УДК 069(479.24)
Гюнай Гафарова
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
На сегодняшний день в Азербайджане насчитывается более 100 музеев, из них три - национальных, а остальные имеют статус государственных. Помимо музеев расположенных в Баку и крупных городах республики, они открыты и в районых центрах, получив статус краеведческих1. Во всех музейных учреждениях работают профессиональные кадры, которые получили образование в крупных вузах бывшего СССР и Азербайджанской республики. В период становления музейной системы республики музейными работниками становились выпускники гуманитарных вузов. Среди них особое предпочтение отдавалось историкам, филологам, востоковедам, искусствоведам, а также выпускникам культурно-просветительского техникума.
После установления независимости в Азербайджане стали готовиться профессиональные кадры для музейной системы. На базе Государственного университета культуры и искусства была организована кафедра Музееведения, которая занимается обучением будущих музейных работников. После создания в республике Азербайджанского института туризма там была введена специальность «музеевед - краевед», также связанная с подготовкой музейных специалистов. Таким образом, с каждым годом число специалистов в этой области растет.
С 1992 г. Азербайджан входит в состав ИКОМ, региональный комитет которого возглавляется директором Азербайджанского государственного музея ковра и декоративноприкладного искусства. Благодаря усилиям данного комитета и Министерства культуры и туризма в республике проводятся различные семинары и тренинги для музейных сотрудников. Директора и руководители музеев, а также ведущие специалисты командируются в зарубежные страны для повышения квалификации и обмена опытом.
Как происходило формирование основ этой деятельности? Кто стоял у истоков музейного строительства в Азербайджане? Основа музейной деятельности и интерес к музеям были заложены еще в конце XIX в. Попытка создания первого музея на территории Азербайджана была предпринята известным азербайджанским писателем и государственным деятелем Дж. Мамедгулизаде в 1890 г. Он организовал в школе села Нехрам (Нахичеванская АР) краеведческий музей, в котором были собраны материалы, рассказывающие
об истории Азербайджана. За свою пропагандистскую деятельность Дж. Мамедгулизаде получил благодарность от руководства народных школ Кавказа2.
Первым государственным музеем Азербайджана стал музей «Истиглал», созданный специальным указом Азербайджанской Демократической Республики в 1920 г. В его создании большую роль сыграли Г. Мирджамалов и М. Агаоглы. В нем были собраны археологические находки, произведения искусства, редкие книги, предметы нумизматики, ювелирные украшения и т. д.
1 Подробнее см.: Гафарова Г. История музейного дела в Азербайджане: Прошлое, настоящее, будущее // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 33-40.
2 Bayramov A. Tariximiz. Yadda^imiz. Ssrvstimiz. Baku, 2007. S. 9.
Организаторы данного музея принадлежали к числу просвещеннейших людей своего времени. М. Агаоглы (1896 - 1949), искусствовед по образованию, являлся одним из организаторов Общества по охране древних памятников Азербайджана (1920 г.). После установления в Азербайджане Советской власти он переехал в Турцию, где продолжил профессиональное образование и получил степень доктора наук. На протяжении всей жизни М. Агаоглы занимался исследованием истории исламского и восточного искусства. Его научные труды выходили на английском, французском и турецком языках. Он сотрудничал с известными университетами Европы: Оксфордом, Кембриджем, Сорбоной. Выступления М. Агаоглы на международных конгрессах и конференциях всегда вызывали большой интерес. В начале 1930-х гг. он переехал в США, где стал профессором Мичиганского университета, читал лекции в Гарварде и сотрудничал с музеем Метрополитен. Одновременно он основал журнал «Исламское искусство», который издавался на английском языке.
Именно профессиональный подбор предметов для музея «Истиглал», осуществленный этим видным ученым, впоследствии и позволил данному учреждению стать основой для фондов «Музэкскурса», т. е. отдела, который занимался просветительской и музейной деятельностью на базе Наркомпроса.
После установления в Азербайджане Советской власти Наркопмпрос республики обратился к Наркомпросу РСФСР с просьбой о направлении сюда кадровых специалистов для работы в Бакинском государственном университете, Бакинском политехническом институте и Бакинском педагогическом институте. Ученые и профессора также приглашались работать в различные научные общества, организованные в республике.
В 1923 г. здесь было организовано Общество обследования и изучения Азербайджана, которое занималось изучением истории, культуры и природных богатств края. В его создании играли важную роль государственные деятели Н. Нариманов, С. Агамалыоглы, профессора П. К. Жузе, Е. Пахомов и др.3
Деятельность этого общества позднее сыграла важную роль при формировании коллекций Азгосмузея, который был организован на базе «Музэкскурса» в 1925 г. Помимо этого при «Музэкскурсе» была организована Комиссия по охране памятников старины и искусства (Азкомстарис), председателем которой был назначен Е. Пахомов (1880 - 1965)4. Он принадлежал к числу наиболее крупных ученых республики и более сорока лет проработал в Национальном музее истории Азербайджана, где сначала возглавлял историкоэтнографический отдел, а позднее - отдел нумизматики. Круг его интересов был обширен: кувшинные погребения, древние надписи, архитектурные сооружения, этнография, но нумизматике он отдавал предпочтение. В 1922 г. Е. Пахомов создал и возглавил кафедру Нумизматики и археологии бакинского университета. Большую часть своей обширной коллекции ученый завещал Национальному музею истории Азербайджана. В этом музее хранятся монеты античного мира, Древнего Рима, эллинистического Востока, турецких, иранских династий, монгольских династий в Иране и Азербайджане, все монеты, отчеканенные на территории Азербайджана, русские - с XVI по XIX вв. Коллекция насчитывала более 46 000 монет, которые датированы периодом от V в. до н. э. и вплоть до настоящего времени.
3 Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана. Баку, 2008. С. 52.
4 Бахшиева А. Из истории музейного дела в Азербайджане. Баку, 2005. С. 12.
Особый интерес представляет картотека восточной нумизматики, включающая 70 000 карточек. В ней имелись сведения и подробные описания монет, их фотографии или оттиски. Картотека была передана Государственному Эрмитажу, а неопубликованные и незавершенные рукописи, записи, переписка с учеными разных стран - Институту археологии АН СССР5.
Помимо бакинских музеев, подобные очаги культуры создавались и в районах и получали название краеведческих. В создании этих музеев указанные организации играли важную роль. Наиболее активными членами региональных отделов данных организаций являлись Дж. Рафибеков (Гянджа), Я. Гуммель (Ханлар)6, А. Челебизаде (Губа), Р. Эфен-диев (Шеки) и др. Об их деятельности следует рассказать подробнее.
Дж. Рафибеков (1890 - 1957), искусствовед по образованию, возглавлял Гянджин-ское отделение Азкомстариса7. Он непосредственно занимался выявлением, изучением исторических памятников материальной культуры и искусства, обнаруженных в западных районах Азербайджана и Гянджи. В 1924 г. он был приглашен в Баку для преподавания на кафедре Истории восточного искусства местного университета. Дж. Рафибеков на тот период был единственным искусствоведом в Азербайджане, который читал лекции по истории искусства. Наравне с педагогической деятельностью, он занимался и исследовательской работой. Объектами его исследований становились произведения искусства, архитектурные сооружения, миниатюра, орнамент. Он одним из первых стал заниматься проблемой перевода на азербайджанский язык искусствоведческих терминов. В 1941 г. он был арестован и сослан в Семипалатинск, после завершения ссылки ему не разрешили вести педагогическую деятельность в Баку, поэтому последние годы жизни он жил и работал в Гяндже.
А. Челебизаде (1892 - 1937) был религиозным деятелем, хатибом мечети Джума, краеведом, первым директором Губинского краеведческого музея имени А. Бакиханова8. Он являлся прекрасным знатоком истории, восточной и западной литературы, искусства. При содействии просвещенных людей Губы А. Челебизаде организовал свой музей в здании медресе мечети «Джами», т. е. Пятничной мечети. Музей был основан в 1932 г., но начал свою деятельность позже, в 1935 г. Первым его директором стал именно Ахмед Абдурахман оглы Челебизаде. Музей носил краеведческий характер, в его фондах хранились средневековые рукописи, предметы быта, этнографические материалы, собранные во время экспедиций в разные регионы Губы.
Архивные документы свидетельствуют, что 10 августа 1937 г. он был арестован по ложному обвинению в контрреволюционой деятельности. Ему также вменили в вину то, что, будучи религиозным деятелем, он призывал народ к борьбе с новой властью9. Он был расстрелян в том же году.
А. Челебизаде был реабилитирован в 1956 г., но созданный им музей прекратил существование после его ареста. На его восстановление ушло долгих 6 лет. Музей возобновил
5 Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана. С. 93.
6 Ханлар раньше именовался Елендорф, там было большое немецкое поселение.
7 Дж. Рафибеков был братом известной азербайджанской поэтессы Нигяр Рафибейли и дядей известного азербайджанского писателя Анара.
8 Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана. С. 58.
9 Архив Национальной безопасности Азербайджанской республики. Следственное дело N° РР25021.
свою деятельность в 1943 г. в составе базового музея при Академии наук Азербайджана, а в 1960 г. его передали в состав Министерства культуры Азербайджанской республики Р. Эфендиев (1863 - 1942) был известным педагогом и просветителем. Он обладал обширными знаниями в области этнографии, истории, археологии. Еще будучи смотрителем училищ в Гуткашене, Хачмазе, Р. Эфендиев зафиксировал и собрал информацию о многих памятниках этих мест. Ему принадлежит идея связать происхождение слова «Агван» с албанами, жителями данного региона10. Он являлся одним из организаторов Нухинского государственного музея.
Я. Гуммель (1883 - 1946) был известным педагогом и археологом. Он родился и вырос в Ханларе. В 1929 - 1933 гг. был председателем Еленендорфского отделения Азком-стариса. В 1928 г. организовал Елендорфский краеведческий музей. В музее помимо палеонтологического, археологического, антирелигиозного отделов существовал отдел, изучающий виноделие и природу данного края. Материалы, собранные в этом музее, и сегодня являются актуальным материалом для исследователей11. Гуммель являлся неизменным руководителем созданного им музея. По его инициативе в начале 1930-х гг. в Ханларе был организован сводный общественный и церковный архив немецких колоний в Азербайд-жане12.
В Нахичевани в начале ХХ в. существовал частный музей Б. Ализаде, который собирал редкие произведения искусства. Его коллекция была очень интересной, но не имела определенной системы. После установления там Советской власти музей был национализирован, а Б. Ализаде назначен его директором.
В 1924 г. был организован Нахичеванский историко-этнографический музей, а в 1925 г. организовано Нахичеванское отделение Азкомстариса. Его активными участниками были Гамид Султанов, Гусейн Мусаев, Абаскули Эльясов, Мирбагир Миргейдар-заде, Новруз Мусаев13.
Мирбагир Миргейдарзаде был ученым секретарем этого общества, а 27 августа 1930 г. решением Народного комитета просвещения Нахичеванской Автономной Республики стал директором Нахичеванского историко-этнографического музея. Он являлся руководителем данного музея в течение 15 лет. Он являлся участником всех научных экспедиций, проводимых в этом крае под руководством И. И. Мещанинова14, профессора А. А. Миллера15, А. Г. Алекперова16. Ему принадлежит несколько научных трудов, в том числе две рукописи: «Заметки к истории г. Нахичевани» и «История г. Нахичевани»17.
10 В Шеки (Нуха) сохранилось несколько памятников Кавказской Албании. Среди них наиболее известен храм в селе Киш, который был отреставрирован и сейчас является популярным туристическим объектом.
11 Собранный в этом музее материал используется при изучении истории возникновения в Азербайджане немецких поселений.
12 Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана. С. 59.
13 Там же.
14 И. И. Мещанинов (1883 - 1967) - известный советский археолог, языковед. Он был почетным членом Азкомстариса, вел полевые работы по исследованию Древнего Азербайджана.
15 А. А. Миллер (1875 - 1935) - известный археолог, этнограф. Он занимался изучением историкоэтнографического региона Нахичевани.
16 А. Г. Алекперов (1891 - 1939) - известный азербайджанский археолог, этнограф, историк. Он занимался вместе с И. И. Мещаниновым исследованиями в Ходжалы и Нахичевани, а так же в других регионах республики. Был репрессирован.
17 Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана. С. 60.
25 октября 1920 г. в Баку был организован Азербайджанский государственный музей (далее - Азгосмузей), где хранились и экспонировались исторические материалы и памятники. Эта организация тесно сотрудничала с Обществом обследования и изучения Азербайджана, при котором была организована историко-этнографическая секция. При музее существовала Комиссия по охране памятников старины, позже она вошла в состав Нар-компроса республики. Все обнаруженные экспедициями предметы старины, после их научной обработки, сдавались через Азархком в Азгосмузей18. Поэтому представители музея входили в состав всех научно-исследовательских экспедиций работавших на территории Азербайджана.
В 1924 г. в республике прошел Первый Всеазербайджанский краеведческий съезд, на котором присутствовали представители всех существовавших тогда в регионе краеведческих музеев. Этот съезд сыграл решающую роль в изучении прошлого страны, а так же способствовал развитию музейного дела. Азгосмузей представлял его тогдашний директор Д. Шарифов19, который выступил с докладом «О музейном деле в Азербайджанской ССР». Позже он был уволен с поста директора музея как «внутренний эмигрант», но предложенная им форма реорганизации музея все же была осуществлена, хотя и за подписью других людей20.
Доцент А. Зифельдт-Симумяга21 писал по этому поводу: « ... опасаясь отовсюду напирающего со всех сторон марксизма и материализма, в наш Музей начали понемногу стягиваться различные - «бывшие люди», «экспроприированные беки», деятели истиннорусского движения эпохи реакции, царские чиновники и торговцы антикварными вещами <...> Музей принял в их руках облик обыкновенной плохой кунсткамеры, дававшей совершенно неправильное представление об Азербайджане»22.
Съездом был принят ряд важных решений, которые должны были положительно отразиться на проводимых в республике научно-исследовательских работах23. Было так же принято решение о поиске и возвращении исторических и культурных памятников, естественноисторических коллекций, ранее вывезенных из Азербайджана и хранящихся в различных музеях России и Европы; установлении тесной связи Азгосмузея с научными и краеведческими организациями РСФСР24.
Итогом съезда стало принятие важных решений в области организации музеев. Примером могут служить Положение об Азгосмузее и новое положение об Азербайджанском археологическом комитете. Также было принято решение систематически издавать совместные сборники трудов, посвященные новым научным открытиям. С 1927 г. стал выходить научный журнал под названием «Материалы Азгосмузея».
18 Там же. С. 85.
19 Д. Шарифов (1885 - ?) - археолог, этнограф, географ, краевед. С 1923 по 1928 гг. являлся директором Азгосмузея.
20 Бахшиева А. Из истории музейного дела в Азербайджане. С. 78.
21 А. Р. Зифельдт-Симумяга (1889 - 1937) - лингвист, тюрколог. С 1912 г. вся его жизнь была связана с Азербайджаном. С 1930 г. - ученый секретарь АзГНИИ, заведующий историко-этнографическим отделом и отделом страноведения, с 1935 г. зачислен старшим специалистом сектора языка в Азербайджанский филиал АН ССР.
22 Бахшиева А. Из истории музейного дела в Азербайджане. С. 73.
23 Из истории Национальной Академии Наук Азербайджана. С. 85.
24 Там же.
Следует отметить, что помимо археологических, этнографических исследований проводились научные исследования и в области изучения искусства. Эта область изучалась как с практической, так и с теоретической стороны. Для этого в республику был приглашен ряд специалистов, которые должны были развивать данное направление. Еще в 1921 г. при Наркомпросе был учрежден Совет искусства для осуществления руководства в области культуры и искусства Азербайджана. Благодаря этой комиссии и ее деятельности удалось сохранить такие традиционные виды искусства, как ковроткачество, вышивка, резьба, керамика, частично - ювелирное дело.
В 1923 г. в Обществе исследования и изучения Азербайджана была создана Комиссия искусств под председательством В. М. Зуммера25. Он был членом данного общества с 1924 г. Ученый являлся участником и руководителем научных экспедиций в Шамахе, Губе, Карабаге, Ленкоране. В Губе он занимался изучением местных ковров. Итогом этого исследования стала работа «Современные губинские ковры». Зуммер одним из первых в своих научных исследованиях указал на то, что развитие азербайджанского искусства тесно связано с этнокультурным фактором, выдвинул идею о том, что самобытность азербайджанского искусства формировалась на основе «отурчения» персидских форм
и мотивов26.
С 1923 г. на факультете Общественных наук бакинского университета была организована кафедра Истории искусств, которой также руководил В. М. Зуммер. Он читал лекции не только по общему курсу истории искусств, но и специализированные - по социологии искусства, по искусству ислама, искусству тюркских народов и т. д.
Комиссия искусств, возглавляемая В. М. Зуммером, подразделялась на подкомиссии: изобразительных искусств, театральную, музыки и пластики. Подкомиссию изобразительных искусств возглавлял профессор П. П. Фридолин27. Ученый не считал себя искусствоведом, ему больше импонировало определение «историк искусств». Благодаря его исследованиям, мы имеем полное представление об архитектурных памятниках эпохи Низами. Он одним из первых стал делить архитектуру указанного периода на два направления: ширвано-апшеронскую и нахичеванскую.
Подробный обзор источников, анализ накопленного опыта и критическая оценка методов и результатов изучения художественной культуры Азербайджана, впервые предпринятые профессором П. П. Фридолиным, представляют собой, по сути, первую в истории азербайджанского искусствоведения попытку ревизии его проблематики и методологии. В этом и заключается несомненная ценность работ П. П. Фридолина, обозначившего ориентиры и перспективы последующих этапов развития искусствознания в республике28.
25 В. М. Зуммер (1885 - ?) - искусствовед. В начале 1920-х гг. приехал в Баку для работы в университете. Являлся членом-корреспондентом Государственой Академии Художественных Наук (1928 г.), имел звание доктора истории и теории искусства. В 1930-х гг. перезжает в Ташкент, работает в Среднеазиатском Государственном университете, в 1950-х гг. переезжает в Киев. О дальнейшей его деятельности сведений нет.
26 Абдуллаева Р., Саламзаде Э. Современное искусствознание: истоки, проблемы и методы. Баку, 1997. С. 144-145.
27 П. П. Фридолин (1876 - 1949) - искусствовед, приехал из Петрограда в Баку в начале 1920-х гг. Был принят на работу в университет, где на Историческом факультете читал лекции по истории зарубежных стран и зарубежного искусства.
28 Абдуллаева Р., Саламзаде Э. Современное искусствознание: истоки, проблемы и методы. С. 147.
3 мая 1926 г. было принято новое Положение об Азгосмузее, согласно 15-му пункту которого предметы старины, добытые при раскопках сотрудниками Археологического комитета или приобретенные Археологическим комитетом, передаются в государственные или районные музеи29.
В 1925 - 1926 гг. были организованы экспедиции в Гянджу, Шамхор, Газах, Нахичевань, Шеки, Ленкорань, где был собран обширный материал по этнографии, зоологии, ботаники, сделаны снимки памятников истории и искусства. В Шеки сотрудники отдела искусств сделали зарисовки стенных росписей, эскизов ковров и т. д. Собранный материал дал возможность директору Азгосмузея Д. Шарифову выступить с предложением о дальнейшем исследовании этих районов и разработке новых маршрутов для научных поисков. В экспедициях участвовали И. Мещанинов, А. Миллер, И. Джафарзаде30 и др.
Следует так же отметить, что коллекция Азгосмузея пополнялась и произведениями и предметами, переданными сюда из Музейного фонда РСФСР. Например, из Третьяковской галереи удалось получить 46 картин русских художников31.
В 1929 г. Американская ассоциация музеев в Вашингтоне решила наладить связи с Азгосмузеем для дальнейшего сотрудничества32. К сожалению, этот научный обмен опытом не получил дальнейшего развития.
В заключении хотелось бы отметить, что благодаря стараниям, профессионализму и преданности своему делу ученых, стоявших у истоков азербайджанского музейного дела, появилась современная музейная сеть Азербайджана. Ведь именно в связи с реорганизацией Азгосмузея на основе решения Коллегии Наркомпроса от 16 декабря 1933 г. из его состава для образования самостоятельных музеев были выделены отделы театра и искусства. Таким образом, был заложен фундамент еще двух современных музеев - Азербайджанского государственного театрального музея имени Дж. Джабарлы и Национального музея изобразительного искусства имени Р. Мустафаева. Азгосмузей в 1936 г. был переименован в Музей истории Азербайджана, в 1937 г. - в Музей истории народов Азербайджана и т. д., на данный момент он является Национальным музеем истории Азербайджана при Азербайджанской национальной академии наук.
Информация о статье
Автор: Гафарова Гюнай Низами кызы - к. искусствоведения, старший преподаватель, Азербайджан, Азербайджанский институт туризма, Баку, gunay [email protected] Заглавие: Основоположники музейного дела в Азербайджане.
Абстракт: Основа музейной деятельности и интерес к музеям сформировались в Азербайджане еще в конце Х1Х в. Попытка создания первого музея на территории Азербайджана была предпринята известным азербайджанским писателем и государственным деятелем Дж. Мамедгулизаде, первым государственным музеем Азербайджана стал музей «Истиглал». Именно профессиональный подбор экспонатов для музея «Истиглал» впоследствии позволила ему стать основой для создания фондов «Музэкскурса». В 1923 г. было организовано Общество обследования и изучения Азербайд-
29 Бахшиева А. Из истории музейного дела в Азербайджане. С. 57.
30 И. Джафарзаде (1895 - 1982) — археолог, этнограф. Он поступил на работу в Азгосмузей в 1926 г и проработал здесь всю жизнь. Главный его научный труд посвящен Гобустану.
31 Бахшиева А. Из истории музейного дела в Азербайджане. С. 65, 84-85.
32 Там же.
жана, которое занималось изучением истории, культуры и природных богатств края. Деятельность данного общества имела большое значение при полнениии коллеций Азгосмузея. В организации, популяризации музейного дела в Азербайджане важную роль сыграли М. Агаоглы, Я. Гуммель, А. Челебизаде, Д. Шарифов, Е. Пахомов и др. В статье рассматривается многогранная деятельность этих и других ученых по формированию музейной сети Азербайджана в первой половине ХХ в. Ключевые слова: Азербайджан, Азербайджанский государственный музей, музей, музейная коллекция.
Information on article
Author: Gafarova Gunay Nizami kyzy - Candidate of Science in Art History, Senior Lecturer, Azerbaijan, Azerbaijan Institute of Tourism, Baku, gunay [email protected] Title: The founders of the museum field in Azerbaijan.
Abstract: The basis for the museum’s activities and interest in the museum lay in the late 1 century. An attempt to create the first museum on the territory of Azerbaijan was made famous Azerbaijani writer and statesman J. Mamedgulizade, the first public museum is a museum of Azerbaijan «Istiglal». That is, a professional collection of exhibits for the museum «Istiglal», then allowed her to become the basis for the creation of funds «Muzekskurs». In 1923 was organized by the Society of the survey and study in Azerbaijan, which has been studying the history, culture and natural treasure of the region. The activity of the society has had great importance in the complements collection Azgosmuzeum. In the organization, promotion of museums in Azerbaijan played an important role - M.Agaogly, Ya.Gummel, A. Chelebizade, D. Sharifov, E. Pakhomov and others. They subsequently formed the foundation for just three museums -Azerbaijan State Theatre Museum named after Dj. Djabbarly, the National Museum of Fine Arts named after R. Mustafaev and the National Museum of history of Azerbaijan by the Azerbaijan National Academy of Sciences.
Key words: Azerbaijan, Azerbaijan state museum, museum, museum collection.