Динамика производства и реализации молока и молочной продукции Dynamics of production and sale of milk and dairy products
Ь 4 московский
■p ЭКО НОМНМЕСКИЙ
KVPHJUI
УДК 631.115:631.15 (470.13) DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10002
Работа выполнена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по Программе ФНИ государственных академий наук на 2013-2020 годы, Рег. № НИОКТР № АААА-А20-
120022790009-4 Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Россия, г. Сыктывкар
Tarabukina Tatyana,
research associate, Institute of agrobiotechnologies of the Komi research CENTER of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russia, Strekalovat@bk.ru Аннотация. Формирование регионального продовольственного рынка молочно-продуктового подкомплекса, как одного из приоритетных направлений в Республике Коми, связано с объемом производства и размещением потребителей продуктов. В ходе исследования было показано, что в Республике Коми имеются резервы для развития молочной отрасли. На долю сельскохозяйственных организаций приходится около 70% произведенного в Республике молока. Благодаря увеличению поголовья коров и повышению их продуктивности в некоторых сельскохозяйственных организациях наблюдался рост производства. Так, удои выше среднереспубликанского показателя (4650 кг в год — удой на одну корову в сельскохозяйственных организациях, 5075- в крупных и средних организациях) сложились в 12 организациях, в которых сосредоточено более половины поголовья коров и произведено почти 70% молока. Хорошие результаты достигаются за счет качественно заготовленных кормов и правильного полноценного кормления скота, планомерной селекционно-племенной работы, а также за счет работы квалифицированных кадров работников сельскохозяйственных организаций. Но все же для устойчивого развития агропромышленного комплекса, в частности молочно-продуктового, необходима государственная поддержка и привлечение инвесторов на
реализацию крупных проектов, благодаря которым возможно будет значительно увеличить сельхозпроизводство.
Цель исследования: изучить формирование регионального продовольственного рынка молочно-продуктового подкомплекса, как одного из приоритетных направлений в Республике Коми.
Summary. The Formation of the regional food market of the dairy subcomplex, as one of the priority directions in the Komi Republic, is associated with the volume of production and placement of consumers of products. In the study, it was shown that in the Komi Republic there are reserves for development of the dairy industry. Agricultural organizations account for about 70% of the milk produced in the Republic. Due to the increase in the number of cows and their productivity, some agricultural organizations saw an increase in production. Thus, milk yields higher than the national average (4650 kg per year — milk yield per cow in agricultural organizations, 5075-in large and medium-sized organizations) were formed in 12 organizations, where more than half of the cow population is concentrated and almost 70% of milk is produced. Good results are achieved due to high-quality prepared feed and proper full-fledged feeding of livestock, systematic selection and breeding work, as well as due to the work of qualified personnel of agricultural organizations. However, for the sustainable development of the agro-industrial complex, in particular dairy products, it is necessary to provide state support and attract investors to implement major projects that will significantly increase agricultural production.
The purpose of the research: to study the formation of the regional food market of the dairy subcomplex, as one of the priority directions in the Komi Republic.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, молочно-продуктовый подкомплекс, молочная продукция, реализация молока, производство молока.
Keywords: agro-industrial complex, dairy subcomplex, dairy products, milk sales, milk production.
Особую значимость в стабильном развитии агропромышленного производства, по мнению ряда исследователей, приобретают вопросы активизации интеграционных процессов [1,2].
Продовольственное обеспечение населения является сегодня приоритетной задачей и важно для экономического состояния в развитии страны. Производство и переработка молочной продукции на достаточном уровне в соответствии с медицинскими нормами выступает важным вопросом [3,4].
Формирование регионального продовольственного рынка молочнопродуктового подкомплекса, как одного из приоритетных направлений в Республике Коми, связано с объемом производства и размещением потребителей продуктов [5,6]. На данный момент в регионе осуществляют свою деятельность 534 организации, занятые в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, что составляет всего 3% ко всем организациям, функционирующим на территории Республики Коми. Большинство молочных продуктов продаются непосредственно на местном уровне, что вызвано высокими транспортными расходами и требованиями к реализации, такими как скоропортящиеся продукты и прочими факторами (таблица 1).
Таблица 1 - Ресурсы и потребление молока и молоко продуктов (в
пересчете на молоко) в Республике Коми, тыс. т [7-9]
Показатель Год
1990 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Ресурсы
Запасы на начало года 3,3 13,9 26,0 6,2 5,0 3,9 4,1
Производство 207,0 106.0 78.6 61.6 56,5 54.3 54.7 54,8
Ввоз, включая импорт 322,7 133,4 160,5 178,0 174,7 172,4 171,5 164,5
Итого ресурсов 531,7 243,2 253,0 265,6 237,4 231,7 230,1 223,4
Использование
Производственное потребление 23,7 10,7 9,0 7,3 6,4 6,1 6,1 6,0
Потери 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0
Вывоз 0,0 0,0 0,2 0,0 0,1 0,1 0,0 0.0
Личное потребление 497,2 221,5 229,4 238,7 225,8 221,6 219,9 213,4
Запасы на конец года 10,8 11.0 14.4 19.6 5,0 3,9 4,1 4.0
Продовольственная самообеспеченность регионов является основой устойчивого развития сельскохозяйственных территорий [10,11]. Сегодня большая часть потребляемой молочной продукции производится за пределами Республики. Вывоз за пределы региона не производится. Уровень самообеспеченности молоком и молочными продуктами составляет лишь 25% (рисунок 1).
33^
25 —— 24 24 — 24 ■ 25
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Рисунок 1 - Уровень самообеспеченности молоком и молочными продуктами. %
При этом потребление молочных продуктов населением Республики не соответствует научно обоснованным нормам питания (рисунок 2).
450
396
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Рисунок 2 - Потребление молока и молочных продуктов на душу населения в год, кг
Если научно обоснованная рациональная норма потребления молока и молокопродуктов на душу населения в год составляет 320-340 кг, то реально в среднем за 2015-2018 гг. она равнялась 260 кг, что на 20 % ниже нормы. Для сближения уровня потребления с рациональными нормами нужно решить проблему не только путем обеспечения стабилизации ввоза продуктов питания из других регионов, включая импорт, но и устойчивого развития местного сельскохозяйственного производства.
Производство молока на душу населения в Северо-Западном федеральном округе, Кировской области и в среднем по России представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Производство молока на душу населения в 2018 г. в
Производство молока на душу населения в Коми составляет около 60 кг в год, это почти в 9 раз ниже, чем в соседнем регионе — Кировской области, и в 3,5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Данное обстоятельство обосновано влиянием всяческих факторов, прежде всего, различными природно-климатическими условиями.
Реализация молока в хозяйствах всех категорий Республики представлена в таблице 2.
По данным таблицы 2 видно, что в основном реализацию молока осуществляют сельскохозяйственные организации.
Таблица 2 - Реализация молока по категориям хозяйств Республики
Коми, т
Показатели Год
2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018
Хозяйства всех категорий 37733 38086 40605 41908 41443 43487 43929
Сельскохозяйственные организации 343 5 & 31188 34033 34625 34378 36241 36796
К итогу, % 91,1 81,9 83,3 82,6 83,0 83,3 §3,8
Хозяйства населения 2659 3591 2145 2632 2535 1962 2028
К нтогу: % 7,0 9,4 5,3 6,1 4,5 4,6
Крестьянские (фермерские) хозяйства 716 3307 4427 4652 4529 5284 5106
К итогу, % 1,9 10,9 11,1 10,9 12,2 11,6
При этом цена реализации молока возрастает в среднем на 8,4% в год (таблица 3), в то время как индекс цен на продукцию сельского хозяйства в 2018 г. составил 104,5%, продукцию растениеводства -84,2%, животноводства — 105,7%.
Таблица 3 - Средняя цена реализации сырого молока крупного рогатого скота в среднем за год, руб./т (1990 г. и 1995 г. - тыс. руб.)
Год
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
1=3 1316,5 4203 7324 12210 18418 20034 22357 23432
Динамика производства молока и основных видов молочной продукции представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Производство молока и основных видов молочной продукции
Продукция Год
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Цельномолочная (в пересчете на молоко), тыс. т 163,1 41,6 27,9 25,3 25,1 27,5 27,5 27,7 27,8
Масло сливочное, т 2113 1620 810 515 503 597 594 608 748
Сыры жирные и брынза, I 260 86 109 128 275 150 150 100 100
Творог жирный, тыс. т 1,5 1,4 1,3 1Д 1,4 1,4 1,5 1=4
Продукты кисломолочные, тыс. т - - - - - 2,9 3,0 4Д 4=0
Несмотря на то, что уровень производства молочной продукции в настоящее время по сравнению с 1990 г. существенно снижен, в последние годы повышается производство масла сливочного и кисломолочных продуктов; производство молока и творога остается неизменным.
В таблице 5 представлены средние потребительские цены на молочную продукцию.
Таблица 5 - Средние потребительские цены на молочную продукцию, руб./кг
Продукция Год
1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
Сливочное масло 22634 65,4 106,3 273,7 466,9 533,8 599,7 632,6
Молоко цельное 2:5 3,2% жирности, л 4171 8,1 19.6 35.2 49.2 53,1 57,5 59,9
Сметана 18634 37,5 66,2 129,6 190,5 202,6 220,4 234,0
Кисломолочные продукты 4В19 9,7 21,2 42,6 61=7 63,2 68,3 69,4
Творог жирный 15162 39.3 79 Д 149,3 224,3 239,5 266,3 283.7
Сыры сычужные твердые и мягкие 25340 92,0 142,9 293,5 414,3 443,8 462,9 511,7
В 2018 г. на развитие сельскохозяйственной отрасли направлено 986 млн руб., в том числе 101 млн руб. — из федерального бюджета и 885 млн руб. — из республиканского (в 2017 г. объем поддержки составил 1 млрд 90 млн руб.); 75% государственной поддержки идет на возмещение затрат текущей производственной деятельности, 25% — инвестиционная поддержка [12].
За счет эффективного перераспределения средств в 2018 г. усилены ключевые направления, в том числе увеличены ставки субсидий на товарное молоко для всех организаций, причем отдельно выделены организации, ведущие деятельность в районах Крайнего Севера. Возросла поддержка фермерских хозяйств в форме увеличения ставки
субсидий на содержание сельскохозяйственных животных и птицы, а также грантовая поддержка на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров. Существенно увеличился объем грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В связи с этим аграрии Коми активно обновляли технику. В итоге в 2018 г. индекс производства продукции сельского хозяйства составил 101,4%.
На долю сельскохозяйственных организаций приходится около 70% произведенного в Республике молока. Благодаря увеличению поголовья коров и повышению их продуктивности в некоторых сельскохозяйственных организациях наблюдался рост производства. Так, удои выше среднереспубликанского показателя (4650 кг в год — удой на одну корову в сельскохозяйственных организациях, 5075 — в крупных и средних организациях) сложились в 12 организациях, в которых сосредоточено более половины поголовья коров и произведено почти 70% молока (удои в ООО «Небдинский» составили 6196 кг молока в год, в СПК «Исток» — 5855 кг, в ООО «Северная Нива» — 5762 кг, ООО «Южное» — 5603 кг, в ООО «Изваильский-97» — 5072 кг). В двух организациях продуктивность превысила 7000 кг — это ООО «Межадорское» и ООО «Пригородный» [12].
Высокие показатели наблюдаются в тех хозяйствах, которые строго соблюдают технологию производства, усиливают трудовую дисциплину, проводят племенную работу, а главное, обновляют производственные фонды.
В 2018 г. в сельскохозяйственных организациях продолжилась реализация проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений, общая мощность которых составит 750 скотомест. В ООО «Межадорском» работы завершились. Здесь обновлено оборудование, создано 6 новых рабочих мест, планируется увеличение поголовья до 1000 голов, в том числе коров — до 550 голов. Продолжаются работы в ООО «Пажге» и ООО «Помоздино».
Организации, где за последние 7 лет построены и реконструированы животноводческие помещения, доказали, что бюджетные деньги вложены не зря. Поголовье в них увеличилось на 23 %, продуктивность коров — на 36%, производство молока — на 66%.
Успехи животноводства напрямую зависят от качества кормов. В 2018 г. сельскохозяйственные организации в среднем на одну условную голову заготовили 25 ц к. ед. кормовых единиц, фермеры — 20 ц к. ед. Но это количественный показатель. Анализ качественных показателей выявил, что в большинстве кормов сырого протеина содержится 9-11% при норме 13%, уровень клетчатки 30% при норме не более 25%. Такие
корма не способствуют высокой продуктивности и увеличивают себестоимость молока [12].
Но все же заготавливать качественные корма в условиях северного региона реально. Например, ООО «Небдинский» и СПК «Исток» на Всероссийском конкурсе «Лучший сенаж в упаковке» заняли четвертое и пятое места. Опыт этих хозяйств показывает, что в нашем регионе есть все условия для того, чтобы обеспечить правильный рацион животным [13]. В то же время скот молочного направления в Республике Коми в большинстве хозяйств представлен низкопродуктивными животными.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Коми имеются резервы для развития молочной отрасли. Несмотря на существующие в молочно-продуктовом подкомплексе региона проблемы, необходимо отметить, что имеются положительные тенденции. Хорошие результаты достигаются за счет качественно заготовленных кормов и правильного полноценного кормления скота, планомерной селекционно-племенной работы, а также за счет работы квалифицированных кадров работников сельскохозяйственных организаций. Но все же для устойчивого развития агропромышленного комплекса, в частности молочно-продуктового, необходима государственная поддержка [14,15], в том числе по привлечению средств федерального бюджета, привлечению инвесторов на реализацию крупных проектов, благодаря которым возможно будет значительно увеличить сельхозпроизводство.
Список литературы
1 Биджиева А.С. Особенности сельскохозяйственной кооперации и интеграции в современном развитии АПК / А.С. Биджаева // Учет и статистика. — 2019. — №1(53). — С. 114-120.
2 Болотов С.П. Обоснование перспективных направлений развития сельского хозяйства муниципальных городов и районов на основе регрессионных моделей на примере Республики Коми /С.П. Болотов, Т.В. Тарабукина // Механизмы обеспечения устойчивого развития и модернизации экономики севера в условиях кризиса: материалы научно-практической конференции в рамках XI Международного северного социально-экологического конгресса (г. Сыктывкар, 4 апреля 2015 г.). — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, 2015. — С.27-30.
3 Медянская О.А. Продовольственная безопасность России: технологический аспект / О.А. Медянская, Е.Н. Поличкина // Теория и практика общественного развития. — 2016. — № 5. — С. 51-53.
4 Литвинова Н.П. Продовольственная безопасность США: аграрная политика и законодательство / Н.П. Литвинова, М. Goldman// Продовольственная безопасность, импортозамещение и социальноэкономические проблемы развития АПК: материалы — Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 9-10 июня 2016 г.) / СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. — Новосибирск, 2016. — С. 246-249.
5 Стратегические направления устойчивого развития сельских территорий / О.Ю. Анциферова, А.С. Труба, А.Г. Стрельникова, О.Ю. Анциферова // Агропродовольственная политика России. — 2017. — №2(62). — С. 68-70.
6 Постановление Правительства Республики Коми от 31.10.2019 № 525 «Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» // ИПБ «Гарант».
7 Агропромышленный комплекс Республики Коми: история и современность: статистический сборник / Комистат. — Сыктывкар, 2011. — 133 с.
8 Сельское хозяйство в Республике Коми. 2012: статистический сборник / Комистат. — Сыктывкар, 2012. — 202 с.
9 Сельское хозяйство в Республике Коми. 2019: статистический сборник / Комистат. — Сыктывкар, 2019. — 98 с.
10 Закшевская Е.В. Научный подход к обоснованию самообеспеченности региона аграрным сырьем и продовольствием / Е.В. Закшевская // Современное состояние и организационно-экономические проблемы развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию кафедры экономики АПК экономического факультета Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I (Воронеж, 15-17 ноября 2018 г.). — Воронеж: Воронежский ГАУ, 2019. — C. 216-220.
11 Закшевская Е.В. Самообеспечение страны продовольствием и факторы, влияющие на ее продовольственную безопасность / Е.В. Закшевская // Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России — синтез наук в конкурентной экономике: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Воронеж, 17-19 мая 2019 г.) / Воронеж: Научная книга, 2019. — С. 25-28.
12 Хоробрых П.В. Доклад на республиканском совещании, посвященном итогам работы агропромышленного комплекса в 2018 году / Сайт МСХПР РК // http://www.mshp .rkomi.ru/.
13 Иванов В.А. Возможности и перспективы развития аграрного сектора Республики Коми / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, И.С. Мальцева // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс]. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-3/5/5.htm].
14 Овсянко Л.А. Роль государственной поддержки в развитии молочного подкомплекса страны // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — №4. — С. 46-48.
15 Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 424 «Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми на 2013-2020 годы» // ИНЬ «Гарант».