Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Надежда Павловна, Цыганок Влад Олегович

Сельское хозяйство - стратегическая отрасль экономики любой страны, обеспечивающая ее продовольственную безопасность. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства является важнейшей задачей экономической политики государства. В статье проанализировано финансирование сельскохозяйственного производства из бюджетов разных уровней, проведены анализ государственной поддержки и оценка эффективности государственной помощи на примере конкретного предприятия - ООО «Эвика-Агро».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS AND EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TYUMEN REGION

Agriculture is a strategic sector of the economy of any country to ensure its food security. Therefore, state regulation of agricultural production is the most important task of economic policy. The article analyzes the financing from budgets of different levels, the analysis of state support and evaluation of the effectiveness of state aid on the example of the concrete enterprise - LLC «Evika-Agro».

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

__Сведения об авторе

Корнилова Марина Валерьевна, к. социол. н., методист центра мониторинговых исследований Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы; младший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, тел.: 8(926)2376500, e-mail: mmrr@mail.ru

Kornilova M. V., Candidate of Sociology, Methodist of Monitoring Research Center of Institute of Additional Professional Education for Social Workers, Junior Researcher of Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, phone: 8(926)2376500, e-mail: mmrr@mail.ru_

УДК 338.43

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

THE NEED FOR STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS AND EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TYUMEN REGION

Н. П. Ларионова, В. О. Цыганок

N. P. Larionova, V. O. Tsyganok

Ключевые слова: продовольственная безопасность; сельское хозяйство; государственная помощь; эффективность бюджетной поддержки Key words: food security; agriculture; state aid; the effectiveness of budget support

Сельское хозяйство — стратегическая отрасль экономики любой страны, обеспечивающая ее продовольственную безопасность. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства является важнейшей задачей экономической политики государства. В статье проанализировано финансирование сельскохозяйственного производства из бюджетов разных уровней, проведены анализ государственной поддержки и оценка эффективности государственной помощи на примере конкретного предприятия — ООО «Эвика-Агро».

Agriculture is a strategic sector of the economy of any country to ensure its food security. Therefore, state regulation of agricultural production is the most important task of economic policy. The article analyzes the financing from budgets of different levels, the analysis of state support and evaluation of the effectiveness of state aid on the example of the concrete enterprise — LLC «Evika-Agro».

В России продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [1]. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, продовольственная безопасность — это такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина пищевых продуктов, соответствующих требованиям отечественного законодательства о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. При этом стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольст-

вием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [3].

Агропромышленный комплекс (АПК) требует значительного инвестирования, что связано с особенностями производства сельскохозяйственной продукции и сырья, так как оно напрямую зависит от биологических процессов растений и животных, а это, в свою очередь, влечет за собой появление рисков, которым не подвержены другие производственные сферы.

Экономическое и политическое положение страны во многом определяется степенью развития сельского хозяйства, которое, в свою очередь, зависит от эффективного использования всех факторов производства, укрепления материально-технической базы, внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной и инвестиционной деятельности.

Определяющим фактором развития сельского хозяйства является инвестиционная деятельность. Наряду с привлечением в аграрный сектор инвестиций и определением приоритетных направлений также стоит и эффективное использование инвестиций. Важно понимать тот момент, что вложенные деньги должны быть грамотно использованы, чтобы инвестирование дало положительный эффект.

На данный момент в инвестировании нуждаются практически все сферы АПК, будь то сельское хозяйство или перерабатывающая промышленность. Ведь потребительский рынок более чем на две трети формируется из сельскохозяйственного сырья и производимых из него продовольствия и товаров, а, значит, экономическая стабильность и независимость страны напрямую зависят от степени развития сельского хозяйства [10].

За последние годы в Российской Федерации было принято немало документов, определяющих работу сельского хозяйства в целом и его отдельных отраслей в частности. Однако нельзя отрицать того, что правовая система регулирования отечественного агропромышленного комплекса далека от идеала и требует дальнейшего совершенствования. К тому же настоящее положение отечественного сельского хозяйства и тенденции его развития в конкурентной среде обусловливают поиск новых путей осуществления государственной поддержки [8].

Так как сельскохозяйственное производство имеет специфические факторы влияния, требуется отлаженный механизм безостановочной поддержки сельского хозяйства, учитывающий при этом особенности всех регионов страны.

Проблема поиска эффективных форм государственной поддержки АПК требует анализа зарубежного опыта, который свидетельствует о возрастании роли государства в регулировании сельскохозяйственного рынка, поскольку сельское хозяйство выступает как сектор экономики, неспособный к стабильному и непрерывному функционированию без государственного вмешательства. Наиболее масштабную поддержку сельскохозяйственным производителям оказывают страны с наименее благоприятными для сельскохозяйственного производства природно-климатическим условиями, такие как Норвегия, Исландия, Япония, Корея, Швейцария [6].

Так как многие регионы РФ являются зонами рискованного земледелия, нужно понимать, что сельское хозяйство в таких регионах требует соответствующей государственной поддержки для дальнейшего функционирования.

Государственное регулирование АПК за рубежом представляет собой механизм, одновременно воздействующий на доходы сельскохозяйственных производителей, структуру сельскохозяйственного производства, социальную структуру села, аграрный рынок, а также на сохранение природной среды и поддержание традиционного образа жизни [6]. Из этого можно сделать вывод, что за рубежом государственная поддержка охватывает намного больше сфер влияния, чем в России.Государственное регулирование

АПК в экономически развитых странах базируется на комбинировании административных и экономических методов управления.

Прямые методы поддержки используются практически во всех экономически развитых странах, различие составляют только степень их использования и структура. Суть прямых методов поддержки заключается в том, что бюджетное финансирование напрямую увеличивает доходы сельскохозяйственного производителя, не оказывая влияния на цены.

К мерам косвенной государственной поддержки сельского хозяйства относятся ценовое регулирование продукции сельского хозяйства и продовольствия путем поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию; льготное финансово-кредитное обеспечение; система льготного налогообложения, квот и налогов на экспорт и импорт продовольствия и др. [7].

Основную роль в системе государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах играет поддержание цен, обеспечивающих стабильность доходов сельскохозяйственных производителей.

Основой ценообразования в аграрной сфере является приведение в соответствие закупочных цен на продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство, учитывая уровень и динамику мировых цен. При этом цена выступает механизмом регулирования доходов сельскохозяйственных производителей.

В целом система ценообразования практически во всех странах одинакова и предусматривает установление верхних и нижних пределов изменения цен и условной цены, которую стремится поддерживать государство; скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях поддержания желаемого уровня цен.

В США, например, существуют два вида цен государственной поддержки агропро-изводства: целевые и залоговые. Целевые цены распространяются на наиболее важную сельскохозяйственную продукцию и рассчитываются таким образом, чтобы фермы с низким уровнем дохода могли не терпеть убытка. Продажа такой продукции происходит по рыночным ценам, но в конце года производитель получает разницу между ценой продажи и целевой ценой, если первая ниже. Таким образом, целевая цена выступает окончательной ценой реализации. Залоговая же цена применяется в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены, по которой фермер сдает продукцию товарно-кредитной кооперации. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой цены, то фермер может выкупить продукцию по этим ценам, таким образом получив прибыль из-за разницы между ценой мирового рынка и залоговой ценой. По истечении 9 месяцев продукция переходит в собственность товарно-кредитной кооперации, а фермер получает компенсацию по залоговой цене за вычетом издержек за хранение [6].

Государственная поддержка АПК в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Государственная программа разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2006. № 264-Ф3 «О развитии сельского хозяйства» и определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, целевые индикаторы и прогнозы развития сельского хозяйства.

В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам РФ по следующим направлениям (которые с 2017 года объединяются в «единую» субсидию):

• на поддержку племенного животноводства;

• на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений;

• на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам);

• на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства;

• на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов РФ [2].

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса Тюменской области осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов [4]. На развитие АПК в 2016 году из областного бюджета выделено 1 599, 29 млн руб., а из федерального бюджета — 1 642 254 млн руб. В структуре финансирования областной бюджет занимает 49 %, федеральный — 51 %.

Основные виды поддержки из областного бюджета: субсидии на поддержку животноводства — 708,57 млн руб.; ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы. и на период до 2020 года» — 211,64 млн руб.; оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства — 261,96 млн руб.

При анализе государственной помощи важным является оценка эффективности использования бюджетной поддержки [5]. Рассмотрим эффективность государственной поддержки на основе ООО «Эвика-Агро».

Это предприятие является 100 % дочерним обществом ООО «Управляющая инновационная компания» и осуществляет свою деятельность с ноября 2007 года. ООО «Эви-ка-Агро» находится в селе Рассвет Исетского района Тюменской области. Данное предприятие занимается производством молока и выращиванием молодняка для ремонта поголовья. Коровы голштинской породы были завезены из Словакии и Венгрии. Весь технологический процесс построен на получении качественного молока и здорового жизнеспособного молодняка путем внедрения самых передовых технологий европейского стандарта.

Рациональные размеры предприятия и его подразделений, установленные для данной зоны и соответствующего производственного направления, способствуют росту экономической эффективности производства. В таких хозяйствах лучше используются земля и основные фонды, выше производительность труда и эффективность производства. Динамика показателей размера предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика экономических показателей предприятия

2015г. к

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013г., (+ ; -)

Валовая продукция, тыс. руб. 242 249 299 113 318 210 75 961

Выручка, тыс. руб. 193 157 245 894 323 750 131 710

Себестоимость продаж, тыс. руб. 244 471 300 735 320 385 75 914

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. 1 440 1 394 1 541 100 795

Среднегодовой удой 1 гол., кг 8 445 8 382 8 695 250

Урожайность 1 га, ц 22 33 32 10

Фонд оплаты труда, тыс. руб. 45 759 50 551 55 350 9 591

Среднегодовая численность работников, чел. 158 161 163 5

Выработка продукции 1 рабочим, тыс. руб. 1 1 1 769,7596

Фондовооруженность, тыс. руб. 9 117,8 8 660,9 9 456,5 338,7

Общая земельная площадь, га 6 625 6 325 7 358 733

Поголовье, усл. гол. 2 759 3 028 3 314 555

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. -51 314 -54 841 4 482 55 796

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. -67 423 -64 155 -12 240 +55 183

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. -67 423 -64 155 -13 057 +54 366

Окупаемость затрат, руб. 0,79 0,82 1,01 +0,22

Уровень рентабельности (убыточности), % -20,9 -18,2 1 +21,9

Анализируя данные таблицы 1, можно отметить рост динамики показателей предприятия (выручка увеличилась на 68 %; среднесписочная численность работников в 2015 г. составила 163 человека, что на 5 человек больше, чем в 2013 г.).

ООО «Эвика-Агро» является получателем государственной поддержки. В таблице 2 представлено финансирование предприятия из бюджетов разных уровней.

Таблица 2

Финансирование ООО «Эвика-Агро»из бюджетов всех уровней

Показатели За 2014 г. За 2015 г. Отклонение (+ ; -)

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %

Получено бюджетных средств — всего 62 407 100 60 007 100 -2 400 96,2

В том числе: из федерального бюджета 5 934 9,5 8 802 15 2 868 148,3

из бюджета субъекта РФ 56 473 90,5 51 206 85 -5 267 110,3

из местного бюджета - - - - - -

70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

Всего господдержки И з федерального Из бюджета субъекта РФ тыс. руб бюджета

■ 2014 гол "2015 год

Рисунок. Финансирование ООО «Эвика-Агро» из бюджетов всех уровней

Таким образом, совокупная финансовая поддержка бюджетов всех уровней составила за 2015 год 60 млн руб., что на 3,8 % меньше, чем в 2014 году. Наибольший удельный вес в структуре занимает финансирование из бюджета субъекта РФ — более 85 %. На рисунке это можно увидеть наглядно. В таблице 3 представлен анализ состава и структуры государственной помощи по направлениям финансирования в ООО «Эвика-Агро».

Таблица 3

Анализ состава и структуры государственной помощи в ООО «Эвика-Агро»

Показатели За 2014 г. За 2015 г. Отклонение (+ ; -)

Тыс. руб. % Тыс. руб. %

Получено из бюджета 62 407 100 60 007 100 -2 400

1. Расходы по обычным видам деятельности 55 869 89,5 55 438 92,4 -431

В том числе: растениеводство 9 827 15,7 10 367 17,3 540

животноводство 45 512 72,9 43 100 71,9 -2 412

прочие цели 530 0,9 1 971 3,2 1 441

2. Капитальные вложения во внеоборотные активы 6 538 10,5 4 570 7,6 -1 968

Закупка с/х техники 6 538 10,5 4 570 7,6 -1 968

Таким образом, объемы государственной поддержки сократились по всем показателям, исключая растениеводство. Несмотря на то что количественные показатели государственной поддержки за 2015 год сократились на 2,4 млн руб., по ее качественным показателям наблюдается рост.

Список литературы_

1. Алтухов А. И. Продовольственная безопасность РФ: вопросы методологии оценки // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 3.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

4. Закон Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» от 28.12.2004. № 305.

5. Злочевский А., Корбут А. Эффективность государственной поддержки аграрного сектора [Электронный ресурс] // Московский экономический журнал. - 2015. - Режим доступа: http://qje.su /gosudarstvennoe-upravlenie /effektivnost-gosudarstvennoj-podderzhki-agrarnogo-sektora.

6. Колосова Т. Н. Международный опыт государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 5.

7. Ларионова Н. П. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Тюменской области и эффективность использования бюджетных средств // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 3 (54). - С. 45-56.

8. Ларионова Н. П. Эффективность использования средств государственной поддержки сельскохозяйственного производства Тюменской области // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ. Сб. материалов ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень: ТИИ-ТюмГНГУ, 2016. - С. 231-239.

9. Новоселова С. А., Ефремов Р. А. Эффективность использования средств государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - № 5. - С. 41-45. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75090.htm

10. Петриков А. В. Основные направления и механизмы реализации современной продовольственной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли: учеб. пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 208 с.

_Сведения об авторах

Ларионова Надежда Павловна, к. э. н., доцент кафедры экономики, организации и управления, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, e-mail: Larionova_n_p@mail.ru

Цыганок Влад Олегович, студент, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень

Larionova N. P., Candidate of Economics, Аssociate Professor at the Department of Economics, Organization and Management of Agriculture, the State Agrarian University of Northern Urals, Tyumen, e-mail: Lariono-va_n_p@mail.ru

Tsyganok V. O., Student of the State Agrarian University of Northern Urals, Tyumen_

УДК 658.1

ВОПРОСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СТУАЦИИ QUESTIONS OF FOOD SECURITY OF THE POPULATION OF TYUMEN REGION:

ANALYSIS OF THE SITUATION

Л. Б. Медведева

L. B. Medvedevа

Ключевые слова: импортозамещение; Тюменская область; агропродовольственный рынок; государственное регулирование; ценообразование; потребительский спрос; аграрное производство Key words: import substitution; Tyumen region; government regulation; pricing; consumer demand;

agricultural production

В статье проведен анализ обеспеченности населения Тюменской области молочной продукцией, от обеспечения переработчиков сырьем до поступления готовой молочной продукции конечному потребителю. Обоснована необходимость государственной поддержки отрасли молочного скотоводства как основного поставщика молока-сырья предприятиям переработки. Проведен ретроспективный анализ функционирования предприятий молочной промышленности, и показаны современные участники рынка молока и молочной продукции. Проведена оценка ценовой ситуации данного рынка на различных стадиях товародвижения, а также проанализировано распределение доли прибыли в процессе товародвижения.

In the article the analysis of the population of the Tyumen region with dairy products, providing processors of raw materials to receipt of finished dairy products to the final consumer. The necessity of state support of branch of dairy cattle breeding as the main supplier of milk as raw material processing enterprises. A retrospective analysis of the functioning of the dairy industry and shows the present participants of the market of milk and dairy products. The assessment of the price situation in this market at different stages of distribution, and the distribution of profit share in the process of product distribution.

В реальной экономике развитие агропродовольственного рынка происходит в достаточно острых экономических и геополитических условиях. Так, в условиях необходимости проведения политики импортозамещения, в том числе и по многим видам молочной продукции, в развитии потребительского и товарного рынков приоритетными остаются вопросы, связанные с обеспечением и качеством продуктов питания.

Актуализация политики импортозамещения ориентирует участников российского агропродовольственного рынка объединять свои усилия по борьбе с некачественными и фальсифицированными пищевыми продуктами, а также не допускать выпуск и поставку потребителю некачественных молочных товаров.

Аграрное производство является основным поставщиком сырья для обеспечения функционирования продовольственного рынка, имея при этом ряд особенностей: достаточно медленный оборот капитала, зависимость от природных и климатических условий, низкую инвестиционную привлекательность отрасли, вызванную капитало- и энергоемкостью производства и др.). Следовательно, существуют объективные предпосылки государственного регулирования и поддержки аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.