов и действий. Тем не менее, метод АВВ может использоваться и без предварительного внедрения АВС [8, с. 67].

Функциональный учет затрат и результатов деятельности предприятия (activity based costing, или ABC-метод) предназначены для определения стоимости и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в разрезе их потребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам, задействованным в производстве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге, техническом обеспечении, обслуживании покупателей. Метод АВС, который служит одной из современных систем учета затрат и калькулирования полной себестоимости, отвечает условиям современных организаций с высоким уровнем накладных расходов.

Самой главной проблемой внедрения АВВ является «незрелость» российских компаний и их неготовность к «тонким» инструментам управления [14, с. 109]. Существуют и другие проблемы:

- опасность недостаточной или чрезмерной детализации бизнес-процессов, что приводит к большим погрешностям в расчетах или к значительной трудоемкости и стоимости модели;

- введение ответственности руководителей за стоимостные параметры процессов может вызвать недовольство персонала и его противодействие;

- необходимо корректировать модель АВВ при изменении бизнес -процессов;

- в большинстве случаев АВВ не является интуитивно понятной методикой.

При планировании затрат предприятия также могут применяться следующие методы:

1) нормативный,

2) расчетно-аналитический,

3) балансовый,

4) метод оптимизации плановых решений,

5) экономико-математическое моделирование,

6) бюджетирование.

Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

Расчетно-аналитический метод. Сущность расчетно-аналитического метода планировании финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют техникоэкономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды фонд накопления, фонд потребления и др.

Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум при веденных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Разработка системы информационного обеспечения планирования на предприятии включает следующие процедуры:

1) определение банка данных, необходимых для проведения обоснованных плановых расчетов;

2) формирование источников поступлений данных (информации), обеспечение их достоверности и доступности в обработке и использовании;

3) определение системы обработки данных и достижение согласованности в поступлении и выдаче информации;

4) определение правил и методов анализа, отбора и хранения данных;

5) выбор адекватных методов и форм плановых расчетов, обеспечивающих преобразование текущей информации и базы данных в плановую информацию (базу данных) на перспективу.

Источниками информации являются:

- законодательно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Положения по бухгалтерскому учету и т. д.;

- бухгалтерская и статистическая отчетность;

- Интернет и другие средства информационных коммуникаций;

- реклама и другие сообщения рекламного характера;

- результаты выборочных обследований;

- литература: книги, журналы, официальные издания;

- бюллетени цен и конъюнктурные обзоры;

- аналитическая и статистическая информация, полученная по заказам.

При своевременном предоставлении информационного ресурса,

менеджмент может анализировать вероятные риски и корректировать свою антикризисную политику.

На основе вышеперечисленных принципов соответствующая информация позволяет решать следующие задачи:

- своевременное обеспечение топ менеджмента обобщенной информацией о результатах деятельности предприятия;

- детальные результаты работы по отдельным видам направлений (в том числе по структурным подразделениям);

- контроль над издержками путем их учета и анализа структуры;

- ведение статистики расходов и доходов, выявление тенденций структуры и динамики;

- планирование и контроль выполнения бюджета;

- ведет оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами.

При планировании затрат необходимо учитывать все расходы за предыдущие периоды, при этом пользуясь данными бухгалтерского и управленческого учета.

После составления сметы прямых материальных затрат рассчитывается график платежей за приобретаемые материалы с включением требуемой величины погашения кредиторской задолженности поставщикам по ранее возникшим обязательствам.

В составе общепроизводственных расходов выделяются переменная и постоянная части, которые распределяются между отдельными видами продукции в соответствии с методикой калькулирования себестоимости, принятой в организации.

Бюджет коммерческих и управленческих расходов включает прогнозные показатели статей, связанных с реализацией продукции и административными общезаводскими накладными затратами.

Общество с Ограниченной Ответственностью «Механический завод» (сокращенное наименование - ООО «Механический завод») учреждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативными актами.

ООО «Механический завод» было зарегистрировано как юридическое лицо 20.08.2001 г. в Межрайонной инспекции МНС РФ №217 по Оренбургской области, согласно Свидетельству о государственной регистрации, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) серия 56 №001041049 от 20.08.02 г.

Организация обладает обособленным имуществом, которое создано за счет вкладов в уставной капитал, величина которого составляет 5 039

тыс. руб. Учредителем ООО «Механический завод» является юридическое лицо ОАО «Переволоцкий механический завод» (размер доли уставного капитала - 100%).

Основными видами экономической деятельности данной организации являются:

1) производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей (код 28.21, согласно ОКВЭД);

2) производство строительных металлических изделий (код 28.12, согласно ОКВЭД);

3) производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (код 20.30.1, согласно ОКВЭД);

4) обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения (код 28.52, согласно ОКВЭД);

5) предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла (код 28.40.1, согласно ОКВЭД);

6) производство прочей мебели (код 36.14, согласно ОКВЭД).

Основная отрасль организации - «Производство строительных стальных

конструкций» (в соответствии с классификатором ОКОНХ). ООО «Механический завод» не имеет самостоятельных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

В настоящее время ООО «Механический завод» выпускает различную сельскохозяйственную и коммунальную технику. В 2005 году здесь было запущено серийное производство быстросъемных обработчиков (измельчителей и разбрасывателей) соломы для отечественных зерноуборочных комбайнов «Дон», «Енисей», «Нива» и «Вектор» (ИРС), которые позволяют использовать все возможные варианты работы с соломой и не имеют аналогов в мире. С 2008 года завод специализируется на производстве высокотехнологичной быстросъемной снегоуборочной техники на базе трактора МТЗ-«Беларус» (СУ) - самого распространенного в России и СНГ.

Рассмотрим подробнее положение дел в организации ООО «Механический завод». Для этого проведем анализ таблицы 2.1 -«Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности организации ООО «Механический завод».

Таблица 2.1

Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности _организации ООО «Механический завод»

Показатели 2015г 2016г 2017г Отклонение (+;-) Темп роста, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 от 2015 гг. 2017 от 2016 гг. 2016 г. к 2015 гг. 2017г. к 2016 гг.

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Выручка, тыс. руб. 24 089 37274 57620 -30346 20346 55,12 154,58

2. Прибыль от продаж, тыс. руб. 5 840 3403 6717 -6786 3314 33,40 197,38

3. Полная себестоимость продаж (включая комм. и управ. расходы), тыс. руб. 18 249 33871 50903 -23560 17032 58,98 150,28

4. Чистая прибыль, тыс. руб. 1 460 2907 6114 -4638 3207 38,53 210,32

5. Среднесписочная численность , чел. 81 55 52 -2 -3 96,49 94,55

6. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 4 212 10560 11232 -1068 672 90,82 106,36

7. Основные средства, тыс. руб. 5 141 4251 9311 -890 5060 82,69 219,03

8. Оборотные средства, тыс. руб. 30 170 32303 38462 2133 6159 107,07 119,07

9. Материальные затраты, тыс. руб. 10 800 19734 23636 -553 3902 97,27 119,77

10. Производительность труда, тыс. руб. 2 677,71 1108,08 508,61 430,37 57,13 163,50

11. Затраты на 1 рубль выручки, руб. 297 0,91 0,88 0,06 -0,03 106,99 97,22

12. Фондоотдача, руб. 0,76 8,77 6,19 -4,38 -2,58 66,66 70,58

13. Фондоемкость, руб. 4,69 0,11 0,16 0,04 0,05 150,01 141,69

14. Материалоотдача, руб. 0,21 1,89 2,44 -1,44 0,55 56,67 129,06

15. Оборачиваемость оборотных средств, дней 0,45 316,32 243,64 153,47 -72,68 194,24 77,02

16. Рентабельность продукции, % 457 8,58 12,01 -4,55 3,43 х х

17. Рентабельность продаж, % 8,00 9,13 11,66 -5,94 2,53 х х

В данной таблице представлены основные показатели характеризующие эффективность деятельности анализируемого предприятия, и в частности эффективность использования имеющихся у него ресурсов.

Анализируя таблицу 2.1 видно, что за анализируемый период можно отметить ряд позитивных тенденций: увеличение выручки, рост объемов прибыли от продажи товаров, рост рентабельности производства и продаж. Так выручка в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 20346 тыс. руб.

(темп роста 54,58 %). В тоже время затраты на производство увеличились на 17031 тыс. руб. (темп роста 50,28 %).

Таким образом, вследствие превышения темпа роста выручки над темпами роста затрат наблюдается увеличение одного из важнейших показателей эффективности производства организации - рентабельности. В таблице 2.1 представлен расчет рентабельности производства (чистая прибыль деленная на затраты) и рентабельности продаж (чистая прибыль деленная на выручку). Напомним: рентабельность показывает сколько рублей прибыли организация получает на рубль затрат/выручки или активов. Наилучшая рентабельность отмечается в 2017 г., когда рентабельность производства составила 12,01 %, а рентабельность продаж 11,66 %.

Из таблицы 2.1 можно сделать ряд заключений. В организации ООО «Механический завод» сложилась ситуация, когда происходит увеличение производительности труда на 1 среднесписочного работника. Так в 2017 г. было произведено валовой продукции на 1 среднесписочного работника на 430,37 тыс. руб. больше чем в 2016 г. В тоже время среднесписочная численность работников организации находится на уровне 52 чел.

Наиболее общим показателем использования основных фондов является фондоотдача, которая показывает, какое количество произведенной продукции приходится на единицу основных фондов. Обратным фондоотдаче показателем является показатель фондоемкости, показывающий потребность в основном капитале на единицу произведенной продукции. Данные показатели также представлены в таблице 2.1. Анализ таблицы показывает, что за анализируемый период происходит снижение эффективности использования основных средств. Так фондоотдача, которая показывает, сколько было произведено продукции на 1 руб. основных средств, снизилась на 4,38 пунктов. Снижение фондоотдачи и увеличение фондоемкости свидетельствует о том, что происходит снижение эффективности использования ОФ. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что темп роста среднегодовой стоимости основных средств не превышает темп роста выручки. Подведем итоги: за анализируемый период в результате осуществления хозяйственной деятельности у организации увеличились основные показатели экономической эффективности деятельности организации относительно 2016 года, что говорит о грамотном использовании в организации имеющихся ресурсов.

Перечень нормативов, установленный в ООО «Механический завод» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Перечень нормативов, установленных предприятием в рамках бюджетного _планирования

Норматив Характеристика

Нормативы потребления основных материалов Определяет зависимость объемов потребления основных материалов в натуральном выражении исходя из объема выполнения работ

Нормативы расходования запчастей Определяет нормативный расход запчастей. Детализируется по видам техники

Плановые цены на основные материалы Определяет предполагаемые цены основных материалов (без НДС) в бюджетном периоде. Детализируется по отдельным наименованиям материалов

Нормативы общепроизводственных и общехозяйственных расходов Определяет нормативные расходы общепроизводственного и общехозяйственного характера. Детализируется по отдельным расходов

После внесения рекомендованных корректировок окончательный вариант сводного бюджета утверждается директором, после чего доводится до центров ответственности. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами.

Структура затрат по элементам организации ООО «Механический завод» представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Затраты на производство продукции ООО «Механический завод»

Элемент затрат Сумма, тыс.руб. Отклонения Темп роста, %

2015 г 2016 г 2017 г 2016 г от 2015 г 2017 г от 2016 г 2016 г к 2015 г 2017 г к 2016 г

Материальные затраты 10800 19734 23636 21524 14988 46,36 180,59

Заработная плата 4212 10560 11232 -1068 672 90,82 106,36

Отчисления на социальные нужды 3488 3168 3370 -320 202 90,82 106,36

Амортизация основных средств 489 608 991 119 383 124,34 162,99

Прочие расходы 1703 936 1723 -767 787 54,96 184,08

Полная себестоимость 18249 33871 50903 23560 17032 58,98 150,28

Анализ показывает, что общее увеличение затрат составляет 17032 тыс. руб., в процентном выражении прирост составил 50,28 % относительно 2016 года, при этом наибольшее увеличение в абсолютном значении наблюдается по элементу материальные затраты на 14988 тыс.руб. (в процентном

выражении прирост составил 80,59%). Затраты на оплату труда также увеличились на 672 тыс.руб.

Далее используя таблицу 2.4 - Анализ структуры затрат» проанализируем сложившуюся структуру затрат в организации ООО «Механический завод».

Таблица 2.4 Анализ структуры затрат

Элемент затрат Структура затрат, % Отклонения

2015 г 2016 г 2017 г 2016 г от 2015 г 2017 г от 2016 г

Материальные затраты 69,86 54,91 65,98 -14,95 11,07

Заработная плата 20,25 31,18 22,07 10,93 -9,11

Отчисления на социальные нужды 6,07 9,35 6,62 3,28 -2,73

Амортизация основных средств 0,85 1,80 1,95 0,94 0,15

Прочие расходы 2,97 2,76 3,38 -0,20 0,62

Полная себестоимость 100 100 100 0 0

Вертикальный анализ затрат показывает, что за анализируемый период времени наибольший удельный вес приходится на материальные затраты, в динамике их доля постепенно увеличивается с 54,91 до 65,98 %, то есть прирост в доле составил 11,07 %, относительно 2016 года.

Проведем анализ издержкоемкости продукции. Показатель затраты на рубль произведенной продукции является важным обобщающим показателем, характеризующим уровень издержкоемкости продукции в целом по организации. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли экономики, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. При уровне издержкоемкости ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы — убыточным.

Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

Затраты на производство продукции

ИЕ =

Выпуск продукции в текущих ценах

Произведем расчет данного показателя применительно к ООО «Механический завод»:

ИЕ2015=18249/24089Х 100=76% ИЕ2016=33871/37274Х 100=89% ИЕ2017=50903/57620Х 100=88%

Таким образом, расчет данного показателя позволяет сделать вывод о том, что производство на ООО «Механический завод» является рентабельным

и в динамике рентабельность увеличивается, так как издержкоемкость продукции снижается.

Удельный расход материальных затрат на 1 р. объема продукции:

МЗ на 1 руб. ВР (2015) = 10800/24089 = 0,45 (руб.)

МЗ на 1 руб. ВР (2016) = 19734/37274 = 0,53 (руб.)

МЗ на 1 руб. ВР (2017) = 23636/57620 = 0,41 (руб.)

Уменьшение удельного расхода материальных затрат на 1 руб. выручки за анализируемый период составил 0,04 руб. Исходя из этого можно сделать вывод, что повышается эффективность использования ресурсов предприятия или уменьшается доля материалоемкой продукции в общей структуре затрат.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование резервов снижения издержек производства и увеличение денежных накоплений. Планы по себестоимости должны составляться исходя из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий и представлять собой принятое предприятием решение о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг.

Плановая калькуляция представляет собой расчет плановой себестоимости единицы продукции, осуществленный по статьям расходов.

Планирование себестоимости включает следующие этапы:

1) установление норм расхода ресурсов (материальных, трудовых);

2) расчет плановой величины прямых расходов (согласно установленным нормам);

3) определение косвенных (накладных) расходов исходя из выбранного метода распределения;

4) анализ соответствия суммы расходов цеха (предприятия), рассчитанных согласно калькуляции (по всем изделиям), смете затрат по данному производству;

5) внесение корректив в порядок расчета калькуляции в случае обнаружения несоответствий.

На предприятиях массового и крупносерийного производства с подетальной специализацией внутризаводских подразделений могут составляться калькуляции на отдельные узлы и детали. Для определения же полной себестоимости готового изделия к цеховой себестоимости отдельных узлов и деталей прибавляются затраты на сборку, испытания, общезаводские и внепроизводственные расходы.

Для целей калькулирования себестоимости продукции используется группировка затрат по калькуляционным статьям. Для каждого цеха предприятия используются разные калькуляционные статьи затрат. Их перечень отличается от типовой номенклатуры статей затрат.

Распределение по видам израсходованных материалов осуществляется пропорционально удельному весу каждого вида продукции в каждой сумме затрат.

Цель разработки плановых калькуляций - это расчет себестоимости единицы продукции.

К калькулированию приступают после составления частных смет затрат основных производств. Видовая калькуляция - это исчисление себестоимости продукции по каждому ее виду.

Плановую калькуляцию получают рассчитывая затраты на единицу конкретного вида продукции, при этом исходят из плановых норм расхода сырья, материалов, топлива, электрической энергии, норм затрат труда и денежных средств.

Отчетную калькуляцию составляют на основе данных бухгалтерского учета. Она показывает фактические затраты на единицу соответствующего вида продукции за отчетный период.

Далее рассмотрим пример калькуляции себестоимости доски обрезной

Таблица 3.1

Пример калькуляции доски обрезной (40х150х6 м). Прямые _производственные затраты на одно изделие составили:

Виды затрат Сумма, рублей

Основные материалы 84,51

Комплектующие изделия 39,4

Энергия на технологические цели 47,8

Сметная ставка расходов на одно изделие по содержанию и эксплуатации оборудования 24,1

Прочие производственные расходы 67,3

Косвенные расходы планируются в следующих суммах, руб.:

1) расходы на подготовку и освоение производства - 47,3;

2) цеховые расходы - 41,4;

3) общепроизводсвенные расходы - 60,3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) внепроизводственные расходы - 28,5;

5) потери от брака не планируются.

Таблица 3.2

Плановая калькуляция себестоимости доски обрезной (40х150х6 м) составит:

Калькуляционные статьи затрат Сумма, руб. на ед.изделия

Сырье и материалы 84,51

Комплектующие изделия 39,4

Энергия на технологические цели 47,8

Основная з/п производственных рабочих 39,5

Расходы на подготовку и освоение 47,3

производства

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 24,1

Цеховые расходы 41,4

Общепроизводственные расходы 60,3

Внепроизводственные расходы 28,5

Полная себестоимость 412,81

Таким образом, себестоимость обработки доски обрезной(40х150х6 м) составляет 412,81 руб.

Для ООО «Механический завод» можно выделить такие центры, исходя из ее организационной структуры: бухгалтерия, техническое бюро, производственный отдел, отдел маркетинга, хозяйственный отдел, производственные участки. Данные центры можно немного укрупнить и выделить 3 центра затрат:

1) Административно-хозяйственный ЦЗ (АХ ЦЗ)

2) Коммерческий ЦЗ (К ЦЗ

3) Производственный ЦЗ (П ЦЗ)

В данной таблице все затраты предприятия разделены на производственные, общехозяйственные, коммерческие и прочие, при этом производственные подразделяются на прямые и общепроизводственные.

Таблица 3.3

Классификация затрат для ООО «Механический завод»

Показатель Характеристика

1 2

Производственные расходы

Прямые затраты

Сырье и материалы Затраты на материалы для производства продукции (металл, краска, прочие расходные материалы для производства продукции).

Расходы на оплату труда

Заработная плата рабочих Заработная плата рабочих занятых на производстве продукции.

Соц. отчисления Отчисления в ФСС, ПФР.

Транспортно-заготовительные расходы

Доставка материалов Доставка металла и прочих материалов со склада поставщика до слада компании.

Услуги по обработке материалов Затраты на резку металла и другие услуги поставщиков сырья по обработке материалов.

Коммунальные услуги

Электроэнергия Затраты на электроэнергию на производство продукции.

Утилизация отходов Затраты на утилизацию отходов на свалке.

Водоснабжение Услуги по организации подачи воды на производственные объекты.

Амортизация оборудования Амортизация оборудования занятого на производстве продукции.

Общепроизводственные расходы

Автоуслуги вспомогательного производства Затраты вспомогательного производства «Транспортный участок» - гсм, заработная плата водителей, зап. части.

Охрана труда и пожарная безопасность Затраты на охрану труда и пожарную безопасность: дератизация, ремонт и заправка огнетушителей, обучение рабочих по охране труда, медосмотры.

Спец одежда и средства индивидуальной защиты По данной статье отражаются затраты на обеспечение рабочих спец одеждой и

средствами индивидуальной защиты.

Ремонт и техническое обслуживание Затраты на содержание и ремонт

производственных мощностей производственных фондов.

Сертификация Сертификация продукции.

Прочие услуги Прочие услуги сторонних компаний.

Общехозяйственные расходы

Расходы на оплату труда

Заработная плата Заработная плата административно-

ИТР хозяйственного персонала.

Соц. отчисления Отчисления в ФСС, ПФР.

Амортизация основных фондов

Амортизация административно-хозяйственного персонала (компьютерные программы, мебель, дорогостоящая оргтехника).

Командировочные расходы

Расходы на содержание офиса

Аренда автотранспорта Плата сотрудникам за использование автотранспорта для служебных целей.

Бутилированная вода Питьевая вода.

Бытовая химия Для уборки офисов и служебных помещений.

ГСМ (бензин) ГСМ сотрудникам для решения служебных задач.

Канцелярские товары Ручки, карандаши, бумага и другие канц. товары.

Обучение административно-

Обучение персонала хозяйственного персонала на курсах повышения квалификации.

Почтовые услуги Затраты на отправку почтовой корреспонденции, приобретение конвертов и марок.

Ремонт и тех обслуживание оргтехники Затраты на обслуживание оргтехники, заправку картриджей.

Связь и интернет

Городская связь Затраты на стационарную связь.

Интернет Затраты на интернет.

Связь мобильная Затраты на мобильную связь для сотрудников компании.

Социальные программы

Благотворительность

Материальная помощь Материальная помощь сотрудникам при рождении ребенка, смерти близкого родственника.

Прочие Прочие общехозяйственные затраты.

Коммерческие расходы

Фонд оплаты труда

Заработная плата отдела продаж Заработная плата сотрудников отдела продаж.

Соц. отчисления Отчисления в ФСС, ПФР.

Реклама Затраты на осуществление рекламы, направленной на продвижение выпускаемой продукции.

Доставка продукции клиенту Доставка продукции клиенту.

Прочие расходы Подарки и бонусы клиентам.

Прочие расходы

Госпошлина Госпошлины по искам в арбитражный суд.

Погашение процентов по кредитам Затраты на обслуживание кредитов и займов.

РКО, комиссия Банковское обслуживание.

Страхование Затраты на обязательное страхование.

Штрафы, пени, неустойки Штрафы, пени по налогам, административным правонарушениям.

На основании данной классификации предлагается создать бюджет затрат в разрезе центров затрат.

Следующее мероприятие, которое предлагается осуществить в организации ООО «Механический завод» - это автоматизация планирования и управленческого учета. Реализацию данного мероприятия можно разделить на несколько этапов:

1) Проработка и подготовка регламентов по планированию (бюджетированию) и управленческому учету. Здесь необходимо детально прописать классификацию затрат в организации ООО «Механический завод» предложенную выше.

2) Приобретение программного продукта в организации ООО «Механический завод».

3) Внедрение программного продукта.

Реализация первого и третьего этапа предполагается выполнить собственными силами планово-экономического отдела. Реализация второго этапа - приобретение готового программного продукта «Финансист». Данный продукт позволяет осуществлять следующие операции:

- сценарное и прогнозное планирование. Согласование и утверждение (маршрутизация) бюджетов. Возможность загрузки данных из MS Excel. Корректировка и актуализация бюджетов. План-фактный анализ исполнения бюджетов. Получение данных для формирования бюджетов из любого количества любых источников (информационных систем).

- калькулирование себестоимости продукции по объектам, а также анализ затрат в различных разрезах, что позволяет осуществлять оперативный контроль за величиной затрат и принимать своевременные меры в случае их существенного роста.

- разнообразное моделирование и планирование. Прогнозное планирование. Сценарное моделирование. Гибкая настройка формирования зависимых оборотов по статьям. Мощный инструмент «Расчет по модели бюджетирования» для формирования плановых показателей. Привязка курсов валют к сценариям планирования.

На основании анализа затрат в разрезе предложенных центров затрат и по вышеприведенной классификации можно определить основные направления оптимизации затрат:

- определение минимального необходимого количества управленческого персонала и в случае превышения его фактической численности данного минимального значение осуществить сокращение данной категории персонала;

- внедрить на предприятии систему мотивации персонала в зависимости от результатов работы, за основу можно принять размер затрат по центру затрат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определить уровень общехозяйственных затрат на единицу выпускаемой продукции и осуществить нормирование затрат с целью контроля за их текущим уровнем;

С целью упрощения расчетов и для систематизации данных все затраты организации классифицируются. Причем данная классификация является универсальной для всех промышленных организаций, могут изменяться лишь некоторые статьи в зависимости от специализации организации.

Проанализировав динамику изменения статей затрат и их структуру можно сделать вывод, что в организации ООО «Механический завод» наблюдается увеличение объемов производства продукции, а также увеличивается материалоемкость производства за счет выпуска продукции с большими затратами сырья на производство единицы продукции.

Использованные источники:

1. Любанова Т. П., Стратегическое планирование на предприятии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МарТ, 2012. - 393 с.

2. Артамонов В. С. Микроэкономика: учеб. пособ. / В. С. Артамонов, А. И. Попов, С.А. Иванов, Н. И. Уткин, Е. Б. Алексеев. - СПб.: Питер, 2015. - 456с.

3. Артеменко В. Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В. Г. Артеменко, В. В. Остапова. - Москва : Омега-Л, 2016. - 436 с.

4. Шарипов Т. Ф. Планирование на предприятии [Текст] /; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург : Университет, 2015. - 266 с.

5. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). - М: Дашков и К.-

2015. - 372 с.

6. Белов А. М. Методика анализа рентабельности и финансового со- стояния предприятия, организации : науч. изд. / А. М. Белов, Г. Н. Добрин, А. Е. Карлик - Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2014. - 70 с.

7. Маховикова Г. А. Планирование на предприятии [Текст] : краткий курс лекций / Г. А. Маховикова, Е. Л. Кантор, И. И. Дрогомирецкий. - Москва : Юрайт, 2015. - 141 с

8. Богачева В.В. Финансовый менеджмент в условиях кризисных явлений // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1.- С. 23-25.

9. Быкадоров В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия: практическое пособие / В. Л. Быкадоров, П. Д. Алексеев. - Москва : Издательство «ПРИОР», 2015. - 343 с.

10. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии [Текст] : учебник и практикум: учебник для бакалавров / В. А. Горемыкин.- 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 858 с.

11. Басовский, Л. Е. Современный стратегический анализ / Л.Е. Басовский. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 256 c.

12. Бывшев, В. А. Эконометрика / В.А. Бывшев. - М.: финансы и статистика, 2016. - 480 c.

13. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ / М.А. Вахрушина. - М.: Омега-Л, 2012. - 400

14. Вагазова Г. Р., Лукьянова Е. С. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №211.3. — С. 13-15.

15. Горский И.В. Финансы предприятий и экономический.- Финансы.- 2015.209 c.

16. Ермолович Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник / Л. Л. Ермолович. - Минск: Современная школа, 2015. - 800 с.

17. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. - М.: Омега-Л,

2016. - 348 с.

18. Баринов В. А., Экономика фирмы: стратегическое планирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. А. Баринов. - М. : КноРус, 2005. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.