Научная статья на тему 'Регулирование азербайджанского музееведения в 1920-1970 гг. нормативно-правовыми актами'

Регулирование азербайджанского музееведения в 1920-1970 гг. нормативно-правовыми актами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / MUSEUM BUILDING / АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / НОРМАТИВНОЮРИДИЧЕСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ / РЕШЕНИЯ / РЕЗОЛЮЦИИ / RESOLUTION / ПРИКАЗЫ / ДИРЕКТИВЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ЭКСПОНАТ / EXHIBIT / ТЕОРИЯ / THEORY / ПРАКТИКА / PRACTICE / СЛОЖНОСТЬ / COMPLEXITY / MUSEUM MANAGEMENT STUDIES / NORMATIVE-JURIDICAL STATEMENTS / DECISION / ORDER / DIRECTION / RECOMMENDATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амирханов Сабир Абузар Оглы

В 1920 _1970-х годах музейное строительство в Азербайджане регулировалось Постановлениями Пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Азербайджана, Совета Министров СССР и Совета Министров Азербайджанской ССР, соответствующих министерств, Академии наук СССР и Академии наук Азербайджанской ССР, др. ведомств, а также резолюциями, положениями, директивами, инструкциями, рекомендациями и иными нормативно-правовыми актами. На основе подобных нормативно-правовых актов частично осуществлялось строительство, регулирование, упорядочивание, контроль, координация музейной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of museum building had a great impact on the research of theoretical practical problems of museum management studies in Azerbaijan as well. The investigations show that the statement of a problem in scientific-specialty literature reveal itself in below mentioned sources: Normative-juridical statements; research papers of candidacy and Doctor’s Degree; textbooks; educational supplies; monographs; teaching-methodical supplies; catalogues; booklets; newspaper and journalistic articles; conferences; symposium materials; internet. Between 1920-1970’s Plenum decisions of Soviet Union CP and Azerbaijan CP CC were regulated with decisions, resolutions, regulations, directions, recommendations and other normative-juridical statements of Soviet Ministers’ of the USSR and Azerbaijan SSR Soviet of Ministers’, corresponding ministries, Academy of Sciences of Azerbaijan SSR and USSR and other bodies. Those normative-juridical statements had built, regulated, kept under control, museum activity, also partly brought into connection.

Текст научной работы на тему «Регулирование азербайджанского музееведения в 1920-1970 гг. нормативно-правовыми актами»

{ yLУ ЕГУЛИРОВАНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО

МУЗЕЕВЕДЕНИЯ В 1920-1970 ГГ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ

Сабир Абузар оглы Амирханов

Азербайджанский государственный университет культуры и искусства

В 1920-1970-х годах музейное строительство в Азербайджане регулировалось Постановлениями Пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Азербайджана, Совета Министров СССР и Совета Министров Азербайджанской ССР, соответствующих министерств, Академии наук СССР и Академии наук Азербайджанской ССР, др. ведомств, а также резолюциями, положениями, директивами, инструкциями, рекомендациями и иными нормативно-правовыми актами. На основе подобных нормативно-правовых актов частично осуществлялось строительство, регулирование, упорядочивание, контроль, координация музейной деятельности.

Ключевые слова: музейное строительство, азербайджанское музееведение, нормативно-юридические утверждения, решения, резолюции, приказы, директивы, рекомендации, экспонат, теория, практика, сложность.

The development of museum building had a great impact on the research of theoretical practical problems of museum management studies in Azerbaijan as well. The investigations show that the statement of a problem in scientific-specialty literature reveal itself in below mentioned sources: Normative-juridical statements; research papers of candidacy and Doctor's Degree; textbooks; educational supplies; monographs; teaching-methodical supplies; catalogues; booklets; newspaper and journalistic articles; conferences; symposium materials; internet. Between 1920-1970's Plenum decisions of Soviet Union CP and Azerbaijan CP CC were regulated with decisions, resolutions, regulations, directions, recommendations and other normative-juridical statements of Soviet Ministers' of the USSR and Azerbaijan SSR Soviet of Ministers', corresponding ministries, Academy of Sciences of Azerbaijan SSR and USSR and other bodies. Those normative-juridical statements had built, regulated, kept under control, museum activity, also partly brought into connection.

Key words: museum building, museum management studies, normative-juridical statements, decision, resolution, order, direction, recommendation, exhibit, theory, practice, complexity.

Источники, относящиеся к разным историческим эпохам, сыгравшие значимую роль в становлении, развитии и обогащении азербайджанского музееведения, оказали также значительное воздействие на разработку теоретических и практических поблеем музееведения. В связи с этим особенно значимым стал конец XIX - начало XX века.

Мирза Гадим Иравани, Бахруз Кангарли, Дж. Мамедкулизаде, Г. Зардаби, М. Абдуллаев, Н. Габибов, Р. Эфендиев, Л. Керимов, М. Наджафов, И. Джафарзаде,

М. Нематзаде и др., благодаря своим незаурядным теоретическим и практическим способностям, своими работами, рекомендациями, исследованиями внесли значительный вклад в становление и развитие музееведения.

Из анализа научно-профессиональной литературы становится ясно, что разработка проблемы нашла отражение в следующих источниках:

• в правовых нормативных актах;

• в кандидатских и докторских

180 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 180-187

диссертациях;

• в учебниках, учебных пособиях;

• в каталогах, открытках (буклетах);

• в журнальных и газетных статьях;

• в материалах конференций, симпозиумов;

• в Интернете.

При исследовании нормативно-правовых актов, связанных со строительством и развитием музейного дела в Азербайджане, выясняется, что постановка проблемы за период, начиная с 1920 года по сегодняшний день, носит поэтапный характер в рамках определенных временных отрезков и условий.

Постановление Революционного Комитета Азербайджана «О национализации всех музеев» от 18 мая 1920 года за подписью председателя РК Н. Нариманова стало событием, положившим начало музейному строительству в Советском Азербайджане (4, с. 26). Именно на основе этого постановления на базе музея «Истиглал» был создан новый государственный музей (3, дело № 75, с. 7). В 1920-1928 годах в Азербайджане в городах Баку, Нахичевань, Гянджа, Ленкорань, Губа, Шеки и Ханлар были созданы, совершенствованы и укомплектованы экспонатами историко-краеведческие музеи (4, с. 30-40). Конечно, процессы усовершенствования и комплектования следовало реализовать с позиций музееведческого подхода. И музейные работники того времени, несмотря на крайне ограниченный опыт, все же старались отнестись к экспонатам и экспозициям профессионально. Постепенно решались такие насущные музееведческие вопросы, как подведение научной базы под собранные сведения об экспонатах, совершенствование экспозиций с позиции художественно-архитектурного решения и др. Правда, в 20-е годы прошлого столетия ощущалась нехватка развернутых научно-методических подходов, но в то же время наблюдалось зарождение музееведческих подходов, внедрение музееведческих элементов. 20 августа 1928 года Председателем ЦИК СССР М.И. Калининым было подписано постановление, посвященное «музейному строительству». В данном постановлении

особое внимание уделялось трем основным направлениям:

1) претворению в жизнь безукоризненной организации музейной деятельности в музеях, создаваемых в провинциях;

2) обогащению фондов краеведческих музеев, действующих в Азербайджане;

3) организации в музеях новых экспозиций.

Для музейного дела в 1928 году каждое из трех направлений, указанных выше, имело огромное значение.

Во-первых, в провинциях уже полным ходом шел процесс по упорядочиванию музейной деятельности, однако была поставлена цель по ликвидации допущенных ошибок в ходе этой деятельности. Вопросы изучения причин, породивших ошибки, пресечение факторов, способствующих возникновению этих причин, поэтапного преодоления этих причин имели огромную музееведческую значимость и носили научный характер. При этом реализация как научно-теоретических, так и научно-практических элементов музееведения становилась важнейшим процессом.

С этой целью применялось научно-методическое исследование, что создавало условия для развития музееведения.

Во-вторых, в процессе обогащения действующих музейных фондов применялись элементы теоретического и прикладного направления музееведения - таких, как изучение и организация фондовой работы, исследование силы воздействия каждого поступившего в фонды экспоната, использование навыков применения научно-теоретических знаний при отборе экспонатов.

В-третьих, организация новых экспозиций осуществлялась непосредственно с применением научно-теоретических элементов музееведения. Следовательно, организация экспозиции без изучения научно-теоретического и прикладного значения этих элементов, анализа их содержания была невозможна. Значит, и здесь были использованы элементы как теоретического, так и прикладного музееведения.

Таким образом, в тот период в экспозициях выставлялись экспонаты, связанные,

главным образом, с экономикой страны, одновременно экспозиции строились в духе политики культурной революции.

Постановление Совета Народных Комиссаров «Музейное строительство в Автономных ССР и Автономных областях и их обязанности», подписанное 28 августа 1933 года, ставило целью дальнейшее развитие музейного строительства. В рамках обшей цели ставилась задача осуществления контроля за музейной деятельностью в действующих музеях (8, с. 108).

Цели и задачи, перечисленные в названном постановлении, должны были реализоваться музейными работниками, владеющими научно-теоретическими знаниями. В постановлении были определены следующие виды деятельности музееведческого значения:

• создание научно-учебных учреждений с целью подготовки профессиональных музейных работников;

• подготовка научно-теоретической литературы музееведческого содержания;

• изучение практики музейного дела других стран.

• выработка механизма применения научно-теоретических факторов в сборе экспонатов.

Таким образом, была преодолена стихийность в музейном строительстве, при которой непрофессионалы не умели должным образом применять методы музееведческой значимости, что приводило к плачевным результатам в музейной деятельности.

В Постановлении Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР «О передаче предметов музейного значения в Азербайджанский Государственный Музей (1 пункт)» № 1283 от 3 ноября 1933 года говорится: «Поручить всем государственным и общественным организациям передать все предметы музейного значения, находящиеся в их распоряжении, в Азербайджанский Государственный Музей».

Примечание: «К предметам музейного значения относятся рукописи, фотоснимки азербайджанских просветителей, поэтов и писателей, древние восточные книги,

посуда, оружие, музыкальные инструменты, одежда и пр.» (9, с. 201).

Примечательно, что и в этом постановлении ряд элементов музейной деятельности - такие, как соблюдение критериев отбора, приемки, сбора и регистрации предметов, имеют музееведческую значимость.

В Постановлении Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР «Об охране археологических памятников» № 428 от 4 мая 1935 года (9, с. 229) также в качестве главенствующего фактора выступают некоторые музееведческие критерии. В Постановлении Совета Министров Азербайджанской ССР «О расширении культурно-просветительской работы», принятом в 1946 году, подчеркивается значение музейного дела в культурно-просветительской работе (10, с. 176).

В ряду первых руководящих документов музееведческого значения следует назвать «Инструкцию по учету музейных фондов» и «Положение о городском (районном) краеведческом музее», которые были утверждены Комитетом культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Азербайджанской ССР в 1947 году (7, с. 59). В «Положении о городском (районном) краеведческом музее» приводится следующее определение понятия «краеведческий музей»:

«Районный (областной) краеведческий музей, будучи научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением, занимается воспитанием трудящихся в коммунистическом духе, привлекает их на выполнение хозяйственно-политических задач. Учит их любить свой край, советскую родину и посредством сбора и экспонирования музейных материалов распространяет среди широких масс населения сведения о крае» (7, с. 73).

Из определения следует, что краеведческий музей объединяет в себе следующие функции:

• научно-исследовательского учреждения;

• культурно-просветительного учреждения;

• воспитывает трудящихся в коммунистическом духе;

• вовлекает людей на выполнение хозяйственно-политических задач;

• воспитывает их в духе любви к своему краю, к советской родине;

• всесторонне изучает край;

• распространяет среди широких слоев населения сведения о крае посредством сбора и экспонирования музейных материалов (7, с. 59).

В «Положении об охране памятников культуры», утвержденного в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР «Об охране памятников культуры» за № 3898 от 14 октября 1948 года, общие положения, охрана архитектурных памятников, охрана памятников искусства, охрана археологических памятников, охрана памятников истории и охрана имущества музеев охватывают 34 статьи документа (7, с. 6-13).

IV раздел положения посвящен музейной деятельности, в нем достаточно широко освещены направления деятельности музееведческой значимости.

В Постановлении Совета Министров Азербайджанской ССР «О мерах по улучшению работы по охране памятников культуры» за № 1440 от 2 декабря 1948 года соответствующим министерствам, организациям, комитетам и учреждениям даны поручения о принятии необходимых мер в этом направлении (7, с. 14-15).

В Инструкции «О правилах учета, охраны, хранения археологических и исторических памятников», утвержденной Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР № 376 от 27 марта 1950 года, отдельными пунктами перечислены правила учета, охраны и хранения, а также обязанности соответствующих учреждений, непосредственно ответственных за эти процессы (7, с. 18-25). 17-м пунктом дается указание Комитету культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Азербайджанской ССР о передаче всех древних находок (вместе с сопроводительными сведениями) Музею Истории Академии Наук Азербайджанской ССР

(7, с. 23). Естественно, что указанное в инструкции понятие «сопроводительные сведения» является научным результатом музееведческих исследований.

В первом пункте выписки из протокола Заседания Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР за № 21 от 22 апреля 1950 года, посвященного вопросу «Охраны, реставрации и изучения памятников культуры» подчеркивается скверное состояние охраны, реставрации и исследования памятников культуры и указываются направления упорядочивания этой деятельности: «Большое количество памятников археологии, истории и архитектуры и до 4 тысяч ценных музейных предметов, произведений живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства постоянно находятся под замком, эти памятники не используются с целью изучения культурного наследия, воспитания трудящихся масс и повышения общеобразовательного уровня» (7, с. 27).

В Азербайджане в начале 1950-х годов работа по охране, реставрации и изучению памятников культуры находилась в состоянии «застоя», несмотря на принятые соответствующие постановления, положения, инструкции, о которых шла речь.

В первом пункте Постановления Совета Министров Азербайджанской ССР «Об охране, реставрации и изучении памятников культуры в Азербайджанской ССР» за № 121 от 1 февраля 1951 года Управлению по делам архитектуры, Управлению по делам искусства и Комитету учреждений политпросвещения при Совете Министров Азербайджанской ССР дается поручение улучшить работу по охране, реставрации и изучению памятников архитектуры и неукоснительно исполнять Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров Союза ССР за № 3898 от 14 октября 1948 года, и «Инструкцию о правилах учета, регистрации и хранения археологических и исторических памятников», утвержденную Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР № 376 от 27 марта 1950 года (10, с. 535).

Во втором пункте Постановления отмечается:

«С целью охраны и реставрации памятников культуры разрешить Президиуму Академии Наук создание Научно-методического Совета в составе различных специалистов в области изучения и реставрации памятников культуры - представителей Академии Наук Азербайджанской ССР, Управления по делам Архитектуры, Управления по делам Искусства, Комитета учреждений политпросвещения при Совете Министров Азербайджанской ССР и возложить на этот Совет научно-методическое руководство работами по охране и изучению памятников культуры, совершенствование научных методов реставрационных работ и разработку научной классификации памятников культуры (10, с. 536).

Одновременно Совету Министров Нахичеванской АССР, Исполнительному комитету НКАО, исполнительным комитетам районов и городов поручить охрану памятников по месту нахождения памятников культуры за счет собственных лимитов на охрану и контроль за их сохранность (10, с. 536).

Постановление Совета Министров Азербайджанской ССР «Об арендной плате за использование памятников архитектуры в Азербайджанской ССР» за № 320 от 5 марта 1952 года, Постановление ЦК КП Азербайджана и Верховного Совета Азербайджанской ССР, подписанное 23 апреля 1957 года стали толчком для мероприятий музееведческой значимости (10).

В первом пункте Постановления Совета Министров Азербайджанской ССР «Об организации в г. Баку Мемориального Музея-квартиры Джалила Мамедкулизаде» за № 145 от 5 марта 1960 года говорится: «Принять предложение Академии Наук Азербайджанской ССР об организации в 1960 году в городе Баку в квартире Джалила Мамедкулизаде Мемориального Музея-квартиры и превратить его в филиал Музея Азербайджанской литературы им. Низами Академии Наук Азербайджанской ССР» (10, с. 607).

В Постановлении Совета Министров Азербайджанской ССР «О мерах по упорядочиванию реализации произведений

живописи и декоративно-прикладного искусства» за № 732 от 1 сентября 1960 года подчеркивается важность улучшения в музеях, выставках и культурно-просветительных учреждениях качества произведений культурного и идейно-воспитательного значения (10).

Из содержания данного постановления становится ясно, что качество музейной деятельности уже выходит на первый план, оно свидетельствует о росте научно-теоретического и прикладного развития музееведения.

В Рекомендации ЮНЕСКО «О более эффективных мерах для обеспечения массового (публичного) характера музеев» от 14 декабря 1960 года уточняется суть понятия «музей», говорится о месте и роли музеев в обществе, а также подчеркивается значение реализации соответствующих мер для совершенствования связей музея и школы (5).

В «Рекомендации о более эффективных мерах для обеспечения публичности музеев» говорится: «Под понятием "музей" следует понимать какое-либо постоянно действующее учреждение, призванное служить общественным интересом для удовлетворения вкусов зрителя, их просвещения посредством экспонирования предметов искусства, истории, науки и техники, коллекций, сюда также относятся ботанические и зоологические сады, аквариумы, которые следует охранять и изучать» (5, с. 310).

В пунктах 15 и 16 раздела «Место и роль музеев в обществе» говорится:

«15. С целью использования хранящихся в музеях предметов для народного и школьного образования необходимо мобилизовать все резервы, наладить сотрудничество с телерадиокомпаниями либо обеспечить оказание музеям услуг телерадиокомпаний.

16. Следует признать и поощрить помощь, оказываемую музеями школьному образованию и системе последующего образования. В зависимости от профиля коллекции руководителям местного просвещения следует узаконить такую помощь посредством учреждения соответствующих органов, ответственных за создание формальных и

постоянных связей между школьниками и наиболее посещаемыми музеями.

Указанные связи могут принять следующие формы:

a) под руководством хранителя учреждение в каждом музее должностей педагогов-специалистов, реализующих использование музейных коллекций в учебных целях;

b) создание в музеях просветительной либо учебной части для сотрудничества с педагогами;

c) учреждение органов местного регионального и провинциального масштаба, призванных объединить музейных работников и учителей для эффективного использования музеев в учебных целях.

с1) реализация иных мер, направленных на обеспечение координации потенциала образования и возможностей музеев» (5, с. 313).

В Постановлении ЦК КПСС «О повышении роли музеев в деле коммунистического воспитания трудящихся», принятого 12 мая 1964 года, подчеркивается важность принятия мер, направленных на улучшение деятельности музеев, повышение роли материальных и духовных памятников культуры в пропаганде революционных и трудовых традиций народа.

Данное постановление имело значение лишь в контексте пропаганды коммунистического воспитания в музеях. Организация механизма коммунистической идеологии являлась актуальной для той эпохи, служила осуществлению важной политической линии. В музееведении подобное явление следовало бы определить как «временную классовую идеологическую линию». Однако ограничение рамками одной идеологической линии музейной деятельности, обладающей огромным естественным обогащающим, воспитательным потенциалом, недопустимо.

В постановлении также предложено Министерству культуры СССР и Президиуму Академии Наук СССР совместно разработать «Положение о Музейном Фонде СССР, единой системе музейной деятельности, принципы, предусматривающие безвозмездную передачу музеям макетов, моделей и образцов промышлен-

ной продукции, находящихся в ведении Совета Народного Хозяйства и Выставки Достижений Народного Хозяйства, а также предметов, найденных при археологических раскопках (2, с. 5, 6).

В Постановлении Совета Министров СССР «О Музейном фонде СССР» от 2 июня 1965 года перечислены правила утверждения «Положения о Музейном фонде СССР», безвозмездной передачи музеям различных сведений, обеспечения правильного отбора предметов, регистрации памятников и подготовки научных каталогов, условий хранения и другие вопросы (2, с. 7).

В постановлении также нашли свое отражение правила зачисления руководящих работников и специалистов музеев, панорам, выставок и других учреждений музейного типа в платежные ведомости (2, с. 7).

Естественно, что вопросы, нашедшие свое отражение в данном постановлении, имели значение в контексте музейного строительства и музееведения 60-х годов прошлого столетия. Несмотря на то, что воспитание коммунистической идейности как в этом постановлении, так и в других подобного рода документах, является главным, в целом это постановление имело огромное значение для систематизации музейных фондов.

Из серии постановлений музееведческой значимости 1960-х годов в 1968 году, благодаря Постановлению Министерства Культуры республики «Об охране образцов материальной культуры и памятников» от 18 апреля 1967 года, была расширена сеть музеев (1, дело 115, лист 26). В деле создания в тот период в Сабирабадском, Али-Байрамлинском, Геокчайском районах зональных краеведческих музеев, действующих на общественных началах, в обеспечении их квалифицированными кадрами особая заслуга принадлежит Академии Наук Азербайджанской республики (4, с. 107). В постановлении также серьезно ставится вопрос совершенствования как теоретических, так и практических знаний и умений музейных работников, повышение их профессиональных качеств (4, с. 108). Таким образом, вопрос повышения качества научно-теоретических и практических

умений музейных работников уже превратился в важную задачу, требующую незамедлительного решения.

В Постановлении Совета Министров Азербайджанской ССР «О развитии музейного дела в республике» от 30 января 1970 года даны рекомендации по устранению имеющихся недостатков и решению ряда задач по улучшению работы музеев, действующих на общественных началах (6, с. 81-91).

Таким образом, развитием, затронувшем музееведение, была охвачена также определенная часть музейной деятельности.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР в 1970 году Министерство Культуры распорядилось об объединении Шемахинского музея культуры с Шемахинским краеведческим музеем, Шушинского музея культуры с Шушинским историческим музеем, Ленкоранского, Агдамского, Шекинского сельскохозяственных музеев с действующими в аналогичных районах краеведческими музеями (4, с. 110).

Постановление Верховного Совета Азербайджанской ССР «О состоянии памятников культуры на территории республики и мерах их охраны» имело огромное значение в деле оказания научно-методологической помощи музеям, являющимся научно-исследовательскими центрами, другим музеям республики.

В постановлении однозначно указывались меры по укреплению реставрационной и материально-технической базы и по подготовке квалифицированных кадров. Совету Министров было предложено расширить сеть краеведческих музеев в деле охраны и пропаганды памятников культуры (11).

Ученый-исследователь В. Керимов, отмечая значение данного постановления, обращает внимание на ряд музееведческих элементов (4, с. 113).

Поворот к прогрессивным начинаниям, охвативший все сферы общественной жиз-

ни в начале 70-х годов XX века, также оказал влияние на развитие таких областей, как наука, культура искусство и литература. Решимость, проявленная при выполнении Постановления Министерства Культуры СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятого 29 октября 1977 года, Постановления общего собрания отделения истории Академии Наук СССР «О сотрудничестве с профильными музеями» от 29 ноября 1978 года, Постановления июльского 1979 года пленума ЦК КП Азербайджана «О мерах совершенствования духовного воспитания трудящихся республики», Постановления ЦК КП Азербайджана «О работе музеев республики в коммунистическом воспитании трудящихся, стала ярким свидетельством наступивших перемен.

Отделение истории Академии Наук СССР приняло постановление из 16 пунктов, касающихся укрепления сотрудничества академических учреждений с музеями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответствующими пунктами предусматривалось следующее:

• всестороннее расширение научно-исследовательской деятельности музеев;

• необходимость участия ученых-исследователей в отборе экспонатов;

• разработка научно обоснованных критериев отбора для полного комплектования фондов;

• создание благоприятных условий для подготовки музейных экспозиций, издания музейных материалов, научно-описательных каталогов, научных и иных публикаций;

• подготовка научной концепции музейных экспозиций и тематико-экспозиционных планов;

• способствование сотрудничеству научно-академических учреждений с музеями исторического профиля;

• подготовка квалифицированных музейных кадров.

Примечания

1. Архив литературы и искусства Азербайджанской ССР. § 501, дело 42, список 8, лист 10.

2. Байрамов, А. День вчерашний, день грядущий / А Байрамов // Культпросвет. - 1992. - №3-4.

3. Государственный Архив Азербайджанской республики. § 57, список 1, дело № 250, лист 87.

4. Керимов, В. История становления и развития историко-краеведческих музеев в Азербайджане [на азербайджанском языке] / В. Керимов. - Баку, 2008.

5. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - Баку, 1998.

6. О состоянии и мерах по улучшению музейного дела в республике: Постановление Совета Министров Азербайджанской Республики от 30 января 1970-го года / Постановление и распоряжение Совета Министров Азербайджанской ССР 1970 г.

7. Руководящие материалы по охране музеев и памятников [на азербайджанском языке]. - Баку, 1955.

8. Садыхова, Н. Музейное дело в Узбекистане / Н. Садыхова. - Ташкент: ФАН, 1975.

9. Хронологическое собрание законов Азербайджанской ССР, Указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Совета Министров Азербайджанской ССР. - Баку, 1959. - Т. 1, 1920-1935.

10. Хронологическое собрание законов Азербайджанской ССР, Указов Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и Постановлений Правительства Азербайджанской ССР [на азербайджанском языке] : в 6 т. - Баку, 1963. - Ш-У1 т.

11. ЭdsЫyyat уо тсоюг^ [=Литература и искусство]. - 1973. - 11 июля.

СФОРМИРОВАНИЕ ИКОНОПИСНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ САМАРСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Л. А. Пархоменко

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

В статье рассказывается о музейном иконном фонде Самарского края, делается вывод, что иконы Самарского края существенно дополняют наши представления о развитии поздней церковной художественной культуры провинции.

Ключевые слова: Самара, Самарский край, музеи, иконописные коллекции, формирование коллекций.

The article describes the museum's iconic fund Samara region, it is concluded that the icon of the Samara region substantially complementary to our understanding of the development of artistic culture later ecclesiastical province.

Key words: Samara, Samara Region, museums, collections of icon painting, building collections.

Художественные сокровища Самарского края до сих пор не изучены полностью. Четыре его музея - Самарский областной историко-краеведческий им. П.В. Алабина (СОИКМ им. П.В. Алабина), Самарский областной художественный музей (СОХМ), Краеведческий музей городского округа Сызрань и Самарский епархиальный церковно-исторический музей, - обладают уникальным собранием русских икон, насчитывающим около 500 произведений. Лишь немногие из них публиковались ранее. Сложная, порой драматическая история их поступления в музеи остается достоянием архивов.

Большинство икон датируется второй половиной XIX - началом XX столетий -временем экономического и культурного расцвета Самары и Сызрани. Именно тогда Самара, получившая статус города еще в 1688 году, стала губернским центром, а затем превратилась в «приволжский Новый Орлеан» и «русский Чикаго». Здесь находилась самая большая в России хлебная биржа, активно развивалась промышленность, богатело купечество, с размахом велась торговля. Зажиточные купцы и знатные горожане украшали город и округу храмами и часовнями. Благодаря церковным заказам наладились связи деловой Самары

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 187-192 187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.