УДК: 316.334.23 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-3-35-44
НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ОПЫТ КАЧЕСТВЕННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Алексеёнок А.А., Константинов В.А.1
Цель исследования — выявить с помощью качественных методов структуру неналоговых платежей, отношение к ним предпринимателей, пути снижения издержек малых предприятий для повышения их конкурентоспособности, так как данные производственные издержки не структурированы и существенно дифференцированы по видам экономической деятельности и для их исследования невозможно применить количественные методы сбора первичной социологической информации без потери полноты и репрезентативности.
Предпосылка исследования заключется в том, что неналоговые платежи не структурированы и существенно дифференцированы по видам экономической деятельности и месту регистрации малого предприятия, поэтому для их исследования невозможно применить количественные методы сбора первичной социологической информации без потери полноты и репрезентативности.
В результате исследования выявлено, что принудительные расходы в несколько раз сильнее оказывают влияние на деятельность организации и получение прибыли, чем налоговые обязательства. Авторами обоснована важно оценки и опредления влияния всех факторов на деятельность организации, что в дальнейшем позволит выбрать оптимальную методику ведения бизнеса со стороны предпринимателя и действенную поддержку со стороны государства.
Ключевые слова: неналоговые платежи, фокус-группа, фискальная социология, принудительные расходы, малый бизнес, государственная поддержка малого бизнеса, квазиналоги.
Алексеёнок Анна Алексеевна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; адрес: 302028, Россия, г. Орел, Панчука д. 1, e-mail: [email protected]
Константинов Виктор Александрович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, адрес: 302026, Россия, г. Орел, Комсомольская, д.96, e-mail: [email protected]
NON-TAX REVENUE IN SMALL BUSINESS: EXPERIENCE OF QUALITATIVE RESEARCH
ALEKSEENOK A. A. - Doctor of Sociological Sciences, Docent, Professor of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
KONSTANTINOV V. A. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Economy, Finance and Accounting, Orel State University named after I.S. Turgenev (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The purpose of the study is with the help of qualitative methods to identify the structure of non-tax payments and the attitude of entrepreneurs to them, ways to reduce the costs of small enterprises to increase their competitiveness, since these production costs are not structured and significantly differentiated by economic activity: it is impossible to apply quantitative methods for their research sociological information without loss of completeness and representativeness.
The prerequisite of the study is that non-tax payments are not structured and are significantly differentiated by type of economic activity and place of registration of a small enterprise, therefore it is impossible to apply quantitative methods for collecting primary sociological information without loss of completeness and representativeness.
As a result of the research, it was revealed that compulsory expenses have several times more influence on the organization's activities and making profit than tax liabilities. The authors substantiated the importance of assessing and determining the influence of all factors on the organization's activities, which in the future will make it possible to choose the optimal method of doing business by an entrepreneur and effective support from the state.
Keywords: non-tax payments, focus group, fiscal sociology, coercive spending, small business, state support of small business, quasi-taxes.
Предпосылки настоящего исследования обусловлены основными принципами стратегии Минэкономразвития России «О развитии стратегии малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года», достижение ряда показателей которой не представляется возможным без реальной оценки влияния непрогнозируемых, но обязательных расходов на экономические показатели малых и средних предприятий. Исследование природы расходов, которые возникают у предприятия вследствие принятия государством тех или иных нормативных
документов в отношении определенного вида деятельности, в результате исполнения которых предприятию вменяется обязанность уплаты дополнительных денежных средств помимо налоговых сборов, для продолжения осуществления выбранного вида деятельности представляется крайне актуальным.
Подобные неналоговые платежи особенно сильно отражаются на малом бизнесе, который не имеет больших оборотов и не может перекладывать расходы между направлениями, кроме того, ограничен в оборотных средствах, в том числе кредитных. Не случайно всероссийские общественные организации предпринимателей еще в марте обратились к Президенту РФ с просьбой не допустить роста финансовой и административной нагрузки на бизнес. И надо сказать, что Президент также озабочен проблемой роста давления на бизнес. К квазиналогам В.В. Путин отнес и комиссии для бизнеса при оплате картами розничных покупок, призывая банки и платежные системы не жадничать и снизить ее в несколько раз1. Такая комиссия достигает 3% с покупки и больше, делая более выгодными продажи за наличные деньги даже с учетом инкассации, а возврат к наличным платежам снижает прозрачность бизнеса перед государством и препятствует налоговому росту.
В совокупности с другими обязательными платежами так называемые неналоговые платежи добавляют нагрузку на розничный бизнес, где трудится большинство индивидуальных предпринимателей, и далеко не все из них могут оставаться на плаву2.
Обязательные неналоговые платежи являются объектом фискальной социологии, так как доказано, что они обладают общими с налогами признаками, влияющими на развитие общества. А бессистемное, неструктурированное, труднопрогнозируемое отчуждение средств вследствие выполнения нормы закона делает неналоговые платежи более приоритетным и актуальным объектом исследования, чем налоги3.
Многообразие принудительных расходов и их существенный размер для субъектов предпринимательства обосновывают необходимость проведения исследования их влияния на показатели деятельности экономического субъекта. Принудительные расходы появляются в результате функционирования определенных экономических институтов, и в большей части они навязываются
1 Путин назвал комиссию при оплате картой мешающим экономике квазиналогом // РБК. 6 февраля 2019 г. - URL: https://www.rbc.ru/economics/06/02/2019/5c5ac4d69a794743d53fe42a (дата обращения 10.02.2019)
2 Константинов В.А. Анализ исследований современного научно-практического направления о влиянии принудительных расходов на предприятия малого бизнеса // Экономические и гуманитарные науки. - 2017. - № 8 (307). - С. 85-92.
3 Варакса Н.Г., Константинов В.А. Принудительные расходы как объект фискальной социологии // Экономические и гуманитарные науки. - 2018. - № 3 (314). - С. 52-57.
экономическим субъектам, поэтому бесконтрольный их рост будет негативно сказываться на финансовой устойчивости предприятия, инвестиционной привлекательности, снижать стимулы для дальнейшего развития. Однако в настоящее время широкое распространение получили только исследования влияния налоговых обязательств как одного из видов принудительных расходов на финансовое положение субъекта бизнеса, а также анализа и оценки налоговой нагрузки. Дальнейшее исследование принудительных расходов не только с экономической, но и с социальной позиции позволит определить баланс разнонаправленных интересов сторон «государство (муниципальное образование, контролирующий орган и т. п.) - малое предприятие», оценить общую экономическую нагрузку на бизнес и выявить возможности для развития хозяйствующих субъектов.
Одна из самых обсуждаемых инициатив Министерства финансов РФ затрагивает многих малых предпринимателей и связана с включением некоторых неналоговых платежей в налоговый кодекс, т. е. с приданием им полноценного статуса налога. Речь идет об утилизационном, экологическом и курортном сборах, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о плате с грузовиков через систему «Платон» и о сборах с операторов связи. Несмотря на то, что Министерство предлагает тем самым как обеспечить предсказуемость и прозрачность платежей, так и не допустить роста нагрузки на бизнес, общественные организации предпринимателей категорически против узаконивания неналоговых платежей. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и «Опора России» полагают, что это приведёт к росту фискальной и административной нагрузки на бизнес1.
Поскольку неналоговые платежи не структурированы и существенно дифференцированы по видам экономической деятельности и месту регистрации малого предприятия, постольку для их исследования невозможно применить количественные методы сбора первичной социологической информации без потери полноты и репрезентативности. Качественные методы позволят выявить структуру таких расходов, отношение к ним предпринимателей, пути снижения издержек малых предприятий для повышения их конкурентоспособности. В социологической науке под качественной информацией понимается та, которая выражается нечисловыми методами. Их носителями являются видеоматериалы, фотографии, рисунки, различного рода знаки и символы, вещи и т. п. Но чаще всего они находят отражение в виде вербальной информации - речи или текста. Фокус-группа представляет собой самый распространенный качественный метод сбора информации. Данный метод был предложен в 1946 г Р. Мертоном и
1 Бизнес против включения в НК шести «квазианалоговых» платежей // Экономика и жизнь. - 19 марта 2019 г. - URL: https://www.eg-online.ru/news/395960/
М. Фиске, но остается популярным и в настоящее время. Несколько слов об особенностях данного метода:
- численность участников групп составляет от 6 до 10 человек;
- рекрутирование участников фокус-группы происходит с учетом ее целей;
- продолжительность фокус-группы составляет 1,5-2 часа;
- дискуссия проходит под руководством модератора — опытного социолога или психолога — согласно сценарию полуформализованного перечня тем, которые необходимо затронуть в ходе беседы.
Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий для общения всех участников, проходящего в атмосфере комфорта и доброжел ательности.
В ходе дискуссии создаются благоприятные условия для искреннего выражения мнений респондентов, спонтанного проявления эмоций. Эффективность фокусированного интервью зависит от того, насколько комфортно будут чувствовать себя его участники, вовлеченные в дискуссию. Предполагается, что фокус-группы позволяют получить более продуктивные результаты, чем индивидуальные интервью.
В рамках данного исследования метод фокусированного интервью больше других подходит для достижения цели выявления специфики неналоговых платежей в малом предпринимательстве. Цель — исследовать мнение предпринимателей о влиянии неналоговых платежей на структуру доходов и расходов предприятий малого бизнеса, а также изучить общие проблемы малого бизнеса РФ.
Фокус-группа «Отношение представителей малого бизнеса к неналоговым платежам»: 8 участников, продолжительность 1,5 часа.
Критерии рекрутирования участников фокус-группы:
1. Представитель малого бизнеса.
2. Личный опыт работы в малом бизнесе не менее трех лет.
3. Рандомность участников.
4. Осведомленность участника о теме исследования (т.е. о проблеме неналоговых платежей в регионе), что было в процессе рекрутирования участников.
5. В исследовании принимают участие респонденты мужского и женского пола.
В начале фокус-группы участникам было предложено представиться и
рассказать несколько слов о своем бизнесе. А также ответить на вопрос: «Что лично Вы понимаете под неналоговыми платежами?»
По данному вопросу респонденты достаточно единодушно высказались о том, что под неналоговыми платежами они понимают:
«...принудительные расходы»,
«расходы, которые государство обязывает выплачивать.»,
«те затраты, которые не приносят прибыли, но которые ты должен платить..».
Таким образом, из ответов, полученных от участников фокус-группы, можно сделать вывод, что под неналоговыми платежами они понимают расходы, которые возникают у предприятия вследствие принятия государством тех или иных нормативных документов в отношении определенного вида деятельности на предприятии, в результате исполнения которых предприятию вменяется обязанность уплаты дополнительных денежных средств помимо налоговых сборов для продолжения осуществления выбранного вида, безотносительно к наименованию государственного или коммерческого института, в пользу которых они возникают у субъекта экономической деятельности.
В следующем вопросе участникам фокус-группы было предложено назвать неналоговые платежи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности. Были получены следующие варианты ответов:
«....необходимость приобретения тахометров для осуществления грузовых перевозок с 2013 года, светоотражающих жилетов»; «...онлайн-кассы, эквайринг»;
«.постоянно претерпевающий изменения порядок ведения кассовых операций, требующий замены или модернизации кассовых аппаратов»; «.покупка полиса ОСАГО»;
«.использование системы Платон, которая введена с ноября 2015 года на грузовые автомобили (так называемая плата за тонны)»;
«.медицинские осмотры, книжки, специальная одежда, дезинфекция, дезинсекция».
Таким образом, все без исключения представители малого бизнеса сталкиваются в своей деятельности с обязательными неналоговыми платежами.
Следующий блок вопросов касался государственной поддержки малого бизнеса. Участникам фокус-группы было предложено ответить на следующие вопросы: «Как Вы считаете, поддерживает ли государство малый бизнес, и в чем выражается эта поддержка?», «Как это находит отражение в законодательстве?», «Каковы основные претензии к законодательству?».
Большинство участников фокус-группы считают, что государство недостаточно поддерживает малый бизнес, выстраивая наряду с мерами поддержки административные барьеры и возлагая дополнительную финансовую нагрузку. Полностью соблюдать требования современного законодательства невозможно считают 7 из 8 участников. Они заявили, что
«.ненадежность и неэффективность институтов государства, которые призваны защищать и отстаивать права представителей малого бизнеса, вынуждают их искать способы решения своих проблем вне правового поля»;
«.существующее в настоящий момент законодательство само является причиной, по которой предприниматели и бизнесмены стремятся обойти закон». Из анализа высказываний участников фокус-группы следует вывод: соблюдение
законодательства для представителей малого бизнеса затрудняют следующие причины:
- сложность и длительность административных процедур;
- высокая финансовая нагрузка, налагаемая на бизнес.
Следующий блок вопросов касался положения дел в бизнесе, его развития или упадка, а также самоидентификационной оценки представителей малого бизнеса собственного положения в социальной структуре современного российского общества1:
«Оцените динамику своего бизнеса за последние пять лет.». Представители малого бизнеса всегда относились социологами к среднему классу. «Скажите, можете ли Вы отнести себя к среднему классу? И поясните свой ответ».
Все респонденты вне зависимости от уровня развития их бизнеса негативно высказались о неналоговых платежах:
«.В настоящее время развитие бизнеса очень затруднительно. Повышается конкуренция, открываются аналогичные магазины. Чтобы оставаться на плаву, приходится работать без перерывов и выходных дней. Наем работника позволить себе не могу - очень большие расходы с этим связаны. И неналоговые платежи, о которых сегодня велась речь, очень сильно отражаются в негативной степени на деятельности. Не только не могу себя отнести к среднему классу, но и к классу чуть ниже среднего отношу себя с трудом».
«.Несмотря на то, что наш бизнес достаточно стабилен и к среднему классу я себя готов отнести, положение населения, занятого в малом бизнесе, мне кажется, усугубляется с каждым годом. Появление дополнительных, «принудительных» платежей является негативным фактором, который вредит малому бизнесу. Государство должно, напротив, пытаться как-то поддержать предпринимателей, а не усугублять их и без того непростое положение».
«... Я являюсь достаточно успешным предпринимателем, мой бизнес развивается, отношу себя к среднему классу, так как живу в собственной квартире в новом доме, в семье имеется несколько автомобилей, загородный дом, отдыхаю за границей, посещаю фитнес-зал... В то же время неналоговые выплаты меня очень возмущают. Я не понимаю, почему государство вместо поддержки и помощи, которые должно оказывать, пытается отнять у нас то, что мы зарабатываем честным, упорным и очень непростым трудом».
Таким образом, независимо от уровня развития бизнеса все участники фокус-группы выразили негативное отношение к неналоговым платежам — «принудительным расходам». В заключение был задан вопрос: «Можно ли
1 Алексеёнок А.А., Каира Ю.В., Бараночников В.А. Социологический анализ влияния материального положения на социальное самочувствие населения и социальную напряженность в регионе // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 3 (20). - С. 44-47.
избежать данной статьи расходов и как это отразится на бизнесе?»
И хотя практически все участники беседы считали негативным фактором для развития бизнеса так называемые «принудительные расходы», они считали, что оплачивать их нужно. По данному вопросу были высказаны три точки зрения:
Первая. «Все обязательные неналоговые платежи необходимо оплачивать, так как от них зависит работа всего предприятия, а также пожарная, социальная, экологическая, информационная безопасность окружающих, несмотря на значительную их сумму».
Вторая. «Все обязательные неналоговые платежи необходимо оплачивать, так как от них зависит работа всего предприятия, а также пожарная, социальная, экологическая, информационная безопасность окружающих, а сумма, которая затрачивается на них, незначительна».
Третья. «Оплачивать надо только часть «принудительных расходов», без которых физически невозможно существовать предприятию (касса, лицензия и т. п.). А прочие расходы я бы оплатил, не будь они столь высокими».
Анализ результатов фокус-группы на тему «Отношение представителей малого бизнеса к неналоговым платежам» показал отсутствие баланса интересов государства и контролирующих структур, а также субъектов бизнеса. У собственников бизнеса отсутствует должное понимание и ощущение получаемых благ, и во многих статьях принудительных расходов отсутствует заинтересованность для исполнения своих обязательств. Эти обстоятельства являются причинами возникновения девиантного поведения относительно принудительных расходов1.
Министерство финансов РФ видит решение проблемы неструктурированности, непрозрачности, непредсказуемости неналоговых платежей, пошлин, сборов в «погружении» в новые редакции Налогового кодекса. Предстоят согласовательные процедуры таких законодательных инициатив с общественными организациями предпринимателей. При этом государство предполагает администрирование таких платежей с использованием новейших цифровых технологий, не требующих от малых предприятий дополнительных издержек.
Таким образом, в ходе исследования выявлено противоречие между намерениями государства узаконить на постоянной основе неналоговые платежи и восприятием малыми предпринимателями такого узаконивания как рост административного и финансового давления на бизнес.
Развитие малого бизнеса в России является основой прогресса для всех отраслей экономики, но на сегодняшнем этапе развития в стране нет наиболее
1 Проказина Н.В., Алексеёнок А.А., Каира Ю.В. Оценка населением основных сфер общественной жизни региона (на материалах Орловской области) // Среднерусский вестник общественных наук. -2017. - Т. 12. - № 5. - С. 226-235.
выгодных условий для ведения данной деятельности, пока что только разрабатываются необходимые для этого программы для дальнейших перспектив в этой сфере1. Поэтому начинающим предпринимателям необходимо тщательно изучить данную сферу и рассчитывать не только на поддержку со стороны государства, но и учитывать все возникающие в ходе данной деятельности расходы. Как показывает проведенное исследование, налоговые факторы оказывают несущественное влияние на прибыль по сравнению с принудительными расходами, которые возникают у предпринимателя в соответствии со спецификой деятельности и предъявляемыми к ней требованиями. Оценка данных факторов является неотъемлемой частью существования бизнеса, так как позволяет выбрать успешную методику ведения деятельности. Принудительные расходы в несколько раз сильнее оказывают влияние на деятельность организации и получение прибыли, чем налоговые обязательства. Для безубыточного положения предпринимателю в начале своей деятельности необходимо обладать большим запасом собственных денежных средств либо прибегнуть к заемным ресурсам. Иначе, находясь в убыточном положении, возникают ситуации, при которых предприниматель, желая увеличить объемы прибыли, пренебрегает законодательными нормами, что влечет за собой снижение качества услуг и ставит под угрозу жизнь населения. Поэтому важно оценивать влияние всех факторов на деятельность организации и выбирать оптимальную методику ведения бизнеса со стороны предпринимателя и действенную поддержку со стороны государства.
Библиография/References:
1. Алексеёнок А.А., Каира Ю.В., Бараночников В.А. Социологический анализ влияния материального положения на социальное самочувствие населения и социальную напряженность в регионе // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 3 (20). - С. 44-47.
2. Анненкова А.А., Дорохова Ю.В., Гришина А.Н. Содействие развитию малого предпринимательства на территории муниципальных образований // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 4. - С. 163-173.
3. Бизнес против включения в НК шести «квазианалоговых» платежей // Экономика и жизнь. - 19 марта 2019 г. - URL: https://www.eg-online.ru/news/395960/ (дата обращения: 20.03.2019).
4. Варакса Н.Г., Константинов В.А. Принудительные расходы как объект фискальной социологии // Экономические и гуманитарные науки. - 2018. -
1 Анненкова А.А., Дорохова Ю.В., Гришина А.Н. Содействие развитию малого предпринимательства на территории муниципальных образований // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 4. - С. 163-173.
№ 3 (314). - С. 52-57.
5. Константинов В.А. Анализ исследований современного научно- практического направления о влиянии принудительных расходов на предприятия малого бизнеса // Экономические и гуманитарные науки. - 2017. - № 8 (307). - С. 85- 92.
6. Проказина Н.В., Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Оценка населением основных сфер общественной жизни региона (на материалах Орловской области) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 5. - С. 226-235.
1. Alekseenok, A.A., Kaira, Iu.V., Baranochnikov, V.A. (2011) Sotsiologicheskii analiz vliianiia material'nogo polozheniia na sotsial'noe samochuvstvie naseleniia i sotsial'nuiu napriazhennost' v regione [Sociological analysis of the impact of the material situation on the social well-being of the population and social tensions in the region] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 3 (20). - p. 44-47. (In Russ.)
2. Annenkova, A.A., Dorokhova, Iu.V., Grishina, A.N. (2015) Sodeistvie razvitiiu malogo predprinimatel'stva na territorii munitsipal'nykh obrazovanii [Promoting the development of small business in the municipality] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 10. - № 4. - P. 163-173. (In Russ.)
3. Biznes protiv vkliucheniia v NK shesti «kvazianalogovykh» platezhei [Business against the inclusion of six "quasi-tax" payments in NK] // Ekonomika i zhizn' [Economy and Life]. - 19 marta 2019 g. - URL: https://www.eg-online.ru/news/395960/(data obrashcheniya: 20.03.2019). (In Russ.)
4. Varaksa, N.G., Konstantinov, V.A. (2018) Prinuditel'nye raskhody kak ob"ekt fiskal'noi sotsiologii [Forced expenses as an object of fiscal sociology] // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki [Economic Sciences and Humanities]. - № 3 (314). - P. 52-57. (In Russ.)
5. Konstantinov, V.A. (2017) Analiz issledovanii sovremennogo nauchno-prakticheskogo napravleniia o vliianii prinuditel'nykh raskhodov na predpriiatiia malogo biznesa [Analysis of studies of modern scientific and practical directions on the impact of coercive costs on small businesses] // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki [Economic Sciences and Humanities]. - № 8 (307). - P. 85- 92. (In Russ.)
6. Prokazina, N.V., Alekseenok, A.A., Kaira, Iu.V. (2017) Otsenka naseleniem osnovnykh sfer obshchestvennoi zhizni regiona (na materialakh Orlovskoi oblasti) [Evaluation of major spheres of the region public life by population (on the materials of the orel region)] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 12. - № 5. - P. 226-235. (In Russ.)