Научная статья на тему 'Необходимость государственной поддержки предпринимательства'

Необходимость государственной поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3080
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / BUSINESS / STATE SUPPORT / STATE REGULATION / MECHANISM OF THE STATE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минчаков Игорь Михайлович

В статье рассмотрены основные проблемы развития предпринимательства в России, подчеркнута роль сбалансированной политики государства в их разрешении. Предложены меры государственной поддержки предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of the state support of business

In the article basic problems of development of business in Russia are considered, role of the balanced policy of the state in its solution is underlined. Measures of the state support of business are offered.

Текст научной работы на тему «Необходимость государственной поддержки предпринимательства»

УДК 330.191.6+330.012.22

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© И.М. Минчаков

В статье рассмотрены основные проблемы развития предпринимательства в России, подчеркнута роль сбалансированной политики государства в их разрешении. Предложены меры государственной поддержки предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка; государственное регулирование; механизм государственного воздействия.

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства в условиях кризиса. Согласно результатам Глобального мониторинга предпринимательства, уже на протяжении трех лет (с 2006 по 2008 гг.) основной причиной, оказывающей отрицательное воздействие на развитие предпринимательства, по мнению экспертов, является политика государства [1]. Респонденты отмечают, что декларируемая ориентация государственной политики на поддержку малого и среднего бизнеса не соответствует проводимой политике органов власти на местах.

Также среди главных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, выделяют следующие.

1. Несовершенство системы налогообложения.

В этом направлении ведется соответствующая работа. В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства. Введены единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также используется упрощенная система налогообложения. Немаловажно, что применение упрощенной системы налогообложения является добровольным и с правом выбора. Предприниматель может согласиться на обложение его доходов, что предполагает уплату единого налога по ставке 6 % от выручки. Может также предпочесть обложение разности между доходами и расходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 15 %. Эта ставка довольно высока. Поэтому премьер-министр России В.В. Путин, возглавляющий «Единую Россию», заявил о не-

обходимости снижения ставки налога втрое [2]. Это должно уменьшить фискальную нагрузку на малые и средние предприятия.

Примечательно, что независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. А вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.

Применение единого налога на вмененный доход позволяет субъекту предпринимательства точно планировать ежегодные налоговые платежи, поскольку размер налога не зависит от фактических результатов деятельности. Поступления от единого налога на вмененный доход имеют тенденцию постоянного роста (в среднем на 50 % в год).

С 1 января 2006 г. в систему налогообложения введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Характер его применения и размеры непосредственно отнесены к вопросам местного значения, причем несколько расширены виды предпринимательской деятельности в целях применения данного режима. Базовая доходность, являющаяся основой для расчета ЕНВД, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является единой для всех территорий. На местном уровне имеется возможность использования корректирующего понижающего коэффициента с целью учета особенностей предпринимательской деятельности.

2. Нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки предпринимательства.

3. Неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий.

Несмотря на существование большого количества кредитных и инвестиционных организаций, проблема получения финансовой поддержки остается актуальной для предпринимателей. Основными причинами такой ситуации являются невыгодные условия кредитования и необходимость предоставления финансовой отчетности кредиторам, что зачастую является для предпринимателей невыполнимым требованием. Очевидно, что в настоящее время эта проблема стала еще более актуальной для предпринимателей. В условиях экономического кризиса привлечение кредитных ресурсов при существующих процентных ставках невозможно для большинства предприятий.

По данным Всемирного банка, по объему кредитования малого бизнеса Россия занимает 148-е место в мире. При этом кредиты банков хозяйствующим субъектам в настоящее время занимают весьма скромную долю в источниках финансирования бизнеса. В целом банковский капитал в общем объеме инвестиций малого бизнеса составляет чуть более 6 %. Это объясняется рядом причин. В частности, при принятии решения о выдаче банком кредита малому предприятию строжайше учитываются его финансовое состояние, обеспечение кредита и кредитная история заемщика. Поэтому, как правило, объектами кредитования являются те малые предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю.

Сами мелкие предприниматели не очень охотно прибегают к кредитам, ориентируясь в основном на свои средства, а также на нефинансовый сектор (родственники, друзья). Тем не менее около 15 % малых предприятий уже на этой стадии активно привлекают банковские кредиты. Более того, часть предпринимателей рассчитывают на долевые государственные инвестиции. Связано это, прежде всего, с тем, что около 40 % малых предприятий создается путем выделения из других хозяйствующих субъектов, в т. ч. из государственных.

Вместе с тем приходится констатировать, что официальных данных об объемах банковского кредитования малого бизнеса

пока не существует. Специфика бухгалтерского учета в банках не предполагает отражения ссуд малому бизнесу на отдельно выделенных счетах. В то же время потребность малых предприятий в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 25-30 млрд долл. США, а ее удовлетворенность - не более чем на 15-20 %. Однако следует отметить и тот факт, что не менее 80 крупных банков имеют программы кредитования малого бизнеса.

В качестве положительного момента следует отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению размеров ставок по кредитам малому и среднему бизнесу. Это во многом объясняется тем, что руководство государства, федеральные органы власти предпринимают немало усилий по совершенствованию законодательства в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Такую работу совместно с Центральным банком ведет, в частности, Минэкономразвития России.

4. Отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.).

5. Ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий.

6. Отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.

7. Организационные проблемы взаимодействия бизнеса с рынком и с государственными структурами.

8. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Это одна из важнейших проблем в развитии российского предпринимательства. Ее недостаточная решенность многократно увеличивает издержки бизнеса. В этих условиях малый и средний бизнес фактически вынуждался уходить в неправовую сферу, действовать по т. н. серым и даже черным схемам. В частности, бизнесмены ввозили в страну товары контрабандным путем, нарушали достоверность их кодирования, занижали объемы ввозимых товаров, скрывали реальные доходы от налогообложения и т. п. Это обусловлено тем, что легальная деятельность отечественного малого и среднего предпринимательства отличалась крайне высокими издержками [3].

К обстоятельствам, осложняющим процесс развития предпринимательства, по мнению некоторых авторов, также относятся:

- низкая доходность большинства предприятий, не позволяющая вкладывать средства в развитие, обновление;

- сложная структура финансово-статистической отчетности;

- давление теневой экономики на результативность предпринимательской деятельности;

- высокая степень отстраненности государства от проблем предпринимательства [4].

Но в то же время большинство респондентов глобального мониторинга предпринимательства видят основной потенциал развития предпринимательской активности в области политики государства. Причем за год доля тех, кто считает, что именно политика государства способна оказать позитивное воздействие, увеличилась на 15 % [1]. Это отражает тот факт, что правительство предпринимает адресные шаги в отношении малого и среднего бизнеса.

Механизм государственного воздействия на предпринимательские структуры, с целью разрешения вышеперечисленных проблем, включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей [5].

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении

малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрации финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно.

Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей.

1) Открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов.

2) Учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости.

3) Постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения.

4) Значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации

и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства.

5) Ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования [5].

6) Использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры.

7) Формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка.

8) Организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства.

9) Существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства.

10) Обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур.

11) Организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

12) Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например. временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение

от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения). С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом, снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

13) Необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. С целью упорядочения проведения налоговых проверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль. В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50 % в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреп-

лением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции. Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

14) Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

Государственная политика по поддержке предпринимательства прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществляется по многим направлениям.

Но существующая система в России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-эко-

номической жизни России. Большая часть экономической, в т. ч. предпринимательской, деятельности осуществляется за ее пределами, особенно в условиях кризиса. Поэтому на современном этапе развития экономики главная роль в стабилизации отводится государственной поддержке и регулированию.

1. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства: Отчет. СПб., 2008.

2. Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России. URL: http: www.smolgrad.ru. Загл. с экрана.

3. Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. 2003. № 3. С. 102-118.

4. Бережная Е.В. Взаимодействие государства и предпринимательства в условиях российской экономики // Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (30.03.2009). Саратов, 2009. Ч. 1. С. 39.

5. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес (Аналитическая записка) / Литвак Е.Г. [и др.]. М., 2008.

Поступила в редакцию 12.09.2009 г.

Minchakov I.M. Necessity of the state support of business. In the article basic problems of development of business in Russia are considered, role of the balanced policy of the state in its solution is underlined. Measures of the state support of business are offered.

Key words: business; state support; state regulation; mechanism of the state influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.