Судаба ЗЕИНАЛОВА
Кандидат исторических наук (Баку, Азербайджан).
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ НА КАВКАЗЕ (XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)
Резюме
В статье рассматриваются причины и процессы переселенческой политики, проводившейся российским царизмом на Кавказе и значительные изменения в этнодемографической структуре Кавказского региона в XIX — начале XX веков в результате этой политики. Особое внимание уделено пе-
реселению и формированию на Кавказе этнических общин западнославянских народов. На основе статистических материалов показана динамика численности польской и чешской общин на Кавказе в рассматриваемый период, особенности их переселения, хозяйственной и социокультурной жизни.
В в е д е н и е
Кавказ отличает разнообразие этнической карты и обилие самых разных культур, имеющих богатое историческое прошлое. Различные этнические культуры веками взаимодействовали здесь, формируя особый культурный феномен Кавказа.
На протяжении столетий Кавказ с его богатыми природными ресурсами, историческим и культурным наследием, этнографическим разнообразием привлекал пристальное внимание европейцев. В конце XVIII — начале XIX веков происходило массовое переселение на Кавказ представителей европейских народов. Условия для социально-экономического развития, сохранения этнокультурной идентичности, этнокультурных ценностей и этнографических особенностей в регионе были весьма благоприятны, и на протяжении XIX — начала XX веков там формировались европейские этнические общины.
Переселенческая политика российского царизма и этнодемографические изменения на Кавказе
Завоевание Кавказа Российской империей положило начало новым этносоциальным процессам и изменениям в этнодемографической структуре региона. На протяжении
XIX — начала XX веков на Кавказе шли миграционные процессы, массовые переселения людей как извне Российской империи, так и из ее тогдашних окраин и внутренних губерний. Миграционные процессы на Кавказе в XIX веке носили целенаправленный характер в рамках переселенческой политики царизма и проходили не только добровольно, но и в принудительном порядке.
В осуществление переселенческой политики российского царизма был вовлечен широкий круг социальных и этнических групп. Основной целью колонизации было создать прочную этносоциальную опору власти российского правительства, помещая среди массы местных жителей группы инородного, пришлого населения и тем самым поддерживая идеологический контроль, хозяйственное обеспечение края, а также обустройство малоземельных и безземельных крестьян из центральных губерний Российской империи. Имперскую колонизацию на Кавказе нельзя считать сугубо русской в этническом смысле. В переселенческую политику были вовлечены многие этносы: русские, украинцы, немцы, греки, поляки, чехи, молдаване, болгары, эстонцы и др.
Переселенческую политику царизма можно условно разделить на несколько этапов. В конце XVIII — первой половине XIX века на Кавказ массово и целенаправленно переселялось русское и украинское население, немецкие колонисты, греческие переселенцы, польские военнослужащие и ссыльные. Во второй половине — конце XIX века, после крестьянской реформы, переселение различных этнических общин стало во многом стихийным и добровольным, но поддерживалось и поощрялось царским правительством. В эти годы в связи с экономическим, хозяйственно-промышленным развитием региона началось массовое переселение малоземельного русского крестьянства из центральных губерний России, а также немецких колонистов, эстонских, молдавских, чешских, болгарских крестьян и др. Тогда же в связи с промышленным бумом увеличился приток в города Кавказа переселенцев из Европы, среди которых было немало служащих, специалистов различных отраслей, предпринимателей. Конец XIX — начало XX веков характеризовались быстрым развитием капитализма, промышленно-хозяйственным ростом, что в наибольшей степени способствовало расширению миграции на Кавказ как из различных регионов Российской империи, так и из-за ее пределов.
К началу XX века в регионе наряду с коренными народами проживали представители более чем 20 национальностей, историческая родина которых — за пределами Кавказа. Время, причины и обстоятельства появления представителей этих народов на Кавказе были различны. Различен был и характер переселений, которые можно разделить в основном на две группы:
1) миграционные движения, направлявшиеся и осуществлявшиеся государством;
2) стихийные миграции, при которых переселялись преимущественно небольшие по численности группы, отдельные семьи1.
Миграционные процессы существенно изменили этнодемографическую карту Кавказа. В частности, за сравнительно короткое время на этой карте региона появились новые этнические общины европейского происхождения, численность которых постепенно увеличивалась за счет постоянного притока мигрантов, не прекращавшегося на протяжении XIX — начала XX веков. Количественные показатели этнических общин европейского происхождения на Кавказе в конце XIX века можно выявить из данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.
В начале XX века процесс формирования европейских этнических общин на Кавказе был фактически завершен. Представители европейских народов, переселившиеся и про-
1 См.: Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М.: Наука, 1974. С. 193—197.
Таблица 1
Количественное распределение европейских этнических общин на Кавказе по родному языку — данные переписи 1897 года (классификация и наименование языков даются в формулировке источника)2
Административно-территориальные единицы
Т ¡5°
Н*®
в уб
*
нанв
£ 5 в
Бакинская губ. 77 __ 681 1 439 __ 371 158 3 __ 430 __ 622
Елизаветпольская губ. 17 875 616 148 143 3 194 558 16
Закатальский окр. 434 115 — — 11 2 —
Дагестанская обл. 16 044 1 630 537 78 261 — 50
Карсская обл. 27 856 3243 956 51 430 32 593 484
Тифлисская губ. 85 338 6 167 1 420 814 8 329 27 116 199
Кутаисская губ. 7 476 793 242 184 290 4 372 8
Батумская обл. 9 956 911 191 160 369 4 717 31
Сухумский окр. 6 011 234 123 138 406 5 393 607
Черноморская губ. 34 546 731 88 1 091 748 5 969 821
Эриванская губ. 15 937 1 385 485 363 210 1 323 403
Ставропольская губ. 803 192 961 199 110 8 601 1 715 1 532
Кубанская обл. 1 737 908 2 719 1 086 5 444 20 778 20 137 2 446
Терская обл. 314 644 4 173 841 221 9 672 958 203
живавшие на Кавказе массово и в основном компактно, сформировались как этнические общины, сложившиеся диаспоры. В 1920-х годах устоялись и количественные показатели европейских этнических общин. Наиболее детально этнический состав Кавказа был отмечен в материалах Всесоюзной переписи 1926 года.
Происходившие в советский период общественно-политические, социально-экономические процессы оказали воздействие на этнодемографическую структуру Кавказа. После установления советской власти и позже, в 1920—1940-х годах, на Кавказе происходили массовые эмиграции населения. Раскулачивания, репрессии, насильственные де-
2 См.: Кавказский календарь на 1908 год. Тифлис, 1907. С. 108—124.
Таблица 2
Европейское население Закавказья — данные переписи 1926 года3
Народность Закавказская СФСР Азербайджанская ССР Грузинская ССР Армянская ССР
Русские 336 178 220 545 96 085 19 548
Украинцы 35 423 18 241 14 356 2 826
Белорусы 3 767 2 867 540 360
Немцы 25 327 13 149 12 074 104
Поляки 6 324 2 460 3 159 705
Греки 57 935 904 54 051 2 980
Эсты 1 043 168 871 4
Латыши 944 569 363 12
Литовцы 572 285 283 4
Молдаване 316 156 142 18
Французы 347 58 282 7
Итальянцы 257 77 172 8
Чехи и словаки 237 87 143 7
Болгары 203 40 160 3
Таблица 3
Европейское население Северо-Кавказского края и Дагестанской АССР — данные переписи 1926 года4
Северо-Кавказский край Дагестанская АССР
Народность Все население Городское население Сельское население Все население
Русские 3 841 063 1 009 342 2 831 721 98 197
Украинцы 3 106 852 353 791 2 753 061 4 126
Белорусы 51 317 28 697 22 620 178
Поляки 18 425 12 588 5 837 460
Чехи и словаки 3 780 1 286 2 494 20
3 См.: Население Закавказья. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Краткие итоги. Тифлис: Из-е Зак-ЦСУ, 1928. С. 8.
4 См.: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том V. Крымская АССР, Северо-Кавказский край, Дагестанская АССР. М., 1928. С. 52—56, 342.
Таблица 3 (продолжение)
Северо-Кавказский край Дагестанская АССР
Народность Все население Городское население Сельское население Все население
Сербы 277 133 144 1
Болгары 2 798 762 2 036 44
Латыши 4 573 2 582 1 991 73
Литовцы 2 292 1 718 574 69
Эсты 5 201 962 4 239 33
Немцы 93 915 12 734 81 181 2 551
Англичане 59 40 19 —
Шведы 82 70 12 1
Голландцы 10 8 2 13
Итальянцы 308 242 66 1
Французы 164 135 29 10
Румыны 562 201 361 58
Молдаване 9 546 446 9 100 491
Греки 32 178 11 125 21 053 82
Финны 322 128 194 9
портации проживавших в регионе коренных кавказских народов и пришлых этнических групп, военные действия на Кавказе в годы Великой Отечественной войны заметно повлияли на этнический состав и демографическое развитие региона. В частности, представители европейских этнических общин — немецкое население полностью, греческое, польское население частично — были депортированы и лишь небольшая их часть после реабилитации вернулась назад5.
Таким образом, в XIX — начале XX веков переселенческая политика российского царизма привнесла в регион с исторически сложившимся этническим разнообразием новые этнические элементы, способствовала появлению, формированию и росту численности новых этнических общин, чей ареал исторического расселения чаще всего лежал далеко за пределами Кавказа. В этот период на Кавказе появились новые — европейские — этнические группы: поляки, чехи, болгары, немцы, шведы, молдаване, румыны, финны, эстонцы, литовцы, латыши и др. Xарактер их расселения бывал различен: они могли и основывать моноэтничные поселения, и селиться в смешанных селениях, и проживать в городах. Эти диаспорные группы прошли длительный процесс социальной адаптации и, сохранив свои культурные ценности и национальную идентичность, смогли в своем большинстве интегрироваться в полиэтничное и мультикультурное пространство региона, оставив свой след в истории Кавказа.
5 См.: Зейналова С.М. Формирование европейских этнических общин на Кавказе (XIX — первая половина XX вв.). Баку: Мутарджим, 2010. С. 33—56.
В числе этнических общин, переселившихся и на протяжении длительного периода проживавших на Кавказе, были представители западнославянских народов: поляки, чехи и небольшое количество словаков. Переселение представителей западнославянских народов на Кавказ в целом необходимо рассматривать в рамках переселенческой политики российского царизма и миграционных процессов, имевших место в XIX веке.
Польская община на Кавказе
Среди представителей западнославянских народов, переселившихся и долгое время проживавших на Кавказе, наиболее крупной была польская община. Процесс переселения поляков и формирования польской общины на Кавказе отличался от процессов формирования других европейских общин в регионе. С одной стороны, отличны были причины и ход переселения, с другой — иначе проходил процесс социальной адаптации и формирования польской этнической общины.
После разделов Речи Посполитой и наполеоновских войн значительная часть польских земель вошла в состав Российской империи, что привело к переселению групп польского населения в различные регионы империи, в том числе и на Кавказ. Перемещения польских переселенцев на Кавказ в XIX веке были как принудительными, так и добровольными. С этой точки зрения можно выделить несколько основных волн миграции:
1) переселение поляков — военнопленных из армии Наполеона и рекрутов, призванных из Польши в состав регулярных российских войск в результате военной колонизации региона;
2) вынужденная миграция в качестве политических ссыльных, осужденных за участие в польских восстаниях;
3) добровольная миграция поляков из других губерний на Кавказ.
С конца XVIII века на Кавказ начали прибывать польские военнослужащие в составе российских войск, прежде всего войск Кавказской армии. После разгрома войск Наполеона на Кавказ для несения военной службы были отправлены и многие военнопленные из польских легионов. С другой стороны, на Кавказ для несения военной службы отправлялись рекруты из Царства Польского. Таким образом, в воинских частях, расквартированных на Кавказе, на укрепленных линиях несло службу немало солдат и офицеров польского происхождения6. Срок службы на Кавказе был довольно длительным, и после окончания военной карьеры многие поляки с семьями оставались на Кавказе на постоянное жительство.
Но наиболее многочисленную категорию польского населения на Северном Кавказе составили ссыльные поляки — участники национальных выступлений 1830-х и 1860-х годов в Польше. После подавления польского восстания 1830—1831 годов, несмотря на объявленную царским правительством амнистию, сотни осужденных были сосланы в Сибирь, записаны в солдаты и переселены в отдаленные губернии России, в том числе и на Кавказ7. В 1830-х годах начался массовый приток ссыльных поляков на Кавказ. То же происходило и после поражения восстания 1863—1864 годов. Таким образом, с конца XVIII века и вплоть до середины 1860-х годов польская этническая община на Кавказе
6 См.: Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Армавир, 1995. С. 128—132.
7 См.: История Польши в 3-х томах. Том 1. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 438—453, 464.
формировалась в основном из ссыльных (участников польских восстаний) и направленных в регион военнослужащих польского происхождения. По окончании военной службы либо отбытия ссылки многие поляки оставались здесь навсегда, хотя часть ссыльных после объявления амнистии возвратились на родину.
Польские военнослужащие и ссыльные были размещены по всему Кавказу. В частности, заметное количество поляков служило на территории Азербайджана в Закатальс-ком, Гусарском районах. Немало военнослужащих-поляков было размещено в гарнизонах на территории Грузии и Северного Кавказа. В начале 1830-х годов во Владикавказе служила большая группа поляков — офицеров Черниговского пехотного полка и Литовского батальона, отправленных в ссылку на Кавказ. Много поляков служило в 76-м Кубанском пехотном полку, составившем основу первого гарнизона Майкопа. Их потомки в начале XX века построили в Майкопе костел8. Некоторые исследователи считают, что в целом в 1840 году в Кавказском корпусе служило 25—30 тыс. поляков9.
Со второй половины XIX — в начале XX века численность польского населения на Кавказе растет. В связи с развитием экономической активности в регионе активизировались миграционные процессы. Наряду с представителями других народов на Кавказ стали прибывать поляки — специалисты различных отраслей, в основном инженеры, врачи, юристы, архитекторы и служащие. Эта польская миграция, в отличие от предыдущей волны, носила добровольный характер и была связана главным образом с благоприятными перспективами обустройства в регионе.
Судя по данным статистических источников второй половины XIX — начала XX веков, польское население представляло собой одну из крупных европейских этнических групп на Кавказе. В частности, по данным переписи 1897 года, всего в Закавказском крае проживало 17 264 чел., считавших родным языком польский, а на Северном Кавказе — 7 853 чел.10 Согласно данным переписи 1926 года, в Закавказской СФСР проживали 6 324 поляка, из которых 2 460 чел. — в Азербайджанской ССР, 3 159 чел. — в Грузинской ССР, 705 чел. — в Армянской ССР. В Дагестанской АССР проживало 460 поляков. В Северо-Кавказском крае — 18 425 поляков, из которых 12 588 чел. были городскими жителями, 5 837 чел. — сельскими11. В 1930-х годах на Кавказе проживало уже около 25—30 тыс. поляков. Изменения количественных показателей были обусловлены, с одной стороны, пополнением числа рекрутов и ссыльных поляков, а также самостоятельным и добровольным переселением поляков в регион, а с другой — возвращением части польских ссыльных переселенцев после объявления амнистий на родину.
Как видно из вышеприведенных статистических материалов, большинство польского населения проживало в городах, и только небольшое количество в сельской местности. К примеру, в конце XIX века в Закавказском крае проживало казенно-крестьянское население — поляки (53 дыма, более 230 душ), которые были поселены в Тифлисской губернии12. Небольшое польское население имелось и в смешанных сельских поселениях на Северном Кавказе.
Значительное количество поляков поселилось в промышленных и культурных центрах Кавказа — Баку, Тифлисе, Екатеринодаре, Ставрополе, Владикавказе и др. По данным 1884 года, на Северном Кавказе проживало 10 263 поляка, в том числе в Кубан-
8 См.: Матвеев О.В. Поляки города Майкопа (вторая половина XIX — начало XX вв.) [Ьйр:/Ыаутк. orthodoxkuban.com.ru/2008/08/21/ov_matveev_poljaki_goroda_majjkopa.html].
9 См.: Бадирбейли Р.Ф. Поляки в Азербайджане в XIX — нач. XX вв. Автореф.дис... канд. истор. наук. Баку, 1985. С. 9—14.
10 См.: Кавказский календарь на 1908 год. С. 108—124.
11 См.: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том V. С. 52—56, 342; Население Закавказья. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Краткие итоги. С. 8.
12 См.: Антелава И.Г. Государственные крестьяне Грузии в XIX веке (пореформенный период 1864— 1900 гг.). Том II. Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1962. С. 281—283.
ской области — 8 444 (в Екатеринодаре — 2 400). Численность поляков во Владикавказе увеличивалась в ходе общей колонизации края за счет переселенцев из Варшавской и других Привислинских губерний, из Прибалтийских земель, российских губерний, в основном Воронежской. В 1882 году их было в городе 1 021 чел., в 1899 году — 1 037 чел., к 1914 году — 1 879 человек. Численность польского населения в Ставрополе составляла, по переписи 1897 года, 711 чел.13 Значительное польское население проживало в крупных городах Южного Кавказа — Баку и Тифлисе. Согласно данным однодневной переписи Тифлиса 25 марта 1876 года, в городе проживало 1 592 поляка14. По данным 1886 года, в Баку проживало 1 093 поляка15. Приток поляков на Кавказ усилился в годы Первой мировой войны. В Баку, Тифлисе, Владикавказе и других городах появилась масса беженцев-поляков. По переписи Баку 1913 года, в городе проживало 1 770 поляков16. Значительное польское население в Баку было отмечено по данным однодневной переписи 1917 года, согласно которым, в городе проживало почти 2 тыс. поляков (1 982 чел.)17. В 1920-х годах, после установления советской власти, польское население в городах Кавказа сократилось.
В отличие от представителей других европейских этнических групп, переселившихся на Кавказ и основавших компактные поселения,— немцев, греков, чехов, эстонцев и др., поляки были распределены преимущественно по крупным городам и не имели национальных поселений. Как видно из приведенных выше данных, только небольшая часть польского населения проживала в сельской местности, в основном в смешанных поселениях. Для сохранения контроля над польским населением российское правительство стремилось не создавать национальных поселений для поляков18. С другой стороны, большинство поляков, переселившихся на Кавказ, по сословному происхождению и социальной «приписке» относились к дворянам, служащим, военным, духовенству. А эти слои населения были в основном городскими жителями, которым было бы сложно адаптироваться в сельской местности. Несмотря на контроль деятельности поляков, практически большинство выходцев из Польши сумели быстро адаптироваться к новым условиям жизни, занять определенную социально-экономическую нишу. Наряду с частной предпринимательской деятельностью поляки состояли на государственной, военной службе. Среди польского населения, проживавшего на Кавказе, было немало высших военных чинов, видных ученых и педагогов, деятелей искусства, врачей, известных архитекторов. Польская община на Кавказе характеризовалась высоким социальным статусом и уровнем грамотности. К примеру, согласно статистическим материалам, по уровню грамотности на 1 000 человек первые позиции среди представителей европейских этнических общин в Закавказье (численностью не менее 3 000 чел.) на период середины 1920-х годов занимали поляки (831 чел. на 1 000 чел.) и немцы (755 чел. на 1 000 чел.)19.
К началу XX века в крупных городах Северного и Южного Кавказа сложились польские общины с высоким уровнем этнокультурной сплоченности. В некоторых городах, к примеру во Владикавказе, польская община была расселена очень компактно
13 См.: Поляки на Кубани: история и современность [http://poloniakuban.by.ru/polish_kub.htm]; Кавказский календарь на 1908 год. С. 122; Канукова З.В. Старый Владикавказ. Владикавказ: Иристон, 2002. 310 с. [http://nocss.ru/projects/24/gl1_p2.php].
14 См.: Сборник сведений о Кавказе / Под ред. Н.К. Зейдлица. Т. VI. Тифлис. 1880. С. 134—138.
15 См.: Мурадалиева М.Б. Города Северного Азербайджана во второй половине XIX века. Баку: Изд-во Бакинского ун-та, 1991. С. 82.
16 См.: Перепись Баку 1913 г. Ч. III. Население. Баку, 1916. С. 5.
17 См.: Известия АзЦСУ, 1922, № 4. С. 34.
18 См.: Цифанова И.В. Польские переселенцы на Северном Кавказе в XIX веке: особенности процесса адаптации. Автореф. дис... канд. истор. наук. Ставрополь, 2005. С. 21—27.
19 См.: Грамотность населения ЗСФСР // Экономический вестник Закавказья, 1928, № 9. С. 5.
по кварталам. Поляками были открыты некоторые частные заведения — магазины, медицинские и образовательные учреждения. В начале XX века во Владикавказе действовали римско-католическая школа и католический костел, который был реконструирован в 1930-х годах20. В 1840-х годах был построен католический костел в Ставрополе, при котором действовали начальная школа и благотворительное общество21. Наиболее массово была представлена польская община на Кубани. Многие дворяне, военнослужащие, врачи, педагоги, предприниматели оказали значительное влияние на развитие Кубанской области. Среди них можно отметить прокурора Екатерино-дарского окружного суда В. Раковского, главного лекаря Екатеринодарского военного госпиталя и основателя Горячеключевского курорта М. Рымашевского, потомственных дворян, кубанских промышленников П. Буковского, Г. Козловского, основателя Анапского курорта В. Будзинского и др. Польское население Кубани отличалось высокой социальной активностью. Особенно ярко общественно-культурная деятельность польского населения проявлялась в Екатеринодаре. В 1893 году в этом городе был построен и освящен римско-католический костел, при котором была открыта церковноприходская школа. В Армавире также действовал римско-католический костел, при котором имелось римско-католическое училище для поляков и библиотека. В начале XX века в Екатеринодаре действовал польский клуб «Огниско». В 1920 году в Кубано-Черноморской области существовали три польские школы в Армавире, Новороссийске и Екатеринодаре22.
Значительную социальную прослойку представляла польская община в городах Южного Кавказа — Баку, Тбилиси (Тифлисе), Батуми. В Азербайджане были поселены польские ссыльные, служившие в военных гарнизонах. Среди польских ссыльных на Южном Кавказе можно отметить талантливых поэтов, ученых, инженеров. Одним из польских поэтов, проживших более десятилетия на Кавказе, был Тадеуш Лада Заблоцкий (1813—1847), который за участие в антимонархическом движении был в числе других сослан в 1837 году для несения службы в Кавказском корпусе. В 1841 году он приехал в Губу, а затем в Шемаху. Обойдя Кавказ с юго-восточной стороны, он посвятил этому региону многие литературные произведения, изучал национальные кавказские языки, переводил азербайджанские народные песни и другие произведения фольклора. Еще одним польским поэтом, сосланным на службу на Кавказ, был Владислав Стшельницкий (1820—1846), многие литературные произведения которого были написаны в Шуше, Шемахе, Баку. Длительное время прожив в Карабахе, он описал этот край в своих «Кавказских очерках»23.
Среди ссыльных поляков можно отметить имя Людвига Млокосевича, отправленного на военную службу на Кавказ в 1851 году. Он изучал биологию региона, разводил редкие виды растений. На территории Закаталы он проводил гидрометеорологические наблюдения, изучал флору и фауну, совершал ботанические и зоологические экспедиции по Азербайджану, Дагестану, Грузии24.
Развитие промышленности в Азербайджане создало благоприятные условия для притока специалистов польского происхождения. В последней трети XIX века в Азербайджан были направлены поляки, выпускники российских вузов — врачи, аптекари, инженеры, чиновники и т.д. Средоточием польской общины в Азербайджане стал Баку. В национальной мозаике города поляки отличались высоким уровнем образования, занима-
20 См.: Канукова З.В. Указ. соч.
21 См.: Цифанова И.В. Указ. соч.
22 См.: Поляки на Кубани: история и современность; Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Армавир, 1995. С. 128—132.
23 См.: Абдуллабекова Г.Г. Темы и инспирации Азербайджана в польской литературе XIX века. Баку: Озан, 1999. С. 46—48, 67.
24 См.: Людвиг Млокосевич // Кавказская Полония, 2001, № 5. С. 10—13.
ли множество ответственных постов на военной службе, в государственной администрации и промышленности. В частности, в конце XIX века поляк по происхождению Станислав Деспот-Зенович был председателем Бакинской городской думы. Польская семья Рыльских занималась предпринимательской деятельностью в области нефтяных промыслов в Баку. Некоторые из офицеров польского происхождения занимали должности в военной администрации в Азербайджане; в частности, врач Серопский (начальник военного лазарета в Баку в 1831 г.), майор Каноненский (военный комендант Баку в 1839 г.), полковник Миклашевский (военный начальник мусульманских провинций Кавказа). В 1847 году в Азербайджане насчитывалось девять служащих-поляков высшего ранга, среди них начальник окружного военного штаба генерал-майор М. Гурский, майор Ф. Доб-жанский и др. Во второй половине XIX века в Баку работало немало врачей польского происхождения. В 1889 году там практиковали девять врачей-поляков25.
Наиболее яркими представителями польского населения в Азербайджане были архитекторы польского происхождения Ю.В. Гославский, К.Б. Скуревич, Ю.К. Плошко, Е.Я. Скибинский, К. Борисоглебский и др. По их проектам в Баку и других городах был выстроен целый ряд красивейших зданий. Польский архитектор Юзеф Викентьевич Гославский (1865—1904) родился в Варшаве, вскоре после окончания Петербургского института гражданских инженеров был отправлен в Баку. В течение 1893—1900 годов он составил проекты и руководил строительством некоторых важнейших зданий, среди которых можно назвать Дворец Зейналабдина Тагиева (ныне Национальный музей истории Азербайджана), здание женской мусульманской школы, здание городской Думы (ныне здание Исполнительной власти г. Баку), здание театра Тагиева (ныне театр музкомедии), нескольких жилых домов в центре города и т.д. По проекту архитектора Юзефа Плошко были построены здание «Исмаилийе» (ныне Президиум Национальной академии наук Азербайджана), жилые дома на Телефонной улице (ныне Улица 28 мая), построенные по заказу бакинского нефтепромышленника Мусы Нагиева, Дворец Муртуза Мухтарова (ныне Дворец счастья) и т.д.26
Весомый вклад в развитие геологии Кавказа внесли польские геологи, в частности Витольд Згленицкий (1850—1904) и Павел Потоцкий (1879—1932), исследовавшие нефтяные месторождения и залежи других полезных ископаемых в Азербайджане, перспективные нефтеносные участки на суше и в Каспийском море27.
Ученые польского происхождения, проживавшие в Азербайджане, среди которых можно назвать имена А. Маковельского (история философии), П. Здродовского (микробиология) и др., внесли заметный вклад в развитие различных отраслей науки. Среди музыкальной интеллигенции Азербайджана начала XX века можно отметить известного музыканта Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892—1942), происходившего из польского дворянского рода. С 1925 по 1931 год его творческая биография была связана с Баку, где он был профессором Азербайджанской государственной консерватории. Там родился его сын Мстислав Ростропович (1927, Баку — 2007, Москва), всемирно известный музыкант, филантроп и меценат, чью светлую память чтят в Азербайджане28.
Польская община была широко представлена в Грузии. В конце XIX — начале XX веков в Тифлисе проживали многие чиновники, военные, ученые, деятели искусства польского происхождения. Видное место в области топографии и картографии принад-
25 См.: Бадирбейли Р. Поляки в Азербайджане в XIX и начале XX века // Кавказская Полония, 1999, № 2. С. 2—4.
26 См.: Фатуллаев-Фигаров Ш. Творчество польских архитекторов в Баку. Баку, 2004; Фатуллаев Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX — начала XX века. Л.: Стройиздат, 1986. С. 65—66, 82, 158—162, 218, 276, 405.
27 См.: Польские нефтяники в Азербайджане на рубеже XIX—XX веков. Баку, 2008. С. 47—56.
28 См.: Южанина-Маковельская О., Костин А. О Польше и поляках в Азербайджане // Азербайджан и азербайджанцы в мире, 2009, № 2. С. 165—171; Мстислав Ростропович. Баку, 1997. С. 29—32.
лежало Юзефу Xодько (1800—1881). В 1840 году он был направлен на Кавказ для проведения геодезических и топографических работ. За годы службы на Кавказе Xодько провел ряд фундаментальных работ по проведению тригонометрических измерений Закавказского края, топографических съемок Северного Кавказа. В 1858 году в Тифлисе был учрежден военно-топографический отдел главного штаба Кавказской армии, начальником которого был назначен генерал-майор Xодько. Он являлся почетным членом Кавказского отдела Русского технического общества, имел различные государственные награды29.
В конце XIX века в Тифлисе работали польские инженеры, среди которых можно отметить Болеслава Статковского. Приехав в Тифлис на службу в 1847 году, он принимал участие в работах по реконструкции Военно-Грузинской дороги, строительстве железной дороги Тифлис — Поти. Генерал Владислав Калусовский, отправленный на Кавказ во второй половине XIX века, долгие годы работал в военно-топографическом отделе Кавказского военного округа в Тифлисе. Он проводил военно-топографические съемки, создал множество топографических карт, в том числе и карту г. Тифлиса30.
Большое значение в жизни польской общины Кавказа имела религиозно-духовная жизнь. Большинство польского населения были католиками. В начале XX столетия практически во всех крупных городах Кавказа, где проживало значительное количество поляков, были построены костелы, при которых действовали благотворительные общества и приходские школы. Польское население выделялось общественной активностью. В начале XX века в крупных городах Северного и Южного Кавказа — Владикавказе, Екатеринодаре, Баку, Тифлисе и др. действовали польские общественные организации: «Польский дом», благотворительные общества, библиотеки и т.д. В частности, в начале XX века в Баку существовал целый ряд польских общественно-благотворительных организаций, в работе которых принимали участие представители польской интеллигенции. Первое объединение поляков «Римско-католическое общество» было создано в Баку в 1903 году с благотворительной целью. В 1909 году было зарегистрировано объединение под названием «Польский дом», в уставе которого в качестве основной цели отмечалось содействие культурному развитию польского населения города. В начале Первой мировой войны «Польский дом» оказывал содействие беженцам из Польши31. И в Тифлисе в начале XX века действовали польские общественные организации — «Польский дом», польский театр, библиотека. В 1920-х годах в Грузии функционировала польская школа32.
В 1909—1911 годах в Баку был воздвигнут католический костел, спроектированный Юзефом Плошко. В финансировании деятельности «Польского дома» и строительства костела принимали активное участие семья польских промышленников Рыльских, а также Витольд Згленицкий. Костел, большинство прихожан которого были поляки, разрушен в период «воинствующего атеизма» в 1930-х годах. Настоятель прихода ксендз Стефан Демуров, как и многие представители духовенства, был арестован33. Об общественной активности польского населения свидетельствует и тот факт, что в парламенте Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920 гг.) во фракции депутатов от
29 См.: Юзеф Xодько // Кавказская Полония, 2001, № 5. С. 3—5.
30 См.: Болеслав Статковский // Кавказская Полония, 2002, № 7. С. 8—10; Путешествуя по страницам прошлого // Кавказская Полония, 2002, № 8. С. 5—12.
31 См.: Бадирбейли Р. Указ. соч.
32 См.: Козбелевский А. Из истории поляков Грузии // Кавказская Полония, 2002, № 9. С. 13—14; Кома-хия М. Славянское население Грузии // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 4 (52). С. 152—165.
33 См.: Ходубски А. Польско-азербайджанские связи и историко-мемуарная литература (до начала XX в.). В кн.:Азербайджанско-европейские литературные взаимосвязи. Баку: Элм, 1983. С. 202—209; Ян Чап-ла: Католическая церковь // Азербайджан и азербайджанцы в мире, 2007, № 1. С. 72—75; Гурецкий Ю. Католическая церковь в Азербайджане // Кавказская Полония, 2003, № 12. С. 5—9.
национальных меньшинств польский национальный совет представлял депутат Станислав Вонсович34.
Ввиду того, что большинство польского населения на Кавказе проживало в городах и не имело, в отличие от немецкой и греческой общин, своих национальных поселений, этнокультурные особенности польской общины были выражены соответственно условиям городской жизни. В польской общине бережно сохранялись элементы национальной, духовной культуры, язык, обычаи и традиции, передаваемые от поколения к поколению. В целом, в своем жизненном укладе поляки придерживались европейских и христианских ценностей и догматов. Сохраняя национальную идентичность, польская община, успешно пройдя процесс социокультурной адаптации, смогла гармонично включиться в процессы социально-экономической и общественно-культурной жизни городов Кавказа.
Чешская община на Кавказе
Переселение групп чешского населения на Кавказ во второй половине XIX века было добровольным и поддерживалось российским правительством. Чешские переселенцы основали свои поселения в регионе и занимались преимущественно сельским хозяйством.
Чешские переселенцы (а вместе с ними и небольшое количество словаков) появились на Кавказе в результате волны миграционных процессов, целенаправленной переселенческой политики и наличия в регионе перспектив для хозяйственного освоения. В середине XIX века из-за обезземеливания чешских крестьян они начинают переселяться на территорию Российской империи, где во второй половине XIX века возникли чешские поселения на Волыни, в Крыму, на Северном Кавказе. К началу XX века чехи основали ряд поселений в Кубанской области и Черноморской губернии — в с. Павловка (переселенцы из Моравии конца 1870 — начала 1880-х гг.), с. Варваровка (Таманский отдел Кубанской обл., а с 1904 г. Новороссийский округ Черноморской губ.), с. Владимировка, Мефодиев-ка, Борисовка, Глебовка (Новороссийский округ), деревнях Текос, Тешебс (вместе с поляками), Георгиевский хутор (дер. Анастасиевка) (Туапсинский округ), хут. Мамацев (вместе с поляками) (Майкопский отдел)35.
Всего, по переписи 1926 года, в Северо-Кавказском крае проживало 3 780 чехов и словаков, из которых 1 286 чел. были городскими, 2 494 чел. сельскими жителями. Небольшое количество чехов и словаков проживало в Закавказской СФСР — 237 чел., из которых 143 чел. поселились в Грузинской ССР, 87 чел. в Азербайджанской ССР36.
Чехи принимали участие в развитии различных отраслей сельского хозяйства и промышленности региона. Чехи внесли значимый вклад в развитие пивоваренной промышленности на Северном Кавказе. Если изначально пивоварением занимались немцы, то с 1870-х годов эта сфера деятельности становится специализацией чешских переселенцев.
34 См.: Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1920). Парламент. Баку: Изд-во Азербайджан, 1998. С. 23—26; Азербайджанская Республика. Документы и материалы 1918—1920 гг. / Под. ред. Дж.Б. Гулиева. Баку: Элм, 1998. С. 215.
35 См.: Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар: Эдви, 1997. С. 553; Кузнецов И. Чехи Кавказа // Бюллетень № 1, Издание Центра понтийско-кавказских исследований при факультете истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета [http://history.kubsu.ru/pdf/kn2-122.pdfl.
36 См.: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том V. С. 52—56; Население Закавказья. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Краткие итоги. С. 8.
Среди виноделов необходимо отметить Федора Ивановича Гейдука, стоявшего у истоков производства шампанских вин «Абрау-Дюрсо»37.
Чехи довольно активно проявили себя в различных сферах местной экономики и культурной жизни Армавира. В конце XIX — начале XX веков в Армавире действовали пивоваренный завод И. Гржибы, маслобойный завод О. Ложанского, колбасный завод «Прага Чешская» братьев Штепанек38. На Южном Кавказе чехи в небольшом количестве проживали в городах и являлись главным образом служащими, специалистами разных областей. В частности, среди известных представителей чешского населения Грузии можно назвать имена инженера-гидротехника Николая Шмальцеля, оперного певца Иосифа Ратиля и певицы Гертруды Шмальцель, художников-декораторов Франца Новака, Йозе-фа Броучека, врача Ивана Прибиля и др.39
Чехи на Кавказе на протяжении более чем столетие сохраняли свои культурные, этнографические особенности, выражаемые в быте, материальной и духовной культуре поселенцев. В частности, чешские села напоминали европейские поселения. В центре располагались общественные учреждения — церковь, сельсовет, школа. Для чешского населения Кавказа был характерен земледельческо-скотоводческий уклад. В хуторе Мамацев в большей степени было развито пивоварение, в чешских поселениях Черноморской губернии — мясомолочное скотоводство. Абсолютное большинство чехов Кавказа были католиками. В некоторых чешских селах — Варваровке, Павловке, Тешебсе — были построены католические костелы и молельные дома40.
На протяжении XX столетия в жизни общин западнославянских народов, также как и представителей других европейских этнических общин, проживавших на Кавказе, произошли изменения. Вследствие репатриаций после Первой мировой войны, а также репрессий, раскулачиваний, вынужденных выселений 1930—1940-х годов в советский период, эмиграций в 1990-х годах численность польского и чешского населения в регионе заметно сократилась.
3 а к л ю ч е н и е
В результате переселенческой политики российского царизма в XIX — начале XX веков на Кавказе увеличилось количество пришлого населения, появились новые этнические общины. Переселения носили как вынужденный, так и добровольный характер. Среди переселенцев были и безземельные крестьяне, и ссыльные, а также переселившиеся на Кавказ в ходе экономического развития группы населения различного этнического и сословного происхождения.
Волны миграционных процессов на протяжении XIX века способствовали появлению и постепенному росту числа групп представителей европейских народов, среди которых можно отметить поляков и чехов. Более многочисленной была польская община, представленная в основном различными слоями городского сословия — служащими, учеными-педагогами, предпринимателями-промышленниками, военнослужащими и т.д. Группы чешского населения основали несколько поселений на Северном Кавказе и на Черноморском побережье. Чешская община была в основном занята в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном производстве.
37 См.: Пукиш В. Чешские корни российского шампанского [http://smyslov.livejournal.com/720160.html].
38 См.: Ктиторов С.Н. Этнический состав населения Армавира, по данным торговопромышленных списков // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 г. Материалы научно-практической конференции. Белореченск, 1998. С. 18—21.
39 См.: Комахия М. Указ. соч.
40 См.: Кузнецов И. Указ. соч.
Формирование польской и чешской этнических общин проходило на протяжении XIX века и завершилось к началу XX века. Пройдя процесс социальной адаптации, они смогли интегрироваться в экономическую, хозяйственную инфраструктуру региона, при этом сохраняя вдали от исторической родины свои национально-культурные ценности и этнографические особенности, что наглядно выражалось в строительстве церквей, в открытии национальных школ, деятельности общественных организаций и благотворительных обществ и в целом в жизненном укладе.