Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМ ЛИ РОССИИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ?'

НЕОБХОДИМ ЛИ РОССИИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ПРАВА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потетинов В.А.

В статье обсуждаются проблемные вопросы современного состояния усыновления российских детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами. Для нормального физического, социального и духовного развития ребенка ключевое значение приобретает семейное окружение и родительское воспитание. Лучшей формой устройства судьбы ребенка-сироты или же ребенка, оставшегося без опеки родителя, остается усыновление, в результате которого ребенок не только избавляется от указанного статуса, но и приобретает специальные индивидуальные условия развития. В современных геополитических условиях институт международного усыновления (удочерения) является актуальной темой для дискуссии о необходимости его дальнейшего развития, поскольку спецификой данного института выступает участие в данном процессе иностранного элемента. На основе проведенного анализа действующего международного института усыновления, статистических данных о рассмотрении российскими судами дел об усыновлении детей, а также допущенных в отношении российских детей преступлений авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования института профессиональной семьи. В целях совершенствования социальной и правовой политики государства, направленной на обеспечение прав несовершеннолетних, предлагаются изменения в Конституцию Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES RUSSIA NEED AN INSTITUTION OF INTERNATIONAL ADOPTION?

The article discusses the problematic issues of the current state of adoption of Russian orphans, children left without parental care by foreign citizens.For the normal physical, social and spiritual development of the child, the family environment and parental education are of key importance. The best form of arranging the fate of an orphan child or a child left without parental care remains adoption, as a result of which the child not only gets rid of the specified status, but also acquires special individual conditions for development. In modern geopolitical conditions, the institution of international adoption (adoption) is a topical topic for discussion about the need for its further development, since the specifics of this institution is the participation of a foreign element in this process.On the basis of the analysis of the current international adoption institution, statistical data on the consideration by the Russian courts of cases of adoption of children, as well as crimes committed against Russian children, the authors conclude on the need to further improve the institution of the professional family. In order to improve the social and legal policy of the state aimed at ensuring the rights of minors, amendments to the Constitution of the Russian Federation and the Family Code of the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМ ЛИ РОССИИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ?»

НЕОБХОДИМ ЛИ РОССИИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО

УСЫНОВЛЕНИЯ?

DOES RUSSIA NEED AN INSTITUTION OF INTERNATIONAL

ADOPTION?

УДК 347.633.5

В.А. ПОТЕТИНОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) potetinow@mail.ru

VITALIY A. POTETINOV,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье обсуждаются проблемные вопросы современного состояния усыновления российских детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами. Для нормального физического, социального и духовного развития ребенка ключевое значение приобретает семейное окружение и родительское воспитание. Лучшей формой устройства судьбы ребенка-сироты или же ребенка, оставшегося без опеки родителя, остается усыновление, в результате которого ребенок не только избавляется от указанного статуса, но и приобретает специальные индивидуальные условия развития. В современных геополитических условиях институт международного усыновления (удочерения) является актуальной темой для дискуссии о необходимости его дальнейшего развития, поскольку спецификой данного института выступает участие в данном процессе иностранного элемента. На основе проведенного анализа действующего международного института усыновления, статистических данных о рассмотрении российскими судами дел об усыновлении детей, а также допущенных в отношении российских детей преступлений авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования института профессиональной семьи. В целях совершенствования социальной и правовой политики государства, направленной на обеспечение прав несовершеннолетних, предлагаются изменения в Конституцию Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: семья, институт усыновления, профессиональная семья, права детей.

Для цитирования: Потетинов В.А. Необходим ли России институт международного усыновления? // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 23-27.

Abstract: the article discusses the problematic issues of the current state of adoption of Russian orphans, children left without parental care by foreign citizens.For the normal physical, social and spiritual development of the child, the family environment and parental education are of key importance. The best form of arranging the fate of an orphan child or a child left without parental care remains adoption, as a result of which the child not only gets rid of the specified status, but also acquires special individual conditions for development. In modern geopolitical conditions, the institution of international adoption (adoption) is a topical topic for discussion about the need for its further development, since the specifics of this institution is the participation of a foreign element in this process.On the basis of the analysis of the current international adoption institution, statistical data on the consideration by the Russian courts of cases of adoption of children, as well as crimes committed against Russian children, the authors conclude on the need to further improve the institution of the professional family. In order to improve the social and legal policy of the state aimed at ensuring the rights of minors, amendments to the Constitution of the Russian Federation and the Family Code of the Russian Federation are proposed.

Keywords: family, institute of adoption, professional family, children's rights.

For citation: Potetinov V.A. Does Russia need an institution of international adoption?// Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. Р. 23-27.

Институт усыновления в России имеет большую историю, однако является недостаточно развитым и проработанным звеном и требует устранения существующих пробелов в области регулирования вопросов усыновления [1, с. 121]. В разные эпохи процедура усыновления имела свою специфику и выраженные ограничения. Еще в XVII в. в России был установлен запрет на усыновление собственных незаконнорожденных детей. В последующем, уже в середине XIX в., институт усыновления начал активно функционировать и не только в рамках нашего государства, но и за рубежом. Однако же, как и на сегодняшний момент, существовали определенные ограничения, так, усыновленными могли быть лишь «подкидыши» или же психически нездоровые дети.

Глобальные изменения в социально-экономической сфере Российской Федерации, «имущественное расслоение общества» [2, с. 123], произошедшие в конце прошлого столетия, оказали непосредственное влияние на доходы граждан, их уверенность в благополучии в будущем, что повлекло за собой значительное увеличение детей, которые были оставлены без попечения родителей.

Из доклада заместителя председателя Правительства Российской Федерации следует, что на начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406 128 человек. Почти 365 тыс. из указанной категории детей находились на воспитании в замещающих семьях. Таким образом численность детей-сирот в России в сравнении с предыдущим периодом сократилось более чем на 6,5%1.

Российской Федерацией постоянно анализируется складывающаяся ситуация по усыновлению детей-сирот и принимаются кардинальные решения в своей социальной политике.

Например, в 2008 году в России появились профессиональные семьи, то есть родители, воспитывающие приемных детей, стали получать за это деньги. Тем не менее, предпринятые государством меры при общем количестве зарегистрированных детей-сирот не решили имевшуюся проблему, особенно это коснулось детей-сирот с ограниченными возможностями, что прямо отразилось во вновь возобновившемся механизме и уже более активном функционировании института усыновления российских детей иностранными гражданами.

Таким образом, уже на протяжении длительного времени актуальным и дискуссионным

1 https://tass.ru/obschestvo/10773269 (дата обращения: 12.09.2022).

остается вопрос необходимости существования международного института усыновления, рассматриваемого законодателем как альтернативный способ ухода за ребенком в семье другой страны, а научной мыслью - «как крайняя мера устройства детей, оставшихся без попечения родителей» [3, с. 14].

В настоящее время сотрудничество в области международного усыновления выстраивается, как правило, на наличии двусторонних международных договоров2.

Обязательным условием передачи ребенка в иностранную семью является невозможность воспитания или усыновления его семьей страны происхождения3.

Для нашего государства вопрос усыновления российских детей иностранными гражданами, с учетом складывающейся геополитической ситуации, становится все острее и «требует дальнейшего совершенствования» [4, с. 13]. На первое место встает вопрос о государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. По нашему мнению, в политике санкционого давления на Российскую Федерацию данную функцию в современных условиях осуществлять практически невозможно.

Несомненно, государство должно не только гарантировать, но и обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в полной семье, независимо от того,будет это в России, или ином государстве. В то же время государство, исполняя свое обязательство перед несовершеннолетним, должно быть уверено, что права каждого усыновленного российского ребенка будут соблюдены и охраняться должным образом, а его жизнь и здоровье будут дополнительно гарантированы тем государством, гражданами которого являются усыновители.

Возможность беспрепятственного осуществления контроля государством над процессом воспитания усыновленного ребенка в семье за преде-

2 См., например: Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 06.11.2008) // Собрание законодательства Российской Федерацией. 1 февраля 2010 г. №5. Ст. 462; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Мадриде 09.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерацией. 13 апреля 2015 г. № 15. Ст. 2202; Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 18.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерацией. 17 ноября 2014 г. № 46. Ст. 6260.

3 Ст. 21 Конвенция о правах ребенка [рус., англ.] (Заключена 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. - М., 1993. С. 242-257.

лами страны его происхождения будет выступать гарантией соблюдения его прав и свобод. По нашему мнению, прозрачность воспитательного процесса, соблюдение прав и свобод усыновленного ребенка на современном этапе должны обеспечить нормы международного института усыновления. Дискуссии о необходимости их проработки продолжаются не один год. Более 15 лет этот вопрос является обсуждаемой темой не только в средствах массовой информации, но и в политических кругах, при личной заинтересованности высокопоставленных должностных лиц.

Конечно, то количество внимания, которое уделяется благополучному устройству и воспитанию детей в новых семьях, обеспечению защиты их прав и интересов, подчеркивает высокую правовую культуру и определенную ответственность, которую испытывает Российское государство перед своими гражданами.

В нашей стране процедура усыновления детей в иностранное государство представляет собой действия исключительно в интересах ребенка, с целью защиты его прав, когда иные меры недостаточно будут обеспечивать охрану его законных прав и интересов. (ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации)4. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 61 Конституции Российской Федерации5 действует гарантия государства гражданам своей защиты и покровительства за пределами Российской Федерации, что отражается в обязанности со стороны российского государства обеспечить защиту усыновленных российских граждан.

Следует полностью поддержать посыл Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева о том, что «повышение требований к семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безусловно, является гарантией соблюдения прав и интересов усыновленных»6.

Международное усыновление как особый правовой институт требует со стороны государства тотального контроля за соблюдением всех установленных правовых норм, и что есть самое главное - обеспечения защиты прав и свобод усыновляемых.

4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

6 Официальный сайт Верховного суда Российской Феде-

рации «Совещание-семинар председателей судов субъектов

Российской Федерации (Москва, 20-21 февраля 2018 года)» // [Электронный ресурс] URL:http://www.vsrf.ru/press_center/

рЬю1о_агсЬ|^е/5249/26463. [Дата обращеня: 01.02.2019].

Принимаемые российским государством меры обусловили тенденции к снижению усыновления российских детей иностранными гражданами. Так, В.М. Лебедев, выступая на очередном общероссийском совещании-семинаре судей в феврале текущего года, отметил, что по итогам 2018 года число усыновленных иностранцами российских детей сократилось на 25%, до 248 детей. В 2017 году иностранцы усыновили 335 российских детей. Если сравнивать указанные периоды, например, с 2013 годом, то аналогичных дел по усыновлению российских детей иностранными гражданами было около 1 200, а в 2008 году было рассмотрено около 3700 дел о международном усыновлении7.

Снижение выявленных показателей международного усыновления обусловлено значительными изменениями законодательства. Известные случаи безнаказанного жестокого обращения с российскими детьми в иностранных приемных семьях повлекли незамедлительное ужесточение правового порядка усыновления детей иностранными гражданами. Однако в научных кругах существует точка зрения об отсутствии необходимости отказа от международного усыновления [5, с. 25].

Для примера стоит упомянуть убийство Вани Скоробогатова в американской семье, который погиб от множественных побоев и голода8. Известная история Димы Яковлева, который в возрасте 21 месяца погиб в результате того, что был оставлен приемным отцом на 9 часов в закрытом автомобиле на 32-градусной жаре. В ходе следствия виновник произошедшего пояснил, что должен был завезти ребёнка в детсад, но забыл, так как торопился на работу. Прискорбно то, что приемный отец не понес ответственности за содеянное и был полностью оправдан судом, несмотря на то, что по американскому законодательству приемному отцу грозило до 10 лет лишения свободы за непреднамеренное убийство.

Проявленная жестокость и насилие новых родителей к усыновленным детям обусловило необходимость ужесточения требований, предъявляемых к иностранным усыновителям.

Введение Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граж-

7 https://tass.ru/obschestvo/6104953 (дата обращения: 08.02.2022).

8 «Смертельная страна». В США убит пятнадцатый приемный ребенок из России // Российская газета. 2010. № 5123 (44).

дан Российской Федерации»9 послужило главным событием изменения правового регулирования института усыновления (удочерения) российских детей американскими гражданами. Принятие закона, известного в общественных кругах как «закон Димы Яковлева», предусматривает санкции, предъявляемые к гражданам США, совершившим преступления в отношении граждан России. В качестве таковых можно выделить запрет на въезд в страну или арест активов граждан.

После участившихся случаев нарушения законных прав усыновленных российских детей, жестокого обращения, а в отдельных случаях -убийства несовершеннолетних, необходимость существования и четкой регламентации института международного усыновления не вызывает сомнения.

До момента его принятия, при имеющейся тенденции безнаказанного, жестокого обращения иностранными усыновителями с российскими детьми, и сохраняющейся угрозе их жизни и здоровью, реализация права ребенка жить и воспитываться в приемной иностранной семье должна быть ограничена, пока не будет создан действенный и эффективный механизм контроля процесса воспитания усыновленного и правовой ответственности иностранных усыновителей с участием российского государства.

Стоит сказать, что развитие института международного усыновления невозможно без устранения правовых пробелов российского права в области усыновления. На данном этапе развития Российской Федерации в области семейного законодательства, существует необходимость в правовом совершенствовании, а также в создании условий, позволяющих повысить уровень внимания среди населения к значимости института усыновления в современном обществе.

В этой связи, пока не будет создан действующий международный институт усыновления, который бы гарантировал каждому ребенку в первую очередь жизнь и здоровье, необходимо продолжить популяризацию института усыновления среди российского общества.

Учитывая, что решение проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной поли-

9 Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст.7597.

тики, необходимо продолжить создание социально ориентированных программ в данном направлении.

Одним из таких направлений нами видится продолжение развития института «профессиональной семьи» для воспитания тяжелобольных детей и подростков, для которых нет кандидатов на усыновление. Дальнейшее развитие данного института в будущем может полностью исключить необходимость международного усыновления в Российской Федерации. Конечно же, воспитание таких детей потребует от профессиональных родителей значительных дополнительных материальных затрат, бремя которых должно взять на себя государство.

Следующим направлением может выступать информирование населения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, заочное знакомство с которыми может позволить обрести им родителей и семью10.

Привлечение неравнодушных меценатов и организаций к проблеме семейного устройства указанной категории детей и взаимодействию с профессиональными семьями также может помочь решению обозначенной проблемы. Взаимодействие предполагает собой оказание профессиональным родителям материальной помощи на улучшение условий жилья семьи, усыновившей ребенка, покупку специального медицинского оборудования, уход за ребенком в послеоперационный период, а также на другие цели, связанные с заботой о ребенке. Гарантией же надлежащего ухода за указанной категорией детей необходимо предусмотреть ответственность в виде возврата всех полученных выплат и материальных средств при возврате ребенка в государственное учреждение.

Учитывая сложившиеся проблемы международного усыновления в плане защиты прав и законных интересов, можно сделать вывод, что международный институт усыновления в настоящее время не обеспечивает в полном объеме не только интересы российского ребенка, но и не гарантирует защиту его жизни и здоровья. В этой связи полагаем, что в качестве перспективного способа устройства детей-сирот, особенно с ограниченными возможностями, необходимо развивать институт профессиональной семьи, что потребует совершенствования как правовой, так и социальной политики государства. В этой связи нами предлагается:

10 В настоящее время производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых содержатся в государственном банке о детях размещаются на интернет-портале «Усыновите.ру».

1. Закрепление гарантий прав детей в Конституции Российской Федерации, а именно, путем введения ч. 4 ст. 17 с текстом, сформулированным следующим образом: «Права и законные интересы ребенка подлежат защите со стороны государства». Законодательно утверждая указанную норму на конституционном уровне, Российская Федерация не только акцентирует внимание на приоритет защиты прав ребенка в Российской Федерации, но и установит правовой фундамент, необходимый для углубленного изучения данной области специалистами с целью устранения имеющихся пробелов в законодательстве как федерального, так и регионального уровней.

2. Изменений требует и семейное законодательство: предлагается дополнить действующий Семейный Кодекс Российской Федерации в ст. 60 новым пунктом, предусматривающим истребование денежных компенсаций в результате причинения вреда ребенку усыновителем, который был лишен родительских прав или бывшим усыновителем, переставшим быть

родителем ребенка в результате «неудачного» усыновления. Акцент должен быть сделан на то, что денежная компенсация будет необходима ребенку для восстановления его психологического состояния.

3. В вопросе преодоления насилия в семье, являющегося причиной нарушения физического и психического развития несовершеннолетних, необходимо усложнить процесс проверки психологического здоровья людей, желающих усыновить детей, путем проведения обязательного диагностирования на возможные «пограничные состояния» психики. Так как сегодня психическое здоровье будущих приемных родителей диагностируется только одним способом: состоит или нет человек на учете в психдиспансере. Между тем существует немалый список так называемых пограничных состояний, например, недавняя утрата близких, депрессия, немотивированная агрессия, которые способны отрицательно влиять на воспитательный процесс ребенка, при этом высока вероятность применения к нему насильственных действий.

Литература

1. Помощикова Н.В., Спиряева А.Ю. Институт усыновления (удочерения) в современном российском праве: теоретико-правовой и исторический аспекты // Теория государства и права. 2019. № 4 (16). С. 117-122.

2. Оспичев И.М. Методика расследования похищений людей, совершаемых организованными группами: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - Сургут, 2006. - 210 с.

3.Никишов А.Б., Цитович Л.В. Особенности порядка международного усыновления (удочерения) и его правовые последствия // Семейное и жилищное право. 2017. № 4. С. 11-14.

4. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2015. № 6. С. 11-13.

5. Муллахметова А.Р. Актуальные проблемы международного усыновления в России // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-5. С. 22-25.

= References =

1. Pomoshchikova N.V., Spiryaeva A.Yu. Institut usynovleniya (udochereniya) v sovremennom rossijskom prave: teoretiko-pravovoj i istoricheskij aspekty // Teoriya gosudarstva i prava. 2019. № 4 (16). S. 117-122.

2. Ospichev I.M. Metodika rassledovaniya pohishchenij lyudej, sovershaemyh organizovannymi gruppami: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09. - Surgut, 2006. - 210 s.

3. Nikishov A.B., Citovich L.V. Osobennosti poryadka mezhdunarodnogo usynovleniya (udochereniya) i ego pravovye posledstviya // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 4. S. 11-14.

4. Dorzhieva S.V. Sistema ustrojstva detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v Rossijskoj Federacii // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2015. № 6. S. 11-13.

5. Mullahmetova A.R. Aktual'nye problemy mezhdunarodnogo usynovleniya v Rossii // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2020. № 59-5. S. 22-25.

(статья сдана в редакцию 03.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.