Научная статья на тему 'Особенности управления затратами на предприятиях малого бизнеса: теоретический аспект'

Особенности управления затратами на предприятиях малого бизнеса: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ / ЗАТРАТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ / СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлюк О. Н.

В статье в теоретическом аспекте исследованы особенности управления затратами на предприятиях малого бизнеса. Большое внимание следует уделять отчетности трудового коллектива при осуществлении контроля за затратами в производственном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF EXPENSES AT THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS: THEORETICAL ASPECT

In clause in theoretical aspect features of management by expenses at the enterprises of small business are investigated. The big attention should be given the reporting of labour collective at control of expenses in production.

Текст научной работы на тему «Особенности управления затратами на предприятиях малого бизнеса: теоретический аспект»

Экономика

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

О.Н. МИХАЙЛЮК,

кандидат экономических наук, доцент, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, система управления малым бизнесом, затраты, и их классификация на малом предприятии, современные системы учета затрат.

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые более предпочтительны.

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научнотехнические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Цель и методика исследований

Переход к рыночной экономике обусловил необходимость изучения новых экономических явлений, новых категорий, в частности, такой, как предпринимательство.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому и развитие эко-

номики России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность

- делают предпринимательство абсолютно необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

В современных условиях значимость предпринимательской деятельности резко возрастает. Это связано с тем, что Россия по темпам экономического роста уже в течение нескольких лет стабильно входит в группу мировых лидеров. В настоящее время главные ориентиры российской экономики -макроэкономическая стабильность, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, построенных на развитии предпринимательства, крупного, среднего и малого бизнеса. В конечном итоге, только на этой основе Россия может войти в число ведущих экономических держав.

В условиях рыночной экономики риск - ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В современной России проблема усиления рисков весьма актуальна. Это подтверждается данными о росте удельного веса убыточных организаций по основным отраслям экономики за 1992-2006 гг.

Система управления малым бизнесом включает следующие аспекты: управление затратами, основными и оборотными средствами, персоналом, инвестициями, внутрифирменное планирование, организацию производственных работ.

Управленческие процессы, характерные для крупных предприятий, присущи и малому бизнесу, однако имеются отличия, обусловленные размерами предприятия и объемами производственных мощностей.

Для решения проблем управления малым бизнесом необходимо выполнять основные функции управления: анализ,

планирование результатов, принятие управленческих решений, организацию деятельности, контроль за выполнением плановых заданий, корректировку решений и плановых заданий.

Большинство организаций, ставящих своей целью извлечение прибыли, всегда оценивают эффективность своей деятельности в терминах эффективности использования ресурсов.

Экономической категорией, соответствующей понятию "потребленные ресурсы", является категория затрат Именно информация о затратах лежит в основе внешней, финансовой и налоговой отчетности организаций.

Деятельность любой организации сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. В зависимости от направления учета используются различные классификации затрат и связанные с этим способы исчисления себестоимости продукции.

Хозяйственная деятельность малого предприятия любой формы собственности, как правило, охватывает основное и вспомогательные производства.

Исходя из потребностей своего производства, малые предприятия подразделяются на предприятия, занятые в материальной сфере производства, и предприятия, занятые в сфере обращения.

По назначению продукция (работы, услуги) организации, включая малые предприятия, подразделяется на два вида:

- продукция, в процессе производства которой создается новая стоимость (например, изготовление предметов и изделий, ввод в действие объектов строительства и т.д.);

- работы, услуги, связанные с восстановлением потребительской стоимости предметов и изделий производственного и личного потребления (сюда относятся все ремонтные работы и услуги - ремонт бытовой техники, дорог и т.д.).

Действенный контроль за произ-

Enterprise activity, control system of small business, expenses, and their classification on a small enterprise, modern systems of the account of expenses.

водственным потреблением ресурсов включает следующие объекты учета затрат: места возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности. Для калькулирования особый интерес представляют группировки по носителям затрат (т.е. объектам калькулирования) и центрам затрат.

Место возникновения затрат - это структурное подразделение предприятия, по которому организуется планирование, нормирование и учёт издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов, организации внутреннего хозяйственного расчета. К местам возникновения затрат на предприятии относятся цехи, участки, бригады и т.п. Места возникновения затрат - это объект аналитического учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям себестоимости.

Центры затрат - это детализация затрат, усиление контроля за расходами и повышение точности калькулирования.

Аналитический калькуляционный учет затрат на счетах бухгалтерского учета организуется по носителям затрат с выделением по каждому объекту статей себестоимости.

В зависимости от технологии и характера продукции носителями затрат (т.е. объектами калькулирования) могут быть полуфабрикаты, группы однородных изделий, серии одноименных изделий, виды работ и услуг.

Все затраты, связанные с производством продукции, включаются в себестоимость отдельных видов изделий (работ, услуг). Затраты обычно подразделяются на прямые и косвенные, условно-переменные и условнопостоянные.

В организациях принято группировать затраты по статьям, установленным соответствующими отраслевыми инструкциями или самими организациями.

На малых предприятиях можно группировать затраты следующим образом.

А. Прямые затраты:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы;

- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций;

- топливо и энергия на технологические цели;

- основная заработная плата производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на социальное страхование и социальное обеспечение;

- расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции;

- потери от брака.

Б. Косвенные затраты:

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы.

Итого: производственная себестоимость.

Коммерческие расходы.

Итого: полная себестоимость.

Традиционно используемая в современной международной и отечественной практике финансового и налогового учета группировка расходов на прямые и косвенные позволяет осуществлять исчисление себестоимости продукции, формировать финансовую отчетность, однако дает не слишком полезную информацию для принятия управленческих решений. Для этих целей в экономически развитых странах широко используется другой вариант группировки затрат -на переменные и постоянные. Именно эта группировка вместе с классификацией затрат на релевантные по отношению к данному управленческому решению и нерелевантные широко используется в аналитических процедурах, задачей которых является подготовка информационной базы для принятия управленческих решений в организациях.

С учетом отечественного и зарубежного опыта потенциальные возможности резервов снижения расходов распределяются следующим образом: снабжение - 30-40%, производство

- 10-15%, сбыт - 30-40%, расходы на управление - 5-10%.

Таким образом видно, что на снабжение и сбыт приходится от 60 до 85% резервов снижения затрат.

Размер планируемой предприятием прибыли зависит от установленных цен на продукцию (работы, услуги). С этих позиций предприятию необходим такой набор затрат, который соответствовал бы выбранной стратегии ценовой дифференциации, а процедуры группировки затрат не имели бы существенных отличий от их состава, принятого для планирования себестоимости отдельных изделий, и в то же время сводили воедино влияние различных факторов, способных воздействовать на объем продаж и величину прибыли при различных вариантах установления цен реализации.

Цель производственной деятельности предприятия - выпуск продукта, его реализация и получение прибыли. Производственные процессы состоят из различных видов деятельности: снабженческо-заготовительной, непосредственно производственной, финансово-сбытовой, организационной. Процесс управления деятельностью предприятия основывается на постоянном сопоставлении расходов и полученных результатов.

Управление снабженческо-заготовительной деятельностью - это регулирование ежегодной общей суммы затрат на содержание материальных запасов, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия, суммы материальных затрат на производство. Цель обобщения затрат - наблюдение

Экономика

за процессом их формирования по двум направлениям: продукту - для оценки запаса; центрам ответственности - контроль за уровнем материальных затрат.

Производственные процессы -второй и главный этап производства, в котором реализуется цель создания и функционирования предприятия. Управленческий учет затрат на производство предусматривает различные группировки расходов.

Важный момент обобщения информации о деятельности предприятия -наблюдение за непрерывностью прямой связи между производственной и финансово-сбытовой деятельностью. Это наблюдение ведется в управленческом учете с помощью группировки и выделения из общей системы издержек расходов по финансово-сбытовой деятельности.

Состав затрат, сопровождающих финансово-сбытовую деятельность, включает: затраты, связанные со сбытом продукции; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; затраты по маркетинговым исследованиям; оплату маркетинговых услуг сторонних фирм; рекламные расходы; представительские и другие расходы по финансово-сбытовой деятельности.

Процесс контроля и регулирования затрат и их соответствия доходам во многом определяется системой учета затрат и калькулирования продукции.

Системы и модели производственного учета формируются с точки зрения удовлетворения типовых целей - запросов менеджеров. Они должны выражать определенную взаимосвязь приемов и способов обобщения затрат по составу, содержанию, назначению, местам возникновения и центрам ответственности, по видам продукции или работ, их однородным группам, разукрупненным частям изделий, полуфабрикатам и способов контроля за использованием производственных ресурсов.

Современные системы учета подразделяют на два основных вида: позаказную и попроцессную, которые имеют разновидности.

Рыночные отношения выдвигают новые требования к развитию учета затрат. Отмечаются два подхода к решению проблем развития управленческого учета: первый ориентирован на совершенствование калькуляции и системы контроля за затратами, второй - на совершенствование системы управления затратами. Первый подход отвечает требованиям производства, второй - рынка.

На базе учета полных затрат созданы системы: учета относительных индивидуальных затрат; учета затрат по факторам производства; функционального учета затрат; структурного учета затрат; учета постоянно распре-

деляемых затрат.

На базе учета частичных затрат действуют системы: многоступенчатого учета затрат, учета возмещения постоянных затрат, учета возмещения предельных стандартных затрат.

Кроме перечисленных моделей на практике действует много смешанных моделей, которые обеспечивают информацией процесс принятия решений на различные временные периоды и основаны на учете результата-брутто.

В управлении издержками в мировой практике широко используются системы "директ-костинг" и "стандарт-кост". Они получили распространение и в малом бизнесе.

Директ-костинг - система, которая построена на обобщении прямых затрат по видам готовых изделий; списании косвенных затрат на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Основой управления затратами при этой системе учета является деление затрат на переменные и постоянные. При этом основное внимание уделяется управлению постоянными расходами и калькулированию себестоимости по ограниченным затратам. Главной особенностью системы директ-костинг выступает составление Отчета о доходах и расходах по методу получения маржинального дохода.

Совокупность процедур расчета норм (стандартов), составленная до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, получила название системы стандарт-кост. Она имеет и достоинства, и недостатки, но позволяет достаточно эффективно управлять прямыми затратами. Основой системы служат стандарты: идеальные, нормальные, текущие, базисные, теоретические, прошлого среднего и нормального исполнения, практические и ожидаемые.

Система нормативного метода учета затрат и нормативной калькуляции - это совокупность процедур, объединяющих процессы планирования, нормирования, обеспечения материальными ресурсами, составления внутренней отчетности, калькулирования по полной себестоимости, экономического анализа и контроля на основе норм затрат.

Основные элементы этой системы: нормирование сроков производства продукции, ее состава и качества; нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, средств производства; планирование, учет и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.

К важнейшему принципу построения системы относят учет затрат на производство по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм. Дан-

ный принцип базируется на использовании нормативов в качестве средства совершенствования контроля за затратами. Приемы планирования себестоимости подразделяют на две группы: расчет сметных величин затрат на основе анализа фактических показателей за прошлый период и расчет сметы на основе внутренних стандартов. Это позволяет анализировать нормативную себестоимость отдельных видов продукции для принятия решений и оценки фактических затрат.

Установление результатов от производства продукции происходит в сводном учете затрат на производство. Важным моментом процесса обобщения затрат выступает выбор модели нормативного учета. Он зависит от конкретных условий производства: технологии, организационной структуры и т.п. В свою очередь модель нормативного учета определяет форму, содержание и построение бухгалтерских регистров сводного производственного учета.

В условиях, когда технологический процесс состоит из ряда общих или повторяющихся технологических операций, применяется построение отчетных калькуляций с выделением нормативной себестоимости и отклонений от норм. Основным принципом этой системы является единство оценки затрат в незавершенном производстве, готовой продукции, в затратах отчетного периода, т.е. на основе одинаковых норм. Выявление, учет и анализ отклонений от норм определяют сущность нормативного учета.

Система управления затратами малого предприятия должна включать:

- нормативный расчет и регулирование, состоящие из правил нормирования и расчета, процесса определения нормативной себестоимости, регулирования уровня затрат и других экономический показателей;

- анализ фактических и плановых затрат, определяющий отклонения и выявляющий приоритетные элементы затрат;

- принятие решений, формирующих варианты возможных решений, корректировок;

- планирование затрат на следующий период с учетом корректировки и выбранного варианта решения.

Исходя из практики функционирования фирмы при наличия; необходимой статистической базы на основе расчетно-аналитического способа формируется нормативная база. С целью более обоснованного планирования прямые затраты могут детализироваться и нормироваться по элементам прямых затрат.

Для многих видов деятельности в малом бизнесе переменные затраты в выручке составляют около 70-80%. В распоряжении фирмы остается валовой доход (разница между выручкой и

Экономика

переменными затратами), а нормативные отношения по элементам затрат устанавливаются по их удельному весу к валовому доходу.

На эффективность производства продукции большое влияние оказывает величина прямых трудовых затрат, для определения которой необходимо принимать во внимание валовой доход не только на единицу товара, но и на единицу времени, что позволит выявить наиболее рентабельную продукцию с учетом фактора времени.

Управленческая деятельность предприятия предполагает принятие решений по многочисленным проблемам, возникающим в процессе предпринимательской деятельности. К таким проблемам относятся: управление запасами, объемами производства и продаж, ассортиментом выпускаемой продукции и освоением новой продукции, капитальными вложениями.

Контроль за фактической величиной материальных запасов - соответствием их оптимальному размеру -проводится разными методами в зависимости от хозяйственных ситуаций. Для контроля за ритмичностью работы предприятия и обеспечения его необходимыми наличными денежными средствами используется метод бюджетирования.

Одним из основных факторов, влияющих на финансовые результаты предприятия, является цена на продукт. Именно изменение цен наглядно отражает связь между объемом производства и прибылью.

Различают следующие виды цен: официальные, регулируемые и договорные. Каждый вид цен имеет свою сферу влияния и свой подход к установлению величины. Однако существует определенная связь между изменением цен, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат и объема производства.

Важнейшая часть производственно-хозяйственной деятельности предприятия - сохранение и развитие своего экономического потенциала. Такая деятельность предприятия называется инвестиционной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление предпринимательской деятельностью в этом плане основывается на анализе информации, которую обеспечивает система дифференцированного управленческого учета затрат и поступлений. Дифференцированные затраты и доходы зависят от условий, в которых будет происходить инвестиционная деятельность, и периода отдачи вложений. Дифференцированные затраты не отражаются системно в управленческом учете, их состав подбирается для решения каждой проблемы в отдельности. Особое внимание в дифференцированной системе учета уделяют вмененным затратам по капитальным вложениям.

Решения по инвестициям зависят

от соотношения доходов и затрат. Однако возникают они в различные периоды и относительно этого неэквивалентны. Затраты - в начале осуществления проекта, доходы - по мере его осуществления.

В принятии решений по инвестиционной деятельности упор делается на снижение затрат производства. Основные направления снижения себестоимости продуктов:

- снижение основных (прямых) затрат. Каждый выпускаемый или планируемый к выпуску продукт анализируется с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности;

- снижение косвенных затрат. Анализ проводят с точки зрения использования производственных мощностей, исполнения стандартов живого и овеществленного труда методами гибкого планирования и анализа нормативов, для отделов и служб. Выработка политики инвестирования в соответствии с основными направлениями снижения затрат касается следующих областей: разработки и внедрения новой продукции; модернизации и усовершенствования выпускаемой продукции; дальнейшего развития производства традиционных видов продукции; снятия с производства устаревшей продукции.

Инновационный менеджмент предполагает организацию управленческого учета исходя из принципа: Наука —> Производство —> Продукт.

Инновационный процесс на предприятии проходит поэтапно, в результате происходит увеличение объема реализации продукции, окупаются затраты на разработку продукта, производство, сбыт и рекламу. При оценке эффективности разработки нового продукта используют такие методы, как экспертная оценка, ожидаемая норма прибыли, вероятностный подход, оценка динамики ожидаемой прибыли, многомерность критериев оценок, а также учитывают притягательность отрасли, влияние и проникновение в нее конкурентов, возможности использования новых разработок для усовершенствования уже производимых товаров, влияние производства и сбыта нового продукта на финансовое положение предприятия. Для принятия окончательного решения применяют расчеты коэффициентов расходов и прибыли, точки реализации и анализ безубыточности производства.

Операционный анализ часто называют анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности - это тот рубеж, который пред-

приятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/ или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.

Идеальные условия для бизнеса

- сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Операционный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема реализации. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

На практике можно воспользоваться специальным алгоритмом вычислений (методика Е.С. Стояновой). В алгоритме присутствует также расчет силы воздействия операционного рычага.

Сила операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в структуре затрат предприятия. Значение силы операционного рычага меняется в зависимости от объема производства.

Важной задачей управления затратами является планирование смет текущих расходов, которые составляются на основе планов производства и сбыта и включают:

- прямые затраты на материалы;

- прямые затраты на заработную плату;

- производственные накладные расходы;

- коммерческие и административные расходы.

С учетом специфики технологии и организации производства, управления цехам, службам, бригадам могут быть установлены следующие экономические показатели - фондоотдача, коэффициент использования оборудования, трудоемкость, численность, ритмичность производства, потери от брака, коэффициенты выхода готовой продукции и т.п.

Результативная отчетность о персональной деятельности направлена на

Экономика

обеспечение информацией трех видов: о фактических результатах; о планируемых (смета, стандарт) показателях; о причинах различий между фактическими и ожидаемыми результатами. Основной акцент перечня показателей сконцентрирован на персональной ответственности. При этом перечень показателей не должен быть громоздким, а концентрировать внимание руководства необходимо на небольшом количестве статей, по которым фактические показатели существенно отличаются от установленных. Обеспечению такой отчетности способствует организация управленческого учета по центрам ответственности.

Основной отчетной формой является контрольный отчет, или отчет об исполнении сметы. Выбор системы отчетных показателей базируется на принятой системе контроля, которая должна иметь мотивационное воздействие на предприятие в целом, а не только устанавливать вину руководителя подразделения за результаты хозяйственной деятельности.

Действенность системы контроля реализуется при решении следующих проблем:

1) четкое определение целей предприятия, исходя из которых строится комплекс обобщающих показателей оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений;

2) создание такой информационной системы, которая нацеливает менеджеров различных уровней на решение краткосрочных и долгосрочных планов оптимальный выбор центров возникновения затрат, ответственности и рентабельности, позволяющий устранить до некоторой степени негативное влияние системы контроля на моральное состояние работников подразделений;

3) классификация затрат на регулируемые и нерегулируемые для каждого конкретного подразделения. Снижение затрат, зависящих от деятельности лиц, которые отвечают за центры, положительно сказывается на желании управляющих "воздействовать на уровень затрат. В противном случае планы и отчеты вместо координации действий работников управления могут привести к дезорганизации хозяйственной деятельности;

4) формирование системы выявления отклонений, способствующей раскрытию ошибок в учете, ценообразовании и т.п. (иначе утратится доверие к учету в целом), отчетности об исполнении смет, в частности, и, в конечном счете, приведет к уклонению от ответственности лиц, занятых управленческой деятельностью).

Выводы. Анализ

Рассмотрение проблемы требует непосредственного участия, по нашему мнению, всего трудового коллектива в разработке системы оценочных показателей, содержания отчетности.

Экономика

Это создаст условия для понимания принимаемых решений и путей их реализации, координации действий лиц по осуществлению поставленных целей,

предотвращения негативного воздействия системы контроля на мотивацию лиц, участвующих в производ-

ственном процессе, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.

Литература

1. Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 472 с.

2. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИИТИ-ДАНА, 2004. - 351с.

3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./Под редакцией Стояновой Е.С - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во "Перспектива", 2002. - 656 с.

ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Г. А. ХАБИРОВ,

доктор экономических наук, профессор

Л.Р. ДАВЛЕТБАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Башкирский ГАУ, г. Уфа

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, трудовой потенциал, перспективы развития, устойчивость развития.

Цель и методика исследования

Цель проведенного аналитического исследования - изучение теоретических положений развития экономики личных подсобных хозяйств в сочетании с сельскохозяйственными организациями и обоснование основных направлений и возможностей их развития на перспективу. Методологической основой исследования послужили общая и специальная литература, монографии и статьи ведущих ученых, материалы периодической печати страны, дальнего и ближнего зарубежья. Информационной базой исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, Государственного комитета по статистике Республики Башкортостан, данные годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий республики и анкетного обследования ЛПХ районов Республики Башкортостан, проведенного авторами.

В настоящее время при общем резком уменьшении сельскохозяйственного производства, непропорционального удорожания энергетических и иных материальных ресурсов, катастрофически тяжелых условий кредитования, налогообложения, роль ЛПХ населения резко возросла: они становятся одним из главных источников поступления продуктов питания для сельских жителей и важным подспорьем в обес-пе-чении ими населения страны.

В структуре производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции в 2006 г. удельный вес личных подсобных хозяйств составил в производстве скота и птицы в живом весе - 74%, молока - 67%, картофеля - 98%, овощей - 80%. При этом в хозяйствах населения содержится

крупного рогатого скота 59,1% от общей численности, свиней - 51,7%, овец и коз - 95,4%.

В то же время анализ динамических процессов за годы реформ свидетельствует об усилении тенденции спада общего объема производства мяса в Республике Башкортостан. Увеличение производства мясной продукции в ЛПХ не могло возместить сильное ее уменьшение в сельскохозяйственных организациях. Сравнительно высокие темпы роста объема производства мяса в ЛПХ населения достигались, в основном, путем перераспределения поголовья скота, материально-технических и кормовых ресурсов из общественного сектора в частный. Существенную роль в такой структурной перестройке сыграло и то, что производство мяса в ЛПХ непосредственно связано с его потреблением в семье и возможностью выгодно реализовать его излишки на рынке.

Однако за последнее десятилетие не произошло существенных изменений в обеспечении ЛПХ хозяйственными постройками, не велось их техническое оснащение, низка обеспеченность ЛПХ средствами механизации, многие трудоемкие операции выполняются вручную, что делает труд на подворье малопривлекательным для сельской молодежи.

Особо остро стоит демографический вопрос. В среднем, состав семьи сельских домохозяйств за последние пять лет практически не изменился - от 3,5 до 4 человек, и в каждой семье имеются два пожилых человека и около двух детей. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие два десятилетия удельный вес населения старше трудоспособного возраста будет

иметь неуклонную тенденцию к росту и к концу 2015 г. достигнет в Башкирии 22,0%, в России - 24,8%. С одной стороны, это повысит функцию ЛПХ как сферы занятости трудоспособной части крестьян пенсионного возраста, а с другой - приведет к сокращению трудовых ресурсов, что будет способствовать "отмиранию" части ЛПХ. В этой связи сохранение молодежи в составе трудового потенциала села приобретает огромную значимость. Примечательно, что почти треть респондентов (32,2%) отметили, что ЛПХ - важное средство трудового воспитания.

По-прежнему узким местом в деятельности ЛПХ является приобретение кормов, особенно зернофуража. Большинство сельхозпредприятий отказывают личным подворьям в помощи техникой и транспортом; растет плата за строительные услуги и агросервисное обслуживание. Первостепенной проблемой является реализация продукции. В связи с занижением цен на животноводческую продукцию ЛПХ только 15% респондентов Илишевского района Республики Башкортостан заключили договора на продажу молока.

Многие личные подсобные хозяйства не имеют необходимых финансовых средств на ведение производства, хотя издержки растут. Например, в Кармас-калинском районе Республики Башкортостан в среднем на ведение ЛПХ (ремонт построек, покупка молодняка, удобрений, транспортные расходы и др.) затрачивалось в 2000 г. - от 1,5 до 3,0 тыс. рублей, а, по данным анкетного опроса, в 2007 г. - более 6,5 тыс. рублей. Вдвое возросли затраты на ремонт построек, закупку зернофуража, минеральных удобрений и молодняка скота.

Personal part-time farms, labour potential, prospects of development, stability of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.