Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ADOPTION / УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ / ADOPTION OF CHILDREN BY FOREIGN PERSONS / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / NATIONAL LEGISLATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INTERNATIONAL LEGISLATION / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / FAMILY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руденко Валерия Валерьевна

В статье освещаются новеллы отечественного и международного законодательства, касающегося вопроса регулирования процедуры усыновления (удочерения) детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными лицами, а также лицами без гражданства. Особое внимание уделено неразрешенному вопросу ратификации Российской Федерации Конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 29 мая 1993 года. Автором обоснован вывод о необходимости дополнительного регулирования со стороны российского законодателя положений, касающихся усыновления (удочерения) иностранными гражданами и лицами без гражданства детей-граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE INTERNATIONAL ADOPTION (ADOPTING) OF ORPHANS AND CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article highlights the novels of domestic and international legislation concerning the question of regulating the procedure of adoption (adopting) of orphans, and children, left without parental care, by foreigners and stateless persons. Special attentionis pays to the question of ratification by the Russian Federation the Convention on the Protection of Children and Co-operation in Respect of Foreign Adoption, approved by the UN General Assembly on May 29, 1993. By the author substantiated the conclusion about the need of additional regulation by the Russian legislator of provisions concerning the adoption (adopting) by foreign citizens and stateless the children-citizens of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

судопроизводством [6].

Сегодня становиться очевидным, что процессуальное законодательство (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ) должно в обязательном порядке закреплять в качестве задачи гражданского судопроизводства примирение сторон [7].

Литература и источники

1. Бекяшева Д.И. Примирительное разбирательство на стадии подготовки дела - будущее гражданского процесса // Мировой судья. - 2012. - № 6. - С.2.

2. Банников Р.Ю. Досудебный порядок урегулирования споров. - М., 2012. - С. 21.

3. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015)// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 04.04.2017).

4. Mediationsgesetz vom 21. Juli 2012 (BGBl. I S. 1577), das durch Artikel 135 der Verordnung vom 31. August 2015 (BGBl. I S. 1474) geändertwordenist

5. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 № 124 (1)) Электронный ресурс // СПС Консультант Плюс» (дата 04.04.2017).

6. Загайнова С.К. Современные проблемы и перспективы развития практической медиации в России / Развитие медиации в России: теория, практика, образование. - М.: Инфотропик Медиа; - Берлин, 2012. - С. 17.

7. Давыденко Д.Л. Примирительные процедуры в гражданском судопроизводстве: понятие, классификация, тенденции развития // Вестник гражданского процесса. - 2012. - №1. - С. 180.

ТОМБУЛОВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия.

TOMBULOVA, ELENA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of civil procedure of the North Caucasian branch Russian State University of Justice

УДК 347.633

РУДЕНКО В.В.

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: усыновление (удочерение), усыновление детей иностранными лицами, национальное законодательство, международное законодательство, семейное право.

В статье освещаются новеллы отечественного и международного законодательства, касающегося вопроса регулирования процедуры усыновления (удочерения) детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными лицами, а также лицами без гражданства. Особое внимание уделено неразрешенному вопросу ратификации Российской Федерации Конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 29 мая 1993 года. Автором обоснован вывод о необходимости дополнительного регулирования со стороны российского законодателя положений, касающихся усыновления (удочерения) иностранными гражданами и лицами без гражданства детей-граждан Российской Федерации.

RUDENKO, V.V.

TO THE QUESTION ABOUT THE INTERNATIONAL ADOPTION (ADOPTING) OF ORPHANS AND CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: Adoption, adoption of children by foreign persons, national legislation, international legislation, family law.

In the article highlights the novels of domestic and international legislation concerning the question of regulating the procedure of adoption (adopting) of orphans, and children, left without parental care, by foreigners and stateless persons. Special attention is pays to the question of ratification by the Russian Federation the Convention on the Protection of Children and Co-operation in Respect of Foreign Adoption, approved by the UN General Assembly on May 29, 1993. By the author substantiated the conclusion about the need of additional regulation by the Russian legislator of provisions concerning the adoption (adopting) by foreign citizens and stateless the children-citizens of Russian Federation.

В современном международном сообществе в последнее десятилетие особое распространение получила практика усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, являющимися гражданами иностранного государства. Российская Федерация не стала исключением. По данным Министерства образования и науки РФ, с момента разрешения международного усыновления в 1993 году и по настоящее время порядка 90 тысяч российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были усыновлены (удочерены) подданными иностранных государств [1]. Например, по разным оценкам, только за 2014 год в новые семьи отправились 1038 детей-сирот. На наш взгляд, подобная практика непосредственно связана с тем, что не всегда передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственным родственникам, либо гражданам Российской Федерации является возможной.

Следует отметить, что Ткаченко Т.В. и Зимина Н.А. связывают данную проблему с наличием иностранного элемента, который осложняет процесс усыновления, поскольку для реализации международного усыновления (удочерения) необходимо закрепление единых, либо схожих положений данного института в национальных законодательствах разных государств [2, с. 158].

В отечественном семейном законодательстве, как и в мировой практике, в настоящее время международное усыновление рассматривается в качестве способа защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в последнее время все чаще освещаются случаи жестокого обращения с усыновленными детьми со стороны приемной семьи. Причем, учитывая, что обычно внимание к таким случаям уделялось в спектре иностранных семей, то сейчас подобное тревожное положение возникает и в России, в отношении детей - граждан Российской Федерации [3, с. 131]. Такие случаи свидетельствуют о нестабильности и о нарушении предусмотренных законом механизмов защиты прав несовершеннолетних лиц при усыновлении (удочерении) в иностранную семью. В данной связи, считаем необходимым осветить последние результаты реформирования данной сферы семейного законодательства РФ, а также зарубежные взгляды на данную проблему.

В отечественном семейном законодательстве кодифицированные положения, касающиеся регулирования института усыновления (удочерения) иностранцами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в Разделе VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» Семейного Кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Исходя из смысла п. 4 ст. 124 СК РФ, усыновление (удочерение) детей-граждан РФ иностранными лицами, либо лицами без гражданства допускается, если «не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников» [4].

Следует отметить, что отечественное законодательство предусматривает определенные ограничения в вопросе субъекта-усыновителя (удочерителя) детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, речь идет о положении, предусмотренном п.п. 1-2 ст. 4. Федерального Закона N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», получившего неофициальное название «Закон Димы Яковлева» (далее - Закон Димы Яковлева; N 272-ФЗ) [5] после трагичной ситуации, связанной гибелью усыновленного семьей из США мальчика из России - Димы Яковлева. Данный закон закрепляет официальный запрет на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в семьи усыновителей (удочерителей) - граждан Соединенных Штатов Америки.

В данной связи, на наш взгляд, необходимо отметить, что ряд юристов предположили, что подобный запрет отечественного законодателя может рассматриваться в качестве реторсий. Однако, по мнению Марышевой Н.И., запрет, установленный вышеназванным законом, «хотя и носит по существу характер ответных мер, не может считаться принятым в рамках реторсий, предусмотренных ст. 1194 ГК РФ, прежде всего потому, что упомянутый акт принят не Правительством РФ» [6, с.78]. Иными словами, норму, предусмотренную ст.4 N 272-ФЗ, следует рассматривать в качестве ответа на отдельные нарушения прав и свобод усыновленных российских детей гражданами США. Считаем, что позиция Марышевой Н.И. является верной.

Помимо национального регулирования института международного усыновления (удочерения), в Российской Федерации также действуют международно-правовые акты, регулирующие данные общественные отношения. В частности, на территории РФ действует Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. (далее - Конвенция), которая стала универсальной практически для всех стран-частниц ООН. Следует отметить, что в настоящее время США подписали, но не ратифицировали данную Конвенцию.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конвенции, «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [7]. Таким образом, данным положением закрепляется право на особую защиту и помощь. Однако данное положение не конкретизирует, каким именно государством будет оказываться такая защита. На наш взгляд, исходя из положений п.п. 2-3 Конвенции, предусматривается деятельность любого государства-участника Конвенции, не нарушающая национального законодательства государства, гражданином которого и является усыновляемый (удочеряемый) ребенок.

Таким образом, необходимо рассматривать любую деятельность государств-участников Конвенции в данном направлении, как направленную на достижение предусмотренных целей. Причем, на наш взгляд, такая обязанность должна отражаться на любых детях, независимо от гражданства усыновленного ребенка.

Базовые механизмы защиты прав несовершеннолетних при процедуре усыновления, помимо Конвенции «О правах ребенка» 1989 г., были определены Международным сообществом в ряде международных актов. Такие механизмы были закреплены, например, в Декларации о социальных и правовых принципах, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 года. Данный документ касается непосредственно разрешения вопросов защиты и благополучия детей, передаваемых на воспитание и усыновление, как на национальном, так и на международном уровнях [3, с. 130]. Другим документом, закрепляющим положения об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, является Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» 1993 года (далее - Гаагская Конвенция 1993 г.), утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 29 мая 1993 года. Однако следует отметить, что данная

Конвенция, несмотря на то, что была подписана Россией 7 сентября 2000 г., в силу на территории Российской Федерации так и не вступила.

В данной связи, необходимо отметить, что вопрос ратификации Гаагской Конвенции 1993 года породил двойственное отношение отечественных исследователей к подобному действию. Одни юристы выступают за скорейшую ратификацию положений вышеназванной конвенции, другие относятся к подобным решениям законодателя критично. В обоснование своей позиции последние утверждают, что ратификация Гаагской Конвенции 1993 г. «может заметно ослабить и тем самым нарушить контроль за системой вывоза детей - граждан России из страны, что приведет к негативным последствиям, поэтому она не соответствует интересам детей-сирот» [2, с. 160].

В свою очередь, сторонники ратификации предоставили компетентные заключения о целесообразной необходимости названного документа [8]. В частности, они ссылаются на то, что Гаагская Конвенция 1993 г. базируется на 161 общих и специальных принципах Конвенции «О правах ребенка». Российская Федерация является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года. Также ею устанавливается субсидиарный характер иностранного усыновления. Иными словами, усыновление иностранными гражданами, либо лицами без гражданства возможно только в случае, если были исчерпаны все средства по устройству ребенка в семьи государства, гражданином которого и является ребенок. Гаагская Конвенция 1993 г. также закрепляет такое обязательное требование в процедуре усыновления, как получение согласия ребенка на усыновление в иностранную семью. Помимо согласия ребенка, указанной конвенцией также предусматривается получение согласия матери ребенка, при наличии необходимости, а также ряд других требований, включая тщательный учет мнения ребенка по возникающим в ходе усыновления вопросам [2, с. 161].

Ряд положений Гаагской Конвенции 1993 г. касается вопросов разграничения юрисдикций договаривающихся государств в решении вопросов международного усыновления. В частности, устанавливается отсутствие необходимости проведения дополнительных процедур в целях признания усыновления на территории одного государства, если усыновление (удочерение) уже было произведено в государстве-участнике вышеназванной конвенции.

Отдельно внимание международного сообщества уделялось вопросам контроля за приемной иностранной семьей и усыновленными ими детьми-иностранцами. Такими функциями, согласно Гаагской Конвенции 1993 г., предлагается наделить центральные органы, назначенные в иностранных государствах компетентными и уполномоченными осуществлять усыновление. Причем, такой контроль предусматривается не только в процессе усыновления, но и после фактического переезда усыновленного (удочеренного) ребенка за пределы юрисдикции государства, гражданином которого он являлся.

Таким образом, анализ отечественного и международного законодательства показывает, что вопросу международного усыновления (удочерения) в российском и международном семейном праве уделено достаточно серьезное внимание. Отечественный законодатель детально регламентировал процедуру передачи детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в иностранные семью. Однако это не исключает некоторых пробелов в российском семейном праве.

Деятельность международного сообщества по унификации положений, касающихся положений о международном усыновлении, находит свое отражение в ряде Конвенций. Поэтому представляется неверной позиция отечественного законодателя в вопросе ратификации Конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» 1993 года. Считаем, что регулирование процесса передачи детей на воспитание и усыновление (удочерение) в иностранные семьи по правилам вышеназванной конвенции позволяет реализовать весь спектр прав и свобод

несовершеннолетних усыновляемых (удочеряемых), а также предусматривает полный контроль за условиями содержания детей в таких семьях. На наш взгляд, Российская Федерация должна ратифицировать указанную Конвенцию и ввести ее положения в правовое поле России.

Литература и источники

1. Усыновление в России [Электронный ресурс] - Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей - URL: http://www.usynovite .ru/

2. Ткаченко Т.В., Зимина Н.А. Усыновление иностранными гражданами российских детей в современной России // Вестник научных конференций. - 2015. - №4.

3. Гаврилова Н.П., Давтян-Давыдова Д.Н. Международные и национальные механизмы защиты прав несовершеннолетних при усыновлении (удочерении) // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2016. - № 34.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 « 223-Ф3 (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

5. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

6. Марышева Н.И. Еще раз к вопросу о международном усыновлении // Журнал российского права. -2013. - №4.

7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс»

8. Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления // Журнал российского права. - 2012. - №5.

РУДЕНКО ВАЛЕРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия. RUDENKO, VALERIA V. - teacher of Department of Civil Law, North-Caucasian Branch of the Russian Academy of Justice (vallrudenko@mail.ru).

УДК 347.44

ПОТАПОВ Б.В.

БАЗОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАКТОРИНГА

Ключевые слова: факторинг, финансирование под уступку денежного требования, развитие, история, правовое регулирование.

В статье рассматривается развитие института факторинга в российском гражданском праве. Показаны основные направления совершенствования правового регулирования цессии, освещены соответствующие изменения, внесенные в главу 24 Гражданского Кодекса РФ. Обоснован вывод о том, что правовые риски в части возможности оспаривания цессии должниками из-за ее договорного запрета с цедентом оказались существенно снижены.

POTAPOV, B.V. BASIC PREMISES OF THE EMERGENCE OF FACTORING

Keywords: factoring, financing under the assignment of a monetary claim, development, history, legal regulation.

In the article viewed the development of the institute of factoring in Russian civil law. It is shows the main directions of improving the legal regulation of the cession, highlighted the relevant changes introduced in Chapter 24 of the Civil Code of the Russian Federation. It is substantiated the conclusion that the legal risks of assignees in part of the possibility of challenging the cession by debtors because of its contractual prohibition with the assignor were significantly reduced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.