Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности формирования европейских общин на Кавказе (XIX - начало ХХ вв. )'

Этнокультурные особенности формирования европейских общин на Кавказе (XIX - начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
606
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зейналова Судаба

В статье рассматриваются некоторые причины и процессы проводившейся царским правительством переселенческой политики, в результате которой этнодемографическая структура Кавказа в XIX начале ХХ веков претерпела серьезные изменения. Прослеживается рост численности европейских общин в регионе. Особое внимание уделено этнокультурным особенностям формирования в регионе европейских этнических общин немецкой, греческой, польской, чешской, эстонской и др., их общественной жизни, образования, материальной и духовной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности формирования европейских общин на Кавказе (XIX - начало ХХ вв. )»

Судаба ЗЕЙНАЛОВА

Кандидат исторических наук (Баку, Азербайджан).

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБЩИН

НА КАВКАЗЕ (XIX — НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Резюме

В статье рассматриваются некоторые причины и процессы проводившейся царским правительством переселенческой политики, в результате которой этнодемографиче-ская структура Кавказа в XIX — начале ХХ веков претерпела серьезные изменения. Прослеживается рост численности

европейских общин в регионе. Особое внимание уделено этнокультурным особенностям формирования в регионе европейских этнических общин — немецкой, греческой, польской, чешской, эстонской и др., — их общественной жизни, образования, материальной и духовной культуре.

КЛЮЧЕВЫЕ Кавказ, европейские этнические общины,

СЛОВА: переселенческий процесс, этнодемографические

показатели, этнокультурные ценности,

этнографические особенности.

Введение

Кавказ, как немногие регионы в мире, сочетает в себе многообразие имеющих богатое историческое прошлое культур с пестротой этнической карты. На протяжении столетий он привлекал пристальное внимание европейцев. В конце XVIII — XIX веков шло массовое переселение на Кавказ представителей европейских народов. В регионе сложились условия для бурного социально-экономического развития при сохранении этнокультурной идентичности, этнокультурных ценностей и этнографических особенностей. В результате на протяжении XIX — начала ХХ веков на Кавказе формировались европейские этнические общины.

Этнодемографические изменения на Кавказе: переселение и формирование европейских этнических общин

Завоевание Кавказа Российской империей положило начало новым этносоциальным процессам и изменениям в этнодемографической структуре региона. На протяжении всего XIX — начала XX веков на Кавказе шли мощные миграционные процессы, массовые переселения некоренного населения как из внутренних губерний, так и из-за пределов Российской империи. Миграционные процессы на Кавказе в XIX веке были как принудительными, так и добровольными и носили целенаправленный характер, вписываясь в единую переселенческую политику царского правительства.

Переселенческую политику царизма на Кавказе можно условно разделить на несколько этапов. В конце XVIII — первой половине XIX веков проводилось массовое и целенаправленное переселение и расселение русского, украинского населения, немецких колонистов, греческих переселенцев, польских военнослужащих и ссыльных. Во второй половине XIX века, после отмены крепостного права переселение различных этнических групп приняло отчасти стихийный и добровольный характер и лишь поддерживалось и поощрялось властями. В эти годы в связи с экономическим, хозяйственно-промышленным развитием региона началось массовое переселение малоземельного русского крестьянства из центральных губерний России, немецких колонистов, эстонских, молдавских, чешских, болгарских крестьян и др. В связи с промышленным бумом увеличился приток переселенцев европейского происхождения и в города Кавказа. Среди прибывавших было немало служащих, специалистов различных отраслей, предпринимателей и др. Период конца XIX — начала ХХ веков характеризовался развитием капитализма, промышленно-хозяйственным ростом, что особенно способствовало расширению миграционных процессов.

К началу ХХ века в регионе наряду с коренными народами проживали представители более чем 20 национальностей, историческая родина которых находилась за пределами Кавказа. Время, причины и обстоятельства их появления на Кавказе были различны. Различен был также и характер переселений, которые можно разделить в основном на две группы:

1) миграционные движения, направлявшиеся и осуществлявшиеся государством;

2) стихийные миграции, при которых переселялись преимущественно небольшие по численности группы, семьи1.

1 См.: Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX веков. М.: Наука, 1974. С. 193—197.

Миграционные процессы и, как результат, изменения на этнодемографической карте Кавказа непосредственно повлияли на количественные показатели и многих местных народов, и пришлых этнических общин. В частности, за короткое время на этнодемографической карте региона появились новые этнические общины европейского происхождения, численность которых постепенно увеличивалась за счет постоянного миграционного потока, не прекращающегося на протяжении всего XIX — начала XX веков. Об этом наглядно свидетельствуют данные переписей и статистические источники. Количественные показатели европейских этнических общин на Кавказе в конце XIX века можно рассмотреть на основании данных первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.

Таблица 1

Количественное распределение европейских этнических общин на Кавказе по родному языку по переписи 1897 года, чел.

Административно-территориальные единицы

Романские, в т.ч. французский, румынский, молдавский

Финские, в т.ч. эстский

Бакинская губ. 1 439 __ 371 158 3 430 ___ 622

Елизаветпольская губ. 616 148 143 3 194 558 16

Закатальский окр. 115 — — 11 2 —

Дагестанская обл. 1 630 537 78 261 — 50

Карсская обл. 3 243 956 51 430 32 593 484

Тифлисская губ. 6 167 1 420 814 8 329 27 116 199

Кутаисская губ. 793 242 184 290 4 372 8

Батумская обл. 911 191 160 369 4 717 31

Сухумский окр. 234 123 138 406 5 393 607

Черноморская губ. 731 88 1 091 748 5 969 821

Эриванская губ. 1 385 485 363 210 1 323 403

Ставропольская губ. 961 199 110 8 601 1 715 1 532

Кубанская обл. 2 719 1 086 5 444 20 778 20 137 2 446

Терская обл. 4 173 841 221 9 672 958 203

И с т о ч н и к: Кавказский календарь на 1908 год. Тифлис, 1907. С. 108—124.

Уже в начале ХХ века процесс формирования европейских этнических общин на Кавказе был фактически завершен. Представители европейских народов, переселившиеся на Кавказ, сформировались как этнические общины и устоявшиеся диаспоры, проживавшие массово и в основном компактно в городах и сельских местностях. В 1920-х годах устоялись и количественные показатели европейских этнических общин. Наиболее обстоятельно этнический состав Кавказа был показан в материалах Всесоюзной переписи 1926 года.

Таблица 2

Численность европейских этнических общин в Закавказье по переписи 1926 года, чел.

Народность Закавказская СФСР в целом Азербайджанская ССР Грузинская ССР Армянская ССР

Немцы 25 327 13 149 12 074 104

Поляки 6 324 2 460 3 159 705

Греки 57 935 904 54 051 2 980

Эстонцы 1 043 168 871 4

Латыши 944 569 363 12

Литовцы 572 285 283 4

Молдаване 316 156 142 18

Французы 347 58 282 7

Итальянцы 257 77 172 8

Чехи и словаки 237 87 143 7

Болгары 203 40 160 3

И с т о ч н и к: Население Закавказья. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Краткие итоги. Тифлис: Изд-е ЗакЦСУ, 1928. С. 8.

Переселенческая политика царских властей привнесла в и без того крайне разнообразный в этническом отношении регион новые этнические группы, способствовала появлению, формированию и росту численности новых этнических общин. В XIX — начале ХХ веков на Кавказе появились новые европейские этнические группы — поляки, чехи, болгары, немцы, шведы, молдаване, румыны, финны, эстонцы, литовцы, латыши и др. Они основывали моно-этничные поселения, жили в смешанных селениях, либо в городах. Эти диаспорные группы прошли длительный процесс социальной адаптации и, сохранив свои культурные ценности и национальную идентичность, смогли в своем большинстве войти в состав полиэтничного и субкультурного пространства региона, оставив свой след в истории Кавказа.

Таблица 3

Численность европейских этнических общин Северо-Кавказского Края и Дагестанской АССР по переписи 1926 года

Северо-Кавказский край Дагестанская АССР

Народность Все население Городское население Сельское население Все население

Поляки 18 425 12 588 5 837 460

Чехи и словаки 3 780 12 86 2 494 20

Сербы 277 133 144 1

Болгары 2 798 762 2 036 44

Латыши 4 573 2 582 1 991 73

Литовцы 2 292 1 718 574 69

Эстонцы 5 201 962 4 239 33

Немцы 93 915 12 734 81 181 2 551

Англичане 59 40 19 —

Шведы 82 70 12 1

Голландцы 10 8 2 13

Итальянцы 308 242 66 1

Французы 164 135 29 10

Румыны 562 201 361 58

Молдаване 9546 446 9 100 491

Греки 32 178 11 125 21 053 82

Финны 322 128 194 9

И с т о ч н и к: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том V. Крымская АССР, Северо-Кавказский край, Дагестанская АССР. М., 1928. С. 52—56, 342.

Процесс формирования европейских этнических общин в ходе переселения и социальной адаптации был длительным, имел свои особенности, схожие черты и различия. Отметим, что в целом феномен диаспоры зиждется в первую очередь на культурной самобытности, которая обеспечивает жизнеспособность этнического организма. Отрыв от исторической родины вос-

полняется акцентированным стремлением к сохранению национальной культуры. Очевидно, что не каждая этническая группа может выступать в роли диаспоры. Такая группа должна быть достаточно большой, отличаться четким определением этнокультурных интересов, высоким уровнем сплоченности и консолидации, активной хозяйственной, общественной и культурной самоорганизацией. Большинство переселенных и переселившихся на территорию Кавказа на протяжении XIX — начала ХХ веков этнических групп прошли долгий эволюционный путь формирования этнической общины.

Наиболее крупными европейскими диаспорами на Кавказе были немецкая, греческая и польская общины. Процесс их формирования завершился в начале ХХ века. Немецкое и греческое население имело многочисленные компактные и в основном моноэтничные поселения, а также массово проживало в крупных городах региона. В начале ХХ века у немецкой и греческой диаспор существовали свои национальные общественные организации, печатные органы, а в советский период — национально-административные районы: Греческий и Ванновский районы в Краснодарском крае. Они имели довольно развитую структуру хозяйственной деятельности, активно участвовали в промышленном развитии края. Поляки представляли собой значительную по численности общину, проживали в крупных городах региона. Среди них были представители различных социальных слоев городского населения, в основном интеллигенции и служащих. Чешская, болгарская, эстонская, молдаванская и другие европейские общины Кавказа были сравнительно невелики, имели поселения на Северном Кавказе и Черноморском побережье и были заняты в основном в сельском хозяйстве. Французы, итальянцы, англичане, шведы, голландцы и представители других западноевропейских народов в небольшом количестве проживали в административных, промышленных и торговых центрах Кавказа — Баку, Тифлисе, Екатеринодаре, Ставрополе, Владикавказе и были заняты в основном в промышленности и торговле.

В результате на Кавказе в течение XIX — начала ХХ веков сформировались диаспорные группы представителей европейских народов — немцев, греков, поляков, чехов, болгар, эстонцев, латышей, литовцев, молдаван и др. Они различались по численности, социальному составу, уровню инкорпорации в хозяйственную жизнь и общественно-культурную среду. Диа-спорные группы создали в своих общинах культурно-просветительские учреждения, религиозные и благотворительные общества, национальные школы, обеспечивающие сохранение идентичности. Именно это позволило им, активно участвуя в хозяйственном и социокультурном развитии региона, на протяжении длительного времени проживания на Кавказе сохранить самобытный культурный облик.

Правда, впоследствии общественно-политические, социально-экономические процессы, протекавшие в советский период, вновь серьезно изменили этнодемографическую структуру Кавказа. После установления советской власти на Кавказе и позже, в 1920—1940-х годах, наблюдались массовые эмиграции. Раскулачивание, репрессии, насильственные депортации коренных кавказских народов, а также пришлых этнических групп, проживавших в регионе, военные действия в годы Великой Отечественной войны также наложили свой отпечаток на этнический состав и демографическое развитие региона. В частности, были выселены представители ряда европейских этнических общин: немецкое население полностью, греческое и польское — частично. После реабилитации на прежние места проживания вернулась лишь небольшая часть2.

Общественная активность и образование

Формирование европейских этнических общин на Кавказе было связано не только с ростом их численности, хозяйственной деятельностью и вовлечением в экономическую ин-

2 См.: Зейналова С.М. Формирование европейских этнических общин на Кавказе (XIX — первая половина ХХ вв.). Баку: Мутарджим, 2010. С. 33—56.

фраструктуру края, но и с социокультурной адаптацией, общественной активностью их представителей, осознанием общности их целей и стремлением сохранить свои этнокультурные особенности вдали от исторической родины. Одним из важнейших проявлений всего этого была напряженная общественная деятельность: создание благотворительных и культурных обществ, участие в работе местных административных органов, выпуск изданий на национальных языках.

В частности, в конце XIX — начале ХХ веков немецкие общины в Баку, Тбилиси и других крупных городах Кавказа стали создавать общественные организации, благотворительные общества. В начале XX века в Баку действовали несколько немецких благотворительных обществ. Одним из первых было образовано Дамское евангелическо-лютеранское благотворительное общество, зарегистрированное городскими властями 20 июля 1907 года. Согласно уставу, своей основной целью Общество ставило «вспомоществование нуждающимся лицам евангелическо-лютеранского вероисповедания, находящимся в г. Баку». Примерно тогда же Дамское евангелическо-лютеранское благотворительное общество было образовано и в Тбилиси (Тифлисе). При нем действовала богадельня3.

После Февральской революции в различных регионах бывшей Российской империи, в том числе и на Кавказе, общественная деятельность заметно расширилась, возникли новые организации. 14 мая 1917 года в Тифлисе открылось заседание Краевого съезда делегатов российских граждан немецкой национальности Закавказья, на котором присутствовали представители почти всех немецких колоний. На заседаниях Немецкого совета, проводимых регулярно в Тифлисе, обсуждались различные социально-экономические проблемы немецкого населения — колонистов и горожан, вопросы деятельности немецких школ, что способствовало сплочению немцев Закавказья4.

28 мая 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до апреля 1920 года. Происходящие в 1918—1920 годах в Азербайджане общественно-политические, экономические, культурные преобразования затронули и немецкое население. В азербайджанском парламенте, начавшем работу 7 декабря 1918 года, немецкое население имело своего представителя. Это был депутат Лоренц Яковлевич Кун (1884—1942 гг.), уроженец колонии Еленендорф. Выступая от фракции национальных меньшинств, Л.Я. Кун представлял в парламенте интересы немецкого населения Азербайджана5.

В годы советской власти в общественной жизни немецкого населения региона произошли характерные для всей этой эпохи изменения. Партийные органы развернули среди немецкого населения широкую агитационно-идеологическую кампанию с целью привлечь немцев к мероприятиям советского строительства, к участию в общественной жизни советского общества. Для проведения кампании были организованы партийные органы, комячейки, выделен штат инструкторов.

В России после Октябрьского переворота был учрежден Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), и на одном из первых заседаний его коллегии говорилось о необходимости образовать при нем Немецкий отдел. В 1920 году было создано Центральное бюро немецких секций при ЦК РКП(б). На Северном Кавказе Центральное бюро первоначально имело немецкие секции, проводившие общественную и идеологическую работу среди немецкого населения при местных партийных комитетах в Ставрополе и Пятигорске; в 1921 году было создана немецкая секция при Кубано-Черноморском обкоме6. В Закавказье немецкие

3 Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (ГИААР), ф. 46, оп. 2, д. 76, л. 26; Кавказский календарь на 1914 год. Тифлис, 1913. С. 828; Heimatbuch der Deutschen aus Rußland. Stuttgard, 1961. S. 120.

4 ГИААР, ф. 508, оп. 1, д. 388, л. 1, 16—31; Айсфельд А. Российские немцы и самоуправление: планы и действительность. В кн.: Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871—1941 гг.). Материалы международной научной конференции. М., 2002. С. 43—44; Немцы в России и в СНГ 1763—1993. Штутгарт, 1993. С. 15.

5 Государственный архив Азербайджанской Республики (ГААР), ф. 894, оп. 10, д. 53, л. 5.

6 См.: ЧеботареваВ.Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики 1917—1924 гг. М., 2003. С. 549— 552, 561.

секции действовали в Баку и Тифлисе, а в немецких поселениях были организованы комячейки. Немецкая секция при ЦК КП(б) Азербайджана была образована в январе 1921 года в Баку. Ее деятельность должна была охватить немецкое население как самого Баку, так и уездов, в частности немецкие поселения. По сведениям годовых отчетов Немсекции за 1923—1926 годы, в Баку был организован Немецкий рабочий клуб, а также открыты клубные организации во многих немецких поселениях, в колониях образованы партийные и комсомольские ячейки и т.д.7

В 1920—1930-х годах советское руководство придавало большое значение участию немецкого населения в работе местных административных органов — сельсоветов. Так, в докладе председателя сельсовета самого крупного в Азербайджане немецкого селения Еленен-дорф Э.Я. Бека за 1927 год и в документе об обследовании работы сельсовета за 1928 год отмечалось, что Еленендорфский сельсовет имеет 40 членов, из них по национальному составу 34 немца, и при нем действуют 4 секции:

1) секция благоустройства и здравоохранения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) сельскохозяйственная секция;

3) культурно-просветительская секция;

4) кооперативная секция.

В целом, по данным на 1 июля 1928 года, в АзССР действовало 5 немецких сельсоветов8.

В 1924—1925 годах в Северокавказском крае было создано 25 немецких сельсоветов. Учитывая размер немецкой общины на Северном Кавказе, немецкое население было выделено в особую национальную административно-территориальную единицу. После принятия президиумом Северо-Кавказского крайисполкома в 1927 году постановления «О возможности образования на территории края нацменовской административной единицы, объединяющей немецкое население», на территории Кубанского и Армавирского округов был создан Ваннов-ский национальный район, объединивший пять немецких колоний, с центром в Ванновском (Эйгенфельде), в котором немецкое население составляло большинство. Во главе районной организации ставились немцы. Они же преобладали в сельсоветах — Ванновский район был сельскохозяйственным. Действовали здесь и немецкие учебные заведения9.

С середины 1930-х годов в национальной политике советского государства наметились изменения, знаменовавшие отход от прежнего курса в отношении национальных меньшинств. Это было связано как с внутриполитическими, так и внешнеполитическими обстоятельствами. В апреле 1938 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О реорганизации искусственно созданных национальных районов и сельских советов в Краснодарском крае». В результате Ванновский немецкий национальный район был переименован в Северо-Кубанский, а селение Ван-новское — в Северо-Кубанское. Были переименованы и немецкие сельсоветы Ванновского района. В 1940 году трансформация Ванновского района была завершена. Были ликвидированы национальная печать и обучение на немецком языке10.

Следует учесть, что публикация периодических изданий на немецком языке была важным фактором общественной активности немецкого населения. С начала ХХ века до 1920-х годов в Тифлисе издавалась немецкая газета «Kaukasische Post» (Кавказская почта), ставшая первым

7 Архив политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики (АПДУДПАР), ф. 1, оп. 235, д. 99, л. 48—49; ф. 1, оп. 235, д. 171, л. 10—11, 18—19; ф. 1, оп. 235, д. 175, л. 10—11.

8 АПДУДПАР, ф. 1, оп. 235, д. 330, л. 187; ГААР, ф. 2448, оп. 3, д. 94, л. 125; §ixlinski Z.B. Azsrbaycan ksndinds sovet quruculugu (1926—1932-ci illsr). Baki: Elm, 1975. S. 19.

9 См.: Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII — середина XX в.). Сб. док. / Сост. Т.Н. Плохотнюк. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 13, 138—139.

10 См.: БугайН.Ф. Депортация немцев с юга России в 40-е годы: причины, ход, последствия. В кн.: Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. Материалы Российско-Германской научной конференции. М., 1995. С. 41; Алексеенко И.И. История и проблемы российских немцев на Кубани. В кн.: Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. С. 58—60.

печатным изданием немецкого населения Кавказа. В 1920—1930-х годах в Азербайджане издавались немецкие газеты «Bauer und Arbeiten» (Крестьянин и Рабочий) и «Lenins Weg» (Ленинский путь). В 1930-х годах в Ванновском районе выпускалась газета на немецком языке «Kollektivfahne» (Коллективное знамя)11. Именно печать во многом способствовала сохранению целостности немецкой общины Кавказа.

Поляки, в отличие от представителей других европейских этнических групп — немцев, греков, чехов, эстонцев и др., основывавших на Кавказе компактные поселения, жили преимущественно в крупных городах и национальных поселений не имели. Только небольшая часть их проживала в сельской местности, в основном в смешанных поселениях. Большинство выходцев из Польши смогли быстро адаптироваться к новым условиям и занять определенную социально-экономическую нишу. Наряду с частнопредпринимательской деятельностью поляки состояли также на гражданской и военной службе. Среди польского населения, проживавшего на Кавказе, было немало высших военных чинов, видных ученых и педагогов, деятелей искусства, врачей, известных архитекторов.

К началу ХХ века в крупных городах Кавказа сложились польские общины, имевшие высокий уровень этнокультурной сплоченности. В некоторых городах (к примеру, во Владикавказе) польская община была расселена достаточно компактно по кварталам, где поляки открывали магазины, медицинские и образовательные учреждения. В начале ХХ века во Владикавказе действовали римско-католическая школа и католический костел, который был реконструирован в 1930-х годах12. Наиболее массово польская община была представлена на Кубани. Многие дворяне, военнослужащие, врачи, педагоги, предприниматели оказали значительное влияние на развитие Кубанской области. Среди них можно отметить прокурора Екатеринодар-ского окружного суда В. Раковского, главного лекаря Екатеринодарского военного госпиталя и основателя Горячеключевского курорта М. Рымашевского, потомственных дворян кубанских промышленников П. Буковского, Г. Козловского, основателя Анапского курорта В. Будзин-ского и др. Польское население Кубани отличалось высокой социальной активностью. Особенно ярко общественно-культурная деятельность польского населения проявлялась в Екатерино-даре: в начале ХХ века в городе действовал польский клуб «Огниско»13.

Значительную социальную прослойку составляла польская община в городах Центрального Кавказа — Баку, Тифлисе (Тбилиси), Батуме (Батуми). Среди польских переселенцев на Центральный Кавказ можно отметить многих талантливых поэтов, ученых, инженеров, таких как Тадеуш Лада Заблоцкий, Владислав Стшельницкий, Людвиг Млокосевич, Витольд Згле-ницкий, Павел Потоцкий, Юзеф Ходько, Болеслав Статковский, Владислав Калусовский и др.14 Яркими представителями польского населения в Азербайджане были архитекторы польского происхождения: Ю.В. Гославский, К.Б. Скуревич, Ю.К. Плошко, Е.Я. Скибинский, К. Борисоглебский и др., — по проектам которых в Баку и еще нескольких городах было выстроено немало красивейших зданий15. Поляки занимали в Баку ответственные посты на военной службе, в государственной администрации и в промышленности. В конце XIX века поляк Станислав Деспот-Зенович был председателем Бакинской городской думы. Некоторые из офицеров польского происхождения занимали должности в военной администрации в Азербайджане; в частности, врач Серопский (начальник военного лазарета в Баку в 1831 г.), майор Каноненский

11 См.: Зейналова С. Немцы на Кавказе. Баку: Мутарджим, 2008. С. 165—176.

12 См.: Канукова З.В. Старый Владикавказ. Владикавказ: Иристон, 2002, 310 с. [http://nocss.ru/projects/24/gl1_

р2РВД.

13 См.: Поляки на Кубани: история и современность ^йр://ро1ошакиЬ an.by.ru/polish_kub.htm]; Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Армавир, 1995. С. 128—132.

14 См.: Абдуллабекова Г.Г. Темы и инспирации Азербайджана в польской литературе XIX века. Баку: Озан, 1999. С. 46—48, 67; Путешествуя по страницам прошлого // Кавказская Полония, 2002, № 8. С. 5—12.

15 См.: Фатуллаев-Фигаров Ш. Творчество польских архитекторов в Баку. 2004; Фатуллаев Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX — начала ХХ века. Л.: Стройиздат, 1986. С. 65—66, 82, 158— 162, 218, 276, 405.

(военный комендант Баку в 1839 г.), полковник Миклашевский (военный начальник мусульманских провинций Кавказа). В 1847 году в Азербайджане насчитывалось девять служащих-поляков высшего ранга, в частности начальник окружного военного штаба генерал-майор М. Гурский, майор Ф. Добжанский и др.16

Польское население выделялось общественной активностью. В начале ХХ века в крупных городах Северного и Центрального Кавказа: Владикавказе, Екатеринодаре, Баку, Тифлисе и др. — действовали польские общественные организации — Польский дом, благотворительные общества, библиотеки и т.д. В частности, в начале XX века в Баку существовали польские общественно-благотворительные организации, например Польский дом, католическое благотворительное общество, польская библиотека, в работе которых активно участвовали представители национальной интеллигенции. Первое объединение поляков «Римско-католическое общество» было создано в Баку в 1903 году с благотворительной целью. В 1909 году было зарегистрировано объединение под названием Польский дом, в уставе которого в качестве основной цели отмечалось содействие культурному развитию польского населения города. В начале Первой мировой войны Польский дом оказывал содействие беженцам из Польши17. В парламенте Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920 гг.) во фракции депутатов от национальных меньшинств Польский национальный совет представлял депутат Станислав Вонсович18. В начале ХХ века в Тифлисе действовали Польский дом, польский театр, библиотека19.

К началу ХХ века весьма активной была греческая община Кавказа. В мае 1917 года в Тифлисе прошло первое Национальное собрание греков Закавказья, в котором принимали участие представители 73 греческих общин региона. В июне 1917 года в Таганроге был созван первый Всероссийский съезд греков, на котором собрались представители 40 греческих общин. Решением съезда был создан Союз греческих общин с Центральным советом в Ростове20.

В 1920-х годах при областных комитетах компартий некоторых союзных республик, а также при исполнительных комитетах советов были созданы греческие секции. В частности, в 1920 году греческую секцию образовал Черноморский окружной комитет. В Баку в октябре 1925 года был организован подотдел нацменьшинств БК АКП(б), при котором была создана нацменкомиссия из представителей соответствующих учреждений и организаций, ведущих работу среди населения различных национальностей — латышей, немцев, евреев (горских и европейских), греков и др.21 В 1921 году при Аджарском областном комитете Компартии Грузии был создан печатный орган для греческого населения — газета «Коммунистис», издававшаяся в Батуми. В 1924 году в Краснодаре при Политотделе нацменьшинств Кубано-Черно-морского областного комитета РКП(б) для греческого населения стала выходить газета «Али-тия». В 1925 году было принято решение создать в Ростове-на-Дону Бюро греческих секций, а также объединить газеты «Коммунистис» и «Алития» в одну газету «Коммунистис», ставшую главным печатным органом, предназначенным для греческого населения22.

В 1920-х годах в Грузинской ССР были образованы национальные греческие сельсоветы, входящие в состав Цалкского (Цалкинского) района с центром в г. Цалка. Имела греческая

16 См.: БадирбейлиР. Поляки в Азербайджане в XIX и начале XX века // Кавказская Полония, 1999, № 2. С. 2—4.

17 См.: Там же.

18 См.: Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1920). Парламент. Баку: Из-во Азербайджан, 1998. С. 23—26; Азербайджанская Республика. Документы и материалы 1918—1920 гг. / Под. ред. Дж.Б. Гулиева. Баку: Элм, 1998. С. 215.

19 См.: Козбелевский А. Из истории поляков Грузии // Кавказская Полония, 2002, № 9. С. 13—14; Комахия М. Славянское население Грузии // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 4 (52). С. 152—165.

20 См.: Цацаниди П.Д. Греческая церковь на Кавказе в XIX — начале XX в. Автореф.дис... канд.истор.наук. Краснодар, 2004. С. 21; Греция — Россия. Тысячелетие связей. С. 123—135.

21 АПДУДПАР, ф.12, оп. 2, д. 94, л. 29.

22 См.: Аклаев А.Р. Из истории формирования современной этноязыковой ситуации у греков Грузии. В кн.: Этнография, антропология и смежные дисциплины: соотношение предмета и методов. М., 1989. С. 123—124; Греция — Россия. Тысячелетие связей. С. 139—148.

община и собственную административно-территориальную единицу — на территории Краснодарского края несколько лет существовал Греческий район, созданный 7 февраля 1930 года постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома, подтвержденным постановлением ВЦИК СССР от 10 января 1930 года. В Греческий район входили 7 сельсоветов Крымского района (Черноморский округ) и 2 сельсовета Абинского района (Кубанский округ) с преобладающим греческим населением (более 11 тыс. греков). Станица Крымская была одновременно центром Крымского и Греческого районов, а в 1934 году центр Греческого района был перенесен в станицу Нижне-Баканскую, куда из Ростова была переведена редакция греческой газеты «Коммунистис», а из Краснодара — греческий педагогический техникум. Всего в 1930-х годах в Кубанском округе насчитывалось 16 греческих национальных сельских советов. Однако в мае 1938 года Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать 19 сельских районов Краснодарского края, среди которых были и районы компактного проживания греков: Белореченский, Витязевский, Крымский и другие. Греческие школы были упразднены, преподавание стало вестись на русском языке. В марте 1939 года Краснодарский крайком ВКП(б) принял решение преобразовать национальные районы в обычные районы23.

В советский период эстонское население стали вовлекать в работу партийных органов. В 1921 году были созданы эстонские национальные партийные ячейки, одна из которых действовала в Ставропольской губернии, две в Кубано-Черноморской области. С 1921 года при Нар-комнаце действовал эстонский отдел. К началу 1926 года в Северо-Кавказском округе было создано 4 эстонских сельсовета: Хуссы-Кардоникский, Ливонский, Ново-Эстонский и Под-горнский. В 1926 году в Черноморском округе был образован Сальминский сельсовет. В конце 1920-х годов поселение Эстония стало центром эстонских национальных сельсоветов в Абхазии. К 1926 году во всех эстонских поселениях Кавказа были созданы комсомольские ячейки24.

Таким образом, к началу ХХ века под воздействием общественно-политических процессов в регионе заметно возросла общественная активность европейских этнических общин. Если в начале ХХ века общественная деятельность немецкой, польской, греческой и других европейских общин Кавказа выражалась в создании национальных общественных организаций, главным образом благотворительного характера, а после Февральской революции — в организации краевых съездов немецкого, греческого населения, то в годы советской власти она была поставлена под руководство созданных специальных секций и комиссий по делам национальных меньшинств и была направлена на привлечение представителей европейских общин к новой идеологии советского строительства, участие их в общественно-политических процессах. В целом общественная активность европейских общин была важным фактором осознания общности целей и проблем представителей диаспор и выработки механизмов их решения. Она непосредственно повлияла на формирование диаспор групп и общин представителей европейских народов, проживавших на Кавказе.

Важным аспектом культурного развития европейских общин на Кавказе было образование. Большинство немецких колонистов, поляков, греков, чешских, эстонских и других европейских переселенцев владели грамотой на родном и русском языках, некоторые изучали языки автохтонных народов. Практически во всех немецких колониях, греческих, чешских, эстонских поселениях, а также крупных городах Кавказа действовали национальные школы этих общин.

В частности, еще во времена основания первой немецкой колонии в Азербайджане — Еленендорфа колонисты заложили основы для создания национальной школы. Немецкие дети приходили на уроки в дом пастора Иогана Якоба Крауса, который обучал их грамоте и основам

23 См.: Игнатова М.Е. Греческий и Немецкий (Ванновский) национальные районы Краснодарского края в 20— 40-е гг. ХХ века. Автореф.дис.. .канд.истор.наук. Майкоп, 2005. С. 18—24; Читлов Д. Мой народ. Тбилиси: Из-во «Комбинат печати», 2000. С. 92—128.

24 См.: Выйме Л.А. Эстонские поселения на Черноморском побережье Кавказа (вторая половина XIX — 1929 г.). Автореф.дис. канд.истор.наук. Таллин, 1975. С. 30—37; ШараповЯ.Ш. Национальные секции РКП(б). Казань: Из-во Казанского ун-та, 1967. С. 211.

религии. В 1842 году в колонии Еленендорф было построено первое школьное здание. Школу посещали как юноши, так и девушки. Обучение велось на немецком языке. Согласно отчетам, к 1906 году в Еленендорфском двухклассном училище проходили обучение 396 учащихся25.

Школы основывались и в немецких поселениях Северного Кавказа: в 1835 году в Кар-расе, в 1836 году в Николаевке, в 1838 году в Константиновке. В списке учебных заведений Кавказского учебного округа на 1 января 1898 года на Северном Кавказе были отмечены следующие церковно-приходские школы в немецких поселениях: в Ставропольской губернии — Иоханесдорф (осн. в 1884 г., 52 учащихся обоего пола), Мартинфельд (осн. в 1867 г., 85 учащихся), Фридрихсфельд (осн. в 1893 г., 36 учащихся), Германсбург (осн. в 1882 г., 62 учащихся), Иоганиссгейм (осн. в 1887 г., 40 учащихся); в Терской области — Каррас (осн. в 1805 г., 131 учащихся), Темпельгольф (осн. в 1890 г., 62 учащихся); в Кубанской области — имение барона Штейнгеля (осн. в 1887 г., 49 учащихся) и т.д.26 В имении Хуторок была создана школа для детей служащих и рабочих. Особо одаренные ученики могли получить стипендию от барона Штейнгеля, чтобы продолжить образование. В конце XIX — начале XX веков в крупных немецких поселениях наряду с общеобразовательными школами были открыты и училища, к примеру, в колониях Семеновка и Еленендорф. В крупных городах Кавказа, в которых массово проживало немецкое население, в частности в Баку и Тифлисе, также открывались немецкие школы.

В 1920-х годах в немецких поселениях действовали школы 1-й и 2-й ступени. В частности, в 1920-х годах во всех немецких поселениях Азербайджана действовали детсады, немецкие школы 1-ой ступени, а в колонии Еленендорф — и школа 2-й ступени. В докладе Комиссии АзЦИК по вопросу культурно-экономического состояния немецкого крестьянства АзССР в 1930 году отмечалось, что в восьми немецких поселениях имеются 8 школ, 10 детсадов, 4 клуба, 2 избы-читальни27. В конце 1920-х годов в Еленендорфе был создан и действовал машиностроительный техникум, в котором, согласно учебной программе, помимо общеобразовательных предметов ученики изучали механику, машиностроение и другие технические дисциплины. А в 1930-х годах в Еленендорфе действовал Техникум виноградарства и виноделия28.

К 1927 году на Северном Кавказе в Терском округе действовало свыше 30 немецких школ, в Ставропольском округе — 1429. В 1930-х годах в связи с ужесточением советского режима, началом репрессий изменилось и положение в сфере образования немецкого населения. В марте 1938 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление об обязательном изучении русского языка в нерусских школах. К началу 1939 года была проведена реорганизация немецких школ, в результате чего преподавание во всех классах немецких школ было переведено на русский язык.

Греки-переселенцы, живущие преимущественно в сельской местности, стремились обосноваться в моноэтничных поселениях. Культурная и духовная жизнь греческой общины на Кавказе во многом содействовала сохранению национальных ценностей. Во многих крупных греческих селах, городах, где массово проживали греки, действовали греческие школы, культурно-благотворительные общества. В частности, в 1879 году в греческом селе Грузии Башков была основана церковно-приходская школа с преподаванием на греческом языке. Решением Наркомпроса РСФСР в 1926 году для греческих школ, действовавших на территории СССР, был утвержден единый язык — литературная форма димотики (новогреческий язык). Это способствовало консолидации греческой общины, чьи представители говорили на различных

25 ГИААР, ф. 508, оп. 1, д. 436, л. 26; ф. 830, оп. 1, д. 7, л. 8; Ибрагимов Н.А. Немецкие страницы истории Азербайджана. Б.: Азербайджан, 1995. С. 165—166.

26 См.: КорниловаМ.В. Немецкие поселения на Северном Кавказе в XIX — начале ХХ вв. Автореф.дис... канд. истор.наук. Владикавказ, 2006. С. 11—14, 19—21; Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 г. Тифлис, 1898. С. 8, 32, 37.

27 ГААР, ф. 379, оп. 7, д. 100, л. 5.

28 ГААР, ф. 2368, оп. 1, д. 38, л. 157; ф. 2368, оп. 1, д. 12, л. 11; АПДУДПАР, ф. 1, оп. 235, д. 171, л. 97.

29 См.: Плохотнюк Т.Н. Российские немцы на Северном Кавказе. М., 2001. С. 141.

диалектах. Национальные кадры готовились в педтехникумах и училищах в Ахалцихе, Батуми, Сухуми, Цалке, селе Санта. В 1880-х годах в Батуми было открыто греческое общественное училище, а в 1892 году — женская церковно-приходская школа. В селе Санта в 1934 году открылся греческий педагогический техникум. В 1928 году в Грузии насчитывалось 106 греческих школ. Для подготовки педагогических кадров в 1925 году было образовано греческое отделение в педагогическом техникуме в Краснодаре30.

По статистическим материалам 1922 года, в Азербайджане действовали две греческие школы — в Баку и в Джеванширском уезде. В начале ХХ века в Баку действовали Греческое филантропическое (благотворительное) общество, греческий драматический кружок «Эври-пидис». Греческая община Баку имела свою школу, директором которой был Е.П. Анастадиа-ди (1885—1937), ставший одним из инициаторов создания центра греческой культуры. В период репрессий в конце 1930-х годов греческие школы, церкви и общества постепенно перестали действовать31.

Польская община на Кавказе характеризовалась высоким уровнем грамотности. Согласно статистическим материалам, в середине 1920-х годов первые места среди представителей европейских этнических общин в Закавказье (численностью не менее 3 тыс. чел.) по уровню грамотности занимали поляки (831 чел. на 1 тыс. чел. населения) и немцы (755 чел. на 1 тыс. чел.)32. В XIX — начале ХХ веков в крупных городах Кавказа, где компактно проживали поляки, были созданы польские школы, в основном при католических костелах. В 1920 году в Кубано-Черно-морской области действовали три польские школы: в Армавире, Новороссийске и Екатерино-даре. В 1920-х годах польская школа функционировала в Грузии33.

Национальные школы действовали и в крупных эстонских поселениях. В частности, в селе Эсто-Хагинском действовала средняя школа, в которой учились эстонцы, русские, немцы. В 1920-х годах в Сулеви работал политклуб, выпускалась стенгазета. В 1923—1925 годах в некоторых эстонских поселениях были организованы драмкружки, спортивные и музыкальные секции. В 1920-х годах в эстонских поселениях Эсто-Садок, Сальме, Сулеви, Алам-Линда и Юлем-Линда действовали школы с преподаванием на эстонском языке34.

В целом большинство немецкого, польского, греческого, чешского, эстонского населения владело грамотой и продолжало обучение на определенной ступени. Образование непосредственно влияло на формирование и развитие европейских общин на Кавказе. С одной стороны, преподавание на родном языке способствовало сохранению среди молодого поколения, никогда не видевшего исторической родины, национальных особенностей, языка и культуры. С другой стороны, повышался уровень грамотности и профессиональной подготовки как сельского, так и городского европейского населения.

Духовная культура и этнокультурные особенности европейских общин на Кавказе

Неотъемлемым элементом жизни европейских этнических общин на Кавказе была духовная культура. Иначе говоря, значительное место в их формировании занимала религия. Она

30 См.: Читлов Д. Указ. соч. С. 282—292, 298; Греция — Россия. Тысячелетие связей. С. 139—148.

31 См.: Известия АзЦСУ, 1924, № 1 (8). С. 20—29; Пилиджев И. Греки в Азербайджане // Азербайджан и азербайджанцы в мире, 2009, № 2. С. 100—104; Здесь витает дух Эллады // Бакинский рабочий, 15 июля 2004.

32 См.: Грамотность населения ЗСФСР // Экономический Вестник Закавказья, № 9, 1928. С. 5.

33 См.: Поляки на Кубани: история и современность; ВиноградовВ.Б. Указ. соч. С. 128—132; КомахияМ. Указ. соч.

34 См.: Сборник сведений о Северном Кавказе. Списки населенных мест Ставропольской губернии (по данным 1909 г.). Ставрополь, 1911. С. 112; Маамяги В.А. Эстонцы в СССР 1917—1940 гг. М.: Наука, 1990. С. 132.

была объединяющим звеном, важнейшим символом национальной культуры, самобытности представителей европейского населения Кавказа. Среди европейских переселенцев большинство было христианами: православными, лютеранами, католиками, а также приверженцами различных сектантских течений — сепаратизма, штундизма, меннонитства и др.

Первым на Северном Кавказе немецким евангелическим приходом был Пятигорско-Кар-расский евангелическо-лютеранский приход, созданный в 1835 году. В 1859 году был создан Ставропольский, в 1881 году — Екатеринодар-Новороссийский, затем Владикавказский и Таганрогский, а в 1900 году — Ростовский приход. К 1917 году на Северном Кавказе действовали евангелическо-лютеранские приходы: в Ставрополе (количество прихожан на 1904/1906 гг. составило 7 760 чел.), Пятигорск-Каррасе (на 1904/1906 гг. — 5 659 прихожан), Екатеринодар-Новороссийске (на 1904/1906 гг. — 3 500 чел.), Владикавказе (на 1904/1906 гг. — 6 800 чел.), относящиеся к Московскому консисториальному округу35.

На Центральном Кавказе лютеранские церкви были построены в крупных немецких колониях, а также в Баку и Тифлисе. 24 апреля 1854 года был заложен первый камень кирхи Св. Иоанна в Еленендорфе, а 10 марта 1857 года прошло торжественное освящение кирхи36. В 1909 году была заложена кирха в кол. Анненфельд. Кирхи в Еленендорфе и Анненфельде были построены в романо-готическом стиле, отличались простотой и выразительностью. В 1885 году Бакинская городская дума постановила выделить Лютеранскому обществу участок в 1 400 кв. саженей на Телефонной улице для строительства лютеранского прихода. На участке была возведена кирха по проекту А.В. Эйхлера, торжественно освященная в 1899 году. При церкви действовала приходская школа37. Одной из самых монументальных построек немецкого населения в Грузии являлась немецкая лютеранская кирха Св. Петра и Павла в Тбилиси, воздвигнутая под руководством архитектора Леопольда Бильфельда в 1897 году.

В 1930-х годах началось закрытие храмов, в том числе и лютеранских. С середины 1930-х годов лютеранские кирхи как в городах, так и в немецких поселениях были фактически закрыты, а к 1937 году, как и большинство мечетей, церквей, храмов, окончательно прекратили свою деятельность.

Церкви действовали практически во всех греческих поселениях. Греческая православная община имела свои церкви в Тифлисе еще в последней четверти XVIII века. На плане Тифлиса 1782 года обозначены две греческие церкви. Они присутствуют также на планах города 1828 и 1843 годов. Однако нужды греческой общины требовали более просторного храма, который и был освящен в 1858 году. К началу ХХ века в Тифлисской губернии насчитывалось 26, в Эриванской губернии — 3, в Карской области — 35, в Сухумском округе — 11, Батумском округе — 5 греческих церковных приходов, находящихся в ведении Грузинского экзархата38.

В 1840-х годах польской общиной был построен католический костел в Ставрополе, при котором действовали начальная школа и благотворительное общество39. В 1893 году в Екате-ринодаре был освящен римско-католический костел, при котором была открыта церковно-при-ходская школа. В Армавире функционировал римско-католический костел, при нем действовало римско-католическое училище для поляков и библиотека40. В 1909—1911 годах в Баку был воздвигнут католический костел, спроектированный Юзефом Плошко. В финансировании деятельности Польского дома и строительства костела активно участвовала семья польских промышленников Рыльских, а также геолог Витольд Згленицкий. Костел был разрушен в пе-

35 См.: КорниловаМ.В. Указ. соч.; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории ^VI—XX вв.). М., 2003 [http://svitlo.net /istoria/lut_z_ros/_ftn1#_ftn1].

36 ГИААР, ф. 508, оп. 1, д. 436, л. 26.

37 ГИААР, ф. 389, оп. 2, д. 149, л. 1, 25.

38 См.: Цацаниди П.Д. Указ. соч. С. 15; Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Старый Тбилиси. Города и горожане в XIX веке. М.: Наука, 1990. С. 44.

39 См.: ЦифановаИ.В. Польские переселенцы на Северном Кавказе в XIX веке: особенности процесса адаптации. Автореф.дис... канд.истор.наук. Ставрополь, 2005. С. 21—27.

40 См.: Поляки на Кубани: история и современность; Виноградов В.Б. Указ. соч. С. 128—132.

риод «воинствующего атеизма» в 1930-х годах, а его настоятель ксендз Стефан Демуров, как и многие представители духовенства, был арестован41.

Одним из важнейших факторов сохранения элементов духовной культуры европейских общин на Кавказе была характерная для Кавказа толерантность, веротерпимость. Она позволяла переселенческим общинам свободно возводить храмы в городах и сельских поселениях, соблюдать религиозные и национальные обряды. Именно духовной культуре принадлежит важная роль в процессе формирования европейских этнических общин в регионе, в поддержании их сплоченности.

В целом, на протяжении всего периода проживания на Кавказе европейские переселенцы сохранили свои традиционные национальные (этнокультурные) особенности. Это было особенно заметно в облике поселений, быте и укладе домов, одежде и кухне, языке, семейной, религиозной и календарной обрядности. Между европейцами и местным населением наблюдались процессы соприкосновения, взаимовлияния культур, что выражалось во взаимном обогащении опытом, знаниями, приемами в разных сферах жизнедеятельности, в частности в хозяйственной, бытовой сфере.

Так, немцы, как видно из вышеприведенных материалов, за весь длительный период их проживания на Кавказе не утратили свои традиционные национальные особенности, принесенные с исторической родины. И хотя немецкая община на Кавказе формировалась волнами на протяжении XIX века, пополняясь различными группами переселенцев из различных областей Германии, имевших некоторые различия в диалектах и вероисповедании, в целом она составляла единую социокультурную общность. При этом национальная самобытность и этнографические особенности немецкой общины сильнее выражены в немецких колониях, нежели среди городского населения.

Материальная культура немецких колонистов Кавказа была богата и разнообразна. В архитектурном отношении немецкие колонии представляли собой тип средненемецкого поселения. Каждое поселение отличалось четкой планировкой. Обычно в центре колонии имелась центральная площадь, вокруг которой располагались общественные постройки: сельское управление, церковь, больница, лавки и т.д.42 В архитектурном плане в немецких колониях использовался готический стиль, который был особенно ярко выражен в построении немецких церквей. Дома колонистов были однотипными и представляли собой то, что этнографы называют «аллеманским типом жилища». Все они выходили на улицу фасадной стороной. В строительстве жилищ в немецких поселениях Северного и Центрального Кавказа существовали как сходство, так и некоторые различия в использовании различных строительных материалов, во внутренней планировке домов и усадеб в зависимости от природно-климатических условий и хозяйственных занятий. В частности, в немецких колониях Азербайджана дома представляют собой небольшие, но комплексные сооружения, объединявшие как жилые, так и хозяйственные постройки: жилой массив, небольшой двор с хозяйственными пристройками, винный погреб, что было связано с основной хозяйственной специализацией колонистов — виноградарством и виноделием43.

В хозяйстве и быту немецкие колонисты также использовали навыки, принесенные с исторической родины. Занимаясь различными видами хозяйственной деятельности: виноградарством и виноделием, земледелием, скотоводством и молочным хозяйством, ремеслами, — колонисты наряду с собственными традиционными навыками постепенно перенимали приемы и

41 См.: Ходубски А. Польско-азербайджанские связи и историко-мемуарная литература (до начала ХХ в.). В кн.: Азербайджанско-европейские литературные взаимосвязи. Баку: Элм, 1983. С. 202—209; Чапла Я. Католическая церковь // Азербайджан и азербайджанцы в мире, 2007, № 1. С. 72—75; Гурецкий Ю. Католическая церковь в Азербайджане // Кавказская Полония, 2003, № 12. С. 5—9.

42 См.: Народы зарубежной Европы: В 2-х ч. Ч. I. М.: Наука, 1964. С. 788.

43 См.: Керимов Э. О некоторых историко-этнографических особенностях немецких колонистов Азербайджана. В кн.: Материалы первой научной конференции «Кавказские немцы — немцы на Кавказе до первой мировой войны». Б.: Элм, 2001. С. 287.

методы ведения хозяйства у местного населения. У азербайджанцев они заимствовали некоторые способы обработки земли, в частности оросительные системы выкачки грунтовых вод — кягризы, существующие в Азербайджане с древности, местные сорта винограда и приемы виноградарства, местную телегу (арбу) и т.д. В свою очередь, и азербайджанцы перенимали у колонистов их традиции винодельческого производства — европейские сорта винограда, технические новшества, европейские фургоны и т.д.

Такой же взаимообмен хозяйственными навыками наблюдался среди немецкого населения Грузии. Местное население перенимало немецкие фургоны легкой конструкции, заменявшие в некоторых случаях арбы, винные бочки, иногда используемые вместо больших чанов, европейские плуги («колонистский» плуг)44. Немцы заимствовали у местного населения некоторые хозяйственные приспособления, местные сорта винограда — ркацители, таквери и др. и методы их обработки, соответствующие местному климату.

Духовная культура немецких колонистов Кавказа была интересна и разнообразна. Они бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение обычаи и традиции, выражавшие национальный характер, семейную, календарную, религиозную обрядность. Колонисты сохраняли песни, музыку, танцы, игры и т.д., используемые в обрядах и празднествах.

Важнейшим проявлением этнического самосознания немецкой общины на Кавказе было сохранение и использование родного языка. Среди немецких переселенцев были наиболее распространены нижненемецкий, швабский и другие диалекты немецкого языка. Колонисты на территории Центрального Кавказа были по происхождению швабами, выходцами из Южной Германии (Вюртемберга) и сохраняли свои характерные этнографические особенности, ярко выраженные в быту, хозяйственной и культурой жизни. В названиях немецких поселений использовались немецкие топонимы со свойственными им окончаниями «ТеИ» — от нем. поле (АппеЛеШ) и dorf — от нем. деревня, село (Не1епеМог045. Немецкие переселенцы говорили на диалекте, вынесенном с исторической родины, писали традиционным готическим шрифтом. Язык немецких колонистов, проживавших в иноязычном окружении, в отрыве от исторической родины, сохранял немало архаизмов, иногда пополнялся заимствованиями из языков коренных народов Кавказа и из русского языка. В немецких школах в Азербайджане изучался азербайджанский язык. В отличие от колонистов, немецкое городское население больше использовало в обиходе русский язык.

Ввиду того что большинство польского населения на Кавказе проживало в городах и не имело, в отличие от немецкой и греческой общин, национальных поселений, их этнокультурные особенности отражали условия городской жизни. В польской общине бережно сохранялись элементы национальной, духовной культуры, язык, обычаи и традиции. В целом, в своем жизненном укладе поляки следовали европейским и христианским ценностям и догматам. Сохраняя национальную идентичность, польская община, успешно пройдя процесс социокультурной адаптации, смогла гармонично включиться в социально-экономическую и общественно-культурную жизнь городов Кавказа.

Чехи, проживавшие на Кавказе более столетия, также сохраняли культурные, этнографические особенности, выражаемые в быте, материальной и духовной культуре. Чешские села напоминали европейские поселения, в центре которых располагались общественные учреждения — церковь, сельсовет, школа. Дома, как правило, были обращены фасадом к улице, располагались они внутри просторной усадьбы, включавшей хозяйственный двор и огород. Для чешского населения Кавказа был характерен земледельческо-скотоводческий уклад. На хуторе Мамацев в большей степени было развито пивоварение, в чешских поселениях Черноморской губернии — мясомолочное скотоводство. Абсолютное большинство чехов Кавказа были

44 См.: ЕрицовА.Д. Экономический быт государственных крестьян Борчалинского уезда Тифлисской губернии. В кн.: Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края: В 7-и т. Т. VII. Тифлис, 1887. С. 388.

45 См.: Hummel Ja. Heimat-Büchlein der Deutchen in Traskaukasien. Pokrowsk: Nemgosizdat, 1928. S. 49.

католиками. В некоторых чешских селах — Варваровка, Павловка, Тешебс — были построены католические костелы и молельные дома46.

Греческая община на Кавказе сохраняла национальное своеобразие, свой язык и культуру. Среди греческого населения Кавказа различают две основные группы — эллинофоны (ромеи, или понтийцы, говорят на греческом понтийском диалекте) и урумы (говорят на турецких диалектах). Большинство греческой общины Северного Кавказа составляли греки-эллинофоны — понтийские греки. Урумы поселились главным образом в Грузии в области Триалети (Цалка). Часто греков на Кавказе называли бердзенами или ионами47. Национальная специфика сохранялась в хозяйственной деятельности, жизненном укладе, семейном быте, материальной и духовной культуре. Виды хозяйственных занятий и типы поселений греческого населения в различных районах их расселения на Кавказе были неодинаковы, на них отражались географические, экономические, этнографические особенности. В частности, занятие части греческого населения горнорудным делом и работой по камню влияло не только на специфику их хозяйственной жизни, но и на характер жилой застройки некоторых греческих поселений в Грузии. Греческие поселения Северного Кавказа отличались уличной планировкой, деревянные дома усадебного типа совмещали жилые и хозяйственные постройки, а также сад и огород, отгороженные забором. В результате социокультурной адаптации и процессов взаимовлияния греческая община заимствовала некоторые элементы культуры коренных народов Кавказа, что в большей степени отражалось на их хозяйственной деятельности и материальной культуре. Духовная жизнь греческой общины Кавказа была разнообразна. В греческих поселениях было развито народное творчество, фольклор, календарная обрядность. Одним из объединяющих элементов греческого населения Кавказа была религия. Абсолютное большинство греков исповедовали православие. Греки-эллинофоны и урумы, будучи в своем большинстве довольно религиозными, проводили свадьбы, крещение детей, похороны и поминки по православным обрядам48. Греческое население, сохранявшее свой язык и культуру, было дву- или трехъязычным. В частности, греки обычно владели одним из языков коренных народов Кавказа, а также русским языком.

Эстонское население Кавказа сохраняло свои национально-культурные и этнографические особенности, которые отчетливо выражались в жизненном укладе, быту и хозяйстве, материальной и духовной культуре поселений. До начала коллективизации у эстонских переселенцев преобладал хуторской, усадебный тип расселения с уличной планировкой; в центре поселения располагались общественные здания — церковь, школа и т.п. В эстонских поселениях Кавказа были распространены многокамерные дома под четырёхскатной крышей. Обычно каждый хозяин имел отрубной участок земли. У зажиточных крестьян жилые постройки группировались вокруг двора, в котором располагались различные приусадебные, хозяйственные помещения, были отведены места для содержания скота, и к которому примыкали сад и огород. В укладе дома также сохранялись национальные элементы интерьера — печи, старинные сундуки, домотканые одеяла и дорожки, иконы и т.п. В одежде больше применялись повседневные формы, хотя национальный костюм сохранялся и использовался в праздники. В эстонских поселениях развивались главным образом те отрасли земледелия и скотоводства, которыми эстонцы занимались на исторической родине. Однако некоторые виды занятий, например выращивание бахчевых культур, отдельные приемы животноводства, эстонские по-

46 См.: Кузнецов И. Чехи Кавказа // Бюллетень № 1, Издание Центра понтийско-кавказских исследований при факультете истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета [http:// history.kubsu.ru/pdf/kn2-122.pdf]; Народы зарубежной Европы. С. 192—205.

47 См.: Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар: Эдви, 1997. С. 553; МаррИ.Я. Племенной состав населения Кавказа. Петроград, 1920. С. 27.

48 См.: Волкова Н.Г. У греков Грузии. В кн.: Полевые исследования института этнографии. 1974. М.: Наука, 1975. С. 124—131; Греки Кавказа. В кн.: Народы Кавказа: В 2-х ч. Ч. II. М.: Из-во АНСССР, 1962. С. 425—431; Чиковани Т.А. Формы взаимопомощи у цалкских урумов. В кн.: Кавказский этнографический сборник. Т. IV. Тбилиси: Мецниереба, 1972. С. 84—86.

селенцы переняли у местного населения. Значительное место в жизни эстонской общины занимала духовная культура. Большинство эстонцев были лютеранами и следили за выполнением религиозных и национальных обрядов, в частности конфирмации, венчания и т.д.49

В целом, говоря о культурной жизни европейских переселенцев, необходимо отметить, что за весь период их проживания на Кавказе они сохранили свои традиционные национальные этнокультурные особенности. Эти особенности отчетливо выражались как в материальной, так и в духовной культуре — в облике немецких колоний, греческих, чешских, эстонских поселений, быте и укладе домов, одежде и кухне, в языке, семейной, религиозной и календарной обрядности. Немецкие колонии, греческие, чешские, эстонские поселения на Кавказе были построены в национальном сельском стиле, напоминая сельские поселения на их исторической родине, и при этом совмещали в едином комплексе жилые дома, технические и хозяйственно-производственные строения и общественно-культурные здания, что выражало основные направления жизнедеятельности европейских переселенцев. Между европейским и местным населением наблюдались процессы соприкосновения, взаимовлияния культур, что проявлялось во взаимном обогащении опытом, знаниями, приемам в разных сферах жизнедеятельности, в частности в хозяйственной, бытовой сфере. Постепенно развивающиеся взаимоотношения, взаимовлияние в быту, хозяйственной и культурной жизни влияли на развитие европейских общин на Кавказе. Хозяйственное и культурное развитие немецкого населения необходимо также рассматривать через призму характерных для Кавказа толерантности, терпимости.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в результате осуществления переселенческой политики царизма в XIX — начале ХХ веков на Кавказе увеличилось количество пришлого населения, различных этнических групп, ареал расселения которых выходил далеко за пределы края. Миграционные процессы на Кавказе на протяжении XIX века способствовали появлению и постепенному увеличению численности европейских этнических общин — немцев, поляков, греков, чехов, болгар, молдаван, эстонцев, латышей, литовцев, шведов и т.д. Представители европейских этнических общин имели сходства и различия в причинах, времени и ходе переселения, местах расселения в городах и сельской местности, хозяйственных занятиях, количественных показателях и сословном происхождении. Хозяйственная деятельность, социокультурная адаптация, общественная активность, образование, сохранение национальных особенностей материальной и духовной культуры непосредственно повлияли на формирование европейских этнических общин, оставивших свой след в истории региона.

49 См.: Народы европейской части СССР: В 2-х ч. Ч. II. М.: Наука, 1964. С. 259—269; Этнография России ^йр:// www.russiafederation.ru /ethnography/].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.