Научная статья на тему 'Современные методы учета и управления затратами в условиях промышленных предприятий'

Современные методы учета и управления затратами в условиях промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2213
655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / COST MANAGEMENT / МЕТОДЫ / METHODS / МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / PROCESSES / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеголева А.С., Хвостикова Валентина Андреевна

В статье рассмотрены основные методы учета и управления затратами, используемые в практике промышленных предприятий, представлены их преимущества, недостатки, обоснована целесообразность применения в тех или иных производственных условиях. Предложена классификация на основе разделения методов управленческого учета и стратегического управления затратами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF ACCOUNTING AND COST MANAGEMENT IN INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article describes the basic methods of accounting and cost management, used in the practice of industrial enterprises, represented by their advantages, disadvantages, the expediency of application in various industrial environments. A classification based on the separation methods of management accounting and strategic cost management

Текст научной работы на тему «Современные методы учета и управления затратами в условиях промышленных предприятий»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ А.С. Щеголева, магистр, В.А. Хвостикова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет

В статье рассмотрены основные методы учета и управления затратами, используемые в практике промышленных предприятий, представлены их преимущества, недостатки, обоснована целесообразность применения в тех или иных производственных условиях. Предложена классификация на основе разделения методов управленческого учета и стратегического управления затратами

Проблема управления затратами относится к одной из наиболее сложных и важных в экономике промышленности. В современной экономической литературе уделяется достаточно внимания проблемам управления затратами и себестоимостью продукции, широко рассматриваются разнообразные методы управления затратами. Появляются новые методы управления себестоимостью продукции, целью которых является уже не минимизация затрат и определение их уровня, а скорее управление затратами и их оптимизация.

Кроме того, многие методы позволяют не только определять уровень затрат, но и оценивать конкурентную позицию предприятия, его продукции, позволяют ориентироваться на требования рынка, своевременно реагировать на рыночные изменения. Следует отметить, что часть современных методов управления себестоимостью продукции, популярных за рубежом, пока не нашли своего применения на отечественных предприятиях, но обзор современной экономической литературы свидетельствует, что интерес к нему отечественных производителей возрастает. В то же время следует отметить, что научные исследования в этой области сконцентрированы преимущественно на учетном аспекте. Безусловно, он имеет важное значение, поскольку обеспечивает функцию контроля, но это неединственная функция управления. Не меньшее значение имеет реализация и других функций управления с учетом особенностей применительно к затратам.

Анализ литературы, посвященной вопросам управления себестоимостью продукции, позволил выделить основные методы управления и учета затрат и предложить их следующую классификацию. Мы разделяем методы учета и управления затратами на две большие группы - методы управленческого учета и методы стратегического управления затратами, соглашаясь с мнением, что, в отличие от стратегического управления, «.. .современный управленческий учет часто сосредотачивает внимание, в основном, на процессах, происходящих внутри фирмы - ее закупках, функциях, изделиях и заказчиках [1]». Стратегическое же управление отличается, в первую очередь, взглядом во вне организации, отслеживанием и адаптацией к изменениям в ее окружении.

Рассмотрим далее сущность указанных методов, их преимущества, недостатки и целесообразность применения в тех или иных производственных условиях.

К первой группе методов - методам управленческого учета мы относим методы калькулирования себестоимости продукции, а также методы контроля затрат. В литературе, посвященной вопросам себестоимости продукции, выделяются следующие виды калькуляции себестоимости продукции:

1. Фактическая калькуляция-отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

2. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на плановый период.

3. Сметная (проектная) калькуляция разрабатывается на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием, которая требует разработки соответствующей нормативной базы.

4. StandardCosting - нормативное калькулирование. Отличительной чертой данного метода является условие жестко определенных норм и нормативов, которые в течение всей деятельности предприятия не изменяются или изменяются редко и на незначительную величину.

5. AbsorbtionCosting (АC) - система распределения затрат по объектам затрат, которыми могут являться изделия, производственные процессы, оказание услуг, выполнение работ и т.п. Это наиболее широко распространенный подход к калькулированию, применяемый и в бухгалтерском учете. При его использовании затраты в процессе расчета себестоимости делят на прямые и косвенные. Ряд исследователей [2, 3] выделяют два основных типа AC: заказная система и процессная система. Следует отметить, что в большинстве случаев в практической деятельности организаций и предприятий используют гибридные (смешанные) системы, сочетающие элементы как по-процессного (попередельного), так и позаказного методов управленческого учета затрат.

6. Метод прямых затрат DirectCosting - это метод калькуляции себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и только переменные затраты относятся на себестоимость продукции. Оставшуюся часть затрат в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т. е. учитывают при расчете прибыли и убытков за рассматриваемый период.

7. Бюджетирование. По мнению ряда авторов [4] бюджетирование представляет собой метод распреде-

ЭКОНОМИНФО. 2014. № 22

37

ления ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Исследователи, занимающиеся вопросами процесса бюджетирования [5], отмечают, что технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. В.Н. Дорман, Т.С. Близнюк [6] выделяют следующие функции бюджета: планирование операций; координация различных видов деятельности, согласование интересов отдельных работников и групп; стимулирование руководителей в достижении целей своих центров ответственности; контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины; контроль выполнения работ центрами ответственности и оценка их руководителей; средство обучения менеджеров.

8. Контроллинг, по мнению ряда авторов [7], выступает как система обеспечения выживаемости компании в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Это совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля, на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы. В.Г. Лебедев, Т.Д. Дроздова, В.П. Кустарев [8] отмечают, что контроллинг основан на принципах директ-костинга, но как система управления затратами может включать в себя стандарт-костинг и другие аналогичные методы. Он не ограничивается контролем издержек и не только контролирует рентабельность выпуска и реализации продукции, но и обеспечивает достижение поставленной предприятием цели, как правило, получение максимальной прибыли.

Ниже мы рассматриваем методы, которые по нашему мнению более адаптированы к требованиям рынка. Следующая группа методов, которую мы выделяем - методы стратегического управления затратами. Данную группу мы разделили на три подгруппы: методы управления по стадиям жизненного цикла, рыночно-ориентированные методы, методы управления стоимостью. К методам управления по стадиям жизненного цикла, по нашему мнению, относятся следующие.

9. Метод учета и калькулирования затрат по функциям(ActivityBasedCosting - АВС). Основной принцип АВС - технологии состоит в следующем: накладные издержки приписываются к продукту по мере их проявления в процессе реализации соответствующего бизнес-процесса, а не локализуются по ви-

38 ЭКОНОМИИ

дам продукции после завершения процесса производства или продаж [9].

При этом учет организуется в несколько этапов [5, 5]:

1. разделение производственного процесса на составляющие функции,

2. определение затрат по каждой из функций,

3. определение носителей затрат по каждой функции,

4. отнесение затрат на носители затрат, носителем затрат может выступать изделие (товар, услуга), заказ.

10. LifeCydeCosting - концепция учета затрат жизненного цикла. Ряд авторов [5, 5, 8], рассматривающих данный подход в своих работах отмечают, что он впервые был применен в рамках государственных проектов в оборонной отрасли. Стоимость полного жизненного цикла изделия - от проектирования до снятия с производства - была наиболее важным для государственных структур показателем, так как проект финансировался, исходя из полной стоимости контракта или программы, а не из себестоимости конкретного изделия. Новые технологии производства спровоцировали перемещение методов LCC в сектор частной экономики. Необходимо отметить, что на издержки целесообразно воздействовать на стадиях, предшествующих производственной стадии и использование этого метода рассчитано на систематическое снижение затрат по всему жизненному циклу продукции.

В настоящее время в литературе описываются новые методы управления затратами предприятий, нашедшие широкое применение на зарубежных предприятиях, объединенные нами в группу рыночно-ориентированных методов управления затратами: Kaizencosting, Targetcosting, а также Метод лучших показателей.

11. Kaizencosting - постепенное и непрерывное снижение себестоимости, как результат специальной программы предприятия. Р. Купер, Р. Слэгмалдер[8] описывают суть метода следующим образом: руководство устанавливает цели по снижению расходов в производственном процессе и уполномочивает сотрудников найти способы достижения этих целей. В сфере особо пристального внимания оказываются расходы на материалы, оплату труда и накладные расходы. К. Редченко [8] отмечает, что система кай-зен-костинг - важнейший и необходимый элемент японского управленческого учета, инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для достижения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.

12. Targetcosting - формирование себестоимости новой для предприятия продукции, исходя из планируемой рыночной цены и ожидаемой прибыльности продаж. Система таргет-костинг - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию сни-3. 2014. № 22

жения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями [8]. И.Б. Гусева [9] отмечает, что важным отличием в управлении себестоимостью продукции в концепции Target-costing является постоянная борьба за снижение затрат и оптимизацию соотношений «Цена - Функции -Качество - Затраты» уже до начала производства и продаж нового товара.

К. Редченко [8] считает, что и таргет-костинг, и кайзен-костинг решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными методами. Обе концепции предназначены для снижения уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до некоторого приемлемого уровня, но если разделить жизненный цикл продукта на две части - стадию планирования и разработки и стадию производства, то таргет-костинг решает данную задачу на первой стадии, а кайзен-костинг - на второй.

13. Метод лучших показателей - Бенчмаркинг -метод сравнения с лучшими показателями конкурентов базируется на постоянном сопоставлении затрат предприятия с аналогичными данными других предприятий - конкурентов и их оптимизации, что обеспечивает повышение конкурентоспособности. Существует мнение, что информация, необходимая предприятию при разработке конкурентных преимуществ, получается из анализа позиций на рынке в сравнении с позициями конкурентов, из сравнения производственных возможностей предприятия с возможностями конкурентов [9].

Третья подгруппа - методы управления стоимостью, к которым мы относим стратегическое управление издержками и функционально-стоимостной анализ.

14. Стратегическое управление издержками (StrategicCostManagement). По мнению В. Савчука [19], это система управления издержками, в рамках которой минимизируются издержки по всей «цепочке ценности» бизнеса, а не локально по каждому отдельному звену этой цепочки. Более подробно данный метод управления себестоимостью продукции будет рассмотрен нами далее.

15. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) -метод системного исследования функций, работоспособности различных объектов и затрат на их реализацию [9]. Этот метод направлен на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении или повышении его качества и полезности. В.Я. Горфинкель, Н.П. Мамонтов [21] указывают на важную особенность метода ФСА -в его основе лежит функциональный подход. При его проведении все затраты на производство изделия подразделяют на две группы: необходимые для выполнения данным изделием его функционального назначе-

ния и излишние затраты, не нужные для выполнения его функций. ФСА охватывает весь жизненный цикл изделия, начиная от его проектирования и заканчивая периодом эксплуатации. Цель ФСА состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Проведенный анализ может быть полезен предприятиям всех отраслей промышленности, деятельность которых направлена на повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности, в качестве основы для пересмотра существующей или внедрения новой системы управления затратами.

Литература

1. Шанк, Джон К. Стратегическое управление затратами [Текст]: пер. с англ. / Джон К. Шанк, Винд-жей Говиндараджан. - СПб.: ЗАО «Бизнес-Микро», 2009. - 288 с.

2. Зусманович, К. Absorbtion Costing / К. Зусма-нович. - http://www.gaap.ru/biblio/mngacc/practice

3. Савчук, В. Расчет себестоимости — проблема выбора [Текст] / В. Савчук, И. Троян // Финансовый директор. - 2013. - № 5. - http://www.gaap.ru/ bib-lio/mngacc/practice

4. Самочкин, В.Н. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (на примере АК «Туламашзавод») [Текст] / В.Н. Самочкин, А.А. Калюкин, О.А. Тимофеева // Менеджмент в Росси и за рубежом. - 2013. - № 2.

5. Воробьев, П. Бюджетирование деятельности производственных предприятий [Текст] / П. Воробьев, Ф. Земеров // Проблемы теории практики управления. - 2011. - № 6.

6. Дорман, В.Н. Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования [Текст] / В.Н. Дорман, Т.С. Близнюк // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 5.

7. Попова, Т.Д. Внутренний контроль и аудит издержек [Текст] / Т.Д. Попова, Л.А. Шмельцер, А.А. Черная. - Серия «Высшее образование». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. - 224 с.

8. Лебедев, В.Г. Управление затратами на предприятии [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев. - СПб.: СПбГИЭА, 2009. -52 с.

9. Савчук, В. АВС. ActivityBasedCosting — учет затрат [Текст] / В. Савчук, И. Троян // Финансовый директор. 2012. - №3. http://www.gaap.ru/biblio/ mngacc/practice

® 8 (473)2-43-76-67

Ключевые слова: управление затратами, методы, механизмы, процессы управления затратами, промышленные предприятия.

3. 2014. № 22 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.