Научная статья на тему 'Необходимость осуществления аудита эффективности приоритетных программ в области здравоохранения в Российской Федерации'

Необходимость осуществления аудита эффективности приоритетных программ в области здравоохранения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваганова Ольга Евгеньевна, Евдокимова Наталия Александровна

Результаты аудита эффективности использования государственных бюджетных средств в Российской Федерации на сегодняшний день все больше интересуют не только работников социально-экономической сферы, но и простых граждан, которые занимают активную позицию в отношении современных экономических тенденций, а также хотят знать уровень достоверности и целесообразности использования средств налогоплательщиков. В статье обобщены основные положения аудита эффективности в области здравоохранения, приведено большое количество примеров. Так, после анализа реализации программы диспансеризации на территории Саратовской области за ряд последних лет сделан вывод, что кроме спасенных человеческих жизней были сэкономлены значительные суммы, а также выделены средства на оказание лечебно-диагностических исследований и поликлинический уход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ваганова Ольга Евгеньевна, Евдокимова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF AUDITING THE EFFICIENCY OF PRIORITY PUBLIC HEALTH PROGRAMS IN RUSSIA

The article argues that results of auditing of the effectiveness of the use of state budget funds in the Russian Federation are now more and more scrutinized not only by social and economic experts but also by common citizens who take an increasingly active stand on current economic issues and want to be informed about reliability and appropriateness of the use of taxpayer money. The article summarizes the main provisions for auditing the effi ciency of health care budget funding and contains a large number of examples. Having analyzed implementation of the program of preventive medical screening in the Saratov region over the past few years, the authors conclude that in addition to saving lives the program helped to save signifi cant amounts of money allocated for diagnostic services and polyclinic care

Текст научной работы на тему «Необходимость осуществления аудита эффективности приоритетных программ в области здравоохранения в Российской Федерации»

БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ И СТАТИСТИКА

Olga Yevgenievna Vaganova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Natalia Aleksandrovna Yevdokimova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Ольга Евгеньевна Ваганова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Наталия Александровна Евдокимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 657.6:614.2

НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Результаты аудита эффективности использования государственных бюджетных средств в Российской Федерации на сегодняшний день все больше интересуют не только работников социально-экономической сферы, но и простых граждан, которые занимают активную позицию в отношении современных экономических тенденций, а также хотят знать уровень достоверности и целесообразности использования средств налогоплательщиков. В статье обобщены основные положения аудита эффективности в области здравоохранения, приведено большое количество примеров. Так, после анализа реализации программы диспансеризации на территории Саратовской области за ряд последних лет сделан вывод, что кроме спасенных человеческих жизней были сэкономлены значительные суммы, а также выделены средства на оказание лечебно-диагностических исследований и поликлинический уход.

Ключевые слова: аудит эффективности, бухгалтерский учет, национальный проект, здравоохранение.

ISSN 1994-5094 ♦-

157 -♦

SOME ASPECTS OF AUDITING THE EFFICIENCY OF PRIORITY PUBLIC HEALTH PROGRAMS IN RUSSIA

The article argues that results of auditing of the effectiveness of the use of state budget funds in the Russian Federation are now more and more scrutinized not only by social and economic experts but also by common citizens who take an increasingly active stand on current economic issues and want to be informed about reliability and appropriateness of the use of taxpayer money. The article summarizes the main provisions for auditing the efficiency of health care budget funding and contains a large number of examples. Having analyzed implementation of the program of preventive medical screening in the Saratov region over the past few years, the authors conclude that in addition to saving lives the program helped to save significant amounts of money allocated for diagnostic services and polyclinic care.

Keywords: efficiency audit, accounting, national project, public health.

Для большинства граждан Российской Федерации не является секретом тот факт, что правительство и иные органы власти постоянно осуществляют государственные проекты и национальные приоритетные проекты в разнообразных областях [6, с. 415].

Проведение бюджетной реформы способствовало выработке новых принципов обеспечения выполнения государственных приоритетных и национальных программ необходимым объемом бюджетных средств [23, р. 142].

За последнее десятилетие в ходе реализации бюджетной реформы были осуществлены несколько тысяч государственных программ в различных социально важных областях, начиная с культуры и образования и заканчивая сферой здравоохранения и т.д. [15, с. 106].

Так, в Саратовской области бюджетополучателями реализуются следующие проекты:

- в сфере развития туризма - программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы», а также подпрограммы «Туризм» и «Молодежная политика» [14, с. 157];

- в сфере образования - программа «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», а также подпрограммы «Поддержка одаренных детей Саратовской области» и «Развитие финансовой грамотности населения области» [7, с. 160];

- в сфере здравоохранения - программа «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года», а также подпрограммы ««Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Развитие информатизации в здравоохранении» [13, с. 54];

- в сфере развития строительства - программа «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», а также подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования» [8, с. 917];

- в сфере социального развития - программа «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года», а также подпрограммы «Содействие занятости населения и социальная поддержка без-

работных граждан» и «Регулирование трудовой миграции» [4, с. 140].

Процесс получения соответствующих сумм бюджетных средств, по мнению граждан, не связан с эффективностью реализуемых государственных проектов и программ. Но эту ситуацию необходимо менять: проводить разъяснительную работу и знакомить граждан и специалистов в области социально-экономического развития общества с целью объяснения необходимости осуществления той или иной программы или подпрограммы, чтобы избежать роста социальной напряженности и недовольства населения неэффективным расходованием государственных средств [20, с. 119]. В этих целях необходимо использовать информацию об итогах проведения такого контрольного мероприятия, как аудит эффективности.

Эффективность использования государственных средств контролируется и подвергается аналитическому изучению в ходе проведения аудита эффективности Счетной палатой РФ [16, с. 132].

Аудит эффективности - это форма проверки расходования бюджета, которая в развитых странах уже широко используется. Главная задача аудита эффективности состоит в определении социального результата бюджетных инвестиций и подготовки рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности властных структур, бюджетной политики и регулирующих ее правовых норм [11, с. 24]. В ходе аудита эффективности осуществляется проверка следующих показателей, представленных в таблице.

Однако стоит отметить, что аудит эффективности проводится не каждый год, а контролировать процесс реализации и эффективности осуществляемых приоритетных программ и проектов необходимо постоянно [9, с. 390].

К сожалению, в самих учреждениях здравоохранения аудит эффективности как процедура внутреннего контроля не предусмотрена ни одним из нормативных или регламентирующих актов в области бюджетного учета и осуществления финансово-хозяйственной деятельности соответствующей организации [19, с. 58]. Однако руководство учреждения здравоохранения может вносить изменения в систему внутреннего контроля с целью повышения ее эффективности и, соответственно, получения ценной управленческой информации с целью выработки мероприятий по исправлению

158 Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) ♦-♦

Показатели аудита эффективности

Показатели Содержание показателя

Экономичность (economy) Достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств или наилучшего результата с использованием заданного объема бюджетных средств

Эффективность (efficiency) Соотношение между выпуском продукции, объемом оказанных услуг и другими результатами деятельности и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами

Результативность (effectiveness) Степень соответствия фактических результатов деятельности запланированным результатам

искажений и неточностей [12, с. 106]. Однако в соответствии с требованиями действующего законодательства система внутреннего контроля учреждения здравоохранения включает только мероприятия, которые связаны с организацией бюджетного учета [3, с. 9]. Но стоит отметить, что либо в рамках системы внутреннего контроля, либо в рамках создаваемой системы внутреннего аудита эффективности можно будет получить соответствующую ценную управленческую информацию и т.д.

Целью аудита эффективности использования государственных средств на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, т.е. ОМС [4, с. 200].

Объектами аудита эффективности являются как сама система здравоохранения, так и органы управления здравоохранением.

Предметом аудита эффективности является медицинская и финансово-хозяйственная деятельность учреждений здравоохранения различных организационно-правовых форм собственности.

Очень важно в данном случае привлечение данных, которые анализируются и систематизируются отделом медицинской статистики в каждом учреждении здравоохранения о количестве пациентов различных категорий, об уровне смертности и рождения, о количестве излечившихся и т.д. [17, с. 130].

На сегодняшний день в рамках национальных приоритетных программ в сфере здравоохранения осуществляются как крупномасштабные проекты, так и микропроекты. Однако население Российской Федерации, по итогам социологических опросов, даже не подозревает о реализации программ как на федеральном уровне, так и на уровне того субъекта Федерации или поселения, где они проживают. Это является ошибкой, так как реализация этих программ глобально влияет на уровень здоровья и качества жизни отдельных категорий населения [22, с. 214].

Приведем лишь несколько примеров. Так, на федеральном уровне реализуется национальный проект «Здоровье», который включает в себя несколько направлений, таких как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью». Также стоит отметить реализацию проектов в области профилактики заболевания грип-

пом и вакцинацию (гепатит, краснуха, корь и т.д.), проекты в области диспансеризации и повышения уровня просвещения в области повышения качества больных сахарным диабетом [9, с. 499].

В Саратовской области реализуется более 40 проектов, в том числе «Охрана здоровья матери и ребенка», «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечении, в том числе детей», «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации», «Организация медицинской помощи» и т. д.

Проекты по диспансеризации населения, например, позволяют выявить многие серьезные заболевания на ранних стадиях или выявить причины, которые могут к ним привести. Создание и функционирование школ для больных диабетом на базе городских и районных поликлинических учреждений поселений Саратовской области позволяет снизить риск осложнений у таких категорий больных, снизить смертность, а также поднять качество их жизни. Но многие из жителей Саратовской области не знают о ходе реализации таких проектов, а также в условиях отсутствия у них полной и достоверной информации об эффективности реализации данных мероприятий сомневаются в их необходимости и считают, что выделяемые для этого государственные бюджетные средства надо перенаправить на решение проблем в сфере ЖКХ или пенсионного обеспечения и т.д. [21, с. 195].

В основном гражданам доступна информация о суммах финансирования проекта и о суммах, потраченных на его реализацию. Счетная палата РФ в ходе осуществления аудита эффективности выявляет экономичность, эффективность, а также результативность проекта [12, с. 56]. Так, после анализа реализации программы диспансеризации на территории Саратовской области за ряд последних лет можно сделать вывод, что, кроме спасенных человеческих жизней, были сэкономлены значительные суммы, которые пришлось бы выплачивать государственным внебюджетным фондам и иным государственным структурам в виде пособия по временной нетрудоспособности заболевшим, пенсий и пособий получившим инвалидность вслед-

ISSN 1994-5094 ♦-

159 -♦

ствие наступления и прогрессирования заболевания или профзаболевания, а также на оказание лечебно-диагностических исследований и поликлинический уход [1, с. 6].

Министерством здравоохранения Российской Федерации подсчитано, что реализация отдельных федеральных программ позволяет получить экономию до 1500 рублей на 1 рубль потраченных бюджетных средств. Именно аудит эффективности, осуществляемый Счетной палатой РФ, позволяет оценить экономичность, эффективность, а также результативность и законность использования целевых бюджетных средств [18, с. 32].

На наш взгляд, результаты проведенного аудита эффективности должны быть доведены до руководителей учреждений здравоохранения не только в части выявленных ошибок и искажений в расходовании денежных средств, но и в части эффективности и результативности этих расходов [10, с. 24]. Это позволит оперативно скорректировать процесс реализации программ, увеличить количество и повысить качество оказываемых услуг учреждениями здравоохранения, а также повысить степень удовлетворения граждан РФ реализуемым объемом медико-лечебных процедур.

1. Адаменко Е.А., Колесникова Д.А. Методика аудита эффективности в Российской Федерации // Экономика России в контексте общемировых хозяйственных процессов: материалы Национальной науч.-практ. конф. / науч. ред. О.Г. Ван-дина, отв. ред. Р.Р. Мукучян. Армавир, 2016. С. 6-10.

2. Ваганова О.Е. Аудит бюджетных организаций: международная и российская практика // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.

3. Ваганова О.Е. Аудит эффективности в ходе реализации приоритетных программ союзного государства // Факторы успеха. 2017. № 2 (9). С. 9-13.

4. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.

5. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность осуществления аудита эффективности в рамках деятельности союзного государства // Решение. 2017. Т. 1. С. 388-390.

6. Ваганова О.Е. Основные проблемы аудита эффективности реализации национальных проектов в Российской Федерации // В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 415-422.

7. Ваганова О.Е. Проблемы использования метода аудита эффективности // Наука и общество. 2012. № 5. С. 160-164.

8. Ваганова О.Е. Проблемы осуществления выбора критериев оценки эффективности использования государ-

ственных бюджетных средств // В мире научных открытий. 2011. № 10-2. С. 917.

9. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность аудита эффективности использования государственных бюджетных средств // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI Междунар. науч. конф. Саратов, 2016. С. 499-502.

10. Ефимова С.Б. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 7. С. 24-32.

11. Ефремова Н.А. О некоторых особенностях антикризисного механизма управления // Стратегия развития предприятий. Саратов, 2010. С. 24-28.

12. Кириллова О.С., Муравлева Т.В. Налоги и налогообложение курс лекций. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2006.

13. Коблова Г.И. Организация и методика учета затрат в учреждениях здравоохранения: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 1999.

14. Никорюкин А.В. Особенности бухгалтерского учета доходов и расходов от реализации турпродукта // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1 (40). С. 157-161.

15. Никорюкин А.В. Порядок признания в бухгалтерском учете расходов туроператоров и турагентов // Наука и общество. 2012. № 2. С. 106-113.

16. НосовВ.В., Котар О.К К вопросу о дифференциации бюджетной поддержки сельскохозяйственного страхования в субъекте Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 4. С. 132-149.

17. Предеус Ю.В. Учет и анализ в обеспечении экономической безопасности бизнеса. Саратов: КУБиК, 2016.

18. РжевскаяМ.А. Социальное страхование - финансовая категория // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 2. С. 32-36.

19. Ржевская М.А. Становление и развитие системы государственного социального страхования в России. Саратов, 2012.

20. Чушинская О. С. Аудит как одна из форм внутреннего контроля // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 8. С. 119-122.

21. Шатула Ю.А. Аудит эффективности использования бюджетных средств // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 192-195.

22. Юсупов А.Ф. Аудит бюджетных организаций: тенденции развития в зарубежной и отечественной практике // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 214-219.

23. TindovaM.G. Development of tools for processing big data // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками: материалы V Междунар. молодежной науч.-практ. конф. 2016. С. 142-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.