Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа в музее на основе фондов: на примере азербайджанского Государственного музея искусств им. Р. Мустафаева'

Научно-исследовательская работа в музее на основе фондов: на примере азербайджанского Государственного музея искусств им. Р. Мустафаева Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
1275
83
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Рагимова Наиля Аллахверди Кызы

Музеи одна из ключевых структур в деле развития общества. Они не только собирают и хранят музейные предметы, но занимаются также их изучением и пропагандой. Научноисследовательская работа на основе фондов магистральное направление научной деятельности всех крупных музеев мира. При изучении музейных коллекций специалистами могут быть сделаны самые важные научные открытия. Исследовательская деятельность музеев влияет на стратегический план их развития, образовательную деятельность и проч. Многотомные каталоги, монографии, серии книг, посвященные коллекциям или творчеству отдельных художников итоговый результат этой работы. Этот результат может быть следствием изысканий целой группы исследователей.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Рагимова Наиля Аллахверди Кызы,

Research work in a museum on a basis funds: A case study of Azerbaijan State Museum of Art named after R. Mustafayev

Museums are one of the cores of structures developing a society. It not only collects, keeps account and stores museum objects but as is engaged in their studying and propagation. Studying of museum objects on the basis of funds is the basic scientific work of large museums of the world. The most important and valuable discovering have been made by experts at studying of funds and museum collections. Research activity of museums influences on strategic the plan for development, on educational activity etc. Multivolume catalogues, monographies, series of books devoted to a collection or creativity of separate artists can be a total material of similar work. The approved material can be result of work of group of researchers.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа в музее на основе фондов: на примере азербайджанского Государственного музея искусств им. Р. Мустафаева»

Н. А. Рагимова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ НА ОСНОВЕ ФОНДОВ: НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ ИМ. Р. МУСТАФАЕВА

Научная работа в современном музее тесно связана с его стратегической деятельностью, комплектованием фондов, изучением предметов и коллекций, педагогикой, менеджментом и маркетингом. Последние факторы играют важную роль и в проведении исследований, которые, как правило, ведутся за счет музейного бюджета.

Создание концепции музея составляет одну из важных частей научного исследования. От ее четкости и продуманности нередко зависит итоговый результат. Поэтому создатели данной концепции или плана тщательно отбирают специалистов, подбирают материалы, продумывают мероприятия, приблизительно «подсчитывают» итоговый результат. Только после проведения всех подготовительных работ проект выносится на рассмотрение ученого совета и после его окончательного решения приводится в действие. Итоговым материалом подобной работы могут быть многотомные каталоги, монографии, серии книг, посвященных коллекции или творчеству отдельных художников. Апробированный материал может быть результатом работы группы исследователей или же одного ученного.

Изучение фондов и их комплектование в первую очередь оказывает большую помощь при атрибуции произведений, при организации экспозиций, выставок, а так же при теоретических разработках1. Музейный предмет является носителем исторической, научной, художественной и коммуникативной информации, поэтому любая фундаментальная научная работа музея способствует его профессиональному росту.

В музейной практике считается целесообразным помимо стационарных исследований организовывать экспедиции для изучения памятников на местах. Подобные мероприятия способствуют подтверждению уже известных фактов, выявляют ранее неизвестные или же мало изученные памятники материальной культуры. Их выявление способствует своевременной регистрации, реставрации и внесению в реестр культурных ценностей. История возникновения музейного дела в Азербайджане изобилует подобными примерами, когда научные экспедиции пополняли коллекции не только крупных бакинских музеев, но и собрания историко-краеведческих музеев республики. Например, в 1930-е гг. была организована экспедиция Фабри по районам Азербайджана, в частности в Г убу и Г азах. Целью экспедиции являлся сбор у местного населения предметов быта, а также образцов ковроткачества. В результате поисков в музей поступило свыше 500 предметов: ковров, ковровых изделий, вышивок, медной посуды, датированных XVIII - XIX вв. В последующие годы эта ра-

1 Тельчаров А. Д. Основы музейного дела (курс лекций). М., 2005. С. 108.

бота была частично приостановлена, что, конечно же, сказалось на пополнении коллекции декоративно-прикладного искусства. В данной работе мы постараемся показать важность и многогранность научно-исследовательской работы музея, проводимой на основе его фондов, взяв в качестве примера Азербайджанский Государственный музей искусств им. Р. Мустафаева.

Музей начал формироваться в 1920-е гг. на базе Азербайджанского Государственного музея, созданного декретом Совнаркома Азербайджана за подписью Наримана Нариманова. Первоначально отдел изобразительного искусства размещался в историкоархитектурном комплексе - бывшем особняке миллионера Галжи Зейналабдин Тагиева. По мере комплектования художественного раздела, учитывая его художественную и историческую ценность, в 1936 г. было принято решение о создании на его основе самостоятельного музея - Азербайджанского Государственного музея искусств, которому позже было присвоено имя известного художника Рустама Мустафаева.

До начала 1950-х гг. музей располагался в нескольких небольших исторических особняках, где были организованы экспозиции и временные выставки. В тот период в стенах музея работали молодые искусствоведы Расим Эфендиев, Нураддин Габибов, Мурсал Наджафов, Герой СССР Мехти Гусейнзаде, погибший во время Великой Отечественной войны, и другие ученые, заложившие основы азербайджанского искусствоведения.

На протяжении многих лет музеем руководили народные художники Азербайджана, лауреаты Государственных премий СССР Салам Саламзаде, Кязим Кязимзаде, Ибрагим Зейналов.

В 1951 г. музей разместился по новому адресу - ул. Чкалова, 9 (бывшая Садовая, ныне Ниязи). Его новое здание также является историко-архитектурным памятником, оно было построено в 1888 г. немецким архитектором фон дер Нонне для французского нефтяного магната Дебура. После революционных событий 1917 г. особняк был национализирован и передан сначала Азербайджанскому революционному комитету, а затем Совнаркому Республики.

В новом здании была создана новая экспозиция, в которой были представлены лучшие образцы произведений искусства из коллекции музея. Впоследствии музей превратился в центр искуствоведческой науки. Здесь проводились различные мероприятия: юбилейные выставки художников, музыкальные вечера, встречи с интеллигенцией и т.п.

После распада СССР решением правительства и президента республики музею было передано еще одно здание, на этой же улице, также являющееся историкоархитектурным памятником. Это здание было построено в 1885 г. по проекту русского инженера М. Д. Ботова для Мариинской гимназии. Здесь обучались как азербайджанские, так и русские, татарские, немецкие девочки. В советское время здесь располагался горком Баку. В настоящее время музей располагается в двух зданиях, между ними строится современное сооружение, которое соединит два культурных центра.

Научно-исследовательская работа в области комплектования фондов - это создание или пополнение музейной коллекций2. Итогом этой работы являются научные отчеты, из-

2 Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2004. С. 354.

данные книги, брошюры и буклеты. В качестве примера, связанного с нашим музеем, можно привести находящийся в процессе подготовки полный каталог произведений из коллекции Азербайджанского Государственного Музея искусств, книгу, посвященную творчеству Б. Кенгерли, в которую были включены и малоизвестные произведения мастера из запасников музея, буклет-проспект Азербайджанского Государственного музея искусств и т.д.

В формировании и комплектовании фондов музеев принимают участие не только сотрудники музея, но и приглашенные специалисты. Как правило, это представители других профессий: химики, биологи, языковеды, искусствоведы и т.д. Например, на медной и керамической посуде прошлых веков, хранящейся в нашем музее, в витиеватых растительных узорах, а также по поверхности изделий имеются различные надписи, суры из Корана, имена пророков, написанные на азербайджанском и фарсидском языках арабским шрифтом. Так как в музее нет арабистов, мы тесно сотрудничаем с Институтом рукописей при Национальной Академии Наук Азербайджана, представители которого помогают нам при прочтении текста. Есть в коллекции музея и несколько редких экземпляров Корана, которые представляют художественную ценность. Для прочтения имеющихся на них штампов, а также надписей были приглашены арабисты.

Научно-исследовательская работа в музеях нуждается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых имеет первостепенное значение для развития му-

3

зея .

Научно-фондовая работа - одна из важнейших в музее, от ее четкости и налаженности зависит весь последующий рабочий процесс музея. После поступления предмета в музей начинается процесс его изучения и описания. Все данные фиксируются в учетной документации. В зависимости от материала предмета его передают в соответствующий фонд. Нередко новый предмет после своего научного анализа попадает в экспозицию в силу свой художественной, исторической ценности. Следует отметить, что методика изучения предмета и его попадание в музейную коллекцию напрямую зависят от профиля музея. В азербайджанских музеях часто прибегают к услугам историков, археологов, искусствоведов, экспертов-реставраторов. Общепризнанно, что изучение музейных предметов состоит из трех, взаимосвязанных друг с другом, процессов: 1) атрибуции; 2) классификации; 3) критического анализа (интерпретации).

Атрибуция предмета проводится для выявления его «биографии». Расшифровываются надписи, клейма, марки, а также указывается степень сохранности предмета. Нередко ранее сделанная атрибуция со временем подвергается дополнениям или может быть значительно скорректирована. Например, в вопросе атрибуции произведений русских художников мы опираемся на данные фундаментальных каталогов Государственной Третьяковской галереи, где даются полные на сегодняшний день сведения о художнике, лицах, изображенных на картинах, даются имена владельцев коллекций и проч.

Для правильной атрибуции предметов из фарфора, естественно, в первую очередь нужно руководствоваться различными каталогами клейм и марок заводов Европы, России и

Востока. При этом необходимо обращаться не только к современным, но и к дореволюционным изданиям.

Довольно часто проводится сравнительный анализ предмета, используется соответствующая литература, просматриваются произведения крупных коллекций с аналогичными произведениями. При наиболее спорных моментах приглашаются независимые эксперты. Полученные данные суммируются и выносится единое решение, которое фиксируется в учетных документах и научно-справочном аппарате музейного фонда.

В свою очередь сотрудники нашего музея оказывают помощь коллегам в атрибуции предметов из других музейных собраний. Для примера можно назвать плодотворное сотрудничество с сотрудниками Музея народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Музея этнографии в Берлине, историко-краеведческих музеев различных районов Азербайджана.

Классификация и систематизация предмета проводится с учетом хронологии, географического происхождения, авторства, тематики или по предметному назначению. В музеях художественного профиля учитывается хронология, авторство и тематика. Например, в нашем музее кроме карточки научного описания (паспорта) широко применяется авторская картотека. Если паспорта расположены по инвентарным номерам, то авторская картотека систематизирована по алфавиту. Это облегчает поиск работ того или иного автора, кроме того, краткие данные из этой картотеки введены в базу данных. Учитывая, что в нашем музее шесть отделов (живопись, графика, скульптура, металл, фарфор, вышивка (ковры)), то, соответственно, и систематизация проводится по шести отделам.

Основным носителем информации о классификации, как уже было сказано выше, является карточка (на данный момент широко применяется электронный вариант карточки), на основе которой создаются музейные каталоги. Например, при составлении каталога «Современная керамика и стекло Азербайджана», а также при составлении набора открыток «Икона», «Азербайджанская графика», «Национальная одежда» и «Сюжетные ковры», нам очень помогли данные взятые из паспортов и карточек.

Критический анализ (интерпретация) является итогом работы, проделанной на двух предыдущих этапах. Музееведы, характеризуя этот этап, подчеркивают: здесь устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и, наконец, музейная ценность .

Следует отметить, что немаловажную роль в научно-исследовательской работе музея играет периодическая фиксация сведений о предмете в научном паспорте5. Эти сведения включают в себя информацию о материале, технике изготовления, происхождении-легенде и так далее. Указанные сведения могут дополняться или даже полностью измениться. Нередко проводится сравнительный анализ с предметами из похожих коллекций или с предметами идентичного периода. Современная экспертиза позволяет проводить более точный и детальный анализ предмета. Ученые отмечают, что о многих предметах современности

4 Там же. С. 386.

5 Основы музееведения / Под ред. Э. А. Шулеповой. М., 2009. С. 219.

имеются более точные сведения, что позволяет проводить подробное их описание6. Учитывая, что нашему музею свыше 70 лет, вполне естественно, что нам нередко приходится проводить сравнительный анализ, уточнять биографические данные (многие факты из жизни художников, особенно авангардистов, долгое время были преданы забвению), уточнять историю создания, «легенду» или «биографию» того или иного произведения. Например, долгое время считалось, что в нашем музее хранится копия работы В. Л. Боровиковского «Портрет великой княгини Александры Павловны», но последние исследования, проведенные совместно с сотрудниками Государственной Третьяковской Галереи (музей привозил свою коллекцию произведений на выставку в Баку в 1997 г.), показали, что в нашем музее хранится один из четырех вариантов портрета сделанных самим художником. То же самое можно сказать и о картине С. Щедрина «Вид собора Святого Ангела». Последние исследования показали, что эта работа является одним из вариантов, сделанных самим автором.

Коллекции музеев состоят из различных предметов, которым со временем требуются реставрация и консервация, поэтому музейному реставратору и представителям реставрационных центров необходимо не только использовать известные практические навыки, но и стараться разрабатывать новые технологии. Любые реставрационные методы должны быть отражены в научных карточках и книгах музея. Нередко реставрационный процесс выявляет новые сведения об уже хорошо известном предмете. В коллекции нашего музея несколько десятков произведений, авторы которых были установлены в период реставрации. «Портрет Бахманмирзы» поступил в музей, как работа кисти неизвестного художника. При обследовании лицевой стороны, в левом верхнем углу была прочитана фамилия итальянского художника Казолини. И таких примеров много. Хочется с гордостью отметить, что в Центре реставрации музейных реликвий в Баку трудятся высококвалифицированные специалисты, многие из которых получили образование в Москве и Ленинграде.

Помимо этого исследователям нужно разрабатывать все новые методы демонстрации экспоната в экспозиции. Современная экспозиционная структура хотя и сохранила свою прежнюю основу, но претерпела важные изменения в области освещения, размещения и формы витрин, демонстрации предметов. Применительно к нашему музею важно отметить, что он располагается в двух особняках, которые являются памятниками архитектуры XIX в. В конце 2009 г. одно из зданий - бывшая Мариинская гимназия - было полностью реконструировано и отреставрировано. Во вновь созданной экспозиции вниманию посетителей представлены произведения азербайджанских, русских, западноевропейских художников, представлены образцы декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено показу современного искусства Азербайджана. Новая подсветка экспонатов, внутренний микроклимат, оборудование залов, конечно же, увеличивают поток посетителей.

Новым техническим приемом, используемым музеями, является применение компьютерных технологий, что привлекает в музеи новое поколение, рассматривающее музей уже не только как коллекцию «старых предметов». В современном мире научная работа музея невозможна без применения компьютерных технологий. Именно они способствуют улучшению качества работы музейных сотрудников и способствуют их сотрудничеству с

различными музеями мира. Компьютеризация научно-фондовой работы сегодня является необходимы условием нормального функционирования как каждого отдельного музея, так и всей музейной сети в целом, условия создания единого российского (и азербайджанского - Н. Р.) музейного информационного пространства7.

Например, в Азербайджанском музее музыкальной культуры внедрена программа КАМИС, пока единственная в республике. Данная информационная система способствует техническому совершенствованию музейной структуры и облегчает каталогизацию и документирование. Для полного внедрения упомянутой системы в нашей республике проводятся работы по улучшению финансовой базы музеев, а так же систематически проводится подготовка музейных специалистов.

Многие мировые музеи на своей базе организовали информационные (инновационные) отделы, которые занимаются разработкой новых технологий и компьютеризацией работы музеев. Они создают учетную базу данных, банк изображений музейных предметов, а так же веб-сайты. Подобная автоматизация музейной информации способствует развитию и издательской деятельности музея. На упомянутой базе формируются материалы для каталогов, книг, брошюр, дисков и видеоматериалов, которые служат положительным материалом для пропаганды музея. В то же время, эта система оказывает положительное воздействие на научно-просветительскую деятельность музея, которая является неотъемлемой частью его научно-исследовательской работы. Современная мировая практика показывает, что научнопросветительская работа, проводимая в детских садах, школах и высших учебных заведениях, способствует увеличению интереса к памятникам культуры среди молодежи. Они стараются как можно ближе ознакомиться с данной сферой культурной жизни. Международная практика свидетельствует, что сначала они работают на правах волонтеров, а потом переходят на постоянное сотрудничество.

Наш музей уделяет большое внимание развитию и расширению межмузейных контактов и музейно-выставочной деятельности. Так, в последние несколько лет мы стали выставлять свои предметы в России (выставка произведений Таира Салахова в Москве, выставка «Рериховский век» в Санкт-Петербурге, где представлена единственная в нашей коллекции работа Н. К. Рериха «Святые воины»), в Германии, Японии, Франции. В свою очередь наш музей принимал коллекцию из лондонского Музея Виктории и Альберта.

Таким образом научно-исследовательская работа на основе фондов является одной из основополагающих в вопросе сохранения и изучения культурного наследия того или иного народа.