НЕМЦЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Судаба ЗЕЙНАЛОВА
научный сотрудник Института истории имени А.А. Бакиханова Национальной академии наук (Баку, Азербайджан)
Азербайджан, расположенный на стыке Запада и Востока, в определенные периоды истории становился роди-
ной для представителей многих народов Это этническое разнообразие, сохраняющееся и сегодня, мирное проживание в на-
шем государстве представителей различных национальностей, культур и конфессий свидетельствует о толерантности азербайджанского народа, о его уважительном к ним отношении. К представителям европейской культуры, на протяжении длительного пе-
риода проживавшим в Азербайджане, относятся и немцы. Изучение их жизни и деятельности на этой территории вызывает большой интерес и является наглядным примером взаимосвязей западной и восточной культур в едином обществе.
Процесс переселения
Переселение немцев на территорию Азербайджана началось в первые десятилетия XIX века, что обуславливалось рядом причин1. В тот период в Германии, разоренной в ходе наполеоновских войн, была сложная политическая и экономическая ситуация, способствовавшая росту недовольства народных масс и усилению миграционных процессов. В особенно тяжелом положении оказались южные земли Германии — Вюртемберг, где к тому же активизировались сектантские движения, в том числе сепаратизм. Некоторые жители в поисках спасения изъявили желание переселиться на Восток, в частности на Кавказ, так как, по их мнению, он расположен «недалеко от колыбели человеческого рода»2. С такой просьбой они обратились к российскому императору Александру I, который, возвращаясь с Венского конгресса, в 1816 году проезжал через г. Штутгарт3.
Отметим, что к тому времени Центральный Кавказ, в том числе Северный Азербайджан, уже завоевала Российская империя, после чего перед царизмом встал вопрос об укреплении своего господства среди местного населения. Для осуществления этих целей и дальнейшего освоения ресурсов края российскому самодержцу необходимо было создать в регионе надежную социально-политическую, экономическую, этноконфессиональную опору. При решении этих задач царские власти проводили целенаправленное переселение армян и русских, что привело к серьезным этноконфессиональным и демографическим изменениям на этой территории, куда тогда же переселили группу немецких колонистов. Напомним, что 22 июля 1763 года Екатерина II издала манифест, послуживший началом массовому переезду немцев в Россию4. То есть переселение немцев на новые земли Российской империи, пока ею полностью не освоенные, приобрело традиционный характер уже во второй половине XVIII века.
По некоторым данным, с 1816 по 1818 год из Вюртемберга на Центральный Кавказ выехали 1 400 семейств (6—7 тыс. чел.)5. Однако в результате больших потерь в пути к осени 1818 года лишь около 500 из них прибыло в Тифлис6. Первоначально на террито-
1 См.: Исмашов Э., Keнгepлu З. О категории Кавказ // Доклады Национальной академии наук Азербайджана. Т. LVIII, № 5—6. Б.: Элм, 2002. С. 290—294.
2 См^нов С. Немецкие сектанты за Кавказом // Русский вестник. Т. 57. М., 1865. С. 230—233.
3 См.: Баcuxuн П. Немецкие колонии на Кавказе. Этнографический очерк // Кавказский вестник, 1900, № 1. С. 14.
4 См.: Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XVI, 1830. С. 313—316.
5 См.: Schweinitz. Helenendorf. Eine deutsche Kolonie im Kaukasus. Berlin, 1908. S. 3; Баcuxuн П. Указ. соч.
6 См.: Цммер Ф. Колония Еленендорф, Елисаветпольской губернии и уезда // СМОМК. Вып. 29. Тифлис, 1901. С. 2—3.
рии Грузии было основано шесть немецких колоний. Но для всех переселенцев удобных казенных земель близ Тифлиса не хватало, поэтому власти решили направить их в Елизаветпольский уезд. В предписании генерала Ермолова отмечалось: «В Елизавет-польском уезде есть немало земель казенных и там по многим отношениям выгодно поселить колонистов»7. Таким образом, весной 1819 года некоторые семьи были направлены в Азербайджан, в Елизаветпольский округ (ныне окрестности Гянджи), где основали два своих поселения. Одно из них (Еленендорф) было построено на территории разрушенной азербайджанской деревни Ханлыклар (современный Ханлар), в семи верстах от г. Елизаветполя, второе (Анненфельд) — на месте расположения древнего азербайджанского города Шамкир. Ссылаясь на некоторые исследования, можно отметить, что в Еленендорфе обосновались 127 семей (приблизительно 600 чел.), в Анненфельде — 67 (300—400 чел.)8. А к началу XX века в Азербайджане уже было восемь немецких поселений: Еленендорф, Анненфельд, Георгсфельд, Алексеевка, Грюн-фельд, Эйгенфельд, Траубенфельд, Елизаветинка. Они были построены в Ханларском, Шамкирском, Казахском, Таузском, Акстафинском районах (в основном на территории старых азербайджанских селений).
Экономическая и культурная жизнь
Период с основания первых поселений в Азербайджане (1819 г.) до середины XIX века можно назвать этапом первоначального становления, обустройства и адаптации колонистов к местным условиям жизни. В то время их хозяйственная деятельность носила большей частью натуральный, потребительский характер, удовлетворяя собственные потребности приехавших. Отметим, что, будучи по происхождению и сословию крестьянами, они занялись сельским хозяйством.
Во второй половине XIX века основным направлением их деятельности стало виноградарство и виноделие, что удачно вписалось в появившиеся элементы капиталистических отношений в сельском хозяйстве и в возникновение в Азербайджане некоторых отраслей промышленности. В результате привезенных с исторической родины навыков, использования местных особенностей развитой культуры виноградарства, обмена опытом с представителями коренного населения, кропотливого труда немецких колонистов их виноградники и вина приобрели широкую известность. Большой вклад в развитие этой сферы их приложения сил внесли винодельческие фирмы братьев Форер и братьев Гуммель, которые к тому времени владели многими промышленными предприятиями, торговыми точками, земельными угодьями и немалым капиталом. Уже тогда они вошли в число самых крупных предпринимателей среди немецких колонистов не только Азербайджана, но и всего Центрального Кавказа.
В конце XIX — начале XX века в Азербайджане, особенно в Баку, появилось большое количество иностранцев, в том числе и немцев. Среди них были предприниматели,
7 Акты собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК) / Под ред. Ад. Берже. Т. 6. Ч. 1. Тифлис, 1874. С. 331.
8 См.: Stumpp K. Die Auswanderung aus Deutschland nach Rupiand in den Yahren 1763 bis 1862 // Jahrbuch fur ostdeutsche Volkskunde. Band 22. Stuttgart, 1979. S. 210—217; Никифоров H.K. Экономический быт немецких колонистов в Закавказском крае // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. 1. Тифлис, 1886. С. 104.
промышленники, инженеры, архитекторы, врачи, ученые, педагоги и т.д. В частности, отметим таких известных немецких промышленников, как Сименсы, владевшие крупным медеплавильным производством, и хозяев фирмы «Торговый дом Бенкендорф», которые к тому же приобрели нефтяные промыслы. Кстати, этот поток иностранцев был вызван нефтяным бумом в Азербайджане, начавшимся в то время.
Разумеется, Первая мировая война, в которой Россия и Германия оказались в противоположных лагерях, отрицательно сказалась на положении немцев, живущих в Российской империи. С началом войны царское правительство приняло ряд законов, ограничивающих их право на владение недвижимым имуществом, на преподавание на немецком языке и т.д. Только после Февральской революции Временное правительство приостановило действие этих законов.
28 мая 1918 года была создана первая на Востоке независимая Азербайджанская Демократическая Республика, существовавшая до апреля 1920 года. В постановлении о провозглашении Азербайджана независимым государством, принятом 28 мая 1918 года, было объявлено: «Азербайджанская Демократическая Республика гарантирует в своих пределах гражданские и политические права всем гражданам без различия национальности, вероисповедания, социального положения и пола. Азербайджанская Демократическая Республика всем народностям, населяющим ее территорию, предоставит широкий простор для свободного развития»9.
Происходящие в 1918—1920 годах в Азербайджане общественно-политические, экономические, культурные преобразования затронули и немцев республики. Так, в ее парламенте был представлен и их депутат — Лоренц Яковлевич Кун10. Ярким событием в жизни немецких колоний в тот период стало празднование юбилея Еленендор-фа, то есть 100-летия переселения немцев в Азербайджан. Этот праздник, состоявшийся 9 июня 1919 года с разрешения губернатора Гянджи, прошел в торжественной обстановке.
В апреле 1920 года в результате оккупации республики Красной Армией в Северном Азербайджане была установлена советская власть. Все происходящие в последующие годы перемены оказали огромное влияние на жизнь всего его населения, естественно, и на положение проживающих здесь немцев.
В первые советские годы в их поселениях наблюдались нестабильность и экономический упадок, связанный с так называемой политикой «военного коммунизма». После утверждения первых советских декретов, в том числе о земле, о национализации частных промышленных предприятий, по всему Азербайджану (да и по всей советской территории) началась экспроприация земельных наделов, которые перераспределяли по уравнительному принципу. Кроме того, у немецких крестьян реквизировали большое количество рабочего скота и инвентаря, в основном для нужд отрядов Красной Армии11. Винодельческие предприятия колонистов, в том числе известные крупные фирмы Фореров и Гуммелей, были национализированы, что привело их в упадок12.
С 1921—1922 годов, в связи с переходом страны к новой экономической политике (НЭП), в социально-экономическом положении немецких поселений наметились определенные улучшения. Так, в 1922 году был создан Производственный кооператив
9 Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1920). Внешняя политика. Б.: Азербайджан, 1998. С. 10.
10 Государственный архив Азербайджанской республики (ГААР), ф. 894, оп. 10, д. 53, л. 5.
11 Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (ГИААР), ф. 508, оп. 1, д. 459, лл. 24, 35, 51; д. 468, л. 1.
12 См.: Экономический вестник Азербайджана, 1922, № 23 (30). С. 27.
виноградарей и виноделов Гянджинского района «Конкордия», в который вошли 90% немецких винодельческих хозяйств. К 1926 году у этого предприятия уже было 9 винокуренных, спиртово-ректификационных и 5 коньячных заводов, 11 винных и коньячных подвалов, а также подсобные предприятия, мастерские, которые распределили по всем колониям, что способствовало развитию каждой из них13. «Конкордия» открыла свои представительства и отделения во многих городах СССР. Кроме того, необходимо особенно отметить деятельность Берлинского представительства «Конкордии», которое занималось не только экспортом продукции кооператива, но и закупало для него оборудование, а для сотрудников — лечебные средства14. В результате расширения сферы деятельности кооператива росли и его доходы. Так, 1924/25 финансовый год он закончил с положительным балансом, превысившим 8 млн рублей15, а в целом в 1920-е годы это предприятие был одним из лучших в республике среди винодельческой кооперации.
Однако уже во второй половине 1920-х годов положение начало ухудшаться, что в первую очередь обуславливалось изменением политического и экономического курса советской власти. Зажиточность, экономическая самостоятельность, связи с заграницей, обособленность и другие черты, характерные для деятельности кооперации в немецких поселениях, не соответствовали установкам руководства СССР, что привело к ограничению их инициативы, а затем и к ликвидации. Так, в 1925—1926 годах было проведено следственное дело по кооперативу «Конкордия»16. В итоге, на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 18 сентября 1929 года о реорганизации сельскохозяйственной кооперации соответствующие власти Азербайджанской ССР приняли решение о преобразовании кооператива «Конкордия» в Районное объединение поселковых товариществ ви-ноградо-винодельческой кооперации17. В 1935 году был организован судебный процесс по делу кооператива «Конкордия». Признав его экономическую деятельность не только как действительно вредную, но и подрывную, суд принял решение кооператив окончательно ликвидировать18.
В 1930—1932 годах в ходе проводимой по всей стране коллективизации колхозы были созданы и в немецких поселениях: в Еленендорфе — им. Тельмана, в Анненфельде — им. Клары Цеткин, в Георгсфельде колхоз был назван «Борьба», в Траубенфельде — «Со-ветштерн», в Марксово (Елизаветинке) — «Интернационал», в Грюнфельде — «Роте-Фане», в Алексеевке — им. Ленина. Все они специализировались на виноградарстве, им передали имущество, конфискованное в немецких хозяйствах кулаков и даже середняков. К тому же в середине — второй половине 1930-х годов в этих поселениях проводились усиленные меры против кулачества. Так, в отчете НКВД указывалось, что в 1935 году в Азербайджане репрессировали 381 немца, из которых большинство либо раскулачили, либо арестовали по делу «Конкордии»19. В связи с мероприятиями по раскулачиванию и коллективизации в немецких поселениях обострились противоречия, усилилось недовольство их жителей. Например, 18 марта 1930 года в Еленендорфе была организована демонстрация протеста против колхозов и вовлечения в них колонистов20. Однако к кон-
13 ГААР, ф. 2384, оп. 1, д. 2, л. 214; ф. 816, оп. 6, д. 56, лл. 7—8.
14 ГААР, ф. 2384, оп. 1, д. 17, лл. 100—101; Государственный архив политических партий и обществен-
ных движений Азербайджанской Республики (ГАППОДАР), ф. 1, оп. 85, д. 613, л. 65.
15 ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 303, л. 141.
16 См.: Джафарли М. Немцы в Азербайджане. Б., 1998. С. 21; ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 102, л. 657.
17 ГААР, ф. 2384, оп. 1, д. 10, лл. 85—86; ф. 379, оп. 7, д. 87, л. 9.
18 См.: Конкордия. Одесса: Астропринт, 2001. С. 17—18.
19 См.: Джафарли М. Политический террор и судьбы азербайджанских немцев. Б., 1998. С. 71.
20 См.: Ohngemach Е. Метоіге eines ипЬекапМеп // НеітаШсЬе Weiten. М.,1989. S. 112.
цу 1930-х годов практически абсолютное большинство их хозяйств было вынуждено вступить в колхозы. Безусловно, это негативно сказалось на социально-экономическом положении немецких поселений.
Большой интерес вызывает культурная жизнь первых немецких переселенцев, которые уделяли огромное внимание обучению своих детей — на начальном этапе в домашних условиях, а затем и в школах. Первая из них была построена 1842 году в Еленендор-фе21. До 1890-х годов эти школы носили характер церковно-приходских и находились под присмотром местных пасторов. В 1890 году, после издания правительством России указа
о переподчинении Министерству народного просвещения протестантских и лютеранских школ, школу в Еленендорфе преобразовали в двуклассное училище, в 1917-м там же открыли смешанное реальное училище, в котором обучались немцы со всего Центрального Кавказа22. В 1924—1926 годах во всех немецких поселениях Азербайджана было восемь немецких школ первой ступени (в среднем по 1 090 учащихся в каждой) и одна — второй ступени (в Еленендорфе), в которой насчитывалось 213 учеников. Во всех этих учебных заведениях работали 69 преподавателей23. Кроме того, как отмечалось в соответствующих документах, «ввиду существующей потребности в местных кадрах в области техники, сельского хозяйства», в конце 1920-х годов в Еленендорфе был открыт машиностроительный техникум. А в 1930-е годы там же, в Еленендорфе, действовал Техникум виноградарства и виноделия, в котором учащиеся должны были получать специальные знания. В марте 1938 года ЦК ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли совместное постановление об обязательном изучении русского языка в нерусских школах, а затем аналогичное решение было принято руководством Азербайджана, в результате чего в республике началась реорганизация немецких школ и перевод обучения во всех классах на русский язык24.
Советская власть уделяла большое внимание идеологической работе среди немцев Азербайджана в целях его привлечения к общественно-политическим процессам, проходящим в стране, что было одним из направлений национальной политики большевиков. Для решения задач в этой сфере уже в 1921 году в Баку была создана Немецкая секция при ЦК АзКП (б). В ее отчете за 1926 год указывалось, что в республике на данный момент 136 немцев являются членами и кандидатами в члены АКП (б)25. В 1920—1930-е годы в Баку выходили две немецкие газеты: «Bauer und Arbeiter» («Крестьянин и Рабочий»), издававшаяся в 1924 году и распространявшаяся среди немцев, проживавших в Азербайджане и Грузии26, и газета «Lenins Weg» («Ленинский путь»), выходившая с 1932 года в Еленендорфе, а с 1936-го — в Баку. Она считалась республиканской газетой немецкого населения Азербайджанской ССР27. Обе эти газеты должны были вносить весомый вклад в организацию идеологической работы среди немецкого нацменьшинства.
Большое значение в жизни переселенцев и их потомков имела духовная жизнь. Религия, церковь были объединяющим звеном, одним из символов национальной культуры и самобытности, ревностно сохраняемых вдали от исторической родины. В
21 ГИААР, ф. 508, оп. 1, д. 436, л. 26; Ибpагuмoв H.A. Немецкие страницы истории Азербайджана. Б.: Азербайджан, 1995. С. 165—166.
22 ГИААР, ф. 830, оп. 1, д. 7, л. 8; ГААР, ф. 2602, оп. 1, д. 18, лл. 36, 47.
23 См.: Народное образование в Азербайджане 1920—1927 гг. Б.: Издание НКП АССР, 1928. С. 143; Известия АзЦСУ, 1924, № 1 (8). С. 28—29; ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 303, л. 141.
24 См.: Mycаeва T.A. Революция и народное образование в Азербайджане. Б.: Елм, 1979. С. 147; Kacy-мoвa И.И. Культурное строительство в Азербайджане в 1920—1930-е годы (на примере национальных меньшинств и малочисленных народов): Дис. ...канд. истор. наук. Б., 1996. С. 103.
25 ГАППОДАР, ф. 1, оп. 235, д. 303, лл. 140—141.
26 ГАППОДАР, ф. 12, оп. 2, д. 108, лл. 155, 158; ф. 1, оп. 235, д. 160, л. 148.
27 ГАППОДАР, ф. 1, оп. 74, д. 807, лл. 8—9; д. 425, л. 18.
1854 году был заложен первый камень в строительство кирхи Св. Иоанна в Еленендорфе, а 10 марта 1857-го состоялось ее торжественное освещение28. В 1897 году немецкую лютеранскую кирху построили в Баку (архитектор А.В. Эйхлер), а в 1909-м была открыта кирха в Анненфельде (архитектор Ф.А. Лемкуль). В годы советской власти к религии относились неоднозначно. Еще в начале 1920-х годов официально функционировала евангелическо-лютеранская община, объединявшая немцев Центрального Кавказа, в том числе Азербайджана29. Но в начале 1930-х по многим регионам СССР прокатилась волна арестов немецких пасторов, которых обвиняли в антисоветской деятельности, в связях с Германией и в получении соответствующей помощи от нее. По сведениям архивов НКВД, в начале 1936 года в нашей республике было 7 пасторов лютеранского вероисповедания, которых в 1936—1938 годах арестовали за шпионаж30. В связи с этим и по ряду других причин закрывали и лютеранские кирхи. Впрочем, к 1937 году не только кирхи, но и большинство мечетей, а также культовых зданий других конфессий, в свое время построенных в Азербайджане, окончательно прекратили свою деятельность и были переоборудованы, например кирха Св. Иоанна в Еленендорфе — в спортзал31.
Одно из интересных событий в культурной жизни немецких поселений в советский период — создание в 1928 году в Еленендорфе (г. Ханлар) краеведческого музея. Его организатором был местный житель Яков Иванович Гуммель, который своими научными исследованиями (в том числе раскопками) внес существенный вклад в археологическую и этнографическую науку Азербайджана32.
Депортация
Последней и довольно трагической страницей истории немцев нашей республики, прервавшей их существование, развитие и жизнедеятельность на территории Азербайджана, стала депортация. С началом Великой Отечественной войны она была организована во всех республиках СССР, этот процесс затронул не только советских немцев, но и представителей некоторых других народов Советского Союза, которых руководство страны считало «пятой колонной». Здесь уместно отметить, что, по итогам последней довоенной переписи 1939 года, в Азербайджане проживало 23 133 немцев (0,7% общей численности его населения)33.
Депортация была проведена следующим образом. 8 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление (№ 744 сс) «О переселении немцев из Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР», в котором указывалось: «Переселить немецкое население из Грузинской ССР — 23 580 чел., из Азербайджанской ССР — 22 741 чел. и из Армянской ССР — 212 чел.» Проведение всех мероприятий по их принудительному переселению в Казахскую ССР, возложенное на органы НКВД СССР,
28 ГИААР, ф. 508, оп. 1, д. 436, л. 26.
29 ГААР, ф. 27, оп. 1, д. 377, лл. 5—6.
30 См.: Джафарли М. Политический террор и судьбы азербайджанских немцев. С. 45.
31 См.: Гумбатова Т.Ф. Духовная жизнь немцев в Баку // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. Материалы международной научной конференции. М.: Готика, 1996. С. 345; НеітаШисЬ der Deutschen а^ Rupland. Stuttgard, 1961. S. 115.
32 См.: Гуммель Я.И. Краеведческий музей Ханларского района. Б., 1939. С. 3—19.
33 См.: Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги. / Под ред. Ю.А. Полякова. М.: Наука, 1992. С. 71.
Численность немецкой части населения Центрального Кавказа
Территория размещения
1818— 1819 гг.*
1897 г.*
В составе
Российской ----------
империи Грузия
Азербайджан 194
семейства (приб. 1 000 чел.)
6 834 —
292
семейства (приб.
1 500 чел.)
405 —
В
советские
годы
Азербайджан
Грузия
Армения
— 13 149
— 12 074
— 104
23 133 20 527
748 1 546 265
См.: Никифоров Н.К. Указ соч. С. 104. В источнике указано число немецких семейств, переселенных на территорию Грузии и Азербайджана, исходя из чего было подсчитано приблизительное количество человек.
См.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. LXШ. Елизаветпольская губерния, 1904. С. 3; Т. LXI. Бакинская губерния, 1905. С. 52; Т. LXXI. Эриванская губерния, 1905. С. 53; Т. LXIX. Тифлисская губерния, 1905. С. 76—77; Т. LXVI. Кутаисская губерния, 1905. С. 2—3. В материалах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года национальный состав страны определялся по родному языку, исходя из чего, численность немцев указана по количеству лиц, для которых родным был отмечен немецкий язык.
См.: Население Закавказья. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Тифлис: Издание ЗакЦСУ, 1928. С. 8.
См.: Всесоюзная перепись населения 1939 г. С. 71—72.
См.: Расселение народов СССР по союзным республикам по переписи 1989 г. // газ. «Союз», август 1990, № 32.
Л
г)
предписывалось осуществить в короткий срок — с 15 по 30 октября 1941 года34. По имеющимся данным, немцев Азербайджана разместили (группами) в спецпоселениях, созданных в Акмолинской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-
34 См.: Мобилизовать немцев в рабочие колонны.. Готика, 1998. С. 37—38.
(И. Сталин). Сб. док. / Под. ред. Н.Ф. Бугая. М.:
Казахстанской областях Казахской ССР35, где они были мобилизованы в трудармию, находились на учете органов НКВД и были лишены многих прав, прежде всего — на свободное передвижение.
Лишь через много лет после окончания войны на основании указов Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года, 29 августа 1964 года и 3 ноября 1972 года им предоставили возможность выезжать из этих спецпоселений. Однако окончательно они были реабилитированы на основе Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», подписанной 14 ноября 1989 года36. В конце 1980-х и в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, большинство советских немцев эмигрировали в ФРГ. Лишь некоторые их семьи возвратились в места своего прежнего проживания, в частности в Азербайджан (см. табл.), в основном в Баку. Таким образом, депортацией был положен конец истории немецкого населения, около двух веков проживавшего в Азербайджане.
Современное положение
Как мы уже отмечали, сегодня в Азербайджане проживают представители многих национальностей, в том числе и немцы. Все они имеют равные права и свободы, гарантированные Конституцией Республики, сохраняют и развивают свою культуру, язык, обычаи и традиции37. В нашей стране создано несколько обществ и организаций, которые проводят мероприятия по ознакомлению с немецкой культурой, духовной жизнью, историей этого народа, в том числе вечера, посвященные памяти известных немецких деятелей литературы, искусства, науки38. Среди таких организаций можно отметить Азербайджанское национально-культурное общество немцев «Возрождение», Германо-азербайджанское общество культуры «Капельхауз», общество «Германия — Азербайджан», Евангелическо-лютеранскую общину г. Баку. Таким образом, представители этого народа, ныне проживающие в республике, имеют возможность отмечать национальные праздники, посещать церковь и не забывать историю своих предков, жизнь и судьба которых на протяжении почти двух столетий была связана с Азербайджаном.
35 См.: Из истории немцев Казахстана (1921—1975 гг.). Сб. док. Алматы — Москва: Готика, 1997. С. 105—106; Ремпель П.Б. Депортация немцев из европейской части СССР и трудармия по «совершенно секретным» документам НКВД СССР 1941—1944 гг. // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. С. 73.
36 См.: История российских немцев в документах (1763—1992 гг.). Сб. док. / Под ред. В.А. Аумана, В.Г. Чеботаревой. Т. 1. М., 1993. С. 177—179, 266—267.
37 См.: Оруджев Г. Национальные меньшинства Азербайджана сегодня // Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 4 (28). С. 160—162.
38 См.: Гумбатова Т.Ф. Возрождение немецкой культуры и религии в Азербайджане // Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956—2002). Материалы международной научной конференции. М., 2003. С. 333—347; Абдуллаев Ч., Гулиева Б. Немцы в Азербайджане. Б., 1992. С. 26—28.